В чем польза творчества для детей
О пользе детского творчества! Материал для родителей.
…Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Васильевич Гоголь
Творчество – это не только удовольствие, но ещё и полная свобода для фантазии и деятельности, самовыражение, искусство и красота. В нём нет правил и законов.
Ребёнок – это маленький первооткрыватель, который постоянно растёт, развивается, меняется, узнаёт новое и никогда не сидит на месте. Каждый ребенок – это отдельный мир со своими чувствами, эмоциями и впечатлениями.
Творчество детей обладает особенностью. Она состоит в том, что основное внимание при занятиях с детьми уделяется не результатам деятельности, а процессу. То есть при развитии творческих способностей ребёнка важен сам творческий акт, процесс преобразования, создания чего-то нового. Для самих детей результат важнее, и они испытывают большой душевный подъём, когда их работы отмечаются учителем, выставляются публично, отправляются на конкурсы и т.д.
Творческие занятия приобщают ребёнка ко всему прекрасному, развивают воображение и являются действенным способом познания мира. В процессе творческой деятельности ребёнку постепенно прививаются разные качества характера: трудолюбие, наблюдательность, усидчивость, повышается его интеллект. Занятия творчеством развивают эстетическое восприятие, память, мышление, мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию и помогают познать окружающий мир в деталях. Поэтому очень важно найти занятие, которое придётся ему по душе и поможет активно развиваться не только физически, но и эмоционально. Ребёнок занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает. И учиться видеть «конечный результат».
Именно с помощью творчества можно узнать, как из бумаги можно мастерить интересные поделки, красками делать мир ярче, мять эластичный пластилин, а клеем скреплять не только части картонного домика, но и пальцы. Творческий потенциал есть в каждом ребёнке. Нужно лишь найти ту стезю, по которой ему будет комфортно и приятно идти.
- Занятия различными видами творчества развивают у ребёнка любознательность и кругозор.
- Занятия различными видами творчества прекрасный и эффективный способ для ребёнка выразить свои чувства, эмоции и переживания, снять эмоциональную усталость.
- Создавая нечто новое, чего ранее никогда не бывало, ребёнок может проявить себя, собственные способности и склонности.
- Ребёнок начинает понимать, что создать произведение, какую-то вещь не так-то просто. Они учатся ценить чужой труд.
- Ребёнок становится более внимательным к деталям, учится из всего потока зрительной информации выбирать главные и второстепенные вещи.
- Планирование и умение доводить дело до конца – качества, которые пригодятся не только во время учёбы, но и в дальнейшей жизни.
- В каждой работе наших творцов развивается терпение и усердие, аккуратность.
- Во время совместной работы дети учатся работать вместе, помогать друг другу.
- Общение друг с другом во время работы развивает речь, умственные способности, также параллельно развиваются эстетические способности, умение видеть и понять прекрасное.
- Множеством исследований доказано, что развитие творческих способностей оказывает положительное влияние на успеваемость по обычным общеобразовательным предметам.
Мир детей уникален. Детское творчество безгранично, уникально и возможности его велики. Не подавляя, а помогая ребёнку в его творчестве, мы созидает будущую характерную, успешную личность, которая умеет правильно творчески выразить себя. Научившись однажды, не разучишься никогда!
Занимаясь творчеством, ребёнок становится «творцом мира». Он создаёт свой мир.
Снежкова Надежда
Консультация «Зачем детям творчество»
Родители часто забывают о том, что ребенку помимо математики, чтения и письма нужны и другие занятия. Это занятия спортом, музыкой, рисованием.
Особенно важна связь творчества с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, занятия творчеством развивает память, внимание, мелкую моторику, учат ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря ребёнка.
Кроме того, занятия творчеством совершенствуют воображение и пространственный интеллект. Ребёнок во время занятий начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-разному, и, кроме того, каждый человек имеет своё индивидуальное восприятие её. Так же и отображение одного и того же мира может выглядеть по-разному. Художники по-своему воспринимают, преобразуют и выражают в своих произведениях реальность. Ребёнок, наблюдая это у себя, у своих друзей и на картинах известных художников, учится видеть бесконечное количество вариантов.
Следующий важный аспект – у детей, которые занимаются ручным трудом, более быстро развивается визуальная сторона восприятия и обработки информации. Дети – чаще всего кинестетики. Они всё познают через ощущения, через движение. Человек ориентированный преимущественно на визуальное восприятие может, как правило, прогнозировать свою жизнь и деятельность более эффективно, видеть на большие промежутки времени, чем кинестетики. Визуально ориентированному человеку зачастую легче принимать и находить решения, запоминать что-то, поэтому он более эффективен, особенно, если подключаются и другие каналы восприятия реальности. Это увеличивает возможности человека.
Во время занятий творчеством ребенок учится интерпретировать, видеть то, что должно получиться, он учится видеть «потом». А если ребенок умеет интерпретировать, значит, у него будет развиваться ассоциативное мышление. Кроме того, будет совершенствоваться способность находить нечто общее, а также видеть тонкие различия, т. е. умение сравнивать и обобщать.
Занимаясь творчеством, ребёнок становится «творцом мира». Он создаёт свой мир. А это еще один очень важный момент.
Также следует помнить, что развитие интеллектуальных способностей напрямую связано с развитием творческих дарований. Свободная творческая деятельность стимулирует работу мозга, способствует расширению кругозора и словарного запаса, совершенствует процессы высшей нервной деятельности и помогает перейти к более высокой ступени психического и физического развития.
Процесс творчества позволяет ребенку активно познавать окружающий мир и себя самого, формирует его мироощущение и мировоззрение. Он воплощает свою уникальность и осознает себя как личность. Поэтому важно направить его познавательную энергию в правильное русло.
Цель занятий декоративно-прикладным творчеством – развивать креативное мышление, художественные способности и навыки работы с различными материалами, формировать духовно богатую личность, очень важно воспитывать у ребенка вкус, чувство меры и цвета.
Кроме того, когда ребенок выбирает, какую именно поделку он хочет сделать сейчас и пытается отстоять свой выбор, он учится коммуникабельности, эффективной модели общения, умению защищать свои интересы, убедительно аргументировать свое мнение. Работая самостоятельно, приобретает такие качества как упорство и целеустремленность, развивает воображение. И наконец, придумывая и создавая что-то свое, ребенок учится подчинять среду своим потребностям и формировать ее в соответствии со своими представлениями о красоте и целесообразности. Эти умения и навыки не раз пригодятся ему во взрослой, самостоятельной жизни.
У ребёнка довольно тонкое эстетическое чутьё, которое помогает ему выбрать именно то, что малышу больше всего по душе, родителям же следует положиться на этот выбор. Развитие детского творчества должно происходить гармонично с их внутренним миром, а ребёнок сам поможет понять, что ему нужно. Стоит просто приглядеться к тому, как он больше всего предпочитает себя проявлять. Не следует сердиться, если он завалил весь дом рисунками с пейзажами, любимой кошкой, собакой или портретами родителей. Не стоит печалиться, что пока это лишь неразборчивые детские каракули. Важнее здесь то, что у ребёнка появилось желание рисовать, запечатлевая окружающий мир на бумаге. Это желание нужно лишь развить, превращая его в настоящее действие. Лучше всего для этого отправить школьника в художественную школу, где его обучат азам живописи, графики, цветопередачи и прочим необходимым для правильного рисования вещам.
Другой малыш может изводить близких пением песенок в очень оригинальной аранжировке. Дети обычно ведь поют так, как видят. Это особый, подчас очень забавный, способ детского восприятия мира. Если от него постоянно слышны подобные «рулады», то необходимо попытаться развить его любовь к вокалу. Детское творчество может проявиться в весьма неожиданной форме. Желательно отвести такого малыша в музыкальную школу, которая является отличной проверкой на истинность любви к музыке. Встретив специфические проблемы и сложные уроки, ребёнок может быстро охладеть к музыкальному жанру. Но если у него на самом деле есть призвание, то он ещё с большим усердием начнёт посещать музыкальный класс.
Ни в коем случае нельзя гнать в такие школы детей насильно, ведь творчество – занятие исключительно добровольное, угасающее под принуждением. Есть ещё ряд кружков (рукоделия, вышивания, работы по дереву, которые могут развить малыша и поддержать его естественную тягу к прекрасному. Развивая детское творчество, люди сохраняют мир прежним, каким они хотели бы его видеть когда-то.
Может возникнуть вопрос: а зачем вообще в ребёнке нужно развивать творчество? Ведь для того, чтобы он состоялся как личность, и мог позднее найти себе приличную работу, требуется несколько иное – хорошее усвоение основных предметов, входящих в школьную программу. Но глубоко заблуждаются те люди, которые считают, что привитие ребёнку тяги к творчеству будет просто пустой тратой времени.
В процессе творчества происходит высвобождение внутренней энергии, которая бурлит в любом человеке. Это светлая, положительная энергия, которая придаёт личности гармоничное состояние. Такое же состояние необходимо передать и ребёнку. Любой индивид по своей природе является творцом. Вся история существования человека была связана с творчеством. В конце концов, без творчества не появилось бы величайшего изобретения – колеса, да и вообще человечество без творчества просто не состоялось бы как цивилизация.
Детское творчество является важнейшим элементом формирования его собственного самосознания. В творчестве он как будто переделывает под себя мир и помогает себе же лучше его понять. Постигая красоты мира, малыш учится находить в нём белые пятна, которые стремится заполнить собственным творчеством, имея при этом цель сделать существующий мир чуточку лучше, правильней, красивей.
Что такое творчество вообще? Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Это один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка.
Сегодня родители делают большую ставку на интеллектуальное развитие ребенка, причем не важно, в каком возрасте. Мы частенько забываем о том, что ребёнку помимо математики, чтения и письма нужны ещё и другие занятия. Это занятия спортом, музыкой и рисованием.
От занятий творчеством ребёнок получает большую пользу. В детском возрасте очень важно развивать воображение и фантазию. Занятия творчеством развивают память, мышление, мелкую моторику рук. Ребёнок, занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает, фантазирует. И учится видеть конечный результат.
Например: в процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Психологи выделяют следующие виды детского творчества: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное.
Художественное творчество.
Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. В раннем возрасте художественное детское творчество отличает импровизированный характер. Однако это не исключает участие и контроль взрослых за данным процессом. В детстве и юности ребёнок проходит последовательную смену интересов (так называемые, периоды актуальности) к изобразительной, танцевально -драматической, музыкальной и литературной деятельности.
Изобразительное детское творчество.
Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4 года ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом. Изобразительное детское творчество в подростковом возрасте достигает пика развития и формирует полноценное восприятие подростка мирового художественного наследия и профессионального искусства. Изобразительное детское творчество создаёт основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.
Литературное детское творчество.
Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображённую историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.
Техническое детское творчество.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества). Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа:
- постановка задачи
- сбор и изучение информации
- поиск решения задачи
- реализация решения
В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов, школьники средней школы проявляют интерес к проектированию более сложных моделей и экспериментам учебного характера.
Музыкальное детское творчество.
Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное детское творчество — это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального детского творчества проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.
Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка.
Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.
Я считаю, что творческий потенциал заложен в каждом ребёнке. Важно его выявить и развивать.
Пусть ваши дети будут творцами! Удачи им в любом виде творчества!
Татьяна Наговицына
Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка
Что такое творчество вообще? Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Это один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка.
Сегодня родители делают большую ставку на интеллектуальное развитие ребенка, причем не важно, в каком возрасте. Мы частенько забываем о том, что ребёнку помимо математики, чтения и письма нужны ещё и другие занятия. Это занятия спортом, музыкой и рисованием.
От занятий творчеством ребёнок получает большую пользу. В детском возрасте очень важно развивать воображение и фантазию. Занятия творчеством развивают память, мышление, мелкую моторику рук. Ребёнок, занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает, фантазирует. И учится видеть конечный результат.
Например: в процессе рисования, лепки, аппликации ребёнокиспытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается.Но самое главное: создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Психологи выделяют следующие виды детского творчества: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное.
Художественное творчество.
Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. В раннем возрасте художественное детское творчество отличает импровизированный характер. Однако это не исключает участие и контроль взрослых за данным процессом. В детстве и юности ребёнок проходит последовательную смену интересов (так называемые, периоды актуальности) к изобразительной, танцевально -драматической, музыкальной и литературной деятельности.
Изобразительное детское творчество.
Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4 года ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом. Изобразительное детское творчество в подростковом возрасте достигает пика развития и формирует полноценное восприятие подростка мирового художественного наследия и профессионального искусства. Изобразительное детское творчество создаёт основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.
Литературное детское творчество.
Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период литературное детское творчествоявляется частью игры и его сложно отделить от других видов: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображённую историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза, приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.
Техническое детское творчество.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества). Процесс технического детского творчестваусловно делят на 4 этапа:
постановка задачи
сбор и изучение информации
поиск решения задачи
реализация решения
В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов, школьники средней школы проявляют интерес к проектированию более сложных моделей и экспериментам учебного характера.
Музыкальное детское творчество.
Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное детское творчество — это синтетическая деятельность,проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального детского творчества проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.
Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка.
Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.