В чем польза вышивки для детей
Ирина Потехина
Консультация для родителей «Значение вышивания для развития ребёнка»
Один стежок, другой стежок,
Не спи, моя иголка,
Раскрылся лист, расцвёл цветок
Лазоревого шелка.
К себе я птиц весёлых жду,
Они вернутся к маю,
И это дерево в саду
Для них я вышиваю.
(Авт. Т. Габбе)
Именно в народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание видеть вокруг себя изделия, выполненные собственными руками.
Вышивка имеет многовековую историю. На Руси умение искусно вышивать было присуще каждой женщине и передавалось из поколения в поколение. Обучать девочку этому ремеслу начинали с 4-5 лет.
Наши русские узоры
Не стареют сотни лет.
В красоте, в таланте русском
Весь скрывается секрет!
Так что же даёт ребёнку вышивание?
Развивается мелкая моторика, массируются активные точки на пальцах, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же вышивка несет в себе массу положительной энергии.
Вышивка – увлекательный, творческий труд, приносящий радость, заполняющий досуг, вводящий в мир прекрасного,а кому- то и помогающий в выборе будущей профессии: вышивальщицы, модельера, швеи.
Вышивание учит воспринимать цвета и их оттенки, развивает пространственное мышление. У ребёнка воспитывается художественный вкус.
Кроме всего вышеперечисленного, вышивание в силу специфики самого процесса способствует развитию в ребенке таких качеств, как усидчивость, сосредоточенность и аккуратность, которые несомненно пригодятся ребёнку в его дальнейшей, в том числе школьной, жизни.
Ребенку хочется быстрее завершить узор. Многие родители замечают, что дети очень увлекаются рукоделием, отказываются от просмотра телевизора, компьютерных игр и забав с друзьями. Согласитесь, иногда это просто необходимо.
Процесс овладения точными движениями рук, необходимыми для вышивания активизирует:
– развитие речи;
– координацию в пространстве;
– воображение;
– зрительную и двигательную память;
Психологи объясняют это следствием развития мелкой моторики рук в процессе вышивания.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата.
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.
Начните с самого простого: научите ребёнка вдевать нитку в иголку и делать узелок. Используйте для работы специальные вышивальные иглы с тупым концом.
Начиная вышивание,напомните правила техники безопасности при работе с иглой.
Для вашего ребёнка проще будет начинать вышивать на цветных квадратиках картона,где предварительно Вы нанесли по контуру рисунка отверстия иглой.
Используйте в работе шов “Вперёд иголку”.Затем можно применить “Тамбурный” шов,а потом “Крест”.Когда ребёнок овладеет навыком вышивания,можно перейти на ткань,закреплённую в пяльца.
Никогда не оставляйте ребёнка без присмотра во время вышивания. После окончания работы уберите инструменты и материал в шкатулку или коробку с крышкой. Обсуждайте вместе с ребёнком сюжет следующей работы. Замечайте успехи не только по окончанию работы,но и в процессе её.
Наша жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
Вышивание бисером
Автор: Мамино Лукошко
Дети – наши маленькие копии. Если мама рукодельница, в какой-то момент дети начинают проявлять интерес к её творчеству. Желание познакомиться с иголочкой и ниточкой может появиться у ребёнка как в четыре, так и в девять лет. И мальчики так же могут заинтересоваться вышивкой, как и девочки. И тогда потребуется помощь старших – поддержать стремление, обеспечить материалами, подходящими по возрасту, и научить вышивать.
Как знать, может быть, в этот самый момент у маленького человека зарождается хобби на всю жизнь?
Материалы для детского вышивания
Начинать знакомство малыша с вышивкой лучше с организации рабочего места и объяснения предназначения инструментов и материалов. Если нет желания впоследствии собирать по дому разбросанные нитки и иглы, нужно с первых шагов приучать к аккуратности и порядку. Для этого понадобится отдельная шкатулка для хранения детских рукодельных принадлежностей. В ней будут маленькие пластмассовые пяльцы, канва (лучше размера 14), красивая игольница, нитки, намотанные на органайзеры и ножницы с закругленными кончиками. Ребёнок будет очень рад таким сокровищам. От этого его интерес к рукоделию только возрастёт, а желание разбрасывать нитки даже не возникнет.
У каждой рукодельницы найдутся такие незамысловатые материалы, если нет, то шкатулку, мулине, игольницу, иглы, пяльцы и канву можно купить в нашем интернет-магазине.
Место для вышивки должно быть хорошо освещено. Ребёнок должен сидеть с ровной спиной и опираться на спинку стула. Желательно вышивать за столом.
Первые стежки
Чтобы научить ребёнка держать иголку в пальчиках, можно показать ему простые швы. Нарисовать линиями на ткани лёгкий рисунок и потренироваться в вышивке шва «вперёд иголку». Затем – шва «назад иголку». Главное, выбрать такой рисунок, чтобы его можно было вышить этими швами, а процесс не занимал много времени. Для ребёнка важно сразу видеть результат. Маленьким детям 4-5 лет можно предложить вышивку на картоне. Детям постарше можно смело давать канву.
После знакомства с простыми швами можно показывать вышивку крестиком по ткани с рисунком. Не стоит обращать внимание на состояние изнанки. Здесь важен сам процесс, аккуратность придёт позже. Обязательно хвалить за любой результат. А первую готовую работу повесить или поставить в рамочке на видное место, или подарить родному и близкому человеку. На следующий день заправить в пяльцы новую канву, спросить, что ребёнок хочет вышить и нарисовать ему рисунок. Заказать полотно для вышивки новых шедевров вашего малыша и нитки можно на нашем сайте.
В чем польза вышивки для развития ребёнка
Общеизвестный факт – детям нужно развивать мелкую моторику. Надоевшую мозаику можно заменить занятием вышивкой. Конечно, под присмотром взрослых. Ещё тридцать лет назад в старших группах детских садов вышивка была обязательным предметом. Наверное, не зря. Это можно объяснить с точки зрения медицины. В кончиках пальцев сконцентрировано множество нервных окончаний. Их стимуляция вызывает активность большой зоны головного мозга. Создаются условия для скорейшего деления нейронов. Следствие – умственное развитие ребёнка. Вышивка объединяет работу таких чувств как зрение и осязание, что приводит к развитию образного и ассоциативного мышления. Это касается не только детей, но и взрослых. Вышивая, мы умнеем. Занятия вышивкой тренируют усидчивость, внимательность, концентрацию. Дети, увлекающиеся рукоделием, обычно легко усваивают школьную программу, более внимательны на уроках и спокойны на переменах.
23026
Детские схемы для вышивки от ТМ «Маричка»
Чтобы интерес ребёнка к вышивке не пропадал, важно его стимулировать. Этого можно добиться при помощи новых схем и наборов. Расскажите малышу, где купить схему для вышивки. Следующую покупку в рукодельном магазине совершите вдвоём. Предложите ребёнку на выбор несколько схем. Это подстегнёт азарт, интерес к вышивке вернётся.
Освоив вышивку нитками, ребёнок при желании, может попробовать вышивку бисером. При этом мелкая моторика будет развиваться вдвойне. Производители товаров для вышивания позаботились о маленьких рукодельниках. В каталоге магазинов вышивка настолько разнообразна, что легко можно подобрать картину с интересным сюжетом и простым исполнением.
Торговая марка «Маричка» выпускает схемы для вышивки бисером на атласе А5 формата. Сюжеты яркие и милые. Вышиваются эти схемы простым монастырским швом. Объем вышивки небольшой. Маленькие вышивальщицы могут выбрать картину на свой вкус: герои сказок и мультфильмов, феи, машинки и самолётики. Купить схему для вышивки в Украине и другой стране можно в нашем интернет-магазине.
23318
Детская серия производителя Butterfly
Производитель схем и наборов для вышивания Butterly выпускает и постоянно обновляет серию детских схем под вышивку бисером. Среди сюжетов картин есть герои сказок и мультфильмов, котики, щенки, совы, снеговики и открытки. Из набора для вышивки открытки ребёнок может создать подарок для родных и близких. Для детей постарше есть маленькие схемы с полной зашивкой в круговой технике. Выбирайте детскую вышивку Butterfly на нашем сайте.
15396
Вышивка Абрис Арт для детей
В каталоге вышивок Абрис Арт для детского творчества могут подойти наборы для вышивки магнитов и открыток. Техника вышивки – несложный «шов назад иголку». Ребёнок может выбрать открытку в подарок дедушке, бабушке, маме, сестре или любимой учительнице. Так же можно выбрать интересный магнит на холодильник и даже карту Украины с магнитами. В наборы Абрис Арт входит всё необходимое для вышивки. Это будет сюрпризом вашему ребёнку.
Мини схемы от Tela Artis
Маленькие схемы для вышивки бисером Морская коллекция миниатюр или Коллекция котиков вызовет у ребёнка интерес к вышивке. Схемы для вышивки небольшие и цена удобная. Бисера нужно немного. Работа будет идти быстро и скоро будет виден результат, что немаловажно в детском творчестве.
18140
Наборы для вышивки крестом Luca-S
ТМ Luca-S выпускает маленькие картины для вышивки крестом с детскими сюжетами. Количество цветов небольшое. Объём работы маленький. Милые Медвежата Бруно и Бьянка порадуют как девочек, так и мальчиков. Юные рукодельницы смогут выбрать вышивку нитками на свой вкус и заниматься рукоделием с удовольствием.
Обучите ребёнка вышивке, и вы не будете сомневаться, чем заняться, рукоделием или ребёнком. Вы будете приятно проводить время вместе за любимым занятием. С вышивкой вы научите малыша получать удовольствие от процесса рукоделия, стремиться к достижению результата, преодолевать трудности и радоваться готовой работе. В детском творчестве важную роль играет качество материалов и инструментов. Чтобы вышивка доставила радость малышу, нужно выбирать товары для рукоделия лучших производителей. Наборы и схемы лучшего качества для детского вышивания выбирайте и заказывайте в нашем интернет-магазине. Так же на нашем сайте можно собрать шкатулку для маленьких рукодельниц. Пяльцы, ножницы, игольницы и мулине выбирайте в разделе «Аксессуары».
Желаем приятного времяпрепровождения за любимым вышиванием с Вашими детьми.
Вот мы с вами и добрались до завершающей темы нашей «многосерийной» беседы о вышивке.
«Вышивка и дети» — это, пожалуй, самая интересная тема для меня, как для педагога-психолога, творческого человека и мамы двух дочек.
Немного истории. На Руси девочки в крестьянской семье приучались к рукоделию с 7-8 лет. Но это не значит, что они, как несчастные «Золушки», шили вещи для всей семьи. Обшивали и одевали всех членов семейства замужние женщины. Бабушки пряли и ткали полотно на продажу. Незамужним девушкам при этом не полагалось изготавливать вещи, используемые в повседневном обиходе: дерюги, половики, наматрацники и т.п. Как мы с вами уже говорили в статье об истории вышивки, до 15-16 лет девочки должны были готовить приданое к собственной свадьбе.
Современные барышни свободны от такой обязанности… А может полезной миссии?
В любом случае, сейчас девочки вышивают для собственного удовольствия.
Роль вышивки в развитии ребёнка. Многие родители знают о том, что занятия вышиванием с дошкольником не просто влияют на формирование вкуса и эстетического восприятия мира, но в первую очередь помогают подготовить его к обучению в школе. Вышивание развивает терпение и усидчивость, мелкую моторику ребёнка, внимание, мышление и память. Не случайно с дошкольником чаще всего используют вышивку крестом по канве, которая как будто разлинована в клеточку. Это помогает ребёнку в дальнейшем успешно выполнять задания учителя, связанные с ориентированием на листе бумаги в клетку. А развитая в процессе творчества мелкая мускулатура рук избавляет первоклассника от возможных головных болей, часто возникающих у ребят, не привыкших к нагрузке на мышцы кистей.
Роль вышивки в воспитании ребёнка и формировании его личности. Вышивка развивает ребёнка не только физически и психически, но также оказывает влияние и на формирование характера и личностных качеств. Когда ребёнок умеет делать что-то своими руками (именно создавать, творить, а не разрушать!), он ценит чужой труд и уважительно относится ко взрослым. Человек, приученный в детстве любить труд, вырастает мотивированным, обладает позитивным мышлением, имеет цель в жизни и получает больше шансов стать счастливым. Роль вышивки трудно переоценить в воспитательном процессе ребёнка, но нужно помнить, что она всего лишь одно из средств. (Главное в воспитании счастливого человека, это безусловная любовь.)
Вышивка полезна как девочкам, так и мальчикам.Мальчику, кстати, умение держать иголку в руках, навык пришивать пуговицы и вышивать тоже не помешает. Мотивы вышивки, естественно, нужно подбирать подходящие, соответствующие «мальчиковым» интересам.
В любом моменте воспитательного процесса важно понимать особенности мальчиков и девочек.
Девочка получает удовольствие уже во время творческой деятельности (в том числе вышивания). Если у вас не хватает времени и воображения на использование продукта творчества девочки каким-то особым образом, вышивку можно просто повесить в рамочку и любоваться. Ведь от природы женщина ориентирована на процесс создания внутреннего пространство дома, атмосферы красоты, уюта, заботы и любви. Поэтому «девчачья» вышивка наполнена всякими нежностями, цветочками, мордашками и сердечками.
Особенность «мужского» творчества (скорее труда) обусловлена направленностью мальчика (как будущего мужчины) на деятельность в социуме. Мужчина нацелен именно на результат. Поэтому готовой вышивке (любому продукту творчества мальчика) обязательно нужно найти какое-то функциональное и непременно практическое применение. В этом вам может помочь моя статья «Яркие идеи использования вышивки». Если мальчик будет видеть пользу своего труда, это повысит его самооценку.
Когда мужчина видит свою нужность и важность плодов своей деятельности, получает благодарность, это
– позволяет ему почувствовать себя сильным и значимым,
– поощряет его инициативу в дальнейшем,
– вдохновляет на новые «подвиги».
Но вернёмся к вышивке…
Как вызвать у ребёнка интерес к вышивке и желание этим заниматься? Очень просто! Как говорится: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Всё равно они будут похожи на вас». Если ребёнок видит, как вы вышиваете (занимаетесь любой другой деятельностью) и чувствует ваши положительные эмоции от этого занятия, он скорее всего тоже захочет попробовать. Сначала позвольте ему просто быть рядом, наблюдать, общаться с вами.
Когда у ребёнка возникнет желание вышивать, важно поддержать и подкрепить его.
Чтобы процесс вышивания доставил ребёнку только положительные эмоции и стал любимым делом, важно чтобы:
– картинка для вышивки вдохновляла маленького творца;
– материалы были привлекательными (нитки яркими и без узлов, пяльца красивыми и в хорошем состоянии);
– процесс вышивания, материалы и инструменты должны быть удобными и безопасными. Выбирайте крупную канву, тупую толстую иглу, создайте малышу удобное место для работы и обеспечьте хорошее освещение.
Важно, чтобы время и состояние ребёнка были подходящими (не «на ночь глядя» или «через не хочу» чуть ли не насильно, прививать любовь к вышивке нужно, когда ребёнок бодр и позитивно настроен на творчество.
На первом этапе ребёнку интереснее заниматься вышиванием с кем-то за компанию. А также, важно, чтобы взрослый наблюдал, помогал, подбадривал, хвалил начинающего «вышивальщика».
Следите, чтобы ребёнок не переутомился в процессе творчества, иначе впоследствии он не захочет больше заниматься данным видом деятельности.
Чтобы развивать у ребёнка
– способность рассчитывать свои силы,
– умение планировать,
– а также воспитывать привычку доводить начатое дело до конца,
каждый раз заранее спрашивайте у ребёнка, что он будет вышивать сегодня (глазки у барашка, бантик у котёнка на шее, вот этот синий цветочек, колесо или фары у машины.) Хорошо, если запланированная цель будет достигнута.
Поощрение. Обязательно похвалите ребёнка за старания и при нём внимательно рассмотрите работу, искренне полюбуйтесь ею. Не судите слишком строго! Если это возможно, отметьте аккуратность и терпение. Не акцентируйте внимание на недостатках. Если есть серьёзные ошибки, то действуйте в зависимости от возраста и особенностей характера вашего ребёнка. Далеко не многим аккуратистам приятно доводить свою работу до совершенства, распуская стежки и исправляя недочёты. В большинстве случаев, сделав грубое критическое замечание человеку любого возраста, (тем более ребёнку!) мы рискуем отбить у него весь интерес к творчеству, как и к любому виду деятельности.
Совет для родителей-перфекционистов (как я): лучше пусть после «не самой ровной» вышивки у ребёнка останется приятное воспоминание о детстве, знакомстве с волшебным видом творчества и об общении с вами, чем ценой детских слёз вы получите в конце концов «качественный», на ваш взгляд, результат, но испортите впечатление о вышивке и отравите детские воспоминания негативом.
Теперь поговорим о вышивке ДЛЯ детей. Вышивка широко распространена сейчас в индустрии, направленной на обеспечение нужд и комфорта малышей. А также она как никогда популярна в области рукоделия. Вышивка присутствует в детском интерьере…
Вышивкой в интерьере для взрослых мы любовались в отдельной публикации.
Часто можно увидеть постельные принадлежности, предметы и аксессуары для малышей, украшенные вышивкой.
Вышивка является частым элементом украшения детской одежды и обуви.
Подробнее о вышивке на обуви мы говорили в статье, посвящённой «одежде для ног».
Мы также обсуждали оригинальные идеи украшения одежды вышивкой.
Очень люблю изделия с простым дизайном и без лишних деталей, потому что это огромный простор для творчества. Именно в них Вы можете вложить энергию Любви, которая будет оберегом для вашего малыша. Своими руками в домашних условиях вышивкой можно декорировать самые разнообразные предметы: детские варежки, шапочки, кофточки, носочки, бантики, заколочки и многое другое.
Техники, швы и строчки в вышивке мы обсуждали в посвящённой им публикации.
Самый быстрый и эффектный результат в вышивке нитками можно получить с помощью тамбурного и стебельчатого шва, крупного крестика, использования глади, «рококо», «французского узелка». Мастером использования тамбурного и стебельчатого шва можно по праву считать Юмико Хигучи. В статье о её творчестве вы найдёте море вдохновения.
Существует множество материалов, которые используют в вышивке.
Но для украшения детской одежды безопаснее выбирать нитки и ленты.
На изделиях для детей старше 4 лет в вышивке можно использовать бисер, а ещё лучше крупные бусины. А вот стеклярус и пайетки имеют неприятные свойства царапаться, ломаться и отваливаться, поэтому их лучше не брать для вышивки на детской одежде и других предметах, предназначенных для детей.
Очень понравилась идея использования готовой вышивки для создания передничка-слюнявчика ручной работы. А чего добру-то пропадать? Пусть ваш труд радует малыша и всех окружающих.
Стильно и красиво смотрятся сумочки с вышивкой.
Для экономии времени вышивку можно сочетать с использованием кружева, лент, страз…
Извините за нескромность, выложу несколько фотографий своих стареньких работ с вышивкой. Для изготовления сумочек можно использовать ткань, Эко-кожу, дерматин и другие материалы. Но вышивать, конечно, будет легче на ткани.
Как вы уже, наверное, догадались,«развивалки» для детей — моя излюбленная тема. Сейчас в продаже много дорогостоящих игрушек и развивающих пособий, украшенных вышивкой.
Но я считаю, что самая ценная для ребёнка игрушка — это игрушка, сделанная руками самых близких людей (мамы, папы, бабушки) с теплом и наилучшими пожеланиями. Это могут быть кубики, книжки, коврики и многое другое. Не важно, насколько профессионально будут сшиты кубики, не важно, сколько страниц будет в книжке или какого размера будет коврик. Самое главное — сколько Любви вы вложите в своё творение!
Творите, дорогие волшебницы, главное с Любовью! И пусть ваш дом всегда будет наполнен гармонией, уютом и теплом!
Это была завершающая статья из цикла публикаций о вышивке. Благодарю всех, кто был с нами всё это время!
Следующая тема, которую мы будем обсуждать — Павлово-Посадские платки. Приглашаю вас принять участие в беседе об удивительных фактах из истории этого невероятно красивого и практичного русского символа и сувенира.