В чем заключается польза детям при инклюзивном образовании
Инклюзивное образование: польза или вред?
Развитие инклюзивного образования в России становится одним из главных направлений государственной образовательной политики. Как наиболее гуманное и наиболее эффективное совместное (инклюзивное) обучение направлено на исключение любой дискриминации детей, обеспечивающее равное отношение ко всем людям, но создающее особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. В этом учебном году ряд школ приступило к реализации программы инклюзивного образования. Для каких-то образовательных учреждений реализация инклюзивного образования связана с трудностями, в первую очередь потому, что это новая для них деятельность. Кроме прочего, для многих не все так однозначно. Личное отношение к такому виду образования может повлиять на реализацию этой программы в каждом конкретном образовательном учреждении по-разному: подтолкнуть или притормозить.
Родители детей с ОВЗ, являющиеся сами педагогами, считают: под таким благовидным предлогом развитые государства (не только наше) хотят просто банально сэкономить на коррекционных учреждениях. В Германии в прошлом году (2015) проходил симпозиум по инклюзии, на котором была коллега одного из родителей ребенка с ОВЗ: «выступал там министр и красиво говорил, а потом встали специалисты и, со слов коллеги, его “порвали”: настолько отрицательные результаты у инклюзивного образования. Я сама мама ребенка-инвалида, а также медицинский психолог по образованию, потому считаю, что инклюзия должна быть точно не в образовании, а больше создавать возможностей для людей с инвалидностью».
В апреле 2016 года беседовала я с сотрудником коррекционной школы, которая также считает, что образованием таких детей должны заниматься специалисты. «При всех достоинствах наша специальная школа отличается основным недостатком – замыкает своего воспитанника в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка и не вводит его в настоящую жизнь. Задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации недостатка каким-либо другим путем. Причем компенсация не в биологическом, а в социальном аспекте», – говорит учитель начальных классов одной из школ Приморского района СПб. Точно знаю, что ответила бы сотрудник коррекционной школы, и я с ней согласна: замыкание воспитанника такой школы произойдет только в том случае, если ничего не делать дополнительно. А делать можно очень многое, например, через совместную деятельность с обучающимися общеобразовательных учреждений, такую как концерты, субботники, праздники и другое. Таким образом, обучение происходит отдельно, а при совместной деятельности присутствуют как дети из общеобразовательных школ, так и из коррекционных. В этом случае снимается ряд противоречий и возражений как сторонников, так и противников инклюзивного образования. Для сторонников инклюзивного образования главным достоинством такого образования является социализация детей с ОВЗ, и она в вышеизложенном варианте сохраняется. Для противников инклюзивного образования главный недостаток такого образования – это невозможность в обычной школе уделить достаточное количество времени на обучающегося с ОВЗ, и, замедление процесса обучения других обучающихся. В вышеизложенном варианте обучение по образовательным программам вынесен за скобки.
Думаю, что инклюзивное образование необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья, но с сохранным интеллектом, «т.к. оно социализирует и исключает позицию иждивенчества, только надо учитывать личностные возможности каждого ребенка. А для здоровых детей совместное обучение с особыми детьми тоже важно, потому что позволяет принимать окружающих такими, какие они есть, осознавать, что все равны» (учитель начальных классов одной из школ Приморского района СПб).
Сейчас трудно судить об эффективности инклюзивного образования, потому что еще не может быть окончательного результата (инклюзия еще внедряется), еще нет выводов исследования большой выборки обучающихся по реализации инклюзивного образования и результатов такого обучения. Но думаю, что отношение общества к людям с ОВЗ надо формировать в раннем возрасте. В 2008 году, когда мой сын ходил в детский сад (логопедический), я наблюдала за первыми попытками внедрить инклюзивное образование в учреждение. На тот момент в саду уже была отдельная группа детей с ОВЗ. И именно в том году заведующая приняла решение перевести в группу моего сына девочку с ОВЗ. Она посещала нашу группу практически весь учебный год. Были ли какие-либо изменения в развитии, спросите вы. К сожалению, не знаю, не привелось уточнить ни у воспитателей, ни у мамы ребенка. Но.. отношение обычных детей к таким детям, оно ведь формируется достаточно рано: так вот отношение здоровых детей к этой девочке было более спокойным, чем могло бы быть в другом случае. Получается, что дети с малых лет привыкали к тому, что есть другие дети, пускай не такие сообразительные, не такие социальноадаптированные, не умеющие самоорганизовываться, но зато более терпимые к каким-либо недостаткам. И каждый ребенок, что с одной, что с другой стороны, учился жить с другими в общении, в обществе. Приобретал качества, которых ему не хватало. Только тогда будут какие-то сдвиги в мировоззрении детей, в будущем взрослых членов общества.
07.09.2018, 1008 просмотров.
Сегодня мы поговорим об инклюзивном образовании. Какие плюсы может увидеть обычный родитель, когда его здоровый ребенок посещает детский сад вместе с его сверстником, обладающий ограниченными возможностями здоровья?
Многим уже известно, что инклюзия, в общем, — это включение инвалидов, детей-инвалидов в жизнь, социум, а инклюзивное образование — осуществление процесса инклюзии именно через образование.
Для реализации нового вида образования детский сад полностью преобразуется:
- улучшается организация территории, крыльца (появляются широкий пандус с безопасным покрытием, увеличиваются дверные проемы, добавляется контрастная окраска и тактильное покрытие лестниц), фасада,
- изменяется дизайн внутренних помещений (игровое оборудование и интерьер),
- преобразуется образовательная программа с учетом включения адаптированной части для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья),
- повышается качество преподавания педагогов и специалистов за счет повышения их квалификации.
Соответственно, из-за улучшений условий в детском инклюзивном саду, у обычных детей появляется больше возможностей раскрыть свой потенциал, удовлетворить интересы каждого ребенка и увидеть в зачаточном положении слабые стороны, с которыми необходимо начинать работать, чем раньше, тем лучше.
Важно заметить, что для того, чтобы быть успешными в обществе, дети должны приобретать определенные умения, однако, одни навыки и знания не могут составить надежную основу для получения желаемого результата. При планировании и оценке общеобразовательной программывоспитания и обучения для всех детей необходимо учитывать все три сферы – причастности, отношений и знаний/умений. Поэтому, благодаря инклюзивным образовательным учреждениям формируется цельная и важная для общества картину значимых результатов, которые помогут ребенку в будущем стать успешным.
Самое главное достоинство инклюзивного образования для наших детей заключается в том, что у них формируется безбарьерное мышление. Инклюзивная среда учит находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки: ты «очкарик», ты «толстый» и так далее. Дети становятся более заботливыми, могут выстраивать коммуникацию с разными людьми.Инклюзивный опыт поможет ребенку в будущем, когда он будет общаться с кем-то, отличающимися от него. Встречая человека на коляске на улице, он уже не будет отводить глаза, пугаться, жалеть. Человек с инвалидностью перестанет казаться диковинкой.
Находясь в одном коллективе вместе с ребенком с ОВЗ, у обычного сверстника уменьшится боязнь различий между детьми и одновременно появится большее спокойствие и понимание действительности; повысится рост социальной сознательности, увеличится развитие самосознания и самооценки; научится проявлять искреннюю заботу и дружбу. Такое развитие гуманных качеств в ребенке заложит его основу нравственных установок и морали и поможет ему вырасти добрым,отзывчивым и культурным человеком.
Самое энергичное участие в процессе инклюзии должны принимать сами родители, а не только детский сад, школа, педагоги, общество. Родители обычных детей должны учить своих ребятишек с пониманием относиться к детям-инвалидам, и на своем примере показывать, как это делать, потому что от нашего воспитания и мировоззрения зависит каким ребенок вырастит человеком.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОЛЬЗА ДЕТЯМ, СЕМЬЕ, ОБЩЕСТВУ
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №32 «Страна чудес»
заведующий
Образование детей – один из наиболее важных вопросов, стоящих перед каждой семьей. Образование ребенка – инвалида – огромная проблема для семьи, несмотря на то, что Российское законодательство гарантирует право на образование всем гражданам, в том числе и инвалидам. Так, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 01.01.2001г. предусматривает реализацию ряда мер социальной защиты инвалидов, направленных на их реабилитацию. Среди основных направлений реабилитации инвалидов – профессиональная ориентация, обучение и образование инвалидов, их социальная адаптация.
На сегодняшний день на учете в Управлении социальной защиты населения г. Зеленогорска состоит 206 детей – инвалидов: из них 79 обучаются в школах города, 23 обучаются на дому учителями школ и педагогами учреждений дополнительного образования города, 29 детей посещают детские дошкольные учреждения города, 10 детей инвалидов дошкольного возраста и 7 детей инвалидов школьного возраста обучаются родителями на дому.[2] Но важно понимать, что решая проблемы инвалидов надо концентрироваться не только на специальном образовании, но и на эффективности обучения для всех детей.
Новый несокращенный универсальный словарь Вебстера определяет инклюзию (включение) как «процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого».
Один из практических аспектов деятельности ДОУ, который требует особого внимания, заключается в оценке результата. При специальном воспитании и обучении, обсуждение и оценка результата фокусируется на прогрессе отдельных воспитанников, в то время как достижения общего образования обычно выражаются количеством детей, достигших поставленной цели. Несмотря на то, что стандартная система оценок позволяет достаточно легко измерить уровень развития и степень усвоения материала, она оставляет без внимания эмоциональные и межкультурные навыки ребенка, которые важны при социальной адаптации. Многие педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости разработки стандарта описания и оценки той пользы, которые получают все дети, посещающие дошкольные учреждения, в аспектах причастности к обществу, развития межличностных отношений и уровня знаний и умений.
Знакомясь с материалами Национальной Недели инклюзивного образования США, мы обратили внимание на опыт ведущих специалистов Службы раннего образования для детей с особыми образовательными потребностями Департамента образования которые в течение пяти лет исследовали влияние инклюзивного образования на развитие детей с различными формами инвалидности. [5]
Главной целью проекта было найти способ описания значимых итогов для всех детей в условиях инклюзивного обучения. Многие часы наблюдений за детьми во время занятий, разговоров с педагогами и родителями, бесед с типично развивающимися детьми привели к появлению схемы, которая оказалась полезной при описании результатов влияния инклюзивного образования. Схема состоит из трех взаимосвязанных областей:
1. Причастность.
2. Отношения.
3. Знания/навыки.
Обучение происходит в рамках определенной системы занятий, в которой упор делается на активном участии ребенка в процессе обучения разумными, культурно допустимыми и увлекательными способами. Эта модель может быть особенно полезна потому, что она отражает итоги, важные для педагогов и родителей, не будучи ограниченной рамками стандартной оценочной системы. Особое свойство этой модели заключается в том, что составляющие ее понятия одинаково применимы к детям с инвалидностью и без, и она может использоваться педагогами, как общего, так и особого образования. Для понимания схемы нужно уяснить, что подразумевается под терминами «причастность», «отношения» и «знания/навыки», о каждом из которых говорится ниже.
Читая различные определения инклюзии, мы видим, что в каждом из них упор делается на приобщение к какой-либо группе и участии в совместных действиях с другими, то есть на причастность к жизни этой группы. Понятие причастности фокусируется на том, насколько ребенок принят и активен в группе, а также на его включенности в социальную структуру группы. Ребенок может приобщаться к жизни группы как через организованную (специальные занятия), так и через свободную (игры на детской площадке) деятельность. Косвенно причастность может быть оценена по шагам, сделанным для того, чтобы ребенок мог активно участвовать во всех мероприятиях (например, изменение правил игры, чтобы ребенок с инвалидностью имел дополнительную попытку). Обычные дети могут легко помочь своим сверстникам с инвалидностью стать нужными участниками жизни группы, часто без помощи взрослых. Уроки, которые получают типично развивающиеся дети, помогая ребятам с инвалидностью полноценно участвовать в образовательной и общественной деятельности, могут быть важнейшим положительным итогом существования инклюзивных образовательных учреждений. Среди них можно выделили следующие возможные результаты:
– уменьшение боязни различий между детьми и одновременно большее спокойствие и понимание действительности;
– рост социальной сознательности;
– динамика развитие самосознания и самооценки; проявление искренней заботы и дружбы.
В то время, как понятие причастности охватывает взаимодействие ребенка с группой сверстников, в области отношений внимание уделяется связям с отдельными детьми. Цель изучения сферы отношений – в оценке более сложной системы взаимодействия. Понятие отношений охватывает широкий ряд моделей поведения и сложных межличностных взаимодействий. Ребенок может завязывать отношения в любом окружении, а котором он проводит время.
Отношения можно систематизировать:
– игровые/приятельские (например, дети, играющие вместе в свободное время);
– оказание помощи (ребенок, оказывающий поддержку сверстнику);
– принятие помощи (ребенок, получающий поддержку от товарища);
– групповые (двое детей, которые общаются, шагая рядом на прогулку, но, возможно, которые не стали бы контактировать в ситуации свободного выбора);
– конфликтные (спор детей о правилах игры или в попытке договориться об использовании одной вещи).
Мы предполагаем, что дети, развитые в области отношений, могут взаимодействовать со многими ровесниками, и можно выделить множество положительных результатов для типично развивающихся детей в области отношений, в том числе: участие в различных социальных связях; большая терпимость и принятие как инвалидов, так и людей без инвалидности; большее желание помочь другим и принять помощь, когда это необходимо.
Знания/навыки – самый традиционный из трех параметров оценки значения инклюзивного образования и наиболее знакомый психологам и педагогам. При этом его легче всего измерить. Поэтому данное понятие не требует объяснений, в отличие от двух предыдущих.
Важно заметить, что для того, чтобы быть успешными в обществе, дети должны приобретать определенные умения, однако, одни навыки и знания не могут составить надежную основу для получения желаемого результата. При планировании и оценке общеобразовательной программы воспитания и обучения для всех детей необходимо учитывать все три сферы – причастности, отношений и знаний/умений. В совокупности они дают цельную и важную для общества картину значимых результатов, достигаемых детьми в инклюзивных образовательных учреждениях, а оценка детей по этим трем параметрам поможет ДОУ доказать эффективность своей работы.
Существование образовательных учреждений «…с установкой на инклюзию – самый эффективный способ борьбы с дискриминацией, формирования добрых отношений в …сообществах, построения общества, приемлемого для всех и обеспечения возможности всеобщего образования» [4]
Инклюзивные образовательные учреждения создают идеальные условия для того, чтобы члены сообщества не только лучше понимали эти вопросы, но и приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи. Внедрение инклюзивного образования полезно обществу по множеству причин:
– инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучают детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.
– инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. Развитие поддержки в обучении показывает, что сложности в воспитании и обучении заключены не в детях, и не дети требуют «исправления», а подходы к обучению.
– инклюзивное образование предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые, получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения.
– инклюзивное образование расширяет профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более гибких способов преподавания, разработки учебных программ, которые бы были максимально эффективны для всех детей.
Сегодняшние дети завтра станут работодателями, служащими, политиками. Дети, обучающиеся с непохожими на них сверстниками, будут готовы к разнообразию в обществе и станут использовать его для общей пользы.
Литература:
1. «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна». М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2005 г.
2. «Медицинская и социальная модели инвалидности». РОООИ «Перспектива», 2000.
3. Саламанкская декларация, https://www. eenet. org. uk.
4. «Пересматривая наше понимание инклюзии и определяя ее значение для детей». Материалы Национальной Недели инклюзивного образования США, 2001.