В чем польза школьной формы

В чем польза школьной формы thumbnail

Ришар Тезе из школы Headstart отмечает, что с каждым годом все больше образовательных учреждений возвращаются к практике школьной формы.

После того как я завершил педагогическое образование в шотландском городе Абердин, я устроился работать в школу в Милтон-Кейнс. Это учебное заведение отличалось от большинства знакомых мне тем фактом, что там ученики не носили школьную форму, а к учителям принято было обращаться просто по имени. Признаюсь, что мне очень нравилось работать в Милтон-Кейнс, и я бы хотел поделиться приобретенным опытом.

Интересно, что хотя ученикам этой школы разрешилось носить любую одежду, они все равно каждый день одевались почти одинаково. Влияние сверстников для них было сильнее школьной политики: все они носили, преимущественно, дорогие дизайнерские джинсы и кроссовки. И в июне 2012 года в газете Daily Mail была опубликована статья, в которой сообщалось следующее:

«Простоту и свободу правил в этой школе раньше воспринимали, как подготовку к учебе в высших заведениях. Но теперь, почти 40 лет спустя после открытия, родителям перестал нравиться «либеральный» подход к обучению. Общеобразовательная школа, в которой нет формы и разрешено называть учителей по именам, столкнулась с бойкотом со стороны семей, предпочитающих отправлять своих детей в традиционные учебные заведения. Желая привлечь в школу учеников, руководство решило ввести школьную форму с сентября».

Существует целый ряд веских причин, по которым хорошие школы придерживаются политики школьной формы. Зачастую правила касаются причесок, косметики и ювелирных изделий. И несмотря на то, что некоторым ученикам и их родителям не нравится идея школьной формы, у подобного подхода есть определенные преимущества.

В первую очередь, школьная форма позволяет ученикам почувствовать принадлежность к определенной школе, она прививает командный дух. Форма является для ученика осязаемым подтверждением того, что он вступил в определенную организацию и согласился принять и разделить ценности, моральные и этические правила этой организации. Ношение школьной формы свидетельствует об общности учеников. Это знак гордости.

Важно также, что школьная форма учит студентов одеваться элегантно и гордиться своим внешним видом. Она готовит учеников к моменту, когда они закончат школу и должны будут одеваться в деловом стиле или носить униформу на своей работе.

Известная поговорка утверждает, что судить человека по одежке, не стоит. Однако на самом деле стиль в одежде красноречиво характеризует каждого из нас. Говоря простыми словами, то, как мы одеваемся, отражает, кто мы есть. Ограничение стиля учеников школьной формой удерживает их от крайностей в одежде, прическах, макияже и учит их поддерживать респектабельный внешний вид, что может положительно отразиться на их самоуважение и чувстве собственного достоинства. У учеников, которые носят школьную форму, формируется более позитивный и утонченный образ себя, что нельзя недооценивать.

Школьная форма не может решить всех проблем, связанных с дисциплиной, но она может способствовать дисциплине и безопасности в школе. Жесткая борьба с прогулами, действия по профилактике употребления наркотиков, борьба с хулиганством, политика нетерпимости к оружию, уроки по урегулированию конфликтов, ношение формы… все это меры, направленные на повышение уровня дисциплины и безопасности.

Однако работают они лишь тогда, когда родители, ученики и школьное руководство действуют сообща и на базе одних и тех же принципов.

Ришар Тезе

Источник

Социальный статус

ЗА:

Одна из задач школьной формы — объединять детей разного социального статуса. Единые критерии к внешнему виду должны помочь избежать множества неприятных провокаций в духе: «у кого родители круче». Дети учатся оценивать друг друга по личностным качествам, но никак не по материальному положению семьи, наполнению гардероба или кошелька. Выбирая школьную форму, в обществе заботятся о том, чтобы дети меньше конфликтовали, а новичкам в классе было проще адаптироваться.

ПРОТИВ:

Разница в достатке семей все равно будет проявляться. Помимо комплекта формы есть также обувь, верхняя одежда, телефон и гаджеты. Дети ходят друг к другу в гости, разговаривают о том, кто и где отдыхает. «Уравнять» эти показатели форма не в состоянии. К тому же, среди детских психологов бытует мнение, что скрытое социальное неравенство не идет ребенку на пользу. Оно существует в обществе, а форма — лишь попытка «замаскировать» его искусственно. Задача родителей и учителей — научить детей достойно принимать разные обстоятельства и ставить на первое место человеческие качества, а не стоимость одежды.

Развитие индивидуальности

ЗА:

Для развития вкуса, стиля и индивидуального подхода к одежде необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем просто разрешать ребенку надевать то, что ему вздумается. Это совокупность множества факторов, в которых ежедневная образцовая одежда играет далеко не первостепенную роль. Важно путешествовать с детьми, развивать в них чувство прекрасного. У семьи должно возникать желание хотя бы время от времени устраивать по выходным культурную программу и ходить в музеи. Если одежда для школьника — один из способов проявить себя и эмоционально разрядиться, почему бы не сделать это в выходные, причем в подходящей культурной обстановке?

ПРОТИВ:

Школьная форма убивает любое проявление индивидуальности. Человек с детства должен научиться организовывать свой внешний вид, овладеть этикетом, одеваться удобно, к месту. У ребенка должна быть возможность подумать и оценить, что больше подходит под определение приличия, строгости и скромности: рваные джинсы, футболка с дурацкой надписью или что-то другое. Родители должны учить детей одеваться адекватно ситуации, а не только давать указания. А это большая работа. Если хочется уйти от этих важных семейных обязанностей, переложив всю ответственность за формирование вкуса на «третью сторону» — форма самое простое решение.

Читайте также:  Пшенная каша с медом польза

Дисциплина

ЗА:

Форма помогает ребенку лучше контролировать эмоции, поведение, соблюдать дисциплину. В большинстве случаев школьный костюм мальчиков и девочек включает пиджак или жакет. Такой вид одежды, ее фасон, в котором присутствует фиксированная линия плеч и лацканов на груди, как говорится, «держит форму» — посылает сигнал телу выпрямить спинку, делать более сдержанные движения. Такая одежда создает определенный психологический настрой: школьник понимает, что, надев форму, он идет не отдыхать, а учиться. Для этих же целей компании используют дресс-код.

ПРОТИВ:

Школьная форма заставляет детей чувствовать себя не дисциплинировано, а скованно и во многом ограничивает их свободу, не дает важным эмоциям выхода. Большую часть времени ребенок проводит в учебном заведении, а деловой костюм, зачастую, не создает малышам чувство удобства, комфорта и важной в его возрасте естественности и раскованности во время активного движения, общения или игр.

Стоимость

ЗА:

Купив строгий комплект, не нужно думать, во что одеть ребенка. Это, несомненно, плюс для родителей. Аккуратный и универсальный вариант всегда наготове. К тому же, он обходится семье дешевле, чем 3-5 вариантов повседневной одежды.

ПРОТИВ:

На самом деле, хорошая школьная форма — это всегда дорого. Хотя бы принимая во внимание тот факт, что за неделю ребенок успевает несколько раз испачкать одежду, иногда приводя ее в совершенно непригодное состояние. Купить несколько пар джинсовых брюк и десяток кофт/футболок/свитеров на порядок дешевле, чем четыре форменных комплекта одежды. В противном случае ее придется бесконечно стирать. Помимо этого, купленная вами одежда (не форма) будет пригодна и для других мероприятий, а не только школьных занятий.

Деловой стиль

ЗА:

Деловой костюм — важный статусный элемент современного общества. В детстве он воспитывает в ребенке чувство стиля, который может пригодиться ему в работе. Ребенок привыкает в повседневной жизни выбирать для себя деловую одежду.

ПРОТИВ:

Ребенку может и не понадобиться носить на работу строгий офисный костюм. Не стоит заранее решать за него, как ему стоит одеваться в будущем и вообще как жить. К тому же, необходимо помнить, что строго ограниченный стиль и фасон одежды идет не всем. Разница в телосложении, которую можно скрыть, подобрав ребенку правильные джинсы и трикотаж, форменный костюм только подчеркивает. Что порождает немало поводов для насмешек одноклассников и развития комплексов.

Корпоративный дух

ЗА:

Школьная форма — прерогатива и отличительный признак элитарных учебных заведений. Ученики престижных гимназий и лицеев всегда выглядели опрятно и интеллигентно. Своя форма есть у именитых Оксфорда и Кембриджа. С введением обязательной школьной формы школа повышает свой статус.

ПРОТИВ:

Это маскировка реальной ситуации в школе. Если утрировать ситуацию, получается, что без наличия формы школе гордиться решительно нечем? Вряд ли лучше изображать, что стандарты у нас как в «элитной Европе», чем сформировать такую атмосферу и обстановку, которую ученики и без формы будут любить и которой будут гордиться.

Качество

ЗА:

Правила пошива школьной формы утверждены ГОСТом и проходят очень серьезную проверку. А значит, сомнений в безопасности и качестве предоставляемых материалов, их практичности во время ежедневной носки у родителей быть не должно.

ПРОТИВ:

В целях экономии некоторые школы заказывают одежду недорогую и, как следствие, ненадлежащего качества. Это факт. Такие вещи быстро теряют форму и внешний вид. Ткани и фасоны школьной формы обычно непрактичны: либо она мнется, либо (синтетика) оставляет затяжки и катышки. Все это требует очень деликатного ухода, ручной стирки и тщательной глажки, что будет отнимать много сил у родителей, которые следят за тем, чтобы их ребенок выглядел в школе чисто и опрятно.

Источник

Хотя август только начался, многие уже закупаются школьными принадлежностями – от ручек с тетрадками до одежды и обуви. Мне в свое время эта суета даже нравилась – выбор новой канцелярии, красивых тетрадок, дневника с интересной обложкой…А вот обувь с одеждой мне покупали самую обычную, повседневную. Почему? Потому что я попало в то время, когда обязательной школьной формы не было. Девочки “белую блузку – черную юбку” (мальчики, соответственно, белую рубашку и черные брюки, опционально + пиджак) надевали только по праздникам – 1 сентября, в последний день учебы, на открытые уроки и на мероприятия “всешкольного масштаба”. Все. В остальное время носили “кто во что горазд”.

фото с сайта https://unsplash.com

И чем ближе 1 сентября – тем чаще всплывают в интернете дискуссии о том, хорошо ли, что сейчас она снова обязательна. Кто-то ностальгирует именно по советской форме, кто-то ругает современную из-за дороговизны/неудобства/отсутствия единого образца, кто-то вообще резко против “унылого делового стиля”. Я поддерживаю последних) И постараюсь аргументировано привести 2 основных контраргумента в пользу своего мнения методом “от противного”.

Читайте также:  Польза пшенной каши с курагой

1. Одинаковая школьная форма сглаживает отличия между детьми богатых и бедных родителей.

Ну, начнем с того, что вряд ли сейчас дети миллионеров и доярок учатся в одной школе. Чем богаче родители – тем больше вероятности, что своего даже не самого умного ребенка они попытаются пропихнуть в какую-нибудь элитную гимназию или частный лицей (даже если их ребенок весьма средних умственных способностей). И даже если ребенок из небогатой семьи попадает в подобное заведение – вы что, думаете, нет десятка других признаков, по которому узнают человека не из “своего круга”? Гаджеты, украшения и аксессуары, обувь, доступность медицины (кто-то на пломбу встает в очередь на 2 недели в бесплатной поликлинике, кому-то все устраняют в тот же день как заболит), приезжающие родители/водители на роскошных машинах, фотографии с каникул или выходных, показывающие, где кто отдыхал… По мне так идея уравниловки абсурдна.

Я помню один эпизод из детства – одна моя одноклассница потеряла мп3 плеер. Отвлеклась буквально на 2 минуты, вернулась – и его уже не было. Она расстроилась, но на следующий день пришла с похожей моделью, ничем не хуже потерянного. Хвасталась, что папа ее быстро успокоил и повел в магазин. А другой девочки была противоположная история – произошел скачок напряжения, когда ее телефон был в зарядке – то есть сломался не по ее вине. И год она проходила с простым кнопчатым (хуже чем предыдущий и без всяких прибамбасов), потому что так решили родители. Ну, и какое “неравенство” могли бы сгладить у этих девочек одинаковые юбки?

фото с сайта https://unsplash.com

2. Дети отвлекаются на яркую одежду друг друга

До определенного периода детям в принципе пофиг, кто в чем одет (если это не карнавальный костюм или на это специально не обращают внимания взрослые). Когда я училась в школе, некоторые мальчики каждый день носили шарфы своих любимых футбольных команд. Всех нас это интересовало ровно один день – когда они их впервые показали нам. Все, потом было неинтересно.

Я считаю, что правильнее было бы научить детей уместности одежды. Например, объяснить, что сверкающий топ, расшитый пайетками, – уместнее на новогодней дискотеке или на каком-то неформальном празднике, а цветастые хб-шные шорты – на пляже или дома. Но сильных крайностей я не люблю – чем, допустим, мешают обычные джинсы и свитер с прикольным рисунком?

Одна моя знакомая рассказывала, что у них доходило до смешного – одна учительница очень не любила именно иностранные надписи на одежде. Диалоги были примерно такими:
– А ты знаешь, что написано на твоей кофте?
– Да, там написано Mickey Mouse (Микки Маус)
– А в друг там написано “УМРИ”?
– Но там же написано Mickey Mouse (Микки Маус)!
– Это тебе так кажется

“Слава богу, она такая одна была” – говорит моя знакомая. “Большинство относилось очень спокойно, могли сделать замечание только за очень вызывающий внешний вид – огромное количество косметики, чрезвычайно короткую юбку и т.д. А кто-то шутил, что “Хоть голые приходите, мне важно чтобы вы мой предмет знали”.

А как считаете вы? Действительно ли школьная форма хороша и оказывает положительное влияние? Или же она только мешает и является дополнительной выкачкой денег?

Лайки, комментарии и подписки категорически приветствуются

Источник

Уже много лет школьная форма становится предметом жарких дискуссий. Одни родители выступают рьяно против дресс-кода, другие крутят у виска и считают такую позицию неадекватной. Тем не менее, обе стороны выдвигают обоснованные аргументы в пользу своего мнения.

Фото с сайта vrn.spcity-friends.ru

Суть проблемы

Сложно найти «мамский» форум, на котором не было бы ветки о школьной форме. «Моего ребенка сегодня не пустили на уроки», «Моему ребенку написали замечание в дневник за посещение школы в обычной одежде», «Дочь обязывают носить юбку, даже в 30-градусный мороз и при отсутствии в школах отопления» — пишут возмущенные родители. Правда, сделать с этим ничего не могут: педагоги разводят руками, ссылаясь на устав школы. В общем-то, спорить с учителями бесполезно, ведь решение о введении обязательной школьной формы принимают не они.

В России нет общего закона о том, какой должна быть школьная форма.  Ее определяет конкретное учебное заведение.

Плюсы школьной формы

Далеко не все родители выступают против введения школьной формы. Многие видят в этом даже преимущества. Перечислим основные.

Улучшение успеваемости

Проведенные в разное время и в разных странах исследования относительно связи школьной формы и успеваемости, являются аргументом для многих сторонников введения дресс-кода в общеобразовательном учреждении. И хотя эксперименты показывали разные результаты (не все из них подтвердили эту теорию), тезис «это научно доказано» продолжает фигурировать во время дискуссий.

Основной посыл был в том, что ученикам не приходится тратить время на выбор наряда в школу. Сэкономленные минуты, как считали ученые, они обязательно проводят за учебой. Кроме того, вычурные наряды девочек не отвлекают мальчиков на уроках.

Улучшение дисциплины

По мнению многих, дресс-код дисциплинирует. Школьная форма как бы психологически разделяет учащегося и отдыхающего от уроков. Проще говоря: надел форму – настроился на учебу, снял – можно расслабиться.

Читайте также:  Вред и польза пауэрлифтинга для девушек

Отсутствие в школе неподобающей одежды

Сторонники формы любят приводить в пример предметы гардероба, которые едва ли подходят для посещения школы: короткие юбки, блузки и платья с глубоким вырезом, колготки в сеточку, ботфорты и пр. Дети в подростковом возрасте сложно поддаются контролю и не всегда родителям удается повлиять на то, в чем они идут на учебу.

Привыкание к дресс-коду

Есть немало профессий, где дресс-код является обязательным требованием. Сторонники школьной формы считают, что обязанность надевать для обучения определенную одежду, помогает детям привыкнуть к дресс-коду и в будущем не возмущаться из-за требований работодателя.

Отсутствие социального различия

Сторонники школьной формы считают, что если все дети выглядят одинаково, это исключает конфликты на почве социального неравенства. Так, над ребенком не будут насмехаться только из-за того, что его родители небогаты и не могут позволить купить ему дизайнерскую одежду.

Стоимость

Как ни странно, этот аргумент приводят обе стороны конфликта. Сторонники школьной формы считают, что комплект обойдется гораздо дешевле, чем одежда для повседневной носки, выбор которой часто меняется из-за смены стиля, моды и просто желания ребенка. Кроме того, школьная форма избавит от постоянных мучительных походов по магазинам одежды.

Минусы школьной формы

Противников школьной формы ничуть не меньше (если не больше). Свою позицию они в основном аргументируют следующим образом.

Стоимость

В ответ на аргумент, что школьная форма меньше бьет по кошельку, противники дресс-кода выдвигают свои аргументы: одного комплекта ребенку будет явно недостаточно. Из-за требований учебных заведений к форме, часто одежду приходится шить на заказ. Если ребенок активный, то за неделю он может сменить 3-4 комплекта. А поскольку в школу его в повседневной одежде могут не пустить, родители вынуждены заказывать сразу несколько костюмов.

Ребенку, помимо школьной одежды, нужна и повседневная – получается, что приобретение детских вещей для прогулок становится отдельной статьей расходов. А с учетом, что растут дети быстро, сумма сильно увеличивается.

Отсутствие индивидуальности

Самовыражение важно для любого человека в целом и ребенка в частности. Особенно остро этот вопрос стоит в подростковом возрасте, когда дети хотят отличаться и всячески демонстрировать свою индивидуальность, но при этом вынуждены носить школьную форму и «быть как все». Часто дети при таком раскладе ищут иные способы для самовыражения, и они могут оказаться куда более проблемными как для родителей, так и для педагогов.

Климатические условия

Дресс-код многих школ запрещает девочкам носить брюки. В условиях мягкого климата такое требование, возможно, и не будет вызывать возмущения, а вот в регионах со стойким минусом на термометре в течение полугода родители приходят в недоумение. Мальчики же даже в жаркую погоду вынуждены носить брюки.

Во многих школах действует разделение «брюки – для мальчиков, юбки – для девочек», которое сильно выводит из себя родителей, воспитывающих дочерей. Они воспринимают запрет на выбор предмета гардероба нарушением прав человека.

3 года назад скандал вокруг школьной формы разразился в одной из школ Самары. Чтобы искоренить привычку девочек «одеваться вызывающе», директор запретила ученицам носить брюки даже классического кроя. Поводом послужило то, что школьницы надевали штаны в обтяжку. Эксперты по-разному отреагировали на такой запрет, но большинство действия директора возмутили. Активисты и общественные деятели призывали снять директора с должности.

Уход за одеждой

Нередко школьная одежда требует особого ухода: химчистки, стирки отдельно от других вещей из-за линьки, сушки в определенных условиях и т. д. И без того занятым родителям это сильно усложняет жизнь. Кроме того, часто из желания сэкономить, школьную одежду шьют из не самых качественных тканей. При постоянной носке одежда очень быстро приходит в негодность.

Отсутствие удобства

Форму нельзя назвать самым удобным предметом гардероба, особенно если ребенок активен и все свободное время не сидит на месте. Если одежда не сшита на заказ, то школьнику она может не подходить по параметрам, к примеру, если он слишком высокий, низкий, полный, худой и т. д. А если материал формы не отличается высоким качеством, то дискомфорт будут чувствовать все без исключения дети. Просидеть несколько часов в синтетике порой не под силу и взрослым.

Опять же, это касается школьниц, которые по уставу обязаны носить юбки. Если девочка посещает занятия после уроков, на которых в юбке ей будет неудобно, это вынуждает ее носить дополнительный комплект одежды. И если за рюкзаком или сумкой ребенок уследить еще может, то вот пакеты со «сменкой» часто забываются где только можно.

Нельзя однозначно сказать, положительно или отрицательно влияет школьная форма на учеников – у каждой из сторон свой взгляд на этот вопрос. А как относитесь к дресс-коду в школах вы? Делитесь мнениями в комментариях.

Автор: Анна Гусева,
специально для Mama66.ru

В чем польза школьной формы

Автор

Источник