Великий пост вред или польза и вред

Великий пост вред или польза и вред thumbnail

Великий пост вред или польза и вред

– Реклама –

Великий пост вред или польза и вред

Великий пост начинается в конце февраля и продолжается до начала апреля. Он длится ровно семь недель, во время которых верующие должны соблюдать значительные пищевые ограничения. Разберемся, полезен или вреден пост не для души, а для вашего здоровья.

Особенности постного рациона

Строгость диеты зависит от вида поста. Кроме этого, в разные дни одного постного периода рацион также отличается. Мы поговорим о самом длинном христианском посте, выдержать который не так просто:

  • придется полностью отказаться от мяса, молочных продуктов и яиц;
  • рыбу разрешено есть всего два дня;
  • нужно ограничить и растительное масло — пища с маслом допускается только на выходных;
  • почти половину поста предписано сухоядение, то есть употребление не приготовленной пищи, в частности хлеба, овощей и фруктов.

Есть можно только раз в день, за исключением выходных, в которые пищу принимают дважды. Также перед Пасхой один день постящиеся голодают полностью. Давайте посмотрим, какие плюсы и минусы могут быть в таком режиме питания.

Польза поста для здоровья

1)   Отсутствие тяжелой белковой пищи

В постном рационе нет тяжелых животных продуктов, в частности красного мяса, зато много овощей и фруктов. Это будет полезно тем, кто в обычной жизни переедает, употребляет преимущественно мясную пищу, в том числе полуфабрикаты и фаст-фуд. Клетчатка сырых овощей и фруктов нормализует процесс пищеварения, помогает при запорах, способствует выводу токсины.

постное меню

Но польза будет, только если выбирать свежие и полезные продукты. Стоит заменить обычный хлеб сладкой, пусть даже несдобной выпечкой — и полезный эффект поста сойдет на нет. Растительная пища относительно низкокалорийна, но далеко не вся. Бобовые и сладкие фрукты, фруктовые соки, картофель, кукуруза содержат много калорий и сахара. Их избыток в рационе может привести к ожирению.

Читайте также: Как есть меньше сахара: 9 практичных советов

2)   Ограничение количества пищи

Надо помнить, что пост ограничивает не только выбор продуктов, но и общее количество еды в сутки. Такие ограничения могут принести пользу при ожирении, жировом перерождении печени, камнях в желчном пузыре, аллергических заболеваниях, нарушениях обмена жиров, малоподвижном образе жизни. Пост способен помочь сбросить лишний вес, восстановить работу кишечника, снизить уровень холестерина крови.

Великий пост вред или польза и вред

Вред поста для здоровья

1)   Дефицит белка

В меню полностью отсутствует животный белок, а значит — и незаменимые аминокислоты. Именно поэтому пост категорически запрещен детям, беременным и кормящим мамам, людям, занимающимся тяжелым физическим трудом.

Для замены животного белка можно ввести в рацион бобовые и грибы, но, если придерживаться поста строго, то вареная пища доступна только два-три раза в неделю. Это значит, что большую часть времени в рационе будут только сырые растительные продукты, бедные белком, и избежать его недостатка вряд ли удастся.

Строгие вегетарианцы тщательно планируют свое меню и периодичность приема пищи, чтобы минимизировать последствия для здоровья. На сырой еде один раз в день сложно добиться сбалансированности рациона.

2)   Дефицит микроэлементов и витаминов

Отсутствие полноценного питания неизбежно приводит к недостатку витаминов и микроэлементов: железа, цинка, йода, витаминов группы В и других. Вы можете ощутить ухудшение самочувствия, в некоторых случаях развивается анемия. Нужно учесть, что в конце зимы и начале весны организм и без поста испытывает недостаток водорастворимых витаминов — они практически не поступают из пищи даже в обычном режиме. Дополнительные ограничения в еде способны усугубить ситуацию.

постное меню

Также, из-за отказа от животных и растительных масел, организм плохо усваивает жирорастворимые витамины А, Д, Е, К. Как правило, в теле есть их запас, и здоровый человек легко перенесет это в течение недолгого времени. Но — если уже существует дефицит витамина А или Д, то он усугубится, вплоть до развития авитаминоза.

Обязательно проконсультируйтесь с врачом перед тем, как начать пост, в случае необходимости принимайте витаминные добавки.

Читайте также: Правда или миф: витаминные добавки улучшают здоровье

3)   Нарушения работы пищеварения

Постом установлен один прием пищи в сутки. Часто люди, голодающие весь день, в этот разрешенный перекус сильно переедают, что негативно сказывается на пищеварении. Кроме этого, есть один раз в день нельзя при гастритах, язве желудка, хроническом панкреатите, холецистите, застое желчи и некоторых других заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Избыток сырых овощей и фруктов вреден при гастритах и язвах, а также при заболеваниях кишечника: колитах и гастроэнтеритах. Большое количество углеводов перегружает поджелудочную железу, что опасно для людей с диабетом второго типа и резистентностью к инсулину из-за неправильного питания.

4)   Обострение или появление заболеваний

Пост сказывается не только на пищеварительной системе. При анемии и сахарном диабете первого типа углеводистая диета опасна для жизни. Недостаток жирорастворимых витаминов и ненасыщенных жирных кислот может привести к нарушению репродуктивной функции у женщин. Дефицит белка, микроэлементов и витаминов способствует обострению многих хронических заболеваниях.

Великий пост вред или польза и вред

Также клетки тела хуже снабжаются кислородом, ухудшается состояние кожи, волос, ногтей, снижается общий тонус. На фоне строгой диеты усугубляется течение ряда психических расстройств, в частности депрессии.

Поститься или не стоит?

Мы разобрались в том, насколько безопасен пост, и сделали следующие выводы:

  1. Пост подходит только для полностью здоровых людей. Им он будет полезен, если выбирать свежие и здоровые продукты, не увлекаться картофелем и фруктовыми соками, отказаться от сладостей. Употребляйте хлеб из муки грубого помола, крупы, бобовые, овощи, фрукты, грибы, орехи, растительные масла, сою и другие продукты, старайтесь максимально разнообразить рацион.
  2. Если вы хотите соблюдать пост, но боитесь навредить организму — попробуйте облегченные версии с включением в меню рыбы, яиц и молочных продуктов, а также с трехразовым питанием в течение дня. Так вы сможете полностью устранить вред постной диеты.
  3. Людям, занимающимся тяжелым физическим трудом, нельзя поститься по тем правилам, которые установлены для строгого поста. Отказ от мяса приведет к анемии, дефициту витаминов, синдрому хронической усталости и другим проблемам.
  4. Ослабленным людям, больным тяжелыми хроническими заболеваниями, беременным и кормящим женщинам, детям — поститься строго запрещено. Даже церковь разрешает им сохранять нормальный рацион. Особенно опасны посты при сахарном диабете первого типа и анемии. При этих заболеваниях постная диета может представлять угрозу для жизни.
  5. В любом случае — перед началом поста стоит проконсультироваться с врачом и узнать, будет ли такая диета полезна вам. Также вместе со специалистом стоит подобрать витаминно-минеральные комплексы, предупреждающие развитие дефицита витаминов и микроэлементов.

Теперь вы знаете все о пользе и вреде поста — и можете принять взвешенное решение.

Если вы все же решили соблюдать пост, то предлагаем несколько простых и вкусных рецептов:

Екатерина Кушнир, высшее медицинское образование

Иллюстрации: Анастасия Леман

Источник

По православному обычаю считается, что Великий пост перед Пасхой очищает дух и тело, готовит человека к самому большому христианскому празднику. Но официальная медицина не так радужно воспринимает желание православных очиститься путем полного исключения всего «скоромного» из своего рациона на несколько недель. Весной организму и так не хватает витаминов, а тут еще начинается продолжительный строгий пост, во время которого нельзя есть молочные и мясные продукты.

Что такое строгий пост

В Великий пост перед Пасхой ограничения в выборе продуктов очень серьезные. Они касаются не только сочных мясных отбивных и тортиков на сливочном креме, но и от молока, яиц, рыбы, животного и растительного масла. Постным маслом можно сдабривать пищу только по выходным. В остальные дни недели следует питаться исключительно растительной пищей, в основном, кашами на воде и сырыми овощами. Такой режим питания полагается соблюдать больше месяца — целых 40 дней.

Хуже всего приходится в первую неделю поста. В это время разрешены только не прошедшие термическую обработку продукты и холодные напитки (буквально хлеб да вода). И все это после — «жирной» и обильной Масленицы, когда православные позволяют себе объедаться чуть ли не до отвала. Сам по себе такой режим питания чреват развитием гастрита.

Изначально строгий пост был вызван не столько христианскими побуждениями, сколько элементарной необходимостью. После долгой зимовки в каждом крестьянском доме обычно оказывались съедены все запасы продуктов. Питаться весной приходилось очень скромно. Некоторые семьи жили почти впроголодь, с нетерпением ожидая первых урожаев.

Читайте также:  Льняное масло польза для желудка

При этом наши предки могли хоть как-то пополнять запасы витаминов, если в хозяйстве были куры-несушки или дойная корова. С приходом христианства многовековая «традиция» вынужденного весеннего голодания была искусственно преобразована в форму Великого 40-дневного поста. Но столь суровое испытание для организма наносит серьезный урон здоровью.

Вред сорокадневного поста

Самый главный вред во время поста причиняет полное исключение из питания белков и жиров. Фактически для поддержания жизни и получения энергии человеку остаются одни углеводы. Соблюдающему пост приходится долгое время сидеть на строжайшей углеводно-овощной диете. Любая женщина, хоть раз пытавшаяся сбросить лишний вес с помощью так называемой «гречневой» диеты, прекрасно знает, чем это заканчивается: начинают выпадать волосы, слоятся ногти, в полное расстройство приходит пищеварительная система.

Аналогичное воздействие на организм оказывает и строгий пост. Самая большая нагрузка приходится на поджелудочную железу, которая в неумеренных количествах вынуждена перерабатывать одни углеводы. Результатом такого питания становится усиленное производство холестерина. Он приводит к образованию бляшек в кровеносных сосудах, что чревато проблемами с сердечно-сосудистой системой.

Второй опасный враг — отсутствие жиров и животного белка. Из-за дефицита этих важных элементов, крайне необходимых для метаболизма, организм начинает «съедать сам себя», заимствуя белок из мышечной ткани. Поскольку извне не поступают такие важные элементы, как цинк, кальций, железо, сера и пр., кожа и волосы становятся сухими и тонкими. Дефицит этих веществ можно наблюдать у отшельников и сподвижников церкви, месяцами изнуряющими себя постами. Кожа у них напоминает тончайший пергамент, волосы редкие и безжизненные.

Но и для обычных мирян пост не полезен. По его окончании волосы становятся очень тусклыми, ломкими, начинаются проблемы с ногтями и желудком, кожа приобретает землистый цвет и нередко начинает шелушиться. У женщин даже при такой строгой диете начинается обратный эффект: из-за недостатка животного белка и содержащихся в мясе и рыбе микроэлементов начинается усиленная выработка подкожного жира. Следствие этого — набор лишних килограммов. Да и для мужчины дисбаланс витаминов и нарушение обмена веществ не слишком-то хорошо. Последствиями религиозного усердия может быть ожирение и сахарный диабет.

Поэтому, если вы собираетесь поститься, согласуйте это со своим духовником, чтобы не нанести вред своему организму.

Источник

Целью данной статьи является необходимость развенчать несколько упорно существующих мифов об отрицательном влиянии поста на организм человека. Стоит также уточнить, что мы будем рассматривать только прикладную часть поста, то есть влияние питания на здоровье с точки зрения биологии и медицины.

Организм в пост ослабевает?

Итак, миф номер один гласит, что в связи с исключением продуктов животного происхождения (мясо, жиры, молоко, яйца) организм человека резко ослабевает за счет того, что продукты растительного происхождения не могут обеспечить всех энергетических затрат. Это не так. Давайте обратимся за примером к природе.

Посмотрите, как сильны и выносливы слоны, буйволы, лошади, верблюды, а ведь они никогда не употребляют продукты животного происхождения. Кроме невероятной работоспособности вышеуказанных животных, у них весьма значительная масса тела – слон весит примерно 5 тонн, буйвол примерно 1 тонну, лошадь приблизительно 700 кг. Найдете ли вы среди животных мясоедов столь сильных и огромных? Можно ещё привести пример – горилла. Ее основной рацион на 95% состоит из продуктов растительного происхождения – листья, коренья, семена, плоды. Но даже самый слабый представитель этого вида может с легкостью справиться с пятью взрослыми, сильными мужчинами.

Польза поста для здоровья: постный хлеб хорошо влияет на организм человека

Правды ради стоит сказать, что для получения такого же количества калорий объем растительной пищи должен быть больше, но и это не обязательно. Серьезные исследовательские работы над группой добровольцев показали, что для обычной средней нагрузки достаточно и половины калорий от общепринятых. Данные исследования проводились в течение одного года, и главными результатами их являются повышение работоспособности, улучшение показателей здоровья (нормализация массы тела, артериального давления, анализов крови).

Пост – только для здоровых людей?

Второй, не менее распространенный миф – о том, что поститься можно только здоровым людям, а больным необходимо усиленное питание. Это в корне неверно. Даже не надо быть врачом, чтобы понять простую истину – больному организму нужен покой! Опять обратимся за примером к природе. Давно замечено, что больное животное не поглощает избыточно пищу, а наоборот – отказывается от нее. Традиционные мясоеды – собаки и кошки – во время болезни пьют воду и принимают только растительную пищу! Поэтому удивительно наблюдать, когда больного закармливают всякими котлетками, сардельками, сметаной и т. д.

Будучи студентом, я приходил на практику к своему многоопытному коллеге врачу-терапевту. Однажды на прием к нему пришла молодая женщина, которая рассказала о том, что она принимает пищу по рекомендации друзей 6-7 раз в день. Основным продуктом в этом рационе было мясо, приготовленное разными способами. И, несмотря на столь усиленное питание, ей становилось все хуже и хуже. Что делать? Ответ доктора был гениально прост: «Избавьте организм от вашей опеки, и он сам избавится от проблем!».

При переедании поджелудочная железа способна выделить до 4-х литров сока, богатого ферментами, которые в основном участвуют в переработке белка и происхождении животного жира.

Длительное употребление мясной пищи губительно не только для больного организма, но и для здорового. Мясные продукты для своей переработки требуют усиленной работы всех внутренних органов, а их избыток часто приводит к закислению внутренней среды организма, что в целом снижает устойчивость к болезням.

При усвоении белка из мясных продуктов образуется некоторое количество токсинов, которые в свою очередь для их нейтрализации требуют повышенной работы печени. Увеличение продуктов животного происхождения запускает в кишечнике процессы гниения, что в ряде случаев приводит к сложным заболеваниям. А ведь в кишечнике находится около 85% клеток, отвечающих за иммунитет человека. Избыток, а также частое употребление жиров животного происхождения приводит к жировому перерождению печени, атеросклерозу, повышению массы тела, диабету, гипертонии, поражению суставов.

Великопостный натюрморт. Сисоненко, 2011

Питание в пост помогает здоровью!

Во время поста люди испытывают на начальной стадии энергетический дефицит и стараются перекрыть это легкоусвояемыми углеводами: белый хлеб, конфеты, булочки. Но будьте осторожны – ведь это пустые калории, которые могут истощать запасы инсулина в поджелудочной железе, что в отдельных случаях может привести к сахарному диабету, ожирению.

Как-то, слушая лекцию по питанию больного человека, я невольно воскликнул: «Это ведь рекомендации по питанию в пост!» Вот к чему пришла современная медицина – она вернулась к забытой, родной матери – монастырской медицине, основными принципами которой были: пост, молитва и только потом лечение. Так что поститесь на здоровье!

Польза постной пищи

Вам нужны витамины? Вряд ли вы найдете что-либо богаче, чем фрукты, ягоды, некоторые овощи, в них также содержится много микроэлементов. Вы не найдете среди мясных продуктов такой ценной клетчатки для работы внутренних органов, а ведь она есть в большом количестве в овощах. Не зря салат из буряка, моркови и сельдерея называют «противораковым». Он при помощи содержащейся в нем клетчатки как метлой вычищает наш кишечник от токсинов, паразитов, кишечных камней. Жиры растительного происхождения приводят к нормализации функции печени, к очищению сосудов, нейтрализуют вредные продукты распада тканей. Выбирайте, какое масло вам по душе – подсолнечное, оливковое, кунжутное и т.д.; можно добавлять их в первые, вторые блюда, салаты. Также источником жиров могут быть орехи, различные семена.

Источники белка в пост

И самый болезненный вопрос: чем заменить белки? Богатым источником белков является соя, бобы, горох, грибы, а также рыба, кроме белка содержащая витамин D, омега жиры, которые хорошо влияют на репродуктивные органы и на продолжительность жизни. Возьмите, к примеру, японцев – они чемпионы по продолжительности жизни, ведь в их рационе в основном растительная пища и рыба.

Смысл поста – духовное очищение

Продукты питания – конечно, не главная составляющая поста. Пост дается нам для очищения души, смысл его – воздержание. А через телесное воздержание, в том числе и в пище, очищается дух, ведь тело является храмом души. Пост ведет нас к главной цели христианской жизни – душевному спасению.

Читайте также:  Какая польза от чая с малиной

Автор: Золотарев Валерий Филиппович,
врач, прихожанин храма во имя св. Великомученика Пантелеймона Целителя,
с. Кислица (Украина)
.

Источник: Журнал «Старообрядческая молодость» (№ 1)

Yandex.Zen

Подписывайтесь на канал «Алтайский старообрядец» в Яндекс.Дзен.

Источник

Каких плодов ждать от поста? Когда его полезно ослабить? Как бороться со страстями в период говения? На вопросы о смысле поста отвечает игумен Петр (Мещеринов).

— В чём состоит смысл поста? Должен ли он приносить какой-либо духовный плод?

Вопрос, разумеется, риторический. Ответить на него «Нет. Пост ни в коем случае духовного плода приносить не должен», – это, конечно же, нонсенс. А между тем, на практике такое случается нередко.

Я бы рискнул взглянуть на проблему поста с неожиданной стороны, а именно: бывают случаи, когда пост не только не имеет пользы, но, наоборот, приносит вред душе христианина. Происходит это тогда, когда подлинный библейский, христианский, церковный смысл поста подменяется каким-то иным содержанием.

200346649-001Вред этот может быть троякий. Первое – это когда христианство превращается в Религию Еды, и бедный христианин, живя в совершенно ненормальных условиях большого города и чрезвычайных нагрузках, как психологических, так и физических (чего стоят хотя бы поездки в московской подземке на работу и с работы), слабеет и изнемогает и постоянно хочет есть. Результатом бывает то, что центром жизни человека становится Еда.

Таким образом, многие православные во время поста, с одной стороны, думают не о Боге, а о еде, а с другой – черпают в своём отказе от еды уверенность, что именно такое «постничество» угодно Богу. При этом почти невозможно избавиться от чувства «несмь, якоже прочие человецы» (Лк. 18, 11); а то, что эти самые «прочие человецы» едят и пьют в свою меру и в своё удовольствие, вызывает скрытую зависть, что отнюдь не способствует возрастанию в любви к ближнему.

Вдобавок Религия Еды, в отличие от подлинного христианства, учит лицемерию перед самим собою – самое, пожалуй, опасное состояние в духовной жизни. Это лицемерие производит на свет такие, уже прочно вошедшие в наш православный быт явления, как постный майонез, соевую колбасу или соевое же молоко и прочие весьма вредные для здоровья, а при этом и достаточно недешёвые «постные» суррогаты нормальных продуктов. Мы «изнутри» не замечаем уродливой комедийности такого постного времяпровождения; а со стороны очень, увы, заметно, что люди, называющие себя православными христианами, затрачивают массу энергии и сил не на сугубую жизнь по Евангелию, а на то, чтобы соблюсти формальную букву и тем самым уверить себя в том, что они «угождают Богу».

Второй возможный «вред от поста» – это усвоение мысли (часто, надо сказать, являющейся предметом церковной проповеди), что «пост – это такое время, когда нужно больше молиться, больше сосредоточиваться, больше читать Евангелие, делать больше добрых дел и т.п.». Мысль, совершенно дезориентирующая христианина – потому что из неё следует, что вне поста сосредотачиваться, молиться, читать Евангелие и, главное, совершать добрые дела можно меньше.

На этот недостаток (правда, под иным углом зрения) указывал ещё святитель Феофан Затворник, неоднократно высказывающий в своих письмах и трудах сожаление, что все духовные плоды, стяжанные во время поста, тут же, за несколько дней после Пасхи или Рождества, куда-то испаряются, и пост, таким образом, пропадает всуе.

Великий пост вред или польза и вред

Игумен Петр (Мещеринов)

Результатом этой дезориентации является третий вред – самый, на мой взгляд, существенный и одновременно самый тонкий и мало кем замечаемый.

Дело тут вот в чём. Христианская жизнь требует ровности и постоянности – без этих качеств не может быть возрастания в духовной жизни. Это касается и молитвенного правила, и сосредоточенности, и чтения, и меры воздержания, и посещения богослужения, и т.п. Наши же постные уставы, уместные в строгости древнего монастырского ритма жизни, на мой взгляд, мало способствуют этой самой ровности и умеренности в духовном возрастании современных христиан.

У нас получается приблизительно так: как спортсмены тренируются перед ответственным состязанием, или как музыканты усиленно занимаются перед конкурсами, или как студенты перед экзаменами, так и мы постами начинаем сосредотачиваться на внимании к ближним и доброделании, на том, чтобы усиленно молиться, читать духовные книги, чаще ходить в храм и проч. А после постов от всего этого «отдыхаем».

Тем самым расшатывается и утрачивается именно ровность христианского существования, без которой вся наша церковная жизнь превращается в «хождение по кругу» – и даже не «хождение», а какое-то чередование «рывков» и обессиленной усталости.

Всем этим искажается подлинный, библейский смысл поста, который, надо сказать, известен уже по меньшей мере три тысячи лет. Вот что про него говорит Священное Писание.

Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву – на грехи его. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнёт голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днём, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрастёт, и правда твоя пойдёт пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождём твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают (Ис. 58, 1-11).

Таков основной смысл поста. И здесь нужно сразу сказать: если поститься «библейски», то на первое место выходит внутренний труд сердца; а ограничения всякого рода являются лишь средством для того, чтобы труд этот был успешным.

-А можно ли такое действие, как «внутренний труд сердца», в какой-то мере расшифровать, или хотя бы привести примеры?

— Пожалуйста. Вот, например, с библейской точки зрения «разрешить оковы неправды» – очень актуально. Что это значит? Нередко христианин живёт в своём семейном окружении или в отношениях с коллегами по работе, совершенно не замечая того, что эти отношения не только нехристианские, но порой и до «общенравственных» не дотягивают. Часто православным на это просто не хватает внимания: всё оно поглощено тем, как правильно поститься, вычитать правило, «защитить Православие» и т.п. Вот «разрешить оковы неправды» в данном случае будет – осознать отношения с ближними, чтобы не быть им в тягость, и исправить то, что требует исправления.

Если идти дальше – стать честнее, человечнее и порядочнее в нашем лживом и бесчеловечном социуме. И именно педагогически всё это осмыслить, научиться этому – чтобы и после поста, как я уже сказал, не оставлять достигнутого, а продолжать и развивать свою христианскую жизнь.

— Но не получается ли из Ваших слов, что аскетическая сторона поста становится вовсе ненужной?

— Совсем нет. Ведь для того, чтобы жить по-евангельски, необходимо стяжать, хоть в какой-то, хоть в начальной мере Духа Святого – духа силы, любви и целомудрия (2 Тим.1, 7). В помощь этому существует воздержание, аскеза.

Читайте также:  Пить свою мочу в чем польза и вред

Но нужно помнить, что любое аскетическое делание в христианстве есть вещь прикладная, то есть является не целью, а средством. Цель наша – стяжать плоды Святого Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Аскетические же делания, в числе которых и пост, являются для этого в некотором смысле «рамками».

Но при этом ошибочно думать, что аскетические подвиги сами по себе приводят к стяжанию Святого Духа. Плод духовный стяжевается вот именно что внутренним трудом сердца.

Мы часто видим на практике, что люди начинают усиленно поститься, молиться и проч., а в результате сердце их жестеет, появляется злоба, раздражительность, самомнение и т.п. Почему? Потому что внешние аскетические подвиги сами по себе ничего нам не приносят; они нужны лишь для того, чтобы упорядочить телесное состояние человека, чтобы тело по его тесной связи с душой не мешало бы ей осуществлять внутреннюю работу. Вот в этом и заключается смысл поста: не рассчитывать, что через него можно достичь нечто духовное, но обеспечить душе помощь в духовном труде.

Поскольку мы живем в падшем мире, который, по словам апостола Иоанна Богослова, есть похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 16), то непременной обязанностью христианина является отвращение от этих страстных похотей, которыми пропитана окружающая жизнь. И задачей поста, собственно говоря, и является научить христианина, дать ему навык воздержания от страстей – навык, которым он должен всё с большим и большим успехом пользоваться и во вне-постное время, потому что, как я уже сказал, в христианской жизни важна ровность воздержания, а не «рывки» и расслабления. Неядение же в составе поста есть дело последнее, некий подручный инструмент для упорядочения и облегчения плоти, самая внешняя граница поста, причём – необходимо подчеркнуть – употребляемая индивидуально, по своей мере, по силам.

И вот эту мысль нужно усвоить – что пост не есть цель, а есть педагогическое церковное средство. А когда мы это забываем, то христианство превращается в йогу, в которой тоже не едят, не спят и так далее.

— Правильно ли понимать тогда, что есть несколько уровней строгости поста (с маслом, без масла и т.д.), и каждый мирянин выбирает свой уровень соответственно своим силам, оценивая этот уровень если не с точки зрения духовной пользы, то хотя бы с точки зрения отсутствие вреда?

— Да, каждый человек должен определить себе свою меру поста.

Самым актуальным, на мой взгляд, является сегодня воздержание от излишней информации; что же касается гастрономической части поста, то, я считаю, она должна быть шире монастырских уставов, а по условиям жизни в большом городе – предельно смягчённая. Для многих мера здесь – это не готовить дома мясо, и воздерживаться от скоромных продуктов по средам и пятницам и в предпразднество Рождества. У кого больше сил – может прибавить себе к этому минимуму ещё что-то.

— Но каков должен быть здесь критерий? Собственная совесть? Благословение духовника?

— Совесть – несомненно. Господь раз и навсегда определил нам правильный подход ко всем внешним законам и положениям, к которым относится и пост: суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27). Следовательно, пост должен проходить не в формальном буквализме, а в том, чтобы была польза для души; а эту пользу и определяет наша совесть.

Критерии здесь можно предложить следующие. Первый – чтобы во время поста (как, впрочем, и во всякое время) думать о Боге и ближнем, а не о еде, ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17). Если пост не приносит нам радости и мира, возрастания в любви к Богу и ближнему – то, спрашивается, какой смысл в нашем пощении?

Преподобный Макарий Великий об этом совершенно ясно пишет: «если не находим в себе обильных плодов любви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, искренности, веры и долготерпения: то тщетны и напрасны были все наши подвиги; потому что всякое таковое делание и все подвиги должны совершаться ради плодов. Если же не оказывается в нас плодов любви и мира, то вотще и напрасно совершается всё делание» (Духовные беседы. СТЛ, 1994, стр. 349).

Дальше мы должны внимательно смотреть внутрь себя и видеть: если во время поста мы начинаем лучше и тоньше понимать, что такое благодарность Богу, если в нас возрастает желание поучаться в Священном Писании, если в нашу жизнь начинает привноситься та ровность, о которой я уже не раз сказал, причём ровность эта сопровождается некоей тихостью, если – вот, пожалуй, главный признак – мы начинаем видеть себя чуть-чуть «со стороны», с некоторой долей иронии, причём со стороны именно ближних и наших отношений с ними – то мы на верном пути, и пост приносит свои плоды. Если же плодом постного времяпровождения является уныние, слабость, раздражительность, ожесточение – значит, что-то не то с нашим постом.

Духовник? Да, очень хорошо, когда есть такой духовник, с которым можно обговорить все эти вещи, и который воспринимает пришедшего к нему человека не как «винтик», который нужно непременно завернуть в схематически-церковную «гаечку», а индивидуально. К сожалению, так бывает далеко не всегда.

— Икра и морепродукты – это «рыба» или что?

— Возвращаемся к гастрономической теме? Это то, что, вообще-то говоря, дорого. Если организму необходимо, то лучше купить и съесть что-то не слишком строго-постное и тем самым подкрепить свои силы…, а разницу в деньгах отдать нуждающимся.

— Если в пост у человека обостряется ведущая страсть, пресекать которую на подходе просто не получается, это уважительная причина, чтобы ослабить пост? Если нет, то возможно ли дать какой-то универсальный совет?

— Нет, здесь надо смотреть индивидуально. Что за страсть? Не скрывается ли тут то, что вне поста мы «законно» разрешаем ей действовать, а постом это вроде неудобно, и поэтому именно постом она обостряется? Но борьба со страстями совершается у христианина в ежедневном порядке и требует, как я уже говорил, ровности и постоянства, и пост тут вовсе не причём.

— Четыре многодневных поста чем-то отличаются друг от друга по влиянию на жизнь христианина? В частности про Рождественский пост можно сказать что-то особенное?

— Да, я заметил некую особенность.

Вот уже почти двадцать лет мне приходится подвизаться на ниве катехизации, и десять лет я занимаюсь церковной публицистикой. И все эти десятилетия каждый год происходит одно и то же. В начале Рождественского поста начинают спрашивать: в чём смысл поста, как надо поститься, и можно ли встречать Новый год, и если можно, то как. Складывается впечатление, что в течение года контингент церковных людей меняется полностью, и всякий раз приходится говорить ровно одно и то же – как будто за двадцать, десять и даже пять лет церковной жизни человек не может усвоить какие-то очень простые вещи…

Насчёт Нового года – конечно же, можно спокойно отметить Новый Год, который давно стал в нашей стране семейным праздником. Даже если брать Устав, то всегда или 31 декабря или 1 января разрешается вкушать рыбу, так что новогодний стол может быть вполне праздничным, а текущий пост побуждает к умеренности в еде, питии и развлечениях.

Совсем не по-христиански будет гордо отказываться от общения с ближними под предлогом того, что «я пощусь».

Со 2-го января начинается предпразднство Рождества, и все православные из-за выходных дней имеют возможность подвизаться более усердно и посещать храмы (и тем самым противопоставить всероссийскому пьянственному десятидневию пост и молитву) и радостно встретить Рождество, когда во всём мире уже угасла лихорадка хождения по распродажам и покупания подарков.

Так что особенн