Вид дани взимаемый с населения в пользу киевского князя
Полю́дье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Характерной чертой полюдья был его ненормированный характер. При этом племенная полития использовалась княжеской властью для организации сбора дани.
История[править | править код]
Полюдье — ежегодный объезд князя с дружиной подвластных земель, с целью сбора дани и кормления. Продолжалось с ноября по апрель.
Первое упоминание полюдья в русских летописях, а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей», относятся к середине X века.
Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию[1].
Однако арабо-персидские источники сообщают о сбыте русами дани, собранной со славян, уже применительно к первой половине IX века:
Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать[2].
Возникновение такого явления, как полюдье, было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах:
поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу![3]
Также известно о силах участников полюдья[4]:
Всегда 100—200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся.
При этом активно использовался обычай гостеприимства, заставляющий хозяина содержать гостя, пока тот находился в его доме.
Клавдий Лебедев. Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году («Полюдье»)
В 945 году, когда полюдье возглавлял великий князь Игорь Рюрикович, поводом для восстания древлян и его убийства стало не взимание дани самой по себе, а попытка сбора дополнительной дани. После подавления древлянского восстания княгиня Ольга проводит налоговую реформу, главными пунктами которой были нормализация сбора дани (уроки), который осуществлялся уже не в племенных центрах, а в специальных опорных пунктах — погостах[5]. Впоследствии дань концентрировалась у княжеских наместников в крупных городах и переправлялась в Киев (как происходило с 2/3 новгородских даней в 1014 году при киевском князе Владимире Святославиче и его сыне и новгородском наместнике Ярославе).
О полюдье у славян также свидетельствует Ибн Руста[6]:
Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берёт по одному из её платьев в год, а если сын, то также берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот даёт по одному из платьев жены или рабыни в год.
Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно — Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки.
Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо. На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья — 7—8 км в сутки.
На русских окраинах и вновь присоединённых землях полюдье как способ сбора дани практиковалось ещё очень долго (на Чукотке и Аляске — даже в XIX в.).
Полюдье имело широкое распространение также в догосударственных и раннегосударственных социально-политических системах Евразии и Африки (вождествах)[7]. Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (poluta, polutaswarf). Аналог русского полюдья — древненорвежская вейцла (veizla), буквально — «пир», «угощение»[8][9], позже трансформировавшаяся в феодальную повинность.
Примечания[править | править код]
- ↑ Константин Багрянородный. Об управлении империей. — М.: Наука, 1991. — (Древнейшие источники по истории народов СССР).
- ↑
- Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Пер. с арабского, коммент., исслед., указатели и карты Н. М. кызы Велихановой (Велиханлы). — Баку: Элм, 1986. — 428 с. — (Источники по истории Азербайджана). — 3000 экз.
- Из “Книги путей и государств” Абуль-Касима Убайдаллаха ибн-Абдаллах, известного под прозванием Ибн-Хордадбе (писал в 60-70-х годах IX века по Р. X.). // Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. (с половины VII в. до конца X века по Р. Х.). — СПб.: Типография Императорской академии наук, 1870. IX, 308 с.
- ↑ Святитель Фотий, патриарх Константинопольский. Окружное послание Фотия, Патриарха Константинопольского, к Восточным Архиерейским Престолам, а именно — к Александрийскому и прочая (пер. П. В. Кузенков) // Альфа и Омега. Учёные записки Общества для распространения Священного Писания в России. — 1999. — № 3(21). — С. 85—102
- ↑ Гардизи Краса повествований // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой, А. В. Подосинова. Том III. Восточные источники. Сост. части I — Т. М. Калинина, И. Г. Коновалова; части II — В. Я. Петрухин. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. — С. 59. ISBN 978-5-91244-006-9
- ↑ Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Кн. 1. — М., 1959. — С. 156-157.
- ↑ Ибн Руста. Об обычаях и образе жизни славян // Хрестоматия по истории СССР. Т. I. C древнейших времен до конца XVII века / под ред. В. И. Лебедева, М. Н. Тихомирова, В. Е. Сыроечковского. — М., 1951. — С. 41-42.
- ↑ Кобищанов Ю. М. Полюдье: Явление отечественной и всемирной истории, М., 1995.
- ↑ Гуревич А. Я. «Круг Земной» и история Норвегии // Снорри Стурлусон. Круг Земной. / Подг. изд. А. Я. Гуревич, Ю. К. Кузьменко, О. А. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский. — М.: Наука, 1980.
- ↑ Егоров В. У истоков Руси: меж варягом и греком. — Litres, 2017-09-05. — 350 с. — ISBN 9785457521186.
Литература[править | править код]
- Вернадский Г. В. Золотой век Киевской Руси. — М.: Алгоритм, 2012. — 400 с. — ISBN 878-5-699-55146-0.
- Петрухин В. Я. Древняя Русь, IX в. — 1263 г.. — М.: АСТ, 2005. — 190 с. — ISBN 5-17-028246-X.
- Полюдье: всемирно-историческое явление. / Под общ. ред. Ю. М. Кобищанова. Ред. колл. Ю. М. Кобищанов, М. С. Мейер, В. Л. Янин и др. — М.: РОССПЭН, 2009. — 791 с.
- Рыбаков Б. А. Рождение Руси. — М.: Аиф-Принт, 2004. — 447 с. ISBN 5-94736-038-1
По мере того, как зарождалось и крепло наше Отечество, увеличивались различные подати. В этом непростом деле всегда было много острых вопросов и категоричных ответов. Власти всегда стремились взять больше, а люди, соответственно, отдать поменьше. Первые вводили новые подати, вторые искали способы их обойти.
Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов
Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.
С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.
Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.
Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.
Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).
Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.
Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.
Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.
С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.
К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.
Не платишь своим, будешь платить чужим
Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.
Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.
Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.
Платить будем, а по головам считать не дадим
Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.
Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.
С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.
Выход собирали, а про себя не забывали
Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.
Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.
В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.
Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.
***
Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.
Читайте также:
История налогов. Часть 2: кто оплатил расширение Московии до империи
История налогов. Часть 3: зигзаги Российской империи
История налогов. Часть 4: скинуться на советскую власть
Литература:
Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX – начало ХХ в. М., 2006.
Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.
ДАНЬ НАЛОГ – натуральный или денежный сбор с побеждённых в пользу победителя; одна из форм налога с подданных.
В процессе формирования феодальных отношений Дань развивалась в двух направлениях: с одной стороны, превращалась в государственный налог (подушный или поземельный), с другой – в результате пожалования королями права сбора доходов дружинникам и духовенству она трансформировалась в феодальную ренту. Дань сыграла значительную роль в становлении феодализма в странах Северной Европы (бокленд, данегельд – в Англии, вейцла – в Скандинавских странах и т. д.).
На Руси Дань известна с середины IX века как платёж в пользу варягов и Хазарского каганата, а с 880-х годов – в пользу киевского князя. Данью облагались отдельные племена и группы племён. Взималась натурой (мехами, мёдом и др.) или деньгами – первоначально с «дыма» (хозяйства одной семьи), затем – с «плуга» или «сохи» (окладной единицы в 2 или 3 рабочие силы). По мере укрепления власти князя Дань становилась обязательной и использовалась для содержания дружины. Собиралась во время полюдья (осенне-зимнего объезда князем территории своего княжества). До XII века сбором Дани занималась княжеская дружина. Специальные сборщики Дани – «даньницы» – появились в русских княжествах и землях не ранее XII века (с XIV века именовались «данщиками»). Помимо Дани в пользу князя, «данщики» взимали также особые «данские пошлины» в свою пользу. По мере роста светского и церковно-монастырского землевладения в XII-XVII веках население крупных вотчин часто получало освобождение от Дани по жалованным грамотам великих и удельных князей, с 1547 года – царей. Иногда сбор Дани и других прямых налогов отдавался в руки самого землевладельца, который вносил платёж в княжескую казну «оброком». Каждый правящий князь (великий или удельный) имел право сбора Дани со своих подданных. При этом её размеры варьировались по княжествам.
Особой разновидностью Дани в XIII-XV веках являлся налог в пользу ханов Золотой Орды – «выход». В середине XIII – начале XIV веков его сбор осуществлялся баскаками, но уже с последней трети XIII века эта функция постепенно переходила к великим князьям владимирским, которые стали нести ответственность за его уплату. Дань, собранная с уделов, передавалась великому князю. Размер «выхода», установленный для московских великих князей, в конце XIV века составлял 5 тысяч рублей, в 1-й трети XV века – 7 тысяч рублей, в начале XVI века – 1 тысяча рублей. Наиболее вероятный максимальный размер «выхода» с «сохи» равнялся полтине (100 денег). Полагают, что Дань в Орду доставлялась один раз в 7-8 лет. При ослаблении власти Орды великий князь мог сохранить собранную дань за собой, однако в этом случае он должен был поделиться с удельными князьями.
В XV-XVI веках Дань входила в число обязательных налогов со всех категорий тяглого населения, не пользовавшихся податным иммунитетом. В XVI веке сбором Дани наряду с «данщиками» (а обычно вместо них) ведали городовые приказчики. Во 2-й половине XVI-XVII веках «данными деньгами» или «четвертными доходами» называли совокупность платежей [Дань, наместничий корм, деньги за городовое, засечное, а также и ямчужное (изготовление селитры) дела], поступавших в финансовые приказы (четверти). Дворцовые крестьяне платили «данные деньги» в зависимости от местных условий в размере от 30 до 70 рублей с «сохи» («соха» в это время измерялась количеством земли); черносошные – 48-200 руб.; посадские люди – 30-58 руб. в районах служилого землевладения, а на чёрных землях – как черносошные крестьяне. «Данные деньги» отменены в 1679 году после объединения важнейших прямых налогов в один – «стрелецкие деньги».
С XV-XVI веках в Поволжье, с XVII века в Сибири с присоединённых народов, занимавшихся охотничьим промыслом, взимался ясак.
В XV-XVII веках митрополит (с 1589 года патриарх), архиепископы и епископы взимали особую церковную Дань с причтов церквей, находившихся в пределах подведомственной иерарху епархии. Эта Дань могла взиматься в два приёма – зимой (рождественская) и летом (петровская). Отдельные церкви освобождались от Дани в жалованных грамотах иерархов.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)