В пользу кого может быть установлен сервитут

В пользу кого может быть установлен сервитут thumbnail

КонсультантПлюс: примечание.

О публичных сервитутах, установленных до дня вступления в силу ФЗ от 03.08.2018 N 341-ФЗ, а также о мерах защиты правообладателей земельных участков, обремененных публичным сервитутом, см. ч. 3 ст. 11 указанного ФЗ.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 23 ЗК РФ

– Лицо, заинтересованное в установлении сервитута, хочет установить сервитут и определить размер платы

– Лицо, в пользу которого установлен сервитут, хочет устранить препятствия в пользовании сервитутом

– Лицо, заинтересованное в установлении сервитута, хочет признать недействительным отказ органа местного самоуправления в установлении сервитута

– Правообладатель недвижимости хочет взыскать задолженность по оплате сервитута

– Правообладатель недвижимости хочет прекратить сервитут

См. все ситуации, связанные со ст. 23 ЗК РФ

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 477-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Читайте также:  Мед в сотах польза или вред

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Ст. 23 ЗК РФ. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Источник

Одним из видов обременений, которые могут быть наложены в отношении участка земли, является сервитут. Такое ограничение вводится в договорном или принудительном порядке и предполагает наличие определенных субъектов и объектов, а также временных рамок.

Что такое сервитут на земельный участок?

Сервитут по сути это разновидность вещного права, которое действует по отношению к лицам, не являющихся собственниками земли (Глава 13 ГК РФ). Он предполагает юридически оформленное разрешение на пользование землей лицом или группой лиц, не имеющими прав собственности. Благодаря установке сервитута лица получают права на ограниченное использование землей в соответствии с условиями и ограничениями, предусмотренными соглашением с собственником.

Ограничения для владельца участка могут вводиться добровольно, а также в принудительном порядке. Собственник может сам пойти на установку обременения, если, например, посчитает его условия несущественными для себя или же получит за это денежное вознаграждение. Но плата за установку сервитута по закону не является обязательной и договорные отношения между сторонами могут носить безвозмездный характер.

Собственник участка даже несмотря на установку сервитута остается его полноправным владельцем. Обычно обременение затрагивает лишь небольшой отрезок земли. За собственником при этом сохраняются права продать, обменять, подарить надел, сдать его в аренду.

Если же сервитут распространил свое действие на большую часть земли, что сделало невозможным дальнейшее ее использование собственником по своему целевому назначению, то он вправе потребовать выкупа участка по рыночной стоимости.

Согласие собственника не является первоочередным условием для введения сервитута. Такое обременение может иметь и принудительный характер и устанавливаться по решению суда/постановлению местных властей.

Право требовать установки сервитута есть у собственников соседних и других земельных участков. Оно прописано в ст. 274 РФ. Необходимость введения обременений должно быть обусловлено невозможностью решить поставленные задачи без установки сервитута (т.е. имеют место обстоятельства непреодолимой силы). Приведем примеры таких ситуаций, которые часто встречаются на практике:

  • Соседу необходимо подключиться к газу, при этом газовая труба должна быть проложена через чужой участок.
  • На территории СНТ есть водоем. Но особенности местного рельефа таковы, что чтобы добраться к нему необходимо пройти через участок, принадлежащий конкретному собственнику.
  • Земельный сервитут обычно устанавливается для обеспечения прохода людей, проезда автотранспорта, прокладки инженерных сетей и пр.

Объекты сервитута

В качестве объекта сервитута выступает участок земли, в отношении которого устанавливаются обременения. Помимо земель сервитут может устанавливаться в отношении строений.

Установление сервитута потенциально возможно на любой участок земли. Обычно сервитуты вводятся по отношению к:

  • участкам, выходящим к водоемам и лесополосе;
  • рядом с которыми располагаются объекты госзначения;
  • через который проходят различные коммуникации (телефонная связь, электропроводка, водопровод и пр.).

Субъекты сервитута (стороны сервитута)

Субъектами сервитутных отношений могут быть как физические, так и юридические лица, которые претендуют на пользование участком в собственных целях. Другими словами это инициатор установления сервитута на земельный участок.

В качестве другой стороны выступает собственник участка. Стоит отметить, что арендаторы не могут становится субъектами сервитута. Как и невозможно требовать установки обременений от лица, которое пользуется землей на правах аренды.

Субъект — физическое или юридическое лицо, претендующее на право использования чужого земельного участка в собственных целях. Выступает инициатором создания земельного сервитута. Право требовать установление сервитута имеют только владельцы земли или капитальной постройки. Лица, арендующие землю, не могут быть субъектами сервитута.

С точки зрения оснований и субъектов сервитутов можно выделить публичные и частные их разновидности. Публичный сервитут устанавливается в интересах неопределенного числа лиц и вводится по решению местных властей. Предполагается, что интересы населения имеют приоритет перед индивидуальными. Обременения могут вводиться для установки геодезических знаков, сенокошения, осушения земель, прогона скота и пр.

Читайте также:  О пользе ночного сна для женщин

Частный сервитут может устанавливаться по соглашению сторон/ на основании решения суда и он стандартно распространяет свое действие на участок соседа. Поводом для запроса на введение обременений может стать:

  • обеспечение прохода к публичным местам, береговой линии, объектам коммуникации;
  • проведение работ на объектах госсобственности;
  • обеспечение водоотведения/осушения земель;
  • проведение газо-водо-электропроводки, линий коммуникации;
  • пользование водными объектами и лесными массивами;
  • использование земель для ведения с/х: скотоводства, овощеводства и пр.;
  • рыболовство и охота;
  • проведение исследовательских работ и пр.

Публичные сервитуты разделяют на лесные, городские и водные. Городские предполагают пользование частными землями в интересах городских жителей. Лесные сервитуты вводятся для пользования лесными ресурсами для с/х нужд, водные — водных ресурсов.

С какого момента вступает в действие сервитут?

Начинается процесс установки сервитута с подписания соглашения между сторонами.

Такой договор заключается в письменной форме и содержит указания на характер обременений, сведения и характеристики земельного участка, условия прекращения и сроки действия, объекты обременений, адреса и реквизиты сторон, величина и периодичность оплаты, права и обязанности сторон.

При недостижении согласия субъект вправе обратиться в суд для получения судебного решения о необходимости установки обременений. Судом будет учитываться наличие обстоятельств непреодолимой силы и рассматриваться возможность решения задач истца без ограничения в правах собственника. При необходимости будет привлекаться независимый эксперт для такой оценки.

При установке публичного сервитута достаточно решения местной администрации, которое принимается по итогам общественных слушаний.

Согласно действующему законодательству сервитут начинает свое действие только с момента его официальной регистрации в Росреестре. Отметка об этом обременении появляется в ЕГРП и становится доступна всем заинтересованным лицам.

Так, в случае продажи земли собственником потенциальный покупатель сможет увидеть о наличии сервитута на определенную часть участка.

При его согласии приобрести землю с обременением, он получит ее вместе с обременением. При смене собственника сервитут с участка не снимается, так как он не привязан к конкретной личности.

Для официальной регистрации сервитута в Росреестр потребуется предоставить:

  • заявление на установку сервитута;
  • паспорт/правоустанавливающие документы для юрлиц;
  • документ, подтверждающий право на установку обременений: решение суда, постановление администрации, договор/соглашение с собственником;
  • кадастровый паспорт с выделенными границами сервитута — только если ограничение касается не всего участка целиком.

Документы подаются лично через региональное отделение Росреестра, МФЦ или в электронном виде на сайте Госуслуги. Обработка полученных сведений занимает не более 10 дней, после чего обременение приобретает законную силу.

Обычно установкой сервитута занимается ее инициатор, он и берет на себя все расходы. Установка обременения является платной. Госпошлина для физических лиц составляет 1500 руб., для юрлиц — 6000 руб.

К затратам субъекта добавляются также расходы на кадастрового инженера, который выделит границы сервитута. С учетом этого нужно получить новый кадастровый паспорт участка.

Инициатор должен уведомить собственника о регистрации обременения.

Оформлением межевого плана занимается квалифицированный специалист — кадастровый инженер.

При каких условиях право постоянного бессрочного пользования земельным участком может прекратиться? Узнайте об этом, прочитав нашу статью.

Перед покупкой земельного участка нужно проверить как личность продавца, так и документы на землю. подробную информацию по данному вопросу вы найдете здесь.

Срок действия сервитута

Земельный кодекс различает две разновидности сервитута в зависимости от сроков его действия:

  • Срочный — он оформляется на строго оговоренные сроки. Например, на тот временной промежуток, который необходим для строительства объекта, транспортировки имущества, прокладки водопровода, газопровода или дороги. После чего действие обременений снимается.
  • Постоянный — при его оформлении временные рамки не вводятся и он действует до тех пор, пока не будут нарушены правила использования земель. Это, например, разрешение на проход/проезд через участок.

Факт прекращения действия сервитута подлежит обязательной госрегистрации. Основанием для этого может являться:

  • прекращение срока действия договора, заключенного сторонами;
  • истечение срока действия акта госвласти, органов местного самоуправления;
  • вступление в силу судебного решения об аннулировании сервитута.

В целом различаю две причины прекращения сервитута: это устранение потребности в нем или невозможность распоряжаться участком собственником. В отношении частного сервитута стороны просто заключают соглашение о прекращении обременений, а публичного – необходимо постановление властей.

Таким образом, при установке такого обременения как сервитут можно выделить такие стороны как собственник и субъект (инициатор обременения). В качестве объекта наложения сервитута выступает участок земли. Обременение начинает действовать не в момент подписания договора, а после официальной регистрации сервитута в Росреестре. Сроки действия сервитута могут быть установлены договором или же он может действовать неопределенный срок.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник

Сервитут – это получение возможности на ограниченное пользование недвижимостью, вещью или землей, которые находятся в чужой собственности.

Сервитут используется в земельных, вещных и иных отношениях. В рамках правоприменительной практики под сервитутом понимаются обстоятельства, согласно которым одна из сторон в рамках допустимой по закону договоренности, получает от другой стороны разрешение и допуск на использование своих объектов или территорий, находящихся в собственности.

Отметим, что большая часть прочих обстоятельств, связанных с сервитутом, относится к категории земельного права, когда речь идет о различных аспектах применения права ограниченно употреблять себе на пользу территорию чужого земельного владения.

Виды сервитута

Земельный кодекс различает два варианта сервитута: частный и публичный.

Разница здесь заключается в том, кто становится обладателем ограниченного права пользования.

Первая ситуация относится к частным лицам и организациям, которые урегулируют свои правоотношения в процессе эксплуатации соседних участков. Публичный сервитут устанавливается в случаях, когда речь идет об интересах государства в целом, отдельных его органов или местного населения.

Частный сервитут

Согласно Статьям 274-277 ГК РФ:

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;

  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;

  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;

  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.

Публичный сервитут

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:

  • проведения дренажных работ на земельном участке;

  • использования земельного участка;

  • прохода или проезда через земельный участок;

  • выпаса сельскохозяйственных животных;

  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

  • сенокошения;

  • временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;

  • свободного доступа к прибрежной полосе;

  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.

Классификация сервитута

По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:

  • платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом;

  • бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно;

  • срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия;

  • бессрочные – не имеющие определенного срока существования.

Процедура оформления сервитута

При этом обеспечение процедуры происходит по следующим правилам

1.Стороны (собственники) приходят к выводу о необходимости применения сервитута;

2.Участники соглашения заключают договор, в котором отмечают:

  • сферу, на которую распространяется действие сервитута;

  • платную или бесплатную форму взаимодействия в рамках сервитута;

  • сроки;

  • другие необходимые условия.

3.Если стороны приходят к соглашению, они переходят к процедуре государственной регистрации сервитута в Росреестре;

4. После рассмотрения и подтверждения сделки будет выдана соответствующая выписка из ЕГРП, в которой будут отмечены обременения, наложенные на соответствующую территорию. После регистрации сервитут будет считаться имеющим законную силу.

Регистрация сервитута

Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.

Случаи кода сервитут не подлежит регистрации

Регистрационные действия необходимо осуществлять во всех случаях кроме двух исключений:

  • территория с обременением отходит в собственность наследника. В этой ситуации и ограниченное право пользования передается по наследству вместе с землей. Обременение здесь неотделимо от земли, поэтому оно никак не меняется при смене собственников;

  • условия введения исчезли до того, как соседи пришли к подписанию договора.

Стадии регистрации сервитутного права

Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.

  1. Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.

  2. Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.

  3. Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.

  4. Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.

Документы для регистрации сервитутного права

Для оформления необходимо подавать следующие документы:

  • соглашение между сторонами вопроса или нормативный акт, по которому должно быть установлено сервитутное право;

  • заявление на выполнение регистрации;

  • паспорт лица, подающего данное заявление;

  • кадастровые документы на землю, которая будет подвергнута обременению;

  • бумага с подтверждением уплаты госпошлины на проводимую процедуру;

  • если заявителем выступает организация – ее устав и выписка из ЕГРЮЛ;

  • при представлении интересов заявителя сторонним лицом – доверенность на выполнение им необходимых действий, полученная в нотариальной конторе.

Источник