В труде на пользу общую основа мирной жизни
- Печать
Подробности
Просмотров: 1171
Главное – не ошибиться
Жить только для себя, не значит жить.
Менандр
Что такое мирная жизнь? Только ли – жизнь без войны, без насилия? Конечно, нет. Понятие это значительно шире и глубже по своей сути. Ведь если жизнь – это действие, движение вперёд, то мирная жизнь – это счастливая жизнь, это уверенность в завтрашнем дне, в будущем. Это желание творить и созидать, видеть и радоваться плодам своего труда. И совсем неважно, каким трудом ты занимаешься: тяжёлым физическим или не менее тяжёлым умственным. Важно, чтобы твоё дело приносило пользу обществу, частью которого являешься и ты сам.
Мы все хотим жить в счастливой стране, где люди уважают друг друга, где благополучие и стабильность. Так, или приблизительно так, отвечали на вопросы анкеты мои одноклассники. Тогда меня очень удивило, что многие ребята точно знают, чего они ждут от жизни. Именно – ждут, но никто при этом не написал, что готов отдавать или добиваться чего-то сам. И это заставило задуматься.
Мы, молодые люди, живущие в двадцать первом веке, должны понимать, что никто не принесёт нам наше будущее «на тарелочке», не обеспечит его нам. Своё будущее, как и будущее всей планеты, мы создаём своими руками. Точнее – своим трудом. Именно труд – залог успеха, основа всего. Не зря народная мудрость говорит о его значении в жизни каждого: «Труд облагораживает человека», «Человек делами ценится», «Человек трудом красен»… Это не раз доказывала история, тысячи примеров тому есть и в наши дни. Поэтому-то всегда, во все времена к человеку труда с уважением относились в обществе.
Недавно на классном часе мы говорили о самовоспитании: о целях, которые ставим перед собой, о планах на будущее, о выборе профессии. Большинство ребят видят себя в будущем успешными предпринимателями, состоятельными людьми, многие и профессии выбирают по уровню оплаты труда. Наверное, это хорошо… Но кто же тогда будет учить наших детей, растить хлеб, спасать от стихийных бедствий?
И я решила рассказать им о своём папе.
Вот уже 20 лет мой папа служит в пожарной части. Именно служит, потому что профессия пожарного сродни военной. Раньше я никогда не задумывалась об этом… Как не задумывалась и о том, кто они, настоящие герои. Герои сегодняшнего дня
Когда папа был маленьким, на его глазах сгорел бабушкин дом. Слава Богу, обошлось без жертв, но семья лишилась крова, а это было большое горе. И тогда папа дал себе слово, что окончит школу и «пойдёт в пожарные», чтобы помогать людям.
Каждое утро папа уходит на службу, совсем не думая о подвигах, о героизме. Он – командир подразделения, но он и боец пожарной команды. Именно команды, где все отвечают друг за друга, где каждый готов подставить своё плечо, поддержать и помочь. Где каждый готов жертвовать собой, своей жизнью. Это решительные, смелые, ответственные люди, имеющие твёрдый характер, отличную физическую форму и высокие моральные качества. Их профессия – самая мужская, одна из самых сложных в мире.
Когда-то я прочитала, что профессия пожарного «не приносит радости людям, она в, лучшем случае, уменьшает горе». И в сознании людей она ассоциируется с ужасом и болью, гибелью и потерями… Каким же мужеством должны обладать пожарные, чтобы, зная об этом, каждый день рисковать своей жизнью, ничего не ожидая взамен, не думая о славе и наградах; жертвовать жизнью ради совершенно чужих для них людей, которые даже имени их никогда не спросят… Военный человек самой мирной профессии – наверное, так можно сказать о них. Их задача –спасение людей и ликвидация огня – всё очень буднично и просто…
За двадцать лет папа потерял многих своих товарищей, не раз сам находился на грани жизни и смерти, но ни разу не усомнился в правильности своего выбора.
И я подумала – ведь герои живут рядом с нами, хотя мы этого не замечаем… Меня окружают разные люди: многими из них я горжусь, их уважаю. Это и мой педагог по хореографии, которая привила любовь к искусству, и наш участковый врач в детской поликлинике, и мои учителя… Это и те, чьих имён я не знаю, но понимаю, что благодаря их труду живу и радуюсь жизни Люди, труд которых направлен на пользу общества и составляет основу мирной жизни.
Нет сомнения, что человек рождён для жизни, но это не значит, что жить надо исключительно для себя, не думая и не считаясь с другими. Предназначение человека – «творить добро», то есть отдавать свой труд на благо общества. По мнению французского философа А. Швейцера, «добро – это то, что служит сохранению и развитию жизни…» Вот и получается, что жизнь – труд – добро –звенья одной цепи. Жить, чтобы трудиться; трудясь, нести добро; добро – основа жизни…
Да, мы все хотим жить в счастливой стране: хотим гордиться ею, мечтаем о её процветании. А вот какой она будет, зависит от каждого из нас: от меня, моих одноклассников, родителей…
У нас ещё есть время подумать и сделать свой выбор. Главное – не ошибиться. А для начала надо понять: все мы делаем общее дело на пользу страны и каждого из нас.
- Печать
Подробности
Просмотров: 12159
Н.К. Рерих
Каждый, для кого Просвещение и Культура не пустой звук,
должен в своей области по мере сил бороться с невежеством
<Борьба с невежеством должна быть явлением мировым. Ни один народ не может хвалиться, что он достаточно просвещен. Никто не может найти довольно сил, чтобы одолеть невежество в единоборстве. Знание должно быть всемирным и поддержано в полном сотрудничестве. Пути сообщения не знают преград, также и пути знания должны процветать в обмене мнений.
Не нужно думать, что где-то достаточно сделано для образования. Знание настолько расширяется, что требуется постоянное обновление методов. Ужасно видеть окаменелые мозги, которые не допускают новых достижений. Каждый отрицатель не может называться ученым.
Наука свободна, честна и бесстрашна. Наука может мгновенно изменить и просветить вопросы мироздания. Наука прекрасна и потому беспредельна. Наука не выносит запретов, предрассудков и суеверий. Наука может найти великое даже в поисках малого. Спросите великих ученых – сколько раз самые изумительные открытия происходили в процессе обычных наблюдений. Глаз был открыт и мозг не запылен. Путь умеющих смотреть свободно будет путем будущего. Именно борьба с невежеством неотложна, как с разложением и тлением.
Нелегка борьба с темным невежеством, оно имеет много пособников. Оно ютится во многих странах и прикрывается различными одеяниями. Нужно запастись и мужеством, и терпением, ибо борьба с невежеством есть борьба с хаосом>.
Уже пять веков до нашей эры с Востока раздались благословенные слова: <Невежество есть тягчайшее преступление>. Затем и великие отшельники первых веков христианства заповедали, что <невежество есть ад>. Действительно, из этой темной пропасти рождаются все братоубийственные преступления, мир наполняется тою ложью и тьмою, которая способствует самым безобразным, самым жестоким и отвратительным деяниям.
Глотать пищу еще не значит жить. Так же точно быть грамотным еще не значит быть просвещенным. Грамота есть естественное питание, но мы видим, что как пища может быть и полезной и вредной, так же и значки грамоты могут служить и свету и тьме. Просвещение и культура будут синонимами. Как в том, так и в другом наименовании заключена готовность к беспредельному познанию. В горниле такого постоянного обновления сознания очищается и сущность человеческая. В этом честном и неограниченном труде знания люди облагораживаются и начинают понимать, что есть – служение человечеству и миру. Истинный ученый имеет глаз открытый и мысль нестесненную. Но, как и все в мире, глаз должен быть воспитан, и мысль должна быть воспитана. От первых шагов образования светлое допущение и раскрытие горизонтов должно входить в основу начальной школы. Знание должно быть освобождено от условных рамок. Знание есть путь к радости, но радость есть особая мудрость.
Ученый и художник знают значение слова – вдохновение. Они знают, что есть прозрение, в котором открываются им новые утонченные формы и познаются доселе не замеченные, а может быть, и позабытые высокие энергии. Из далеких веков уже пришло сознание того, что мысль есть энергия, мысль светоносна. Давным-давно некоторые люди знали о том, что мысль может быть внушаема или, вернее, передаваема. Но даже и такая старая истина лишь в самое последнее время, на глазах нынешнего поколения, вошла в обиход ученого мышления. Все мы были свидетелями, как еще совсем недавно, невежды глумились над так называемым магнетизмом и гипнотизмом (…)
Все мы помним, как во время образования проф. Бехтеревым Неврологического института, все, кому не лень было, насмехались над его опытами передачи мысли на расстоянии. Широкая известность имени Бехтерева не избавила его не только от насмешек, но даже и от всяких подозрений. Невежды шептали, что не могло же целое учреждение возникать для исследования процессов нервной системы и мысли. Шептали о каких-то политических затеях или о романтических увлечениях и даже о помешательстве Бехтерева. Вот до каких Геркулесовых столбов доходили судороги невежества.
Помню, как при этих злошептаниях мучительно вспоминалась книга Гастона Тиссандье <Мученики науки>. Куда же дальше идти, когда еще на нашем веку некая академия обозвала великого Эдисона шарлатаном за его фонограф, а некие университеты не допускали женщин к высшему образованию.
Ведь это было, повторяю, не в средневековье, а на нашем веку. Делалось это не какими-то безграмотными дикарями, но людьми, забронировавшими себя мертвым, официальным ярлыком учености (…)
Мир гордится великим именем физиолога Павлова, повсюду твердятся формулы его учения о рефлексах и другие его гениальные прозрения. Но даже и эта нобелевски увенчанная всемирная деятельность вызывала в некоторых специфических кругах пожимание плечами. Среди этих пожимателей плечами тоже ищите невежество (…)
Конечно, несмотря на все ярые попытки невежества, светлое познавание продвигается по всему миру. Вспомним хотя бы недавние сведения, порадовавшие просвещенный мир. Вспомним все замечательные достижения великого биолога Боше о жизни растений. Проф. Комптон заявляет, что мысль человека является самым важным фактором мира (…)
Профессор Гарвардского университета д-р Кеннон делает выводы о значении удачи в научных открытиях. Химик Минглей дает смелый прогноз грядущих открытий. Проф. Гарвардского университета Иосиф Райн и Уильям Мак-Дугалл достигают замечательных результатов по передаче мысли на расстоянии. Сколько прекрасных достижений! Итак, в каждой стране имеются светлые искатели, неутомимо и бесстрашно приоткрывающие завесы знания. И все-таки эти великие люди остаются единицами и вынуждены каждый в своей области, а иногда и в общественном мнении преодолевать незаслуженные затруднения.
Можно привести длиннейший ряд произведенных за последнее время работ, расширяющих условные рамки мышления. Сама природа деятельно приходит на помощь каждому мыслителю. Солнечные пятна, со всеми около них выводами, о которых пишут величайшие авторитеты нашего времени, как проф. Джинс, Аббот и др., напоминают нам о том, что недалеко время, когда и столь осмеянная астрология окажется не чем иным, как просто формулой астрохимии, и еще одна великая отрасль науки будет освобождена от наветов. И люди поймут, что они живут окруженные великими химизмами и сами представляют из себя утонченнейшую и сильнейшую химическую лабораторию. Все читали о недавно произведенных опытах с химизмом человеческих секреций и излучений из пальцев, причем излучения некоторых людей убивали зловредные бактерии. Так же точно вспомнят и опыты проф. Юревича, подтверждающие, насколько энергия, излучаемая человеком, является проводником и соединителем для иначе не поддающихся сочетанию элементов. И разве не о том же свидетельствовали попытки столь несправедливо преследуемого Килли. Итак, изучение человеческих излучений и психической энергии настоятельно зовет человечество к ближайшим, изумительнейшим достижениям.
Невежды очень любят смеяться над индусскими йогами. Для невежд хождение по огню, сидение на воде, глотание сильнейших ядов, остановка или ускорение пульса по желанию, погребение заживо и возвращение к жизни через несколько недель – все это лишь ловкие фокусы и шарлатанство. Но вот, в весьма позитивном и распространенном журнале <Модерн ревью> можно прочесть статью с фотографиями о ходящих по огню в Мисоре, о чем журнал сообщает в связи с прогремевшими по всему миру демонстрациями кашмирца Кхуда Букса в Лондоне. Сидение на воде на Ганге было названо шарлатанством, и осторожные люди, даже видевшие это, добавляли: не знаем, не было ли какой-то подводной поддержки. Но сейчас английские газеты оповещают о женщине, настолько меняющей свой вес, что подобное проявление на воде для нее вполне доступно, как проявление изменения полярности (…)
Не забудем также и замечательные прозрения и яснослышания Жанны д’Арк, спасшие Францию, но за которые невежественные современники возвели ее на костер. И не только сами обладающие необыкновенными способностями, но даже и наблюдатели их подвергаются со стороны невежд и по сие время всяким гонениям. Вспомним несправедливые насмешки и над Обществом психических исследований.
Преследуется каждый зародыш нового беспредрассудочного научного завоевания. Получается необыкновенно уродливое зрелище. С одной стороны, открываются новые учебные заведения, одним видом своим как бы зовущие для последующих познаваний, но с другой стороны, каждое необычное явление, не вошедшее еще в элементарные учебники, оказывается достойным не только насмешек, но и всяких гонений. Значит, гидра невежества не только в безграмотности, но и в окаменелости восприятий и в человеконенавистничестве.
<Всякое отрицание истины невежественно и вредно не только самому отрицателю, но и пространственно. Противоборство против истины заражает пространство; но бывает еще более отвратительное действие, когда люди, однажды познав истину, потом от нее отступают. Безумно такое отступление во тьму! Можно найти случаи в истории человечества, когда уже постигались частицы Истины, но затем, по причине крайнего невежества, некоторые лжеучителя пытались снова скрыть от народа непреложное положение вещей, получались акты, которые когда-то будут рассматриваться, как позорные страницы истории. При этом не давалось никаких доказательств, но приказывалось отрицать очевидность. Как бы неверие в солнце предписывалось, потому что кто-то, по слабому зрению, не мог взглянуть на солнце. Кто-то, по незнанию и по самости, запрещал и другим знать действительность. Пусть люди припомнят, сколько отступлений во тьму происходило в разные века. Может быть, такие воспоминания подвинут человечество к честности и справедливости>.
Итак, каждый, для кого Просвещение и Культура не пустой звук, должен в своей области по мере сил бороться с невежеством. Пусть никто не скажет, что у него нет возможности к тому, – это было бы неправдой. Невежество, – и явное, и тайное, со всей его притворностью и изворотливостью, увы! существует везде. В каждом обиходе ясный ум может усмотреть, какая пыль и грязь должны быть убраны. И сейчас, когда в мире грохочут пушки и конкурируют ядовитые газы, именно тогда всякая борьба с невежеством будет особенно нужна. Будет нужна оборона всего лучшего, прекрасного и просвещенного.
Если даже кто-то и не преуспеет в своих благих попытках, то все же это будут попытки, а не только отвлеченные намерения (…)
(Рерих Н.К. “О Вечном” –
М.: 1991, с. 247-252.)
- Печать
Подробности
Просмотров: 2604
Ш.А. Амонашвили,
Почетный Академик РАО,
доктор психологии, профессор
Человек без духовной жизни не существует. От качества, от содержания, направленности духовной жизни, по сути своей, должно зависеть качество самой личности человека. В своей духовной жизни человек строит миры и разрушает их, творит добро и зло, страдает и торжествует, возвышается и падает, находит силы и теряет силы, рождается и умирает. Духовная жизнь есть личная принадлежность каждого человека, и она закрыта для других. От самого человека зависит, насколько он откроется другим, доверит им сокровенные помыслы, переживания, мечтания, планы и т.д. Однако, как бы он не открылся другим, все равно, это будет только малая часть той многогранности, что находится в нем.
Действительный образовательный процесс, строящийся на началах гуманно-личностного подхода, есть, в первую очередь, процесс образования души и сердца ребенка, развитие и образование в нем умения духовной жизни.
В душе и сердце ребенка должны быть поселены:
- светлые образы, мысли и мечтания;
- чувство красоты;
- стремление к самопознанию и саморазвитию;
- понимание беспредельности;
- ответственность за свои мысли;
- устремленность к благу;
- мужество и бесстрашие;
- служение планетарной и космической эволюции;
- чувства заботы и сострадания, радости и восхищения;
- сознания жизни, смерти и бессмертия.
Находясь среди светлых и возвышенных образов, располагая таким богатством, душа начинает жить, создает свой мир, творит и притягивает новые образы. В этом духовном мире высшие знания будут одухотворены, умножены и возвращены людям в виде результатов познавательного труда, творчества, общения, созидания нравственных и культурных ценностей, в виде плодов физического труда, в виде любви к ближнему, к Родине, в виде смелости и геройства.
Нынешние перемены в обществе обостряют вопрос о воспитании правильного отношения детей к вещам и собственности. Пристрастие к вещам и собственности, поглощенность заботами о личных материальных благах и приобретениях обедняют духовный мир человека, суживают сознание, огрубляют сердце, рождают в нем асоциальные мысли, мотивы и поступки.
Речь не идет о создании вокруг себя комфорта, стимулирующего и умножающего труд и творчество, о бездумной раздаче богатств, приобретенных на правовой основе, трудом и талантом, об их умножении. Речь идет о духовных опорах пользования собственностью, о том, чтобы человек освободился от ядовитого дыхания собственности. Можно иметь вещи, богатство и не унижать себя чувством собственника, можно владеть богатством без страсти к владению. Чувство собственности измеряется не самими вещами, но мыслями. Чувство превосходства над другими, вызванное собственностью и материальными благами, унижает не других, а возгордившегося.
В «Школе жизни» следует ставить и разумно осуществлять образовательную задачу воспитания у учащихся понимания унизительного значения чувства собственности. Пусть кто-нибудь отдаст больше, он больше и получит.
В «Школе жизни» уроки духовной жизни создают в ребенке условия для рождения личности, семена которой в нем были заложены изначально.
Содержание «Уроков духовной жизни» должно быть соразмерно возможностям и опыту детей.
Ниже дается примерный перечень вопросов и тем, на основе которых можно строить программу этого образовательного курса.
Что такое Духовная жизнь человека?
Дух. Душа. Духовность. Сердце. Сердечность.
Что такое жизнь и как она могла возникнуть?
Качества духа – воля, свобода, творчество, познание.
Человек – кто он? Зачем и для чего рождается? Что значит человек?
Миссия каждого отдельного человека в земной жизни.
Миссия общества.
Служение своей Миссии.
Человек среди людей; люди вокруг человека.
Высшие и низшие качества человека.
Отрицательное отношение к грубостям и хамству, сквернословию, курению, алкоголизму, пристрастию к вещам.
Размышления над притчей: «Однажды ученики спросили Благословенного: “Как понять исполнение заповеди отказа от собственности?” Один ученик покинул все вещи, но Учитель продолжал его упрекать в собственности. Другой – оставался в окружении вещей, но не заслужил упрека». Как понять: «Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями?»
Самопознание и саморазвитие, самоутверждение и самовоспитание.
Развитие и совершенствование духовных сил.
Стремление к возвышенному.
Красота Блага и возвышающая сила творения Блага.
Сила Духа, смелость Духа, бесстрашие.
Сердце – дом Духа.
Вся жизнь протекает через сердце.
Ничто иное не может так утончить сердце, как беспредельное духовное даяние; пусть каждое сердце источает потоки даров духа.
Какие бывают сердца у людей?
Как воспитывать свое сердце?
Переживания Сердца. Предчувствия сердца. Сердечность.
«Что сердце подскажет», «Как велит сердце», «Чувствую сердцем», «Вижу сердцем» – что означают эти высказывания?
Мудрость. Сердце – хранитель чаши мудрости.
Следовать мудрым советам.
Любовь. Как любить.
Духовная жизнь и внешняя Жизнь – их взаимосвязь.
Творчество, труд, созидание, науки, искусства, общение – проявления духовной жизни людей. Человеческая культура – материализованная форма духовной жизни людей.
Стремление совершенствовать и обогащать жизнь в окружающей среде для себя и для других; забота и мысли об улучшении жизни на Земле.
Природа – ее красота, многообразие, ее бесконечное движение.
Целесообразность в природе. Горы, долины, камни, реки, моря, леса, цветы, животные, люди, небо, Солнце, Луна, звезды – их единство.
Космос творит нашу планету. Забота о природе на планете Земля, о здоровье самой Планеты.
Космос, Вселенная, дальние миры.
Вечность и Беспредельность в Космосе. Тяга к дальним мирам. Мысленные полеты к дальним мирам. Созерцание звездного неба.
Легенды о Высших существах, помогающих людям в эволюционном движении.
Жизнь и Смерть – приход человека в земную жизнь и уход из жизни.
Что такое воплощение? Бессмертие?
Человек стремиться к совершенствованию, чтобы стать Богочеловеком.
Какие существуют религии? К чему они призывают людей? Верить в Бога, верующий, – что это значит?
Мыслить, думать – суть духовной жизни. Мышление рождает мысли, мыслеформы, мыслеобразы. Они бывают светлые и темные, добрые и злые, радостные и грустные, высшего духовного плана и низшего духовного плана. Постоянное, неугасимое, непрерывное мышление людей – поколения за поколениями – населяет пространство огромным количеством мыслеформ и мыслеобразов разного качества и рода, создает Ноосферу планеты.
Важно уберечь Ноосферу от загрязнения темными, злыми мыслеформами и мыслеобразами, обогатить ее светлыми и добрыми детищами человеческого мышления. Человек ответственен за свои мысли.
Умение управлять мышлением, думанием, знать, о чем и как думать.
Этот перечень вопросов и тем не является строго последовательным и полным.
Основные способы проведения Уроков Духовной жизни это:
– беседы, рассказы учителя;
– свободные обсуждения, высказывания,
– аналитические суждения с привлечением собственного опыта;
– чтение легенд;
– анализ литературных произведений,
– мечтания о полетах в дальние миры, о строительстве своих городов, государств;
– молчание и думание (уроки молчания) о разных проблемах:
- о самом себе,
- о близких и родных,
- о добре и зле в жизни человека,
- об улучшении в жизни людей;
– обращение к своему сердцу;
– занятия по саморазвитию умения видеть сердцем, болеть душой;
– повседневная практика посылки добрых и благих мыслей близким и родным, людям планеты, детям Земли;
– запись сновидений;
– ведение дневниковых записей о своих переживаниях;
– письменно-речевые размышления о духовных вопросах;
– философствование.
В «Школе жизни» в третьем и четвертом классе рекомендуется посвятить часть уроков чтению таких произведений как «Маленький принц», «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
На уроках духовной жизни предлагается возвращаться к этим произведениям для более глубокого их понимания и извлечения красоты мудрости, философии духовной жизни.
Из книги: Ш.А. Амонашвили. «Школа Жизни» –
М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998, 80 с