В нем великая беда и польза

В нем великая беда и польза thumbnail

Великая беда заключается не в греховности мира. Она заключается в лицемерии тех, кто не считает себя грешным. Это величайшая болезнь. И именно здесь ничего нельзя изменить. Ведь мы все столь уверены в самих себе и столь строги по отношению к другим.

***Моя проблема во мне самом, нечто внутри мучает меня. Как возможно, чтобы мое счастье зависело от того, что делают дети, жена, или муж, или даже сосед? Получается, чтобы я стал счастливым, должны измениться все вокруг? Думаю, вы понимаете нелепость таких требований. Каждый из нас принимает свои собственные решения, делает свой собственный выбор, созревает по-своему, в свое время. Тебе важно быть в согласии с самим собой и признавать это. Скажи себе: «Мой ребенок не виноват. Не виноват мой муж или жена. Я сам виноват в том, что у меня нет согласия с моей душой. У меня нет связи с Богом! И после этого, чтобы стать счастливым, я требую от всех остальных измениться?!» «Ведите себя так, чтобы доставлять мне радость», — говоришь ты. И что после этого? Ты будешь рад, если кто-то изменится через силу? И кого ты хочешь увидеть рядом с собой? Кто этот другой человек — безделушка, игрушка, которую ты будешь переставлять с места на место и радоваться? Твой ребенок, твой близкий человек не принадлежит тебе. У него собственная личность, собственная независимая душа, он просит оставить для него его собственное пространство и свободу.

Пойми же: ты не можешь контролировать других людей. Не спорь со мной: «Вот, ты это все говоришь, потому что ты монах, у тебя нет семейных обязанностей». Нет, я не потому так говорю. Я видел много людей в браке, которые остаются собой, а не меняют друг друга. Видел отцов и матерей, которые очень любят своих детей, хотят, чтобы они исправились. При этом безмерно их уважают. Эти родители поняли, что нельзя изменить другого человека скандалами.

Пойми же: твой ближний не изменится от криков. Даже если тебе удастся что-то изменить в нем, это произойдет временно, под давлением. Это давление потом выльется в нечто иное. Таким путем мир не меняется.

Оставь своего ребенка в покое. Конечно, расскажи ему о правильном пути. Но ты сказал раз, два, три, что потом? Что ты будешь делать? «Нет, я хочу увидеть, как он меняется сейчас». Признайся, это нужно тебе, значит, таким образом ты решаешь свои собственные проблемы. «О чем вы? Мой ребенок связался с наркотиками!» И чего ты добьешься таким своим отношением? Заставишь его отказаться от наркотиков?

Великая беда заключается не в греховности мира. Она заключается в лицемерии тех, кто не считает себя грешным. Это величайшая болезнь. И именно здесь ничего нельзя изменить. Ведь мы все столь уверены в самих себе и столь строги по отношению к другим.

Всякий страждущий знает верный путь, ему лишь не хватает сил по нему следовать. Он знает: то, что он делает, является грехом, отступлением, вводящим в разные неприятности. Он понимает это разумом, но у него не хватает сил измениться. Ты можешь дать ему сил? Можешь совершить чудо в его душе?

Я желаю тебе трудиться на этом поприще. Сколько у тебя детей — трое, четверо? Ты можешь каждый день посвящать молитве пятнадцать минут за каждого своего ребенка? Молитве внимательной, в любви, в милости, в свете Христовом. Помолись так, чтобы ты почувствовал, как окутываешь своего ребенка молитвой. А после молитвы оставь его в покое, пусть идет в жизнь, в общество. Не преследуй его более. Пусть его преследует сила твоей молитвы!

Если у тебя есть силы на такую молитву. Если нет, тогда что ты понапрасну борешься обычными словами? Разве слова могут изменить людей? Существуют книги, проповеди, лекции. Мы много говорим правильных слов. Но этого недостаточно, чтобы мир изменился. Если слово не будет пропитано Божественной силой и действием, благодатью Божией, милостью Христовой, как оно может изменить человека? Если ты не ощутишь, как это слово что-то смягчает в твоей собственной душе, преображает, обращает тебя?

За последние годы я очень сильно почувствовал эту истину. И рад этому, от всей души благодарю Господа и людей, которые помогли мне понять простые вещи: нужно уважать своего ближнего. Уже давно во время исповеди или просто в общении с разными людьми, с детьми в школе, со знакомыми и друзьями я больше не даю конкретных рецептов, что делать каждому. Я даю совет молиться. Я побуждаю человека прикоснуться к источнику жизни, правды и мудрости, к Самому Богу.
,,,
Итак, только любовью можно изменить кого-либо, если вообще это возможно. А может, он и не изменится. И у тебя нет права решать, что будет с твоим ближним. Не думаю, что тебя на самом деле столь волнует спасение твоего ближнего; гораздо больше тебя волнует, чтобы все было так, как хочешь ты сам. Ведь если человек чувствует Господа и хорошо поймет эту притчу ( о блудном сыне), первое и самое важное, что он может сделать, — это обрести покой и тишину в своей душе. Обрести полное доверие к Господу! Даже если есть малая доля сомнения в том, что Господь может сделать все для спасения людей в целом и для спасения моего ближнего в частности, если есть малая доля сомнения в том, что любовь Господа может быть сильнее моей любви, — тогда становится очевидно, что в реальности я не переживаю за своего ближнего столь сильно, сколь сильно я стремлюсь к тому, чтобы все было по-моему.

Читайте также:  Крапивное масло польза и вред

e-libra.ru/read/468515-dobryy-den-gospodi-kniga-o-radostnoy-vere.html

Источник

Бе́да Достопочте́нный (лат. Beda Venerabilis) – православный святой и монах обители Ярроу (в некоторых вариантах – Джарроу) в англосаксонском королевстве Нортумбрия. Годы жизни: 672 – 26 мая 735. Прозвище Беды – Достопочтенный – известно из эпитафии IX века, по преданию, указанной Ангелом. Так Беду упоминает и Алкуин. 

В нем великая беда и польза

В Средневековье этот учёный монах чтился вместе с Блаженным Августином и Григорием Великим. 

В 1978 году Беда был канонизирован митрополитом Антонием Сурожским, является местночтимым святым Сурожской епархии. 

Беда оставил после себя много трудов. Писал он в основном на латыни, оставив на этом языке около сорока произведений, причём не только по вопросам богословия и жизни Церкви, но и по таким наукам, как грамматика и риторика. Беда был не только не чужд научных знаний, но и всячески старался умножить их. 

Беда – ещё один пример удивительного святого, который говорил:  «Для меня было наслаждением учиться, или учить, или писать». 

При этом в отношении знания, пришедшего от язычников, он предостерегал людей, чтобы в их сознании античное красноречие постепенно не вытеснило Бога. Беда вовсе не запрещает чтение античных авторов и далее говорит, что человек просто должен иметь силу преодолеть соблазн поставить искусство выше Творца. То есть святой предупреждает об опасности сделать что-либо в своей жизни более важным, чем Бог. Идеал для Беды – это учёность, которая своим устремлением смотрит на Христа. 

Беда считал, что хотя читателю и важно избирательно относиться к чтению, но ему же и нужно извлекать пользу из сочинений мирских авторов. 

При этом святой много призывает к осторожности в чтении языческих авторов, чтобы читатель, усваивая добрые мысли, не постиг и мысли ложные, отличая одно от другого. 

Беда пишет трактаты о риторике и стихотворной метрике, разбирает ту метрику, которая в Средневековье пришла на смену античной и здесь выступает как литературовед. 

В трактате «Об искусстве метрики» он пишет о слогах, стопах, стихотворных размерах,  ритме и трех родах поэзии. 

Исследователь его жития Мария Ненарокова отмечает: «Круг чтения Беды был для того времени необыкновенно широк и включал в себя произведения не только западных, но и восточных отцов Церкви». Он постоянно читал Писание и труды отцов, а также составлял комментарии к Ветхому и Новому Завету, чтобы недавние язычники саксы могли по-настоящему понять смысл Библии, исходя из культурного контекста древности, когда создавалась Книга книг. 

По свидетельству Катберта, Беда и на смертном одре не оставлял ученых занятий, отвлёкшись от диктовки комментариев только за несколько минут до смерти. 

Святой интересовался всеми современными ему науками: физикой, астрономией, метеорологией, музыкой, хронологией, историей, математикой, риторикой, грамматикой, метрикой. Во всех этих областях он не только собирал знания, но и стремился дополнить изученное либо дать мудрое толкование прочитанному. 

Уже в старости, когда Беда плохо видел, несколько завидовавших его мудрости и дару слова людей, чтоб насмеяться над святым, привели его в каменоломню и сказали, что он в храме, где народ ждёт его слов. Простодушный святой заговорил, а насмешники хихикали и перемигивались, но когда он окончил проповедь, камни ответили ему: «Аминь, преподобный отче!». 

И так всегда бывает ещё со времён Сократа, который сказал своим судьям, что они напрасно думают, будто убивая добрых, удержат их от порицания совершаемого злодеями зла. Истина и красота могут подвергнуться осмеянию и поруганию, но и все злодеи, умники, люди формы и эгоисты мира не в силах скрыть даже от камней и животных, что они злы и что лишь добрый может по праву считаться человеком. 

Христианство, придя в Англию, не отменяло целиком старые порядки, но для желающих наполняло всё новым смыслом. Саксы и германцы чтили героя, вся культура германцев варваров связана с понятиями доблести и героизма. И теперь новым героем становится подвижник и святой. 

Все эти изменения в общественном и индивидуальном сознании отражала литература. Героизм нового типа выражает себя в житийной литературе, но не только. «Церковная история Англов» Беды Достопочтенного – труд историософский. Тут осмысливается место англов среди других народов земли, выражается идея, что хотя англичане и юный народ, но они смогли уже принести Христу своё приношение – святых своего народа. Эти святые и осмысливаются как новые герои. Они не сражаются с врагами мечом, однако ведут постоянное сражение с самими собой и со злом вообще. И эти победы более важны, чем победы в битвах, потому что состояние души в конечном итоге более важно, чем земные дела, хотя они и приводят к исходному состоянию души. Многих святых и подвижников описывает в своём труде Достопочтенный Беда. Саксы этого периода (во многом наставляемые в вере кельтскими миссионерами) не знали ещё феодально-рыцарских отношений в том виде, в котором они придут в Англию после 1066 года, то есть после завоевания Вильгельма. Тут (в новом, христианском восприятии англичан) героем может стать каждый, кто только имеет жертвенное расположение и хочет потрудиться ради умножения Неба. Благородное происхождение совсем не обязательная черта героя.

Читайте также:  Белая смородина польза и противопоказания

Беда Достопочтенный хотел, чтобы люди могли услышать голос Бога, и для этого перевёл Библию на древнеанглийский (на нём говорили англичане – это английский до завоевания Англии норманнами).

Беда создал одну из первых историй Англии – «Церковную историю народа англов», за что его прозвали «отцом английской истории». В Реформацию, когда людей волновали иные богословские вопросы, значение святого как богослова отошло на второй план, но и католики, и протестанты читали его как историка, причём и те и другие старались авторитетом Беды прикрыть и оправдать свои взгляды и ниспровергнуть противника. Для достижения такого эффекта история этого средневекового инока и теми и другими перетолковывалась в угоду различным интересам.

О своих родителях Беда нигде и никому не упоминает, и нам остаётся только гадать, вызвано ли это его молчание скромностью или детскими психологическими травмами, подобно как у другого православного западноевропейского святого – Гонората Арелатского, над которым в детстве и юности много издевался родной отец, не умея вынести непохожесть необычного сына на других жителей окрестности.

Некоторые учёные считают, что Беда был знатного происхождения, но другие, столь же авторитетные исследователи, указывают на его низкое (простой инок) положение в монастырской иерархии обители Ярроу, а в те времена люди знатного (особенно королевского) происхождения быстро достигали сана аббата или епископа. Такое распределение церковных должностей было свойственно Средневековью, где простолюдину было почти невозможно занять высокое положение в церковной иерархии, ведь Средние века существуют в иерархии сословий и представитель одного сословия крайне редко переходил в другое, хотя и такое примеры были. Допустим, любой рыцарь имел право посвятить в рыцари любого человека, заслужившего эту честь. По аналогии с тем, как всякий крещёный христианин может крестить другого человека. Рыцарство воспринималось тогда чем-то вроде таинства, и через посвящение всякий простолюдин мог стать аристократом – перейти из третьего сословия во второе. Конечно, англосаксонская Нортумбрия времён Беды не знала рыцарства, пришедшего в Англию лишь с норманнским завоеванием 1066 года. Я привел этот случай как пример перехода из одного сословия в другое, и такие примеры, (как пишут такие видные историки специалисты рыцарской культуры, как Доменик Бартелеми или Франко Кардини) случались, хотя и не часто, до самого конца рыцарской эпохи.

Можно, наверное, допустить, что Беда, придя в обитель, скрыл своё знатное происхождение, как это делали и некоторые подвижники Востока, но это всего лишь предположения, а точных данных о его юности и происхождении историки не имеют.

И всё же Беда перед нами, в своих трудах и писаниях. Он из тех великих людей, для кого нет противопоставления светской учёности и учёности веры, для него, как для Григория Богослова, красота и глубина любой науки есть свет красоты Господней. Потому он пишет не только о богословии, но и о грамматике, риторике, создаёт труд по истории Англии.

Все науки для него лежат в Боге, и он, вслед за святыми отцами каппадокийцами, усматривает во всей мировой красоте и мудрости славу Божью.

Возможно, потому Беда и выбрал для поселения Ярроу, что в этой обители была весьма большая (по мерке раннего Средневековья) библиотека, где хранился даже полный текст Библии. В Ярроу существовал и скрипторий, где грамотные иноки делали копии с библейских книг и некоторых сочинений отцов.

Беда знал древнеанглийский, латинский и греческий языки и, очевидно, владел и ирландским. В то время ирландское монашество было сосредоточием европейской учёности, и когда император Карл Великий задумает возродить образование и книжное знание, он пригласит ко двору именно ирландцев, чьи усилия (Каролингское возрождение) повлияют вскоре на появление первых в Европе университетов.

Беда читал труды блаж. Иеронима Стридонского, Блаж. Августина, св. Григория Великого, св. Амвросия Медиоланского, св. Киприана Карфагенского, из восточных: св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Афанасия Великого. Известные Беде жития святых принадлежали перу св. Афанасия Великого, Павлина Ноланского, Сульпиция Севера, Поссидия. Упоминал он «Гомилии» Оригена и Григория Назианзина. Он читал исторические труды Иосифа Флавия, Григория Турского, Марцеллина Комита, Евтропия, Орозия, Евсевия Кесарийского.

Читал Беда и поэзию тогдашних христианских поэтов, а в молодости и Вергилия, которого вообще чтили христиане, так как Вергилий, будучи язычником, за несколько десятилетий до Рождества Христова написал своё знаменитое поэтическое пророчество-ощущение, что скоро старый век сменится новым и мир будет исправлен Богом.

Потому и в «Божественной комедии» Данте Вергилий является провожатым поэта по загробному миру.

Беда любил мир как творение Творца и не стремился выставить себя знатоком всего. К нему нередко обращались за советом, но он имел мудрость не решать те вопросы, в которых не был сведущ. А в своём комментарии к Книге Царств он писал о двух женах Саула: «Как может судить об этом тот, кто не был женат даже на одной?».

В конце жизни Беда заболел, но даже и тогда не оставил учёных трудов, диктуя перевод Евангелия от Иоанна на древнеанглийский язык.

Алкуин позднее рассказывал о Беде, что тот и в болезни не хотел пропускать храмовую службу и приходил петь на клирос. Его спросили, зачем он так мучает себя и теряет остатки здоровья, и он сказал: «Я знаю, что Ангелы посещают канонические часы и собрания братьев; что, если они среди братьев не найдут меня? Разве не станут они спрашивать, где же Беда? Почему же он не пришёл для положенного служения вместе со своими братьями?»

Читайте также:  Доктор мясников о пользе и вреде кофе

Беда болел 50 дней и умер 26 мая 735 года, в праздник Вознесения Господня. Кутберт пишет, что Беда перед смертью продиктовал свой последний стих –   «предсмертную песнь Беды» на древнеанглийском языке.

Приведём эти стихи, созданные в классической традиции древнеанглийской поэзии. 

Никто, в дорогу 

собирающийся поневоле, 

заиметь не может 

мудрость большую, 

когда он думает, 

уходящий отсюда, 

зло сулит 

или благо 

суд над его душою, 

что свершится по смерти.

Труд святых не оканчивается смертью: и на земле, и на Небе он имеет продолжение. Алкуин, привезя тексты Беды франкам, познакомит континентальную Европу с этим подвижником, мыслителем. 

Нечто особо важное есть в том, что за несколько минут до смерти святой Беда превращает молитву в стих, желая не просто сказать Христу всё своё, но воспеть, восславить, воздать, для чего и существует поэзия. 

И тут уместно будет вспомнить фрагмент из древних восточных патериков о том, что значит и почему совершается песня: «Один брат, посетив авву Евлогия, сперва поздравил его с тем, что тот соблюдал обет молчания уже в течение трех лет. Затем он обязал его говорить, и авва Евлогий произнес:  

– Мое молчание немногого стоит. Да, действительно, младенцы кричат, мирские люди болтают, монахи молчат, но святые – поют!»

Артём Перлик 

Источник

Мы часто используем в своей речи пословицы и поговорки, не задумываясь об их происхождении. А бывает и так, что одно изречение трансформировалась со временем совсем в другое и даже приобрело иное значение.

AdMe.ru собрал 34 пословицы, о продолжении которых вы могли даже не догадываться.

Пословицы с забытым продолжением

  • В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду.
  • Всяк правды ищет, да не всяк ее творит.
  • Горбатого могила исправит, а упрямого — дубина.
  • Семеро одного обедать не ждут, а смелый и один ест.
  • Дело мастера боится, а иной мастер — дела.
  • Живем, хлеб жуем, а иногда и подсаливаем.
  • Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
  • Свой глаз — алмаз, а чужой — стекло.
  • За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
  • И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.
  • Хлопот полон рот, а перекусить нечего.
  • От овса кони не рыщут, а от добра добра не ищут.
  • Как с гуся вода, так с тебя худоба.
  • Первый парень на деревне, а деревня в два двора.
  • Ласковый теленок двух маток сосет, а бодливому и одна не дается.
  • Утро вечера мудренее — трава соломы зеленее.
  • Чем черт не шутит, пока бог спит.
  • Что было, то прошло; что будет, то придет.
  • Бог не без милости, казак не без счастья.
  • Заварил кашу — не жалей масла.
  • Прошел огонь, воду и медные трубы, да попал к черту в зубы.
  • Попытка не пытка, а спрос не беда.
  • Друг познается в беде, как золото в огне.
  • В ступе воду толочь — вода и будет.
  • Где тонко, там и рвется, где худо, там и порется (вариант: где толсто, там и наслаивается).

Пословицы с вновь приобретенным продолжением

Некоторые пословицы не встречаются в официальных сборниках и словарях. Однако сегодня их часто можно услышать в повседневной речи или увидеть в различных статьях на просторах интернета. А поскольку пословицы относятся к народному творчеству и у них не может быть строго зафиксированного автора и даты создания, то мы добавили в список и новые версии.

  • Яблоко от яблони недалеко падает, но далеко катится.
  • Под лежачий камень вода не течет, а под катящийся не успевает.
  • Лиха беда начало, а там уж близок и конец.
  • На вкус и цвет все фломастеры разные.
  • Семь бед — один ответ, восьмая беда — совсем никуда.
  • Москва слезам не верит, ей дело подавай.
  • На обиженных воду возят, а на добрых сами катаются.
  • И рыбку съесть, и косточкой не подавиться.
  • Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдет.

Почему же не все пословицы известны в полном виде?

Находить и собирать пословицы и поговорки — занятие довольно трудоемкое. А особенно если речь идет об их первоначальном виде. Ведь подобные высказывания относят к устному народному творчеству.

Когда же исследователи создают сборники таких высказываний, то нередко сталкиваются с их большой вариативностью. В том числе мы можем видеть это в знаменитой работе В. И. Даля «Пословицы русского народа», где встречается по несколько версий для, казалось бы, одного и того же высказывания. И вот почему.

  1. Люди, живущие вместе и в одно время, сокращают пословицу до определенной ее части, поскольку собеседник и так понимает контекст. К тому же устная речь, как известно, всегда стремится к краткости и простоте. Соответственно, со временем продолжение забывается и, разумеется, теряется.
  2. Видоизменение пословиц (сокращение или, наоборот, «обрастание» дополнительной частью) может также происходить среди определенной группы людей. Например, среди студентов, ремесленников, солдат и т. д. Обновленные пословицы становятся частью субкультуры этих групп.
  3. Пословицы — это эмоционально окрашенные высказывания. При этом порой одна часть фразы лишь усиливает экспрессивную окраску другой части, но не несет дополнительного смысла. И за ненадобностью тоже отсекается, а потом и вовсе забывается.
  4. Пословицы и поговорки, как и сам язык, легко приспосабливаются к особенностям современной жизни. Поэтому не исключено, что некоторые изречения, наоборот, приобрели дополнительные части и оттенки смысла уже позднее. Так что вполне возможно, что некоторые из приведенных пословиц — это уже современная народная мудрость.

А какие неожиданные продолжения пословиц и поговорок знаете вы?

Иллюстратор Oleg Guta

специально для

AdMe.ru

Источник