В чем заключается польза семье при инклюзивном образовании
07.09.2018, 1318 просмотров.
Сегодня мы поговорим об инклюзивном образовании. Какие плюсы может увидеть обычный родитель, когда его здоровый ребенок посещает детский сад вместе с его сверстником, обладающий ограниченными возможностями здоровья?
Многим уже известно, что инклюзия, в общем, — это включение инвалидов, детей-инвалидов в жизнь, социум, а инклюзивное образование — осуществление процесса инклюзии именно через образование.
Для реализации нового вида образования детский сад полностью преобразуется:
- улучшается организация территории, крыльца (появляются широкий пандус с безопасным покрытием, увеличиваются дверные проемы, добавляется контрастная окраска и тактильное покрытие лестниц), фасада,
- изменяется дизайн внутренних помещений (игровое оборудование и интерьер),
- преобразуется образовательная программа с учетом включения адаптированной части для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья),
- повышается качество преподавания педагогов и специалистов за счет повышения их квалификации.
Соответственно, из-за улучшений условий в детском инклюзивном саду, у обычных детей появляется больше возможностей раскрыть свой потенциал, удовлетворить интересы каждого ребенка и увидеть в зачаточном положении слабые стороны, с которыми необходимо начинать работать, чем раньше, тем лучше.
Важно заметить, что для того, чтобы быть успешными в обществе, дети должны приобретать определенные умения, однако, одни навыки и знания не могут составить надежную основу для получения желаемого результата. При планировании и оценке общеобразовательной программывоспитания и обучения для всех детей необходимо учитывать все три сферы – причастности, отношений и знаний/умений. Поэтому, благодаря инклюзивным образовательным учреждениям формируется цельная и важная для общества картину значимых результатов, которые помогут ребенку в будущем стать успешным.
Самое главное достоинство инклюзивного образования для наших детей заключается в том, что у них формируется безбарьерное мышление. Инклюзивная среда учит находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки: ты «очкарик», ты «толстый» и так далее. Дети становятся более заботливыми, могут выстраивать коммуникацию с разными людьми.Инклюзивный опыт поможет ребенку в будущем, когда он будет общаться с кем-то, отличающимися от него. Встречая человека на коляске на улице, он уже не будет отводить глаза, пугаться, жалеть. Человек с инвалидностью перестанет казаться диковинкой.
Находясь в одном коллективе вместе с ребенком с ОВЗ, у обычного сверстника уменьшится боязнь различий между детьми и одновременно появится большее спокойствие и понимание действительности; повысится рост социальной сознательности, увеличится развитие самосознания и самооценки; научится проявлять искреннюю заботу и дружбу. Такое развитие гуманных качеств в ребенке заложит его основу нравственных установок и морали и поможет ему вырасти добрым,отзывчивым и культурным человеком.
Самое энергичное участие в процессе инклюзии должны принимать сами родители, а не только детский сад, школа, педагоги, общество. Родители обычных детей должны учить своих ребятишек с пониманием относиться к детям-инвалидам, и на своем примере показывать, как это делать, потому что от нашего воспитания и мировоззрения зависит каким ребенок вырастит человеком.
Когда речь заходит об особенных детях, мы говорим не только о детях с физическими ограничениями, но и о тех, у кого есть психоэмоциональные особенности развития.
Тема особенных детей и их социализации впервые начала подниматься в России в 1990-х годах. Специалисты обсуждали и пытались понять условия среды и методики работы с ними, встал вопрос подготовки специальных кадров. Система инклюзивного образования, при которой дети с особенностями физического и психического развития учатся в общеобразовательных школах и наравне со всеми участвуют в жизни социума, получила формальные основания в 2013 году с принятием нового Федеральный закона «Об образовании». С этого времени в московских образовательных организациях начали появляться инклюзивные и ресурсные классы, которые посещают в том числе дети с расстройствами аутистического спектра.
Однако таких классов и групп все еще очень мало. Во-первых, работать в таких классах очень непросто, и для этого требуется наличие специальных компетенций у педагогов и просто любовь к людям и принятие других. Во-вторых, большинство родителей против совместного обучения с особенными детьми. «Почему мой ребенок должен находиться рядом с ними и проходить упрощенное обучение?» — такой вопрос мне и моим коллегам задавали много раз. Отвечу на него максимально подробно.
Право на общение
По данным Всемирной организации здравоохранения, за 2016 год число детей с расстройствами аутистического спектра выросло на 13%. Американская статистика говорит о том, что подобные расстройства встречаются у одного из 68 детей. Для сравнения: в середине 1970-х годов это соотношение составляло 1:5000.
Мы можем помочь им реализовать право на жизнь в обществе и сделать наше общество лучше. В моем окружении есть близкие люди, воспитывающие особенных детей. Мне довелось пережить с ними немало жизненных ситуаций, и я вижу, как непросто приходится родителям особенных детей.
Чаще всего в семьях с такими детьми один из родителей должен все время находиться рядом с ребенком, посвятить ему всего себя. К сожалению, большинство этих семей становятся неполными.
В детский сад отдать ребенка практически невозможно — дошкольных учреждений с особенными образовательными программами очень мало. Сложно устроить в школу, даже специализированную. У родителей-одиночек практически отсутствует личная жизнь и возможность состояться профессионально. Они оказываются в ситуации ограниченных возможностей совместного качественного детско-родительского досуга и развития.
Необходимы значительные средства для развития и реабилитации детей. В итоге понимаешь, что помогать надо не отдельным детям, а семьям. Для таких семей очень остро стоит вопрос социализации особенных детей. Для полноценной, насколько это возможно, жизни и развития таким детям необходим коллектив сверстников. Именно этого многие из них лишены.
Первый опыт организации инклюзивного образования я получила в 2014 году, когда мы с коллегами организовали группы для детей с особенностями развития в Центре культуры и досуга «Академический» (в то время я была директором центра). Недалеко от нас находился специальный частный детский сад для детей с особенностями развития аутистического спектра — это две комнаты и площадка для прогулок. Кто-то из детей не говорил, у кого-то были проблемы с координацией, все они были очень чувствительны к внешним проявлениям: шуму, свету, интонациям, и при этом они очень чутко реагировали на внимание и присутствие заинтересованных взрослых. Мы стали приглашать детей на занятия рисованием, ритмикой, музыкой, открыли двери центра для подростков и молодых людей с особенностями развития.
Очень сложно сломать стереотипы и убедить родителей обычных детей, что инклюзивное обучение пойдет на пользу всем. Ведь особенный ребенок может научить сверстника чувствовать и понимать другого, отдавать и быть чутким к нуждам окружающих. Чаще всего нам говорили, что подобное общение опасно. Кто-то из родителей не смог смириться с положением дел и писал жалобы в различные инстанции, грозил прокуратурой. Не только родители, но и часть педагогов так и не приняли ситуацию. Я не осуждаю их — все мы стараемся защитить себя и своих детей от того, что кажется нам опасным.
Почему это нужно нам
С каждым годом понятие «психологической нормы» все больше размывается. В агрессивной информационной среде легко потерять ориентиры того, «что такое хорошо и что такое плохо». Психика все хуже справляется с колоссально возросшим объемом данных, и мы становимся все более уязвимыми, раздражительными. А с увеличением уровня стресса падает наша способность принимать других людей, признавать их право на особенный образ жизни.
Каков выход из этой ситуации? Общаться с людьми, которые отличаются от нас. Если мы научим своих детей взаимодействовать со сверстниками другого склада, то повысим их способность к социализации, в результате улучшим и их психическое состояние. Они не станут бояться и отвергать других, а значит, сами станут более спокойными и уверенными. Ведь принятие — это гарантия собственного эмоционального равновесия.
Пока же специалисты и научное сообщество (Ресурсный центр МГППУ, МГПУ, психологический факультет МГУ и другие) наблюдают другие тенденции: общество становится все более разобщенным и нетерпимым к отдельным социальным группам. Это опасно тем, что в конце концов наши дети перестанут принимать и нас самих.
Впрочем, есть и позитивные сдвиги. Появляется больше волонтеров, которые работают с особенными детьми. Эти люди готовы часами объяснять, что дети-аутисты ничем не угрожают окружающим. Да, с ними непросто общаться, но если этому научиться, то можно помочь человеку. Они такие же люди, как и мы, а значит, имеют право на любовь, тепло и признание.
Благодаря волонтерам общество постепенно начинает осознавать проблему и принимать саму возможность инклюзивного обучения. В Москве чуть больше 20 ресурсных классов, где дети с особенностями развития могут обучаться наравне со всеми. Это практически ничто в сравнении с общим количеством школ. Не все получается, не все школы справляются с вызовом, но негативный опыт не менее полезен.
В Международной гимназии «Сколково» мы также придерживаемся принципов инклюзивной политики. В международных стандартах, а именно в системе международного бакалавриата (IB), по которой работает и развивается гимназия, инклюзивная политика — обязательная составляющая философии образования. Наши возможности в области организации инклюзивных программ ограничены, так как гимназия работает по программам повышенной сложности. При этом, так как в гимназии учатся дети с двух лет, мы активно работаем над методиками диагностики особенностей развития детей, активно используем возможности опытных психологов, нейропсихологов, коррекционного педагога и логопеда для своевременных действий, необходимых детям, находящимся в группе риска.
Важно создать культуру принятия в гимназии и развить необходимые профессиональные компетенции педагогов, чтобы выстроить индивидуальную траекторию развития для каждого ребенка с особенными образовательными потребностями: от самых одаренных до самых уязвимых. Это трудно, но если эта ценность будет разделяема сообществом гимназии, все будет возможно.
Инклюзивное образование: польза или вред?
Развитие инклюзивного образования в России становится одним из главных направлений государственной образовательной политики. Как наиболее гуманное и наиболее эффективное совместное (инклюзивное) обучение направлено на исключение любой дискриминации детей, обеспечивающее равное отношение ко всем людям, но создающее особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. В этом учебном году ряд школ приступило к реализации программы инклюзивного образования. Для каких-то образовательных учреждений реализация инклюзивного образования связана с трудностями, в первую очередь потому, что это новая для них деятельность. Кроме прочего, для многих не все так однозначно. Личное отношение к такому виду образования может повлиять на реализацию этой программы в каждом конкретном образовательном учреждении по-разному: подтолкнуть или притормозить.
Родители детей с ОВЗ, являющиеся сами педагогами, считают: под таким благовидным предлогом развитые государства (не только наше) хотят просто банально сэкономить на коррекционных учреждениях. В Германии в прошлом году (2015) проходил симпозиум по инклюзии, на котором была коллега одного из родителей ребенка с ОВЗ: «выступал там министр и красиво говорил, а потом встали специалисты и, со слов коллеги, его “порвали”: настолько отрицательные результаты у инклюзивного образования. Я сама мама ребенка-инвалида, а также медицинский психолог по образованию, потому считаю, что инклюзия должна быть точно не в образовании, а больше создавать возможностей для людей с инвалидностью».
В апреле 2016 года беседовала я с сотрудником коррекционной школы, которая также считает, что образованием таких детей должны заниматься специалисты. «При всех достоинствах наша специальная школа отличается основным недостатком – замыкает своего воспитанника в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка и не вводит его в настоящую жизнь. Задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации недостатка каким-либо другим путем. Причем компенсация не в биологическом, а в социальном аспекте», – говорит учитель начальных классов одной из школ Приморского района СПб. Точно знаю, что ответила бы сотрудник коррекционной школы, и я с ней согласна: замыкание воспитанника такой школы произойдет только в том случае, если ничего не делать дополнительно. А делать можно очень многое, например, через совместную деятельность с обучающимися общеобразовательных учреждений, такую как концерты, субботники, праздники и другое. Таким образом, обучение происходит отдельно, а при совместной деятельности присутствуют как дети из общеобразовательных школ, так и из коррекционных. В этом случае снимается ряд противоречий и возражений как сторонников, так и противников инклюзивного образования. Для сторонников инклюзивного образования главным достоинством такого образования является социализация детей с ОВЗ, и она в вышеизложенном варианте сохраняется. Для противников инклюзивного образования главный недостаток такого образования – это невозможность в обычной школе уделить достаточное количество времени на обучающегося с ОВЗ, и, замедление процесса обучения других обучающихся. В вышеизложенном варианте обучение по образовательным программам вынесен за скобки.
Думаю, что инклюзивное образование необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья, но с сохранным интеллектом, «т.к. оно социализирует и исключает позицию иждивенчества, только надо учитывать личностные возможности каждого ребенка. А для здоровых детей совместное обучение с особыми детьми тоже важно, потому что позволяет принимать окружающих такими, какие они есть, осознавать, что все равны» (учитель начальных классов одной из школ Приморского района СПб).
Сейчас трудно судить об эффективности инклюзивного образования, потому что еще не может быть окончательного результата (инклюзия еще внедряется), еще нет выводов исследования большой выборки обучающихся по реализации инклюзивного образования и результатов такого обучения. Но думаю, что отношение общества к людям с ОВЗ надо формировать в раннем возрасте. В 2008 году, когда мой сын ходил в детский сад (логопедический), я наблюдала за первыми попытками внедрить инклюзивное образование в учреждение. На тот момент в саду уже была отдельная группа детей с ОВЗ. И именно в том году заведующая приняла решение перевести в группу моего сына девочку с ОВЗ. Она посещала нашу группу практически весь учебный год. Были ли какие-либо изменения в развитии, спросите вы. К сожалению, не знаю, не привелось уточнить ни у воспитателей, ни у мамы ребенка. Но.. отношение обычных детей к таким детям, оно ведь формируется достаточно рано: так вот отношение здоровых детей к этой девочке было более спокойным, чем могло бы быть в другом случае. Получается, что дети с малых лет привыкали к тому, что есть другие дети, пускай не такие сообразительные, не такие социальноадаптированные, не умеющие самоорганизовываться, но зато более терпимые к каким-либо недостаткам. И каждый ребенок, что с одной, что с другой стороны, учился жить с другими в общении, в обществе. Приобретал качества, которых ему не хватало. Только тогда будут какие-то сдвиги в мировоззрении детей, в будущем взрослых членов общества.
1. Причастность.
2. Отношения.
3. Знания/навыки.
Обучение происходит в рамках определенной системы занятий, в которой упор делается на активном участии ребенка в процессе обучения разумными, культурно допустимыми и увлекательными способами. Эта модель может быть особенно полезна потому, что она отражает итоги, важные для педагогов и родителей, не будучи ограниченной рамками стандартной оценочной системы. Особое свойство этой модели заключается в том, что составляющие ее понятия одинаково применимы к детям с инвалидностью и без, и она может использоваться педагогами, как общего, так и особого образования. Для понимания схемы нужно уяснить, что подразумевается под терминами «причастность», «отношения» и «знания/навыки», о каждом из которых говорится ниже.
Читая различные определения инклюзии, мы видим, что в каждом из них упор делается на приобщение к какой-либо группе и участии в совместных действиях с другими, то есть на причастность к жизни этой группы. Понятие причастности фокусируется на том, насколько ребенок принят и активен в группе, а также на его включенности в социальную структуру группы. Ребенок может приобщаться к жизни группы как через организованную (специальные занятия), так и через свободную (игры на детской площадке) деятельность. Косвенно причастность может быть оценена по шагам, сделанным для того, чтобы ребенок мог активно участвовать во всех мероприятиях (например, изменение правил игры, чтобы ребенок с инвалидностью имел дополнительную попытку). Обычные дети могут легко помочь своим сверстникам с инвалидностью стать нужными участниками жизни группы, часто без помощи взрослых. Уроки, которые получают типично развивающиеся дети, помогая ребятам с инвалидностью полноценно участвовать в образовательной и общественной деятельности, могут быть важнейшим положительным итогом существования инклюзивных образовательных учреждений. Среди них можно выделили следующие возможные результаты:
– уменьшение боязни различий между детьми и одновременно большее спокойствие и понимание действительности;
– рост социальной сознательности;
– динамика развитие самосознания и самооценки; проявление искренней заботы и дружбы.
В то время, как понятие причастности охватывает взаимодействие ребенка с группой сверстников, в области отношений внимание уделяется связям с отдельными детьми. Цель изучения сферы отношений – в оценке более сложной системы взаимодействия. Понятие отношений охватывает широкий ряд моделей поведения и сложных межличностных взаимодействий. Ребенок может завязывать отношения в любом окружении, а котором он проводит время.
Отношения можно систематизировать:
– игровые/приятельские (например, дети, играющие вместе в свободное время);
– оказание помощи (ребенок, оказывающий поддержку сверстнику);
– принятие помощи (ребенок, получающий поддержку от товарища);
– групповые (двое детей, которые общаются, шагая рядом на прогулку, но, возможно, которые не стали бы контактировать в ситуации свободного выбора);
– конфликтные (спор детей о правилах игры или в попытке договориться об использовании одной вещи).
Мы предполагаем, что дети, развитые в области отношений, могут взаимодействовать со многими ровесниками, и можно выделить множество положительных результатов для типично развивающихся детей в области отношений, в том числе: участие в различных социальных связях; большая терпимость и принятие как инвалидов, так и людей без инвалидности; большее желание помочь другим и принять помощь, когда это необходимо.
Знания/навыки – самый традиционный из трех параметров оценки значения инклюзивного образования и наиболее знакомый психологам и педагогам. При этом его легче всего измерить. Поэтому данное понятие не требует объяснений, в отличие от двух предыдущих.
Важно заметить, что для того, чтобы быть успешными в обществе, дети должны приобретать определенные умения, однако, одни навыки и знания не могут составить надежную основу для получения желаемого результата. При планировании и оценке общеобразовательной программы воспитания и обучения для всех детей необходимо учитывать все три сферы – причастности, отношений и знаний/умений. В совокупности они дают цельную и важную для общества картину значимых результатов, достигаемых детьми в инклюзивных образовательных учреждениях, а оценка детей по этим трем параметрам поможет ДОУ доказать эффективность своей работы.
Существование образовательных учреждений «…с установкой на инклюзию – самый эффективный способ борьбы с дискриминацией, формирования добрых отношений в …сообществах, построения общества, приемлемого для всех и обеспечения возможности всеобщего образования» [4]
Инклюзивные образовательные учреждения создают идеальные условия для того, чтобы члены сообщества не только лучше понимали эти вопросы, но и приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи. Внедрение инклюзивного образования полезно обществу по множеству причин:
– инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучают детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.
– инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. Развитие поддержки в обучении показывает, что сложности в воспитании и обучении заключены не в детях, и не дети требуют «исправления», а подходы к обучению.
– инклюзивное образование предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые, получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения.
– инклюзивное образование расширяет профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более гибких способов преподавания, разработки учебных программ, которые бы были максимально эффективны для всех детей.
Сегодняшние дети завтра станут работодателями, служащими, политиками. Дети, обучающиеся с непохожими на них сверстниками, будут готовы к разнообразию в обществе и станут использовать его для общей пользы.
Литература:
1. «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна». М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2005 г.
2. «Медицинская и социальная модели инвалидности». РОООИ «Перспектива», 2000.
3. Саламанкская декларация, https://www. eenet. org. uk.
4. «Пересматривая наше понимание инклюзии и определяя ее значение для детей». Материалы Национальной Недели инклюзивного образования США, 2001.