В чем польза в изучении стихов

В чем польза в изучении стихов thumbnail
«Из всех искусств первое место удерживает за собой поэзия», — писал Кант в «Критике способности суждения». А учёные давно доказали, что заучивать стихи наизусть полезно для мозга и общего развития личности. Вот несколько причин:

1. Когда человек учит стихи, то он синхронизирует свой мозг с образом мыслей гениев. Человек запоминает обороты. Речь такого человека становится более афористичной и развитой.
2. Увеличивается способность к запоминанию информации – становится легче учить иностранные языки! Это объясняется тем, что наша память поддается тренировке – как и мышцы.
3. Мышление становится ярким и образным, развивается способность к созданию ассоциаций, что помогает в творчестве и в повседневных задачах.
4. Тренируется чувство ритма.
5. Иосиф Бродский, заставляя своих студентов учить стихи наизусть, говорил, что каждое выученное стихотворение можно считать своим. Когда вы знаете стихотворение наизусть, вы можете использовать его в подходящих ситуациях, а также оно становится частью вас.
6. Когда вам скучно, вы можете вместо бессмысленного чтения новостей или интернет-серфинга вспоминать заученные стихи, которые, несомненно, придадут вашей повседневности очарование и помогут держать в тонусе память.
7. Расширяется кругозор и словарный запас!

В действующем каталоге Книжного Клуба вы можете приобрести в превосходных подарочных изданиях 7 сборников стихотворений известнейших и любимых поэтов: Омара Хайяма, Александра Блока, Анны Ахматовой, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского и многих других. Членам Клуба – скидка!

Увлекательного чтения!

Ваш Книжный Клуб

1. «Рубаи», Омар Хайям

Мудрые четверостишия Омара Хайяма, выдающегося персидского поэта и мыслителя XII века, занимают особое место в сокровищнице мировой культуры. Его рубаи цитируют все, кто любит меткое слово от тамады на пышную свадьбу в умудренного жизнью отшельника-писателя. На протяжении многих веков они привлекают ценителей изящного своим дорогим словесным огранке. В филигранном четверостишии Хайяма умещается весь жизненный опыт человека, отражены соображения любого мыслящего души: веселый спор с Судьбой и печальный диалог с Вечностью. Хайям сделал жанр рубаи широко известным, довел эту поэтическую форму до совершенства и оставил потомкам вечное послание, наполненное редкой свободой духа.

Эта книга — драгоценный трофей истинного библиофила. Каждую его страницу можно рассматривать не спеша, со вкусом. На фарфоровой поверхности бумаги рождаются тончайшие арабески персидского шелка — словно воспоминание упоминание о тех золотых временах, когда искусством именовались только шедевры, а мудрость жизни умещалась в четыре поэтические строки.

2. Сборник «Русь моя, жизнь моя…», Александр Блок

В этот том вошли многие стихотворения Александра Блока из составленного им «романа в стихах», пронзительные стихотворения о России, поэмы «Возмездие» и «Двенадцать», пьесы, проза разных жанров. Личность Александра Блока, его судьба в неразрывности жизни и литературы — вот объединяющая идея книги. Представлены также фрагменты его дневников и записных книжек, избранные письма, воспоминания современников о Блоке. Печатаются все произведения поэта, включенные в основные российские школьные программы по литературе.

3. Сборник «Серебряный век. Стихотворения»

Лирический дневник эпохи! Серебряный век – удивительный период в истории русской культуры. Это было время интеллектуальных прозрений и социальных потрясений, получившее широкое воплощение в искусстве и литературе. В книге вы найдете шедевры мастеров той эпохи.

4. «Стихотворения. Поэмы», Анна Ахматова

Анна Ахматова — признанный поэт еще в 20-е годы ХХ века, человек с драматичной судьбой, подвергалась замалчиванию, травле, цензурированию. Однако еще при жизни ее поэзия была любима миллионами читателей, а имя уже тогда окружала слава среди почитателей поэзии, как в СССР, так и за рубежом. Тонкое понимание психологии чувства и осмысление общенародных трагедий ХХ века и сейчас привлекают читательский интерес к творчеству А. Ахматовой.

5. Сборник «Избранное», Андрей Вознесенский

«Андрей Вознесенский ворожит-завораживает, иронизируя, играя, перетекая через ритм от звука, намека и недомолвок к всепоглощающему смыслу в пространстве собственных слов и строф,» – писал Эрнст Неизвестный. Поэтические озарения большого поэта возникают в обыденной жизни, но этим они еще более ценны. При всех открытиях в области звуковых метафор, видеом, кругометров А. Вознесенский не теряет главное свойство своей поэзии – нежный трагический лиризм. Автор либретто к знаменитой рок-опере «Юнона и Авось», объехавшей весь мир, всенародно любимых романсов «Сага», «Белый шиповник», песен, среди которых «Миллион роз», «Вальс при свечах», «На бис», «Часы»… Все эти песни и другие, любимые читателями стихотворения, собраны в этой книге.

6. «Стихотворения», Роберт Рождественский

Роберт Рождественский родился поэтом. Его интонацию не спутаешь ни с какой другой. В шестидесятые годы, когда поэзия вырвалась на площади и стадионы, он заявил о себе громко, ершисто, обращаясь к своим сверстникам, «парням с поднятыми воротниками», таким же, как и он сам. А потом был «Реквием», и лирика, и пронзительные последние стихи. И конечно, песни — они звучали по радио, их пела вся страна, они становились лейтмотивом наших любимых картин. Достаточно вспомнить хотя бы это: «Не думай о секундах свысока…».
Роберт Рождественский, поэт и человек, предстает перед нами со страниц этой книги.

7. Сборник «Ночи безумные, ночи бессонные. Эротическая проза и поэзия»

Лицам, не достигшим 18 лет, данный товар выслан не будет.

Каждая строка этих произведений пронизана пылкой чувственностью и неудержимым желанием. Пикантные и где-то неожиданные творения А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Северянина, А. Фета, М. Цветаевой, М. Волошина и других поэтов доставят истинное удовольствие ценителям откровенной литературы.

Источник

Андрей Поляков  ·  18 сентября 2019

2,0 K

Студент на РЖД.
Немного шарю в искусстве и литературе.

Не думаю, что открою Америку, если скажу, что стихи развивают память)
Память человека способна “расширяться”, наполняясь объёмом новых знаний. Вот и стихи незаметно её тренируют,что способствует в будущем к более хорошему запоминанию разной информации.
Стихи совершенствуют интеллект
По началу кажется, будто человек просто учит стих, на деле в этот момент наш мозг совершает огромную работу. Образуются новые нейроные связи между клетками мозга, что в свою очередь развивает внимание, мышление, речь, воображение и, как выше сказано-память.

Читайте также:  Родниковая вода с серебром польза

Как начать развиваться интеллектуально и духовно?

Гуманист, художник, тунеядец.

Больше читай. Разную литературу, разные жанры, разные источники, желательно, на нескольких языках. Интересуйся жизнью и миром вокруг, культурой, искусством, историей, наукой. Находи хобби, чем больше, мне кажется, тем лучше – начинай день с мыловарения и заканчивай астрономией. И главное — не останавливайся. Не говори себе: «Это предел, большего достичь нельзя». Стремись всегда расти над собой вчерашним.

Прочитать ещё 9 ответов

Как вам удавалось сочинять стихи?

Вроде все еще удается.

Можно было бы отшутиться, что несложно — язык без костей еси — но это было бы полуправдой: писательство происходит по-разному на разных стадиях, и сопровождается на них своими специфическими преградами.

В ранней юности писать удается потому, что у автора недостаточно критического аппарата чтобы понять, что он занимается бессмысленным эпигонством. В ученические годы писать удается на редких удачах, иногда даже имитациях, поскольку в целом все выглядит беспросветно — но во всяком случае в этот период уже возникает какое-то ощущение языка, пусть в чужих текстах, которое подсказывало бы реальность преследуемого.

Дальше дороги по крайней мере частично расходятся. У всех авторов, переживших любительство и добравшихся до какого-то собственного процесса, всегда будет разный подход как к одиночному тексту, так и к писательству в целом. Даже если брать поэтов одной эпохи — едва ли Введенского и Элиота, например, объединяли похожие трудности.

Но возможно есть одна более-менее общая (не знаю, я не опрашивал коллег и нафиг надо) — сама природа профессиональной работы: когда язык, на каком-то этапе, найден, и им написано уже множество текстов, и одиночный перестает быть чем-то особенно сложным (как и особенно важным), так что планирование выходит на “вид сверху” и долговременные стратегии. Как/что имеет смысл писать ближайшие десять лет? Двадцать?

Писательский day-to-day работает в равной степени на любви, инерции, силе воли и неизбежности. Вдохновение как идея проходит существенную ревизию. Периоды парализующей неуверенности — становятся частью рутины, вроде стояния в очереди и мытья посуды. Просидеть месяц за текстом и потом выкинуть — перестает быть потраченным временем, просто еще одна часть работы.

(Я в принципе пишу медленно — текущие циклы занимают по времени столько же, сколько занимали тексты первой журнальной выборки десятилетней давности, то есть не меньше пары недель на каждый)

Но собственное авторское это в любом случае только часть вопроса, потому что в какой-то степени что-то удается даже не благодаря, а вопреки автору. В античности поэзия считалась формой одержимости: от автора требовалось выполнять свою часть работы, от даймона — выполнять свою. Я думаю, идея просодии как независимого морального агента интереснее идеи об авторе как о способе организации текстов. )

Ну и — в конце концов что-то удается потому что это делается, и когда оно не выходит, оно делается с начала. С этим все как везде.

__

Другие ответы о поэзии:

Как молодому поэту опубликовать свои стихи?

Что значит быть русским поэтом?

Как вы пишете стихи — по спонтанному вдохновению или продумывая наперёд?

Что можно посоветовать молодому автору (писателю или поэту)?

Возможна ли поэзия после Освенцима?

Как опубликовать собственную книгу стихов или прозы, и как ее потом продвигать?

Что в общем случае делать с написанным стихотворением?

Как читать стихи Аркадия Драгомощенко? В чём значение этой поэзии?

Какое стихотворение можно назвать главным стихотворением XX века?

Тексты, фото, выставочные отчеты и прочее — в ФБ.

Прочитать ещё 3 ответа

Какие упражнения для развития мышления вы знаете?

Создатель контркультурных эскизов bobmarsovich.blogspot

Список 100, где вы составляете 100 ответов на 1 конкретный вопрос, например “100 предметов, которые вы с трудом распознаете наощупь”. Причём сама постановка вопроса и есть разница в уровне сложности на данное упражнение. 100 способов признаться в любви. 100 видов бизнеса, которым могли бы заниматься пришельцы на других планетах. 100 вариантов происхождения воды. 100 необычных комплиментов. 100 предметов, на которых вы могли бы оставить послание своим правнукам. И тд

Прочитать ещё 9 ответов

Как научиться разговаривать красиво и четко формулировать свои мысли?

Знаток в области красоты, стиля, здоровья, фитнеса. Увлекаюсь кино и…

Чтобы красиво разговаривать и четко излагать свои мысли, нужен развитый словарный запас и умение строить сложные предложения. Научиться всему этому вполне возможно. И лучший способ – читать книги, как можно больше, в первую очередь, российскую и мировую классику. Чтение, как ничто другое, развивает словарный запас и речь человека! Также пробуйте записывать свои мысли на бумагу, а затем читать их, отмечая, что можно улучшить в вашем тексте. Таким образом, умение красиво излагать свои мысли перейдет из вашей письменной речи в устную.

Прочитать ещё 32 ответа

Какие книги нужно прочитать, чтобы развить речь и словарный запас?

Очень рекомендую серию учебников”Детская риторика” и “Риторика” авторского коллектива под руководством Т.А.Ладыженской. Это книги для школьников с 1 по 11 класс и для всех, кто хочет развить свою устную и письменную речь, научиться эффективно и результативно общаться. Занимаясь по этим учебникам, можно в том числе и существенно обогатить свой словарный запас.

Читайте также:  Польза маски для лица с витамином е

Прочитать ещё 9 ответов

Источник

Сколько стихов наизусть учат дети за 11 лет российской школы? Такого подсчёта пока никто не подводил. Подсчитаем вместе. Предположим, среднестатистический школьник в России запоминает 1 стихотворение в неделю. Да, это грубый подсчёт: не будем оглядываться на разные учебные программы, уклон школы и философию каждого отдельного учителя.

Получается 4 стиха в месяц, 36 стихотворений в год (не обращаем внимания на каникулы), 144 стиха – за 4 года начальной школы, 1584 стихотворения – за 11 лет обучения. 1584 стиха – внушительная цифра! Для сравнения в Америке – 0. Ошеломительная разница. Американцы предпочитают не напрягаться, не запоминают стихотворные строчки. По их мнению, дополнительная умственная работа отвлекает от глубинного смысла поэзии, перенапрягает мозг. Российские школьники из поколения в поколение справляются с этой задачей. Всё потому что отечественное образование твёрдо знает ответ на вопрос: Зачем учить стихи? 5 веских причин, чтобы учить стихи:

                 1) Стихи развивают память

Память человека похожа на воздушный шар. Шарик создан, чтобы взлететь в небо и летать. Для этого его надувают воздухом. Так же и память человека призвана «раздуваться», наполняться информацией и увеличиваться в объёме. Стихи, как воздух, наполняют нашу память, незаметно тренируют. После стихотворений мозг готов лететь и развиваться с новой силой. Как по маслу в будущем запоминаются исторические даты, формулы и даже целые книги. Да что там книги, человек запоминает жизненно важную информацию, учится на ошибках и помнит о своих победах. Это первая причина, по которой недоумевающее «Зачем учить стихи?», отпадает само собой. Недаром каждый взрослый хотя бы раз в жизни слышал: «Учи одно стихотворение каждый день, и старческий склероз тебе не грозит».

2) Стихи совершенствуют интеллект

Со стороны кажется: человек просто учит стишок, а мозг в это время усиленно трудится. Образуются новые нейронные связи между клетками мозга, включаются все умственные способности: память, внимание, воображение, мышление, речь. Поэтому стихи учат с пелёнок. Стишки, словно витаминки для мозга малышей, запускают их развитие. Доказано научными экспериментами: школьники, которые запоминают стихи наизусть, учатся лучше тех, кто не тренирует память с помощью стихотворений. Согласитесь, интеллектуально развитый ребёнок имеет больше шансов стать счастливым и успешным в жизни. Тогда любящим родителям стоит заменить «Зачем учить стихи в школе?» на вопрос: «Как эффективно подготовить ребёнка к взрослой жизни?»

3) Стихи помогают учиться

Лингвисты подсчитали: стихи запоминаются в 1, 5 раза легче и быстрее, чем простой текст. Ритмичные, приятные для уха стишки без всяких препятствий оседают у нас в голове. Стихи делают трудный материал лёгким для запоминания, весёлым! Поэтому в детсаду и в школе с помощью стихотворений учат всё, что только возможно. Начиная с алфавита, таблицы умножения и заканчивая органической химией. Наверняка, вы помните из школы:
– Кое, то, либо, нибудь – чёрточку не позабудь!
– Уж замуж невтерпёж!
– Медиана – это обезьяна, которая прыгает по сторонам и делит сторону напополам.
Хотите ещё? Другие стишки-запоминалки читайте здесь: Стихи-запоминалки. ТОП-10

4) Стихи учат презентовать себя

В детском саду, в школе стихотворения нужно не просто учить для развития памяти. Но ещё и читать наизусть перед толпой родителей на утреннике или перед классом у доски. Это своего рода тренажёр публичных выступлений. Детки учатся владеть собственным голосом, расставлять акценты, справляться с волнением и стеснением. Замечено: ребята, участники конкурсов чтецов, становятся хорошими ораторами. Они умеют донести точку зрения, знают, как быть услышанными, как вдохновить слушателей.

5) Стихи растят разностороннего человека

Распространяется мнение: стихи Пушкина, Лермонтова, Жуковского и других авторов прошлых столетий не подходят современным детям. Мол, трудные непонятные слова, тяжеловесные строчки, картинки из прошлой жизни… Их стремятся заменить на удобные, простецкие. Но нет! Не попадёмся в ловушку! Скажем спасибо таким стихам и авторам за то, что они неудобные, яркие, созданы до наступления компьютерной эры. Дети, которые учат строчки Пушкина, Есенина, Пастернака, помнят историю страны, развивают мышление, словарный запас и поэтический вкус. Эти школьники, знают: кто такой ямщик и что такое пролётка, как звучит Благовест и зачем нужна ендова. Они понимают: до кнопочных и сенсорных телефонов была другая жизнь. И жизнь раскрывается перед ними во всей своей красе!

Вы всё ещё спрашиваете: «Зачем учить стихи?» Тогда мы идём к вам.
Курс “Стихотворный БУМ” поможет вам быть счастливыми, когда вы учите стихи.

detoc4ki3

С уважением, тренер 
по развитию памяти и скорочтению
Екатерина Додонова

Похожие статьи


Источник

Стихи не только облагораживают нас духовно, но и развивают наш мозг. Ученые наблюдали нейронную активность в сером веществе добровольцев, читавших шедевры классической поэзии. Они заставляли активизироваться зоны мозга, ответственные за воспоминания о прошлом опыте. Выходит, что читая “Евгения Онегина”, мы можем переосмыслить собственное прошлое?

Они не ошиблись. Наблюдая за людьми, читавшими сочинения Шекспира, Вордсворта, Томаса Стернза, Элиота и других светил английской поэзии, экспериментаторы анализировали, как в это время работает их мозг. Чтобы сравнить, как реагировала бы ЦНС испытуемых на те же истории, рассказанные обычным языком, произведения классиков переписывали в прозе и давали на прочтение тем же добровольцам.

Оказалось, что при чтении поэзии нейроны реагируют буквально на каждое слово. Особо остро мозг реагирует на необычные поэтические обороты. Например, когда шекспировский эпитет “безумный” в адрес ветра заменяли на более простое в данном контексте слово “яростный”, мозг воспринимал это прилагательное как само собой разумеющееся.

Читайте также:  Глина вред или польза и вред

Но именно необычный эпитет “безумный” заставлял нервную систему мобилизоваться, словно мозг пытался осознать, что делает здесь это слово.

Высокая поэзия, как обнаружили ученые, вызывает избыточное возбуждение в мозгу. Причем этот эффект сохраняется еще некоторое время: обработав необычное слово или оборот, мозг не возвращается в прежнее состояние, а сохраняет некий добавочный импульс, который подталкивает к продолжению чтения. Можно сказать, что хорошие стихи действуют на людей наркотически!

Читайте также:Изучение языков вызывает прирост мозга

Чтение поэзии, по словам ученых, активировало также правое полушарие мозга, а точнее — его зону, ответственную за автобиографические воспоминания. Читатель словно обращался к пережитому личному опыту в свете только что полученных впечатлений. Получается, что читая “Гамлета” и “Вордсворта”, мы можем переосмыслить собственное прошлое. Интересно, возьмут ли психологи на вооружение эту методику. К примеру, людям, находящимся в кризисе, можно было бы рекомендовать ежевечерне читать классическую поэзию.

Исследователи обещают проверить эту догадку, а заодно и то, не будет ли похожего эффекта от чтения прозы (ливерпульские ученые собираются проверить это на примере Диккенса и других своих соотечественников — корифеев).

Пока же можно сделать вывод о том, что искусство — это не просто сложение рифмованных слов, нот или беспорядочный хаос мазков на полотне. И теперь это подтверждено научно. Прошлые исследования доказывают, что и музыка, и живопись удивительным образом развивают и “структурирует” мозг.

Музыка, никак, казалось бы, не связанная с остальными школьными дисциплинами, помогает школьникам лучше учиться. После длительного исследования обнаружилось, что музыка развивает вербальную память (то есть способность запоминать слова и текст).

Эксперимент, подтверждающий это, был проведен в Гонконге. Китайские ученые набрали 90 мальчиков, половина из которых играла в школьном оркестре, а другая половина музыкой никогда не занималась. При этом все мальчики учились в одной школе, то есть качество образования, которое они получали, было одинаковым. Но ребята, которые играли на каком-либо инструменте, запоминали слова и фразы намного лучше, чем их немузыкальные сверстники.

Спустя год экспериментаторы попросили тех же мальчиков снова пройти тестирование. Из 45 участников оркестра занятия продолжили только 33 человека. А еще 17 школьников пришли на занятия музыкой, узнав о результатах первого исследования. Группа начинающих продемонстрировала худшую вербальную память, чем те, кто занимался уже долго.

То есть чем дольше вы занимаетесь музыкой, тем лучше ваша память. У тех 12 учеников, которые бросили занятия, способности к запоминанию сохранились на прежнем уровне – не улучшились, но и не ухудшились. Можно предположить, что человек, который хотя бы несколько лет занимался музыкой в школьном возрасте, на долгие годы сохранит хорошую память.

Читайте также:Музыка синхронизирует умы

Эксперименты с живописью показали, что картины знаменитых художников отвечают некоему необъяснимому чувству гармонии, которое есть у большинства людей. Сотрудница Бостонского колледжа (США) Анджелина Холи-Долан решила проверить, правда ли, что современное искусство — мазня, подобная детским каракулям ли рисункам, которые создают животные. Ведь существует немало сторонников такой точки зрения.

Участники ее эксперимента рассматривали пары картин — либо творения известных художников-абстракционистов, либо каракули любителей, детей, шимпанзе и слонов — и определяли, какая картина нравится им больше, кажется более “художественной”.

Согласитесь, немногие обыватели узнают картины абстракционистов “в лицо”, поэтому повальное узнавание картин было вряд ли возможно. А чтобы еще больше запутать участников эксперимента, подписи имели только две трети произведений — причем некоторые таблички еще и сообщали ложную информацию. К примеру, подпись гласила, что зрители рассматривают “творения” шимпанзе, тогда как в действительности видели перед собой картины известного художника.

Но обмануть добровольцев не удалось. Люди чувствовали произведения, созданные художниками, и, невзирая на неправильно расставленные подписи, выбирали именно их в качестве “настоящих” картин. Объяснить причину своего решения они не могли. Получается, что художники, даже творящие в жанре абстракционизма, следуют некоему чувству визуальной гармонии, которое воспринимают практически все зрители.

Но не обманывают ли они сами себя, считая ту или иную комбинацию фигур и цветов совершенной? К примеру, на одном из полотен Мондриана большой красный квадрат уравновешивается небольшим синим на противоположной стороне. Есть ли в этом какая-то особенная гармония? Экспериментаторы при помощи компьютерной графики поменяли квадраты местами — и картина перестала вызывать у зрителей неподдельный интерес.

Наиболее узнаваемые картины Мондриана представляют собой цветовые блоки, разделенные вертикальными и горизонтальными линиями. Взгляд участников эксперимента останавливался на определенных частях картин, которые нашему мозгу казались наиболее выразительными. Но когда добровольцам предлагали перевернутые версии, они безучастно скользили глазами по полотну.

Впечатление от таких картин волонтеры впоследствии оценили намного ниже, чем эмоциональный отклик от оригинальных полотен. Заметим, что добровольцы не были искусствоведами, способными отличить “перевернутую” картину от оригинальной, и в оценке ее выразительности опирались исключительно на субъективные впечатления.

Похожий эксперимент провел Ошин Вартанян из Университета Торонто (Канада). Он переставлял элементы самых разных картин, от натюрмортов Винсента Ван Гога до абстракций Жоана Миро. Но оригиналы всегда нравились участникам больше.

В картинах великих мастеров были найдены и другие закономерности, которые “нравятся” мозгу. Алекс Форсайт из Ливерпульского университета (Великобритания) с помощью технологии компьютерного сжатия изображений установила, что многие художники — от Мане до Поллока — использовали определенный уровень детализации, который не был скучным, но и не перегружал мозг зрителя.

Читайте также:Почему одни любят Мане, а другие — Пикассо?

К тому же, многие произведения знаменитых живописцев имеют черты фрактальных узоров — мотивов, многократно повторяющихся в разных масштабах. Фракталы — распространенное явление в природе: их можно увидеть в зубчатых вершинах гор, в листьях папоротника, в очертании северных фьордов.

Источник