В чем польза семейного чтения
ПОЛЬЗА СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
Дети. Как быстро они все усваивают! Исследователи установили, что развитие мозга у детей происходит особенно быстро в возрасте до трех лет. Для здорового развития ребенка важно, чтобы родители изо дня в день уделяли ему внимание: читали, пели, говорили ласковые слова. Но, по результатам исследований, только половина родителей, у которых есть дети в возрасте от 2 до 8 лет, читают с детьми ежедневно. Вы можете спросить: «Так уж ли полезно для детей, когда им читают?».
Специалисты заверяют,что это так.Чтобы ребенок смог развить умения и навыки,необходимые для грамотного чтения,крайне необходимо читать ему книги.Особенно это касается детей дошкольного возраста.Когда вы читаете детям,они с юных лет узнают,что буквы в книжках соответствуют словам,которыми мы пользуемся в речи.Также они знакомятся с литературной речью. «Каждый раз,когда вы читаете своему ребенку,вы посылаете ему в мозг сигнал**УДОВОЛЬСТВИЯ**.Можно даже назвать это рекламой,заставляющей мозг ребенка реагировать на книги и журналы как на УДОВОЛЬСТВИЕ»,-говорится в руководстве по чтению вслух.Родители,которые разделяют такое отношение к книгам,привьют своим детям любовь к чтению на всю жизнь.
К сожалению,семей,в которых существует культ книги,остается все меньше.Напротив,наблюдается тенденция отторжения от чтения.
А.С.Пушкин говорил:**ЧТЕНИЕ-ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ**.Приохотить детей к чтению,с детства вызвать и развить глубокий интерес к книге,добиться того,чтобы человек уже с подросткового возраста считал неполноценным тот день,в который он не прочитал хотябы несколько страниц книги,-не есть ли это важнейшая задача семейного и школьного воспитания? Начало этому,несомненно,должно быть положено в семье.Интерес к книге у детей возникает еще задолго до школы и развивается очень легко.В книге для них заключено много прекрасного,героического,таинственного,поэтому им страстно хочется научиться читать,а пока не научились-слушать чтение старших.
Родители нередко,стремясь доставить детям различные удовольствия,сделать их жизнь возможно более радостной,забывают о том,что самое доступное,самое приятное и,несомненно,самое полезное из всех удовольствий для ребенка-это когда ему вслух читают интересные книги.Радость от этого удовольствия усиливается тем,что в семье создается атмосфера большей близости,сплоченности,дружбы,теплоты.Ничто не сближает так родителей и детей,не содействует возникновению общих духовных интересов,как СОВМЕСТНОЕ ЧТЕНИЕ.
Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги.Слушая,ребенок испытывает сильное влияние звучащего слова,которое позволяет передать торжество,радость,печаль,шутку.
МАМЫ,ПАПЫ,БАБУШКИ И ДЕДУШКИ! ПОМНИТЕ,ЧТО ЛУЧШИМ СОВЕТЧИКОМ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ КНИГА.ВЛАСТЬ ЕЕ ОГРОМНА.
КНИГА-это знания,хорошие мысли,помощь в труде и учебе,отдых.
Исследования подтверждают,что чтение детям вслух:
-помогает установить контакт между детьми и взрослыми;
-стимулирует у малышей умственное развитие;
-способствует познанию мира и себя самих;
-обеспечивает необходимое эмоциональное развитие;
-обогащает словарный запас,развивает память и воображение;
-учит думать,концентрирует внимание;
-способствует развитию самоуважения;
-расширяет знания;
-облегчает в будущем процесс учёбы,улучшает успеваемость в школе;
-помогает воспитанию моральных ценностей;
-отвлекает от долгого сидения у телевизора или за компьютером;
-нейтрализует негативное влияние массовой культуры;
-нацеливает на получение новых знаний;
-помогает справиться с проблемами подросткового периода.
Помните,что пользу приносит только разумное,хорошо организованное семейное чтение.
Вагина Наталья
Консультация для родителей «О пользе семейного чтения»
О пользе семейного чтения
детского чтения начинаются, как известно, со взрослых. «Вечно занятым» родителям, проще включить ребёнку телевизор или компьютерную игру, чем сесть с ним рядом и почитать книжку. Хотя бы потому, что этим невозможно заниматься «между делом», совмещая, с мытьём посуды или любимым сериалом.
Исследования показывают, что средний взрослый в России тратит на просмотр телепередач 3 часа в день, средний, работающий – два! Умножим на 7 дней. Минимум 14 часов в неделю – полный день от подъёма до отбоя. А потом мы говорим, что нет времени читать детям. И жалуемся, что дети не слушаются, не управляемые, все больше «уходят» в компьютер. Если вдуматься, все эти проблемы во многом результат именно этого. Дети ищут компенсацию недостатку общения.
А ведь чтение вместе – это и есть общение. И нужно-то на него 20 минут в день. Традиция семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания и ценностей. И не надо думать, что она уйдет в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации.
Семейное чтение – это не способ получить информацию и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший, на мой взгляд, способ общения и ненавязчивого, непрямолинейного воспитания, которое и есть самое главное и самое действенное; это и совместная читательская деятельность в условиях творческого общения ребенка с родителями, направленная на нравственно – эстетическое развитие личности.
Как правило, под семейным чтением подразумевают общее или только взрослыми для детей чтение вслух.
Важность чтения вслух состоит не только в том, что ребёнок, не умеющий читать, приобщается главным образом к книге, так же процесс чтения вслух содержит в себе очень важные для развития ребёнка моменты совместного действия, сопереживания, стимулирует эмоциональное, интеллектуальное, физическое и социальное развитие.
Чтение вслух стимулирует эмоциональное развитие.
Повышает уважение к себе.
Вырабатывает мотивацию поступков.
Стимулирует воображение.
Дает возможность отдохнуть.
Чтение вслух стимулирует интеллектуальное развитие.
Увеличивает запас слов.
Увеличивает время, в течение которого удерживается внимание ребенка.
Улучшает его восприятие (умение понимать).
Чтение вслух стимулирует физическое развитие.
Переворачивание страниц способствует развитию двигательной координации, навыка сложных движений.
Рассматривание картинок улучшает зрительные навыки.
Слушание обостряет навыки аудирования (процесс слушания и понимания текста на слух).
Чтение вслух стимулирует социальное развитие.
Время проводится в контакте с ребенком.
Члены семьи привыкают к ролевому моделированию.
Читающий узнает интересы другого.
Повышается уверенность в себе.
Семейное чтение становится важной частью домашнего уклада, когда оно превращено в ритуал. Например, читают вслух, когда уже все собрались после рабочего дня, после ужина или перед сном. Хорошо, если к этому времени у ребёнка закончены все текущие дела (уборка игрушек, умывание и т. п.). В предвкушении чтения и эти дела, которые часто вызывают проблемы, пройдут легче. Важно не превращать чтение в орудие поощрения или наказания.Не стоит говорить: «Уберёшь игрушки – почитаю». Лучше предположить, что они и так будут убраны, но «чем быстрее ты уберешь игрушки, тем больше мы успеем прочитать».
Организация чтения дома
Найдите спокойное место.
Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.
Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его.
Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.
Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал.
Ритуал семейного чтения не должен зависеть от поведения ребенка или настроения взрослых в течение дня, иначе пропадает интерес к чтению, так как процесс будет связан с неприятными эмоциями. Если чтение происходит не вечером, а среди дня, то очень важно, чтобы это было не в суете одновременно с домашними делами,а как специальное дело: сидя рядом, не отвлекаясь на телефон и другие разговоры. Такое чтение формирует взаимопонимание детей и взрослых. После первых сказок и коротких рассказов можно переходить к большим книгам, растягивая удовольствие на много дней.
Для родителей «ДА»
Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).
Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).
Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.
Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.
Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.
Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.
Дарите ребёнку книги.
Поощряйте ребёнка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.
Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.
Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.
«НЕТ»
Не заставляйте читать насильно.
Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она вас об этом не попросит.
Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.
Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.
Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее.
Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.
Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.
Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения – читать «что-то» лучше, чем ничего не читать.
Очень важно не прекращать чтения вслух, когда дети уже научились читать сами.
Во-первых, самостоятельное чтение на первых порах представляет для ребенка нелёгкую работу, и он еще долго не сможет получать удовольствия от сюжетных ходов и языка книги, будучи поглощённым самим процессом чтения.
Во-вторых, и в-главных, семейное чтение – важнейший момент общения детей и родителей, ведь оно предполагает и сидение рядом (а для развития дошкольников тактильные ощущения столь же важны, как и другие, а так же сопереживание, и обсуждение.
Читайте с ребенком, читайте ребенку, слушайте, как читает ребенок – и вы удивитесь, какой интересный мир откроется вам, и каким интересным собеседником растет ваш малыш.
Как выбрать хорошую книгу для ребенка?
Обратите внимание на то, что книга для детей должна не только развивать, но, по возможности, воспитывать и давать знания. Для того, чтобы она всегда была интересна ребенку,в ней должны присутствовать:
— занимательность повествования (а это быстрая смена событий, сюжета, использование юмора);
— предметные и зримые художественные образы (то есть, чтобы ребенок легко мог представить себе то, о чем читает);
— богатый, точный, эмоциональный язык (ясный, понятный, НО! обязательно литературный, без детского лепета);
— лиризм повествования (то есть книга должна вызывать эмоции, чувства);
— и, желательно, ярко выраженное отношение автора к событиям и героям.
Если в книге все это есть, то вы сделали правильный выбор! Кроме того, если вы уже слышали об авторе и знаете, что он ЛЮБИТ детей — это во многом определяет то, как будет написана его книга.
Теперь вы знаете, как выбирать хорошую книгу для своего ребенка! А значит, вы всегда будете выбирать и покупать ему только хорошие книги. Поздравляю!
Книга лучший подарок!
Если вы не знаете, что подарить ребенку на праздник, будь то День Рождения или Новый год,то осмелюсь вам посоветовать: подарите ему книгу!Каждый из нас слышал такое изречение: «Книга — лучший подарок!»
Пусть это будет книга, которая подарит ребенку знания, разовьет его любопытство. Пусть это будет книга, которая полезна ребенку!
Наверняка не раз вы слышали истории о том, как кто-то купил детское издание, а оно оказалось пустым и бесполезным. И ребенок полистал его и бросил. Такого не должно быть! Ведь правильно подобранная книга может дать ребенку многое, с ее помощью можно воспитывать ребенка, увлекать в путешествия, обучать чему-то и развивать.
Купить книгу в подарок
Если ребенок не любит читать или вам хочется сделать оригинальный подарок, подарите ему книгу про самого себя! Любому ребенку будет интересно читать про себя. Любой ребенок обрадуется такому подарку! И, возможно, впоследствии это подтолкнет его к чтению других книг и разовьет его читательскую любознательность. А представьте себе, с какой гордостью и с какой радостью он будет показывать эту книгу своим друзьям! Ведь она написана про него! И написана очень интересно!
Желаете подарить ребенку издание про него с яркими декорациями и подходящим текстом? Таких предложений очень немало. Ищите и находите идеальную книгу для своего ребенка!
Во многих ли семьях сейчас практикуется совместное чтение книги с ребенком? Вряд ли. Мы сильно заняты своими делами и интересами. Поэтому такое понятие, как семейное чтение, становится чуть ли не пережитком.
Конечно, всегда можно найти оправдания. Раньше не было телепередач и интернета, по вечерам людям делать было нечего. Вот они и читали всей семьей одну книгу; а, наверное, и книг было мало, поэтому и читали книгу вместе и вслух. А сейчас у нас все настолько заняты своими делами, что на совместное чтение не хватает не времени, а желания.
Юлия Гиппенрейтер: А надо ли воспитывать ребенка?
к оглавлению ↑
Чтение с ребенком — есть ли необходимость?
А, может, и не нужно это совместное чтение? Пусть каждый читает то, что ему по душе. Как в детском стихотворении: «Как хорошо уметь читать. Не надо к маме приставать… А можно взять и почитать!»
И когда ребенок научился читать, многие родители радуются, что теперь читать вместе с ребенком уже нет необходимости. И на все просьбы ребенка почитать вместе, отвечают отказом. Мол, ты уже взрослый и умеешь читать сам. И несет малыш эту книгу в комнату, пытается читать самостоятельно.
Только родители забывают, что ребенок много прочитать еще не может. Так же как не может читать с выражением. А значит, и смысл текста он понимает не полностью. А самое главное, он не получает радости от общения с книгой и родителями.
Ребенок хочет прочитать, начинает, но быстро устает от чтения. Ему могут быть непонятны некоторые слова и предложения. И в следующий раз он может просто не взять книгу в руки. А потом родители начинают переживать из-за того, что ребенок не хочет читать, и заставляют его читать. Что получается в итоге? Конечно, полное неприятие чтения.
А ведь эту ситуацию можно предотвратить в самом начале и привить ребенку интерес к книге. Нужно только потратить 20-30 минут в день на чтение вместе с ребенком. И не так важно, кто это будет – мама, папа, бабушка или сестра. Главное, чтобы кто-нибудь из взрослых с удовольствием читал вместе с ребенком.
Положительное отношение к чтению формируется на основе примера родителей. Невозможно объяснить значимость чтения ребенку, не видевшему взрослых с книгой.
к оглавлению ↑
Почему важно читать вместе с ребенком
Вы можете спросить: А для чего это, если ребенок умеет читать сам? Пусть читает самостоятельно.
Самостоятельно ребенок читать, рано или поздно, научится. Тем более, что этому учат в школе. Но вот получать удовольствие от книги он может и не научиться. Для того, чтобы получать удовольствие от любого процесса, надо, чтобы он был приятным и интересным. А чтение для ребенка, особенно на первых порах — тяжелый труд, а не удовольствие. И станет ли оно таковым, зависит во многом от взрослых.
Кроме этого, в процессе чтения ребенок может не понять весь смысл прочитанного. А раз умного взрослого в этот момент нет рядом, не получается уточнить и осознать. Вот и выходит, что ребенок читает, устает и не понимает всего смысла текста. Он теряет мысль, не замечает причинно-следственных связей. Ему не всегда удается распознать смешные моменты, потому что он полностью поглощен процессом чтения. И книга становится ему непонятной или он понимает ее не совсем верно. Возьмет ли он книгу в руки в другой раз с удовольствием?
Почему старшее поколение, нынешние бабушки и дедушки, практически все любят читать и читают все свободное время? Возможно, именно потому, что в детстве читали вместе с родителями. Потому что во время их детства и юности в каждой семье отводили время для совместного семейного чтения книг.
Во время родительского
чтения вслух возникает удивительное взаимодействие взрослого и ребенка, они
обсуждают один сюжет, вместе сопереживают героям. Это очень важный момент
формирования эмпатии, особенно в то время, когда авторитет родителя так значим.
Совместные эмоции, переживания, особая атмосфера единения приводят к пониманию, что чтение — это приятно. Сложным детям уже не нужно придумывать различные способы привлечения внимания, родители транслируют заботу и любовь.
Просмотр мультфильмов, игры не могут заменить книгу. Ведь именно чтение формирует образное мышление, создавая волшебные фантазийные миры ребенка, не демонстрируя готовый продукт. Открывается книга, и ребенок представляет сказочного гнома, рыцаря на коне, злую волшебницу и прекрасную принцессу.
к оглавлению ↑
Исследование значения чтения книг для детей
Ученые из Университета
штата Огайо опубликовали данные исследования, посвященного детям дошкольного
возраста. Исследователи сообщили, что дети, которым регулярно читали родители,
на момент поступления в школу слышали на 1,4 миллионов слов больше, чем
сверстники, которым родители читали мало. А таких был выявлен достаточно
большой процент
По мнению ученых, этот
миллион слов — залог дальнейшей успеваемости школьника.
Связь между чтением и развитием речи очевидна. И дети не только слышат слова и начинают понимать их смысл. У них развивается фонематический слух, они усваивают синтаксический строй речи, учатся копировать лексические ударения, паузы. Дети учатся выделять «кирпичики» речи: предложения, слова, слоги, звуки. А это основа будущей грамотности.
к оглавлению ↑
В чем польза чтения книг вообще
- Чтение развивает внимание, память, учит слушать и слышать — умение очень важное в мире, где коммуникации приобретают решающую роль.
- Существуют клинические данные снижения гиперактивности от регулярного чтения. Дети, которым регулярно читали от рождения до трех лет, через полтора года показывали результаты самых низких показателей поведенческих проблем. Эти дети обладали более устойчивым вниманием.
- Английские нейропсихологи выявили связь между чтением и общим расслаблением. Они утверждают, что даже 6 минут погружения в текст понижает уровень стресса на две трети.
- Чтение снижает частоту сердечных сокращений, расслабляет мышцы. Такого эффекта не дают прогулки, музыка или чашка чая. Хороший способ снять лишнее напряжение ребенка, обеспечить спокойный переход ко сну.
- Секрет релаксации в том, что книга включает механизмы творчества, погружает в выдуманный мир писателя, стирая внешние раздражители. Это состояние измененного сознания. Чтение не просто учит новым словам, учит слышать, запоминать, структурировать новые миры. Чтение формирует эмоции, расслабляет, дает уверенность.
Регулярное чтение способствует снижению гиперактивности у детей
Так, может, стоит возродить эти традиции и начать читать книги вместе с детьми?
к оглавлению ↑
Какую пользу приносит чтение с ребёнком?
• Вы ненавязчиво прививаете ребенку любовь и интерес к книге. Ваш ребенок видит, что взрослые часто читают книги, обсуждают их, обсуждают друг другу и детьми. А в ребенке закладывается и взращивается то, что он видит вокруг себя.
• Вы учите малыша читать правильно, с интонацией.
• Вы облегчаете ребенку понимание текста, задавая вопросы и уточняя, как он понял смысл. Объясняете непонятные слова и понятия. Обращаете внимание на юмористические моменты.
• Вы обсуждаете прочитанное вместе с ребенком, направляете его мысль в нужную сторону. При этом помогаете понять подтекст истории.
• Вы учите обращать внимание на мелочи и устанавливать причинно-следственные связи. Вы развиваете речь ребенка и расширяете его кругозор, объясняя непонятные слова и новые понятия.
• Вы узнаете интересы ребенка, его мечты и желания, которые проявляются в процессе чтения и обсуждения. Можете направлять его мысли в нужную сторону и аккуратно корректировать их.
• Вы ОБЩАЕТЕСЬ с ребенком, дарите друг другу себя в эти минуты. При этом укрепляется ваша дружеская связь, которая помогает ребенку всю его жизнь.
• Ваш ребенок развивает технику чтения, любовь и интерес к книге. И все это совсем незаметно для него и ненавязчиво, просто читая книги вместе с родителями.
И все это Вы получаете, затратив всего 20-30 минут в день на совместное чтение!
Подарите ребенку радость общения с Вами, и потом Вам не придется жаловаться, что ребенок не хочет читать. Возродите традицию семейного чтения в своей семье, помогите ребенку полюбить мир книги и живого общения со взрослыми.
Мишкины книжки — сказки, рассказы, стихотворения и аудиокниги
Читайте своим детям, читайте вместе с ними!