В чем воплощена великая для души польза
Елена Дрофа
Методические рекомендации к курсу «Православные ценности и их философское осмысление через анализ источников»
Занятие №1.
История Русской Православной Церкви неотделима от истории России, нашего многострадального Отечества. Они соединены вместе. Русское государство на протяжении своего более чем тысячелетнего существования никогда не мыслилась вне православной веры, хотя его подданные исповедовали и другие религии. Но Святая Русь – это именно Русь Православная. Здесь и само начало её — Крещение святым равноапостольным князем Владимиром, и Киевские иночерские пещеры, и летописные своды, и даже междоусобные воины. Тут и тяжкое татарское иго, и духовные подвиги русских святых- Сергия Радонежского, Димитрия, Донского, Александра Невского, и пустынные жительства преподобных молитвенников, и Куликовская битва, и освобождение от рабства, когда окрепло само нравственное сознание народа. Ф. Достоевский сказал «Если русский, то значит, и православный. А если не православный, то значит, и не русский… Русский человек без Православия просто дрянь человек». Точно и ёмко сказано. Классик русской литературы Н. В. Гоголь писал «Поблагодарите Бога, прежде всего за то, что вы русский, ибо вам более, чем кому-либо, открыты смысл жизни и смысл истории. Нужно лишь внимательно рассмотреть его, и тогда становится ясно, почему Русь назвали Святой! Это не гордыня, а истина, особая богоносность русского народа».Религиозный философ К. Леонтьев сказал «Не сила России нужна Церкви, но сила Церкви необходима России. Россия, лишившись Православия, погибнет». Об этом надо помнить всегда нашим современникам, в то время, особенно, когда православное сознание подменяется пластом фальшивых «общечеловеческих ценностей», насаждаемых массовой культурой и либеральной идеологией.
Именно Русь и Православие в своей истории, хранит тот луч света, который спасал и спасает Россию в страшные времена, смутные общественные беды и потрясения. Так было, так есть и так будет. Русь Святая- Русь –Православная.
Православие – стержень нашего государства. Не будет православия в России — падёт и государство. Поскольку вера – это то, что удерживает нас и даёт нам силы и уверенность в будущем.
Занятие №2.
Теоретические рекомендации по работе с разными типами исторических источников.
Занятие №3. Первые русские князья — носители православия.
Общественную мысль на Руси развивали и первые князья. Так, продолжил развивать мысли об обоснованности включения Русской земли в общемировой процесс, а также изложил свои взгляды об основных правилах жизнедеятельности человека, политического деятеля князь Владимир Мономах (справочный материал).
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ
Вспомните, о каких православных добродетелях вы говорили на уроках основы православной культуры?
— Внимательно прочитайте отрывки из «Поучения» Владимира Мономаха, который представлен в переводе и ответьте на вопросы к нему, выполните задания.
О каких добродетелях говориться в тексте?
Почему Владимир Мономах призывает своих детей выполнять христианские заповеди?
О каких изменениях в сознании русских людей XI века, по сравнению с IX веком,это свидетельствует.
Анализ текста (Владимир Мономах «Поучения»)
«Всего. более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его, если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуете, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами назначайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, о куда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей,питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, и поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.. .Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран.Леность ведь всему мать: что кто умеет, то будет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее,. пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные».
Вопросы и задания к тексту.
Перечислите основные правила жизнедеятельности по Владимиру Мономаху.
Составьте идеальный портрет князя в представлении современников Владимира Мономаха.
Согласны ли вы с ним? Свое мнение обоснуйте.
Из «Поучения» Владимира Мономаха
«Научись, верующий человек, быть благочестию совершителем, научившись, по евангельскому слову, «очам управлению. гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех.»
«Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите да соединимся, говорит Господь. Если будут грехи наши как обагренные, — как снег обелю их.» «Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к Светодавцу,скажем: «Слава тебе, человеколюбец!»
Задание. Прочтите текст, перескажите его современным русским языком.
Из «Поучения» Владимира Мономаха
«Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека.
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран.Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее,прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные.
На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; не предавайтесь ни еде, ни питью, ни спанью; и сторожей сами наряжайте и ночью, всюду кругом нарядив воинов, тоже ложитесь, а вставайте рано.Оружия сразу с себя не снимайте: по небрежности внезапно человек погибает. Когда едете по своим землям, не позволяйте отрокам зла делать ни своим, ни чужим, ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. Куда ни пойдете, где ни остановитесь, напоите, накормите бедного; более чтите гостя, откуда к вам ни придет, простого ли, знатного ли, или посла, если не можете подарком, то пищей, питьем, они, проезжая, будут прославлять человека либо добром, либо злом по всем землям».
Вопросы. По тексту документа определите, какие качества ценили в людях наши предки. Каким жизненным правилам учит Владимир Мономах своих детей?
Единственный русский государь, за которым в потомках закрепилось прозвание Мудрый, – великий князь киевский Ярослав, сын Владимира, Крестителя Руси (справочный материал). Однако слово «мудрость» рядом с его именем в летописях встречается только раз – в публицистической вставке в Повести временных лет, когда под 1037 годом говорится, что Ярослав «заложи город великий», с Златыми вратами и церковью Благовещения на них, «заложи же и церковь Святую Софию» и другие храмы, «и при нём начала вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы множиться, и монастыри зачинаться». Отдельно отмечается любовь Ярослава к церковным уставам и «прилежание к книгам», которые «читал он часто в ночи и дни», и созданный им в Святой Софии центр русской книжности.
Анализ документа «Повесть временных лет»
«В год 6562 (1054). Скончался великий князь русский Ярослав. Еще при жизни своей он дал завещание сыновьям своим,сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыны мои; живите в любви, потому что все вы братья, от одного отца и одной матери. И, если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибните сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которую они добыли трудом своим великим, но живите в мире, слушаясь брат брата. Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в Киеве, старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переславль, а Игорю Владимир (южный, а Вячеславу Смоленск». И так разделил он между ними города, запретив им переступать предел братний и сгонять (один другого со стола,сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай обижаемому». И так он завещал сыновьям своим жить в любви».
Вопросы и задания к документу
1. От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?
2. Как характеризует князя Ярослава Мудрого составленное им заявление?
3. Какие сведения о порядке наследования престола мы можем получить из данного источника?
4. Что можно сказать о роли Киевского князя в организации управления государством, опираясь на данный источник?
Из «Повести временных лет». Похвала Ярославу Мудрому
В год 6545(1037).Велика ведь бывает польза от учения книжного: книги наставляют и
научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах
книжных. Это — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь
неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. Если
поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей.
Кто ведь книги часто читает, тот беседует с богом или со святыми мужами. Читая пророческие
беседы и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получаем
для души великую пользу. Ярослав же этот,как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил он ее золотом, серебром и сосудами церковными, в ней возносят к богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви ставил он по городам и иным местам, поставляя попов и давая им из своей казны плату, веля им учить людей, потому что это поручено им богом, и посещать часто
церкви. И увеличилось число пресвитеров и людей крещеных. И радовался Ярослав,
видя множество церквей и людей крещеных, а враг сетовал на это, побеждаемый
новыми людьми крещеными.
Вопросы и задания
1. Какие деяния летописец считает заслугами ЯрославаМудрого? Согласны ли вы с мнением автора источника?
2. В чем воплощена «великая для души польза», помнению летописца? Как он аргументирует свою мысль (обратите внимание не только на содержание, но и на форму повествования?
3. Как деятельность Ярослава Мудрого соотноситься с христианским пониманием о добродетели?
Ярослав Мудрый | |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|