В пользу общины св евгении
Сообщение Oleg » Чт авг 11, 2005 6:47 pm
Открытые письма Общины св. Евгении и Комитета популяризации художественных изданий.
В.Поздняков
Издательство «Комитет популяризации художественных изданий при Государственной академии истории материальной культуры» (КПХИ при ГАИМК), начавшее свою работу ещё до революции, когда оно было известно под названием издательства Общины св. Евгении, просуществовало в общей сложности с 1896 по 1930 г. и сыграло немаловажную роль в развитии отечественной культуры.
Главной целью издательства была популяризация произведений искусства среди широких слоёв населения, прежде всего, в провинции. Для этого в дореволюционное время издательством выпускались многочисленные высокохудожественные открытки весьма разнообразной тематики. Как справедливо отмечал И.Э. Грабарь, издательство «не только создало в России моду на открытку, но благодаря культурности и вкусу его руководителей, в значительной мере подняло уровень вкуса и в самых широких слоях публики».
Общиной издавались и книги, главным образом, путеводители по городам и музеям. В советское время открыток издавалось мало, но зато был развёрнут выпуск популярных путеводителей по разделам Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея Революции и др. Наряду с ними был выпущен ряд заметных высокохудожественных, искусствоведческих и библиофильских книг, которые, однако, не являются предметом нашего рассмотрения.
Открытки Общины и Комитета пользуются успехом у филокартистов и поныне. Деятельности этого издательства уделяли внимание почти все авторы филокартистской литературы и деятельность эта оценивалась всегда положительно и весьма высоко.
Основными источниками сведений об Общине св. Евгении для филокартисткой литературы были воспоминания руководителя издательства И.М. Степанова в книге «За тридцать лет». Однако, как показывают архивные розыскания, воспоминания И.М. Степанова грешат рядом неточностей и умолчаний, которые, естественно, перешли в филокартистскую литературу, иногда, с дополнительными домыслами и искажениями, а это тр-…-ет уточнения и разъяснения. Может быть дополнена в отношении Общины св. Евгении и, несомненно, полезная библиография филокартии, опубликованная в виде ряда статей в журнале «Советский коллекционер».
Нередко повествование о издательстве начинают с трогательного рассказа о художнике Г.П. Кондратенко, встретившем в Крыму нищую ? бывшую сестру милосердия, оставшуюся без работы после окончания Русско ? турецкой войны 1877 ? 1878 гг. и о том как художник «сумел добиться организации Комитета попечения о сёстрах милосердия Красного Креста, названного впоследствии Евгенинской общиной».
Эта история, которую весьма вольно перелагают некоторые из авторов, освещена у И.М. Степанова и выглядит там иначе. Степанов указывает только, что «вернувшись в Петербург, художник (то есть, Кондратенко) сообщил об этом (то есть о встрече с нищенкой) Ивану Петровичу Балашову» и что «этот эпизод не вошёл в своё время по скромности Гавриила Петровича (Кондратенко), в официальные отчёты Красного Креста.
П.Г. Кондратенко поднял вопрос, а далее всё пошло по линии Красного Креста, причём важную роль сыграл И.П. Балашов (? ? 1919), богатый человек, коллекционер, вице ? президент Общества Поощрения Художеств (ОПХ), действительный статский советник, сделавший крупные пожертвования и принявший активное участие в этом деле.
Российское Общество Красного Креста (РОКК) было благотворительной организацией, главной целью которой являлось оказание помощи раненным и больным на войне. РОКК ставил также своей целью помощь увечным и помощь пострадавшим при различных бедствиях.
В системе РОКК в 1882 г. по мысли, высказанной Г.П. Кондратенко, был создан «Санкт ? Петербургский попечительный комитет о сёстрах Красного Креста». СПб. Комитет ставил перед собой такие цели: подготовку кадров сестёр на случай военных действий, предоставление нуждающимся сёстрам занятий по специальности, а престарелым ? убежище, повышение квалификации сестёр и сохранение её на должном уровне путём практики среди населения.
В 1983 г. общежитию сестёр СПб. Комитета было присвоено более краткое наименование Общины св. Евгении, причём имя святой было выбрано в честь попечительницы СПб. Комитета принцессы Евгении Максимиллиановны Ольденбургской. СПб. Комитету требовалось финансирование построек для больниц, амбулатории, подготовительных курсов, убежища для престарелых сестёр. Средств от пожертвований, членских взносов, лотерей, выставок, концертов, спектаклей было недостаточно.
15 марта 1896 г. Главное управление РОКК обратило внимание местных организаций на возможность привлечения дополнительных средств путём издания, по примеру Одесского и Киевского управлений, благотворительных (то есть более дорогих, чем обычные) конвертов со знаком Красного Креста, в которых можно было бы в праздники посылать поздравительные карточки.
Председательница СПб. Комитета Е.Ф. Джунковская решила начать выпуск таких конвертов и поручила это новому делопроизводителю И.М. Степанову. С этого, собственно, и начинается история издательства.
Иван Михайлович Степанов (1857 ? 1941) был чиновником, основным местом службы которого была Римско ? католическая духовная коллегия ? состоявшее при епископе центральное учреждение католической церкви в России. Степанов служил в Коллегии сначало бухгалтером, а потом секретарём.
В СПб. Комитете Степанов работал по совместительству. Эта работа была ему не нова, так как в деятельности организации РОКК он принимал участие, начиная с войны 1877 – 1878 гг.
И.П. Степанов организовал издание и распространение конвертов как обычного почтового размера ? для писем, так и малого формата, в которых можно было бы в праздники, вместо личного визита, посылать визитные карточки. Первый выпуск конвертов, приуроченных к Пасхе 1896 г., оправдал себя и был продолжен далее.
Самые первые конверты были оформлены скромно. Они имели знак Красного Креста и надпись: «Для поздравительных карточек. В пользу Общины св. Евгении». В последующие годы выпускались только конверты малого формата ? для визитов. Конверты получили художественное оформление, выполнявшееся в первые годы Е.П. Самокиш ? Судковской, В.В. Сусловым, Н.В. Султановым, В.П. Шнейдер, а после 1902 г.: Л.С. Бакстом, М.В. Добужинским, Е.Е. Лансере, Г.И. Нарбутом, В.А. Щуко, С.П. Яремичем и др.
В начале 1898 г. И.М. Степанову пришла счастливая мысль об издании художественных открытых писем и он обратился к популярному в те годы художнику и известному писателю Н.Н. Каразину, который и выполнил для СПб. Комитета четыре акварели. Открытки с этих акварелей были отпечатаны способом цветной литографии в петербургском « Заведении графических искусств Э.И. Маркуса и в апреле 1898 г. поступили в продажу. Издательская марка на адресной стороне открыток (с красным крестом в круге и двумя расходящимися лавровыми ветвями) предположительно выполнена молодой художницей В.П. Шнейдер, активно сотрудничавшей с издательством в эти годы. По кругу в издательской марке было указано: «В пользу СПб. Комитета попеч. О сёстрах Красного Креста».
К моменту издания первых открыток СПб. Комитета в России «издавались при скудном выборе лишь виды столиц и некоторых городов и печатались за границей; о художественных открытых письмах не было и речи». Эти слова содержались в записке СПб. Комитета, поданной на «Высочайшее имя» летом 1902 г., в связи с попыткой Комитета получить привилегию на преимущественное право издания художественных открытых писем.
Можно считать несомненным, что открытки СПб. Комитета изданные в 1898 г., явились первыми художественными открытыми письмами в России и заслуга в этом принадлежит всецело И.М. Степанову.
Преданным «Миру Искусства» другом, который «изобрёл» художественную открытку, назвал Степанова в своих воспоминаниях М.В. Добужинский.
В связи с успехом дела в том же 1898 г. была отпечатана первая серия из десяти открыток, где приняли участие художники: И.Е. Репин, К.Е. Маковский, Н.С. Самокиш, Е.П. Самокиш ? Судковская, Е.М. Бем, Э.О. Визель, М.Я. Вилие, С.С. Соломко и В.П. Овсянников, пожертвовашие свои работы в пользу красного Креста. Открытки серии продавались как в розницу, так и комплектом в особом конверте, оформленном Е.М. Беем, что было несомненным новшеством. Издательская марка была такой же, как на открытках Каразина. В целях рекламы для этой серии В.П. Шнейдер выполнила специальный плакат. Всем художникам, включая В.П. Шнейдер, была выражена благодарность патронессы РОКК вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Открытки имели успех и их тираж (по 10000 экз.) был повторен.
В 1898 г., в связи Пушкинским юбилеем, СПб. Комитетом был объявлен конкурс на рисунки для открытых писем по пушкинской теме. Была издана серия достаточно хорошо известных филокартистам пушкинских открыток. Адресная сторона с жертвенником и лирой на нём, в манере начала ХIX века, была оформлена В.П. Шнейдер, а марка с портретом А.С. Пушкина награвирована В.В. Матэ.
Часть тиража открыток продавалась в виде наборов в художественных конвертов. Лицевая часть конверта имела оформление аналогичное адресной стороне открыток, а на клапане конверта была изображена печать с красным крестом и надписью: « В пользу Комитета попечения о сёстрах Красного креста».
Тогда же в 1898 г. СПб. Комитет сделал попытку издать книгу («Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина с рисунками А.Ф. Афанасьева), но попытка эта оказалась мало удачно, и издательство все свои усилия направило на издание открыток, которые расходились успешно.
В эти годы СПб. Комитет пытался устраивать конкурсы как на открытые письма, так и на конверты. Но конверты не давали желаемого результата и издательство перешло к практике заказов художникам.
В этот период (1896 ? 1901 гг.) деятельность СПб. Комитета, как издательства, по признанию самого И.М. Степанова, носила любительский характер. Издательство было вспомогательным источником средств благотворительной организации.
Этим объясняется и тот факт, что издательство часто меняло оформление адресной стороны открыток и свои издательские марки. Более ранние из них имели надпись: « В пользу СПб. попечительного комитета о сёстрах Красного Креста». К ним следует отнести:
– адресную сторону с пышным орнаментальным рисунком работы В.П. Шнейдер, поставившей свою монограмму «В.Ш.» внизу справа;
– адресную сторону неустановленного автора с завитками и шрифтом в стиле модерн с красным крестом, опоясанным лентой с оборванными концами и надписью: « В пользу СПб. Комит. попеч. о сёстрах Красного креста».
Продолжение следует.
В России первые почтовые карточки были выпущены издательством «Община Св. Евгении» (известном и под другим названием: «Издательство Красного Креста»). Община Св.Евгении была образована при Санкт-Петербургском Комитете попечения о сестрах милосердия Красного креста с целью оказания помощи престарелым и больным сестрам милосердия.
История “Общины св. Евгении» весьма примечательна. Возникновение ее первоначально обязано случайной встрече. Художник Гавриил Павлович Кондратенко был на этюдах в Крыму. В Севастополе ему повстречалась нищенка, оказавшаяся бывшей сестрой милосердия в русско-турецкой войне 1877—1878 годов. По ее словам, многих других сестер милосердия постигла подобная участь. По возвращении в Петербург художник рассказал о взволновавшей его встрече в общественных кругах. Тогда и было решено создать «Попечительный комитет о сестрах Красного Креста». Организованный в 1882 году, он впоследствии был переименован, в «Общину св. Евгении». Вначале «Община» существовала на частные пожертвования, а затем, в 1896 году, в поисках средств обратилась к издательской деятельности, и в частности к изданию художественных открыток. За время своего существования ею было выпущено около 6,5 тысячи наименований различных открыток, в том числе пятьдесят семь открыток с произведений Добужинского.
Добужинский Мстислав Валерианович. Типы Петербурга. Извозчики.
Боярыня. Бобров Виктор Алексеевич
Открытки «Общины св. Евгении», отпечатанные с рисунков М. В. Добужинского, посвященные Петербургу, обратили на себя внимание сразу же после своего появления. Это были ранние произведения художника, созданные под влиянием «югендстиля», с характерным для него декоративно-плоскостным решением пространства. «Первый Петербург» художника еще не воплотил в себе творческой мощи иллюстратора «Белых ночей» Ф. М. Достоевского, но и в этих поэтических акварелях тонко передано неповторимое очарование как бы застывшего в своем величии Петербурга, его дворцов, мостов, каналов, с чуть подернутой рябью водой, с отражающимися в ней неверными, трепетными бликами фонарей. В этих работах воплотилась гордость неповторимыми красотами Северной Пальмиры — города Пушкина, Растрелли и Захарова, Росси и Воронихина, 200-летие которого широко отмечалось общественностью. Близкие сердцу каждого русского человека памятные пушкинские места также получили яркое отражение в произведениях этих лет.
Добужинский Мстислав Валерианович. В страстной четверг
К сожалению, местонахождение многих произведении Добужинского не установлено.
В объявлении «Общины» в марте-апреле 1905 года приводятся списки оригинальных произведений, предназначенных для продажи. Сто сорок пять рисунков в петербургском складе, сорок шесть — в Москве! То есть до двухсот оригиналов, исполненных специально для открыток сорока восемью русскими художниками. Из оригинальных рисунков Добужинского в объявлении указываются три: «Царское Село», «Петербург. Мойка. У нового Адмиралтейства» и «Петербург. Троицкий мост».
Но дальнейшая судьба и этих акварелей неизвестна. Очевидно, многие из них попали в частные собрания.
Добужинский Мстислав Валерианович
Августейшее покровительство общине приняла на себя принцесса Евгения Максимиллиановна Олденбургская — внучка императора Николая I (дочь герцога Люксембургского и Великой Княгини Марии Николаевны). Являясь председательницей Императорского Общества Поощрения Художеств, принцесса Ольденбургская предложила наладить выпуск почтовых конвертов и художественных открыток (открытых писем), чтобы с их продажи пополнять казну Общины.
Попечительница “Общины святой Евгении”
принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (1845-1928)
Непосредственная работа по организации издательства была возложена на председателя Общины Евдокию Федоровну Джунковскую (фрейлину императрицы Александры Федоровны) и секретаря Ивана Михайловича Степанова. Тираж первых четырех открыток с акварелям художника Н.Н.Каразина издательтво выпустило в 1898 г. к пасхальным праздникам. В том же году были изданы десять акварельных сюжетов художников И.Е.Репина, К.Е.Маковского, Е.М.Бем, С.С.Соломко и др. Два тиража этих открыток (по 10 тыс. экз. каждый) разошлись мгновенно. Часть тиража распространялась в виде наборов, помещенных в художественно оформленные конверты с надписью «В пользу Комитета попечения о сестрах Красного креста».
Маковский. Головка
Бобров В. Гречанка
Полиграфическое исполнение открыток осуществлялось в различных типографиях: Заведении графических искусств Э.И.Маркуса, Картографическом заведении А.И.Ильина, Товариществе Р.Голике и А.Вильборг, типографиях И.С.Лапина (в Париже), Брукмана (в Мюнхене) и др. С издательством активно сотрудничали художники реалистического направления, но полнее издательство Общины представляло художников объединения «Мир искусства»: А.Н.Бенуа, К.А.Сомова, М.А.Врубеля, Е.Е.Лансере, И.Я.Билибина, Л.С.Бакста. Всего издательство Св.Евгении выпустило 6410 номеров открыток общим тиражем более 30 миллионов экземпляров
Маша. Сычков Федот Васильевич 1900
Летний сад при Петре Великом . Бенуа Александр Николаевич
После революции 1917 г. издательство Общины Св.Евгении было зарегистрированно как «Комиссия художественных изданий Общины Св.Евгении». В 1920 г. специальным указом все организации сестер милосердия Красного Креста были ликвидированы. Издательство Общины перешло в ведение Государственной Академии Материальной Культуры под наименованием Комитета популяризации художественных изданий (КПХИ). В 1928 г. выпуск открыток КПХИ был запрещен по идеологическим соображениям. Некоторые старые клише Общины передали тресту «Графическое дело», затем «Ленполиграфу». Качество печати этих предприятий не выдерживало никакой критики, продукция спросом не пользовалась, и дело по выпуску открыток вскоре заглохло.
Бобров В. Без названия. изд. Изд. Община Св.Евгении
Борисов-Мусатов В. Эскиз к картине жемчужное ожерелье. изд. Изд. Община Св.Евгении
Особого упоминания требуют изданные “Общиной” книги. Это были высокохудожественные издания, в которых значительное место занимали эстампы и репродукции. Макеты этих книг также были весьма оригинальными и новаторскими. Общиной были изданы путеводители по Павловску и Петербургу с гравюрами А.П. Остроумовой-Лебедевой, путеводитель по Эрмитажу с текстом, написанным А. Бенуа, монографии искусствоведа С. Эрнста о Н. Рерихе и К. Сомове. Считается, что одним из самых замечательных дореволюционных изданий Общины была книга “1812 год в баснях Крылова”, блестяще выполненная художником группы “Мир искусства” Г. Нарбутом. По поводу этой книги известный русский философ серебряного века В. Розанов заметил, что хорошо бы, чтобы “наши классики были когда-нибудь императорски изданы с таким же великолепием шрифтов (конечно, старинного стиля!), как эти четыре басни”.
Г.Нарбут. 1812 год в баснях Крылова. СПб., 1912. Оригинал иллюстрации «Ворона и курица». Бумага, тушь, перо, силуэт. Собрание А.А.Венгерова
Но книги и альбомы – это все же скорее раритеты, отдельные вершины полиграфического искусства. Основную же часть печатной продукции “Общины” составляли издания, которые сегодня относятся к разновидности искусства, именуемой графическим дизайном. Издатели печатали самые различные портреты, календари и альбомы, каталоги к выставкам. Среди их “находок” можно назвать введенные в обиход именно этим издательством художественно оформленные почтовые конверты, в которых можно было рассылать визитные карточки. Эти конверты довольно долго так и назывались: “вместо визитов”. Издание этих конвертов было одним из первых шагов нового издательства, которое возглавил Иван Михайлович Степанов.
Иван Билибин.Вольга. 1903. Открытка издания “Общины св. Евгении”
Добрыня Никитич (из серии “Богатыри”) 1902. Открытка издания “Общины св. Евгении”.
Община издавала журнал “Открытое письмо”, ставший своеобразной иллюстрированной хроникой открыток Его редактором был известный график и архитектор, директор Библиотеки Академии художеств Федор Густавович Беренштам. Журнал начал выходить 1 октября 1904 года. Интересной находкой издательства было то, что подписчики получали приложения к нему в виде открыток, не поступавших в розничную продажу и потому очень редких.
Но, несмотря на все многообразие печатной продукции, более всего “Община” была известна благодаря открыткам. Об их многочисленности свидетельствует хотя бы то, что иногда еще и сегодня их можно встретить в антикварных магазинах.
Без названия. Бобров Виктор Алексеевич
Можно назвать несколько причин необычайной популярности открыток “Общины св. Евгении”. Во-первых, они выгодно отличались от того, что было массовым и привычным для того времени. До появления своих издательств в России было громадное число открыток салонного типа, поступавших из Австрии, Германии, Франции. И потому репродукции произведений отечественных мастеров, причем мастеров первого ряда, лучших, чьи имена были на слуху, воспринимались с большим энтузиазмом. Во-вторых, большое место в деятельности издательства играла реклама. Журналы тех лет пестрят объявлениями об изданиях Общины. При этом в них всегда указываются имена художников, чьи карточки с рисунками имеются в продаже, не забывается и благотворительность, так как присутствует информация о том, в пользу какого проекта собираются деньги. Все это говорит о высокой культуре работы, об издательском профессионализме.
https://literra.websib.ru/borovikova/text_article.htm?82
https://postcards.sgu.ru/ShowPublisher.php?var=3
https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2007/10/blog-post_18.html