Великую пользу приносит лес человеку живые леса украшают природу

Великую пользу приносит лес человеку живые леса украшают природу thumbnail

Занятие по внеурочной деятельности

духовно – нравственного направления

«Мое Отечество»

«Лес – наше богатство!»

E:деревьяsosna1.jpg

Автор:

Смоленцева Светлана Ивановна

учитель начальных классов

МКОУ СОШ с.Кичма

Советского района

Кировской области

2015

Занятие по внеурочной деятельности

духовно – нравственного направления «Мое Отечество»

Тема «Мой край

Тема занятия –«Лес – наше богатство!»

Цель: Природа и человек – едины, поэтому мы должны беречь и охранять ее.

Задачи:

Развивающие: расширять кругозор о лесе, развивать логическое мышление и познавательный интерес.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; формировать гражданскую позицию: «Лес – наше богатство. Его нужно беречь и защищать».

Образовательные: формировать представление о лесе, его роли в жизни людей; познакомить с профессией «лесник»; популяризировать книги о природе.

Вид внеклассного мероприятия: Устная«Лесная газета».

Методы и методические приёмы обучения: беседа, рассказ, сообщения.

Средства обучения (оборудование): компьютер, презентация к мероприятию, видеофильм, фонограммы, карточки с текстами.

Подготовка к внеклассному мероприятию: поиск материала по теме, изготовление карточек на экологическую тему, подбор стихотворений.

План внеклассного мероприятия:

  1. Вводная часть. (5 мин.)

  2. Основная часть. (25 мин.)

  3. Заключительная часть. (10 мин)

  4. Рефлексия. (5 мин)

Ход занятия:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучение темы «По родному краю». А тему нашего занятия вы узнаете из загадки:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем. (лес)

Правильно. Тема занятия «Лес – наше богатство».21 марта проводится Международный день Леса. И мы с вами тоже примем участие в этом международном празднике (слайд № 1).

Здравствуй, лес!

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

C:UsersСветланаDocumentsлеспейзажидл.jpg

C:UsersСветланаDocumentsлеспейзажисб.jpg

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

(С.Погореловский)

(Звучит музыка. Под музыку появляется робот. )

Робот: Здравствуйте, ребята. Ребята, меня зовут робот Ферум. Я прилетел к вам из далекой галактики, с планеты Железяка. Мои датчики передали, что сегодня на занятии вы будете изучать то, чего уже давно нет на нашей планете.

Учитель:Здравствуй, Ферум. Мы сегодня отправимся читать великую книгу леса, и тебя приглашаем с нами.

1 страницаРассказ«Лес»И.Соколова–Микитова (слайд № 2.)(Текст читают дети.Фоном звучит народная музыка «Былинные наигрыши»).(Еслидети медленно читают просмотр видеозарисовки «Лес.Времена года»)

Осенью и весною, зимою и летом хорошо дышится в лесу. В голубое небо возносятся бронзовые стволы сосен. Высокими колокольнями стоят стройные ели.

Точно белые красавицы, смотрятся в воду кудрявые березы. На освещенных солнцем душистых полянах высятся богатыри дубы. Каждым листочком трепещет робкая осинка, и ярким осенним убранством красуется красавец клен.(слайд № 3 )

Множество грибов – крепких боровиков, пахучих груздей, красноголовых подосиновиков – растет в лесу. Малиной и земляникой пахнут лесные поляны. В тенистых дубравах селятся певчие птицы. Множество рек, тихих речушек, сокрытых лесных ручейков протекает в зеленой глуши.(слайд № 4 )

Чудесен, сказочен русский лес зимою. Белый, пушистый повис на ветвях снег. По осыпанным смолистыми шишками вершинам перелетают красногрудые клесты – еловики. Тихо попискивая, возятся в сучьях хлопотливые, шустрые синицы. На пухлых сугробах хитрым узором написаны заячьи и лисьи следы (слайд № 5 ).

Великую пользу приносит лес человеку. Живые леса украшают природу нашей страны, своею красотою радуют взор человека. Там, где сохранились леса, люди не знают гибельных засух и неурожаев. Леса смягчают климат, сохраняют влагу, из года в год удобряют опавшейлиствой почву. Из тенистых лесов вытекают судоходные реки нашей страны. Лесными ручьями питаются многоводные озера(слайд № 5 ).

Робот: Спасибо, ребята. Теперь я знаю, что такое лес. А какие деревья растут в лесу?

Учитель: А это мы узнаем на следующей странице

Страница «Загадки на лесной опушке»

(Слайды № )

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

E:деревьяlipa_2.jpg

E:деревьял.м..jpg

Учитель:Правильно, это липа. А почему ее обижают? В старину из липы плели лапти. Кто знает, что такое лапти? Вот и сдирали с липы кору. А кто знает, как называлась липовая кора? Правильно, лыко. Вот с той поры и пошло выражение «Ободрать, как липку». Что оно обозначает? (это значит оставить человека без всего). Липа – ценный медонос. Липовый мед самый вкусный и полезный. Цветы липы собирают, сушат и используют в медицине, заваривая как чай от простуды. (Показ засушенных цветов) Понюхайте, они до сих пор пахнут летом, солнцем.

В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка?

C:UsersСветланаPicturesрабинар4.jpg

К дереву рябине всегда относились с почитанием, зря не ломали, знали о ееобережных свойствах.Перед расставанием невеста дарила жениху рябиновый браслет, чтобы не забыл ее в дальнем краю.Именины дерева рябины праздновались четыре раза в год.Осенью, на четвертые именины, когда созревали плоды, в знак почитания ее, как оберега, делали большую праздничную куклу Рябинку.Рябиновые чаи, варенье и настои используются и в настоящее время, как лечебное средство.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Так идут сережки ей!

(береза)

hello_html_2ea4fe51.png

У пермичей (древних коми) береза в течение тысячелетий считалась символом чистоты и совершенства. После крещения коми народа культ березы исчез, однако почтительное отношение осталось. Особо почиталась береза и у русских. Много песен и стихов посвящено этому дереву.

Страница «Чудо – дерево»(слайд № )

Учитель: Трудно представить себе Землю без рек, лесов. Лес – чудное творение природы. Он прекрасен во все времена года. Леса украшают землю. Почему же люди не могут обойтись без леса?

Ученик: Без леса уже давно прекратилась бы жизнь на Земле. Ведь листья деревьев поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем и выделяют кислород, которым мы дышим. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды – 5 дней, то без кислорода не более 3 минут. Лес – это легкие нашей планеты. Около трети земной поверхности покрыто деревьями. Это большие живые организмы и живут они дольше всех остальных

Читайте также:  Отказ от имущества в пользу бывшей супруги

Кого же может приютить дерево? (Дети читают сообщения на карточках)

hello_html_m53d3ab59.png

1. Серые белки живут в гнезде, устланном листьями, где вырастает их потомство.

2. Большой пестрый дятел долбит кору и поедает насекомых.

3. На дереве прячется бабочка. Её крылья очень похожи на лишайник, обвивший ствол дерева.

4. Летучая мышь – ушан висит в дупле и спит весь день.

5. Растения вроде плюща взбираются по стволу дерева вверх к свету.

6. Земляные черви поедают опавшие листья.

7. Кроты роют подземные ходы в поисках червей.

Много живых существ живет внутри дерева и вокруг него. И все они вполне уживаются друг с другом. У каждого свое место, так что им не приходится соперничать ради пищи или крова, что даёт им дерево.

Страница «Лес – наш дом»(слайд № )

Учитель:А лес-это много деревьев. Посмотрите видеозарисовку и скажите, для кого лес родной дом?

Просмотр видеофильма «Лес – наш дом».

Учитель:Кого из жителей лесного дома вы узнали?

Лес – это не только дом для животных, но и лесная аптека для животных и людей.

Страница «Зеленая аптека»(слайды №)

Учитель:

Здесь в зарослях лесных,

Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

М. Рязанов

C:UsersСветланаDocumentsлеслекарственные растениялек.bmp

Учитель:Я показываю растение, а вы расскажите, при каких заболеваниях используют эти растения.

Он шипы свои выставил колко.

Шипы у него, как иголки.

Но мы не шипы у него соберем,

Полезных плодов для аптеки нарвем.

Дети: Шиповник. Витаминное средство. Содержит много витамина С.

Бусы красные висят,

Из куста на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Дети:Малина. От простуды.

В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка?

Дети:Рябина, калина – витаминное средство, используется при простуде, кашле.

Учитель:

Жгусь, а не огонь,

С листочками, а не дерево.

Дети: Крапива. Для укрепления волос.

Учитель:

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

He боюсь ни града, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

C:UsersСветланаDocumentsлесдеревьяж.jpg

Дети:Дуб. Корой дубаполезно полоскать горло при ангине, заболеваниях десен.

Учитель: Какое дерево цветет в начале лета?

Дети:Липа. Отвар из цветов помогает при простуде.

Учитель: Еще не успел сойти снег, а нa пригретых солнцем местах появляются жёлтые цветки с чешуйчатыми стебельками. И только когда растение отцветет и ветер унесет лёгкие плотики с летучками из волосков, начинают разворачиваться крупные листья.

C:UsersСветланаDocumentsлеслекарственные растениямм2.jpg

Дети:Мать-и-мачеха.Отвар из цветов помогает при кашле.

Учитель: Почему так названо растение?

Дети:У этого растения листочки с одной стороны мягкие, а с другой – жесткие.

  • Какие лесные растения останавливают кровь? (калина, мох, крапива, зверобой.)

  • Ягоды этого растения понижают сахар в крови (черника)

  • Какие растения применяют при простуде и кашле? (малина, липа, мята, зверобой, крапива).

  • Это растение содержит ментол (мята).

  • Это растение лечит нервы, успокаивает (валериана)

Учитель: Молодцы, вы хорошо знаете растения и научили нашего гостя из космоса, как можно лечиться при помощи растений.

Страница «Лесное путешествие» – физкультминутка

А сейчас мы и наш гость совершим лесное путешествие.

Выросли деревья в лесу, а не в поле.

Хорошо им расти на воле! (Потягивания, руки в стороны)

Каждое старается,

К ветру, солнцу тянется. (Потягивания, руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки. (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево-взад-вперед-

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево-назад-вперед)

Он их вертит, он их крутит.

Но когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Молодцы, все хорошо выполнили упражнения.

Мы с вами и нашим гостем пришли в лес.

И оказались на Странице «Ягодной».(слайды № )

Покажем нашему гостю, какие ягоды растут в наших лесах, а вы их должны назвать. (Учитель показывает ягоды, дети называют.) Все эти ягоды очень полезны для здоровья. В них содержится очень много витаминов и микроэлементов, полезных для нашего здоровья.

Все ягоды – это лекарственные растения.

C:UsersСветланаDocumentsлесягодызем1.jpg

Но не все ягоды полезны (слайд № ).

Волчье лыко, вороний глаз, крушина, ландыш. Это ядовитые ягоды. Их ни в коем случае нельзя есть.

Страница«Грибная».

Учитель:Отгадайте загадку: Стоит Антошка на одной ножке.

Кто ни пойдет, всяк поклон отдает. (гриб)

Грибы – это еще один подарок, который нам делает щедрый лес. Покажем нашему гостю, какие грибы растут в наших лесах, а выих должны назвать.

C:UsersСветланаDocumentsлесгрибыborovik.jpg

(Учитель показывает грибы, дети называют).(слайды № )

Но среди грибов много ядовитых (слайд № ).

Запомните их и никогда не рвите.

Если сомневаетесь,

Съедобный ли гриб,

Лучше его не берите.

C:UsersСветланаDocumentsлесгрибымух.jpg

Страница «Лесные стражи»(слайд № )

Учитель:Как вы думаете, почему эта страница так называется? Кто такие «Лесные стражи»? (Ответы детей)

Правильный ответ вы узнаете, прочитав отрывок из рассказа Г.Юмина«Страж зеленой стражи» (дети читают текст на карточках):

Несколько часов я шагал по лесу и удивлялся: какая красотища!

…А воздух! Густой, замешанный на аромате цветов, трав, листвы. Кажется не дышишь, а пьешь его.

…На исходе дня повстречался мне в березняке хозяин и страж лесного царства – лесничий. Шел он по своим лесным владениям в высоких сапогах, в грубом брезентовом плаще с капюшоном, на голове форменная фуражка с зеленым околышем и с кокардой – два перекрещивающихся зеленых листка.

Я говорю: «Здравствуйте, уважаемый, фуражка – то у вас капитанская». А он отвечает: «Добрый день! А я и есть капитан зеленого лесного моря». Слово за слово и рассказал мне лесничий о своей беспокойной профессии. Раньше я думал: дело лесничего – беречь лес от недозволенных порубок, охранять зверье, птиц от двуногих хищников – браконьеров, и только. В общем, сторож. А у него оказывается и кроме этого забот полон рот: для своих зеленых питомцев он и врач, и нянька и телохранитель. Где молодняк на вырубке посадить, как овраг укрепить, как зыбучие пески задержать… Одно слово – хозяин леса.

Читайте также:  Клюквенный морс польза и рецепт

Но и сам лес, оказывается тоже страж – земли, урожая…

– Потому-то я и берегу лес как зеницу ока, о новых посадках беспокоюсь, – сказал этот страж зеленой стражи.

Учитель:Вот вы и узнали, кого лесными стражами называют. Это…(лесники).(слайд № )

В 2014 году профессии лесничего исполняется 188 лет. Лесная стража, выполнявшая в казенных и корабельных лесах функции по их охране, защите и воспроизводству, появилась в 1722 году указом Петра I. Для руководства лесной стражей были введены должности вальдмейстера (лесничего) и унтер-вальдмейстера (подлесничего). Так образовалось понятие лесничий, означающее лесной чин.

Лесничества в их современном понятии появились с 1826 года.

E:лесникп1.jpg

С этого времени все лесохозяйственные работы в них планомерно проводили лесничие, на которых возлагалась и вся ответственность за уход за лесом. Этот год принято считать датой создания профессии, которая остается актуальной и востребованной и в наши дни.

(слайд № )

В городе Советске, в Кировском областном государственном образовательном бюджетном учреждении среднего профессионального образования «СУВОДСКИЙ ЛЕСХОЗ-ТЕХНИКУМ»выпускники школ могут приобрести лесные специальности.

Многие ученики нашей школы закончили это учебное заведение.

Учебный корпус Суводского лесхоза-техникума

Молодые специалисты трудоустраиваются в лесных и лесоустроительных предприятиях, авиалесоохране Кировской, Пермской, Свердловской, Челябинской, Архангельской, Смоленской, Вологодской, Костромской областей и в республиках: Коми, Марий Эл, Удмуртии.

Во многих школах области работают «Зеленые патрули», которые помогают лесничим в их нелегком труде.

Дети: Бесценна Российского леса краса,

Зеленое золото наши леса.

Богатство лесов охраняй, карауль,

Внимательный, зоркий «зеленый патруль»!

Песня «Лесной марш»(исполняется под пионерский барабан)

  1. Нам птицы просигналили: «Подъем!»

Привычными тропинками проходим мы.

Мы каждую березку сбережем

В лесах любимой Родины!

Припев: Мы сами написали

В лесной зеленой книжке

О том, что есть у леса надежные друзья:

Такие же девчонки,

Такие же мальчишки,

Такие же счастливые, как ты и я!

  1. Мелькают наших песен огоньки,

Шагаем мы лесами, перелесками.

Под кедрами красавицы тайги,

Под соснами полесскими.

Припев:

  1. И добрые волшебники-леса

Похожи на поэтов и художников.

Природа дарит людям чудеса,

А мы – ее помощники!

Учитель:Все дети и взрослые должны знать правила поведения в природе. Давайте их вспомним и расскажем гостю из космоса.

Страница «Правила поведения в природе»(слайды №)

– Леса – богатства нашего края. Их нужно беречь. Находясь в лесу, не забывайте правила поведения, чтобы не нанести вред природе. Давайте решим экологическую задачу: «В путешествие отправились 10 человек. Сколько погибнет цветков, если каждый сорвёт по три цветка?» Ландыши люди рвут не задумываясь. А чтобы ландыш зацвёл с того дня, как семечко упадёт в землю, должно пройти десять лет. Мальчик и девочка, поступившие в 1 класс, успеют за это время окончить школу. Подумайте об этом! Не рвите цветы. Их осталось так немного.

  • Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки.

  • Красивыми растениями надо любоваться в лесу, на лугу, в парке, а не губить их.

  • Главное правило – не охотиться на редких животных, не ловить, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнёзд.

  • Не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков и червячков.

  • He ломай зеленые ветки и деревья, не качайся на них.

  • He повреждай кору деревьев.

  • He разоряй муравейники.

  • He рви паутину и He уничтожай пауков, они полезны.

  • He сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.

  • He рви цветов в природе для букетов.

  • Берегите лес от пожара. В огне гибнет все живое!(слайд № )

Страница «Берегите лес!»(слайд № )

Учитель:Почему мы, с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?

Дети:-Лес – это наше богатство!

– Лес – это наряд нашей Земли.

– Там – где лес, всегда чистый воздух.

– Лес – это дом для зверей и птиц.

– Лес – это наш друг, задерживая влагу,

он помогает человеку выращивать хороший урожай.

– Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары.

Дети выходят и читают стихи;

Если вырубить леса,

Пыль пойдет под небеса,

Высохнут озера,

Обмелеют реки,

И не станут птицы

В пустыне гнездиться.

Это очень грустно,

Если в мире пусто.

Сберегите птичье пенье!
И травы лесной цветенье!
Лес, животных охраняй!
Все:ЭТО НАШ РОДИМЫЙ КРАЙ!
Дети поют песню«Пусть всегда светит солнце»на мотив «Пусть бегутнеуклюже пешеходы по лужам…» Под аккомпонемент баяна).
1 .Пусть всегда светит солнце,
Зеленеют поляны,
Пусть всегда будет чистой река,
Пусть цветы расцветают,
Распускаются листья,
А по небу плывут облака

Припев.
Этот мир был
Нам подарен
Миллионы лет назад
Сохранить природу нашу 2 раза
Просим всех ребят

C:UsersСветланаPicturesрабинаб4.jpg

2. На красивой планете
Будет радостно детям
Любоваться на лес и поля.
Сбережем для себя мы,
Для друзей и для мамы
Дом, что мы называем Земля.Робот: Спасибо, ребята. Теперь я знаю и всем жителям нашей планеты расскажу, что лес – это богатство. Мы посадим на нашей планете Железяка леса, и она снова станет зеленой и цветущей! До свидания!

Дети:До свидания, прилетайте еще!

(Звучит музыка, робот уходит).

Учитель:Ребята, вы можете узнать еще много нового и интересного о лесе, еслибудете читать книги Е.Чарушина, Е.Пришвина, В.Бианки, Н.Сладкова. (Показ книг). Все эти книги есть в школьной, детской и взрослой библиотеках.

(слайд 23)

Лес – это сказка, лес – это дом,

Лес – это друг, с которым вдвоем

Всегда интересно и радостно быть,

Забыв про невзгоды, обиды забыв.

Лес – это книга, лес – это мир.

Лес словно счастье увидеть хотим.

Все тайны свои лес откроет тебе,

И радостней станет от них тебе.

Давайте беречь лес!

C:UsersСветланаPicturesзимаз18.jpg

Литература и электронные ресурсы:

В.В.Петров. Растительный мир нашей Родины: Книга для учителя. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.

Домашкина Н.В. Школьная страна. Калейдоскоп школьных праздников.Панарама, Волгоград, 2009г.

Читайте также:  Рюмка водки на обед польза

Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль: Академияразвития, 1997.

Касаткина Н.А.В помощь преподавателю. Издательство «Учитель» Волгоград, 2001 год.

www.globus-kniga.ru

/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/les-nash-drug

/sites/d/load/nachalnye_klassy/okruzhajushhij_mir/pochemu_my_s_lesom_druzhim_dlja_chego_on_ljudjam_nuzhen/48-1-0-289

/logos3-5.html

efault/files/2013/5/eko-proekt_griby.doc‎

/mod/resource/view.php?id=207827

фотоматериалы:

/problems/road/Him_les/

/nature/357-forest.html

/Stati/Lesa.htm

/raznoe/priroda/prirodnaya-zona-tayga-harakteristika-geograficheskoe-polozhenie-prirodnye-usloviya-i-klimat-pochvy-taygi.html

/post/709600

/image/14182056/

/blog/kak_pravilno_ezdit_na_zagorodnij_otdykh_22_tezisa/2010-07-28-160

/2012/04/blog-post_29.html

/foto/cvetuschii-topol.html

Источник

Классный час 5-6 классы

Тема : « Лес – наше богатство !»

Цель: Привить чуткое и бережное отношение к природе.

Оборудование: проектор, компьютер, рисунки, фотографии, книги о природе.

Эпиграф

« В лесу человек богатым не станет, но и с голода не умрёт» ( народная мудрость)

« Лес для умного , внимательного человека – это целый мир, для учёного – огромная книга ,для поэта- полная переливов радуга». ( Л. Леонов)

Ход урока

Учитель : Как – то , собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую,

Дал ей форму шара большого,

И посадил там деревья, цветы,

Травы невиданной красоты.

Много животных там стало водиться:

Змеи, слоны, черепахи и птицы.

Вот вам подарок, люди ,владейте.

Землю вспашите, хлебом засейте,

Всем завещаю вам я отныне-

Вы берегите эту святыню!

– Ребята, вы догадались, что речь сегодня пойдёт о лесе, о природе.

Посмотрите ребята на доску, как вы понимаете эти слова.

Ответы учащихся.

– мы часто слышим слово – лес. Ребята, а что означает это слово?

Ответы учащихся ( лес- это дерево; много деревьев)

– Ответ ребята не совсем точный . Деревья растут не только в лесу, но и в поле, и на лугу. Дерево в поле и на лугу растёт как ему вздумается.

А в лесу деревья – словно солдаты в строю. Стволы у них длинные, ровные и прямые. Глянешь на макушку – шапка с головы валится.

Но деревья – лишь часть леса, пусть и самая большая. Кроме них там кусты, мхи, травы и лишайники. В лесу растут грибы и водятся различные животные. Они жители леса и его неотделимая часть. Без грибов, насекомых. Зверей, и птиц –и лес не лес.

– ребята, а вы знаете какие деревья растут в лесу?

Ответы учащихся.

– правильно. Деревья в лесу растут разные. Одни из них с листьями .осенью листва опадает, а весной зеленеет вновь. Так они и называются – листопадными: берёза, дуб, осина, ольха, липа.

На других вместо листьев – тонкие зелёные иглы. Такие деревья называют хвойными- ель, сосна, кедр, пихта, лиственница. Из них каждый год меняет наряд только лиственница. Поэтому они зимой и летом – одним цветом. Разные леса, пусть и одной породы, лесоводы называют разными типами леса. Или биогеоценозами. Био- жизнь, гео- земля, ценоз – сообщество, братство.

Вот и получается ребята, что лес- это не просто скопище деревьев, трав , кустарников и животных. Это сообщество жизни на Земле .

– Вот мы с вами ответили на вопрос, что такое лес.

– Великую пользу приносит лес человеку. Живые леса украшают природу, своею красотой радуют взор человека. Там , где сохранились леса, люди не знают гибельных засух и не урожаев. Леса смягчают климат, сохраняют влагу, из года в год удобряют опавшей листвой почву. Очищают воздух. Из тенистых лесов вытекают судоходные реки. Лесными ручьями питаются многоводные озёра.

– ребята, что вы ещё знаете о лесе?

Ответы учащихся.

– Ребята, вы знаете , что во время войны лес служил убежищем для людей. А ещё как в войну, так и после войны, время стояло голодное , люди ходили в лес не на прогулку, а за едой. Они собирали ягоды, грибы, травы.

– Видите, ребята, какую пользу приносит людям лес. Не зря многие поэты пишут стихи, рассказы о лесе.

– Ребята, каких поэтов вы знаете?

Ответы детей.

– Ребята, а в нашем районе есть леса и где они расположены?

Ответы детей.

– На территории 5 административных районов и двух городов- Туймазы и Октябрьский, расположено 210 тыс.га леса.

Выполняет функцию управления лесами- ГУ « Туймазинское лесничество» созданное в 2008 году. Это одно из самых крупных лесничеств в республике.

( Показ фотографий: леса нашего района- Нижнетроицкий, Серафимовский)

– Сегодня мы говорили о лесе, о том, какую пользу приносит лес. Но есть множество причин, которые ведут к уничтожению лесов.

– Какие это причины?

Ответы детей ( пожары, вырубка леса, загрязнение отходами, мусором).

– Молодцы , ребята, правильно говорите – это самые главные причины, которые ведут к исчезновению лесов. Некоторые леса были сведены для расширения сельскохозяйственных угодий , а массовое уничтожение лесов влечёт за собой значительное нарушение экологического равновесия, следствием которого могут быть наводнения, оползни и обрушения.

– Огонь уничтожает всё на своём пути. В этом году из-за аномальной жары в России уничтожено огнём тысячи гектаров леса. Наш район не исключение.

– Ребята, что является причиной пожара?

Ответы детей.

Просмотр слайдов и рисунков.

« Мы губим  лес,- устраиваем свалки.

Но кто же под защиту всё возьмёт?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки,

Подумайте , а что нас дальше ждёт?»

– Ребята о чём говорится в четверостишье?

Ответы детей.

– Проблема отходов, загрязнение лесов, полей стала одной из самых злободневных в современном мире. Поэтому, когда вы отдыхаете на природе. Никогда не забывайте убирать после себя мусор. Эту проблему можно решить, объединив усилия всех граждан.

Задание: Ребята, придумайте обращение к гражданам, руководителям предприятий с целью решить эту проблему. Обращение должно быть кратким и убедительным ( ребята могут работать в группах по 4-5 человек).

Дети зачитывают своё обращение.

– О чём, ребята, мы с вами говорили на уроке?

Ответы детей.

Заключение.

« В лесу и на речной излуке,

В родных полях, где даль светла,

Ты с добротой не будь в разлуке,

Не причини природе зла.

Ведь ты и сам её частица,

Она всегда щедра к тебе.

Всё ,что несёшь ей, отразится

В твоей душе, в твоей судьбе.

Иди к земле хорошим другом,

Её защитником иди,

Чтоб только – пенье птиц над лугом, Чтоб мир и солнце впереди!»

И. Дружинин.

Источник