В пользу проекта высказались два профессора

1. Собирательные числительные легко сочетаются:

а) с существительными, называющими лиц мужского пола, а также с существительными «общего» рода: трое солдат, трое лётчиков, трое друзей; четверо рабочих, четверо прохожих, четверо задир, четверо старост;

б) со словами дети, ребята, девчата, люди, лица (в значении люди);

в) с личными местоимениями мы, вы, они: их было пятеро, нас было трое;

г) с названиями детёнышей животных: трое бельчат, четверо медвежат;

д) с существительными, имеющими только форму множественного числа и поэтому не сочетающимися с числительными один, два, три, четыре; двое саней, трое брюк, четверо суток. При большем количестве предметов возможно вариантное употребление количественных и собирательных числительных: пять суток — пятеро суток; шесть ножниц — шестеро ножниц и т.д. Количественные числительные все же используются чаще. Так же и в косвенных падежах, например: на трёх санях (не: на троих), до пяти суток (не: до пятерых);

е) с существительными, обозначающими предметы, которые обычно считаются парами и поэтому чаще употребляются в форме множественного числа: четверо чулок, пятеро рукавиц и т.п., трое ботинок. Однако разговорная окраска таких сочетаний становится заметной при их сравнении с оборотами три пары ботинок, пять пар рукавиц.

2. Собирательные числительные, как правило, не употребляются в сочетании:

а) с названиями лиц женского пола. Сочетания пятеро женщин, трое лётчиц, шестеро лыжниц являются нелитературными;

б) с названиями неодушевлённых предметов. Сочетания трое книг, четверо столов, пятеро окон нелитературны, просторечны;

в) с названиями взрослых животных. Сочетания трое львов, четверо лисиц, пятеро волков также нелитературны.

Обычно не сочетаются с собирательными числительными существительные, обозначающие лиц высокого общественного положения. Сочетания пятеро адмиралов, четверо президентов, трое профессоров возможны, однако имеют устно-разговорную, сниженную и несколько ироническую окраску.

3. Близки собирательным числительным слова оба и обе. Нормативными являются такие формы их косвенных падежей: род. п. — обоих, обеих; дат. п. — обоим, обеим; вин п. — как имён. п. или род. п.; твор. п. — обоими, обеими; предл. п. — обоих, обеих.

4. Близко собирательным числительным и слово пара. Оно нейтрально по стилю в основных значениях, когда обозначает два однородных предмета, составляющих нечто целое или употребляющихся одновременно: пара чулок, дети шли парами и т.д. В значении «несколько» (зайти на пару минут, сказать пару слов и т.п.) слово пара имеет устно-разговорную окраску.

Упражнение 75.

Установите смысловые и стилистические различия между параллельными формами числительных, данными в скобках Выберите нужные формы числительных и существительных

1. Если раньше на участке работало более (десять — десятеро — рабочий), то теперь машину обслуживают только (три — трое — человек).

2. В пользу проекта высказались (два — двое — профессор)

3. Медалей удостоены (три — трое — советский спортсмен)

4. (Два — двое — итальянский гонщик) на протяжении всей гонки были впереди.

5. (Обоим — обеим) советским спортсменкам достались трудные соперницы.

6. В бригаду пришли (три — трое — новая работница).

7. Результат охоты — (четыре— четверо — волк) и (три — трое — лисица).

8. В этот день было продано (четыре — четверо — мотоциклов)

9. Потребовалось (шесть — шестеро — носилки), чтобы оказать помощь пострадавшим.

10. Мальчишки (четыре—четверо) да сестрёнок (две — двое); покупаешь ботинки, бери сразу (шесть — шестеро — пара — штука).

11. Шли без отдыха (три — трое — сутки).

12. Окружённый город продержался (шесть – шестеро —сутки).

13. Были взяты в плен (три — трое — немецкий генерал).

Упражнение 76.

Отметьте случаи ошибочного и стилистически не оправданного использования собирательных числительных Объясните и исправьте замеченные ошибки и стилистические погрешности.

1. Три неразлучных друга пришли служить после окончания лётного училища в одно и то же подразделение.

2. Среди лучших работников цеха много спортсменов. Расскажем о двух из них.

3. Четверым нарушителям дисциплины пришлось в разное время уйти из бригады.

4. Три советских судьи будут проводить матчи первенства мира в Мексике.

5. Для раненых удалось достать пятеро саней.

6. Ярко светились четверо окон клуба, выходящих на центральную площадь посёлка.

7. Четверо аспиранток направляются в распоряжение НИИТМ.

8. Чтобы доставить грузы на станцию, нужна лишь пара машин.

9. Трое дней и ночей не уходили механизаторы с полей, работая в две смены. Убрали весь хлеб до зёрнышка.

Читайте также:  Как правильно пить соду польза и вред


Источник

Задание 71

Устраните ошибки, связанные с неправильным употреблением форм числа.

1. Расширяется стекольный завод, открывший новый цех по производству молочной бутылки. 2. Розничная цена на фотоаппараты, велосипеды и стиральную машину резко поднялись. 3. Доставка и продажа елки будет организована около станции метро, на рынках. 4. Пяти лауреатам первенства страны присвоены звания заслуженных мастеров спорта. 5. Речь идет о расширении обменов культурными и научными делегациями.

Задание 72

Образуйте форму именительного падежа множественного числа существительных.

Автор, адрес, берег, бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инструктор, катер, конструктор, инспектор, корпус, корректор, лагерь, лектор, образ, пропуск, торт, бант.

Задание 73

Объясните, в чем состоит отличие употребления форм имен существительных с окончаниями -а и -ы(-и). Найдите соответствующие толкования слов, используя материалы для справки.

Меха и мехи; корпусы и корпуса; лагери и лагеря; хлеба и хлебы; соболя и соболи; провода и проводы; ордена и ордены; пропуски и пропуска.

Материалы для справки

Выделанные шкуры зверей, кузнечные; туловища людей или животных, здания, крупные войсковые соединения; общественно-политические группировки, стоянки, временные поселения; испеченные и зерновые растения; животные и меха; электрические) и проводы (кого-либо); знаки отличия и в средневековом обществе, например, орден меченосцев.

Задание 74

Определите различие в значениях слов, составьте с ними предложения.

Веки – века, образы – образа, проводы – провода, пропуски – пропуска, счеты – счета, сыны – сыновья, тоны – тона.

Задание 75

Определите, какие окончания в форме родительного падежа множественного числа имеют следующие существительные.

Килограммы, вольты, гектары, мандарины, апельсины, яблоки, баклажаны, помидоры, гусары, саперы, басни, армяне, татары, башкиры, грузины, немцы, осетины, цыгане, шалаши, носки, сапоги, валенки, ботинки, брелоки, хорваты, аршины, бланки. будни, бюллетени, доли, кочерги, донья, кухни, погоны, свечи, селенья, сомнения, полотенца, сумерки, сплетни, свадьбы.

Задание 76

Образуйте форму винительного падежа существительных.

1. Нам подали (омары, омаров) и (кальмары, кальмаров). 2. Инженерам удалось подобрать (проводников, проводники), которые выдерживают тысячеградусную температуру. 3. Дирекция наложила взыскание на (проводников, проводники), которые вовремя не сдали денежные отчеты. 4. Режиссерам, отказавшимся от услуг кинокомпаний, не приходится рассчитывать на (звезды, звезд) экрана. 5. Изучать (звезды, звезд) минимального уровня светимости помогает электронная радиоаппаратура. 6. Ученым удалось вывести (спутника, спутник) на орбиту. 7. Волгоградский рыбзавод отгрузил (мальки, мальков) знаменитых ленских осетров. 8. Наука микробиология изучает различны… (бактерий, бактерии). 9. (Бактерии, бактерий) можно идентифицировать по морфологическим свойствам.

Задание 77

Образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения, расставьте ударения.

Острый, красивый, тяжелый, глупый, плохой, бойкий, звонкий, соленый.

Задание 78

Укажите случаи неправильного или стилистически неточного употребления форм прилагательных, объясните недочеты.

1. Вывод своевременный, но излишне резок в формулировках. 2. Этот работник компетентный в вопросах организации делопроизводства. 3. Все более шире проникают в быт синтетические материалы. 4. Самыми крупнейшими реками Сибири являются Обь и Енисей. 5. План напряженный, но выполним при условии бесперебойного снабжения стройки. 6. Необходимо спокойней реагировать на конструктивную критику. 7. Решение об увольнении О.П. Сурова незаконное. 8. Необходимо реагировать на изменение ситуации оперативней.

Задание 79

Поставьте прилагательные в форму простой сравнительной сте­пени. Отметьте вариантные формы сравнительной степени.

1. Этот огурец на вкус (горький), чем все остальные. 2. Голос его от волнения становился все (звонкий). 3. Слезы градом катились по щекам, и ей казалось, что они ста­новились все (соленый). 4. Он любил, чтобы чай был (сладкий). 5. Нет тебя (красивый), родная столица! 6. Петя был тихий, очень скромный мальчик, и совер­шенно нетрудно было быть (бойкий) и (ловкий) его. 7. Нет опыта (горький), чем опыт неразделенной первой любви.

Задание 80

Укажите стилистические недочеты в употреблении форм степеней сравнения имен прилагательных; назовите другие речевые ошибки. Дайте варианты сти­листической правки предложений.

1. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства. 2. Снаружи «ЛАЗ-698» выигрывает у своих более старших собратьев. 3. Бытовые условия в поселке ока­зались более предпочтительнее, чем в леспромхозе. 4. А сейчас, накануне праз­дника, более лучшие условия для плодотворного труда получают служащие го­сударственных учреждений: в районном центре вступает в строй администра­тивное здание.

Задание 81

Раскройте скобки, поставьте в нужную форму числительное.

1. Директор выступил перед 157 сотрудниками. 2. Необходимо зафиксировать все сделки, совершенные 500 крупнейшими компаниями с дочерними предприятиями в феврале. 3. Проложено 2598 км железной дороги. 4. В Арктику доставили самолетом 24 полярника. 5. Профессору удалось встретиться с 786 участниками эксперимента. 6. Сделать это можно 40 различными способами. 7. В диссертации имеется приложение с 65 схемами. 8. Во Владимире живет более 340 тысяч человек. 9. На презентации присутствовало свыше 150 (полтораста) человек. 10. К 15 мая в хозяйстве вспахано 1750 гектаров.

Читайте также:  Квашеная капуста польза и вред лечебные

Задание 82

Выберите нужную форму числительного.

1. В пользу проекта высказались (два – двое, профессор). 2. В бригаду пришли (три – трое) (новая работница). 3. Шли без отдыха (три – трое, сутки). 4. По (оба – обе) берегам реки росли кусты. 5. (Оба – обе) нашим спортсменкам достались трудные соперницы. 6. В этот день продано (семь – семеро, мотоцикл). 7. В (тысячу девятьсот пятьдесят третьем – тысяча девятьсот пятьдесят третьем) году. 8. В новом словаре свыше 4,5 (тысячи – тысяч) слов. 9. Вес товара – 45,3 (килограмма – килограммов). 10. Против этого решения проголосовало 8,1 (процента – процентов) избирателей. 11. Станция находится в (полутораста – полуторастах) километрах от областного центра. 12. Прибыль поднялась до (четыре миллиона триста тысяч – четырех миллионов трехсот тысяч) рублей в год.

Задание 83

Исправьте ошибки, допущенные при склонении числительных.1. Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пятью пассажирами. 2. Сбор дошел до двух тысяч триста семьдесят пять литров. 3. Расстояние измеряется восемью тысячами семистами шестьюдесятью девятью километрами. 4. Издательство выпустило книгу для детей с триста пятьюдесятью пятью красочными иллюстрациями известной художницы. 5. В тысячу девятьсот пятьдесят восьмом году в Москве про­ходил Международный конкурс им. П.И. Чайковского. 6. Я начал свой бизнес с четюрьюстами рублями в кармане.

Задание 84

Укажите ошибки в употреблении местоимений.

1. Беркут, он вцепился в спину волку. 2. Пошли к ему в дом. 3. В ихнем селе не было садов. 4. Петя уронил его шапку. 5. У коллектива предприятия много трудностей впереди. Им предстоят еще испытания. 6. Зайцы сменили свои белые шубки для того, чтобы их не было видно. 7. Газеты к нам доставляют не всякий день. 8. В чистых парах накапливаются запасы влаги, питательных веществ. При правильной их обработке можно за одно лето уничтожить многолетние сорняки. 9. Рабочие бригады Захарова просили редакцию рассказать о своих трудностях. 10. Главу администрации области мы застали в своем кабинете. 11. На собрание пришли все: ведь у всякого есть свои вопросы. 12. На космических кораблях человек получает возможность передвигаться по его усмотрению. 13. Всем сотрудникам фирмы необходимо снять налет с ваших зубов. 14. Соревнования состоятся при всякой погоде.

Задание 85

Определите вид и время употребленных глаголов. Выделите случаи употребления одной временной формы глагола в значении другой.

1. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, а в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану, – и у вас тоже везде лампадки горели, – да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, упаду на колени, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу, так меня и найдут (А.Н. Островский).

2. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много. Потом пойдем с маменькой в церковь. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом (А.Н. Островский).

3. Павка поднял голову, посмотрел на Сухарько взглядом, не обещающим ничего хорошего.

– А ты потише. Чего губы распустил?

– Что-о-о? – вскипел Сухарько. – Ты еще разговариваешь, рвань несчастная! Пошел вон отсюда! (Н. Островский).

Задание 86

Проспрягайте глаголы:

а) в настоящем времени: баловать; звонить;

б) в будущем времени: включить; вручить; облегчить; одолжить; предложить; углубить.

Задание 87

Найдите ошибки, связанные с употреблением глаголов и глагольных форм.

Источник

 К 12 прибавить 17, к 248 прибавить 11, из 57 вычесть 27, от 568 отнять 59, с 395 сложить 288, с 238 сложить 292, разделить 400 на 100.

Читайте также:  Польза от шампуней без сульфатов

Упражнение 2. Установите семантико-стилистическое различие между параллельными формами имени числительного. Составьте с ними предложения, выбрав нужную форму числительного и существительного. Обоснуйте свой выбор. Ошибочные сочетания исправьте.

1. Четверо детей – четыре ребенка. Трое незнакомых лиц – три незнакомых лица. Двое учеников – два ученика. Их было пятеро – их было пять.

2. По пяти рублей – по пять рублей. По двумстам рублям – по двести рублей.

3. С тысячью книгами – с тысячей книг.

4. С двумястами рублей – с двумястами рублями.

5. Понять с полслова – понять с полуслова.

6. Проэкзаменовал тридцать три студента – тридцать трех студентов.

Упражнение 3. Раскройте скобки, согласуя числительные с существительными.

(Один, одна, одно, одни) щипцы, человек, страни­ца, упражнение, дети, задания, ворота.

(Два, оба, две, обе, двое) река, юноша, дом, жен­щина, сутки, ребята, учебник, девушка.

(Четыре, четверо) сани, студент, ножницы, чулки, ученик, магазин, мальчик.

Упражнение 4. Спишите, употребляя, где нужно, числительные оба
или обе в соответствующем падеже.

1…. спортсменки пришли к финишу одновременно. 2.По … сторонам рос кустарник. 3.У … рек были высокие берега. 4.У… студентов были одинаковые оценки. 5.Боксер наносил удар … руками. … раза команда выиграла. 6.Он заботился об … своих товарищах. 7.Этот человек плохо видел … глазами.

Упражнение 5. Внесите исправления.

Бухгалтерия обслуживает тридцать детских садов и двадцать два яслей. В цехе работают пятеро работ­ниц. Комиссия побеседовала с тысяча двести пятью жи­телями города. Двадцать двое суток мы провели в море. Из девяти членов комитета трое женщин. Двухэтажное

Упражнение 6. Раскройте скобки; выберите нужную форму. Числа пишите словами.

Урожай овощей в среднем по району поднялся до (157, центнер).2. На место происшествия инспектор выехал с (4, помощник). 3.Участникам конкурса было выдано по (10, заготовка) деталей. 4. Прирост производительности труда составляет (четыре и более, процент) . 4. В салоне автобуса удобные (дву-, двух- ) местные сидения.

Упражнение 7. Раскройте скобки: выберите нужную форму. Укажите смысловые и стилистические различия между параллельными формами числительных.

1. Если раньше на участке работало более (десять, десятеро; рабочий), то теперь машину обслуживают только (три, трое; человек).

2. В пользу проекта высказались (два, двое; профессор).

3. Медалей удостоены (три, трое; спортсмен).

4. (Обоим, обеим) спортсменкам достались трудные соперницы.

5.  В этот день было продано (четыре, четверо; мотоциклов).

6. Шли без отдыха (три, трое; суток ).

7.  Окруженный город продержался (шесть, шестеро) суток.

Упражнение 8. Прочитайте вслух, правильно называя формы числительных. Перепишите, заменяя числа словами и, где надо, раскрывая скобки.

1.Из 847 вычесть 367. К 1777 прибавить 403. Из 15 666 вычесть 11 984. Площадь в 265 (гектар). 11 пар (сапоги, носки). Сила тока в 15 (амперы). Напряжение в 127, 220 и 240 (вольты). Спортзал площадью 90 (метры). Длина платформы равна 190 (метры). Поезд с 458 (экскурсанты). Авария на 458 (километр). Альбом с 287 (иллюстрация). Рисунок на 287 (страница). Расстояние, равное 1861 (километр).

Упражнение 9. Перепишите, раскрывая скобки, выбирая нужные слова и ставя их в соответствующей форме.

1.На спортплощадке тренировались (два, двое) (гимнастка).                                2. Финишировали с одинаковым результатом (два, двое) (лыжник). 3. (Три, трое) (сутки) бушевал циклон. 4.(Три, трое) (день) не прекращались восстановительные работы. 5. По (оба, обе) селам вела асфальтированная дорога. 7. Между (оба, обе) районами установлена прямая телефонная связь . 8.В (оба, обе) деревнях было много садов. 9. Пробежать стометровку за 11,2 (секунда). 10) Перевыполнить плановое задание на (9,7) (процент). 11.Графин с (полтора, полторы) (литр) воды. 12. Отсутствовать больше (полтора, полторы) (неделя).

Упражнение 10. Поставьте в творительном падеже следующие числительные:

376, 587, 798, 856, 1785, 6684, 672 рубля, 1743 год.

Упражнение 11. Замените цифровую запись числительных словами.

1. Самые быстрые бегуны развивают скорость от 36 до 43 километров в час. 2. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. 3. Более 2500 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия. 4. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 5. Длина окружности равна 422 см. 6. Высота Останкинской башни равна 540 м. 74 см. 7. К 1778 прибавить 852. 8. От 17 464 отнять 11090. 9. Из 11090 важнейших объектов было введено лишь 749.

Источник