В чем польза звука гитары
Многие люди, после ознакомления с моими аудио- или видеозаписями, задают вопрос: «как получить/настроить такой звук на электрогитаре?». Практика показывает, что большинство людей рассчитывает получить ответ в виде некоего алгоритма, например: купить электрогитару «A», поставить на нее струны «B», купить комбик/процессор «C» (а может, еще и кучу педалей в придачу), после чего поставить ручки на них определенным образом, и получится точь-в-точь такой же звук. Посмотреть используемые мною электрогитары, оборудование и аксессуары можно здесь — секретом это не является. Однако дело тут совсем не в этом.
Как ни странно, мой более емкий и бюджетный ответ на данный вопрос иногда вызывает некое удивление и скептицизм. А ответ действительно прост: «чтобы получить такой звук, надо его правильно извлекать!». Вот и вся премудрость, в которой нет ни грамма сарказма. Дело в том, что только от звукоизвлечения гитариста зависит 95% звука (если не больше). Все остальное не столь важно, поскольку 100-95=5% — именно такой вклад вносят гитары, датчики, усилители и т.д. и т.п. Возможно, в данный факт тяжело поверить, поскольку в таком случае придется расписаться в собственной некомпетентности относительно звукоизвлечения. Но, как известно, если человек признает свою ошибку, то это уже огромный шаг вперед.
Специально для сомневающихся, в качестве доказательств своей позиции могу предложить посмотреть видео Andy Timmons, отснятое буквально на мыльницу, а может и вообще на мобильный телефон.
На этом ролике Andy у себя на кухне играет на электрогитаре в миниатюрный транзисторный комбик Vox за 100-200$. Но как же круто он при этом звучит!!! Поистине фирменный звук, идеальная читаемость, певучесть… Если аудиодорожку из этой записи включить человеку, который хоть немного знаком с творчеством данного гитариста, то смею заверить — он узнает маэстро с первых же нот. Аналогичные примеры можно привести с Nuno Bettencourt, John Petrucci, Paul Gilbert и другими монстрами электрогитары.
Но в таком случае возникает еще один логичный вопрос: «зачем же тогда тратить довольно большие деньги на покупку дорогих гитар и оборудования, если от них зависит всего лишь 5% звука?». Чтобы дать на него ответ, необходимо понять, какой путь проходит звук, прежде чем добраться до уха слушателя.
Факторы, влияющие на звук электрогитары
Как уже говорилось ранее, все начинается с рук гитариста. Именно от него зависит, под каким углом, с каким импульсом и по какой траектории медиатор атакует струну, зажатую левой рукой, должным образом синхронизированной с правой. А это в свою очередь оказывает влияние на динамичность, ритмичность, синхронизацию и чистоту звукоизвлечения. Если данные параметры выполняются правильно, то можно сказать, что гитарист «выжимает» максимум из своего инструмента.
Теперь рассмотрим факторы, не зависящие от звукоизвлечения. Думаю, все согласны, что струны оказывают определенное влияние на звук. Важны такие параметры, как толщина, материал и степень износа. Ровно те же самые параметры можно применить и к медиатору, которым атакованы данные струны.
Итак, атака совершилась, струна колеблется. Полученные вибрации передаются дереву, а именно грифу и накладке грифа от левой руки, прижимающей струну к ладу, а также деке (а при наличии и топу) от бриджа, к которому закреплены струны. Существенное влияние на звук электрогитары оказывают породы дерева (махагони, ольха, клен, ясень, палисандр, эбони и пр.), из которых изготовлен инструмент, качество обработки древесины, а также способ соединения грифа с корпусом (болченый, вклеенный, сквозной). Если сборка сделана добросовестно и все материалы идеально подогнаны по размеру, то гриф и корпус будут хорошо резонировать друг с другом, что положительно скажется на дальнейших колебаниях струны. Таким образом, можно сделать вывод, что степень резонанса зависит от качества сборки инструмента.
Звукосниматели (датчики) улавливают колебания струн и преобразуют их в электрический сигнал. Рекомендую обратить внимание на то, что звукосниматели оказывают свое влияние на звук уже после того, как «срезонировало» дерево. Поэтому ставить дорогие датчики на электрогитары из некачественной древесины нецелесообразно. В настоящее время существует огромный ассортимент звукоснимателей на любой вкус и цвет. Они отличаются между собой принципом действия (активные, пассивные), магнитами, уровнем выходного сигнала, сопротивлением, а также частотной характеристикой. Все вышеперечисленные параметры также корректируют сигнал, уходящий из электрогитары в стороннее оборудование.
Оборудованием могут являться комбики, стеки, процессоры, примочки или же софт, выполняющий аналогичные функции. Думаю, здесь будет излишним перечислять параметры, корректирующие звук, так как влияние оказывает практически все. Применительно к аналоговому оборудованию это: схема предусилителя/усилителя, производитель динамиков кабинета, модель ламп, модель микрофона, расположение микрофона относительно динамика и т.д. В процессорах или программах перечисленные функции также присутствуют, но только в виде имитации, от качества которой зависит степень схожести с аналоговой аппаратурой.
Далее искаженный сигнал попадает в аудиокарту, оцифровывается и графически прорисовывается в аудиоредакторе(Cubase, Nuendo, Adobe Audition, Pro Tools, Sound Forge и др.). На данном этапе, кроме конкретных плагинов (опять же разных производителей) для сведения и мастеринга, оказывает влияние уровень компетентности звукорежиссера, которому предстоит выполнять эти процедуры.
Если копнуть еще глубже, то можно к этому списку добавить «железо» на электрогитаре (бридж, колки, лады), качество пайки, как в инструменте, так и в оборудовании, кабели, АЦП и ЦАП. А еще степень аудиоподготовки помещения, уровень влажности воздуха. Ну и конечно же, атмосферное давление и количество промилле в крови.
Заключение. От чего зависит звук электрогитары
Неужели все вышеперечисленное это всего лишь 5% от общего звука? Так вот, я считаю, что да. Если гитарист не способен извлечь из своего инструмента максимум возможностей, то дай ему что американский Suhr, включенный в комбик Bogner, что китайский Phil Pro, включенный в процессор Zoom, разницы никакой не будет. Такой музыкант «завалится» еще на этапе взаимодействия медиатора со струной, т.е. о резонансе, о влиянии дерева на звук электрогитары, о датчиках и оборудовании еще даже речь не зайдет. А если он к тому же играет грязно и мимо ритма, то тут вообще полный «привет». И ни один звукорежиссер в мире ни за какие деньги это не исправит. Можно привести схожую аналогию с автомобилями: если бестолковую блондинку с купленными правами пересадить из ее Daewoo Matiz в Bentley Continental, то вряд ли она будет ездить более вдумчиво и предсказуемо. То же самое и здесь. Однако играть на вечно нестроящей гитаре со спиралевидным грифом и торчащими в разные стороны ладами все-таки не стоит. Всему есть разумный предел.
Из всего написанного следует сделать один очень важный вывод: прежде чем покупать кучу дорогих электрогитар и оборудования, необходимо посмотреть правде в глаза и самому себе ответить на вопрос, способны ли ваши руки извлекать максимум звука из электрогитары. Если же нет, а хорошо звучать все-таки хочется, то настоятельно советую заняться собственным обучением. Пользы от этого будет на порядок больше, а ваше звучание улучшится в разы. Покупка дорогостоящих электрогитар и оборудования оправдана только тогда, когда гитарист обучен правильному звукоизвлечению или же когда надо срочно удовлетворить потребности, вызванные хронической «брендофилией». Но если руки работают некорректно, то улучшения звука как не было, так и не будет.
Наверняка многие из Вас задумываются над тем, какова польза от уроков игры на гитаре и есть ли она вообще? Зачем заниматься музыкой и в частности гитарой?
В этой статье я опишу полезные качества, которые обретет для себя человек, став гитаристом, если предпочтет уроки гитары другим хобби.
Уроки гитары культурно воспитывают и дисциплинируют
Как и всякое занятие, имеющее определенную методику, уроки музыки, в частности — гитары, будут вносить в Вашу жизнь какие-то новые интересные алгоритмы, соблюдая которые Вы будете развиваться творчески. Сам по себе процесс воспитания (родителями детей, учителями учеников) включает в себя некую систему поощрений и наказаний, при которой Вы сами можете анализировать свои поступки и поступать правильно. А что есть правильно в воспитании? Когда воспитанник совершает такие поступки, при которых количество замечаний постепенно уменьшается, а число хвалебных восхищений со стороны учителя увеличивается. Таким образом, и постигается любая дисциплина. Играя на гитаре перед репетитором или в школе гитары, Вы разучиваете новый материал, который необходимо будет отработать на следующее занятие. При этом, учитель гитары дает Вам какие-то советы и исправляет ошибки, критикуя и поощряя в той или иной мере Ваши определенные действия. А в процессе самоподготовки вне музыкальной школы, Вас воспитывает и дисциплинирует сама гитара. Вы сами будете слышать и видеть Ваши ошибки. Проанализировав их, Вы будете их постепенно исправлять, потому что при добросовестном отношении к занятиям Вам будет постоянно хотеться играть лучше. Тем самым будете постигать гитарную самодисциплину сами того не понимая. Исключением из правил может быть только тот случай, когда ребенка родители насильно заставляют посещать уроки игры на гитаре, чтобы он потешил их, а не себя. При таком раскладе мотивация ребенка будет минимальной, как и результаты. Помните, при искренней любви к какому-либо творческому занятию (музыка, живопись и т.д.), Вы всё скорее будете становиться цивилизованнее, воспитаннее и интеллигентнее. Подумайте, много ли было в истории музыки невежд? Великие композиторы и музыканты были хорошо воспитанными людьми с хорошими манерами и воспитанием. Думаю, сама музыка тоже сыграла в этом весомую роль.
Терапевтические и оздоравливающие свойства игры на гитаре для организма
Врачи давно обнаружили благотворное влияние хорошей музыки на организм человека. Более того, в процессе прослушивания, как оказалось, участвует не только слух, а и все тело в целом. Г. Бодарецкий, главврач центральной районной поликлиники г. Киева в Шевченковском районе, однажды рассказал о том, что музыка проникает в живой организм не только через уши, а и через кожу, содержащую виброрецепторы. Звуковые сигналы попадают на резонансную частоту, соответствующую физическим характеристикам одного из органов, оказывая на него стимулирующее воздействие. А в случае с гитарой, сама вибрация будет ощущаться большой площадью тела и кожного покрова. Вследствие этого, какие-то болевые ощущения могут ослабевать или исчезать в целом. Существуют также описанные факты о том, что даже высота нот влияет на здоровье человека. Например, нота «До» ответственна за желудок и поджелудочную железу, нота «Ми» – за органы зрения и слуха, и т.д.
Думаю, что каждый из нас неоднократно ощущал на себе положительное воздействие музыки, которая помогает скрасить долгую поездку, расслабиться после рабочего дня, взбодриться утром, заниматься в спортзале, проводить в комнате уборку и многое другое. Наша жизнь без музыки была бы мрачной и неинтересной.
От себя хочу добавить, что помимо «пассивного» прослушивания музыки, благотворный эффект оказывают успехи самого гитариста. Ведь, согласитесь, приятно же выучить и сыграть без ошибок какое-то красивое произведение? А сыграв его, Вы в полной мере можете ощутить мощный прилив энергии победы над очередной сложностью в жизни, которая тоже окажет весомый терапевтический эффект на Ваш организм.
Но есть небольшая ложка дегтя, которая испортит статистику успешного влияния музыки на организм человека. Это мелодия срабатывания будильника по утрам.
Развитие мелкой моторики пальцев
На гитаре крайне важно извлекать звуки чисто, без дребезжаний и случайных глушений в виде «нотного кашля» (нелитературное примечание автора). В отличии от клавишных музыкальных инструментов, на гитаре это сделать не так-то просто. Нужно подобрать угол дистальной фаланги пальца, под которым она будет жать струну к нужному ладу и рассчитать силу, при которой Вы прижмете струну так, что она зазвучит без дребезга об ладовую пластину. Эти угол и сила подбираются гитаристом опытным путем при помощи советов учителя гитары, тем самым развивая мелкую моторику пальцевых фаланг не хуже, чем лепка пластилиновых поделок.
Кроме того, среди музыкантов чаще встречаются амбидекстеры (люди, одинаково владеющие обеими руками). А это говорит о том, что правое и левое полушарие мозга развиваются равномерно.
Повышение интеллекта. Гитара и логика
Играя с листа разные гаммы, гаммообразные фигурации, каденции, секвенции, аккордовые последовательности и пр. на гитаре, мы можем проследить некую логику построения звуков внутри них. Затем, используя слух и приобретенное логическое мышление, мы можем успешно импровизировать на гитаре, придумывая и подставляя различные ритмические рисунки, скованные определенной логикой, в собственное произведение. Как известно, левое полушарие отвечает за ощущение ритма, правое – слышит тембры и различает мелодию. И это еще раз доказывает, что игра на гитаре помогает синхронно развивать оба полушария головного мозга, так как он воспринимает музыку двумя полушариями одновременно.
Повышение самооценки и приобретение популярности
Безусловно, это – главный фактор, из-за которого подростки после 12-ти лет решают посещать уроки игры на гитаре. Как я описывал ранее, каждое сыгранное без ошибок произведение оказывает положительное воздействие на наш организм, как своего рода маленькая победа. Она же, в свою очередь, ведет за собой повышение самооценки, ведь человек чувствует, что достиг чего-то. Значит, он чего-то да стоит. В случае с гитарой, такие достижения не остаются тайными для друзей и близких гитариста и постепенно его популярность среди людей растет.
Высокая (но не завышенная) самооценка очень важна в подростковом возрасте, когда психика ребенка наиболее ранима. Важно, что, играя на гитаре, человек достигает результата сам (как и в случае, например, со спортом), без посторонней помощи. Репетитор по гитаре не в счет. Он только учит. А играет уже сам ученик. Видя свои успехи и обретая популярность среди сверстников, у ребенка укрепляется уверенность в себе и своих силах. Пусть только по гитаре. Но это его достижение, которым он будет гордиться, и развиваться в этом направлении.
Польза при отсутствии вреда
Подход, конечно, субъективный. Но я хотел бы сказать пару слов и об этом. Когда я начинал преподавать в музыкальной школе в 2002 году, директор школы однажды в беседе сказала такую речь, которую я помню и храню в памяти до сих пор: «Даже если из этих деток не получатся великие гитаристы, то, по крайней мере, во время занятий гитары они не делают ничего плохого: не бьют окна, не курят, не употребляют наркотики». Чтобы было понятнее чем именно меня зацепила эта фраза, уточню, что школа, в которой я начинал работать, находилась на окраине города. Из мест развлечений и культурных секций в том микрорайоне не было ничего, кроме моих уроков гитары и уроков фортепиано. Сами понимаете, при отсутствии развлечений от государства, люди придумывают свои в частном порядке. Спешу сообщить, что те дети, с которыми я начинал работать тогда, стали успешными в жизни и создали прочные семьи. Хотелось бы думать, что уроки гитары в этом так же отыграли свою роль, потому что, возможно, именно моменты самоподготовки или нахождение детей тогда на моих занятиях удержало их от совершения каких-то нехороших действий. А прогрессом, как известно, можно считать не только изменение в лучшую сторону, а и отсутствие изменений в худшую.
Психологическое развитие, эмоциональный подъем и профилактика депрессии
Я не являюсь специалистом в психологии, но сошлюсь на Дейла Карнеги, как одного из авторитетов в этой науке: «Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле — и одно из самых эффективных». К чему я это упомянул? Сейчас объясню. На сегодня у каждого из нас просто бешеный ритм жизни. Особенно в мегаполисах. Один лишь утренний путь на работу или учебу может являться увлекательным квестом или даже триллером с погонями (за транспортом), убийствами (времени ожидания на остановках), драмами (голодный котенок с добрыми глазами по пути в офис, грустные смс от жены за то, что забыл вынести мусор) и проч. У нас столько всяких дел, что некогда выдохнуть. Но, несмотря на все это, находятся люди, у которых находится время на то, чтобы приуныть. Уныние переходит в грусть, грусть в тоску, тоска в депрессию, о которой все друзья по социальным сетям узнают по ленте новостей, которая будет завалена черно-белыми фотографиями и грустными афоризмами. Короче, товарищи! Хочется приуныть – слушайте нескучную музыку или играйте на гитаре. И никакая тоска до Вас не доберется.
Специалисты-медики в качестве музыкального антидепрессанта рекомендуют слушать Моцарта. От музыки которого, кстати, не то что у людей депрессия проходит, а и ощутимо повышаются надои у коров! Товарищи, даже коровы понимают Моцарта! Поэтому пора завязывать с русским рэпом, попсой и клубняком, если Вы еще этого не сделали!
Воспитание индивидуальности вкусов и стиля
Я многократно слышал истории про вечно пьяных, обкуренных, потлатых, потных и вонючих металлистов. Это все – стереотипы, так как обычный обыватель (бабка под подъездом) по одежде вряд ли сможет оценить внутренний мир и специализацию человека. Но, как показывает практика моего общения в кругах музыкантов, гитаристы, с которыми я общаюсь, тщательно соблюдают личную гигиену (особенно следят за руками, скрупулезно выковыривая грязь из-под ногтей), ведут здоровый образ жизни, вместо приписываемого им аморального и имеют собственный стиль, который не заключается в ношении костюма на все случаи жизни в виде засаленной футболки «Metallica», рваных черных джинсов и каких-то стоптанных кроссовок. Нет, уважаемые читатели. Практикующие профессиональные музыканты, а не дворовые распЕватели песен и распИватели спиртных напитков, имеют свой имидж и стиль. Он может выражаться как в различных крупных предметах одежды (костюмы, рубашки, плащи и т.д.), так и в мелких аксессуарах (кольца, браслеты, подвески, банданы и пр.). А аморальное поведение скорее является исключением из правил, а не владеет подавляющим большинством гитаристов.
Ниже я приведу фото нескольких из сотен примеров имиджа для молодежи, представлять которых, думаю, не имеет смысла.
Если Вам понравилась статья, пишите внизу комментарии, делитесь ссылкой с друзьями и много играйте на гитаре.
С уважением, Алексей Грифф