В пользу вдов и сирот

В пользу вдов и сирот thumbnail

Цитата сообщения Belenaya

Так говорит Господь: не обижайте сирот и вдов.

«Ни вдове, ни сироте не делайте зла; если же сделаете им зло, и, восстенав, возопиют ко Мне, слухом услышу голос их, и разгневаюсь яростью, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами» (Исх.22:22-24).

«Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову; и все люди скажут: «Да будет»» (Втор.27:19).

«Так говорит Господь: сотворите суд и правду, и избавьте угнетенного от рук обижающего и пришельца и сироту, и вдовицу не оскорбляйте, не угнетайте беззаконно, и крови неповинной не проливайте на месте сем. Если же не послушаете слов этих, Сам Собою клянусь, говорит Господь, что пустыней будет дом сей» (Иер.22:3, 5).
«Ни вдове, ни сироте не делайте зла; если же сделаете им зло, и, восстенав, возопиют ко Мне, слухом услышу голос их, и разгневаюсь яростью, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами» (Исх.22:22-24).

Правду говорит пословица: в сиротстве жить — слезы лить; нет такого дружка, как родная матушка; все на свете можно купить, кроме отца с матерью! Как на солнце тепло, так при отце с матерью хорошо, и что пчелки без матки, то малые безродные сиротки без родителей! Нет у них заступника между людьми: кому вздумалось, тот и может обидеть их, если только Господа Бога не побоится… Не правда ли, друзья мои: ведь часто так и бывает в жизни?.. Кто ж не знает, что иной раз даже те, кому ближе всего бы позаботиться о сиротах бесприютных, — покидают их?.. Но что говорю — покидают? Прежде оберут у них все их сиротское достояние, а потом и выбросят их самих на улицу!… О, Господи — Господи! Как больно думать, что это делается среди нас, христиан православных, слову Твоему верующих! Ты заповедуешь нам во святом слове Твоем: «всякие вдовы и сироты не озлобите» (Исх. 22; 22), а мы и рады тому, что заступиться за сироту некому; Ты говоришь: «буди сирым яко отец (Сир. 4; 10), «в стяжание сирот не вниди» (Притч. 23; 10), — а мы готовы обобрать сироту до нитки, — благо он не сумеет пожаловаться!… Но нет, друзья мои! Ошибается тот, кто думает, что за безродного сироту заступиться некому; есть у каждого сироты заступник посильнее нас грешных; и если мы не хотим принять к сердцу его несчастие, приласкать его скорбного, помочь ему беспомощному, защитить его — беззащитного, то этот Помощник и Покровитель возьмет его под Свою защиту всесильную! Бог — Сам Господь Бог есть «отец сирых и судия вдовиц» (Пс. 67; 6). Ему «оставлен есть нищий, Он — сиру помощник» (Пс. 9; 35), — Он никогда «не презрит молитвы сирого!» (Сир. 35; 14). Сироты — дети Божьи; сирый да вдовый плачут, говорит пословица, а за них Сам Бог на страже стоит!

История помощи Святителя Николая рассказанная рабой Божией Еленой

Спаси, Вас, Господи! Здравствуйте.
Посылаю Вам историю, случившуюся лично со мной, рабой Божией Еленой.
Эта история о том как никому, даже в мыслях, нельзя обижать вдов,
и о чудесной помощи святителя Николая.

Время действия этой истории с весны 2001 г. до 22 мая 2002 г.
В марте 2001 года в Севастополь приехал архимандрит о.Мирон (Пепеляев).
Чтобы поговорить с ним выстраивалась большая очередь. Одна из женщин, Елена П.,
простояла в очереди 4 часа.
И вот уже осталось 3-4 человека впереди и скоро ей входить на беседу, как вдруг
подходит худенькая старушка,
плачет очень жалобно и говорит людям: «Пропустите меня, я вдова, мне надо
поговорить!» Елена вслух ничего
не сказала, а про себя подумала: «Ой! Вдова! Я тоже вдова И ничего!стою в
очереди!» Затем события в этот день
шли своим чередом и для рассказа не важны.
Бог наш есть Судия и Защитник всем вдовам. И защищает и вразумляет на
пользу души. Так вот, проходит месяца
полтора,и на Елену нападает бедствие – хотят у нее обманом и дерзостно отобрать
имущество. Да так складывается
ситуация, что и денег нет, чтобы в суд подать, и кому не скажет о случившемся,
отвечают: «ничего!» , вроде того,
что все будет нормально. И Господь не посылает сочувствующих.
Тогда Елена молится Богу и говорит: « Господи, Ты видишь все случившееся и
знаешь, Сердцеведец, что даже,
если бы у меня и были деньги, я бы в суд не подала. Не хочу заповедь Твою
нарушить, помоги. И оставь при мне
имущество, ради вдовства моего,и детей моих, ибо нет у меня опоры и защитника
кроме Тебя». И зная твердо, что все,
что тяжкого ни случается в жизни нашей, все есть за грехи наши, Елена начала с
особым тщанием припоминать содеянные
грехи и каяться. Пришла на исповедь. Через несколько дней вспомнила еще грехи,
опять пришла в церковь, исповедалась.
Потом Господь снова вразумил, припомнила еще грехи – опять на исповедь. И так
несколько раз. И вот уже вроде и не в
чем каяться, а чувство такое, что еще не вразумилась за что же ей наказание
выпало. Приходит в Покровский собор, и
со слезами говорит Богу: «Господи, вразуми!». Постояла немного и выходит из
церкви. Тут у ворот стоит монах,
собирает пожертвования, а возле него… О, Боже! Да это же та вдова,старушка, про
которую я без сочувствия подумала!!!
Подбегает Елена к ней, плачет горько: «Простите меня Христа ради! Я вас
обидела!» А та старушка так удивленно,
по-доброму очень отвечает: «Я не помню, вы не обидели!» А затем: «Бог простит!»
Проплакала Елена всю дорогу до дома, а дома до самого сна. Опять молится
Богу. «Господи, помоги! Уладь мое дело
с восстающими на меня,а я обещаю, что помогу той вдове.» Пообещала Богу и
думает: « А как же я ее найду? Кто она?»
И успокоила себя, что опять ее найдет в Покровском соборе.
Тут надо сказать, что Бог наш есть скорый помощник кающимся – явил Свою
всемощную защиту моментально.
Да так, что злопыхатели и опомниться не успели. Так все чудно разрешилось! Да и
с прибылью для Елены.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!
А как же исполнить обет о вдове? Елена кладет некоторую обещанную сумму в
конверт, запечатывает его и говорит
себе: « Буду носить конверт всегда с собой, как увижу вдову-старушку – отдам. И
даже, если у меня закончатся
деньги, не возьму из конверта!» Твердо так сказала. Ходит в церковь, ходит…
Никак не встретить старушку. Не болеет ли?
Где она? Так проходит год.
И вот, 22 мая 2002 года, Елена идет в строящуюся церковь свт.Николая в
районе Камышовой бухты. Берет с собой
домашнюю писанную икону святителя Николая. В церкви много прихожан к иконе
прикладывались, радовались,
праздник Николы! Увидела икону и одна старушка, подходит приложиться… «Ах! Да вы
не та ли вдова?!… Она! Та самая!
А у меня для вас конвертик!» Старушка заплакала так жалобно, как и тогда год
назад в очереди. Взяла конвертик, ушла.
На следующий день в этой же церкви опять они встретились. Старушка, Зоя,
так она назвалась, спросила
православная ли помощь, выслушала историю Елены и рассказала свою:
Зоя копила деньги себе на похороны. У нее эти деньги украли. Печалилась.
Просила слезно святителя Николая помочь.
Пришла с этой молитвой на праздник святителя в церковь во имя свт.Николая. А тут
подарочек – конвертик! Каково же
было изумление Зои, когда дома, открыв конверт, она увидела столько денег,
сколько у нее пропало! Вот как чудно все
устроил Господь по заступничеству свт.Николая.
Конец этой истории такой. Через еще недолгое время к еще большему
удивлению Елены, пришли обидевшие ее тогда
люди. Вразумившись постигшим их горем (смертию матери), просили у Елены
прощения .
Господи, всех Ты научил, всех прости!

Читайте также:  Добро и зло как польза и вред

Здесь почитайте.
источник

Источник

В пользу вдов и сирот

Моё место приносило всего тридцать-пять фунтов в год, и я предоставлял его в пользу вдов и сирот духовного звания нашей епархии, так как у меня было своё собственное, вполне достаточное состояние, о мирской суете я не заботился и чувствовал тайное удовольствие при мысли, что исполняю свои обязанности безвозмездно.

Она ему подготовила все документы, найдя в никем не отменённых пока статьях авторского права такие закавыки, что суду ничего не оставалось, как решить дело в пользу вдовы.

На потоке случилось несчастье с однокурсницей – её муж погиб, упав с дельтапланом, – и подруги собирали по рублю в пользу вдовы.

– Собирали они деньги в пользу вдов и сирот разгромлённых аулов, причём воспользовались документом, якобы мною лично подписанным…

Я буду в марте давать большие благотворительные концерты в пользу вдов и сирот музыкантов.

В пользу вдов и сирот

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова юрисдикция (существительное):

Сочинения издать на казённый счёт в пользу вдовы и детей.

Адвокат потребовал, чтобы последние слова обязательно запротоколировали, дабы завещание супруга в пользу вдовы, в случае его скоропостижной смерти, смогло иметь полную силу.

Тем же приговором с него взысканы в пользу вдовы потерпевшего триста тысяч рублей в счёт возмещения морального вреда.

Но в конце концов отказался от доли отцовского имущества в пользу вдовы.

Спектакли, балы, танцы, лотереи, гулянья в пользу раненых, в пользу пострадавших от пожара или землетрясения, в пользу вдов и сирот, – кто осмелится назвать всё это “христианскою” благотворительностью?

Ассоциации к слову «польза&raquo

Ассоциации к слову «вдова&raquo

Синонимы к слову «польза&raquo

Синонимы к слову «вдова&raquo

Цитаты из русской классики со словосочетанием «в пользу вдовы»

  • Дмитревский пережил его четырьмя годами; он хотел даже участвовать в бенефисе, который дан был театральной дирекцией в пользу вдовы и детей покойного Яковлева, о чем было объявлено в афише.
  • Процесс был решен в пользу вдовы, причем все знали, что этим она обязана исключительно твердости отца… Сенат как-то неожиданно скоро утвердил решение, и скромная вдова стала сразу одной из богатейших помещиц не только в уезде, но, пожалуй, в губернии.
  • Этим последняя была всецело обязана Кутайсову и Груберу, наперерыв старавшимся возносить до небес несчастную обманутую девушку, столько лет молча сносившую позорную роль ни девушки, ни вдовы, ни мужней жены, восхвалять ее добродетели, ум, такт и другие нравственные качества, выставляя Оленина в самом непривлекательном свете во всей этой, по словам радетелей пользы Ирены, гнусной истории.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «польза&raquo

  • ПО́ЛЬЗА, -ы, ж. 1. Хороший результат, благоприятные последствия для кого-, чего-л. С пользой для дела. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ПОЛЬЗА

Значение слова «вдова&raquo

  • ВДОВА́, -ы́, мн. вдо́вы, ж. Женщина, не вступившая в другой брак после смерти мужа. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ВДОВА

Источник

Ап. Ерм

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира

Вместо полей искупайте души от нужд, сколько кто может, помогайте вдовам и сиротам; богатство и все стяжания ваши употребляйте на такого рода дела, на которые вы и получили их от Бога. Ибо Господь обогатил вас для того, чтобы вы исполняли такое служение Ему.

Пастырь.

Свт. Иоанн Златоуст

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира

То есть чем мы можем уподобляться Богу, это милосердием и состраданием. Если этого не имеем, то лишены всего. Не сказал: если поститесь, бываете подобны Отцу вашему. Нет ничего такого у Бога, не делает этого Бог, – а что? Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк 6:36), Который на небесах. Если этого не имеешь, то что имеешь? Милости хочу, а не жертвы (Мф 9:13).

Фрагменты.

Свт. Лука Крымский

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира

Хотите ли вы быть благочестивыми? Знаю, что хотите. Ради этого живу, ради этого прошел тяжелый жизненный путь. Хочу, чтобы в Тамбове было хоть малое стадо Христово, но настоящее, крепкое.

Будьте благочестивы. Для этого вам надо знать, что такое подлинное христианское благочестие. Святой апостол Иаков в своем Соборном послании учит нас: Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира. В это надлежит нам вникнуть,– какой скверны мира мы должны опасаться?

Священное Писание много говорит об осквернении земли, в том числе кровью и убийствами. Знаете вы, сколько раз за всю историю народы всех стран истребляли друг друга? Но никогда еще в такой безмерной степени не осквернялась земля кровью, как в только что пережитую нами войну. Никогда в таком бесконечном множестве не истребляли христиан, как было ныне. Не величайшее ли это осквернение земли, полнейшее попрание закона Христова о всеобщей любви друг к другу?

Большинство из нас неповинно в этом страшном осквернении, но только непосредственно, а посредственно, в той или другой мере, мы все виновны. Ибо к кровопролитию привела безмерная гордость народа, вознесшегося над другими народами, привела тяжкая вина тех вождей-нацистов, которые отвергли закон Христов и вместо него поставили закон насилия.

Но разве в сердце каждого из нас не таится хотя бы малая частица этих же тяжких греховных свойств? Конечно, все мы повинны в том, что далеки от полного исполнения закона Христова о любви, много высокомерия, ненависти, презрения к людям гнездится в сердце каждого из нас, пусть и в меньшей мере, чем у главных виновников войны.

Ведь не только оружием истребляют люди друга и не только те убийцы, кто непосредственно лишает жизни своих ближних. Знаете вы что злым словом можно убить ближнего своего, и в таком убийстве словом многие из нас повинны.

Другая важная скверна мира, о которой много и часто говорит Священное Писание, – блуд и прелюбодеяние, осквернение похотью телесной. Не многие из вас читали Библию, а если бы читали, то ужаснулись бы, какими тяжелыми словами Бог клеймит блудную похоть, ужаснулись бы той строгости, с которой относится Ветхозаветное Писание к этому тяжкому греху, узнали бы, что по древнему закону Моисея прелюбодеи карались смертной казнью: их побивали камнями.

Читайте также:  Горох лущеный польза и вред

Разве есть такая строгость сейчас? Разве мало прелюбодеев даже в среде христиан, к стыду нашему? Разве не на ваших глазах развратные мужчины соблазняют и губят целомудренных и милых девушек? Разве не на глазах ваших развратные женщины развращают чистых молодых людей. О таких апостол Павел совершенно ясно сказал, что прелюбодеи… царства Божия не наследуют.

Это основная скверна мира, бойтесь ее как огня, ибо в Священном Писании говорится о ней как о величайшей мерзости перед Богом.

Чем еще оскверняемся мы от мира? Чем отличается жизнь людей, не ведающих Бога, отвергающих путь Христов, от жизни праведных людей угодных Богу? Пути мирской жизни совсем не таковы, как пути, указанные Христом. В мире очень мало любви, там царит ненависть, непрестанная борьба между людьми – за власть и преобладание, за благосостояние, за насыщение своей похотливой плоти. В этой борьбе сердца человеческие кипят злобой. Расталкивая один другого, люди прокладывают кулаками и локтями путь к благополучию, а для этого клевещут и доносят друг на друга. На этом жизненном пути царит закон гордости, самолюбия, презрения к слабым и несчастным.

В этом мире нас окружает множество людей, о которых святой апостол Петр сказал: Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню Суда для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силой, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествами с вами. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха, они прельщают неутвержденные души, сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия. Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею; им приготовлен мрак вечном тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении (2 Пет. 2:9-14, 17-18).

Эти осквернители уводят нас с пути Христова, от них надо уходить подальше, их надо бояться, сторониться. А их много, они кругом нас. Апостол Павел в Послании к евреям также велит нам остерегаться тяжких грешников, распространяющих вокруг себя эту заразу: Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией, чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда и чтобы им не осквернялись многие, чтобы не было между вами какого блудника или нечестивца (Евр. 12:15-16).

Горький корень – это и те, о ком говорит святой апостол Иуда: Но вы, возлюбленные, помните предсказанное апостолами Господа нашего Иисуса Христа; они говорили всем, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа (Иуд. 1:17-19), это те, кто ругается над Крестом Христовым, как ругаются над ним сектанты. Именно о них говорит апостол, называя их опасным, ядовитым и для многих смертельным корнем. Бойтесь оскверниться общением с ними, ибо их еретическое учение – одна из тяжких скверн мира.

Многого надо остерегаться. Оскверняется душа и от чтения книг, смакующих плотские страсти, от воззрения на бесстыдные изображения. Есть скверна и у философов, восхваляющих грубый эгоизм, подобно Максу Штирнеру, и право сильного, как в философии Ницше, идейного отца немецкого нацизма.

Мы оскверняем свою душу всякий раз, когда прислушиваемся к сплетням и клевете, а тем более когда сами становимся причастными к ним. Оскверняемся сквернословием, к которому так привыкли многие из нас, ибо Господь сказал, что не только всякое злобное, злое и нечистое слово, но даже всякое праздное слово в Его глазах тяжкая вина (Мф. 12:36).

Будем же избегать бесстыдства, которое вы видите вокруг себя. Разве это не скверна – множество бесстыдных полуголых женщин на улицах? Помните, что говорил апостол Павел своему ученику апостолу Тимофею о том, как должны одеваться женщины. Он писал, чтобы Тимофей следил за тем, чтобы также и жены в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием украшали бы себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценной одеждой, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1 Тим. 2:9–10). Вы знаете, что женщины, посвящающие себя Богу, идущие в монастырь, ходят в длинных черных одеждах. Следует и нам, подражая им, одеваться скромно.

Истинно верующие до такой степени боялись скверны мира, что уходили далеко в леса и пустыни, в монастырские кельи и там всю жизнь проводили в молитвенном общении с Богом. Все святые, все подлинные монахи и монахини искали атмосферы духовной, совершенно противоположной мирской, в которой так много соблазнов.

Они жили так, как поется в акафисте Иисусу Сладчайшему: «Странно Бога вочеловечшася видяще, устранимся суетнаго мира и ум на Божественная возложим. Сего бо ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет, вопиющих Ему: Аллилуия», и всегда устремляли свой мысленный взор на небеса.

И нам, живущим в миру, надо хоть немножко им подражать и не забывать апостольские слова: Братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научались, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами (Флп. 4:8-9). Аминь.

Евангельское злато. Проповеди на темы Апостольских посланий. Избегайте мирской скверны.

Прп. Никодим Святогорец

Вера бо чиста и нескверна пред Богом и Отцем сия есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их

Здесь слово вера (θρησκεία), видимо, показывает нечто большее от простого слова вера (πίστις), по Феофилакту, смысл его – сокровенное ведение некоторых вещей и уверенность в них, созерцаемых верою. Поэтому и блаженный Иаков поставил здесь это слово, а от него сказал выше, «верный» θρῆσκος (Иак. 1:26) [21], он как бы говорит тому, которого назвал этим словом: как же ты думаешь, что являешься знатоком и точным хранителем закона? Как? Ты, который не знаешь как обуздывать свой язык, но злословишь брата твоего? Как? Ты, который живёшь гордо и превознесено, не милуешь сирот и убогих, в то время как закону не приятен злословящий «оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях» (Пс. 100:5), а врагов он повелевает миловать?

Если ты хочешь быть верным, то не проявляй своей веры только чтением и слушанием закона, но деланием заповедей закона. Делание же это есть, чтобы миловать и быть щедрым к имеющим нужду, потому что милость и щедроты [22] для делающего их ближнему это есть уподобление Богу и Отцу. Говорит Господь «будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6:36). Однако милость, какую хотите творить для нищих, да не будет с лицеприятием, т.е. одного миловать, а другого нет. Но ко всем проявляйте милость, потому что и Бог не даёт своих благодеяний и милостей только некоторым, но всем «солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя» (Матф. 5:45).

Читайте также:  Красная смородина польза для кожи

Приводя это изречение, и премудрый Нил говорит «не будем презирать истинных вдов, потому что Бог печётся о всех них. К вдове послал Он великого Илию и Сам, Владыка всяческих, отёр слезу у Наинской вдовы, сказав ей «не плачи», и Иаков повелевает посещать сирот и вдов «в скорбех их» [23].

Нескверна себе блюсти от мира

Сия, говорит, вера приближает к Богу, чтобы ты, христианин, хранил себя чистым от наслаждений и страстей мира, которые творят грубые и безразличные люди, растлевающе себя обольстительными вожделениями плоти, богатства и суетной славы.

Превосходно замечает святой Митрофан, говоря, что божественный Иаков показывает здесь две общих и содержательных особенности, чистого и искреннего благочестия, т.е. две первых и великих заповеди, в которых закон и пророки «висят». Он говорит, что то, чтобы посещать вдов и сирот и давать милостыню просящим, показывает любовь к ближнему, из которой проистекает и вообще милостыня к прочим. Говоря же, чтобы хранить себя чистым и неосквернённым от наводняющего мир зла, показывает любовь к Богу.

Невозможно, чтобы кто-то мог сохраниться весь чистым от житейских зол, если не будет хранить всех заповедей Божиих. Хранящий же их, конечно, и Бога любит, как сказал Господь «имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя» (Иоан. 14:21). Поскольку эти заповеди составляют все от части заповеди, то божественный Иаков все добродетели объемлет здесь двумя этими заповедями.

[21] Замечаем здесь, что название θρησκεία (вера или религия), происходит от Фракийцев, которые были особенно набожны в своих суевериях к бесам и к идолам, поэтому дали повод и остальным древним Грекам называть этим словом своё почитание идолов, как свидетельствует Богослов Григорий в слове на святые светы явлений Господних: «Здесь не оргии Фракиян, от которых как говорят, ведёт начало слово: то θρησκεύειν, то есть богослужение», и в другом месте: «обряды (θρησκεία) видел, почитание бесов, но благочестие есть поклонение Троице».

[22] Разница есть в словах «милость» и «щедроты», по Григорию Богослову. Милость есть то, чтобы сострадать сердечно нуждающимся и неимущим, но не благодетельствовать им; щедрым же называется тот, кто благодетельствует: «милость есть сострадание в беде, щедроты же благо творят страждущему». В священном же Писании смысл этих слов часто меняется местами. Давид говорит: «праведный же щедрит и дает» (Пс. 36:21), и часто щедрит говорится вместо милует, но не вместо благодетельствует.

[23] То чтобы, нам помогать вдовам и сиротам, Бог ещё раньше повелел в Ветхом Завете говоря: «Егда же совершиши одесятити всю десятину плодов земли твоея в лето третие, вторую десятину да даси Левиту и пришелцу и сироте и вдове, и ядят во градех твоих и насытятся» (Втор. 26:12).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Вера бо чиста и нескверна пред Богом и Отцем сия есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их, и нескверна себе блюсти от мира

Благочестие, кажется, подразумевает нечто больше, нежели вера. Слово это обещает знание сокровенного, твердость в созерцаемом верою. Посему и употребил апостол такое слово в речи о благочестивом. Он как бы говорит: «Ты почитаешь себя знатоком тайн закона и точным хранителем его. Как так? Так думаешь ты, не умеющий обуздать языка, осуждающий ближнего, живущий высокомерно и не оказывающий сострадания никому из бедных! Между тем закон не одобряет даже того, кто злословит, но повелевает оказывать сострадание и врагам. Итак, если хочешь быть благочестивым, обнаруживай благочестие не в чтении, но в исполнении закона, которое состоит особенно в оказывании сострадания ближнему Ибо сострадание ближнему есть своего рода уподобление Богу Будьте, сказано , милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Только милосердие ваше должно быть чуждо лицеприятия, потому что и Бог оказывает свои благодеяния не каким-нибудь лицам отдельно, но повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45).

Нескверна себе блюсти от мира – под миром здесь должно разуметь народ простой и черный, растлевающий себя в обольстительных похотях своих.

Толкование на соборное послание апостола Иакова.

Иларий Арелатский

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира

Потому называет Отцом, чтобы не подумали, что он сказал о чужом боге, который не был Отцом творения. Подразумевается, что многие из-за благодеяний и поддержки вдов приходили, а не из-за мучений, как о них говорится в Евангелии.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Беда Достопочтенный

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира

Как красивы и точны здесь слова Иакова – перед Богом и Отцем, ведь
столько людей выглядят религиозными, но Богу они чужие.

О семи Кафолических посланиях.

Хорошо добавил перед Богом и Отцом, потому что есть такие, которые кажутся людям благочестивыми, хотя Бог их считает нечестивыми. Потому и Соломон сказал: есть путь, который кажется человеку прямым (праведным – Vlg.), но конец его приводит к смерти (Притч. 14:12). Чтобы посещать сирот и вдов в их скорби, и хранить себя неосквернённым от века сего. Поскольку апостол прежде сказал, что исполнитель дела будет блажен в своём действии, то теперь он называет, какие действия наиболее угодны Богу, это – милосердие и непорочность. Поэтому повелением посещать сирот и вдов в их скорби он показывает, что всё мы должны делать из милосердия к ближнему. Насколько это важно, будет открыто в Судный день, когда Судья скажет: пока вы делали одному из этих братьев Моих меньших, вы делали для Меня (Мф. 25:40). Далее апостол повелением хранить себя неосквернёнными от века сего показывает, что нам следует сохранять себя чистыми во всём. В числе прочего и то, от чего он остерегал нас прежде: чтобы мы были медлительны на слова, и медлительны на гнев.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Экумений

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира

Возможно, кто-нибудь скажет: если Иаков – учитель Христова завета, то почему он теперь не упраздняет закон, а, напротив, возвышает его – ведь тех, кто его соблюдает, он хвалит, а не порицает. Вот что мы ему ответим: в этой беседе он только подготавливает [слушателей] и [потому] снисходит до их немощи. Ниспровергнув закон с первых слов, он побудил бы их отступить от новизны учения, у них закружилась бы голова и они склонились бы к неповиновению.

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.

Лопухин А.П.

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира

См. Толкование на Иак. 1:26

Источник