Велика бо бывает польза от

Регулярные поездки на байке многие любители спорта рассматривают, как прекрасную возможность поддерживать свое тело в высоком тонусе, но у начинающих спортсменов часто возникает вопрос – какие мышцы работают при езде на велосипеде? В этой статье постараемся максимально полно осветить эту проблему и рассказать о том, какие группы мышц работают при езде на велосипеде.
Мышцы, задействованные в езде
Ноги
Итак, вы решили заняться собой и определили, что основной тренировкой в вашей спортивной карьере, станет езда на велосипеде. Какие мышцы качаются в первую очередь? Конечно, это мышцы ног. Именно они принимают на себя первый и основной удар от воздействия нагрузок, которые ощущает новичок.
Верхняя часть ног
Основная нагрузка при езде на двухколесном снаряде ложится на квадрицепсы, расположенные в верхней части бедра.
Катание оказывает воздействие на все мышцы верхней части ног, но у нетренированного человека начинают болеть именно квадрицепсы, что и указывает на акцент в распределении усилий. Впрочем, при регулярных тренировках болевые ощущения быстро проходят, а квадрицепсы приобретают ярко выраженную форму, но чрезмерного, гипертрофированного результат вы не получите, так как любительские нагрузки, позволяют лишь укрепить и подтянуть ноги.
Нижняя часть ног
В процессе прокрутки педалей проявляется работа мышц нижней части конечностей. Более активно задействованы в этом движении икроножные мышцы и подколенные сухожильные. В спортивном зале, работая с отягощениями, проработать икры бывает довольно сложно и велосипед, в этом случае, становится универсальным тренажером, поэтому даже многоопытные культуристы не гнушаются работой на таком простом и доступном снаряде.
Группы мышц у велосипедиста, задействованные в езде
Сгибатель бедра
Это небольшая мышца, находящаяся в районе паха, бывает задействована при сгибании и разгибании колена. Она отлично отзывается на тренировочный процесс, но вам обязательно нужно контролировать ответ организма на нагрузку. Чрезмерное напряжение может привести к травме, и чтобы не прерывать свои занятия на долгое время, учитесь слушать свое тело и беречь его, особенно это касается подвздошной мышцы сгибателя бедра.
При малейших болевых ощущениях стоит снизить нагрузку, а если боль остается – сделать перерыв в тренировках, до полного восстановления мышцы.
Туловище
Ягодичные мышцы
Крупные мускулы отвечают за поддержание равновесия при езде на велосипеде и испытывают, в силу этого обстоятельства, заметную нагрузку вкупе с квадрицепсами. Крепкие и упругие ягодицы может позволить себе не только человек, увлеченно практикующий фитнес, но и обычный любитель частых велосипедных прогулок.
Мышцы у спортсменов развиты все
Брюшные мышцы
Велосипедный спорт довольно активный и в процессе занятий им напряженно работает все тело, весь организм, соответственно и брюшные мышцы пресса. Для более четкой проработки этой группы мышц следует соблюдать правильную посадку на байке, тогда сам процесс езды будет намного комфортней, а пресс сформируется активно прорисованными пресловутыми квадратиками.
Чем объясняется популярность велосипеда?
Мы уже поняли, какие мышцы качает велосипед, и почему он помогает поддерживать тело человека в отличной форме. Доступность и экологичность этого вида спорта общеизвестна, что и сказывается на громадной популярности его во многих странах. Велосипед помогает не только вести здоровый образ жизни, но еще и служит средством передвижения, что в городских пробках становится большим плюсом, к тому же, велосипед не требует больших затрат на свое обслуживание и бензин ему не нужен, а значит, к здоровью можно прибавить экономию средств.
Понимание, что езда на велосипеде не только развлечение, но и тренировка, повышает благоприятный эмоциональный настрой, доставляя удовольствие человеку.
Подтянутая фигура у велосипедистки
Современная индустрия производства байков достигла впечатляющих результатов, и в продаже появляются все более совершенные двухколесные агрегаты. Производители уделяют огромное внимание снижению веса машины и удобству посадочного сидения. Конструкции рамы, при заметном снижении массы, становятся еще более крепкими, благодаря композитным материалам, а управление тормозной системой, более надежной и безотказной. Оснащение велосипедов переключателями скоростей дает возможность изменять и регулировать нагрузку на мышцы спортсмена при прохождении неровных участков дорог, крутых подъемов и спусков.
Польза занятий велоспортом
Для восполнения недостатка физических нагрузок в обычной жизни необходимо движение. У многих людей работа связана с многочасовым просиживанием за столом перед экраном монитора, такой образ жизни ведет к застаиванию крови в тазовой области и многим неприятным последствиям таких явлений. Катание на байке позволяет разогнать застоявшуюся кровь, нагрузить все тело и восстановить, пошатнувшееся в пыльных кабинетах, здоровье, к тому же, процесс тренировок происходит на свежем воздухе, что еще добавляет плюсов этому виду спорта.
Польза велосипедной езды
Для профессиональных спортсменов, резко изменивших привычный режим тренировок в связи с уходом из большого спорта, велосипед позволит сохранять приличную физическую форму без набора лишних килограммов. Ежедневные часовые занятия не дадут развиться гиподинамии, частой разрушительницей здоровья бывших атлетов.
Доказано, что занятия велоспортом позволяют женщинам более легко переносить процесс беременности и сами роды, а дети у таких женщин, появляются на свет более крепкими и здоровыми.
Занятие велоспортом может стать объединяющим моментом в семье. Когда малыши видят. Что родители постоянно занимаются физкультурой, они так же будут тянуться к совместным прогулкам, особенно, когда у ребят появятся собственные разновеликие байки.
Сравнение велосипеда и других видов
Противопоказания
- Для некоторых категорий граждан существуют противопоказания к занятиям велоспортом. Так не стоит садиться на байк пациентам с диагнозом сколиоза, людям с поражением позвоночника грыжами.
- Трудности возникнут у людей страдающих нарушением вестибулярного аппарата, так как для поездок на двухколесном друге необходимо постоянно удерживать равновесие.
- Так же занятия велоспортом могут быть противопоказаны по причине общего запрета на воздействие нагрузок вследствие перенесенных травм и заболеваний.
- Источник https://provelik.ru
Хиротония |
Родился
примерно в 1680/1682г в Черниговской губернии
и при крещении получил имя Иоанн. Происходит из древнего
дворянского рода Кульчицких.
С 1695 г по 1706 г обучался
в Киевской Коллегии, в годы его учения преобразованную в
Киевскую Духовную Академию.
В 1708г. в Киево-Печерской лавре принял
монашеский постриг с именем Иннокентий и рукоположен в иеромонахи.
В 1710г. был вызван в Москву для преподования
словестности, философии и нравственного богословия в Славяно-греко-латинской
академии, в 1714г. стал префектом той же
академии.
В 1719г. Святитель был переведён в Петербург
и вошёл в число соборных иеромонахов Александро-Невской
лавры, откуда был назначен на корабль «Самсон» и вскоре
определён первым обер-иеромонахом в Финляндский корпус.
С конца 1720г нёс послушание наместника
Александро-Невской лавры.
5 марта 1721г в Троицком соборе Александро-Невской
лавры в присутствии императора Святитель Иннокентий был
посвящён в сан епископа Переяславского и назначен в русскую
Пекинскую миссию в Китай.
1722-1726г ожидал решения о допуске в Китай,
но не был принят китайским правительством и, живя почти
5 лет то в Забайкалье (в Селенгинске), то в Иркутске, проповедовал
Слово Божие, подвизаясь в молитве и занимаясь иконописанием.
15 января 1727 года епископ Иннокентий
стал главой вновь образованной Иркутской епархии, т.е. I-м
Иркутским епископом. Руководил Иркутской епархией 4 года.
27 ноября 1731г Владыка представился в
возрасте примерно 50 лет. Его пречистое тело водворили в
каменном склепе под алтарём деревянной Тихвинской церкви
в Иркутском Вознесенском монастыре.
В 1764г. при ремонте Тихвинской церкви
было обнаружено, что тело, одежда, а также бархат на гробе
оказались нетленными.
1 декабря 1804г указом Синода Святитель Иннокентий причислен
к лику святых, и его память установлена 26 ноября ( 9 декабря
по новому стилю).
9(22) февраля 1805г. мощи торжественно,
с крестным ходом и преднесением чудотворной иконы Казанской
Божией Матери, были перенесены из Тихвинской церкви в главный
собор Вознесенского монастыря. Это первое обретение мощей.
8-9(22) февраля 1905 г. состоялось церковное
торжество по случаю 100-летия со дня открытия мощей Святителя
Иннокентия.
В 1921г.,11(24) января кощунственное вскрытие
советскими властями мощей святителя Иннокентия. Мощи были
увезены из Иркутска.
В 1990г мощи были найдены в г.Ярославле.
2 сентября 1990г. великий святой православной
Сибири вернулся в родной город. Это второе обретение мощей.
В 22 февраля 2005г. состоялось празднование
200-летия обретения мощей святителя Иннокентия, I-го епископа
Иркутского.
Иконопись |
Ó èñòîêîâ ñëàâÿíñêîé ïèñüìåííîñòè
Èçäàíèå:Óõàíîâà Å.Â. Ó èñòîêîâ ñëàâÿíñêîé ïèñüìåííîñòè.
“Âåëèêà áî áûâàåò ïîëüçà îò ó÷åíèÿ êíèæíîãî: êíèãàìè áî íàñòàâëÿåìû è ó÷èìû ïóòè ïîêàÿíèÿ, ìóäðîñòü áî îáðåòàåì è âîçäåðæàíèå îò ñëîâåñ êíèæíûõ. Ñå áî ñóòü ðåêè, íàïàÿþùèå âñåëåííóþ, ñå ñóòü èñòîêè ìóäðîñòè. Êíèãàì áî åñòü íåèñ-ñ÷åòíà ãëóáèíà, ñèìè áî â ïå÷àëÿõ óòåøàåìû, ñè ñóòü óçäà âîçäåðæàíèþ. Ìóäðîñòü áî âåëèêà åñòü…”,- ïèñàë äðåâíåðóññêèé ëåòîïèñåö, ðàññêàçûâàÿ î âðåìåíè, êîãäà ñîçäàâàëèñü íà Ðóñè ïåðâûå êíèãè. Ñêâîçü âåêà ïðîíåñëè ýòî ïî÷òåíèå è ëþáîâü êíèãå, ïðåêëîíåíèå ïåðåä ñîäåðæàùåéñÿ â íèõ Áîæåñòâåííîé ïðåìóäðîñòüþ äðåâíåðóññêèå êíèæíèêè. Âåëèê èíòåðåñ ê äðåâíåé ñëàâÿíñêîé ïèñüìåííîñòè è ñåé÷àñ.
Ñ èñòîðèåé åå âîçíèêíîâåíèÿ ñâÿçàíî ìíîãî çàãàäîê è òàéí. Íåêîòîðûå èç íèõ ìû, íàâåðíîå, íèêîãäà íå óçíàåì. Îäíàêî, î ìíîãîì ñâåäåíèÿ ñîõðàíèëèñü, è çàäà÷à èñòîðèêà ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû ñîáðàòü èõ âîåäèíî, îòäåëèòü ðåàëüíûå ñîáûòèÿ îò ëåãåíäàðíûõ, ïîíÿòü âñþ ïîëíîòó ñîîáùàåìûõ ñâåäåíèé, ñîïîñòàâèâ èõ ñ ôàêòàìè äðóãèõ èñòî÷íèêîâ, è ïîìåñòèòü â êîíòåêñò ýïîõè.
Òûñÿ÷ó ëåò íàçàä íà ñìåíó ÿçû÷åñòâó èç Âèçàíòèè íà Ðóñü ïðèøëî õðèñòèàíñòâî, êîòîðîå îïðåäåëèëî îñíîâíûå îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ðóññêîé êóëüòóðû â ïîñëåäóþùèå ñòîëåòèÿ. ßâëÿÿñü îäíîé èç êðóïíåéøèõ ìèðîâûõ ðåëèãèé, îíî âïèòàëî â ñåáÿ äóõîâíûé îïûò è êóëüòóðíûå äîñòèæåíèÿ ìíîãèõ íàðîäîâ, âõîäèâøèõ â äðåâíåéøóþ öèâèëèçàöèþ ñðåäèçåìíîìîðñêîãî ðåãèîíà. Ïðèíÿòèå õðèñòèàíñòâà îçíà÷àëî äëÿ Ðóñè, êàê è äëÿ äðóãèõ ñëàâÿíñêèõ ãîñóäàðñòâ òîãî âðåìåíè, âõîæäåíèå â êðóã öèâèëèçîâàííûõ ñòðàí è ïðèîáùåíèå ê ìèðîâîé ñîêðîâèùíèöå êóëüòóðû.
Çíàíèÿ è äóõîâíûé îïûò õðèñòèàíñêîãî ìèðà, ñóùåñòâîâàâøåãî ê òîìó âðåìåíè óæå òûñÿ÷ó ëåò, áûëè ïðèíåñåíû ê ñëàâÿíàì â ðóêîïèñíûõ êíèãàõ. “Êíèãè – ýòî êîðàáëè ìûñëè, ñòðàíñòâóþùèå ïî âîëíàì âðåìåíè è áåðåæíî íåñóùèå ñâîé äðàãîöåííûé ãðóç îò ïîêîëåíèÿ ê ïîêîëåíèþ”,- òàê îáðàçíî ïðåäñòàâèë èõ àíãëèéñêèé ôèëîñîô Ôðýíñèñ Áýêîí. Ñëàâÿíå äî ïðèíÿòèÿ õðèñòèàíñòâà íå èìåëè íå òîëüêî êíèã, íî è ðàçâèòîé ïèñüìåííîé ñèñòåìû – àçáóêè. Äàæå ïðèíÿòèå õðèñòèàíñòâà â íåêîòîðûõ ñëàâÿíñêèõ ñòðàíàõ íå îçíà÷àëî ââåäåíèå ïèñüìåííîñòè íà ðîäíîì ÿçûêå. Íà ïðîòÿæåíèè äåñÿòèëåòèé õðèñòèàíñêèå òåêñòû ìîãëè çàïèñûâàòüñÿ íà ÷óæèõ ÿçûêàõ èëè ïðè ïîìîùè ÷óæèõ àçáóê (ãðå÷åñêîé èëè ëàòèíñêîé). Ëèøü â 60-õ ãã. IX â. âûäàþùèìñÿ âèçàíòèéñêèì ó÷åíûì Êîíñòàíòèíîì Ôèëîñîôîì è åãî áðàòîì Ìåôîäèåì ïî ïðîñüáå êíÿçÿ Âåëèêîé Ìîðàâèè Ðîñòèñëàâà áûëà èçîáðåòåíà ñëàâÿíñêàÿ àçáóêà è ñäåëàíû ïåðâûå ïåðåâîäû Ñâÿùåííûõ òåêñòîâ. Ïîçäíåå íîâûé àëôàâèò è ñîçäàííûé Êîíñòàíòèíîì è Ìåôîäèåì íîâûé “ñëîâåíñêèé” ëèòåðàòóðíûé ÿçûê áûëè ïåðåíåñåíû èç ñîñåäíèõ ñëàâÿíñêèõ ñòðàí â Êèåâñêóþ Ðóñü è ñ ïðèíÿòèåì õðèñòèàíñòâà â 988 ãîäó ñòàëè îôèöèàëüíî èñïîëüçîâàòüñÿ Äðåâíåðóññêèì ãîñóäàðñòâîì. Îáñòîÿòåëüñòâàì èçîáðåòåíèÿ íîâîé àçáóêè è êíèæíîãî ÿçûêà, âîçíèêíîâåíèþ ñëàâÿíñêîé êíèæíîé êóëüòóðû è ïåðâûì ýòàïàì åå ñóùåñòâîâàíèÿ è áóäåò ïîñâÿùåíà ýòà êíèãà.
Ïåðâàÿ ãëàâà îñâåùàåò çàêîíîìåðíîñòè âîçíèêíîâåíèÿ ïèñüìåííîñòè ó ñëàâÿí.  íåé ðàññêàçûâàåòñÿ î ñóùåñòâîâàâøèõ â äðåâíîñòè ñëàâÿíñêèõ ïëåìåíàõ, î âîçíèêíîâåíèè ó íèõ ðàííèõ ôîðì ãîñóäàðñòâåííîñòè â äîïèñüìåííûé ïåðèîä, î ïðè÷èíàõ ïðèíÿòèÿ èìè õðèñòèàíñòâà è ïðåäïîñûëêàõ ïîÿâëåíèÿ ñîáñòâåííîé ïèñüìåííîñòè.  ñëåäóþùåé ãëàâå áóäåò ðàññêàçàíî îá óñëîâèÿõ âîçíèêíîâåíèÿ ñëàâÿíñêîé ïèñüìåííîñòè, æèçíè è äåÿòåëüíîñòè åå òâîðöîâ – ïåðâûõ ñëàâÿíñêèõ ïðîñâåòèòåëåé Êîíñòàíòèíà (â ìîíàøåñòâå Êèðèëëà) è Ìåôîäèÿ, à òàêæå èõ ó÷åíèêîâ. Òðåòüÿ ãëàâà ïîñâÿùåíà îáçîðó ðàçëè÷íûõ çíàêîâûõ ñèñòåì, êîòîðûå ìîãëè óïîòðåáëÿòüñÿ ñëàâÿíàìè äî èçîáðåòåíèÿ àçáóêè Êîíñòàíòèíîì Ôèëîñîôîì, à òàêæå äâóì àçáóêàì – “êèðèëëèöå” è “ãëàãîëèöå”, ïðèïèñûâàåìûõ Êîíñòàíòèíó.  íåé áóäóò ðàññìîòðåíû èõ ñîîòíîøåíèå è âçàèìîâëèÿíèå, èõ èñòî÷íèêè, à òàêæå ãèïîòåçû î âðåìåíè âîçíèêíîâåíèÿ è ïðåäïîëàãàåìûõ àâòîðàõ.  ÷åòâåðòîé ãëàâå áóäåò ðàññêàçàíî î âîçíèêíîâåíèè îáùåñëàâÿíñêîãî ëèòåðàòóðíîãî ÿçûêà. Êàê ðàáîòàëè ñëàâÿíñêèå êíèæíèêè, êàê îñìûñëÿëè îíè ñîçäàâàåìûé èìè òåêñò, êàêîâ áûë ðåïåðòóàð ðàííåé ñëàâÿíñêîé êíèæíîñòè.
Òåìå ñîçäàíèÿ è îôîðìëåíèÿ ñàìûõ ïåðâûõ ñëàâÿíñêèõ ðóêîïèñåé ïîñâÿùåíà ñëåäóþùàÿ ãëàâà.  íåé ðàññêàçûâàåòñÿ î ñàìîì ïðîöåññå èçãîòîâëåíèÿ êíèãè: ìàòåðèàëàõ, èç êîòîðûõ îíà ñîçäàâàëàñü, òåõíèêå ïèñüìà è èçãîòîâëåíèÿ ïåðåïëåòà, èñêóññòâå õóäîæíèêîâ è þâåëèðîâ, ïðèíèìàâøèõ ó÷àñòèå â ñîçäàíèè ðóêîïèñè. Ïîñëåäíÿÿ ãëàâà ïîâåñòâóåò î íàøóìåâøèõ è ìàëîèçâåñòíûõ ïîääåëêàõ äðåâíèõ òåêñòîâ è ðóêîïèñåé. ×èòàòåëü ïîçíàêîìèòñÿ ñ òåõíèêîé èçãîòîâëåíèÿ ïîääåëîê, ñ òåì, êòî è ñ êàêèìè öåëÿìè èõ ñîçäàâàë, êàêîâû ìåòîäû îïðåäåëåíèÿ ôàëüñèôèêàòîâ. Èñòîðèÿ ñëàâÿíñêîé ïèñüìåííîñòè îò åå ñîçäàíèÿ äî âîçíèêíîâåíèÿ êðóïíûõ ñëàâÿíñêèõ êíèãîïèñíûõ öåíòðîâ áóäåò ïîêàçàíà íà øèðîêîì ôîíå èñòîðè÷åñêèõ ñîáûòèé è ïî âîçìîæíîñòè ïîëíî ïðîèëëþñòðèðîâàíà èçîáðàçèòåëüíûì ìàòåðèàëîì.
Книги из русского фонда НБ ВолГУ:
- Уханова, Е. В. У истоков славянской письменности;
- “В России надо жить по книге”: начальное обучение чтению и письму (становление учебной книги в XVI-XIX вв.);
- Древняя Русь: пространство книжного слова;
- Круг чтения древнерусского книжника XVII века.
Уханова, Е. В. У истоков славянской письменности / Е. В. Уханова. – Москва : Муравей, 1998. – 240 с. : ил. – ISBN 5-88739-057-3.
Шифр ББК: 81.41-0 У 89
Местонахождение в библиотеке: С114489-к/х; С225454-к/х(402); С120946-Русский фонд, С114487, С114488-н/аб
Аннотация:
Книга посвящена возникновению и становлению славянской письменной культуры. В ней освещаются предпосылки возникновения письменности у славян, причины ее появления, рассказывается о жизни и деятельности ее создателей – Константина Философа и Мефодия. Проиллюстрированы кириллица и глаголица – два первых славянских алфавита, рассказано о системах письма, послуживших им прототипом. Рассматривается докириллическая письменность, вокруг которой существует много загадок и псевдоисторических вымыслов. Рассказывается о первом литературном языке славян – старославянском, о первоначальном репертуаре славянской книжности, о Библии, лежащей в основе всей средневековой славянской литературы, о древнерусских рукописях, донесших сокровища нашей культуры, об их создании и мастерстве оформления.
ПРЕДИСЛОВИЕ
“Велика бо бывает польза от учения книжного: книгами бо наставляемы и учимы пути покаяния, мудрость бо обретаем и воздержание от словес книжных. Се бо суть реки, напаяющие вселенную, се суть истоки мудрости. Книгам бо есть неис-счетна глубина, сими бо в печалях утешаемы, си суть узда воздержанию. Мудрость бо велика есть…», – писал древнерусский летописец, рассказывая о времени, тсогда создавались на Руси первые книги. Сквозь века пронесли это почтение и любовь книге, преклонение перед содержащейся в них Божественной премудростью древнерусские книжники. Велик интерес к древней славянской письменности и сейчас.
С историей ее возникновения связано много загадок и тайн. Некоторые из них мы, наверное, никогда не узнаем. Однако, о многом сведения сохранились, и задача историка состоит в том, чтобы собрать их воедино, отделить реальные события от легендарных, понять всю полноту сообщаемых сведений, сопоставив их с фактами других источников, гг поместить в контекст эпохи.
Тысячу лет назад на смену язычеству из Византии на Русь пришло христианство, которое определило основные особенности развития русской культуры в последующие столетия. Являясь одной из крупнейших мировых религий, оно впитало в себя духовный опыт и культурные достижения многих народов, входивших в древнейшую цивилизацию средиземноморского региона. Принятие христианства означало для Руси, как и для других славянских государств того времени, вхождение в круг цивилизованных стран и приобщение к мировой сокровищнице культуры.
Знания и духовный опыт христианского мира, существовавшего к тому времени уже тысячу лет, были принесены к славянам в рукописных книгах. “Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению” – так образно представил их английский философ Фрэнсис Бэкон. Славяне до принятия христианства не имели не только книг, но и развитой письменной системы – азбуки. Даже принятие христианства в некоторых славянских странах не означало введение письменности на родном языке. На протяжении десятилетий христианские тексты могли записываться на чужих языках или при помощи чужих азбук (греческой или латинской). Лишь в 60-х гг. IX в. выдающимся византийским ученым Константином Философом и его братом Мефодием по просьбе князя Великой Моравии Ростислава была изобретена славянская азбука и сделаны первые переводы Священных текстов. Позднее новый алфавит и созданный Константином и Мефодием новый “словенский’” литературный язык были перенесены из соседних славянских стран в Киевскую Русь и с принятием христианства в 988 году стали официально использоваться Древнерусским государством. Обстоятельствам изобретения новой азбуки и книжного языка, возникновению славянской книжной культуры и первым этапам ее существования и будет посвящена эта книга.
Первая глава освещает закономерности возникновения письменности у славян. В ней рассказывается о существовавших в древности славянских племенах, о возникновении у них ранних форм государственности в дописьменный период, о причинах принятия ими христианства и предпосылках появления собственной письменности. В следующей главе будет рассказано об условиях возникновения славянской письменности, жизни и деятельности ее творцов – первых славянских просветителей Константина (в монашестве Кирилла) и Мефодия, а также их учеников. Третья глава посвящена обзору различных знаковых систем, которые могли употребляться славянами до изобретения азбуки Константином Философом, а также двум азбукам – “кириллице” и “глаголице”, приписываемых Константину. В ней будут рассмотрены их соотношение и взаимовлияние, их источники, а также гипотезы о времени возникновения и предполагаемых авторах. В четвертой главе будет рассказано о возникновении общеславянского литературного языка. Как работали славянские книжники, как осмысляли они создаваемый ими текст, каков был репертуар ранней славянской книжности. Теме создания и оформления самых первых славянских рукописей посвящена следующая глава. В ней рассказывается о самом процессе изготовления книги: материалах, из которых она создавалась, технике письма и изготовления переплета, искусстве художников и ювелиров, принимавших участие в создании рукописи. Последняя глава повествует о нашумевших и малоизвестных подделках древних текстов и рукописей. Читатель познакомится с техникой изготовления подделок, с тем, кто и с какими целями их создавал, каковы методы определения фальсификатов. История славянской письменности от ее создания до возникновения крупных славянских книгописных центров будет показана на широком фоне исторических событий и по возможности полно проиллюстрирована изобразительным материалом.
“В России надо жить по книге” : начальное обучение чтению и письму (становление учебной книги в XVI-XIX вв.) / под ред. М. В. Тендряковой и В. Г. Безрогова ; Рос. гос. гуманит. ун-т ; Ин-т стратегии развития образования РАО. – Москва : Памятники исторической мысли, 2015. – 610 с., [24] с. ил. – (Труды семинара “Культура детства : нормы. ценности, практики”. Вып. 17). – ISBN 978-5-88451-332-7.
Шифр ББК: 74.03(2) В 11
Местонахождение в библиотеке: Б29114-Русский фонд
Аннотация:
Книга показывает развитие в России начальных учебников для овладения навыками чтения письменного текста. Охвачен период от первых печатных руководств до пособий К.Д. Ушинского как образцов общенационального учебника. Наряду с исследовательскими статьями включен ряд библиографических указателей, раскрывающих богатейшее историческое наследие учебного книгоиздания на кириллической основе. Предназначена для учителей, системы высшего профессионального педагогического образования и научных работников, разрабатывающих различные вопросы истории начального обучения и воспитания.
Предисловие (фрагмент)
В книге прослежено зарождение, становление и трансформация в России учебного книгоиздания, рассчитанного на начальное обучение детей вере, навыкам чтения и письма, родному языку, литературе и базовым элементам предметов естественного и гуманитарного циклов. В XVI в. Россия знакомится с первыми специализированными учебными пособиями. XVII в. показывает зарождение массового издания и распространения на Руси начальной учебной литературы. Выходят в большом количестве (десятками тысяч) азбуки-восьмилистки. Тысячными тиражами издаются объемные буквари со словарями и начальными текстами для обучения чтению и вере. Восемнадцатое столетие – эпоха появления светского учебника грамоты, правописания и чтения на основе гражданского алфавита, при сохранении значительного числа кириллических изданий. XIX в., время борьбы классического и реального воспитания, когда во главу угла в культуре сословного общества встала направленность знания и всего образования в целом, предстает временем оформления национально ориентированных книг для чтения, предназначенных различным слоям населения. Складывается концептуальная теория учебника, утверждаются устойчивые типы учебной книги. Этому способствует самоотверженная деятельность выдающихся русских педагогов Е.О. Гугеля, П.П. Максимовича, А.Е. Разина, И.И. Паульсона, К.Д. Ушинского, Н.Ф. Бунакова и других. Они уделяют исключительно большое внимание созданию учебников для первого этапа обучения. Их имена открывают собой новую эру в истории российского учебника.
В данном издании собраны и изучены азбуки, буквари, книги для чтения, выпущенные и применявшиеся в образовании с XVI по XIX в., в том числе разработанные и перечисленными выше авторами. Помимо исследовательских статей по проблемам учебнной книги указанных веков в сборник вошли важнейшие для истории отечественных учебников справочные материалы, впервые подготовленные для педагогов специалистами-книговедами: свод учебной литературы для начального обучения письму и чтению, напечатанной в России церковнославянским кириллическим шрифтом с XVI по XVIII в.; своды учебной литературы для начального обучения письму и чтению, напечатанной в России гражданским шрифтом в XVIII и XIX вв.; библиографические указатели греко-латинских букварных катехизисов XIX столетия, популярных в западных регионах Российской империи, и марийской учебной литературы для начальных этапов обучения с ее первых изданий по наши дни, представляющей один из восточных регионов России.
М. В. Тендрякова, В. Г. Безрогов
Древняя Русь : пространство книжного слова = Ancient Rus : The field of the bookish word : историко-филологические исследования / [отв. ред. В. М. Кириллин] ; Ин-т мировой лит. РАН. – Москва : Языки славянской культуры, 2015. – 517 с. – (Studia Philologica). – Библиогр. в подстроч. примеч. – Парал. загл. на англ. яз.: Ancient Rus : The field of the bookish word. – ISBN 978-5-94457-228-8.
Шифр ББК: 83.3(2=Рус)3 Д 73
Местонахождение в библиотеке: С249019-Русский фонд
Аннотация:
Книга содержит научные статьи, посвященные древнерусской истории, словесности, музыкальной культуре, а также современному восприятию и интерпретации древнерусских реалий. Основу сборника составили труды сотрудников отдела древнеславянских литератур ИМЛИ им. А. М. Горького РАН и их коллег из других учебных и исследовательских учреждений. Все публикации сопровождаются аннотациями и отражающими их содержание ключевыми словами на русском и английском языках.
Книга адресована, прежде всего, подготовленным читателям: ученым-медиевистам, преподавателям, аспирантам, студентам. Но буде интересна и том, кто небезразличен к средневековой Руси.
Круг чтения древнерусского книжника XVII века : сборник / сост., предисл., пер. и коммент. В. В. Кускова. – Москва : Кругь, 2013. – 340 с., [2] л. факс. : ил. – Библиогр. в коммент.: с. 167-198 и в подстроч. примеч. – Часть текста на древнерус. яз. – ISBN 978-5-7396-0287-9.
Шифр ББК: 83.3(2=Рус)5 К 84
Местонахождение в библиотеке: Б29976-Русский фонд
Аннотация:
В книге публикуется сборник начала XVII в. из рукописного собрания Научной библиотеки им. Л.М. Горького МГУ, который представляет собой своего рода книгу-библиотеку священника Григория Григорьева. Его тексты разнообразны по тематике, жанрам, месту и времени их создания, и именно такое издание — всей рукописи, а не отдельных произведений, помогает нам представить себе духовный облик нашего предка. Сборник включает ряд выдающихся произведений древнерусской литературы XIII — начала XV вв.: «Моление Даниила Заточника», «Сказание о ГЦилове монастыре в Великом Новгороде», «Повесть о Новгородском белом клобуке». Состав и особенности сохранившихся материалов, подготовленных В.В. Кусковым, определили структуру настоящей книги. После предисловия следуют тексты В.В. Кускова — перевод «Соборника» на современный русский язык, комментарии, далее – древнерусский текст.
Книга предназначена для всех интересующихся литературой и историей Древней Руси.
ВВЕДЕНИЕ
Книга, которая лежит перед нами, напоминает столь популярные в допетровской Руси сборники, или изборники, содержащие наиболее авторитетные и душеполезные извлечения из почитаемой литературы. Она не имеет усложненной архитектоники и носит собирательный характер. Главное здесь — не отточенность композиции и отшлифованность стиля, но нравственное, назидательное, учительное содержание.
Владимира Владимировича всеща волновал вопрос о круге чтения древнерусского автора, о репертуаре и характере книг, которые формировали его мировоззрение, о своеобразии текстов, из которых он черпал мудрые мысли, прямо или косвенно цитируя их. Существовала и опасность увлечения ложными книгами, поэтому с самого раннего периода, с Изборника 1073 года, для правильной ориентации древнерусского книжника составляются индексы запрещаемой литературы, равно как списки рекомендуемой.
В 1644 году на Московском Печатном дворе была издана «Кириллова книга», составленная протопопом Михаилом Роговым, которая содержала обширный список как почитаемой, так и отвергаемой литературы (которая, заметим в скобках, все же читалась, но не почиталась и расценивгшась как соблазняющая). Это своего рода итоговый репертуар текстов, накопленный к концу древнерусского периода, разумеется, далеко не полный, но весьма симптоматичный.
В подборке, выбранной В.В. Кусковым, присутствует подобный индекс, есть извлечения из творений наиболее чтимых святых отцов, церковных писателей, из Священного Писания, экзегетической книжности. Немало места занимают монашеские аскетические тексты. Антология открывается выдержками из Жития Андрея Юродивого, содержит фрагменты из патериков, повествует о новгородских монастырях, о Макарии Великом и Ниле Синайском.
Пытливого древнерусского читателя интересовала авторитетная интерпретаторекая литература. Потому столь часты в сборниках цитации из Шестодневов, Толковой Псалтири, из правил апостольских и святых отцов, из Азбуковников. Справедливо уделено достойное место творениям Максима Грека, переведшего Толковую Псалтирь и много иных тексте герменевтического характера. Ученый афонский монах объяснял, в том числе путем ответа на вопрошания знавших его людей, немало образов, символов, имен, бытовавших в православной византийско-славянской культуре.
Особое место в антологии занимают фрагменты, извлечения, цитации премудростно-го характера: из текстов Софии Премудрости Божией, из Пчелы, из Притчей Соломоновых и Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, из Прения Панагиота и Азимита. В них проступает присущая отечественной традиции с самого раннего периода любовь к образному, символическому, эмоциональному типу мышления. Не рассудочное абстрагирование, но сострадательное соучастие, не мирское внешнее знание, но внутреннее духовное делание и жизнестроительная философия легли в основу древнерусского любомудрия, заложив краеугольный камень нравственно акцентированной, обращенной к человеку, соединенной с живым учительным словом, русской мысли.
Не стоит более утомлять читателя пересказом того, что он может сам обрести, вчитываясь в лежащую перед ним книгу. Но стоит еще раз добрым словом помянуть ее создателя, честно и плодотворно потрудившегося на ниве российского просвещения, искренне любившего мир Древней Руси как первооснову нашего исторического и цивилизационного бытия, столь ярко отразившуюся в многовековой древнерусской литературе, любителем и знатоком которой был Владимир Владимирович Кусков.
М.Н. Громов