Василий великий слово к юношам о пользе чтения языческих сочинений

Василий великий слово к юношам о пользе чтения языческих сочинений thumbnail

Святитель Василий Великий (330–379).

Дни памяти: 1(14) января, 30 января (12 февраля) Собор Вселенских учителей и святителей.

Василий Великий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской, происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и приверженностью христианству. Василий получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а так же в важнейшем центре учености Империи – знаменитой Академии в Афинах.  Умер 1 января 379 года.

Среди многих его трудов, дошедших и не дошедших до нас, отдельное место занимает «Слово к юношам о пользе чтения книг языческих». Поводом к его написанию послужила забота св. Василия о воспитании порученных его попечению двух его племянников.  Особенность этого сочинения заключается в том, что перед нами — образец православной мысли, обращённой на предметы, не относящиеся напрямую к жизни в Церкви и не касающиеся сложных богословских вопросов.  «Слово к юношам…» —  ранний и очень ценный для нас опыт осмысления нехристианской художественной словесности.  При этом нехристианское творчество (для нас —античность, для Святителя — родная словесность) рассматривается как доступное средство для воспитания по-христиански добродетельного человека.  Святитель Василий Великий указывает и на опасности, подстерегающие тех, кто гоняется за одною «сладостию и приятностию сочинений».  Наставляет он в том, как очищать душу: «презирать чувственные удовольствия, не насыщать глаз нелепыми представлениями чудодеев или зрением тел, возбуждающих к сластолюбию, и чрез слух не вливать в душу поврежденного сладкопения».

С точки зрения литературоведения это «Слово» святителя Василия Великого может быть понято как один самых ранних примеров литературно-художественной критики.  С точки зрения риторики и педагогики «Слово к юношам о пользе чтения книг языческих»  достойно всяческого подражания и следования: для человека, не утратившего любви к слову,  доставит истинное наслаждение наблюдать то, как Святитель убеждает, приводит примеры и даже грозит, но неизменно ведёт читателя и слушателя к драгоценной для него идее-цели.  При этом он не допускает ни единого намёка на необразованность или молодость слушателей, ни разу не говорит свысока.  И бесконечна моя благодарность тому переводчику, который сумел всё великолепие «Слова» передать на русском языке!  Имени его я, к своему глубочайшему сожалению, так сейчас и не смог найти.

Для православного человека «Слово к юношам…» сегодня имеет ещё одно значение.  С помощью этой беседы Святителя мы можем осознать особенности культурного мира, в котором христианину выпало жить сейчас.  Святитель Василий Великий говорит о творениях людей, живших до Рождества Христова, произведениях, к которым христианство не может равнодушно относиться, но которые сами по себе не знали и не предвидели христианства.  Он предупреждает юношей о неполезном, мимо которого надо проходить.  Нам же приходится иметь дело с произведениями тех, кто иногда даже открывал Евангелие.  Отличие здесь такое, как между «Федрой» Софокла (или «Ипполит» Еврипида, или письмо Федры Ипполиту, сочинённое Овидием), с одной стороны, и — с другой — тем, какое развитие получил этот мифологический сюжет в русской поэзии начала двадцатого века.  Одно дело — не знать Христа, другое дело — Его намеренно не замечать, более того — быть враждебным к Нему.

Михаил ОЗМИТЕЛЬ

Источник

Святой Василий не хочет, чтобы человек жил вне любви. Как научиться любить? Дивные советы святого.

Важные аспекты жизни святого Василия

Святого нельзя понять вне его молитвы, вне его отношений с Богом. Василий хотел деятельного служения. Молитва тоже была его служением. Основная его молитва – литургическая. Из Литургии святого Василия Великого видно, что Церковь для него – новый мир, обновлённая вселенная, организм, Троица, собирающая всё творение во Христе.

Святой Василий не хочет, чтобы человек жил вне любви. Но любовь в Церкви не чувство, а сущность человека. Эта сущность в нас задана. Открывается и растёт она по мере духовной жизни.

Все служения, все дела исходят из Литургии, из молитвенного и та́инственного всеединства.

Помолившись на Литургии, мы должны выйдя из храма являть собой Литургию в мире, освящать мир полученной нами благодатью.

Василий Великий получил прекрасное образование. Учился он в языческой школе и прекрасно знал языческую культуру и философию. Он умел из неё брать то, что созвучно христианству, и отбрасывал всё остальное. Об этом беседа святого Василия «К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений». Он сравнивает человека с пчелой, которая должна со всех цветов собирать нектар, а не яд (он тоже есть в некоторых видах цветов).

Василий – образец светлого мужества. Один нецерковный человек, глядя на икону Христа, сказал, что у Него мужественное лицо.

Последователи Иисуса тоже были людьми мужественными, по крайней мере, если вопрос касался веры.

Известен случай, когда от императора-арианина Валента к Василию приехал распорядитель и, угрожая наказанием, убеждал святого принять арианство. Василий же ответил, что император ничего ему сделать не может, потому что нельзя изгнать того, кто нигде не имеет дома, но всю землю считает даром ему от Бога, нельзя огорчить заключением в тюрьму того, кто внутренне свободен от страстей, нельзя лишить имущества того, кто абсолютно ничего своего не имел и не имеет, и если его, Василия, станут бить и убивать, то ему страшен только первый удар, ведь второго он по слабости здоровья уже не вынесет и умрет, то есть отойдет к любимому Христу.

Когда распорядитель передал слова святого Валенту, тот решил оставить Василия в покое, потому что с ним действительно ничего нельзя сделать.

Читайте также:  От тысячи сует пользы дела

Свобода от всякого обладания и владения даёт ему свободу быть искренним. Христианин не боится ничего потерять, ибо ничего и так не имеет.

Одна праведная христианка на допросах в НКВД, когда у неё требовали открыть место, где прячутся священники, говорила: «Я знаю, но вам этого никогда не скажу». А когда её избивали, она повторяла: «Всё равно не скажу. Вы тут начальства боитесь, друг друга боитесь, а я всех вас не боюсь!».

Интересно, что Валент вскоре приедет к святому Василию, войдёт в храм во время Литургии, но святой не прервет службу и не выйдет навстречу императору-еретику. Хотя Василий и понимал, что его за это могут убить, но никакого внимания не обратил на императора. Валента так потрясло бесстрашное поведение святого, что император упал в обморок. По просьбе Валента Василий помолился о его больном сыне, и тот получил облегчение в болезни. Тогда император окончательно оставил святого в покое.

Такое мужество нам даёт ощущение Христа. Это не бесстрашие, так как человек не может полностью освободиться от страха боли и смерти, но страх перестает доминировать над человеком. Помогает в этом молитва.

Старец Паисий Афонский говорит: «Если у человека недостаёт мужества, он должен просить у Христа: ‟Христе мой, я боюсь, но Ты дай мне мужества!ˮ».

Сила человека проявляется в его способности жить для других, быть для всех солнышком, потому что за этим стоит огромная борьба со страстями и врагом рода человеческого. Людям же, как правило, эта борьба не видна, они замечают только результат.

Как жить для других? Святой Алексей Мечёв советовал учиться расширять сердце для того, чтобы туда помещать боль людей. Он приводил пример: когда к нему приходили и жаловались на жизнь, а ему было скучно слушать, он заставлял себя слушать и принимать на себя боль других. Так сердце начинает жить ещё кем-то, кроме себя.

Своей одежде и внешнему виду святой не уделял никакого внимания вообще, так как вся его жизнь была служением другим.

Он страдал хронической болезнью кишечника, полученной, возможно, в юности, когда сильно постился и перепостился. Известно, что когда Василий с другом Григорием Богословом ушел на время в пустыню для подвигов, они строго постились, как и многие горячие юноши. Очевидно, в более зрелом возрасте они бы так не поступили. Но тогда им нужен был совет извне, что духовная жизнь строится не вокруг поста, а вокруг Христа и любви и служения.

Позднее один из них писал другому: «Я помню время, когда мы ушли в пустыню и предавались там посту и молитве, пока за тобой не явилась единственная настоящая человеколюбица, твоя мать, и не выгнала нас оттуда».

Один современный епископ в 14 лет решил служить Богу и стал есть одни помидоры. Он подорвал себе здоровье, всю жизнь мучается от язвы и предостерегает молодых от чрезмерного поста или поста без благословения рассудительного священника.

Святой много писал о богословии, разрабатывал богословскую терминологию. В это время еретики отрицали Божественность Святого Духа. Василий пишет трактат «О Святом Духе», где мастерски доказывает, что Святой Дух есть Бог, но при этом нигде прямо Его Богом не называет. Это он делает специально, чтобы еретики прочли и убедились в том, что он говорит. В этом священническая мудрость святого – не оттолкнуть заблуждающегося, но постепенно привести к истине. У афонских отцов есть по этому поводу такой пример: если рыба, заглотнувшая крючок, слишком норовиста, рыболов не должен резко дёргать леску, но осторожно тянуть рыбу к себе. Так же поступает и опытный духовник, когда видит, что к нему пришел человек страстный или гордого ума. Подобным образом ведут себя и некоторые жены по отношению к своим гордым мужьям.

Наследие святого

До нас дошло 28 бесед Василия Великого. Например, в беседе «О том, что Бог не виновник зла» святой говорит, что зло не имеет самостоятельной сущности и существования, оно паразитирует на свободной воле разумных существ, отклоняя их от Бога.

В беседе «Побудительной к принятию святого крещения» Василий, сам крестившийся в 26 лет, настаивает, что человек должен как можно скорее принять крещение, так как без него познание Бога невозможно.

В беседе «О том, что не должно прилепляться к житейскому…» святой утверждает, что единственное богатство человека – это душа и добродетель.

Цель христианской жизни, по Василию Великому, – уподобление Богу, совершающееся через причастие Ему.

Человек может познать Творца только Духом Святым. Поскольку Бог не имеет предела, то в будущем веке человек будет вечно познавать Его и возрастать в Нем.

Сейчас Святой Дух пребывает даже с недостойными, ожидая их освящения.
Именно Святой Дух есть совершенство добродетельных, а не их добро само по себе.

Причастие

Святой Василий Великий, как и многие другие святые, настаивает на как можно более частом причащении всех людей. В причастии нет разницы между священником и мирянином, но и тот и другой должны причащаться часто – несколько раз в неделю.

Святитель Василий Великий в одном из своих писем пишет: «Приобщаться каждый день и причащаться Святого Тела и Крови Христовых хорошо и полезно, так как Сам [Господь] ясно говорит: “Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную”. Кто же сомневается, что причащаться непрестанно жизни есть не что иное, как жить многообразно?»
В другом письме на вопрос молодой девушки, как часто надо причащаться, он отвечает, что в Каппадокии причащаются 4 раза в неделю: в среду, пятницу, субботу и воскресение. То же он советует.

Читайте также:  Польза супов и первых блюд

Для вечной жизни необходимо причастие. Оно должно предваряться очищением и добрыми делами. Причастие – пища вечной жизни. У причастника обновляется ум. Это помогает ему глубоко воспринять христианский взгляд на мир и жить им.

Почитание святых

Почитая святых, мы воздаём славу Богу. Прикасаясь к их мощам, мы получаем некую меру благодатного освящения.
За то, что мы чтим святых во славу Божию, нас ожидает великая награда.

Священнический совет

Василий Великий учит почитать всех иереев, но прибегать за помощью только к хорошим. Каков он – хороший иерей?

Согласно святому Иоанну Лествичнику: «Истинного пастыря укажет любовь».

Наставник должен также иметь дар рассуждения.

Каким образом приобретаются эти дары? Они приобретаются через послушание духовному человеку, который сам исполняет заповеди. Когда мы, прибегая за советом к такому духовному наставнику, получаем помощь и побеждаем страсти, то тогда и сами вскоре станем наставниками. Наставник образуется из послушника.

Человек должен на опыте изведать то, о чём он говорит. Нельзя говорить о Боге и духовной жизни такие слова, которые не исходят из опыта проповедника.

Святой Макарий Великий пишет: «Имеющие в себе Божественное богатство Духа, когда сообщают другим духовные словеса, преподают им как бы изъемлемое из собственного своего сокровища. А которые не собрали в сердечные сокровищницы сего богатства, источающего из себя доброту Божественных мыслей, и таин, и превысших глаголов, те, собрав несколько цветов из Писаний обоих Заветов, носят их на конце языка своего, или, став слушателями мужей духовных, хвалятся их учением, предлагая его, как свое собственное, и себе присвояя чужое произведение. И они доставляют другим нетрудное наслаждение преподаваемым, а сами, после беседы своей, оказываются подобными нищим; потому что каждое их слово как бы в собственность возвращается тем, у кого оно занято, сами же они не приобрели собственного сокровища, чтобы могли сперва сами им увеселиться, а потом и другим сообщить его с пользою. Посему, должно прежде испросить у Бога, чтобы в нас находилось уже истинное сие богатство, а тогда удобно будет прийти нам в состояние, и другим оказывать пользу и преподавать им духовные и таинственные учения».

Нас убеждают не слова, а благодать, присутствующая в словах. Именно за благодатью человек пойдёт, потому что благодать – это Бог. Благодать может явить человеку, как хорошо жить в Боге и жить для других.

Макарий Великий: «Нет достаточной причины отказаться человеку от наслаждений мира сего, если не приимет он участия в блаженстве иного мира».

Благодать, праведность, по Василию Великому, не зависят от сана. Человек может быть даже епископом и, как епископ, иметь возможность совершать Таинства, но его сердце может быть не преображено благодатью. Именно это часто отталкивает людей от Церкви – когда они видят христианина, который не преобразился, не имеет опыта благодатного освящения, не праведен.

От чего зависит освящение? От интенсивности жизни для других, покаяния, участия в Таинствах. Чем больше человек живёт для других, тем больше в нем Бога.

Макарий Великий: «Как в сей видимой церкви, если не будут предшествовать сперва чтения, псалмопения и прочее последование церковного чиноположения, то иерею не следует совершать самого Божественного таинства тела и крови Христовой; также, если и все церковное правило будет выполнено, но таинственной Евхаристии иереем не совершено, и приобщения тела Христова не было, то по церковному уставу священнодействие не довершено и служение таинства недостаточно: так разумей и о Христианине. Если преуспел он в посте, во бдении, в псалмопении, во всяком подвиге и во всякой добродетели, но на жертвеннике сердца его не совершено еще благодатью таинственное действие Духа, при полном ощущении и духовном упокоении: то все таковое чинопоследование подвижничества не совершенно и почти бесполезно; потому что человек не имеет духовного радования, таинственно производимого в сердце».

В. Н. Лосский рассуждает: «…Если епископ лично не стяжал благодати, если его разум не просвещён Духом Святым, он может действовать под влиянием человеческих побуждений, может заблуждаться в отправлении власти, дарованной ему Богом. Несомненно, он понесёт пред Богом ответственность за свои действия…».

По этой причине святой Василий Великий уверен: «Как телесные немощи открываем искусным в уврачевании, так и грехи – перед способными уврачевать их».

Церковь

Для Василия Великого и святых отцов Церковь – это все крещёные люди, а не только священники и монахи. Поэтому и свои нравственные правила святой Василий адресует ко всем христианам, всем, кто должен быть свят.

Святейший Патриарх Кирилл говорит: «Ошибочно под Церковью подразумевать только иерархию – епископов, священников, диаконов или тех людей, которые работают в Церкви. Церковь – это весь народ Божий. Церковь являет себя тогда, когда она совершает Божественную Евхаристию вокруг своего епископа или священника, и каждый в Церкви имеет свое служение. И мирянин, то есть крещеный член Церкви, – это не статист. Мирянин – это тот, кто несет особое служение в Церкви. Быть мирянином – это тоже служение, и посвящаемся мы на это служение через Таинство Крещения. Служение мирян не менее важно, чем служение священнослужителя. И благодарить Бога нужно за то, что все больше и больше мирян вовлекаются в это служение».

Артем Перлик

Источник

Василий великий слово к юношам о пользе чтения языческих сочиненийИздание подготовила О. В. Алиева

В издании представлен новый перевод «Послания к юношам» свт. Василия Великого (IV в.), снабженный параллельным греческим текстом и подробными комментариями к нему. Во вступлении подробно рассмотрены исторический контекст создания послания и его литературные особенности, очерчен круг античных авторов, на которых опирался святитель при работе над текстом, а также проведено сравнение с двумя другими «посланиями об образовании», написанными в Каппадокии в тот же период. Издание предназначено как студентам-филологам и историкам, так и всем, кто интересуется историей образования и раннего христианства

Предисловие

Список сокращений

Введение. «К юношам» Василия Великого

Глава I. Христианство vs. эллинизм?

I.1. История вопроса
I.2. Язычество в Каппадокии
I.3. Ἑλληνισμός / Ἑλληνικός в корпусе Василия Великого

Глава ΙΙ. Контекст создания

II.1. Датировка и аудитория
II.2. Василий о «внешней» мудрости
II.3. Sitz im Leben

Глава III. Анализ текста

III.1. Жанр
III.2. Источники
III.2.1. Плутарх
III.2.2. Александрийцы
III.2.3. Платон
III.3. Мистериальная метафорика

Приложение. Несколько слов о рецепции

Текст и перевод

Комментарии

Заглавие
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Глава 10

Индекс
Библиография

ГЛК, 2018.
Переплет, 240 с.
Цена 280 руб.

Читайте также:  Минеральные горячие источники польза и вред

ISBN 978-5-87245-229-4

Моему учителю Юрию Анатольевичу Шичалину

Работа над текстом «Юношей» началась не с чистого листа. Несколько поколений филологов-классиков МГУ и ПСТГУ читали этот текст на занятиях с Ю. А. Шичалиным, и в 2008 г. мне посчастливилось оказаться в числе его студентов. Как и многим начинающим классикам, мне не терпелось перевести что-то совсем новое, и несколько таких опытов я показала Ю.  А. Отреагировав на эксперимент со всей присущей ему благосклонностью, он написал мне в ответ, что прежде следует «искуситься в классических авторах, а также в более развитых, сложных, иной раз просто блестящих христианских текстах, например, свт. Василия Великого или свт. Григория Богослова». Так началась работа над этой книгой (и  над диссертацией), в основу которой легли критические замечания и наблюдения Ю.  А. на семинарах.

Сейчас, приобретя уже некоторый преподавательский опыт, я понимаю, насколько правильным было решение переводить именно классику — не вопреки тому, что текст уже неоднократно переводился, а именно потому, что он уже переводился. Такого рода работа неизбежно втягивает во взаимодействие с  лучшими издателями и переводчиками, заставляет задуматься об их выборе формулировок и рукописных чтений, об уже установленных связях этого текста с  античной традицией.

Каков бы ни был результат этого труда, мы усматриваем его главное значение именно в таком взаимодействии: в конечном итоге, лишь постоянные переводы и переиздания подтверждают статус текста как классического. Каждые несколько лет на Западе выходят новые переводы Платона и  Аристотеля, и это естественное продолжение того места, которое занимают эти авторы в европейском образовании и европейской культуре. «Юноши» Василия Великого также по праву заслуживают того, чтобы с каждым поколением прочитываться заново.

Хотя великолепные издания Буланже, Уилсона и Нальдини были для нас постоянным ориентиром в нашей работе, в  нескольких отношениях предлагаемая вниманию читателя книга отличается от этих, ставших образцовыми, исследований.

Прежде всего в предисловии мы попытались привязать разговор об образовательной программе Василия Великого к обсуждению институционального контекста, в рамках которого эта программа возникла (ориентируясь в этом отношении на методы, приложенные Ю.  А. Шичалиным к истории античного платонизма). Реконструкции этого контекста способствовало появление в последние годы нескольких фундаментальных работ по истории античного образования (см. соответствующий раздел библиографии).

Пониманию цели и задач сочинения служит также попытка определить его жанровую природу и возможную аудиторию. Кроме того, впервые проведено сравнение «Юношей» с текстами Амфилохия Иконийского и Григория Богослова, также посвященных образовательной проблематике. Небольшой просопографический очерк позволяет точнее установить аудиторию такого рода сочинений. Наконец, до сих пор подробно не рассматривалось употребление мистериальной метафорики в тексте Василия Великого, а именно она позволяет понять, как епископ Кесарии Каппадокийской мыслил христианское образование.

Греческий текст опирается на издание Буланже (отступления, основания для которых приведены в комментариях, оговорены на с. 90).
Учебный характер настоящего издания обуславливает характер сведений, вынесенных в выборочный аппарат к  греческому тексту: мы оговариваем не только важнейшие рукописные варианты (сокращения см. ниже), но и чтения издателей.

В комментариях мы подробно рассматриваем, помимо прочего, вопросы стиля: Нальдини вслед за Уилсоном последовательно отмечает у Василия отступления от аттической нормы, но многие из отмеченных неправильностей как минимум спорны. Мы сочли нужным уделить этому особое внимание, показав Василия как подлинного аттикиста. Вместе с тем в этом издании, в отличие от изданной в 2016 г. гомилии «На слова: внемли себе», мы не стали подробно обсуждать риторические приемы и  прозаический ритм. Читателю, которому интересна эта проблематика, мы рекомендуем обратиться к  предисловию в издании «Внемли».

Все переводы, кроме «Юношей», даются по тем изданиям, которые указаны в библиографии, с исправлениями.

Значительная часть этой книги создавалась в ходе зарубежных стажировок (в 2016–2017 гг.), поддержанных в рамках программы кадрового резерва НИУ ВШЭ. Пользуюсь возможностью выразить свою благодарность Управлению академического развития Вышки.

Я также благодарю за гостеприимство Фонд Хардта (Fondation Hardt pour l’étude de l’Antiquité Classique), стипендии которого (в 2015 и 2017 гг.) позволили довести до конца эту работу.

В подготовке индекса и сокращений мне помогли студенты образовательной программы «Философия» НИУ ВШЭ Настя Рейзман и Саша Засядько, за что я им очень признательна.

Я благодарю Ю.  А. Шичалина за внимательную правку перевода, возможные недостатки которого остаются на моей совести, и с благодарностью посвящаю ему эту книгу.

Ольга Алиева
Москва, май 2018

Источник