В чем воплощена великая для души польза

Елена Дрофа
Методические рекомендации к курсу «Православные ценности и их философское осмысление через анализ источников»

Занятие №1.

История Русской Православной Церкви неотделима от истории России, нашего многострадального Отечества. Они соединены вместе. Русское государство на протяжении своего более чем тысячелетнего существования никогда не мыслилась вне православной веры, хотя его подданные исповедовали и другие религии. Но Святая Русь – это именно Русь Православная. Здесь и само начало её — Крещение святым равноапостольным князем Владимиром, и Киевские иночерские пещеры, и летописные своды, и даже междоусобные воины. Тут и тяжкое татарское иго, и духовные подвиги русских святых- Сергия Радонежского, Димитрия, Донского, Александра Невского, и пустынные жительства преподобных молитвенников, и Куликовская битва, и освобождение от рабства, когда окрепло само нравственное сознание народа. Ф. Достоевский сказал «Если русский, то значит, и православный. А если не православный, то значит, и не русский… Русский человек без Православия просто дрянь человек». Точно и ёмко сказано. Классик русской литературы Н. В. Гоголь писал «Поблагодарите Бога, прежде всего за то, что вы русский, ибо вам более, чем кому-либо, открыты смысл жизни и смысл истории. Нужно лишь внимательно рассмотреть его, и тогда становится ясно, почему Русь назвали Святой! Это не гордыня, а истина, особая богоносность русского народа».Религиозный философ К. Леонтьев сказал «Не сила России нужна Церкви, но сила Церкви необходима России. Россия, лишившись Православия, погибнет». Об этом надо помнить всегда нашим современникам, в то время, особенно, когда православное сознание подменяется пластом фальшивых «общечеловеческих ценностей», насаждаемых массовой культурой и либеральной идеологией.

Именно Русь и Православие в своей истории, хранит тот луч света, который спасал и спасает Россию в страшные времена, смутные общественные беды и потрясения. Так было, так есть и так будет. Русь Святая- Русь –Православная.

Православие – стержень нашего государства. Не будет православия в России — падёт и государство. Поскольку вера – это то, что удерживает нас и даёт нам силы и уверенность в будущем.

Занятие №2.

Теоретические рекомендации по работе с разными типами исторических источников.

Занятие №3. Первые русские князья — носители православия.

Общественную мысль на Руси развивали и первые князья. Так, продолжил развивать мысли об обоснованности включения Русской земли в общемировой процесс, а также изложил свои взгляды об основных правилах жизнедеятельности человека, политического деятеля князь Владимир Мономах (справочный материал).

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ

Вспомните, о каких православных добродетелях вы говорили на уроках основы православной культуры?

— Внимательно прочитайте отрывки из «Поучения» Владимира Мономаха, который представлен в переводе и ответьте на вопросы к нему, выполните задания.

О каких добродетелях говориться в тексте?

Почему Владимир Мономах призывает своих детей выполнять христианские заповеди?

О каких изменениях в сознании русских людей XI века, по сравнению с IX веком,это свидетельствует.

Анализ текста (Владимир Мономах «Поучения»)

«Всего. более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его, если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуете, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами назначайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, о куда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей,питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, и поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.. .Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран.Леность ведь всему мать: что кто умеет, то будет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее,. пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные».

Вопросы и задания к тексту.

Перечислите основные правила жизнедеятельности по Владимиру Мономаху.

Составьте идеальный портрет князя в представлении современников Владимира Мономаха.

Согласны ли вы с ним? Свое мнение обоснуйте.

Из «Поучения» Владимира Мономаха

«Научись, верующий человек, быть благочестию совершителем, научившись, по евангельскому слову, «очам управлению. гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех.»

Читайте также:  Какая польза от кошки для ребенка

«Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите да соединимся, говорит Господь. Если будут грехи наши как обагренные, — как снег обелю их.» «Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к Светодавцу,скажем: «Слава тебе, человеколюбец!»

Задание. Прочтите текст, перескажите его современным русским языком.

Из «Поучения» Владимира Мономаха

«Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека.

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран.Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее,прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные.

На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; не предавайтесь ни еде, ни питью, ни спанью; и сторожей сами наряжайте и ночью, всюду кругом нарядив воинов, тоже ложитесь, а вставайте рано.Оружия сразу с себя не снимайте: по небрежности внезапно человек погибает. Когда едете по своим землям, не позволяйте отрокам зла делать ни своим, ни чужим, ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. Куда ни пойдете, где ни остановитесь, напоите, накормите бедного; более чтите гостя, откуда к вам ни придет, простого ли, знатного ли, или посла, если не можете подарком, то пищей, питьем, они, проезжая, будут прославлять человека либо добром, либо злом по всем землям».

Вопросы. По тексту документа определите, какие качества ценили в людях наши предки. Каким жизненным правилам учит Владимир Мономах своих детей?

Единственный русский государь, за которым в потомках закрепилось прозвание Мудрый, – великий князь киевский Ярослав, сын Владимира, Крестителя Руси (справочный материал). Однако слово «мудрость» рядом с его именем в летописях встречается только раз – в публицистической вставке в Повести временных лет, когда под 1037 годом говорится, что Ярослав «заложи город великий», с Златыми вратами и церковью Благовещения на них, «заложи же и церковь Святую Софию» и другие храмы, «и при нём начала вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы множиться, и монастыри зачинаться». Отдельно отмечается любовь Ярослава к церковным уставам и «прилежание к книгам», которые «читал он часто в ночи и дни», и созданный им в Святой Софии центр русской книжности.

Анализ документа «Повесть временных лет»

«В год 6562 (1054). Скончался великий князь русский Ярослав. Еще при жизни своей он дал завещание сыновьям своим,сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыны мои; живите в любви, потому что все вы братья, от одного отца и одной матери. И, если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибните сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которую они добыли трудом своим великим, но живите в мире, слушаясь брат брата. Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в Киеве, старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переславль, а Игорю Владимир (южный, а Вячеславу Смоленск». И так разделил он между ними города, запретив им переступать предел братний и сгонять (один другого со стола,сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай обижаемому». И так он завещал сыновьям своим жить в любви».

Вопросы и задания к документу

1. От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?

2. Как характеризует князя Ярослава Мудрого составленное им заявление?

3. Какие сведения о порядке наследования престола мы можем получить из данного источника?

4. Что можно сказать о роли Киевского князя в организации управления государством, опираясь на данный источник?

Из «Повести временных лет». Похвала Ярославу Мудрому

В год 6545(1037).Велика ведь бывает польза от учения книжного: книги наставляют и

научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах

книжных. Это — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь

неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. Если

поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей.

Кто ведь книги часто читает, тот беседует с богом или со святыми мужами. Читая пророческие

беседы и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получаем

для души великую пользу. Ярослав же этот,как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил он ее золотом, серебром и сосудами церковными, в ней возносят к богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви ставил он по городам и иным местам, поставляя попов и давая им из своей казны плату, веля им учить людей, потому что это поручено им богом, и посещать часто

церкви. И увеличилось число пресвитеров и людей крещеных. И радовался Ярослав,

видя множество церквей и людей крещеных, а враг сетовал на это, побеждаемый

новыми людьми крещеными.

Вопросы и задания

1. Какие деяния летописец считает заслугами ЯрославаМудрого? Согласны ли вы с мнением автора источника?

2. В чем воплощена «великая для души польза», помнению летописца? Как он аргументирует свою мысль (обратите внимание не только на содержание, но и на форму повествования?

3. Как деятельность Ярослава Мудрого соотноситься с христианским пониманием о добродетели?

Источник

Ярослав Мудрый

poj35Дата: Четверг, 29.09.2011, 16:05 | Сообщение # 1

Майор

Группа: Администраторы

Сообщений: 4222

Репутация: 3

Статус: Offline

Домашнее задание
Повесть временных лет
«В год 6562 (1054). Скончался великий князь русский Ярослав. Еще при жизни своей он дал завещание сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыны мои; живите в любви, потому что все вы братья, от одного отца и одной матери. И, если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить , в распрях и междоусобиях , то погибните сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которую они добыли трудом своим великим, но живите в мире, слушаясь брат брата. Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в Киеве, старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переславль, а Игорю Владимир (южный), а Вячеславу Смоленск». И так разделил он между ними города, запретив им переступать предел братний и сгонять (один другого со стола), сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай обижаемому». И так он завещал сыновьям своим жить в любви».
Вопросы и задания к документу
1. От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?
2. Как характеризует князя Ярослава Мудрого составленное им заявление?
3. Какие сведения о порядке наследования престола мы можем получить из данного источника?
4. Что можно сказать о роли Киевского князя в организации управления государством, опираясь на данный источник?

Прикрепления: __.docx(12.3 Kb)

 
poj35Дата: Пятница, 07.10.2011, 15:49 | Сообщение # 2

Майор

Группа: Администраторы

Сообщений: 4222

Репутация: 3

Статус: Offline

Ярослав 2
1.Если убиет муж мужа, то мстить брату брата, или отцу, или тиун княжа; если не будет кто мстить за него, то положить за голову 80 гривен, если будет княж муж или тиун княжа; если будет русин, или гридь, или купец, либо тиун боярский, или мечник, или изгой, или словенин, то 40 гривен положить и за него.
2. По Ярославе же паки объединившись сыновья его: Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их; и отменили убиение за голову, но кунами выкупать; а ино все якоже Ярослав судил, такоже и сыновья его установили.
О убийстве
3. Если кто убиет княжа мужа в разбои, а головника не ищут, то виревную платить, в чьей же верви голова лежит, то 80 гривен; паки ли людин, то 40 гривен.
О княжи муже
9. Если в княжи отроке, или в конюшем, или в поваре, то 40 гривен.
10. А за тиуна, за огнищанина, и за конюшии, то 80 гривен.
11. А в сельском тиуне княже или в ратаинем, то 12 гривен. А за рядовича 5 гривен. Тако же и за боярского.
О татьбе же
38. Если крадет скот на поле, или овец, или коз, или свиней, 60 кун
39. Если крадет гумно или жито в яме, то колико их будет крало, то всем по 3 гривны и по 30 кун.
А се уроки скоту
41. Если за кобылу 7 кун, аза вола гривна, а за корову 40 кун… а за порося ногата, за овцу 5 кун, за барана ногата… за жеребенка 6 ногат…
О холопстве
106. Если холоп бежит, а заповесть господин, если слышав кто или зная и ведая, что есть холоп, а даст ему хлеба или укажет ему путь, то платить ему за холопа 5 гривен, а за робу 6 гривен.
113. Если холоп, бегая будет (т.е. находясь в бегах- Э.У.) добудет товара, то господину долг, господину же и товар, а не лишаться его.
115. Если холоп крадет кого-либо, то господину выкупать и либо выдать, с кем будет крал а жене и детям не надо, но если с ним крали и хоронили, то всех выдать…
Вопросы:
1. Как называется данный документ? Когда он появился?
2. Какие социальные категории упоминаются в этом документе? Выпишите их в порядке подчинения и определите их социальные функции. ( Для выполнения этой части задания можно воспользоваться справочной литературой.)
3. Какие денежные единицы упоминаются в тексте? Напишите их в порядке уменьшения их стоимости.
4. Какие виды преступлений рассматриваются в этих частях?
5. Что такое «вира» и «вервь»?
6. В чем историческое значение этого документа?
7. В чем заключается ценность этого документа как исторического источника

 
poj35Дата: Пятница, 07.10.2011, 15:49 | Сообщение # 3

Майор

Группа: Администраторы

Сообщений: 4222

Репутация: 3

Статус: Offline

Ярослав Мудрый создал княжеские мастерские по переписке книг и переводам с греческого языка. В мастерские набирали детей дружинников «И даяти нача на учение книжное». Казалось бы, благое дело! Между тем известно, что матери этих юношей оплакивали их: «Плакаху по ним акы по мртвеци».
Почему монахов считали живыми мертвецами?
Почему матери оплакивали своих сыновей, направляемых на учение книжному делу?

 
poj35Дата: Четверг, 27.09.2012, 11:41 | Сообщение # 4

Майор

Группа: Администраторы

Сообщений: 4222

Репутация: 3

Статус: Offline

Династические союзы детей Ярослава …Ярослав вошел в свойство со многими знаменитыми государями Европы. В Польше царствовал тогда Казимир, внук Болеслава Храброго: изгнанный в детстве из отечества вместе с материю, он удалился (как рассказывают историки польские) во Францию и, не имея надежды быть королем, сделался монахом. Наконец вельможи польские, видя мятеж в государстве, прибегнули к его великодушию: освобожденный папою (Римским) от уз духовного обета, Казимир возвратился из кельи в чертоги царские. Желая пользоваться дружбою могущественного Ярослава, он женился на сестре его, дочери Св. Владимира. Польские историки говорят, что брачное торжество совершилось в Кракове; что добродетельная и любезная Мария, названная Доброгневою, приняла веру латинскую и что король их взял за супругою великое богатство, множество серебряных и золотых сосудов, также драгоценных конских и других украшений. Собственный летописец наш сказывает, что Казимир дал Ярославу за вено – то есть за невесту свою – 800 человек: вероятно, россиян, плененных в 1018 году Болеславом. Сей союз, одобренный здравою политикою обоих государств, утвердил за Россиею города Червенские; а Ярослав, как искренний друг своего зятя, помог ему смирить мятежника смелого и хитрого, именем Моислава, который овладел Мазовиею и хотел быть Государем независимым. Великий князь, разбив его многочисленное войско, покорил сию область Казимиру. Нестор совсем не упоминает о дочерях Ярославовых; но достоверные летописцы чужестранные именуют трех: Елисавету, Анну и Анастасию, или Агмунду. Первая была супругою Гаральда, принца Норвежского. В юности своей, выехав из отечества, он служил князю Ярославу; влюбился в прекрасную дочь его, Елисавету, и, желая быть достойным ее руки, искал великого имени в свете. Гаральд отправился в Константинополь; вступил в службу императора Восточного; в Африке, в Сицилии побеждал неверных; ездил в Иерусалим для поклонения Святым Местам и чрез несколько лет, с богатством и славою возвратясь в Россию, женился на Елисавете, которая одна занимала его сердце и воображение среди всех блестящих подвигов геройства. Наконец он сделался королем норвежским. Вторая княжна, Анна, сочеталась браком с Генрихом I, королем французским… В 1048 году – по известию древней рукописи, найденной в С. Омерской церкви – король отправил послом к Ярославу епископа Шалонского, Рогера: Анна приехала с ним в Париж и соединила кровь Рюрикову с кровию государей французских. По кончине Генриха I, в 1060 году, Анна … удалилась в монастырь Санлизский; но чрез два года, вопреки желанию сына, вступила в новое супружество с Графом де-Крепи (Нормандским). Один французский летописец говорит, что она, потеряв второго, любезного ей супруга, возвратилась в Россию: но сие обстоятельство кажется сомнительным. Сын ее, Филипп, царствовал во Франции, имея столь великое уважение к матери, что на всех бумагах государственных Анна вместе с ним подписывала имя свое до самого 1075 года… Третья дочь Ярославова, Анастасия, вышла за короля венгерского, Андрея I. Вероятно, что сей брачный союз служил поводом для некоторых Россиян переселиться в Венгрию, где в разных графствах, на левой стороне Дуная, живет доныне многочисленное их потомство, утратив чистую веру отцов своих. …Кроме Владимира, Ярослав имел пятерых сыновей: Изяслава, Святослава, Всеволода, Вячеслава, Игоря. Первый женился на сестре Казимира Польского… а Всеволод, по сказанию Нестора, на греческой царевне… О супружестве других сыновей Ярославовых не можем сказать ничего верного. Историки немецкие пишут, что дочь Леопольда, графа Штадского, именем Ода, и Кунигунда, Орламиндская графиня, вышли около половины XI века за князей российских, но, скоро овдовев, возвратились в Германию и сочетались браком с Немецкими Принцами. Вероятно, что Ода была супругою Вячеслава, а Кунигунда Игоревою…
Вопросы 1) на основании брачных союзов детей Ярослава сделайте вывод о международном положении Руси. 2) С кем и почему были заключены брачные договоры ?

 
poj35Дата: Четверг, 27.09.2012, 11:52 | Сообщение # 5

Майор

Группа: Администраторы

Сообщений: 4222

Репутация: 3

Статус: Offline

В память сего знаменитого торжества Великий Князь заложил на месте сражения великолепную церковь и, распространив Киев, обвел его каменными стенами; подражая Константинополю, он назвал их главные врата Златыми, а новую церковь Святою Софиею Митрополитскою, украсив ее золотом, серебром… и драгоценными сосудами. Тогда был уже митрополит в нашей древней столице, именем Феопемпт – вероятно, грек, – который, по известию Нестора, в 1039 году вновь освятил храм Богоматери, сооруженный Владимиром, но поврежденный, как надобно думать, сильным Киевским пожаром 1017 года.
Ярослав начал также строить монастыри: первыми из них были в Киеве монастырь Св. Георгия и Св. Ирины. Сей государь, по сказанию летописца, весьма любил церковные уставы, духовных пастырей и в особенности черноризцев, не менее любил и книги Божественные; велел переводить их с греческого на славянский язык, читал оные день и ночь, многие списывал и положил в церкви Софийской для народного употребления. Определив из казны своей достаточное содержание иереям, он умножил число их во всех городах и предписал им учить новых христиан, образовать ум и нравственность людей грубых; видел успехи веры и радовался, как усердный сын церкви и добрый отец народа.
Вопросы 1) Когда и в честь какого события была заложена церковь Святой Софиии. 2) Что сделал Ярослав для распространения христианства в стране 3) Почему потомки прозвали его мудрым ?

 
poj35Дата: Вторник, 14.05.2013, 09:23 | Сообщение # 6

Майор

Группа: Администраторы

Сообщений: 4222

Репутация: 3

Статус: Offline

Из «Повести временных лет». Похвала Ярославу Мудрому В год 6545(1037). Велика ведь бывает польза от учения книж­ного: книги наставляют и
научают нас пути покаяния, ибо му­дрость обретаем и воздержание в словах
книжных. Это — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь
неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания… Если
поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей.
Кто ведь книги часто читает, тот беседует с богом или со святыми мужами. Читая пророческие
беседы и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получаем
для души великую пользу.Ярослав же этот,как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой
Софии, которую создал сам. Украсил он ее золотом, серебром и сосудами церковны­ми,
в ней возносят к богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви
ставил он по городам и иным местам, поставляя попов и давая им из своей казны
плату, веля им учить людей, потому что это поручено им богом, и посещать часто
церкви. И увеличилось число пресвитеров и людей кре­щеных. И радовался Ярослав,
видя множество церквей и людей крещеных, а враг сетовал на это, побеждаемый
новыми людьми крещеными.
 Вопросы и задания
1. Какие деяния летописец считает заслугами ЯрославаМудрого? Со­гласны ли вы с мнением автора источника?
2. В чем воплощена « великая для души польза », помнению летописца? Как он аргументирует свою мысль (обратите внимание не только
на содержание, но и на форму повествования)?

 

Источник