В чем польза шахмат для детей
Способ отвлечься от компьютера (телевизора)
В последнее время и врачи, и учителя, и родители бьют тревогу. Дети перестают играть во дворе – не играют в догонялки или «казаки-разбойники», девочки не прыгают через скакалку или ещё недавно популярные резинки. Почему позабыто так много игр и развлечений, из-за которых раньше детей нельзя было зазвать домой, даже чтобы поужинать? Сегодня всё свободное время у них отнимают компьютерные игры или «общение» в социальных сетях.
Умные родители, стремясь воспитать из ребёнка самостоятельного и успешного человека, стараются ограничивать время, проводимое чадом за компьютером. А для этого стараются заполнить свободное время занятиями в спортивных секциях, возят в музыкальную или художественную школу. Ещё один отличный способ избежать интернет-зависимости – это научить ребёнка играть в шахматы. Эта игра доставляет детям много радости, в то же время оказывает огромное влияние на их умственное и психическое развитие.
Развитие логики и пространственного воображения
Прежде всего шахматы – это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления.
Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Обратите внимание: в школах уроков логики нет, а занятие шахматами с первых же дней знакомства с ними учат детей логически мыслить и рассуждать.
Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.
Тренировка памяти и концентрации внимания
Во время занятий шахматами у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее.
Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, поскольку игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.
Эти факты принимают во внимание педагоги всего мира. В некоторых странах шахматы даже являются обязательным школьным предметом (Испании, Германии, Китае, Мексике, Лиме, Японии), а где-то их только начинают активно внедрять в области детского образования и воспитания (США, Канада, Венгрия и некоторые другие европейские державы).
Приучение к самостоятельности и ответственности
Ребенок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.
Увы, многие из нас зачастую лишь запоздало вспоминают поговорку «семь раз отмерь, один – отрежь». А вот шахматы научат детей не принимать поспешных решений, ибо они часто являются ошибочными. Статистический анализ доказывает, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, вырастают многие выдающиеся специалисты, учёные и руководители большого государственного масштаба.
Творческое самовыражение
Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой – и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.
Формирование характера
Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития – как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Шахматы помогают избавиться от застенчивости: дети, которые начинают занятия «тихонями» и боятся лишнее слово сказать, быстро раскрываются: становятся общительными, проявляют настойчивость и целеустремлённость.
Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Сегодня разберёмся, в чём польза и вред шахмат для человека. Кстати, до этого я уже писал про историю возникновения шахмат, можете тоже глянуть на досуге.
Шахматы позволяют людям посостязаться, пользуясь интеллектом. Стратегическое мышление на доске поможет быстро поставить мат вражескому королю и выиграть партию.
Игра развивает логику, учит правильно распределять время, планировать будущие ходы и эффективно распоряжаться имеющимися фигурами.
Для взрослых шахматы являются хорошим увлечением, позволяющим поддерживать ум в тонусе. В детях игра воспитывает усидчивость, планирование и самодостаточность.
Польза шахмат: какие качества они развивают
Шахматы представляют собой поле боя двух противоборствующих сторон. Благодаря игре улучшается процесс мышления, самоанализ, задействуются оба мозговых полушария. Поэтому интеллектуальным спортом можно заниматься вне зависимости от возраста.
Шахматы приносят следующую пользу:
- Планирование. В ходе партии игроки просчитывают свои действия на 2-3 хода вперед. Приобретенная в процессе игры привычка отражается на повседневной жизни. Благодаря шахматам человек легче планирует день, старается провести его как можно эффективнее.
- Улучшение памяти. Игрок рассчитывает возможные варианты развития событий, четко представляя каждое положение фигур на доске. Профессиональные шахматисты предпочитаю делать каждый ход в уме. Благодаря регулярному запоминанию множества ходов активно развивается память.
- Концентрация. Игра требует полной сосредоточенности и терпения. Оба человека за доской сохраняют постоянную бдительность, следя за стратегическим положением своих фигур и поведением противника. Шахматы воспитывают в человеке усидчивость, учат концентрироваться на рабочих процессах.
- Устойчивость к стрессу. Каждому хочется победить, поэтому шахматная партия сопряжена с постоянным умственным напряжением. На турнирах мотивация к победам увеличивается, ведь на соревнованиях можно получить новый разряд и выиграть приз. Постоянные победы и поражения требуют от человека самосовершенствования, вырабатывают устойчивость к стрессу.
Помимо классического варианта игры в шахматы, где каждому игроку дается на победу по часу, существуют активная партия и блиц-турниры. Длительность первых составляет 30 минут.
На блиц-турнирах игрокам дается по 5 минут. Если за отведенное время человек не успевает компенсировать потерянные фигуры или ему ставят мат, то он проигрывает. Благодаря таким партиям взрослые и дети учатся тайм-менеджменту — правильному распределению времени для достижения поставленных задач. Что ещё улучшают шахматы?
Не пропустите:
- Самые необычные виды спорта в мире, о которых вы не знали
- Необычные хобби и увлечения творческих людей, которые могут вам понравиться
- Известные предприниматели, изменившие мир
Развитие логического мышления
В процессе игры оба противника занимаются поиском наиболее оптимального хода, который поможет им выиграть. Люди учатся принимать самостоятельные решения на доске, жертвовать фигурами и вовремя уходить в рокировку.
Игроки разрабатывают индивидуальную стратегию, в ходе длительного времени размениваются пешками, легкими и тяжелыми фигурами, уходят в глухую оборону или интенсивно атакуют. Каждый руководит собственной армией и старается потерять меньше фигур. В результате улучшается процесс мышления, развивается логика.
Она помогает не только выиграть партию на шахматной доске, но и принять правильное решение в тяжелой ситуации повседневной жизни, урегулировать рабочий вопрос, выделить ключевые моменты из предоставленного текста или разговора. Детям становится легче усвоить школьный материал и подготовиться к предстоящим экзаменам.
Эмоциональное самосознание
Противники тщательно следят не только за положением на доске, но и за действиями и поведением другого игрока. Человек бессознательно отмечает любые изменения в мимике, улавливает жесты и читает язык тела.
Игрок может создать смутное представление о состоянии соперника, старается предугадать его ходы. Запоминание гнева, радости и удивления на лице противника позволяет выработать необходимую стратегию.
В то же время противник может блефовать, манипулируя своим поведением. Если он жертвует фигуру, чтобы совершить последний ход ферзем для мата, то выражает ложное чувство расстройства и грусть. Благодаря развитию эмоционального самосознания человек легче привлекает к себе внимание, быстро располагает к себе людей, ему легче избегать конфликтов.
Творческое мышление
В процессе игры работает не только левое, но и правое полушарие, отвечающее за воображение и творчество. Наблюдается синхронная работа обоих половин мозга.
В выработке стратегии важно сохранять холодный рассудок и одновременно представлять будущее развитие событий на доске. Для взрослых этот навык заменяется планированием, тогда как у детей частично работает воображение. Они могут представлять, что находятся на поле брани в окружении своих солдат-пешек.
Иметь богатую фантазию неплохо, особенно если ребенок дополнительно увлекается музыкой или рисованием.
Самодостаточность
Шахматы положительно влияют ещё и на характер. В ходе партии человек остается один на один со своим противником. Ему запрещено просить помощи, он вынужден самостоятельно искать правильное решение и ориентироваться в своих фигурах. Победа или поражение зависит только от его действий.
Взрослые и дети приучаются самостоятельно достигать поставленных задач по уничтожению фигур соперника и решать сложные ситуации.
Внимание! Выработанная привычка в самостоятельном принятии решений и ответственности за свои действия из шахмат переносится в повседневную жизнь. Благодаря шахматам взрослый или ребенок может моделировать жизненную ситуацию и подумать над несколькими вариантами его решения.
Дети учатся самодостаточности и анализу. Каждое поражение заставляет ребенка делать работу над ошибками. Он запоминает неправильные действия и учится не совершать их в дальнейшем, ищет другой выход из сложившейся ситуации. После этого полученная упорным трудом победа помогает ребенку обрести уверенность в себе.
Какой вред человеку наносят шахматы
Несмотря на развитие мышления и эмоционального самосознания, злоупотребление шахматами может нанести вред здоровью.
Этот вид спорта предполагает задействование умственных способностей. В ходе состязания тело остается неподвижным, что негативно сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата и мышечной массы.
Гиподинамия
Чем плохи шахматы? Шахматы являются малоподвижной спортивной игрой, что может негативно сказаться на общем состоянии здоровья, особенно если человек пренебрегает физическими нагрузками. В такой ситуации возможно развитие следующих негативных последствий:
- человек может быстро набрать лишний вес;
- столкнуться со спазмами и судорогами мышц;
- онемением нижних конечностей из-за нарушения кровоснабжения при длительном положении сидя.
В ходе партии игроки имеют право покинуть стол и ходить по комнате. Движение помогает не только избавиться от неприятных симптомов, но и принять правильное решение.
Важно! Если помимо шахмат человек не увлекается другими видами спорта, то необходимо минимум 2-3 раза в неделю заниматься физическими упражнениями. Для поддержания здоровья рекомендуются пробежки, плавание, легкая атлетика.
Искривление позвоночника
В ходе игры внимание концентрируется только на шахматной доске и расположении фигур. Взрослые могут вспоминать об осанке, дети, напротив, бессознательно сутулятся. Позвоночник под давлением тела в растущем организме начинает искривляться.
Чтобы избежать сколиоза, родителям ребенка важно приучить его держать правильную осанку, предупредить о возможных проблемах. Снизить риск развития заболевания опорно-двигательного аппарата помогут следующие действия:
- Разминка в ходе игры. Пока противник обдумывает следующий ход, рекомендуется встать и пройтись.
- Выход на улицу. После интеллектуальной партии стоит увлечь ребенка подвижными играми с мячом, ракетками.
Справка! При желании можно сделать несколько упражнений для спины, головы и шеи: наклоны, повороты, потягивания.
Искривление позвоночника не грозит взрослым, которые не страдают заболеваниями костной системы, такими как остеопороз и остеомаляция. В то же время при наличии следующих факторов риска у людей после 35 лет возможно развитие грыжи:
- ведение малоподвижного образа жизни;
- профессия предполагает длительное пребывание в положении сидя: работа в офисе, на фрилансе за компьютером, художество;
- наличие лишнего веса;
- недостаток кальция.
В таком случае рекомендуется почаще вставать в процессе игры, разминать мышцы шеи и спины, сохранять правильную осанку.
Злоупотребление временем
Шахматы могут стать интересным увлечением, на которое человек будет тратить большое количество свободного и рабочего времени. Каждая партия за исключением блиц-турниров может длиться максимум 2 часа, потому как обоим игрокам на обдумывание стратегии и развитие фигур дается по 60 минут. Игра требует высокой концентрации внимания, из-за чего человек забывает о времени. Может сформироваться определённая шахматная зависимость.
Шахматные турниры устраивают не только в реальности. Существуют сетевые ресурсы, предлагающие игры с другими людьми в реалиях интернета. При отсутствии чувства меры человек начинает злоупотреблять шахматами, в результате чего развивается хроническая усталость, нарушается работа нервной системы. Игрок становится раздражительным, невнимательным, замкнутым и неуверенным.
Чтобы избежать неприятных последствий, достаточно уделять шахматам 2-3 часа в день. По завершении последней партии стоит заняться другими делами. Рекомендуется играть в перерывах между учебой или работой, чтобы сбрасывать напряжение.
Риск для ребенка
Существует 2 основных негативных фактора, которые сопряжены с игрой в шахматы в детском возрасте:
- Стресс. Постоянное обдумывание решений, длительное пребывание в сидячем положении вызывают физическое и умственное перенапряжение. Организм ребенка испытывает сильный стресс, особенно в условиях турнира, где хочется выиграть приз и получить новый разряд.
- Сильное напряжение глаз. В ходе партии игроки внимательно наблюдают за противником и фигурами на доске. Органы зрения испытывают высокую нагрузку. В этот период наблюдается повышение внутриглазного давления, появляется сухость слизистых оболочек, покраснение склеры.
Взрослые умеют отвлекаться и контролируют себя во время игры, в то время как дети полностью отдают себя игре, оставаясь уязвимыми к стрессу и перенапряжению.
Чтобы не возникало проблем, родителям стоит давать ребенку, увлеченному шахматами, больше витамина A, научить делать перерывы во время партии, морально поддерживать во время турниров. Важно рассказать детям, что необходимо получать от игры удовольствие и постараться не расстраиваться от поражения.
Рекомендую к прочтению:
- Сколько шагов в день нужно проходить человеку: новое исследование
- Польза прогулок на свежем воздухе: научные исследования
Интересные факты об игре в шахматы
Короткие и интересные факты про шахматы для детей и взрослых. Некоторые из них могут показаться невероятными, а некоторые даже занесены в Книгу рекордов Гиннесса.
Изнуряющие игры
До использования шахматных часов, которые были сконструированы английским инженером Томасом Брайтом Уилсоном, партии могли занимать очень много времени. Случалось так, что игрок, имевший проигрышную позицию, доводил соперника до полного истощения сил, просто тянув время.
В 1851 году на первом международном турнире по шахматам состоялась ничья, но не потому, что закончились ходы, а из-за того, что шахматисты уснули. Бывало и такое.
Долго думать невредно, вредно не думать
2 часа 20 минут – именно такую продолжительность имеет самый долгий ход в истории шахмат. Необычный рекорд принадлежит бразильцу Франциско Троису, он думал больше 2 часов, прежде чем совершить 7 ход в шахматной партии против испанца Луиса Сантоса.
Шахматисты с характером
Продолжаем радовать фактами из рубрики «долгие ожидания». Самая долгая шахматная партия состоялась в Белграде в 1989 между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем. Гроссмейстеры играли 20 часов 15 минут, совершив 269 ходов и, внимание, итоговый результат – ничья.
После этого матча Международная шахматная федерация (ФИДЕ) ввела новое правило, согласному которому, если за 100 ходов не было взято ни одной фигуры, объявляется ничья.
Самый долгий чемпион
Вам что-то говорит имя Эммануэль Ласкер? Именно он является рекордсменом по сохранению звания чемпиона мира по шахматам. Немецкий шахматист оставался непобедимым 26 лет и 337 дней (с 1894 по 1921).
Изобретатель от бога
Складная шахматная доска появилась не сразу и очень интересным образом. В XI-XII веках служителям церкви было запрещено играть в шахматы, но этот запрет поставил в тупик не всех.
Нашёлся изобретательный священник, который впервые начал использовать складную шахматную доску, так она была похожа на лежащие друг на друге книги. Как говорится, не пойман – не шахматист.
Самый молодой чемпион
Гарри Каспаров – этого человека знает, наверное, каждый. Восьмикратный победитель Всемирных Шахматных олимпиад, 13-й чемпион мира по шахматам, один из самых известных шахматистов мира.
Начал победный путь великий гроссмейстер в 1985 году, став самым молодым чемпионом мира по шахматам, на тот момент ему было 22 года и 210 дней.
Аль-ферза, а не ферзь
Ферзь, оказывается, не всегда был ферзём, да и королевой тоже. Раньше эта фигура называлась аль-ферза, что в переводе с персидского означает помощник. Он стоял рядом с королём, совершал ходы и бил фигуры соперника также, как король.
При королеве Изабелле Кастильской фигура приобрела привычное для нас прозвище – «королева», а также была наделена боевыми качествами, которые позволяют ей свободно бродить во всех направлениях.
Заключение
Шахматы развивают логическое мышление и волю к победе, учат планированию и усидчивости. Интеллектуальный вид спорта может стать хорошим увлечением как для взрослого, так и для ребенка.
Чтобы игра приносила максимальную пользу, необходимо сохранять чувство меры и не забывать отвлекаться от шахматной доски. Чередование партии и отдыха снижает уровень стресса, снимает физическое перенапряжение, поддерживает мышцы спины и шеи в тонусе, предупреждая возникновение болезненных спазмов.
Шахматы способствуют развитию у ребенка эмоционального сознания, улучшают память и обучают стратегии.
Статья обновлена 13.08.2020