В чем польза зимующих птиц
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
МБОУ «Чертушкинская начальная школа –детский сад»Новошешминского муниципального района Республики Татарстан» Исследовательская работа на тему: «В гостях у зимующих птиц» Автор:Зарипова Лидия Азгатовна Учитель начальных классов
2 слайд
Описание слайда:
Актуальность исследования: что же делают птицы, которые остаются у нас зимовать, ведь насекомых нет?
3 слайд
Описание слайда:
Цель исследования: изучить, какие птицы зимуют в нашей местности, чем они питаются и какую пользу они приносят. Предмет исследования: зимующие птицы.
4 слайд
Описание слайда:
Гипотеза исследования: зимующие птицы приносят пользу .
5 слайд
Описание слайда:
Особенности зимующих птиц нашей местности Многие птицы остаются зимовать. Этих птиц принято называть строго оседлыми. Некоторые птицы в зимнее время передвигаются в поисках корма в более южные области. Такие птицы называются кочующими. Птиц, остающихся зимовать или прилетающих к нам с севера, называют зимующими птицами.
6 слайд
Описание слайда:
Воробей У нас встречаются два вида воробьев – домовой и полевой.
7 слайд
Описание слайда:
Синицы. Синицы – лесные птицы и могут быть встречены у нас в любой сезон.
8 слайд
Описание слайда:
Поползень Поползень мастерски лазает по стволам деревьев не только снизу вверх, но и в любом другом направлении. Обыкновенный поползень – это оседлая птица.
9 слайд
Описание слайда:
Чечетка – небольшая птичка серовато-бурого цвета с красной шапочкой. Зимой питаются семенами хвойных деревьев, ольхи и особенно березы.
10 слайд
Описание слайда:
Голубь В Татарстане живет 5 видов голубей.
11 слайд
Описание слайда:
Сорока. Обыкновенные сороки являются оседлыми птицами и обитают неподалёку от человеческого жилья.
12 слайд
Описание слайда:
Ворона Всеядная птица.
13 слайд
Описание слайда:
Дятел Зимой дятел питается личинками, шишками – семенами хвойных деревьев.
14 слайд
Описание слайда:
Клесты Есть три вида клестов: клест – еловик, клест- сосновик и белокрылый клест, питающийся шишками лиственницы.
15 слайд
Описание слайда:
Свиристель Свиристели прилетают к нам в конце осени из северных лесов
16 слайд
Описание слайда:
Снегири Во время чистки клюва, прилипшие к клюву семена рябины падают на землю. Весной они прорастут. Тем самым снегири приносят пользу.
17 слайд
Описание слайда:
Сова. Сова – единственная птица, у которой оба глаза «на лице». У совы – единственной из птиц – имеются ушные раковины
18 слайд
Описание слайда:
Выводы по первой главе: Зима страшна птицам не холодом, а голодом. Чтобы хоть как-то помочь пернатым друзьям, необходимо развешивать кормушки за окном, во дворах домов и на деревьях в парках.
19 слайд
Описание слайда:
Мои наблюдения Наши незаметные помощники – синицы и воробьи. Всё лето эти птицы без устали, от зари до зари прочёсывали газоны и кусты в поисках живого корма для своих птенцов. Сколько миллионов гусениц, мошек и жуков они скормили своим птенцам – сосчитать невозможно. Семья синиц за лето съедает 35 тыс. гусениц.
20 слайд
Описание слайда:
Мы с ребятами нашего класса изготовили кормушки различных конструкций.
21 слайд
Описание слайда:
Создали птичью столовую на подоконнике своего кабинета.
22 слайд
Описание слайда:
Анкетирование Анкета «Зимующие птицы» 1. Готовишь ли ты кормушки? 2. Подкармливаешь ли ты птиц? 3. Для чего нужно подкармливать птиц зимой? 4. Знаешь ли ты, какую пользу приносят зимующие птицы?
23 слайд
24 слайд
25 слайд
Описание слайда:
«Для чего нужно подкармливать птиц зимой?»
26 слайд
Описание слайда:
«Знаешь ли ты какую пользу приносят зимующие птицы?»
27 слайд
Описание слайда:
Согласно проведенному опросу можно сделать вывод, что боль- шинство ребят не знают что и зимой птицы, которые остаются зимовать, перебираясь поближе к жилью человека, и прилетающие к нам на зимовку – приносят очень большую пользу. Их нужно беречь.
28 слайд
Описание слайда:
Наша гипотеза подтвердилась: птицы, зимующие в нашей местности приносят большую пользу, тем, что они и зимой выискивают червячков и личинок, зимующих под корой и в дуплах и являются распространителями семян и плодов различных растений.
29 слайд
Описание слайда:
ПРОСЬБА. Жалейте птиц, Они не оскорбятся жалостью. Поймите птиц, Пожалуйста. Как жить Зимой без червячка и мошки? Бросайте птицам крошки. Помочь певцам, Покуда вьюги не растаяли! Ведь птицы гибнут Стаями… П. Елфимов
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Тьютор
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Оставьте свой комментарий
Ирина Коршунова
Конспект занятия по лексической теме «Зимующие птицы»
Цель: Формирование, усвоение знаний, почему зимующие птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают птицам в зимнее время.
Коррекционно – образовательные:
1. закрепление и уточнение названий зимующих птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; обогащение словаря по данной теме.
Коррекционно – развивающие задачи:
1. учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах,
2. согласовывать существительные в творительном падеже,
3. образовывать сложные прилагательные,
4. формировать фразовую речь;
5. закрепить и уточнить знание детей о зимующих птицах и их жизни зимой;
6. развитие мышления при составлении разрезной картинки, при работе с карточками-шифровками;
7. развивать сенсорно-зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую, общую моторику, координацию движений с речью;
Коррекционно – воспитательные:
1. воспитывать бережное отношение к птицам;
2. закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях;
3. воспитывать желание защищать и оберегать зимующих птиц.
Методы и приемы: объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ презентации, рассказ логопеда о зимующих птицах, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.
Словарь: зимующие птицы, воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, красногрудый, белобокая, желтогрудая, толстоклювая, длиннохвостая.
Оборудование: презентация “Зимующие птицы“, предметные картинки зимующих птиц; конверты с разрезными картинками птиц; угощение для птиц (пшено, семечки, кусочек сала, ягоды рябины, крошки хлеба, корочка хлеба, разнос).
Проведение занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: – Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (Зима.)
А назовите мне признаки зимы (наступили холода; воет вьюга, дует сильный, порывистый (злой ветер, вся земля покрыта снегом, лед замерз в речке; люди одеваются в теплую зимнюю одежду).
Логопед: – Ребята, вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, которые живут с нами круглый год (воробей, голубь, ворона).
Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.
А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).
А почему снегирей зовут так? (прилетают с первым снегом).
Логопед: Выделите отличительные признаки птиц, которые прилетают к нам зимовать.
Дети: Синица-грудка желтая, головка и крылья черные.
Снегирь-грудка красная, голубовато-серая спинка и черная головка и крылья.
2. Артикуляционная гимнастика.
Жил-был Веселый Язычок. Вот однажды он решил он пойти погулять в детский парк. Выглянул из домика – тепло, солнечно. Он и решил погреться на солнышке, как блинчик на сковородке. Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил сначала покататься с горки, потом на качелях. Пощелкал кончиком от удовольствия и отправился лакомиться вкусным вареньем, которое было в красивом ковшике и съел конфетку. Посмотрел на часики – поздно уже. И покатился домой, как катушка. А дома губки его наказали за то, что он так долго гулял. Почистил Язычок зубки и лег спать в свою теплую постельку.
3. Игра «Отгадайте загадки».
Логопед. Я вам загадаю загадки, и если вы угадаете, появятся отгадки.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(снегирь).
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома,
А зовут ее? (ворона).
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка -.
(воробей).
В лесу, под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд, приятель!”
И ставит подпись.
(дятел).
4. Пальчиковое упражнение «Дятел».
Дятел на суку сидит,
Дятел дерево долбит,
Лечит дятел старый дуб,
Добрый дятел дубу люб.
На одной руке соединить все пальцы с большим – «дятел». Другую руку поставить вертикально перед собой – «дерево».
Изобразить, как дятел стучит клювом по дереву.
Помахать кистями рук – «летящая птица».
5. Упражнение «Кто внимательный?»
Дети прикрепляют заранее раскрашенных птиц на ветки деревьев по словесной инструкции логопеда (перед,сверху,снизу,между,слева от,справа от).
6. Игра «Один-много».
Логопед говорит:
– Один снегирь, а много – …
-Одна синица, а много-…
-Одна сорока, а много-…
Одна ворона, а много-…
-Логопед: – Ребята, а сейчас я вам расскажу о другой зимующей птице (рассказ логопеда).
Клест – крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами. Главная отличительная особенность клеста – клюв, сложенный крестиком. Этот своеобразный клюв помогает птице добывать семена, доставая их из шишек. Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще, как это ни странно, зимой. Правда, продолжение семейства возможно лишь тогда, когда “под рукой” запасы корма.
Селится клест в хвойных и смешанных лесах.
Питается клест семенами сосновых и еловых шишек, ягодами.
7. Динамическая пауза.
Сел на ветку снегирек,
Брызнул дождик
Он промок.
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька.
«Попрыгать» ладошками по плечам.
Потрясти кистями рук перед собой.
Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.
Поднять руки вверх и покачать ими.
Помахать руками – «крылышками».
8. Исправь ошибки.
Сорока сидел на заборе.
Ворона чирикала на солнышке.
Серое голубь.
Снегирь клевала хлеб.
Чёрный ворона.
9. Игра «Добавь словечко» (приставочные глаголы):
Птичка из гнезда … вылетела.
Птичка в клетку … влетела.
Птичка с ветки … слетела.
Птичка над деревом….
Птичка за дерево …
Птичка к кормушке…
Птичка через поляну…
10.Скажи по-другому:
С красной грудкой – красногрудый, с черными крыльями – чернокрылый, с черными глазами -, с кривым клювом -, с желтой грудкой -, с длинным хвостом-, с толстым клювом-…
11.Су-джок терапия:
Логопед раздаёт мячики для су-джок терапии.
Я возьму колючий мяч,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей
Пальчики-удальчики.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу.
Вправо-влево – как хочу.
Сверху – левой, снизу – правой
Я его катаю, браво!
12. Образование форм творительного падежа.
– Зимой холодно и голодно всем птицам в городе. Я приготовила лакомство для птиц (на разносе у логопеда в первой пиале- семечки, во второй-сало, в третей- хлеб, в четвёртой-пшено, в пятой-ягоды рябины. Посмотрите внимательно на корм и скажите, какую птицу мы угостим салом, хлебом, пшеном …
Ответы детей:
– Я угощу синицу семечками.
– Я угощу воробья крошками.
-Я угощу воробья пшеном.
– Я угощу снегиря ягодами рябины.
– Я угощу голубя хлебом.
Логопед: Птицам так тяжело зимой, что любая болезнь для них практически смертельна. Поэтому кормушки и места постоянного кормления надо содержать в чистоте, чтобы они не стали источником болезней. Птиц можно заметить возле кормушек, едва забрезжит рассвет. Поэтому корма в кормушки надо засыпать с вечера. И пока стоят сильные морозы или метут метели, это нужно делать каждый вечер.
13. Задания для самокоррекции. Складывание пазлов с изображением зимующих птиц.
14. Итог занятия:
– о каких птицах мы сегодня говорили?
-требуют ли заботы зимующие птицы?
-с какой птицей мы сегодня познакомились?
Вадим Гаврилов,
орнитолог, канд. биол. наук, ст. науч. сотр. Звенигородской биостанции им. С. Н. Скадовского биологического факультета МГУ им. Ломоносова
«Троицкий вариант» №1(220), 17 января 2017 года
Хорошо известно, что на Земле только полоса около экватора характеризуется отсутствием сезонных перемен в климате и погоде. Чем дальше от экватора, тем больше возрастают сезонные различия во внешних условиях жизни животных и растений. Годовая ритмичность особенно ярко проявляется у птиц, населяющих умеренные и полярные зоны. Из-за краткости благоприятного периода в высоких широтах сокращается продолжительность гнездового сезона. При этом увеличивается его амплитуда, т. е. в размножении одновременно участвует большее число особей.
Кроме того, с увеличением географической широты уменьшается среднесуточная температура воздуха. Поэтому птицы, размножающиеся и растущие в северных широтах, испытывают дополнительные энергетические нагрузки, связанные с необходимостью поддерживать собственное существование, размножаться и расти при температурах ниже границы температурного оптимума.
Миграции птиц являются одной из форм адаптации к сезонности климата, позволяющей птицам иметь большую численность, чем при оседлом образе жизни. Они также дают возможность использовать для гнездования территории, благоприятные в один сезон и неблагоприятные в другие сезоны.
Неоднократно доказано, что с точки зрения миграции все популяции птиц ведут себя очень по-разному. В пределах каждой популяции появляются на свет птицы, которые вовсе не мигрируют. Есть и те, у которых миграционное состояние в разной степени выражено. Есть птицы с гипертрофированным миграционным состоянием. Таким образом, естественный отбор всегда располагает достаточным исходным материалом для изменения нормы реакции в популяции как в направлении оседлости, так и в направлении перелетности. При необходимости могут меняться сроки, дальность и направленность миграции.
Если птицы мигрируют, то это не требует изменения фундаментальной особенности их существования — общего количества энергии, которое они способны усваивать из окружающей среды. Миграции лишь изменяют годовой цикл потребления энергии, снижая потребности зимой и повышая их весной, летом и осенью, то есть в более благоприятные для питания сезоны.
Напротив, у оседлых птиц умеренных и высоких широт поддержание благоприятного энергетического баланса в зимний период требует снижения теплоотдачи и увеличения способности усваивать больший объем пищи. Жизнь в трудных условиях требует перестройки многих фундаментальных систем в организме, как физиологических, так и морфологических.
Развитие адаптации к холоду вступает в противоречие с необходимостью сохранять устойчивость к высоким температурам летом. Это противоречие решается сезонным изменением теплопроводности, теплопродукции и предельного уровня потребления пищи. Кроме того, приспособление к оседлому образу жизни в условиях высоких и умеренных широт требует выработки способности к сезонной смене питания, причем зимняя пища часто оказывается либо трудноусваиваемой, либо малокалорийной, либо, наконец, труднообрабатываемой. Использование ее возможно лишь после выработки глубокой адаптации на морфологическом и физиологическом уровнях.
Понижение температуры до минусовых значений и выпадение снега являются самыми неблагоприятными факторами зимы. Замерзают вода и почва, прекращается вегетация растений; большая часть насекомых, моллюски, черви, амфибии, рептилии и часть млекопитающих впадают в анабиоз, спячку или прячутся. Поэтому птицы лишаются многих доступных местообитаний.
В отсутствие снежного покрова, даже при замерзании почвы, птицы, которые питаются семенами растений, могут собирать те семена, которые остались на самих растениях, и те, которые рассеялись на почве. Точно так же насекомоядные птицы могут выискивать спрятавшихся в траве и в почве насекомых. Однако даже незначительный снежный покров приводит птиц к необходимости разрывать снег, а глубокий снег делает всю пищу недоступной. И тогда на помощь приходят люди.
Человек давно стал одним из важнейших составляющих экосистемы, и в зимнее время в умеренных широтах зимующие птицы часто рассчитывают на него. Благодаря людям уменьшается влияние основных неблагоприятных факторов. В зимнее время, особенно там, где численность людей велика, зимующие птицы предпочитают концентрироваться вокруг и в пределах человеческих поселений.
Люди, их жилища, их производственные помещения и т. д. создают огромное количество дополнительного тепла, которое приводит как к глобальному, так и к локальному повышению температуры в городах. Жилища людей и их производственные объекты предоставляют огромное количество теплых ниш и укрытий, где зимующие птицы могут пересидеть и обогреться. Повышение температуры около человеческих жилищ и специальная очистка людьми определенных территорий от снега уменьшает распространение и глубину снежного покрова.
Кроме того, человек производит, хранит, перерабатывает и выбрасывает огромное количество пищи. Естественно, птицы используют этот ресурс и концентрируются вокруг таких мест, поедая собственно пищу и/или других животных, которые также ее используют. Так человек, часто сам того не желая, способствует успешной перезимовке многих птиц. А концентрация птиц вокруг человеческих поселений — поведенческая адаптация, увеличивающая выживаемость зимующих птиц.
Вместе с тем в последнее время увеличивается и направленная роль человека в увеличении выживаемости зимующих птиц. Всё больше и больше людей целенаправленно и постоянно подкармливают птиц в осенне-зимний период. Выделяются два основных направления подкормки птиц: направленная подкормка определенных видов и создание специальных кормушек, которые посещают разные виды птиц.
В средней полосе России зимующих птиц можно условно разделить на пять групп.
Первую образуют виды, полностью зависящие от человека. Это городские голуби, воробьи и городские утки. Эти виды вне поселений человека вообще не смогут существовать; количество кормов, которые они могут найти в природе, настолько мало, что не позволит им пережить зиму.
Вторую группу образуют оседлые лесные птицы, регулярно зимующие в средней полосе и вполне приспособленные к этому.
Это синицы, поползни, дятлы, зеленушки, сойки. Они могут пережить зиму и без помощи человека, но не откажутся от последней. Эти птицы охотно и много кормятся на кормушке. Третью группу образуют снегири, щеглы, овсянки, чижи и чечетки. В зимнее время эти зерноядные птицы питаются различными семенами. Они изредка посещают кормушки, с удовольствием поедая семечки, но из-за кочевого образа жизни редко остаются у кормушек подолгу.
Четвертую группу образуют дрозды, свиристели, пищухи и корольки. Эти виды часто можно увидеть вблизи человеческого жилья, но они никогда не посещают кормушки из-за их специализации в питании.
Пятую группу образуют серые вороны и сороки. Эти виды лучше всего приспособлены для обитания совместно с человеком; их как правило никто специально не подкармливает за исключением обычно индивидуально опознаваемых особей.
На фотографиях, сделанных автором статьи, представлены виды второй группы, которых в осенне-зимний период можно увидеть на кормушках.