Ветер в пользу человеку приносит

Наш природный волшебник без рук, без ног ворота отворяет, силен, могуч, гоняет стаи туч. И это только «цветочки»! Потоку воздуха, который постоянно движется параллельно земной поверхности, под силу всё и даже больше. Очень важно, что он представляет собой неиссякаемый источник энергии. Как человек использует ветер? Все уже наверняка догадались, что речь идет именно о нем.
Приносит то прохладу, то тепло
Человек ценит силу ветра с незапамятных времен. Еще до наступления нашей эры природный помощник «гнал» по рекам и морям лодки, качал воду для орошения полей, перемалывал зерна. В итоге совершались географические открытия, колосились угодья, наполнялись мукой закрома.
Однажды человек разумный придумал, как превратить ветер в электрическую энергию, кардинально изменив условия своего существования. Ниже мы подробно поговорим о том, как человек использует ветер, но для начала отдадим должные почести самому «летучему голландцу».
Не будь движения воздуха, жаркие страны превратились бы в адскую сковороду, холодные – заледенели окончательно и бесповоротно. Но наш славный помощник «разбавляет» крайности, принося прохладу и тепло туда, где о них мечтают, как о манне небесной. Ветер, как непослушных барашков, гоняет по небу вечные облака. Так по земному шару распределяются осадки – дождь, снег.
Двусторонняя связь
Как возникает ветер? Земной шар окружает атмосфера – мощный живительный газовый слой (воздух), который имеет вес и давит на поверхность планеты и на все предметы на ней. Это давление распределяется неравномерно, в зависимости от степени прогрева земли солнечными лучами.
«Батарея» литосферы чем-то напоминает квартирную (поймет почти каждый: вверху горячая, внизу холодная, в середине – «так себе»). В глобальном варианте все гораздо сложнее: важен угол наклона потоков тепла от светила (падают ли они прямо или касаются земной поверхности вскользь), а также характер подстилающей поверхности (суша, море, лес, поле, равнина, горы).
Под влиянием двусторонней взаимосвязи «давление-нагрев» воздух обретает знакомые людям черты непостоянства: теплый движется вверх, холодный – вниз. Одновременно «летучий чертенок» шарахается вправо и влево (из области повышенного давления в область пониженного, чем больше разница, тем сильнее ветер). Обсудим, как человек использует ветер, движение воздуха.
Скачок в развитии цивилизации
Говоря научным языком, на Земле непрерывно идут процессы вертикального и горизонтального перемещения воздушных масс. Муссоны, пассаты, бризы (виды ветров) таят много возможностей. Человек понял: грех ими не воспользоваться. И приступил к обузданию непокорного подарка природы – изобрел парус.
Вот пример того, как человек использует ветер, точнее использовал. Древние египтяне вели активную торговлю с соседними государствами. Нил бороздили парусные суда, загруженные товарами и трофеями, к числу которых относились рабы. Можно представить тоскливые взгляды невольников, устремленные в небо. Наполненные ветром огромные плотные куски светлой ткани на мачте казались им черными.
Пользовались парусом жители восточного побережья Средиземного моря финикийцы. «С ветерком» добравшись до места впадения Нила в межматериковую водную жемчужину, они открыли для себя «египетский рынок сбыта» товаров, нашли, что купить у партнеров. Позже могучий «гоняльщик туч» помог представителям Финикии обогнуть Африку. Так постепенно расширялись горизонты развития цивилизации.
Все перемелется
Моря и океаны – главные просторы обитания ветра: «гуляке» есть где разогнаться, куда свернуть. На суше ему тесновато. Но человека разумного этим не напугать: за тысячелетия до наступления новой эры существовали ветряные колеса (главная деталь мельницы). На земном шаре найдутся аэродинамические механизмы для измельчения зерна возрастом в 3000 лет (Александрия).
О том, как люди используют силу ветра, рассказывает богатая мукомольная история человечества. За две сотни лет до н. э. в Персии работали ветряные мельницы с вертикальной осью вращения (в Китае они появились еще раньше). Мы привыкли к изображениям мельницы с крыльями в виде огромного осевого вентилятора. Движение вертикальных лопастей напоминало кружение юлы.
Их делали из камыша, который закрепляли на раме. Мельницу обносили стеной: атмосферный «бродяга» ударялся об нее и «отскакивал» в нужном направлении. При помощи ветряных колес вавилоняне осушали болота (откачивали воду). История хранит сведения о существовании маслобоен, лесопилен, бумагоделен, работающих при помощи ветра. При изучении фактов, как человек использует ветер (движение воздуха), мельница оказывается далеко не «одинокой».
На большом воздушном шаре
Мы уже упоминали, что нагретый воздух устремляется вверх. Осознав это, люди решили использовать это свойство в своих целях: из плотной ткани сшили огромный воздушный шар с отверстием внизу, через которое наполнили его горячим воздухом.
Экспериментаторы братья Монгольфье проделали это в 1783 году. В привязанную к шару корзину посадили домашнюю живность. Первые «шаронавты» – уточка, петушок-золотой гребешок и барашек, некоторое время парили в небесной синеве, после чего благополучно приземлились. Вскоре на шаре стали поднимать в воздух человека. Говоря о том, как человек использует ветер (движение воздуха), воздушный шар обойти вниманием невозможно.
В помощь наблюдателям
Необычные летательные аппараты послужили людям во многих отраслях деятельности. Благодаря им они смогли осматривать окружающие территории с высоты птичьего полета (в военных целях это особенно важно), составлять планы местности. Появились первые воздушные путешественники.
В августе 1887 года русский ученый-химик Дмитрий Менделеев, занимавшийся изучением свойств газов и жидкостей, а также верхних слоев атмосферы, на аэростате, наполненном водородом, поднялся вверх, чтобы наблюдать за солнечным затмением. Дело было в 18 верстах от Клина. Полет шара вызвал огромный интерес у современников.
Летал 53-летний светила науки один. Шар не смог подняться на нужную высоту, но почти на 4 километра (3,8) взмывал. Облака заслоняли солнце, однако Менделеев умудрился частично изучить солнечную корону.
Можно ли управлять ветром?
Воздушный шар управлению человеком не подчиняется, зато полностью послушен ветру. Ученые согласиться с таким положением дел не могли. Они изобрели рычаги управления (руль и гребной винт). Так появились аэростаты. Только воздух свои позиции сдает неохотно. Вот и Менделеева через 100 километров атмосферный «шалун» приземлил там, где Дмитрий Иванович «сесть» и не гадал: в имении писателя Салтыкова–Щедрина, между Калязином и Переславлем-Залесским.
В ходе изучения вопроса, как человек использует ветер (движение воздуха), вентилятор упоминается в таком контексте: будет ли двигаться лодка, если парус наполнить мощным искусственным воздушным потоком? Одни высказывают такое предположение: если вентилятор установлен внизу (т. е. наполняет парус снизу), импульс потока воздуха направляется под углом к горизонту и, отражаясь от паруса, тоже горизонтален, то поплывет. Другие говорят: для однозначного ответа на вопрос нужен эксперимент в идеальных условиях.
Природному «братцу» идеальные условия ни к чему. Он живет себе на просторе, служит людям, время от времени проявляя свой непокорный нрав. Полемизируя на тему «Как человек использует ветер?», люди все чаще говорят о том, что этот дар природы используется недостаточно широко, спектр применения будет расширяться.
Голосование за лучший ответ
Liudmila Sharukhia
Высший разум
(181822)
7 лет назад
Роль ветра в жизни деревьев многообразна и в разных случаях проявляется по-разному.
Начнем хотя бы с опыления. Как известно, многие наши лиственные деревья опыляются с помощью ветра. Именно потоки воздуха переносят мельчайшие пылинки от мужских цветков к женским. Это дает возможность созреть семенам, способствует размножению. Среди деревьев, которые опыляются ветром, можно назвать березу, осину, ольху, дуб. Пыльца этих деревьев очень легкая, сухая, далеко разносится по воздуху. Ее обычно образуется много. Особенно обильна пыльца у березы. В то время, когда пылит это дерево, тонкий желтый порошок хорошо заметен на листьях трав, на крышах домов, на земле.
Итак, ветер играет важную роль в опылении деревьев — как лиственных, так и хвойных. Роль его в данном случае безусловно положительная.
То же самое можно сказать и в отношении распространения семян и плодов. Именно ветер разносит их, причем нередко на довольно большое расстояние от материнского дерева. И это тоже хорошо. Особенно далеко улетают семена-пушинки осины, тополя, ив. Несколько ближе — мельчайшие плоды-чешуйки березы. Крылатые семена хвойных деревьев тоже подхватывает ветер, но они далеко не распространяются. Порывы ветра уносят от материнского дерева крылатые плоды клена, ясеня, вяза, ильма. Словом, многие наши древесные породы пользуются услугами ветра при рассеивании своих плодов и семян. Ветер помогает деревьям расселяться, захватывать новые территории.
Теперь о том, как ветер вредит деревьям. Здесь тоже есть о чем рассказать. Особенно велик вред, который причиняет ураган. Это — настоящее бедствие для леса. Одни деревья ураган валит, другие ломает. Наверное, многие видели крупные ели, поваленные сильным ветром. Ствол лежит на земле в несколько наклонном положении, а корни вместе с прилипшей землей напоминают гигантскую плоскую шляпку гриба. Нередко можно видеть такие же поваленные березы. Ветровалу особенно подвержены те деревья, толстые корни которых распространяются во все стороны близ поверхности почвы и не проникают в глубину. Это бывает обычно тогда, когда почва переувлажнена.
Сосну, осину ураган чаще всего ломает. Страдает от поломки даже дуб с его крепкой древесиной. Когда пройдет особенно сильный ураган, оказываются сломанными старые толстые дубы. Правда, такое явление можно наблюдать только на небольшой площади, на узкой полосе, вдоль которой прошла буря. Ветровал и бурелом — самые обычные явления в жизни леса. Особенно страдают от них ельники.
Неблагоприятное влияние ветра проявляется и в другом. Раскачивая дерево из стороны в сторону, ветер препятствует нормальному прохождению по стволу растворов питательных веществ. Когда дерево наклоняется в одну и другую стороны, становятся более узкими те микроскопические канальцы, по которым проходят растворы. Пропускная способность их резко уменьшается. Вследствие этого дерево растет медленнее, хуже.
Влияние ветра на деревья этим не ограничивается. Сильный ветер, который постоянно дует в одном направлении, изменяет внешний облик дерева. Крона его становится похожей на флаг, так как все ветви растут только в одну сторону. С прогивоположной стороны ветвей нет. Так получается потому, что почки на наветренной стороне погибают от иссушения и не могут распуститься. Деревья с флагообразной кроной можно видеть на вершинах гребней гор. Именно здесь ветер дует почти все время в одном направлении.
Максим Голополосов
Мастер
(2358)
7 лет назад
Польза – ветер разносит семена растений и грибов, помогает птицам летать, подсушивает почву, не дает образовываться плесени.
Вред- эррозия, сдувание пыльцы в неблагоприятное место. Сильный ветер также вредит деревьям, который постоянно дует в одном направлении, изменяя внешний облик дерева.
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
|
Цели урока: | -объяснять процесс перемещения воздуха в природе на примерах дневного и ночного бриза; -доказывать на примерах пользу и вред ветра. |
Критерии оценивания | исследуют и объясняют, что такое ветер; определяют важность его для жизнедеятельности человека; определяют вред, наносимый ветром. |
Языковые цели |
|
Ход урока
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
---|---|---|
Запланированные этапы урока (0-5) | Организация класса. Актуализация знаний по прошлому уроку: А чем мы говорили на прошлом уроке? ( да/нет) 1) Имеет ли воздух цвет? 2) Может ли человек жить без воздуха? 3) Воздух обязательно должен быть чистым? 4) Верно, что в городе дышится лучше, чем в лесу? 5) Машины загрязняют воздух? 6) Температуру воздуха измеряют термометром? – С помощью теста вы покажете мне, как вы усвоили материал прошлого урока. ТЕСТ Обведи нужную букву. 1. Что такое воздух: а) смесь газов; б) чистый кислород; в) чистый азот. 2. Какого газа в воздухе больше: а) кислорода; б) азота; в) углекислого газа. 3. Какой газ поддерживает дыхание: а) кислород; б) азот; в) углекислый газ. 4. Что происходит с воздухом при нагревании: а) расширяется; б) сжимается; в) не изменяется. 5. Как называется воздушная оболочка Земли? а) гидросфера; б) атмосфера; в) литосфера. 6. Какой газ поддерживает горение? а) кислород; б) азот; в) углекислый газ. 7. Какой газ человек выдыхает при дыхании? а) кислород; б) азот; в) углекислый газ. 8. Какой запах и вкус у воздуха? а) приятный; б) неприятный; в) не имеет запаха и вкуса. 9. Что происходит с воздухом при охлаждении? а) расширяется; б) сжимается; в) не изменяется Самопроверка. Критерии оценки: 9 баллов: «превосходно» 8-7 баллов: «хорошо» 6-5 баллов: «надо еще раз постараться» 4 баллов и менее: «пройти тему повторно» Введение в новую тему. – Разгадайте загадку, и вы узнаете, над какой темой мы будем работать на уроке: Хоть бескрылый, а летает, Безголовый, а свистит. Хоть безрукий, но бывает Груши с веток обивает, Сосны с корнем вырывает, Так порою он сердит. Только что он был везде- Миг – и нет его нигде. | https://bilimland.kz/ru/courses/estestvoznanie/tela-i-veshestva/lesson/svojstva-gazov |
Середина урока (6-35) | Целеполагание -Что такое ветер? – Как образуется ветер? -Какую пользу или вред приносит ветер? На эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке. Опыт 1. Помашите веерами около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха. Опыт 2. Надуйте воздушный шарик и отпустите. Мы ощущаем ветерок – это движение воздуха. Опыт 3. Проведение опыта со свечой. Понаблюдайте за пламенем свечи возле открытой двери на разной высоте Работа в мини группах: 1 группа. По данной иллюстрации объясните, как образуется ветер. 2 группа. Проблемный вопрос: Как вы думаете почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху? 3 группа Объяснение образования дневных и ночных бризов (по презентации). 4 группа заполняют таблицу: Приведите по 3 факта вреда и пользы ветра и запишите в таблицу: Польза Вред 1. 1. 2. 2. 3. 3. 5. группа. Придумайте продолжение сказки СКАЗКА О ВЕТРЕ Жил-был ветер. Сначала хорошо жил, весело. Везде и всюду ветру радовались. Подует ветер с поля — аромат колосьев принесет. Люди довольны. С луга ветер подует — запах цветов, травы прилетает. Снова люди довольны. Ну а уж если с моря ветер влажную соленую прохладу принесет — люди радуются, нарадоваться не могут. Ветер умел делать множество вещей… Презентация и оценивание групп техникой сигналы рукой Значение ветра в жизни человека Если бы не было ветра, то дождь шел бы в одном месте, где возникали тучи. Например, над океанами, где влаги более чем достаточно, не прекращались бы ливни, а над материками бы не выпадало бы ни капли дождя. Это ветер приносит живительную влагу с океанов на сушу. Именно ветер уносит загрязненный воздух из городов, недаром в ветреную погоду легче дышится. Энергия ветра сыграла немаловажную роль в развитии человека. Начиная с древних времен, люди использовали энергию ветра, как в мирных, так и в военных целях. За 5 тысячи лет до рождения Христа древние египтяне использовали ветер, чтобы переплывать Нил на лодке с помощью паруса. Так было изобретено парусное судно. Подтвержденные сведения про использование энергии ветра в бытовых целях дошли до нас из Персии. Персы использовали ветер и ветряные мельницы, чтобы молоть зерно, примерно за 200 лет до н.э. Особую роль в истории, но уже не в мирных целях, сыграл скандинавский вариант использования ветра. В 9 столетии нашей эры на легких парусных судах викинги пересекли Северное море и терроризировали Западную Европу. Противостоять им местное население могло с большим трудом и появление легких и быстрых лодок с воинственными викингами на борту приводило его ужас не одно столетие. В 12 веке Европа построила первую ветряную мельницу для помола зерна. А к 14 столетию в Голландии началось использование энергии ветра для откачивания воды с полей, ведь большая часть Голландии находится ниже уровня моря и часто затапливается. Частично это позволило Голландии быть одной из самых богатых стран на то время. В более засушливых регионах Европы ветер подавал воду на поля для орошения земли. В настоящее время программы по поддержке развития нетрадиционных источников энергии привели к тому, что сейчас на всей планете 2% от всего электричества добывается при помощи ветра и этот процент продолжает увеличиваться из года в год, благодаря уменьшению стоимости данной технологии. На сегодняшний день Европа стоит на первом месте по использованию энергии ветра. Особенное развитие использование ветроэнергетика приобрела в Германии, Дании и Испании. Некоторые страны уже вырабатывают более 10% электроэнергии, используя энергию ветра. В Дании 25% используемой энергии добывается при помощи ветра, а к Наш Каргалинский район природа одарила уникальными ресурсами – сочетанием сильных, устойчивых ветров, способными накапливать энергию и отдавать ее в безветренные дни. Использование энергии ветра не наносит ущерба окружающей среде, и, с учетом последних достижений техники, вполне экономически оправдано. | https://bilimland.kz/ru/courses/estestvoznanie/tela-i-veshestva/lesson/svojstva-gazov https://bilimland.kz/ru/courses/geografiya-ru/atmosfera/lesson/skorost-vetra |
Дополнительная информация
Ветер – это перемещение воздуха над поверхностью Земли. Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер. Грозными явлениями природы, последствия которых носят катастрофический характер в масштабах целого государства и даже нескольких стран, являются ураганы («Катрина» и другие), смерчи, знойные ветра пустынь (« гармсиль», «самум», «афганец»). Другие ветра, наоборот, приносят пользу – умеряют зной, облегчают условия жизни (бризы). Несмотря на множество открытий, воздушный океан таит в себе еще немало тайн, над разгадками которых работают ученые всего мира. На территории нашей страны и других стран работают метеорологических станций, где регулярно ведутся наблюдения за температурой воздуха, ветром, осадками. Они позволяют ученым выявлять закономерности и предсказывать погоду. Но чтобы давать долгосрочные прогнозы, надо прежде всего изучить процессы, происходящие в верхних слоях атмосферы, для чего используются специально оборудованные искусственные спутники Земли. Облетая Землю на высоте несколько сотен километров за полчаса, спутник в определенное время посылает на землю сигналы о состоянии атмосферы над различными участками земной поверхности. Человек давно заставил ветер служить себе. Географические открытия были совершены мореплавателями, которые отправлялись в путь на парусных кораблях. Сила ветра использовалась и на ветряных мельницах. В настоящее время современное развитие техники позволяет использовать энергию ветра более эффективно. « Ветер- друг или враг». Но я могу утверждать, что, если ветер для кого-то друг, то надежный, а если враг, то опасный.