В каких случаях вассал был обязан уплачивать определенные денежные платежи в пользу сеньор

В каких случаях вассал был обязан уплачивать определенные денежные платежи в пользу сеньор thumbnail

Вассалитет – распространенная форма иерархических отношений между феодалами в Средневековой Европе. Вопреки расхожему мнению, правило: вассал моего вассала – мой вассал, не действовало в большинстве государств западной Европы. Как оформлялись вассальные отношения? Кто кому подчинялся и какую власть имел король? Простыми словами о Средневековье.

Немного о вассальных отношениях

“Акколада”, Э. Блейр-Лейтон

Система западно-европейского вассалитета сформировалась в VIII веке. Она заключалась в клятве верности феодала королю, за что король вручал тому участок своей земли с населением. Для короля, такой феодал являлся опорой его власти, поскольку благополучие феодала прямо пропорционально зависело от благополучия короля. Сменится власть – феодал свою землю потеряет.

За “подарок” от короля феодал был обязан нести военную службу, защищать его границы и выступать на войну по первому требованию своего господина. Участвовать в суде, заседать в совете, брать на себя денежные расходы при выкупе своего сеньора из плена, оплачивать свадьбу его дочери или посвящение в рыцари его сына. Обычно все эти пункты оговаривались перед присягой. Например, в отдельных случаях вассал был обязан за свой счет вести войну с врагом своего сеньора до победного конца. В других случаях, вассал ограничивал себя военной службой на протяжении всего 40 дней в год, а потом уходил в свое имение.

Сама присяга оформлялась хоть и публично, но устно, без составления письменных договоров с печатями или подписями. Соблюдение данной клятвы было делом чести. Обычно феодал вставал на одно колено перед сеньором (на два колена вставали только рабы и крестьяне), вкладывал свои ладони в руки господина и объявлял себя “его человеком”. После чего сеньор целовал новоиспеченного вассала (дарил “поцелуй мира”), поднимал с колена и вручал меч и перчатку. Возвратить перчатку означало разорвать договор (отсюда пошла традиция вызова на дуэль “бросание перчатки”).

“Бог в помощь!” Э. Б. Лейтон

Предательством считалось бросить сеньора на поле боя, напасть на его земли, убить кого-либо из родственников и т.д. Предатель становился изгоем общества со всеми вытекающими последствиями. В свою очередь, если сеньор слишком много просил от своего вассала, тот мог обратиться в суд пэров (собрание всех вассалов одного сеньора). Подобное произошло в Англии в 1215 году, когда бароны подняли восстание против короля за произвол с его стороны.

Таким образом, король жаловал землю своим вассалам – герцогам и графам, те, в свою очередь, набирали собственных вассалов из баронов, которым дарили часть земли из подаренной королем. Бароны также делились землей становясь сеньорами для баронов по-мельче или рыцарей. По идее, вассалы герцога также должны являться вассалами короля, ведь вся поделенная земля принадлежит лишь королю. На деле, если барон приносил клятву лично герцогу, то только герцогу он был и верен. Вассал не мог дать клятву двум людям и служить двум сеньорам одновременно.

“Призыв к оружию”. Э. Б. Лейтон

Поэтому, не смотря на то, что земля на которой живет барон принадлежит королю, верен он лишь герцогу. Это обуславливало феодальную раздробленность в Европе и слабость монаршей власти.

Однако, в Средневековой Англии такого правила не существовало. В XI веке герцог Нормандии Вильгельм I завоевал Англию, перебил все местное дворянство и сложил новое. С его подачи все землевладельцы обязывались приносить присягу только королю и никому больше. Этим поступком он основал единое Английское королевство. Позже это королевство окрепло, обрело независимость и, в период Столетней войны, завоевало большую часть раздробленной Франции.

Источник

Слово «вассал» имеет два значения. Одно из них переносное, означающее «человек или государство, зависимые от другого, не имеющие своей воли, а вынужденные подчиняться кому-то». Именно это имеется в виду, когда говорят «вассал империализма» или «верные вассалы США». Прямое же значение относится к сложной системе феодальных отношений.

Слову этому уже больше тысячи лет. Оно пишется одинаково в английском и французском языках, а произошло оно от кельтского «gwa sawl» – служащий. В отличие от современного переносного значения, являющегося синонимом слова «раб», вассалами в Средневековье были только свободные люди, но при этом находящиеся в подчинении у своих сеньоров или, иначе, сюзеренов – покровителей вассалов. Система феодальной иерархии была довольно сложная и имела свои особенности в разных странах.

Зарождение вассалитета

вассальные отношенияВ 847 году внук Карла Великого, вошедший в историю под именем Карла Лысого, издал «Мерсенский капитулярий», в котором предписывалось, что каждый крестьянин должен найти себе сеньора. С этого времени и началась эпоха феодализма, растянувшаяся почти на тысячелетие.

Возникла она, конечно, не на пустом месте, а складывалась еще со времен поздней Римской империи, где наряду с рабами уже были колоны, имевшие личную свободу, но обязанные нести определенные повинности.

После падения Рима в Галлии правила династия Меровингов, которая тоже пришла к упадку к началу VIII века. В это время Европе угрожало арабское завоевание. Справиться с этой угрозой смог Карл Мартелл.

Важно! Мартелл означает «Молот». Он получил это прозвище после кровопролитной битвы при Пуатье в 732 году, которая закончилась разгромом арабов.

вассал википедияКарл Мартелл остро нуждался в преданных слугах. Выход он нашел в системе бенефициев. Отсюда происходит еще одно современное слово «бенефициар», то есть «получатель выгоды». Карл Мартелл давал за заслуги и личную преданность бенефиций, то есть земельный надел вассала.

В отличие от феода его нельзя было передать по наследству. После смерти владельца он переходил королю, который передавал его следующему достойному рыцарю. Так начал складываться институт дворянства.

При его внуке Карле Великом, основателе новой династии Каролингов и первом императоре Священной Римской Империи, бенефиций мог уже достаться и наследнику при условии личной преданности. Наконец, при Карле Лысом все стали чьими-то вассалами, включая самого короля, который подчинялся Папе Римскому, а тот, в свою очередь, – самому Богу. Так было завершено построение феодальной иерархии.

«Вассал моего вассала – не мой вассал»

вассал значениеНаверное, каждый хоть раз слышал эту фразу, но далеко не все понимают ее значение. Она отражает особенности системы управления обществом в период раннего Средневековья.

В это время существовала жесткая иерархическая система, построенная на личной преданности. А поскольку у одного слуги может быть только один хозяин, то и возникло это правило, просуществовавшее до времен абсолютной монархии.

Согласно ему крестьянин подчинялся своему сеньору, но не подчинялся сеньору сеньора, сеньору сеньора сеньора и т.д., даже самому королю. Правило это действовало в континентальной Европе, кроме Англии, и имело своим последствием феодальную раздробленность, поскольку предоставляло сеньору править своим феодом единолично, исполняя лишь обязанности перед вышестоящим сеньором.

Взаимные обязанности вассалов и сеньоров

Верховный сюзерен, которым являлся обычно король, жаловал земельный надел (называвшийся в разных странах феод, лен, фьеф или фи) своим вассалам – герцогам и графам. Они уже давали феоды своим подчиненным – баронам, а те раздавали ее рыцарям. Как видим, вассальные связи это довольно стройная система.

земля вассалаСюзерен был обязан защищать своих вассалов от нападения других сеньоров и преследования церкви, предоставлять земельный надел, который он не мог отобрать при надлежащем исполнении ими своих обязанностей.

Кроме того, покровитель вассала был обязан давать сыновьям своих подчиненных (кроме крестьян) рыцарское воспитание и помогать выкупиться, если они попадали в плен.

Вассалы были обязаны служить воинами сорок дней в году, выкупать сеньора из плена, помогать деньгами при женитьбе сюзерена или при посвящении его детей в рыцари, а также участвовать при судебных решениях. Герцоги и графы могли вершить суд в своих владениях без оглядки на короля и даже печатать свои собственные монеты.

Вступление в отношения вассала и сюзерена оформлялись особым ритуалом, называвшимся коммендацией, а в более поздние времена – оммажем.

вассальные связи этоПервая церемония вступления в отношения вассалитета относится к VII веку и произошла во Франции, хотя такой обряд, несомненно, был и раньше. Оммаж, или гоминиум, сопровождался фуа – клятвой верности.

Для совершения обряда будущий вассал опускался на одно колено с непокрытой головой и вкладывал свои руки в руки сеньора, объявлял, что отныне он является человеком сеньора, после чего тот передавал ему оружие и перчатку, целовал его в губы и помогал подняться.

С этого момента его подчиненный становился владельцем лена, был обязан нести военную службу, не иметь злых помыслов против сеньора и его владений, а также свято хранить его тайны.

Важно! В военное время практиковался усиленный гоминиум, когда вассал был обязан нести военную службу до окончания войны, а в мирное – обычный, при котором срок ежегодной службы ограничивался 40 днями.

Вассалитет в странах Востока

надел вассалаФеодальные отношения были распространены не только в Европе. В Средней Азии институт вассалитета сложился позже, чем в европейских странах, начиная со времен первых крестовых походов.

Читайте также:  Напиток сывороточный есть ли польза

Земельный надел здесь назывался икта. В силу большей централизации власти в странах Востока самостоятельность подданных в своих владениях была более ограниченной. Окончательно в Средней Азии вассалитет сложился ко времени завоевания монголами, которые его также переняли.

В Японии вассальные отношения возникли в начале второго тысячелетия. Императору подчинялись князья – даймё, а им подчинялись самураи, которые были обязаны нести военную службу. Самураи могли быть и безземельными. В этом отличие японского феодализма от европейского, где рыцарю полагалась земля вассала.

Постепенно эта стройная система вассалитета разрушалась сначала под влиянием абсолютизма, а потом из-за возникновения капиталистических отношений. Хотя в отдельных странах система вассальных отношений существует и поныне. Википедия приводит полный список таких государств, и каждый, кто интересуется этой темой, может ознакомиться с ним.

Полезное видео

Источник

Âçàèìíîñòü ïðàâ ãîñïîä è âàññàëîâ

 òîò æå ïåðèîä, ãëàâíûì îáðàçîì ìåæäó 1050 è 1150 ãã., ðàçëè÷íûå ôîðìû ëè÷íûõ ïîâèííîñòåé âàññàëîâ ãîñïîäàì ïðåâðàòèëèñü â èìóùåñòâåííûå îáÿçàòåëüñòâà, à ðàçëè÷íûå ôîðìû ïðÿìîãî ýêîíîìè÷åñêîãî ãîñïîäñòâà ïåðåøëè â ôîðìó ïîäàòåé, ÷òî îñòàâëÿëî âàññàëàì çíà÷èòåëüíî áîëüøå ëè÷íîé ñâîáîäû è ýêîíîìè÷åñêîé íåçàâèñèìîñòè.

Ëè÷íûå ïîâèííîñòè âàññàëîâ â IX—X ââ. ïðèíèìàëè òàêèå ôîðìû, êàê ïðàâî ñåíüîðà ïîòðåáîâàòü îò ñâîåãî âàññàëà âîåííóþ ñëóæáó, ïðàâî ñåíüîðà â îïðåäåëåííûõ ñëó÷àÿõ æåíèòüñÿ íà äî÷åðè ñâîåãî âàññàëà èëè âûäàòü åå çàìóæ, ïðàâî ñåíüîðà íà ëè÷íóþ ïîìîùü âàññàëà ïðè íóæäå â íåé è äðóãèå ïîäîáíûå ãîñïîäñêèå ïðàâà.  XI—XII ñòîëåòèÿõ äîëã âîåííîé ñëóæáû áûë ïåðåâåäåí â äåíåæíûå ïëàòåæè, ïðàâî æåíèòüáû áûëî ïåðåâåäåíî â åäèíîâðåìåííûé íàëîã íà çàìóæåñòâî äî÷åðè âàññàëà, à äîëã ëè÷íîé ïîìîùè òîæå ïåðåøåë â ðàçëè÷íûå íàëîãè (“ïîñîáèÿ”).

Ðàíüøå âî ìíîãèõ ìåñòàõ ýêîíîìè÷åñêîå ãîñïîäñòâî ïðèíèìàëî ôîðìó ïðàâà ñåíüîðà âñòóïàòü íà òåððèòîðèþ ëåíà, íàáëþäàòü çà åãî óïðàâëåíèåì è çàáèðàòü åãî ïðîäóêòû, âàññàë ïðè ýòîì íå èìåë ïðàâà îò÷óæäàòü ëåí, à ñåíüîð ïîñëå ñìåðòè âàññàëà èìåë ïðàâî ïîëó÷èòü çåìëþ îáðàòíî.  XI—XII ââ. ýòè ïðàâà ñåíüîðà ïîäâåðãëèñü ñóðîâûì ïðàâîâûì îãðàíè÷åíèÿì.  XI â. áûëî ðàçðàáîòàíî ïîíÿòèå “ñåéçèíû” äëÿ õàðàêòåðèñòèêè âëàäåëü÷åñêèõ ïðàâ ëèö, êîòîðûå “äåðæàëè” çåìëþ èëè èìóùåñòâî, íå îáëàäàÿ ïðàâîì ñîáñòâåííîñòè íà íèõ. Âëàäåâøèé òàêèìè ïðàâàìè íå ìîã áûòü ñèëîé èçãíàí ñî ñâîåé çåìëè, à åãî äâèæèìîå èìóùåñòâî ïî çàêîíó íèêòî íå ìîã çàáðàòü ïðîòèâ åãî âîëè, äàæå åãî ñåíüîð. Ðàçâèòèå ïðèíöèïà íàñëåäóåìîñòè ôåîäà íàñëåäíèêàìè âàññàëà ñîïðîâîæäàëîñü ðàçâèòèåì ïðèíöèïà åãî îò÷óæäàåìîñòè âàññàëîì. Òàêîå îò÷óæäåíèå èíîãäà ïðèíèìàëî ôîðìó ñóáôåîäèçàöèè, òî åñòü ïîæàëîâàíèÿ ôåîäà âàññàëîì ñâîåìó âàññàëó.  ñëó÷àå ïåðåäà÷è ôåîäà íàñëåäíèêó, ñóáôåîäèçàöèè èëè äðóãîé ôîðìû îò÷óæäåíèÿ ñëåäîâàëî óïëàòèòü íàëîã ñåíüîðó.

Ýòè èçìåíåíèÿ â ïðàâå, îðèåíòèðîâàííûå íà íàïîëíåíèå ïðàâ ñîäåðæàíèåì, ÿâíî ñïîñîáñòâîâàëè ðîñòó ýêîíîìè÷åñêîé íåçàâèñèìîñòè âàññàëà. Åãî ïîâèííîñòè ñåíüîðó âñå áîëåå âûðàæàëèñü â ïëàòåæàõ íàòóðîé èëè äåíüãàìè âìåñòî ëè÷íîé ñëóæáû, êàê ðàíüøå. Îí âñå â áîëüøåé ñòåïåíè óïðàâëÿë ôåîäîì áåç ñòðîãîãî ëè÷íîãî íàäçîðà ñåíüîðà.

Îäíàêî ðîñò ïðàâîâîé çàùèòû âàññàëîâ íå ñëåäóåò òîëêîâàòü êàê ïîáåäó îäíîãî ýêîíîìè÷åñêîãî êëàññà íàä äðóãèì. Çà èñêëþ÷åíèåì êîðîëÿ, êîòîðûé áûë ñåíüîðîì äëÿ âñåõ, êàæäûé áûë ÷üèì-òî âàññàëîì; à â ðåçóëüòàòå ñóáôåîäàëèçàöèè âñÿêèé èìåâøèé ëåí âàññàë áûë ÷üèì-òî ñåíüîðîì, êðîìå ñàìîé íèæíåé ñòóïåíüêè ýòîé ëåñòíèöû, ãäå ïîìåùèê ïðàâèë íå âàññàëàìè, à ñåðâàìè è äðóãèìè êðåñòüÿíàìè.

Âîò ÷òî ïèøåò Ìàðê Áëîê: “ îáùåñòâå, ãäå ñòîëü ìíîãèå ëþäè áûëè 9äíîâðåìåííî è ïîêðîâèòåëüñòâóåìûìè, è õîçÿåâàìè, íåîõîòíî ïðèçíàâàëîñü, ÷òî, åñëè îäèí èç ýòèõ ëþäåé êàê âàññàë äîáèëñÿ äëÿ ñåáÿ íåêîòîðîãî ïðåèìóùåñòâà, îí êàê ñåíüîð ìîã îòêàçàòü â ýòîì ïðåèìóùåñòâå òåì, êòî áûë ïðèâÿçàí ê íåìó òàêîé æå ôîðìîé çàâèñèìîñòè. Îò ñòàðîãî êàðîëèíãñêîãî êàïèòóëÿðèÿ äî Âåëèêîé õàðòèè, êëàññè÷åñêîé îñíîâû àíãëèéñêèõ ñâîáîä, ïîäîáíîå ðàâåíñòâî â ïðèâèëåãèÿõ, ïëàâíî ïðîõîäÿùåå ñâåðõó äî ñàìîãî íèçà ëåñòíèöû, îñòàâàëîñü îäíèì èç ñàìûõ ïëîäîðîäíûõ èñòî÷íèêîâ ôåîäàëüíîãî îáû÷àÿ”.

Ññûëêà Áëîêà íà êàðîëèíãñêèé ïåðèîä âðîäå áû ïðîòèâîðå÷èò òîìó àêöåíòó, êîòîðûé áûë íàìè ñäåëàí íà ïåðåìåíàõ XI—XII ââ. Íî âñåãî ëèøü äâóìÿ ñòðàíèöàìè äàëåå Áëîê ïðîâîäèò ðåøàþùåå ðàçëè÷èå: “Óæå â êàðîëèíãñêóþ ýïîõó îáû÷àé áëàãîïðèÿòñòâîâàë ïðèòÿçàíèÿì ïîòîìêîâ [âàññàëîâ íà íàñëåäîâàíèå]… Âî âòîðîì ôåîäàëüíîì ïåðèîäå [òî åñòü ñ ñåðåäèíû XI â.], êîòîðûé âåçäå áûë îòìå÷åí ñâîåãî ðîäà ïðàâîâûì ïðîáóæäåíèåì, îí ñòàë çàêîíîì”.

Ýòà ýâîëþöèÿ â íàïðàâëåíèè ðîñòà ëè÷íîé ñâîáîäû è ýêîíîìè÷åñêîé íåçàâèñèìîñòè âàññàëîâ â îñîáåííîñòè ïðîÿâèëàñü â óçàêîíåíèè ýëåìåíòà âçàèìíîñòè â îòíîøåíèÿõ “ñåíüîð—âàññàë”. Êîíå÷íî, ýëåìåíò âçàèìíîñòè â ýòèõ îòíîøåíèÿõ ïðèñóòñòâîâàë âñåãäà: äåëàÿ êîãî-òî ñâîèì “÷åëîâåêîì”, ñåíüîð âñòóïàë ñ íèì â ïîæèçíåííûå îòíîøåíèÿ, òðåáîâàâøèå âåðíîñòè íå òîëüêî îò âàññàëà, íî è îò ñåíüîðà, à êîãäà ýòî äîïîëíÿëîñü ïåðåäà÷åé çåìëè â ëåí, óñòàíàâëèâàëèñü òàêæå âçàèìíûå îòíîøåíèÿ “çåìëåâëàäåëåö-äåðæàòåëü”.

Îäíàêî ýòîé ïðàêòèêå âçàèìíîñòè â òàêèõ ñâîáîäíûõ ôîðìàõ äàæå ïîñëå ïðèíÿòèÿ îáÿçûâàþùåé îáû÷íîé íîðìû âçàèìíîñòè áûëî âåñüìà äàëåêî äî òîé ïîëíîöåííîé äîãîâîðíîé âçàèìíîñòè, êîòîðàÿ íà÷àëà ñâÿçûâàòüñÿ ñ óçàìè “ñåíüîð-âàññàë” â XI â.

Âûðàæåíèå “äîãîâîðíàÿ âçàèìíîñòü” íóæäàåòñÿ â îãîâîðêå: ôåîäàëüíûé äîãîâîð (î ïðèñÿãå íà âåðíîñòü èëè î ïðèñÿãå íà âåðíóþ ñëóæáó áåç ïðèñÿãè íà âåðíîñòü) áûë äîãîâîðîì î ïðèîáðåòåíèè îïðåäåëåííîãî ïîëîæåíèÿ.  ýòîì îòíîøåíèè îí óïîäîáëÿëñÿ áðà÷íîìó äîãîâîðó, è ñàìè þðèñòû XII â. ñðàâíèâàëè èõ.  ïðîòèâîïîëîæíîñòü êîììåð÷åñêèì äîãîâîðàì ïðàêòè÷åñêè âñå ïðàâà è îáÿçàííîñòè äîãîâîðà “ñåíüîð-âàññàë” áûëè çàêðåïëåíû (îáû÷íûì) ïðàâîì è íå ìîãëè èçìåíÿòüñÿ ïî âîëå ñòîðîí.

Äîãîâîðíûì àñïåêòîì çäåñü áûëî ñîãëàñèå âñòóïèòü â äàííûå îòíîøåíèÿ, ïðàâîâîå æå èõ ñîäåðæàíèå áûëî ïðåäïèñàíî. Êðîìå òîãî, äîãîâîð âåðíîñòè íå ìîã áûòü ðàñòîðãíóò ïî îáîþäíîìó ñîãëàñèþ, ïîòîìó ÷òî îí áûë îñíîâàí íà ñâÿùåííîì îáåòå ïîæèçíåííîãî îáÿçàòåëüñòâà. Äîãîâîð î ôåîäå, íàïðîòèâ, ìîæíî áûëî ðàñòîðãíóòü ïî îáîþäíîìó ñîãëàñèþ, è îáà ýòèõ äîãîâîðà ìîãëè áûòü ðàñòîðãíóòû îäíîé èç ñòîðîí ïðè íàðóøåíèè äðóãîé ñòîðîíîé ñâîèõ îñíîâíûõ îáÿçàòåëüñòâ.

Èíîãäà àâòîðû, ïèøóùèå î ôåîäàëèçìå, óòâåðæäàþò, ÷òî ïðèñÿãà âàññàëà íà âåðíîñòü ñîïðîâîæäàëàñü ïîæàëîâàíèåì ôåîäà.  òàêîì ïðåäïîëîæåíèè ñìåøàíû ïðèñÿãà íà âåðíîñòü è ïðèñÿãà íà âåðíóþ ñëóæáó. Âçàèìíîñòü ïðèñÿãè íà âåðíîñòü çàêëþ÷àëàñü â òîì, ÷òî âàññàë ñòàíîâèëñÿ ÷åëîâåêîì ñåíüîðà â îáìåí íà òî, ÷òî ñåíüîð ñòàíîâèëñÿ ãîñïîäèíîì âàññàëà; ýòî áûëà ïîæèçíåííàÿ ñâÿçü, çàêðåïëåííàÿ ïîöåëóåì, ïî÷òè ÷òî ðàâíàÿ áðàêó. Ïðèñÿãà âàññàëà íà ñëóæáó ñåíüîðó áûëà ñîâåðøåííî èíàÿ.

Ñåíüîð â îòâåò îáåùàë ñâîþ âåðíîñòü âàññàëó. Êðîìå òîãî, ñåíüîð ÷àñòî íàãðàæäàë âàññàëà ëåíîì. Âåðíîñòü âàññàëà çàêëþ÷àëàñü â äîáðîñîâåñòíîì óïðàâëåíèè ôåîäîì. Âåðíîñòü ñåíüîðà çàêëþ÷àëàñü â òîì, ÷òîáû íå ïåðåñòóïàòü ïðàâîâûõ ãðàíèö ñâîèõ ïîëíîìî÷èé, à òàêæå îêàçûâàòü âàññàëó ðàçíóþ êîíêðåòíóþ ïîìîùü. Âàññàë ìîã ïðèíåñòè ïðèñÿãó íà âåðíîñòü è ïðèñÿãó íà ñëóæáó íå îäíîìó ñåíüîðó, à íåñêîëüêèì, òî÷íî òàê æå êàê îí ìîã äåðæàòü ðàçíûå ëåíû îò ðàçíûõ ñåíüîðîâ.

 ñåðåäèíå XI â. âî Ôðàíöèè è äðóãèõ ñòðàíàõ ñëîæèëàñü ñèñòåìà, ïî êîòîðîé âàññàë ìîã “çàðåçåðâèðîâàòü” ñâîè îáÿçàòåëüñòâà ïî îòíîøåíèþ ê îäíîìó èëè áîëåå ñåíüîðàì.  Àíãëèè íà÷èíàÿ ñ XII â. êîðîëü âñåãäà ÿâëÿëñÿ ñåíüîðîì è ïîòîìó ïðè íàäåëåíèè ôåîäîì âàññàë äîëæåí áûë ïðîèçíåñòè: “.êðîìå ìîåé âåðíîñòè, êîòîðîé ÿ îáÿçàí êîðîëþ”. Êîãäà ôåîäû ñòàëè íàñëåäóåìûìè è îò÷óæäàåìûìè â øèðîêèõ ïðàâîâûõ ãðàíèöàõ, âàññàëèòåò ñíîâà áûë îòäåëåí îò ïðèñÿãè íà âåðíîñòü è ñòàë ðåãóëèðîâàòüñÿ ñâîèìè ñîáñòâåííûìè íîðìàìè âçàèìíîñòè.

Çíà÷åíèå, î÷åíü âàæíîå ñ òåîðåòè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ è íå ëèøåííîå ïðàêòè÷åñêîé öåííîñòè â íåîáû÷íûõ ñèòóàöèÿõ, èìåëî ïðàâî âàññàëà ëèáî ñåíüîðà ðàñòîðãíóòü äîãîâîð âåðíîñòè èëè ñëóæáû ïðè íàëè÷èè äîñòàòî÷íûõ îñíîâàíèé. Åñëè îäíà èç ñòîðîí íàðóøàëà ñâîè îáÿçàòåëüñòâà è ýòèì ïðè÷èíÿëà äðóãîé ñòîðîíå ñåðüåçíûé óùåðá, ïîñëåäíÿÿ èìåëà ïðàâî ðàñòîðãíóòü äîãîâîð ïîñðåäñòâîì òîðæåñòâåííîãî æåñòà îòêàçà, èìåíóåìîãî “îòçûâ âåðíîñòè”.  ïåðâîì ñèñòåìàòè÷åñêîì òðàêòàòå ïî àíãëèéñêîìó ïðàâó, íàïèñàííîì â 1187 ã. è ïðèïèñûâàåìîì Ãëýíâèëëó, óòâåðæäàëîñü, ÷òî âàññàë äîëæåí ñâîåìó ñåíüîðó íå áîëüøå, ÷åì òîò åìó, èñêëþ÷àÿ ïî÷åò, è ÷òî, åñëè ñåíüîð íàðóøèë âåðíîñòü, âàññàë îñâîáîæäàåòñÿ îò ñâîåãî äîëãà ñëóæáû.

Читайте также:  Морс из клюквы польза и вред при беременности

“Diffidatio” ÿâëÿåòñÿ êëþ÷îì ê ïîíèìàíèþ ïðàâîâîãî õàðàêòåðà ôåîäàëüíûõ îòíîøåíèé íà Çàïàäå íà÷èíàÿ ñ XI â. Áîëåå òîãî, êàê ïèñàë Ôðèäðèõ Õååð, îí îçíàìåíîâàë ñîáîé ïåðåëîìíûé ïóíêò â ïîëèòè÷åñêîì, ñîöèàëüíîì è ïðàâîâîì ðàçâèòèè Åâðîïû. Âñÿ èäåÿ ïðàâà íà ñîïðîòèâëåíèå óæå çàêëþ÷åíà â ýòîì ïîíÿòèè äîãîâîðà ìåæäó ïðàâèòåëåì è óïðàâëÿåìûì, ìåæäó âûñøèì è íèçøèì”.

Источник

Отношения сеньор – вассал восходят к самым истокам западноевропейского феодализма. Уже в капитуляриях Карла Великого мы встречаем воинов, связанных, вероятно, на всю жизнь с вождем, который ведет их на войну. Вождь уже носит название сеньора, его люди – вассалы (это слово означает, по-видимому, домашних слуг). Эти названия сохраняются в течение всех Средних веков.
Сеньором является всегда богатый человек, сановник или крупный собственник. Он вооружает, кормит, содержит, может быть, даже обеспечивает жалованьем отряд рыцарей и оруженосцев, которые служат ему обществом и телохранителями. В рыцарских поэмах (chansons de gestes) этот отряд называется «домом» (maisnie, то есть maison) сеньора.
скрытый текстСеньор и его люди живут вместе в одной и той же комнате, вместе едят, вместе идут в поход. Вассал действительно, слуга: он прислуживает своему сеньору за столом, обязан повиноваться ему и всюду за ним следовать; в сражении он должен дать убить себя, чтобы защитить своего сеньора. Это служебное положение соединяется с чувством товарищества, которое, не уничтожая расстояния между господином и слугой, создает между ними тесную связь взаимной преданности. Символом этой связи является клятва, которую дает вассал, вступая в службу сеньора.

В таких же чертах изображают эту систему, на которую намекают документы IX в., и рыцарские поэмы более позднего, впрочем, времени (XII и XIII столетий). Продолжала ли она существовать в X и XI столетиях, этого мы не можем ни утверждать, ни отрицать; воины не писали, а летописи светских знатных семейств, если и существовали, то до нас не дошли. Таким образом, происхождение феодализма остается не только спорным, но и неразрешимым вопросом.

Вассальная клятва
Как и во времена Карла Великого, вассал связывается с сеньором посредством торжественного обряда, потому что вассалом не родятся, а делаются, и потому что им надо сделаться, чтобы получить возможность пользоваться феодом. Вот почему обряд клятвы, которым устанавливалась вассальная зависимость, сохранялся в течение целых веков: он служил для засвидетельствования прав сеньора. Старинный церемониал был, по-видимому, почти одинаков во всех странах.
Будущий вассал является к будущему сеньору с обнаженной головой и безоружный. Он опускается перед ним на колени, кладет свои руки в руки сеньора и объявляет, что становится его человеком. Сеньор целует его в уста и поднимает на ноги. Такова церемония оммажа (hommage). Она сопровождается присягой: положив руку на мощи или Евангелие, вассал клянется оставаться верным сеньору, то есть исполнять обязанности вассала. Это – присяга в верности (foi или féauté;). Оммаж и присяга в верности – два различных акта: один есть обязательство, другой – клятва; но так как нет оммажа без клятвы верности, то их в конце концов стали смешивать.

Что такое феод?
скрытый текстНесомненно, по-видимому, то, что с X в. во Франции устанавливается обычай вознаграждать вассала не деньгами и не натурой, а поместьем, в котором есть зависимые держатели. Этот вид дарения не нов: это бенефиции. «Бенефиций» есть единственное название, употреблявшееся в латинских актах Германии и Италии до конца XI столетия. Во Франции появляется название fevum fief, feodum (феод); первые достоверные примеры этого словоупотребления, которые нам известны, относятся к началу X в. На востоке это имение, пожалованное сеньором, называют chasement (casamentum, поместье). С этих пор вассал, вместо того, чтобы оставаться при своем сеньоре, поселяется в полученном им имении, но продолжает быть слугой сеньора. Не доказано, чтобы каждый вассал, даже в XII в., непременно получал феод. По крайней мере, никто не может получить феод иначе, как стать вассалом того, кто дает ему поместье, и почти все вассалы обладают феодами.

Сеньор предоставляет в пользование вассалу принадлежащий ему феод; обычно это земля; но феодом может быть всякий доходный предмет и всякое доходное право.

Сеньор передает свое право посредством торжественного обряда: он вводит вассала во владение феодом, вручая ему соломинку или палку, или копье, или перчатку, служащую символом передаваемого предмета. Это инвеститура (investir значит вводить во владение).
Сеньор уступает не право собственности на феод, а только пользование последним; легально он остается полным собственником феода. Договор обязывает только тех, кто заключает его, и сохраняет силу, лишь пока они живы. Со смертью вассала феод возвращается к сеньору; после смерти сеньора вассал может сохранить феод лишь в том случае, если сызнова обяжется новому сеньору.
Вначале сеньор, по-видимому, пользовался после смерти вассала своим правом брать обратно феод, чтобы отдать его, кому захочет. Так поступают часто герои рыцарских поэм, и мы встречаем примеры пожизненных феодов еще в XII в. Но обычай, по которому сын наследует звание отца, был так силен в средние века, что сеньоры принуждены были предоставлять своим вассалам право завещать их звание сыновьям. Так установилась наследственность феодов, или, выражаясь более точно, наследственным сделалось право заключать договор вассальной верности с сеньором феода. Сам по себе феод никогда не становился наследственным, потому что сеньор всегда оставался его законным собственником; контракт пользования всегда был только пожизненным; он должен был возобновляться с каждым поколением вассалов и с каждым поколением сеньоров. Наследственным становится только право возобновлять этот контракт; но на практике это было равносильно наследственности владения.
Вот что такое феод. Во Франции развитие этой системы было почти закончено в конце X в.; в Ломбардии она была освящена эдиктом короля Конрада II в 1037 г.; в Германии процесс ее развития продолжался до XIII столетия.

Обязанности вассала
скрытый текстФеод не давался даром. Он налагал на вассала обязанности по отношению к сеньору. Эти обязательства вытекали из одного и того же общего начала, которое всегда и везде формулировалось в одинаковых выражениях; изменялись только способы его применения.

Прежде всего вассал обязан совершить клятву верности и оммаж – формальный акт, посредством которого он «признает себя человеком» сеньора и клянется ему в верности. Он обязан сделать это, вступая во владение феодом, и должен делать это каждый раз, когда его сеньор замещается другим: это называют возобновлением феода. Если вассал отказывается совершить обряд, он отвергает сеньора и, вследствие этого, теряет свое право на феод (это называется forfaire). Он должен заявить сеньору, за какой феод он становится его человеком; это объявление феода. Если феод состоит из нескольких статей, он должен перечислить все. Если есть сомнение относительно того, что содержит в себе феод, то вассал обязан допустить сеньора к проверке, которая состоит в осмотре на месте (montrée или vue). Если он недобросовестно скроет часть феода, то лишается своего права. Эти словесные формальности заменялись, особенно после XIII в., письменным актом, который назывался объявлением и перечислением феода.
Возобновляя феод, вассал принимает на себя отрицательные обязательства пользователя по отношению к настоящему собственнику. Он принимает на себя обязанность (часто особой формулой) поддерживать и обеспечивать феод: поддерживать – то есть заботиться, чтобы он не терял своей стоимости, не изменять его положения, не отделять от него частей (это называется «сокращать»); обеспечивать – то есть быть всегда готовым признать право настоящего собственника и защищать феод против посторонних лиц.

Принося клятву верности, вассал обязуется не причинять вреда сеньору, не покушаться ни на его личность, ни на его имущество, ни на его честь, ни на его семейство. Часто встречаются акты оммажа, в которых вассал клянется уважать «жизнь и члены» сеньора. Эти отрицательные обязательства были, по-видимому, взаимны. «Сеньор, – говорит летописец Бомануар, обязан своему человеку такой же верностью и преданностью, как человек – своему сеньору». Сеньор и вассал обязаны любить друг друга. Каждый из них воздерживается от какого бы то ни было враждебного поступка по отношению к другому. Поэтому сеньор не должен ни нападать на своего вассала или оскорблять его, ни соблазнять его жену или дочь. Если он сделает это, вассал может порвать связь с сеньором, сохраняя все-таки феод. Этот разрыв обозначается актом, который составляет противоположность инвеституры: вассал бросает соломинку или перчатку; это называется défi (уничтожение верности).
Положительные обязанности вассала то выражаются одним словом service (служба), то разлагаются в формулу, которая появляется с X в.: aide et conseil (auxilium et consilium, помощь и совет).
Под помощью разумеется, прежде всего, военная помощь: вассал – солдат сеньора; он должен помогать ему в его войнах; именно для этого он получил свой феод. В некоторых формулах вассальной присяги этот пункт оговорен особо; вассал клянется служить сеньору «против всех мужчин и женщин, как живых, так и мертвых».
Это обязательство – вначале, без сомнения, неограниченное (таким оно является еще в рыцарских поэмах), позже, благодаря ограничениям, точно определилось, и в нем стали различать несколько родов службы.

Читайте также:  Польза ванн с апельсиновыми корками

Ost и chevauchée суть обязанности вассала сопровождать сеньора как в его походах (ost), так и в его разъездах по неприятельской стране (chevauchée). Эта служба, особенно в XII в., ограничена пространством и временем: вассал следует за сеньором (по крайней мере, за свой счет) только в пределах известной области, часто очень небольшой; он служит ему только в течение известного срока, утвержденного обычаем, – чаще всего 40 дней. Estage есть обязанность держать гарнизон в замке сеньора, одному или с семейством. Вассал обязан по требованию сеньора отдавать в его распоряжение свой собственный замок; такой замок называется jurable et rendable, и в актах, особенно XIII в., часто постановляется, что вассал обязан отдать его сеньору «спокоен ли тот или разгневан, с большим войском или с малым». Сеньор может поставить в замок гарнизон, но обязан возвратить его в том виде, в каком получил, и не брать из него ничего другого, кроме соломы и сена.

Другой вид помощи, правда, второстепенный, состоит в помощи натурой или деньгами, которую вассал обязан оказывать сеньору в определенных случаях. Как правило, вассал, получая инвеституру, дает подарок, установленный обычаем. Часто это предмет, служащий символом вассальных отношений: копье, золотая или серебряная шпора, пара перчаток; в Орлеане – это боевой конь, в Гиени – денежная сумма (l’esporle). Обычно при каждой смене сеньоров, иногда и при каждой смене вассалов, сеньор получает вознаграждение (relief или rachat), очень тяжелое на севере Франции (годовой доход) и еще более тяжелое, если новый вассал только побочный наследник прежнего. Точно так же, в случае продажи вассалом феода, покупатель обязан получить согласие сеньора на переход феода и уплатить ему покупную пошлину (quint), доходящую иногда до тройной суммы годового дохода.

Сеньор имеет право требовать от своих вассалов денежной помощи для покрытия некоторых своих исключительных расходов. Этот вид помощи в некоторых странах носит название aide aux quatre cas (помощь в четырех случаях). Эти случаи в разных странах не одинаковы; даже их число бывает и больше и меньше четырех. Наиболее обычные: выкуп сеньора, если он попал в плен, его отправление в крестовый поход, выход замуж его дочери, посвящение в рыцари его сына. Субсидию должны платить благородные вассалы; но они не платят ее своими деньгами, а вычитают ее с держателей своего поместья.
Сеньор имеет право требовать от вассала помещения и пищи для себя и своей свиты или охотничьей команды; это есть право постоя (gîte, на юге – albergement), часто заменяемое определенным вознаграждением. В XIII в. это право строго регулировано. Так, владелец Соммьера (в Гиени) обязан, в случае приезда своего сеньора, герцога Аквитанского, приготовить для него и десяти рыцарей обед, состоящий из свиного или коровьего мяса, капусты, жареных цыплят и горчицы; он должен сам прислуживать герцогу в брюках ярко-красного сукна, с золотыми шпорами. Другой вассал должен принимать шестерых из сопровождающих герцога егерей, давать им хлеба, вина, мяса и на другой день отвозить их в лес.

Служба совета обязывает вассала помогать сеньору своими советами в затруднительных обстоятельствах; эту службу называют также придворной (service de cour). Сеньор созывает сразу всех вассалов и собирает их на своем дворе. Обязанность принимать участие в этих собраниях часто ограничена тремя съездами в год, происходящими обычно по большим праздникам – в Пасху, Троицу и Рождество.

Это собрание играет роль почетной свиты на торжествах, которые сеньор устраивает по случаю своего бракосочетания, или бракосочетания своих детей, или посвящения в рыцари своих сыновей; оно удовлетворяет его тщеславие, увеличивая пышность церемонии. Оно служит политическим советом по важным вопросам, касающимся сеньории, по вопросам о войне, мире, об изменении кутюмов. Оно является судебной инстанцией (plaid) для разбирательства споров между вассалами сеньора. Сеньор созывает и председательствует в судебном собрании (cour de plaid), которое произносит приговор. Участие в судебных съездах – не право, а повинность, которая не приносит никакой выгоды и может вовлечь судью в дуэль с проигравшим дело. Притом, это – строго узаконенная обязанность: ни вассал не может отказаться от участия в судебном съезде, ни сеньор не может отказаться от созыва съезда. Это было бы «нарушением права» (отказ в правосудии), которое разрешило бы вассала от его клятвы верности.

Женщины и дети в отношениях между сеньором и вассалом
скрытый текстКазалось бы, что в феодальном строе не было места ни для женщин, ни для детей, потому что вассальные обязанности мог нести только воин; но сила собственности и наследства одержали верх над логикой. Сеньор был еще более собственником, чем вождем отряда. Ребенок или женщина могли наследовать крупное поместье, розданное в феод вассалам, и таким образом эти вассалы становились людьми нового собственника.
Так как малолетний не мог сам осуществлять свои права, то ближайший родственник с отцовской стороны принимал опеку, то есть владение поместьем. Он пользовался доходами и занимал место сеньора; он носил даже его титул. Вначале в его обязанности входили также охрана и воспитание малолетнего собственника. Но так как наследником ребенка являлся опекун (baillistre), то, чтобы отнять у него искушение содействовать освобождению наследства, установился обычай поручать охрану ребенка ближайшему родственнику по женской линии, который ничем не был заинтересован в его смерти. Достигнув совершеннолетия (между 14 и 21 годами, в зависимости от страны), молодой человек приказывал посвящать себя в рыцари и затем принимал присягу вассалов.
Дочь – наследница сеньории, если она была совершеннолетняя, пользовалась правами сеньора, вытекавшими из обладания поместьем: вассалы были обязаны ей оммажем и службой. Были примеры, когда женщины лично управляли своей сеньорией, председательствовали в своем феодальном суде и даже сражались. В феодальном языке не было слова для обозначения сеньора-женщины: ее называли латинским словом dame (domina – госпожа), по-испански dona.
Дети и женщины вошли в феодальный строй как наследники сеньоров; они вступали в него также в качестве наследников вассалов. Если вассал умер, оставив малолетних сыновей, то сеньор первоначально имел право отобрать феод и передать его человеку, способному к службе; но, начиная с XI в., он ограничивался тем, что брал феод вместе с опекой над ребенком до его совершеннолетия (это была сеньориальная опека, которая позже была заменена опекой родственников малолетнего). Достигнув совершеннолетия, молодой человек вступал во владение феодом.

Больше затруднений встретило признание вассального права дочерей. Женщина не могла нести службу за феод. Поэтому были страны, где феод не переходил к дочерям; его наследовали сыновья, даже младшие, или более далекие родственники. Но привычка смотреть на дочерей, как на законных наследниц, была настолько сильна, особенно на юге Франции, что, в конце концов, в XI и XII столетиях она распространяется даже и на феоды. Женщины стали получать их в наследство, даже в приданое; они делались вассалами, как могли сделаться сеньорами. От прежней системы, исключавшей наследование женщин, осталась только привилегия в пользу побочных наследников мужского пола.
Для вассальной службы за феод женщина должна была представлять сеньору заместителя. Она не имела права выходить замуж без согласия сеньора, и в некоторых странах (Испании, Иерусалиме) сеньор указывал наследнице феода двух или трех рыцарей, между которыми она должна была выбрать себе мужа.

Отсюда

var cachedBlocksArray = [];