В чем польза рукоделия для детей

В чем польза рукоделия для детей thumbnail

значение рукоделия для всестороннего развития

и воспитания детей дошкольного возраста

Воспитатель Новикова Е.П.

Работа с тканью входит в систему обучения дошкольников ручному труду и заключается в ознакомлении детей с материалами и инструментами для шитья и выработке умений и навыков ихпрактического использования, также развивается наблюдательность, художественный вкус, вырабатывается усидчивость, стремление трудится лучше и выполнять работу не хуже товарища.

Различные виды рукоделия являются одними из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают, что вышивка одежды, предметов быта, плетение из различных материалов были знакомы людям далекого прошлого.

В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, кожи, ниток и другого материала искусно и художественно выполняется с помощью машин, многие предметы одежды, быта не теряют своей прелести, прочности и изящества, если они сделаны вручную.

Мастерство многих рукодельных работ переходит от старших к молодым. Существуют целые династии, предающие свое мастерство и традиции из поколения в поколение. Кто не знает знаменитую владимирскую и горьковскую вышивку, вологодские кружева, вещи, связанные крючком или спицами прибалтийских мастериц, изделия из меха с вышивкой народов Севера др.

В рукодельных работах находят отражение национальные особенности тех или иных народностей; знаменитые вышитые украинские полотенца (рушники) отличаются от украшенных вышивкой узбекских и таджикских ковров (сюзане). Своеобразны казахские и киргизские изделия из войлока, кожи и сукна с вышивкой и аппликацией, разнообразны по орнаментам и технике исполнения эстонские и латышские вышивки и ковры с большим ворсом.

Декоративно—прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной Культуры.

Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей.

Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных народными умельцами, художниками – дизайнерами и просто любителями, доступно детям младшего школьного возраста. Они с раннего детства имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ. Вышитый передник нарядная вязаная шапочка, красивый коврик у кровати, выполненный способом аппликации,это неполный перечень предметов, которые знакомят детей с различными изделиями, созданными замечательными мастерами прикладного искусства.

прикладного искусства. Со многими видами

Со многими видами рукодельного творчества дошкольники знакомятся на занятиях трудового обученияэто обработка текстильных материалов, когда детей обучают шитью, вышиванию и плетению.

При обучении детей на занятиях труда рукодельным работам от воспитателя требуется большая индивидуальная работа с дошкольниками, так как общий инструктаж, демонстрация необходимых действий, использование различных наглядных пособий часто не приносят желаемых результатов.

У дошкольников еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при шитье и вышивании надо выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении), данные обстоятельства требуют от воспитателя, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

К сожалению, это не всегда удается сделать. Во время занятий в кружке , выполняя полезные и нужные изделия, дети заметно совершенствуют умения и навыки по обработке текстильных изделий.

Работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования обще трудовой подготовки дошкольников. Прежде всего, это относится к разметке материалов, а также к зарисовке эскизов изделий, составлению чертежей для изготовления выкройки. Измерительные навыки, получаемые детьми в работах бумагой и картоном, с разными материалами, находят свое дальнейшее применение и совершенствуются в работах по рукоделию.

Практические работы, связанные с обработкой текстильных материалов, развивают глазомер, что является важнейшим элементом обще трудовой подготовки. Качество работ из текстильных материалов во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых детьми при составлении выкройки, разметке, резании, сшивании изделия.

Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

В процессе занятий по рукоделию дети закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, . различными измерительными инструментами.

Обработка изделий рукоделия требует более кропотливого труда, чем обработка других материалов, что так же значительно совершенствует общую трудовую подготовку.

Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают дошкольники, когда они своими руками сделают салфеточку, игольницу, сумочку или игрушку.

Не меньше удовольствия доставляет изготовление подарков для родителей, друзей, знакомых ко дню 8 Марта, Новому году или другому празднику.

В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях, по рукоделию, нужны каждому человеку.

Умения и навыки по шитью, вышиванию, плетению, вязанию составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания.

В кружковой работе есть большие возможности для расширения политехнического кругозора учащихся. Можно интересно рассказать детям о свойствах текстильных волокон и изделий, отраслях промышленности, связанных с выработкой тканей и волокнистых материалов, их переработке в различные изделия, удовлетворяющие нужды техники, культурной жизни и быта человека. Первоначальные сведения о текстильной, швейной и некоторых других отраслях промышленности, о народных умельцах дети получают в основном на занятиях по трудовому обучению.

Если есть возможность, желательно организовать экскурсию в ателье, швейную мастерскую, познакомить детей с трудом народных умельцев. Знакомство с трудом взрослых дает им представление о производственной деятельности людей. Дети видят, сколько труда затрачивается для того, чтобы создать красивые, нарядные вещи из ткани, ниток и других материалов.

Практика показывает, что организация занятий по рукоделию в наибольшей степени оправдывает себя в кружковой работе. Можно организовать самостоятельный кружок «Шитье, вышивание, плетение» или сделать эти занятия частью работы кружка ‘’Умелые руки”, “Своими руками” и т.п.

На занятиях дети учатся работать с трафаретами и лекалами, вырезать детали, составлять несложные композиции, подбирать ткань по цвету и фактуре в соответствии с замыслом, а также получают первоначальные навыки шитья.

Занятия увлекательны и разнообразны, они развивают не только образное мышление, воображение, но и раскрывают творческие способности детей, фантазию, а так же развивают мелкие мышцы рук. Развивается воображение произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, восприятие пространственных представлений, цвета, воспитывается любовь к прекрасному, к точности, аккуратности. Способствует воспитанию выдержки, настойчивости, формируется терпение, усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Читайте также:  Талая вода в домашних условиях польза и вред

При организации кружка по рукоделию важно привлекать родителей и бабушек помощь которых может выразиться непосредственно в заготовке необходимых материалов, инструментов, подборе эскизов для будущие изделий.

Опыт показывает, что в кружке любят заниматься не только девочки, но и мальчики. Если, например, девочка шьёт и вышивает платочек одеяло для куклы, то мальчик с удовольствием сошьет купол парашюта, парус для яхты.

Мальчики охотно вышьют нагрудную эмблему своей любимой футбольной команды, с большим интересом шьют они мягкие игрушки. Очень важно для создания Кружка показать образцы, особо выделив работы, которые смогут сделать мальчики.

Занятия кружка проводятся один раз в неделю, продолжительностью не более 30 минут. В кружке обычно занимаются не более 5 детей, что позволяет широко использовать индивидуальный инструктаж, при котором обучение новым, более сложным навыкам ведётся очень успешно.

Руководитель кружка должен обязательно иметь план работы, учитывать возраст детей, умение и навыки, получаемые ими на занятиях по трудовому обучению. В план работы кружка включаются не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Хорошо, чтобы началу работы предшествовала небольшая выставку, которая наглядно покажет детям то, чем они будут заниматься в кружке. Выставку необходимо организовать и после завершения работы кружка. Отобрать, конечно, следует лучшие работы и те, которые показывают самостоятельное мышление и творческую инициативу ребёнка. О предстоящей выставке лучше сообщить детям заранее, что активизирует их деятельность, настраивает на более тщательную

Источник

*Я всегда догадывалась, что рукоделие – это не только прекрасное времяпрепровождение, но и польза для здоровья, как психологического, так и физического…)))))))

Не зря на протяжении нескольких столетий рукоделие было обязательной частью женского образования наравне с танцами и хорошими манерами. Как ни странно‚ современные эмансипированные барышни вновь увлеклись ручной работой. А медицина доказала‚ что рукоделие — это не просто приятное‚ но и полезное времяпрепровождение. Вязание‚ вышивание‚ рисование помогают снять стресс‚ восстанавливают биоритмы организма‚ развивают оба полушария головного мозга и мелкую моторику рук. 

Интересно, что во время творческого процесса активно задействуется мозг, особенно правое полушарие, которое отвечает за обработку невербальной информации: воображение, пространственную ориентацию, интуицию и эмоции. Как мышцы атрофируются без работы, так способности правого полушария ослабевают, если их не использовать. Таким образом, человек добровольно отказывается от данного ему природой инструмента. Но восстановить работоспособность творческого правого полушария никогда не поздно, надо только взяться за кисть или спицы. Не зря президент Эйзенхауэр и сэр Уинстон Черчилль, несмотря на занятость, всегда находили время для рисования. Они не стремились создавать шедевры, зато хорошо понимали, что напряженная умственная деятельность требует переключения.

Удивительно, но польза рукоделия была известна людям с самой древности. Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии движений рук на развитие головного мозга. Древние утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на память. И это правда. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, с этими точками связанные. Рукоделие в этом случае выполняет функцию всестороннего массажа, ведь в современном мире мы все меньше и меньше работаем непосредственно руками, разве что на клавиатуре и мышкой…

Все мы знаем, что любые однообразные действия и рукоделие в том числе хорошо успокаивают нервы. Но в отличие от мытья посуды или глажения еще и повышает настроение. Особенно эффективна в этом случае спицетерапия — проще говоря, вязание. Ученым даже удалось разгадать механизм ее позитивного воздействия. Увлеченность работой создает в головном мозге положительный очаг возбуждения, а приятные эмоции усиливают его потенциал. Возбуждение, исходящее из этого участка, подавляет механизм возникновения стресса.

Оказвывается, в современной психотерапии есть специальный метод лечения и психокоррекции — арт-терапия. Творческие занятия не только снимают стрессы, но и помогают при лечении депрессий. Какая связь между нашим душевным состоянием и здоровьем? Оказывается, нервной системе человека свойственны естественные электрические импульсы, возникающие в нервных клетках, мышцах и соединяющих их нервных волокнах. Раздражительность и плохое настроение тормозят деятельность этих импульсов, меняют их характер, что и становится причиной нервного перенапряжения и стресса.

Люди, которые ежедневно находят время для рукоделия, не только живут дольше, но и меньше страдают от лишних килограммов. Полчаса за пяльцами приносят им гораздо больше радости, чем пирожные или шоколад! Медики подтверждают: хобби — отличное средство от ненужных килограммов. Обычно лишний вес появляется в результате эмоционального переедания, когда еда превращается в способ переключиться, получить удовольствие. Замена чревоугодия на творчество дает шанс не только сохранить здоровье, но и быть в хорошей форме и приподнятом настроении.”

Так что я пошла доставать из закромов недовышитые наборы, что и вам советую сделать!!!!

Источник

В чем польза рукоделия для детей

Творческое начало есть у каждого, но именно в детстве его легче всего заметить и развить. Простые, на первый взгляд, занятия – рисование, поделки, лепка, на самом деле имеют большое значение и влияние на ребенка.

Польза творчества для любого человека доказана давно. Ведь творческий подход нужен везде, включая теоретическую физику и бухгалтерию. Именно такое мышление и такие навыки позволяют нам не выгорать в учебе и работе, постоянно развиваться, находить ресурс и расти. 

Что касается детей, то развивающие занятия  всегда имеют признаки творчества, а уж создание чего-то своими руками – один из главнейших способов развивать малыша.

Польза поделок

В зависимости от возраста польза поделок своими руками проявляется по-разному.

С трех лет создание поделок развивает мелкую моторику пальчиков, что способствует развитию речи у малыша.

Развивающие занятия с цветной бумагой, ножницами, карандашами и красками позволяют выучить очень и очень много полезного: цвета, геометрические фигуры, текстуру, буквы, различные объекты.

Читайте также:  Зефир мармелад пастила в чем их польза

Читать также: Развитие ребенка: эволюция игры – лучшего способа обучения детей от рождения до школы

Дети рисуют на полу

Работая с кинетическим песком, делая поделки из природных материалов, кроха развивает свою фантазию и воображение (и тоже совершенствует мелкую моторику). Чтобы воплотить свою идею, он сначала придумает и сосредотачивается. Все это формирует хорошую базу учебы в школе. 

Мышление работает, в тот момент, когда малыш  собирает  что-то своими руками. поэтому педагоги советуют делать поделки вместе с детьми как можно чаще.

В возрасте 5-6 лет создание поделок учит ребенка усидчивости, аккуратности и ответственности. Здесь важно не мастерство ребенка, а полет его фантазии.

Для школьников поделки кажутся уже не такими интересными как игра в компьютер или игры на улице. Но и они могут уделить свое внимание созданию сувениров для родственников или друзей на различные праздники, такие как Новый год, день матери, Пасха, день влюбленных или день рождения.

Валентинка своими руками

На увлечения ребенка влияют множество факторов. Но именно семья является фундаментом его мировоззрения и развития его способностей.

Лучше всего заниматься совместным творчеством, в котором вы покажете ребенку важность и занимательность изготовления поделок собственными руками. Это интересное времяпровождение будет чудесным занятием и для вас, и для крохи.

Удачи вам) 

Фото: depositphotos.com, Champions kids 

Благодарим детский клуб Champions kids за предоставленный материал

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №6  г.Шебекино Белгородской области

Исследовательская работа

по технологии

 Влияние занятий рукоделием на здоровье человека

                                                                             Выполнила                        

                                                                             ученица 6  класса

                                                                             Инютина Валерия

                                                                             Руководитель:

                                                                             Петракова Л.Н.

2012 г.

Содержание

  1. Введение
  • Тема работы
  • Обоснование выбора темы
  • Цели и задачи работы
  • Объекты исследования
  • Этапы и методы исследования
  1. Основное содержание:
  • Сбор информации о рукоделии
  • Исследование влияния занятий рукоделием на организм человека
  • Систематизация собранного материала
  • Анализ
  1. Заключение:
  • Основные результаты работы
  • Выводы
  1. Библиографический список

2

4

7

9

Влияние занятий рукоделием на здоровье человека

I  

Проблема

В последнее время всё большую популярность приобретает рукоделие, но им занимаются в основном люди старшего возраста. Девочки из моего класса не всегда с желанием вяжут или вышивают, многие из них думают, что проще купить что-то готовое, чем  сделать самой.

Гипотеза

Мне известно, что и тысячи лет назад люди занимались рукоделием. Но тогда это было необходимостью: в холодное время года нужна была теплая одежда, вещи украшали вышивкой для оберега. В более позднее время рукоделие стало очень модным, им занимались люди разного возраста и достатка. Я предполагаю, что были какие-то другие причины для увлечения вышивкой и вязанием. Возможно, когда человек что-то делает руками, он не только получает удовольствие от мысли, что у него будет какая-то вещь, но в организме происходят процессы, влияющие на его физическое и психическое здоровье.

Действительно ли, например, вязание лечит? Так ли важно уметь вязать или вышивать?  Каковы положительные стороны рукоделия для здоровья и развития? Может ли вязание улучшить самочувствие и поднять настроение?

Я решила провести исследование по возникшим вопросам.

Цель исследования

Выяснить, какое   влияние оказывает рукоделие   на различные функции организма, как оно помогает справиться со стрессом и улучшить психическое здоровье человека.

Задачи исследования

  • Выяснить, каково значение рукоделия для здоровья человека.
  • Познакомиться с воздействием вязания на мышление и моторику мелких мышц
  • Исследовать, как в разном возрасте влияет занятие рукоделием на человека.
  • Изучить приемы работы, позволяющие не портить зрение и осанку.

Объекты исследования

  • Анкеты с вопросами об отношении к рукоделию для школьниц
  • Анкеты с вопросами об отношении к рукоделию для взрослых
  • Статьи в средствах массовой информации (сайты по рукоделию в Интернете, статьи ученых и т.д.)
  • Литература по истории рукоделия

Ход исследования

  • Сбор информации об отношении взрослых и подростков к занятиям рукоделием
  • Анализ анкет взрослых (учителя и родители) и подростков
  • Сбор информации о влиянии рукоделия на нервную систему
  • Систематизация собранного материала
  • Разработка рекомендаций
  • Презентация проекта

II

Ручная работа вновь стала пользоваться большим спросом. Я заметила, что в магазинах и киосках продается огромное количество принадлежностей и материалов для рукоделия. Но не все мои одноклассницы и подружки любят заниматься ручным трудом. Меня к рукоделию приучили мама и бабушка, потому что они всегда в свободное время что-то шьют или вяжут. Если я хочу что-то сшить или связать, то мне обязательно помогут и посоветуют, как это сделать.

Мама мне рассказала, что течение нескольких столетий рукоделие было обязательным в женском образовании. В бедных семьях девочек с самого раннего возраста приучали работать иголкой, вязать, ткать и прясть. Рукоделием занимались и городские дети, и крестьянские. Я знаю, что девочки, играя в куклы, вязали и вышивали, шили кукольную одежду. Девушка, которая не умела рукодельничать, считалась обузой для семьи.

Читайте также:  О вреде и пользе пенопласта

        Барышни кроме иностранных языков, танцев и хороших манер должны были уметь вышивать и вязать. Для этого у каждой девочки были специальные коробочки и шкатулки, где они хранили свои сокровища для рукоделия. До самой старости женщины занимались ручной работой.

        Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии движений рук на развитие головного мозга. Древние утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на память. И это правда. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, с этими точками связанные. Рукоделие в этом случае выполняет функцию всестороннего массажа, ведь современный человек все меньше и меньше занимается ручным и физическим трудом.

Ученые-медики считают, что рукоделие — это не просто приятное‚ но и полезное времяпрепровождение. Вязание и вышивание  помогают снять стресс‚ восстанавливают биоритмы организма‚ развивают оба полушария головного мозга и мелкую моторику рук.

Во время творческого процесса активно задействуется мозг, особенно правое полушарие, которое отвечает за воображение, пространственную ориентацию, интуицию и эмоции. Как мышцы атрофируются без работы, так способности правого полушария ослабевают, если их не использовать. Но восстановить работоспособность творческого правого полушария никогда не поздно, надо только взяться за иголку, крючок или спицы. Даже очень известные и великие люди, несмотря на занятость, всегда находили время для хобби. Они не стремились создавать шедевры, зато хорошо понимали, что напряженная умственная деятельность требует переключения.

Как любые однообразные действия, рукоделие хорошо успокаивает нервы. Но в отличие от мытья посуды или глажения еще и повышает настроение. Особенно эффективна в этом случае «спицетерапия»  —  вязание. Ученые доказали, что вязание подавляет механизм возникновения стресса.

Творческие занятия  помогают при лечении депрессий. В последнее время подростки жалуются на депрессивное состояние. Я думаю, что эти ребята совсем не имеют никакого хобби,  не занимаются ручным трудом и не знают, что плохое настроение исчезает, когда ты что-то мастеришь.

Люди, которые ежедневно находят время для рукоделия, не только живут дольше, но и меньше страдают от лишних килограммов. Полчаса за пяльцами приносят им гораздо больше радости, чем пирожные или шоколад! Медики подтверждают: хобби — отличное средство от ненужных килограммов. Обычно лишний вес появляется в результате эмоционального переедания, когда еда превращается в способ переключиться, получить удовольствие. Замена чревоугодия на творчество дает шанс  быть в хорошей форме и приподнятом настроении.

Чтобы выяснить, как школьницы и взрослые относятся к рукоделию и знают ли они о пользе рукоделия, я составила анкеты и провела опрос. В опросе участвовали 40 школьниц и 15 взрослых. В результате я выяснила, что 50%  опрошенных взрослых не совсем представляют, в чем польза рукоделия для здоровья, 45%  – понимают, что рукоделие поднимает настроение. Почти все опрошенные взрослые умеют вязать или вышивать (85%), а 10% рукоделие утомляет. Я думаю, что у взрослых больше жизненного опыта и знаний о пользе рукоделия, но не все из них знают, что хобби может лечить и поддерживать организм в хорошем состоянии.

Я опросила девочек из 5-7 классов и выяснила, что почти у всех нет знаний  о пользе рукоделия для здоровья, ведь многие из них думают, что это просто обыкновенный труд, результатом которого является  новая вещь.

Пятиклассницы больше устают (30%), чем семиклассницы и взрослые потому, что у них еще мало навыков и ручной труд их утомляет (взрослых, не умеющих вязать и вышивать и семиклассниц примерно поровну – 2-3%).

Девочки из моего 6 класса показали, что они мало знают о пользе рукоделия (около 70%). Возможно,  они заинтересовались моим исследованием и задумались над этим вопросом. А в целом все школьницы (более 50%) не знают, как влияет рукоделие на здоровье.

 Проанализировав анкеты, я сделала выводы:

  • Не все взрослые и школьницы понимают, что рукоделие помогает улучшить здоровье и самочувствие, даже если они увлекаются вязанием или вышивкой.
  • Чем больше у вас навыков, тем больше вы получаете удовольствия от рукоделия и не устаете.
  • Взрослые часто недооценивают значение рукоделия для поддержания физического и психического здоровья
  • Нужно знать приемы работы, которые помогут уменьшить утомляемость (гимнастика, хорошее освещение, удобный стул)

III

        Исследовав проблему,  я утвердилась в мысли, что  подростки и некоторые взрослые  не очень хорошо представляют пользу рукоделия. Многие считают, что это бесполезная трата времени и денег.  

В результате исследования я смогла  определить, каким образом рукоделие влияет на здоровье человека.

Положительное влияние:

  • Развивает правое полушарие головного мозга
  • Снимает напряжение, стресс
  • Развивает память и логическое мышление
  • Массирует активные точки на руках
  • Поднимает настроение
  • Повышает самооценку
  • Борется с лишним весом
  • Восстанавливает биоритмы организма
  • Развивает мелкую моторику мышц
  • Разрабатывает суставы
  • Экономит деньги
  • Не позволяет лениться, воспитывает.

Отрицательное влияние:

  • Требует свободного времени
  • Нужны финансовые затраты
  • Портится зрение и осанка

Вывод моей работы заключается в следующем:

  • Рукоделие приносит огромную пользу человеку, особенно подростку.
  •  Рукоделие положительно влияет на физическое и психическое здоровье
  • Чтобы заниматься рукоделием, не нужны большие затраты
  • Если правильно организовать рабочее место, то здоровью вред нанесен не будет
  • Для того, чтобы девочки знали, как важно заниматься рукоделием, в школьный учебник должны быть внесены главы, рассказывающие о том, как влияет рукоделие на здоровье человека. В учебниках по технологии, к сожалению, говорится только об истории рукоделия

Библиографический список

  1. Детская домашняя энциклопедия: В 2 т. – М. : Знание, АСТ – Пресс
  2. Домоводство и обучающий труд: Учебное пособие / Составитель А,П.Тарасова. – С-Пб. : МиМ-Экспресс, 1996
  3. В.Д. Симоненко. Технология для учащихся 8 класса общеобразовательных      учреждений (вариант для девочек). – М.:Вентана-Граф, 2005
  4. Абрамов Д.С., Кочегаров И.И., Юдин А.М. Азбука домоводства. М., 1995.
  5. Журналы по вязанию и рукоделию:
  1. «Золушка»
  2. «Сандра»
  3. «Валентина»
  4. « Вязание на спицах»

www.baby.ru

Приложение I

Активные точки на руке человека

Источник