В чем польза развивающих игрушек для детей
Опубликовано: 24.07.2018
Деревянные игрушки – подарок природы детям
Деревянные игрушки всегда ценились родителями и не только как дань прошлому. В первую очередь дерево экологичный материал, не вызывающий аллергии и токсического отравления у ребенка. Во-вторых, такой подарок помогает малышу познавать окружающий внешний мир и быть ближе к природе. В настоящие дни актуальность деревянной игрушки вполне оправдана, она помогает развить моторику, мышление, тактильные ощущения ребенка.
Преимущества деревянных игрушек
Игрушки из дерева обладают множеством положительных качеств в отличии от пластика. Натуральный материал обладает природной энергетикой, теплом и особенной фактурой поверхности изделия. Имея такой подарок с первых дней, малыш с помощью осязания и обоняния учиться познавать мир, постигая полное и правильное представление об окружающем пространстве. Помимо этого, преимущества выбора деревянных игрушек заключаются в следующих качествах:
- Экологичность. Такой продукт полностью безопасен для ребенка, даже если он попробует изделие на вкус. В отличии от пластика, который может спровоцировать токсическое отравление и аллергию у малыша.
- Долговечность. Дерево тяжело поломать. Игрушки сохраняются много лет, не требуя особых условий хранения.
- Простота в уходе. Для чистки изделия достаточно протереть его мыльным раствором или обычной влажной тряпкой.
- Натуральность. Дерево позволяет чувствовать тепло, фактуру, структуру материала. Оно имеет приятный запах.
- Реальность. Ребенок познает окружающий мир на запах, вкус и ощущения. Плюсы деревянных игрушек в том, что они помогают почувствовать реальный вес изделия, его плотность.
Особенности выбора
Игрушки из дерева обладают минимализмом и простотой, что позволяет творчески развивать малыша, давая ему полную свободу в полете фантазий. В зависимости от вида изделия и его предназначения выпускают лакированные, окрашенные и неокрашенные модели.
Окрашенные игрушки предназначены для привлечения внимания ребенка, развития памяти и познания цветов. В линейке Grimm’s представлено множество ярких моделей товаров, они имеют множество сценариев игры, развивая все творческие данные малыша. Такие игрушки подойдут деткам от полугода и до 5 лет.
Стоит ли бесспокоиться о том, что окрашенные игрушки могут нанести вред ребенку? Всем известно, что малыш во время игры может тянуть все игрушки в рот и пробовать их “на зубок”. С игрушками Grimm’s можно быть спокойным, ведь все цветные модели деревянных игрушек, которые представлены в нашем магазине, покрыты не краской или воском, а экологичной и безвредной глазурью Биофа на водной основе. А за счет того, что игрушки окрашиваются методом погружения в чан с глазурью, которая проникает глубоко в структуру дерева, можно с уверенностью сказать, что игрушки Grimm’s не только безопасны для детей даже самого маленького возраста, но и долгое время будут сохранять свою яркость и прочность.
Чтобы польза деревянных игрушек для детей была максимальной, при выборе подарка следует ориентироваться на возраст ребенка и уровень его развития. Наиболее популярны:
- Погремушки, подвески на коляску. Их покупают для самых маленьких карапузов. Такие игрушки учат ребенка распознавать новый мир посредством звука и визуального восприятия.
- Рамки-вкладыши. Подходят для детей от 6 месяцев до 3 лет. Ребенок знакомится с понятием формы, цвета, принадлежности объектов и развивает логическое мышление. В линейке Beleduc обширный выбор данной продукции на любой возраст.
- Пазлы. Можно предложить малышам старше 1 года. Ими можно играть до 10-11 лет. Такая игрушка развивает воображение и мышление. Для самых маленьких подбирают модели с минимальным количеством деталей, постепенно увеличивая их количество, когда ребенок становится старше. В линейке Beleduc есть примечательный набор, где нужно собирать зверей, правильно расставив 3 элемента: голову, туловище и ноги. Сначала можно давать ребенку одного животного и постепенно усложнить задачу дав элементы 2 зверюшек. Так малыш научиться не только распознавать части тела, но и приобретет опыт о разнообразии животного мира.
- Сортеры. Помогают ребенку изучить формы, геометрические фигуры, цвета, научиться совмещать углубления и имеющиеся детали, что развивает мелкую моторику, логические способности, память, внимание. Такая игрушка подходит для детей от 1 года до 5 лет.
- Каталочки. Подходят для малышей от полугода до 2-3 лет.
- Стучалочки. Помогают развить двигательные навыки. Стучалочка «Веселый бегемотик» от Beleduc снабжена колокольчиком, что учит сопоставлять действие с результатом.
- Пирамидки. Будут интересны как самым маленьким карапузам, так и дошкольникам. Они помогают узнавать понятие формы и величины. А наклонная башня фирмы Grimm’s подарит массу эмоций старшим малышам и покажет могущественную силу равновесия.
- Шнуровки, лабиринты, тренажеры для письма. Помогут малышу развить мелкую моторику, логику, координацию, что необходимо для правильного формирования речи, письменных навыков.
- Кубики, конструкторы. Разрешены малышам с 6 месяцев, но будут интересны и в 10 лет. Они развивают сенсорику, координацию, моторику, логику.
- Игровые наборы. Предназначены для малышей старше года. Ролевые игры помогают ребенку адаптироваться в реальной жизни, узнавая предназначение вещей и овладевая навыками их пользования.
Делая вывод, можно сказать, что польза деревянных игрушек Grimm’s неоспорима. В отличии от других материалов дерево экологично и безопасно для ребенка. Плотное и теплое на ощупь оно красиво по своей фактуре внешне, даже без применения красящих веществ. Это позволяет развить в ребенке правильное восприятие мира и эстетические качества.
Более того, 10% всех продаваемых игрушек — потенциально опасны (способны пробудить в ребенке агрессию). К сожалению, «правильные» игрушки зачастую бывают незаметны среди массы ярких, кричащих Лунтиков и Смешариков. Как же родителям выбрать полезную игрушку для своего ребенка?
12 ноября в Москве впервые вручили премию Игрушка года. Самые правильные игрушки теперь будут отмечены своеобразным знаком качества — «Детские психологи рекомендуют».
— Бытует мнение, что самые лучшие игрушки – те, которые учат читать и писать, — рассказывает Елена Смирнова, профессор, доктор психологических наук, руководитель Московского центра психолого-педагогической экспертизы игрушек. — Однако ребенок развивается не тогда, когда усваивает готовые знания и отрабатывает какие-то умения, а когда учится самостоятельно решать поставленные задачи. Самые лучшие игрушки – это те, которые стимулируют, побуждают детскую активность и учат общаться и сопереживать.
Не менее важно, чтобы игрушка соответствовала возрасту ребенка.
Взгляд из колыбели
— Главное качество хорошей игрушки — ее простота и универсальность, — считает Инна Ульянова, психолог, специалист Центра игрушки. — Чем менее определенна игрушка, тем больше возможностей для игры она открывает. С универсальными игрушками можно делать все, что диктует любознательность и активность ребенка.
Основные типы игрушек для детей от 0 до 12 месяцев:
1. Погремушки – способствуют развитию концентрации внимания, зрительного, слухового восприятия и координации движений.
2. Подвески, крепящиеся на кроватке или коляске – развивают зрительную активность, учат малыша сосредотачивать взгляд на ярком пятне. Подвески-карусели развивают умение следить за движением по кругу.
3. Большая неваляшка – с большими выразительными глазами и веселой мордашкой — служит для малышей «заместителем» человека. Неожиданное появление звука привлекает внимание и радует.
Психологи рекомендуют: «Звучащие шарики» подойдут и для самых маленьких детей, и для тех, кто постарше. «Звучащие шарики» можно катать, сталкивать, они могут быть колобками и паровозиком. Если их потрясти, они звучат — малыши быстро открывают для себя эту способность и активно пользуются ею. Дети могут не просто сравнивать, как звучат разные игрушки, но и подобрать пары из тех, которые звучат одинаково.
Первые шаги — первые умения
— Игра для ребенка раннего возраста (от года до 3 лет) – это возможность узнать себя и окружающий мир, — считает Ирина Орлова, психолог, специалист Центра игрушки. – В этом возрасте малыш открывает для себя новые способы действия с уже знакомыми предметами, что позволяет ему почувствовать независимость, самостоятельность и уверенность в своих силах.
Основные типы игрушек от 1 до 3 лет:
1. Пирамидка — классическая традиционная развивающая игрушка для раннего возраста. Способствует развития точности и ловкости движений, концентрации внимания и внутреннего покоя. Учит соотносить детали по размеру и цвету, развивает мелкую моторику, образное мышление и воображение.
Психологи рекомендуют: «Веселая пирамидка». Вместо традиционных кружочков на стержень нанизываются дуги, каждая из которых изогнута по-своему. Изменение формы деталей расширило возможности игры. Малыш каждый раз вынужден прилаживать руку, что позволяет избежать стереотипных движений. Нанизывать дуги можно и через боковое отверстие — фигуры каждый раз получаются разными.
2. Кубики — первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания, ощупывания), потом они используются для строительства, а затем служат строительным материалом для сюжетных игр.
3. Транспортные игрушки (для мальчиков) — развивают моторику и будят воображение, активно используются в сюжетных играх – для перемещения персонажей и осваивания социальных ролей.
4. Куклы (для девочек) – куклы служат заместителями человека и незаменимы для полноценной сюжетной игры. В тоже время из-за своей конкретности и реалистичности зачастую ограничивают игру и тормозя, сводя ее к простым действиям с предметами, тем самым тормозя мышление и воображение ребенка.
Скоро в школу!
— Дошкольный возраст ( от 3 до 7лет ) — один из важных этапов в жизни ребенка, определяющей его дальнейшее развитие, — рассказывает Алла Коркина, психолог, специалист центра игрушки, — ребенок уже чувствует свою самостоятельность и испытывает острую потребность в ее реализации.
Основные типы игрушек для дошкольников:
1. Конструктор. Конструирование — важнейший вид деятельности дошкольного возраста. Важно, чтобы игрушки конструкторского типа давали возможность максимально проявить свою фантазию и позволяли исследовать, экспериментировать, познавать.
Психологи рекомендуют: строительный набор № 2, Россия. Из деревянного, приятного на ощупь и конструктора можно возвести целый город – со сказочными замками, надежными крепостными стенами и ажурными беседками. Конструирование требует аккуратности и сосредоточенности, умения концентрироваться. Строительный набор подходит как для совместной, так и для индивидуальной игры. Уборка конструктора в коробку после игры — важный момент в воспитании аккуратности детей.
2. Наборы для совместных игр — учат ребенка общению, принимать решения, уступать и действовать сообща.
Психологи рекомендуют: Игра «Доктор Ежик», Германия. В отличие от других игр, побуждающих детей соревноваться, в «Докторе Ежик» цель общая для играющих. Доктор везет лекарства другим персонажам. Чтобы справится с задачей, дети должны действовать сообща, а значит, учиться уступать, договариваться и слышать друг друга.
3. Образные игрушки. К ним относятся все игрушки (в образе человека или животного) с которыми можно обращаться, как с живыми персонажами. В игре с ними малыш проигрывает свой жизненный опыт и «отрабатывает» волнующие его моменты человеческих взаимоотношений.
Психологи рекомендуют: Бычок, Россия. Образ несамостоятельного, нуждающегося в заботе существа так и просится в сюжетную игру, пробуждает в ребенке сочувствие и заботу о младших.
4. Пазлы — формируют пространственное мышление, развивают умение поэтапно решать поставленные задачи, вырабатывают усидчивость, сосредоточенность и концентрацию внимания.
Психологи рекомендуют: Пазл «Репка», Россия. Игрушка, сочетающая функции пазла и набор для режиссерской игры. Малыш не просто подбирает игрушки, подходящие по форме, но и формирует целостный облик любимой сказки. Герои могут стать персонажами для других историй.
Источником для игры может стать известный ребенку сказочный сюжет.
Детство или отрочество
— Младший школьный возраст ( 7-10 лет) – это последний срок, когда ребенок играет в игрушки, не стесняясь, — считает Мария Соколова, психолог, специалист центра Игрушки. — Главные игрушки в этом возрасте – те, которые помогают развиться детской фантазии.
Основные типы детских игрушек для младшего школьного возраста:
1. Конструкторы. С большим количеством разноцветных деталей, с наличием элементами ландшафта и архитектуры, фигурками человечков для проигрывания всевозможных социальных ролей и ситуаций.
Психологи рекомендуют: конструктор «Город на ковре», Россия. Деревянный конструктор, включающий 65 деталей, развивает пространственное мышление и учит соотносить собственные фантазии с имеющимися материалами.
2. Наборы для режиссерской игры. Если в ролевых играх малыши примеривают разные роли на себя, то в режиссерских дети руководят процессом и персонажами-игрушками, приучаясь к ответственности и самостоятельности.
Психологи рекомендуют: Игра «Семейная яхта», Германия. Воплощает лучшие качества детской игрушки – открытость творчеству и фантазии. В комплект входят яхта, 4 фигурки — которые могут быть как членами экипажа, так и семьей, отправившейся в путешествия, — и морские аксессуары.
3. Партнерские игры — (шашки, шахматы, игры- бродилки, морской бой и т.п.) учат прогнозировать, планировать свои действия в зависимости от действий партнера по игре и выстраивать выигрышные стратегии.
Смотрите также:
- Рецепт зимней сказки. 5 советов для создания новогоднего настроения →
- Игры в чудеса. Зачем детям сказки про Деда Мороза? →
- Играй и развивай! Чем занять малыша с пользой →
Сегодня новоиспеченной, да порой и опытной, маме сложно разобраться в огромном ассортименте развивающих игрушек для малышей. Я попробую дать небольшой обзор, чтобы облегчить выбор. На самом деле, если у родителей богатая фантазия, и они могут придумать развивающие игры из подручных средств, то не стоит тратить уйму денег на специальные игрушки. Но, как показывает практика, так получается не у всех. Тем более, по мнению нейропсихологов хотя бы минимальный набор развивающих игрушек обязательно нужен в семье, где есть малыш. Они отлично обогащают сенсорный опыт и помогают развить основные психические функции.
Сегодня не буду говорить о главном – что развивающие игрушки и мелкая моторика – это всего лишь малая часть общего развития. В основном, конечно, ребенка развивает движение и общение со взрослым. Делаю такую пометку на всякий случай, вдруг остались еще родители, которые верят в то, что развивающие игрушки имеют огромное значение в жизни ребенка.
Также хочу отметить то, что развивающие игрушки и игрушки, с помощью которых ребёнок может занять себя сам-это разные вещи. Когда мы приобретаем новую полезную игру, мама должна сразу понимать, что в неё нужно играть в месте с малышом и стараться не допускать угасания интереса. Угасание интереса -это когда ребёнок начинает кидаться кубиками и прочими составляющими игры. В этот момент нужно переключить его внимание на какую-то новую игру, и постараться забрать предыдущее пособие.
Развивающие игрушки малышам до года:
Этот раздел заслуживает отдельной статьи, я хочу остановиться лишь на нескольких моментах.
До года почти все игрушки можно сделать своими руками. Что касается музыкальных игрушек, мобилей-это не развивающие игрушки, это помощники мамы.
Для развития подходят ленты, с помощью которых ребёнок учится захватывать предмет, и любые небольшие предметы- игрушки, погремушки, кубики, различные на ощупь. То есть, нужно предлагать малышу трогать совершенно разные поверхности, тем самым, развивать сенсорные ощущения.
пример тактильных шариков
К году можно начинать предлагать разные варианты игр-кольцеброс, пирамидки, кубики, мячи, пирамидки-формочки, сортеры.
Я пока ещё не встречала ребёнка, который не любил бы сортеры и различные сортировки. Их тоже можно делать своими руками. Например, кидать в пластиковую бутылку различные предметы (крышки, пуговицы). Отверстия выбирать по возрасту ребёнка-чем малыш младше, тем больше отверстие.
Для примера – сортер для годовалого ребенка
Самодельных игрушек можно придумать очень много, но сегодня я все-таки остановлюсь на готовых игрушках.
Игрушки от года до трёх:
1. Сортеры. Продолжаем сортировать предметы – по форме, по цвету и т.д.
2. Различные виды пирамидок. Сначала малыш просто учится надевать кольца и соотносить предметы по величине. Затем собирать пирамидку без ошибок. Параллельно можно учить цвета и формы.
Пример сложной пирамидки, можно использовать несколько лет, просто видоизменять задания по сложности
3. Кубики и другие фигуры (шары, конусы). На самом деле, изучение ребенком форм и фигур – достаточно сложный процесс для мозга, так как он его не просто видит и запоминает зрительно, а еще осязает. Да и с кубиками можно придумать массу игр.
4. Рамки-вкладыши. Игры на определение контура. Эти игры отлично развивают внимание. Можно начинать предлагать малышам от года. Но я заметила, что интерес просыпается у многих к 1,4-1,6 г.
рамки-вкладыши
более сложный вариант. для детей постарше
Определение картинки по тени. Малыши в 1,5-1,8 уже могут справиться с задачей.
5. Пазлы
Конечно, после рамок логично упомянуть пазлы. Начинать использовать пазлы нужно с самых простых – половинок.
Затем переходим именно к пазлам, из двух – четырех деталей.
Я думаю, что тут не стоит экономить, если использовать некачественный картон, то малышу будет сложнее соединить детали, на этом интерес может угаснуть. Например, как случилось у моего сына с этими “букашками” на картинке. А вот когда я предложила ему пазлы фирмы Larsen, они более плотные и приятные на ощупь, плюс есть опора на форму, то я “не могла оторвать” ребенка от игры.
Можно попробовать поискать и другие фирмы, но я пока не встречала аналогов.
Опора на форму-это небольшая вырубка на картоне. Ребёнок соотносит пазл не с картинкой (это ещё тяжело), а с контуром.
Вот эти пазлы Ларсен
6. Конструкторы.
Думаю, в описании пользы не нуждаются – конструирование – тоже сложный процесс для мозга, плюс развивается фантазия. Самые популярные фирмы – Mega bloks, Lego duplo, Полесье. У моего ребенка интерес к ним проснулся только после двух лет.
7. Развивающие игры известных авторов методик раннего развития. Плюс в том, что хорошо развиваются творческие способности, ну и, конечно, внимание, память.
Например, игры Никитиных:
“Сложи квадрат”, “Сложи узор”.
Мне они нравятся еще и тем, что практически не ограничены по возрасту. Купив такую игру для двухлетки, в нее можно продолжать играть в начальной школе.
Сложи узор
Сложи квадрат. На рисунке представлены оригинальные игры от ИП Никитина (сына Бориса Никитина). Есть более дешевые аналоги, например, от фирмы Корвет.
Если идти дальше по именным развивающими игрушкам и бестселлерам, то отлично для этого возраста подходят доски Сегена, блоки Дьенеша.
8. Мозаики. Любые.
К двум годам можно предлагать классические, с мелкими деталями, но под присмотром мамы и до потери интереса (чтобы не раскидывал). Тоже сначала учимся работать пальчиками, развиваем тонкую моторику, после трех – креативим и создаем узоры.
9. Шнуровки.
Желательно с жестким наконечником на веревке. Можно предлагать с года – полутора.
шнуровка
10. Первые настольные игры:
Лото, пирамидки, которые нужно собирать по образцу, домино.
11. Ручной балансир (После 2-2,5 лет).
Супер-игра для укрепления навыков координировать движения.
ручной балансир
12. Пальчиковый театр или игрушки для постановки сказки.
Отнесу их к категории развивающих игрушек. Хотя развивает, в основном, мама посредством постановки сказки. Но польза от этого занятия превосходная – вы не заметите, как ребенок с удовольствием начнет повторять за вами реплики героев “Колобка” или “Курочки Рябы”. Плюс к развитию речи, ребенок запоминает последовательность появления персонажей, это очень важно.
На всякий случай поясню – это только один вид игрушек, есть еще много других игрушек, которые тоже развивают (мячи, предметы для сюжетно-ролевой игры и т.п.). Здесь просто те, которые обычно лежат на полках магазинов в пометкой “развивающие”.
Теперь о том, какие игрушки ребёнка практически не развивают –
игры с громкой музыкой, детские планшеты, движущиеся игрушки. В каком-то смысле они удобны, так как могут занять ребёнка на какое-то время. Музыка и озвучка там обычно не очень хорошего качества, реплики- не сравнятся с речью живого человека и живой артикуляцией. Плюс ко всему, ребенок, занятый “умной игрушкой” по типу планшета, остается на долгое время обездвиженным, она его как бы «зомбирует», что, собственно, противоречит нормальному развитию. Ну и самое главное, перед ребёнком не стоит задача, которую он может сконцентрированно решить. Лучше, чтобы никакая громкая музыка или электронные голоса его не отвлекали.
Если ребёнок развивается в норме, то ему такие игрушки особо не повредят, ровно как и мультики, но если вы замечаете задержку в развитии, то лучше их убрать, и делать акцент на правильные, с точки зрения детской психологии и физиологии, занятия.
Примеры НЕ развивающей, а отвлекающей игрушки:
Статья по теме – основные категории книг для малышей от 0 до трех лет