Велика ведь бывает польза от учения книжного князь
Учебник для 7 класса
Литература
Долгие годы, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в народе сказки и былины, пословицы и поговорки, песни и потешки, загадки и частушки, утешая, веселя.
Но вот в тихих кельях1 монастырей начинают переписывать летописи, поучения. В X веке появляется древнерусская литература.
«В ней сформировалось то удивительное чувство общественной ответственности писателя, которое стало характерной чертой русской литературы нового времени, — утверждает исследователь древнерусской литературы Д. С. Лихачев. — Именно в древней русской литературе создался тот широкий и глубокий взгляд на весь „обитаемый мир”, который стал характерен для нее в XIX веке».
В древнерусской литературе сохранилось много похвал книгам. Ценились они высоко. Летописец, желая похвалить Ярослава Мудрого, отмечал, что он прилежно читал днем и ночью. Книжные центры умножались на Русской земле, и свои летописания вместе с Киевом и Великим Новгородом завели Чернигов, Галич, Ростов, Владимир-Залесский. По свидетельствам литературоведов2, над рукописной книгой трудились многие. Доброписец чернописный воспроизводил основной текст, статейный писец — вязь3 киноварью, заставочный писец — заставки и буквицы, живописец иконный — миниатюры; златописец покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец и сканный4 оформляли оклад5.
О «Повестях временных лет»
«Повесть временных лет» появилась в период, когда в России пробудился особый интерес народа к своей истории. Она передала будущим поколениям легенды о том, как Олег, поставив корабли на колеса, подвел их с попутным ветром к Царьграду, как прибил щит над вратами Царьграда, как принял смерть от своего коня и т. д. Значение «Повести временных лет» было велико, она сообщала о многих исторических событиях. Среди жанров «Повести…» — сказания, предания, хождения, поучения, притчи и т. д.
«Се повьсти времяньных лет, откуда есть пошла русская земля. Кто въ Киевь нача первье княжити, и откуда русская земля стала есть» — так торжественно начинается древний летописный свод. Исследователь древнерусской литературы Н. И. Прокофьев пишет: «„Повесть временных лет” дошла до нас в нескольких сборниках. Самый ранний из них — „Лаврентьевская летопись”. По своему составу летописный свод включает, кроме погодных записей, различные жанры литературы той эпохи (повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, былинно-сказочные и легендарно-библейские сказания и др.)» записи устных рассказов, договоры…»
«Язык „Повести временных лет” — древнерусский, доступный жителям всех областей и княжеств Руси той эпохи, хотя нередко в текстах русская речь смешивалась с церковно-славянскими элементами…» — пишет Н. Прокофьев.
Из похвалы князю Ярославу и книгам
(Отрывок из «Повести временных лет»)
Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрЬтаемъ и въздержанье от словесъ книжныхъ. Се бо суть рЬкы, напояющи вселеную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утЬшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть… Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилЬжно, то обрящеши велику ползу души своей…
[Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей…]
Вопросы и задания
- Расскажите кратко о том, как в древности трудились над рукописной книгой, какие жанры литературы включены в «Повесть временных лет». Используйте для своего ответа высказывания исследователей древнерусской литературы.
- Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья»?
- Какова основная мысль прочитанного текста и сумели ли вы понять его на древнерусском языке? Прочитайте выразительно текст на древнерусском языке и тот же текст в пересказе.
1 Кёлья — комната монаха в монастыре.
2 Литературовед — специалист, изучающий науку о художественной литературе.
3 Вязь — соединение, сплетение смежных букв в один сложный знак (например, в заглавиях старинных рукописей).
4 Скань — металлические покрытия на иконе, книге.
5 Оклад — металлические покрытия на иконе, книге.
«Велика польза от учения книжного. Это источник мудрости», — писал, обращаясь к соотечественникам, Владимир Мономах. Предполагал ли великий летописец, чьё имя прочно вошло в учебники журналистского литературного мастерства Древней Руси, что мы даже спустя тысячу лет с волнением будем читать его «Поучения»?
Хранить и приумножать прекрасные традиции прошлого средствами современного настоящего — одна из серьёзных задач, которые ставит перед собой MVK, создающая такие непохожие по своему замыслу и оригинальные проекты, как передвижной Полярный музей, «Всё выше, и выше, и выше», проект, посвящённый 70-летию перелёта Валерия Чкалова.
15 февраля выставка представила вниманию гостей ещё один необычный проект — «Международную выставку каллиграфии». Он должен стать практически основополагающим звеном будущих перспективных выставочных проектов, потому что искусство каллиграфии связывает незримой нитью не только многие виды искусств — живопись, архитектуру, скульптуру, танец, фотографию и кино, дизайн, — это ещё и риторика, и искусство общения, которые становятся особенно важными для развития современного бизнеса. Предпринимательство в наше время немыслимо без высокой культуры общения, умения быть красноречивым собеседником, убедительным деловым партнёром, которому симпатизируют коллеги по бизнесу и сотрудники. В Китае говорят: «Покажи мне свой почерк, и я скажу, кто ты». Почерк — своего рода кардиограмма души человека. В нём отражаются и характер, и интеллигентность, и отношение к делу. Недаром ценили люди во все времена тех, кто умел красиво и грамотно писать, обладая при этом литературным мастерством публициста. Смотреть на мир неравнодушными глазами и записывать день за днём его историю люди начали давно. Первые письменные памятники появились в Китае еще в I веке н.э. Умение рисовать иероглифы считалось в те времена высоким искусством. Человек, овладевший им, приравнивался к художнику. В эпоху Средневековья каллиграфические надписи украшали произведения архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Считалось, что образованный человек непременно должен владеть искусством каллиграфии. Детей поэтому учили не только основам наук, но и стихосложению, музыке, живописи, каллиграфии.
Спустя века искусство каллиграфии пришло в Россию. Первыми русскими каллиграфами были монахи, создававшие исторические хроники, переписывавшие важные исторические документы. Это благодаря им мы сегодня знаем о таких прекрасных древних памятниках литературы, как «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Поучения Владимира Мономаха» и др. Рукописная книга была на Руси источником всех художеств. Книги писали на пергаменте отдельным уставом — каждая буква рисовалась отдельно от другой. Слитное письмо родилось лишь в XV веке. В это же время появились первые книгопечатные станки. Но искусство чёткого и красивого, изящного письма, которое было изобретено ещё в Китае, продолжало жить из века в век. Каждой исторической эпохе соответствовали свой стиль письма и своё оформление. И те, кто владел этим высоким искусством, был особенно уважаем.
Проект MVK, как и многие другие проекты компании, ещё раз обращает внимание на необходимость развития в России всех аспектов языкознания, грамотности, уважения к культуре прошлого. Каллиграфия — искусство красивого оформления, изящного почерка и практически искусство риторики на бумаге — должна связать не только эпохи, национальные культуры и искусства, но и современность. Хотелось бы, чтобы в мире высоких технологий и современных отраслей промышленности по-новому зазвучала тема каллиграфии. Чтобы юное поколение россиян стремилось учиться прекрасному, начиная с самых первых уроков чистописания в школе, реально осознавая, какую огромную роль имеет грамотный почерк в его личной судьбе и в судьбе его страны.
«Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь», — советовал Владимир Мономах и нам, ныне живущим.
Источник: Ирина Александровна Горская
Вернуться к списку
добавлена 13 марта 2015 в 13:21
СТИХИ, КАК ИСПОВЕДЬ ДУШИ…
Иному – и скука, и мука,
А кто-то замрёт, не дыша…
Поэзия – это наука
О том, что такое Душа.
добавлена 15 июля в 06:59
добавлена 15 июля в 06:58
добавлена 14 июля в 18:38
добавлена 13 июля в 21:02
14 июля 1891 г. родился Александр Волков,
советский писатель, автор серии книг о Волшебнике изумрудного города
Александр Волков известен миллионам читателей своими книгами о девочке Элли и Изумрудном Городе. Но мало кто знает, что детские книги не были его единственным литературным достижением, а литература не была основным родом деятельности.
Александр Мелентьевич Волков родился (2) 14 июля 1891 года в Усть-Каменогорске, в семье отставного унтер-офицера. Математическое образование получил в Томском учительском институте, после окончания которого в 1910 году работал учителем в селе Колывани, а затем в
добавлена 13 июля в 20:57
14 июля 1903 г. родился Ирвинг Стоун, американский писатель
По признанию самого Стоуна, он сам стал писателем благодаря книге Джека Лондона «Мартин Иден», которую он прочитал в очень раннем возрасте. Она оказала такое влияние на мальчика, что он сразу и неуклонно решил стать писателем.
Ирвинг Стоун (англ. Irving Stone), один из основоположников романизованного биографического романа, родился 14 июля 1903 года в Сан-Франциско (США), в семье детей эмигрантов. Родители держали небольшой магазин, но больших доходов он не приносил. Молодому Ирвингу приходи
добавлена 13 июля в 09:17
13 июля 1928 г. родился Валентин Пикуль, советский писатель
Валентин Саввич Пикуль родился 13 июля 1928 года в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Впоследствии семья переезжает в Молотовск (ныне – Северодвинск). В 1941 году 13-летний мальчик оказывается вместе с матерью в Ленинграде, где им приходится пережить блокадную зиму.
В 1942 году они были эвакуированы по «Дороге Жизни». Валентину очень хотелось пойти на фронт, где уже давно находился его отец, и он идёт учиться в школу юнг на Соловках. Во время войны его мать умирает, отец погибает под Сталинг
добавлена 12 июля в 16:17
Хороша Маша, да не ваша. Судьба невенчанной сестры Чехова
Мария Павловна Чехова (1863-1957)
Маша была пятым ребенком в семье купца второй гильдии Павла Егоровича Чехова (1825-1898). После нее родились брат Михаил и сестра Евгения, которая, к огромному сожалению, умерла в двухлетнем возрасте.
Семья Чеховых. Рядом с отцом сидит Маша
добавлена 11 июля в 13:53
Свела счеты с жизнью в 86 лет: последние дни Лили Брик
«Обычно для выхода на Кутузовский Лиля была размалевана, как клоун Олег Попов.
С каким-то невероятным вишневым румянцем в пол-лица, бордовым ярким ртом и бровями, нарисованными прямо по напудренному лбу.
Я запомнил, что на ней всегда был яркий шелковый платок Hermes, из-под которого выглядывала задорная рыжая косичка, какие носили малолетки в начальных классах.» (С. Николаевич)
Когда Лиля Брик выходила из своей квартиры на Кутузовском, 4, ее под локоть обычно кто-нибудь вел, чаще всего «старик с пижонской жокейской шапочкой, смотревший по сторонам с вполне еще бодрым мужским любопытством».
Это был Василий Катанян, последний муж музы русского футуризма. Режиссер-документалист, а также писатель, он был на 11 лет моложе своей супруги.
«Зимой она была закутана в какие-то баснословные меха, в которых утопала, как в сугробе. Чаще всего это была необъятная шуба насыщенного
добавлена 10 июля в 08:06
Последняя любовь Бунина…
“Лгут только лакеи!” отец Бунина, А.Н.Бунин
«Я думал, придет какой-нибудь хлыщ со стеклянным пробором в волосах. А ее увела у меня баба.”, – жаловался Иван Бунин писателю Борису Зайцеву на свою любовницу и ученицу Галину Кузнецову.
“Она очень влекла, неудержимо: молодостью, мягкостью, веселым нравом, фиалковыми, зовущими влюбленными глазами, почти открытым телом: все платья легкие, летние, шея, ноги, руки открыты, летние матерчатые туфли без каблуков, красноватый загар, коротко стриженные темные волосы, кокетливо схваченные спереди широкой лентой в цвет платья; изнутри руки белели до самых подмышек незагорелой кожей – он знал уже дивный шелк и нежность этой кожи, взгляд сам полз по чуть широкой кисти, ногти в розовом лак
добавлена 10 июля в 07:23
10 июля 1871 г. родился Марсель Пруст,
французский писатель
Валентен Луи Жорж Эжен Марсель Пруст (фр. Valentin Louis Georges Eugène Marcel Proust) родился 10 июля 1871 года в Париже. Его отец занимал важный пост в министерстве здравоохранения. В 9 лет у Марселя обнаружили астму, которой он страдал на протяжении всей последующей жизни. С одиннадцати и до восемнадцати лет Марсель учился в парижском лицее Кондорсе и добился больших успехов в литературе и философии. В 1889 году он сдал выпускные эк
Долгое время он не может найти издателя для своего объёмного произведения. В конце концов книга была выпущена за счёт автора издателем Бернаром Грассе. Во второй версии «Поисков» было уже 5 частей: «По направлению к Свану», «Под сенью девушек в цвету», «У Германтов», «Содом и Гоморра» и «Обретенное время».
В ноябре 1913 года выходит в свет первая часть «Поисков» – роман «По направлению к Свану», который был достаточно холодно встречен читателями и критикой. Последующие тома были выпущены изда
ПОХВАЛА УЧЕНИЮ КНИЖНОМУ
В год 6545 (1037). Заложил
Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь
святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой
Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины.
И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы
стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы,
попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто
и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого
на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие
люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет,
другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, – так и этот.
Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил.
Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем,
учение принимая книжное.
Велика ведь бывает польза от
учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо
от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие
вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина;
ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания, Велика есть мудрость;
ведь и Соломон, прославляя ее, говорил: “Я, премудрость, вселила
свет и разум, и смысл я призвала. Страх Господень… Мои советы, моя мудрость,
мое утверждение, моя сила. Мною цесари царствуют, а сильные узаконяют
правду. Мною вельможи величаются и мучители управляют землею. Любящих
меня люблю, ищущие меня найдут благодать”. Если прилежно поищешь
в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто
читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает
пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых
отцов, обретает душе великую пользу.
Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил
в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром
и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в
назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя
попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей, потому
что им поручено это Богом, и посещать часто церкви. И умножились пресвитеры
и люди христианские. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей
христиан, а враг сетовал, побеждаемый новыми людьми христианскими.
В год 6546 (1038). Ярослав
пошел на ятвягов.
В год 6547 (1039). Освящена
была митрополитом Феопемптом церковь святой Богородицы, которую создал
Владимир, отец Ярослава.
В год 6548 (1040). Ярослав
пошел на Литву.
В год 6549 (1041). Пошел Ярослав
на мазовшан в ладьях.
В год 6550 (1042). Пошел Владимир
Ярославич на Ямь и победил их. И пали кони у воинов Владимировых; так,
что и с еще дышащих коней сдирали кожу: такой был мор на коней!
ПОСТАВЛЕНИЕ
МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА И ОСНОВАНИЕ ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ
В год 6551 (1043). Послал Ярослав
сына своего Владимира на греков и дал ему много воинов, а воеводство поручил
Вышате, отцу Яня. И отправился Владимир в ладьях, и приплыл к Дунаю, и
направился к Царьграду. И была буря велика, и разбила корабли русских,
и княжеский корабль разбил ветер, и взял князя в корабль Иван Творимирич,
воевода Ярослава. Прочих же воинов Владимировых, числом до 6000, выбросило
на берег, и, когда они захотели было пойти на Русь, никто не пошел с ними
из дружины княжеской. И сказал Вышата: “Я пойду с ними”. И высадился
к ним с корабля, и сказал: “Если буду жив, то с ними, если погибну,
то с дружиной”. И пошли, намереваясь дойти до Руси. И сообщили грекам,
что море разбило ладьи руси, и послал царь, именем Мономах, за русью 14
ладей. Владимир же, увидев с дружиною своею, что идут за ними, повернув,
разбил ладьи греческие и возвратился на Русь, сев на корабли свои. Вышату
же схватили вместе с выброшенными на берег, и привели в Царьград, и ослепили
много русских. Спустя три года, когда установился мир, отпущен был Вышата
на Русь к Ярославу. В те времена выдал Ярослав сестру свою за Казимира,
и отдал Казимир, вместо свадебного дара, восемьсот русских пленных, захваченных
еще Болеславом, когда тот победил Ярослава.
В год 6552 (1044). Выкопали
из могил двух князей, Ярополка и Олега, сыновей Святослава, и окрестили
кости их, и положили их в церкви святой Богородицы, В тот же год умер
Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира, отец Всеслава, и Всеслав, сын
его, сел на столе его, мать же родила его от волxвования. Когда мать родила
его, на голове его оказалось язвено, и сказали волхвы матери его: “Это
язвено навяжи на него, пусть носит его до смерти”. И носит его на
себе Всеслав и до сего дня; оттого и не милостив на кровопролитие.
В год 6553 (1045). Заложил
Владимир святую Софию в Новгороде.
В год 6555 (1047). Ярослав
пошел на мазовшан, и победил их, и убил князя их Моислава, и покорил их
Казимиру.
В год 6558 (1050). Преставилась
княгиня, жена Ярослава.
В год 6559 (1051). Поставил
Ярослав Илариона митрополитом, русского родом, в святой Софии, собрав
епископов.
А теперь скажем, почему назван
так Печерский монастырь. Боголюбивый князь Ярослав любил село Берестовое
и церковь, которая была там, святых апостолов и помогал попам многим,
среди которых был пресвитер, именем Иларион, муж благостный, книжный и
постник. И ходил он из Берестового на Днепр, на холм, где ныне находится
старый монастырь Печерский, и там молитву творил, ибо был там лес великий.
Выкопал он пещерку малую, двухсаженную, и, приходя из Берестового, пел
там церковные часы и молился Богу втайне. Затем Бог положил князю мысль
на сердце поставить его митрополитом в святой Софии, а пещерка эта так
и возникла. И немного дней спустя оказался некий человек, мирянин из города
Любеча, и положил ему Бог мысль на сердце идти странничать. И направился
он на Святую Гору, и увидел там монастыри, и обошел их, полюбив монашество,
и пришел в один монастырь, и умолил игумена, чтобы постриг его в монахи.
Тот послушал, постриг его, дал ему имя Антоний, наставив и научив, как
жить по-чернечески, и сказал ему: “Иди снова на Русь, и да будет
на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя многие станут чернецами”.
Благословил его и отпустил, сказав ему: “Иди с миром”. Антоний
же пришел в Киев и стал думать, где бы поселиться; и ходил по монастырям,
и не возлюбил их, так как Бог не хотел того. И стал ходить по дебрям и
горам, ища места, которое бы ему указал Бог. И пришел на холм, где Иларион
выкопал пещерку, и возлюбил место то, и поселился в ней, и стал молиться
Богу со слезами, говоря: “Господи! Укрепи меня в месте этом, и да
будет здесь благословение Святой Горы и моего игумена, который меня постриг”.
И стал жить тут, молясь Богу, питаясь хлебом сухим, и то через день, и
воды испивая в меру, копая пещеру и не давая себе покоя днем и ночью,
пребывая в трудах, в бдении и в молитвах. Потом узнали добрые люди и приходили
к нему, принося все, что ему требовалось, И прослыл он как великий Антоний:
приходя к нему, просили у него благословения. После же, когда преставился
великий князь Ярослав, – приял власть сын его Изяслав и сел в Киеве. Антоний
же прославлен был в Русской земле; Изяслав, узнав о святой жизни его,
пришел с дружиною своею, прося у него благословения и молитвы. И ведом
стал всем великий Антоний и чтим всеми, и стала приходить к нему братия,
и начал он принимать и постригать их, и собралось к нему братии числом
12, и ископали пещеру великую, и церковь, и кельи, которые и до сего дня
еще существуют в пещере под старым монастырем. Когда собралась братия,
сказал им Антоний: “Это Бог вас, братия, собрал, и вы здесь по благословению
Святой Горы, по которому меня постриг игумен Святой Горы, а я вас постригал
– да будет благословение на вас, первое от Бога, а второе от Святой Горы”.
И так сказал им: “Живите же сами по себе, и поставлю вам игумена,
а сам я хочу уединиться в этой горе, так как и прежде уже привык жить
в уединении”. И поставил им игуменом Варлаама, а сам пришел к горе
и ископал пещеру, что под новым монастырем, и в ней скончал дни свои,
живя в добродетели, не выходя никуда из пещеры в течение сорока лет; в
ней лежат мощи его и до сего дня. Братия же с игуменом жили в прежней
пещере. И в те времена, когда братия умножилась и не могла уже вместиться
в пещере, помыслили поставить монастырь вне пещеры. И пришли игумен с
братией к Антонию и сказали ему: “Отец! Умножилась братия, и не можем
вместиться в пещере; если бы Бог повелел, по твоей молитве поставили бы
мы церковку вне пещеры”. И повелел им Антоний. Они же поклонились
ему и поставили церковку малую над пещерою во имя Успения святой Богородицы.
И начал Бог, по молитве святой Богородицы, умножать черноризцев, и совет
сотворили братья с игуменом поставить монастырь. И пошли братья к Антонию
и сказали: “Отец! Братия умножается, и мы хотели бы поставить монастырь”.
Антоний же сказал с радостью: “Благословен Бог во всем, и молитва
святой Богородицы и отцов Святой Горы да будет с вами”. И, сказав
это, послал одного из братьев к князю Изяславу, говоря так: “Князь
мой! Вот Бог умножает братию, а местечко мал’о: дал бы нам гору ту, что
над пещерою”. Изяслав же услышал это и был рад, и послал мужа своего,
и отдал им гору ту. Игумен же и братия заложили церковь великую, и монастырь
огородили острогом, келий поставили много, завершили церковь и украсили
ее иконами. И с той поры начался Печерский монастырь: оттого, что жили
чернецы прежде в пещере, и прозвался монастырь Печерским. Основался же
монастырь Печерский по благословению Святой Горы. Когда укрепился монастырь
при игумене Варлааме, Изяслав поставил другой монастырь, святого Дмитрия,
и вывел Варлаама на игуменство к святому Дмитрию, желая сделать тот монастырь
выше Печерского, надеясь на свое богатство. Много ведь монастырей цесарями,
и боярами, и богачами поставлено, но не такие они, как те, которые поставлены
слезами, постом, молитвою, бдением. Антоний ведь не имел ни золота, ни
серебра, но достиг всего слезами и постом, как я уже говорил. Когда Варлаам
ушел к святому Дмитрию, братья, сотворив совет, пошли к старцу Антонию
и сказали: “Поставь нам игумена”. Он же сказал им: “Кого
хотите?”. Они же ответили: “Кого хочет Бог и ты”. И сказал
им: “Кто из вас больше Феодосия – послушного, кроткого, смиренного,
– да будет он вам игумен”. Братия же рада была, поклонилась старцу;
и поставили Феодосия игуменом братии, числом 20. Когда же Феодосий принял
монастырь, стал он следовать воздержанию, и строгим постам, и молитвам
со слезами, и стал собирать многих черноризцев, и собрал братии числом
100. И стал искать устава монашеского, и нашелся тогда Михаил, монах Студийского
монастыря, пришедший из Греческой земли с митрополитом Георгием, – и стал
у него Феодосий спрашивать устав студийских монахов. И нашел у него, и
списал, и ввел устав в монастыре своем – как петь пения монастырские,
и как класть поклоны, и как читать, и как стоять в церкви, и весь распорядок
церковный, и на трапезе поведение, и что вкушать в какие дни – все это
по уставу. Найдя этот устав, Феодосий дал его в свой монастырь. От того
же монастыря переняли все монастыри этот устав, оттого и почитается монастырь
Печерский старшим изо всех. Когда же жил Феодосий в монастыре, и вел добродетельную
жизнь, и соблюдал монашеские правила, и принимал всякого, приходящего
к нему, – пришел к нему и я – худой и недостойный раб, – и принял меня,
а лет мне было от роду 17. Написал я это и определил, в какой год начался
Печерский монастырь и чего ради зовется Печерским. А о житии Феодосия
скажем после.
В год 6560 (1052). Преставился
Владимир, старший сын Ярослава, в Новгороде и положен был в святой Софии,
которую воздвиг сам.
В год 6561 (1053). У Всеволода
родился сын от дочери царской, гречанки, и нарек имя ему Владимир.
В год 6562 (1054). Преставился
великий князь русский Ярослав. Еще при жизни дал он наставление сыновьям
своим, сказав им: “Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь
между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери.
И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам
врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях
и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих,
которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат
брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему
Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо
меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир,
а Вячеславу Смоленск”. И так разделил между ними города, запретив
им переступать пределы других братьев и изгонять их, и сказал Изяславу:
“Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают”.
И так наставлял сыновей своих жить в любви. Сам уже он был болен тогда
и, приехав в Вышгород, сильно расхворался. Изяслав тогда был… а Святослав
во Владимире. Всеволод же был тогда при отце, ибо любил его отец больше
всех братьев и держал его всегда при себе. И приспел конец жизни Ярослава,
и отдал душу свою Богу в первую субботу поста святого Федора. Всеволод
же обрядил тело отца своего, возложив на сани, повез его в Киев, а попы
пели положенные песнопения. Плакали по нем люди; и, принеся, положили
его в гроб мраморный в церкви святой Софии. И плакали по нем Всеволод
и весь народ, Жил же он всех лет 76.