В чем польза утренних и вечерних молитв
Для чего нужно молиться утром и вечером?
Добрый день, дорогие наши посетители!
Почему нужно молиться утром и вечером? Зачем вычитывать утреннее и вечернее молитвенное правило – с длинными, и во многом, непонятными молитвами, с какими-то странными словами? Неужели нельзя говорить с Богом своими словами и молиться коротко?
На данные вопросы отвечает протоиерей Александр Лебедев:
«В православной богословской литературе, Церковь часто сравнивают с организмом. В Церкви, как и в теле человека, все продумано, направленно к определенной цели; каждый орган имеет свое назначение, нет ничего внешнего, чуждого, все органично. И все предписания в Церкви носят не навязанный извне, а очень естественный характер. Это касается и молитвы утром и вечером.
Утро и вечер – это то время, когда мы непременно общаемся с окружающими нас людьми. «Доброе утро» и «Спокойной ночи» мы всегда пожелаем человеку, даже если, в целом, к нему равнодушны. Это естественно.
У каждого из нас есть совесть, и если ее спросить: «Можно ли относиться к Богу хуже, чем к людям?» — она ответит: «Нет. Неудобно как-то».
Поэтому, раз мы общаемся с людьми, то должны общаться и с Богом. Утром людям – приветствие, Богу – молитва, вечером – аналогично. Все очень естественно.
Кто из нас может сказать, что он – мастер молитвы, ас, достигший в этом деле совершенства? Никто (сумасшедшие и гордецы не в счет). А о святых, силой молитвы творивших явные чудеса, вплоть до возвращения жизни умершим, проявляющих не меньшую силу молитвы и сейчас, после своей смерти, можно это сказать с уверенностью.
Мы же на протяжении всей нашей жизни лишь только учимся, пытаемся приблизиться к тому качеству молитвы, которой обладали святые люди.
Итак, святых можно сравнить с талантливым мастером, а нас – с его учениками. Как происходит процесс обучения, например, в живописи? Изо дня в день ученик занимается каким-то ужасно занудным делом – рисует кубики и треугольники, накладывает тени, строит перспективу и повторяет эти упражнения бесчисленное количество раз. Трудно, нудно, часто непонятно, но именно так растет мастерство.
Что-то подобное происходит и в молитве. Изо дня в день, читая молитвы, составленные святыми людьми, мы постепенно учимся молитвенному делу. Поверьте, не одну сотню раз можно читать молитву, совершенно не замечая какой-либо содержащейся в ней мысли. А потом вдруг эта мысль открывается.
Подобные открытия обогащают человека, но возможны они только в результате трудного, нудного, иногда непонятного дела – постоянного чтения церковных молитв. Дорасти до уровня мысли святого человека – вот цель такого чтения.
Все это не означает, что нельзя молиться своими словами. Никто этого не запрещает, это можно, а иногда просто нужно делать, если возникает такая потребность.
Опасно же – молиться исключительно и только по-своему. Всегда нужен ориентир. Ведь даже самый искусный моряк сверяет свои действия с приборами, маяком. Таким маяком и является церковное молитвенное правило. Оно потому и называется правилом, что с ним сверяют уровень и качество своей молитвы: а святые это у Бога просили? А так ли к Нему обращались?
Если серьезно относиться к церковному молитвенному правилу, стараться вкладывать в молитвы свои внимание, чувства и сердце, то очень скоро человек осваивается в церковном молитвенном пространстве. Тогда слова церковных молитв становятся своими, личными. Тогда можно уже не выбирать, молиться по-своему или по церковному: то и другое объединяются.
Что же касается жалоб на непонятность и странность слов церковнославянского языка, то, простите за резкость, это – ерунда. Церковнославянский язык – родитель русского, в нем слов, вышедших из употребления и совершенно незнакомых, сотня-полторы. Остальные слова, так или иначе, созвучны современным. Что стоит нам, легко справляющимся с непрестанно выливающимся на нас потоком иностранных слов, освоить эти церковнославянские анахронизмы? Один-два вечера со словарем – и все. Неужели ради Бога жалко потратить это время?
О продолжительности молитв. Конечно, весь смысл наших обращений к Богу можно свести к нескольким словам: «Господи, помилуй»; «Слава Тебе Боже»; «Подай, Господи». Сказал – и свободен. Так выходит?
Нет, не так. Время, которое мы отдаем молитве, — это наша жертва Богу. Поэтому, нельзя сводить молитву к делу одной-двух минут. Время – это, кстати, очень хороший показатель веры человека. Достаточно сравнить: сколько времени человек тратит на молитву, а сколько на, скажем, телевизор, и сразу ясно, что в жизни человека важней, кому он усердней служит».
Мужской и женский род в молитвах
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
В этой статье мы поговорим с вами о великой важности утренних и вечерних молитв, которые являются для нас тем же, что для воина, выходящего на брань с врагом, доспехи, закрывающие сердце и прочие уязвимые части тела. Как нелегко воспламенить дух молитвы только что восставшему ото сна, находящемуся в известном помрачении от сонного расслабления, так человеку, завершившему свой день, проведшему его в трудах земных, совсем нелегко бывает ожить для Бога духом, ибо дух этот часто помрачен вереницей дневных впечатлений.
Вот почему Церковь отобрала для нас некие золотые слитки в малую сокровищницу утреннего и вечернего правила. И тот, кто со вниманием, часто уже наизусть, а иногда, лишь подглядывая в молитвослов, читает это правило, действительно привязывается к нему всей душой, всем помышлением. Ибо Господь всякий раз, взбадривает душу, развеивает томность, возвращает бодрость, возвращает острозоркость, как бы вводит нас в мир молитвы посредством этого малого правила. Конечно, неплохо слушать его в храме или дома при соборном чтении, но лучше всего читать это правило самому, вникая в каждое слово молитвы, никуда не спеша, но питаясь и насыщаясь благодатью, сокрытой в тех покаянных вздохах, обличениях, славословиях и хвалениях Бога, которыми насыщены эти воистину святые молитвы, составленные мужами древности.
Вот почему никогда не нужно спешить с этим правилом, при недостатке времени лучше не тщиться вогнать в семь минут правило, но прочитать лишь несколько молитв так, чтобы они дали отзвук в душе, послужили к освящению сердца. Советуют в отношении вечернего правила читать его еще тогда, когда душа не скована утомлением. Но по существу уже после трех часов пополудни, когда по древнему исчислению времени 9-й час вступает в силу, можно читать это правило, оставляя те молитвы, которые в молитвослове напечатаны после молитвы «Достойно есть…» как освящающие непосредственный отход ко сну.
Ежедневные утренние и вечерние молитвы необходимы для жизненного ритма, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.
Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению.
Существует три основных молитвенных правила:
1) полное молитвенное правило, рассчитанное на духовно опытных мирян, которое напечатано в «Православном молитвослове»;
2) краткое молитвенное правило; утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших; вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;
3) краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Верую» – для тех дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени. Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.
Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см. «Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.
В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.
Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.
Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.
Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.
Молитва за других людей – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.
Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву, которая поможет и в повседневных делах находить Господа.
Таким образом, усердное чтение утренних и вечерних молитв дают христианину ту крепость, тот нравственный стержень, ту остойчивость, что являются над победой над изменчивостью и непостоянством нашего сердца. И как бы мы ни были подвержены греху, как бы не смеялся над нами лукавый, вынуждая нас делать, чего мы не хотим и не делать того, чего должно было бы делать, через внимательное чтение правила мы обретаем силу над ним, лукавым, и вводимся уже, поставляемся Богом на стезю иной – внутренней, внимательной, сокрушенной молитвы.
Скачать (.doc)
Скачать (.pdf)
- Молитвенное правило Богословско-литургический словарь
- Молитвенное правило свящ. Константин Слепинин
- Молитвенное правило для стоящего на пути богоугодной жизни свт. Феофан
- Содержание молитвы Н.Е. Пестов
- Как совершать дома свое молитвенное правило
- Молитвенное правило игумен Иларион (Алфеев)
- С чего начать нам прот. Алексий Уминский
- О внимательной молитве, молитвенном правиле
- Слово о келейном молитвенном правиле свт. Игнатий (Брянчанинов)
- О кратком молитвенном правиле (Серафима Саровского)
- Опыт прочтения утреннего правила по православному молитвослову
- Об одной молитве вечернего правила А. Андреева
- Личное молитвенное правило в литургической практике М. Верховская
- Правило свящ. Сергий Бегиян
- О молитвенном правиле в дни празднования Святой Пасхи
- Толковый православный молитвослов
- Молитвенное правило в Аудиоразделе
- Тест на понимание молитв на сон грядущим
- Тест на понимание молитвословий утреннего молитвенного правила
Моли́твенное пра́вило – 1) ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане (рекомендуемые тексты можно найти в молитвослове); 2) регламентированное чтение этих молитв.
Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.
Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.
Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов (Пс. 21:2; 30:6).
Существует три основных молитвенных правила:
1) Полное молитвенное правило, которое печатается в «Православном молитвослове»;
2) Краткое молитвенное правило. У мирян иногда возникают ситуации, когда времени и сил для молитвы остаётся мало, и в таком случае лучше со вниманием и благоговением прочитать краткое правило, чем торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя — всё положенное правило целиком. Святые отцы учат с рассуждением относиться к своему молитвенному правилу, с одной стороны, не давая поблажек своим страстям, лени, саможалению и прочим, которые могут разрушить правильное духовное устроение, а с другой стороны, учиться без соблазна и смущения сокращать или даже несколько изменять правило тогда, когда в этом существует действительная необходимость.
утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Символ веры», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;
3) Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Символ веры» – для тех исключительных дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.
Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.
Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см. «Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.
В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.
Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.
Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.
Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.
Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.
Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. Иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.
Можно ли сокращать молитвенное правило?
Этот вопрос волнует многих современных людей. Однако, как представляется, дать на него однозначный ответ, «да» или «нет», безотносительно к обстоятельствам нельзя.
С одной стороны правило для того и существует, чтобы его соблюдать. Важность молитвенного правила заключается в том, что оно ориентирует христианина в правильном русле.
Входящие в состав правила молитвы способствуют формированию надлежащих отношений богомольца с Богом, святыми и вообще с ближними, предохранению его от действий лукавых сил и внутренних страстей.
Многие, не имей они этого спасительного правила, может быть даже и не знали бы, как именно, о чём именно и с какой регулярностью должно молиться Богу и Его угодникам.
С другой стороны существует различные жизненные ситуации, когда верующему, либо ввиду немощи телесной или духовной, либо ввиду иных причин (например, в случае особо ответственных вахт и дежурств, караулов, активных боевых действий) регулярно читать молитвенное правило целиком бывает или крайне затруднительно, или практически невозможно.
В подобном случае следует помнить, что молитвенное правило хотя и является правилом, подразумевающим уместность его исполнения, однако не предполагает абсолютной, безусловной необходимости его соблюдения.
Иногда бывает лучше прочесть меньше молитв, но искренне и с усердием (от сердца), чем все (составляющее полное правило), но «формально» (небрежно, скороговоркой, перепрыгивая через строчки и т. п.).
Существуют, к слову, и сокращённые варианты молитвенного правила.
Но всё же в случае возникновения сомнений по этому поводу есть смысл обратиться за конкретной рекомендацией к опытному, духовно мудрому пастырю, духовнику.
Хорошо ли, если молитвенное правило будет побольше: кроме обычных утренних и вечерних молитв – акафисты, каноны?
Самое главное в исполнении молитвенного правила – постоянное ежедневное исполнение его. При нужде оно сокращается. Надо иметь такое правило, чтобы оно не превышало ваших сил и чтобы совесть не укоряла за леность.
***
Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва Иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество.
***
Протоиерей Алексий Уминский:
«Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души. Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти.
Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».
***
Святитель Феофан Затворник так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:
«а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности все читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь»…
б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…
в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…
г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…
д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…
е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени».
***
Митрополит Сурожский Антоний:
Мой духовный отец мне советовал так читать утpенние или вечерние молитвы: стал, помолчал, предстал перед Богом, пеpекрестился: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», – не в свое имя и не ради себя самого, а во имя Божие и ради Него. Потом пpочти пеpвую фразу молитвы, помолчи мгновение, совеpши земной поклон и повтоpи ее, помолчи мгновение и повтоpи ее еще раз; тогда пеpеходи на следующую фразу. Это значит, что утpенние или вечерние молитвы (с поклонами) занимают приблизительно два часа с половиной, – но они доходят. Они доходят, потому что ты услышишь те же слова три раза и заставишь свое тело поклониться и восстать. Конечно, дойдут, сколько возможно, в пределах твоей глубины. (Источник).
См. ВНИМАНИЕ В МОЛИТВЕ, БОРЬБА С ПОМЫСЛАМИ