В чем польза политики для общества
В новостных программах и аналитических материалах мы постоянно слышим о политике. Она присутствует везде. Даже люди, совершенно не интересующиеся проблемами мира и государства, никуда от нее не спрячутся. А какую роль играет политика в жизни общества? Можно ли без нее обойтись? Давайте разберемся.
Определимся с понятиями
Разобраться, какую роль играет политика в жизни общества, невозможно без трактовки терминов. Часто люди путаются именно потому, что их понятия далеки от научных. Слово «политика» имеет греческое происхождение. Оно буквально означает «искусство управления государством». Возникло оно тогда, когда появились богатые и бедные, выделился класс просвещённых и поднялся над остальной массой граждан. То есть, политика является некоей надстройкой над обществом. Состоит она в рождении, развитии и реализации идей, которые приводят к тем или иным изменениям. Следует заметить, что в настоящее время политику принято делить на внешнюю и внутреннюю. Последняя влияет на положение в одной стране, подталкивает ее развитие. Внешняя – направлена на регулирование межгосударственных отношений. Два этих направления так или иначе влияют на жизнь обычного человека. Место политики в жизни общества иной раз трудно определить неспециалисту. Ведь большая часть процессов проходит в государственных органах. Граждане сталкиваются с реальной политикой во время избирательных кампаний. Но это лишь вершина айсберга. На самом деле роль государства, а, следовательно, политики велика практически во всех сферах жизни. Будь-то строительство предприятий, регулирование заработной платы, работа жилищно-коммунальных служб или мероприятия культуры – везде существует организационно-управленческий элемент.
Зачем обществу политика?
Любой инструмент настолько всеобъемлющий, как рассматриваемый, что имеет собственные функции. Без их выявления невозможно понять, какую роль играет политика в жизни общества. Ведь мы не сможем увидеть глубинных основ функционирования государства. Функции политики разнообразны:
- определение основных целей и направлений развития;
- организация работы общества по их достижению;
- распределение ресурсов (материальных, человеческих, духовных);
- выявление и согласование интересов субъектов процесса;
- разработка норм поведения и их внедрение;
- обеспечение безопасности (любого рода);
- приобщение людей к процессам управления;
- контроль.
Данный перечень можно расширить за счет расшифровки каждого из пунктов. На практике они сложны и многоплановы. За каждым стоит работа соответствующих служб, учреждений и организаций. Но уже из приведенного перечня понятно, какую роль играет политика в жизни общества. Можно ответить коротко – важнейшую.
Политическая система
Необходимо отметить, что государственные системы бывают разными. От этого напрямую зависит, как взаимодействуют общество, политика и власть. К примеру, социалистический строй серьезно отличается от рабовладельческого или капиталистического. Цели ставятся несоизмеримые по масштабам и значимости для гражданина. Наука разделяет политические системы на авторитарные, демократические и тоталитарные. Каждая по-своему организует управление, реализует функции государства, его взаимодействие с населением. Политическая система делится на:
- нормативную;
- институциональную;
- коммуникативную;
- культурно-идеологическую.
Они характеризуют степень и характер отношений между властными структурами и обществом. Подсистему включают в себя организации, государственные службы и учреждения, а также граждан. Давайте их рассмотрим.
Институциональная подсистема
Наверняка данный термин не всем понятен. Оттолкнемся от слова «институт». Оно обозначает высшее учебное заведение, но так же специальное учреждение, занимающееся научными изысканиями. Получается у нас некая структура, выполняющая ряд функций, среди которых выделим организационную и идееобразующую. Когда рассматривается общество в политике, то в первую очередь говорят об этой подсистеме. Она включает в себя политические партии, общественные движения и государство. Их общая цель – осуществление властных полномочий, на законодательно закрепленном уровне. Понятно, что государство, как система, принимает политические решения и внедряет их в жизнь. Партии и движения влияют на деятельность последнего, исходя из взглядов своих сторонников. Они же принимают активное участие в формировании законотворческих структур. Существуют структуры, включенные в институциональную подсистему, не участвующие в политической жизни. Возьмите, например, профсоюзы. Они не претендуют на власть, не борются за нее. Но определенные задачи в обществе решают. Таковых организаций множество.
Государство
Этот институт имеет самые широкие полномочия. Ведь он, как правило, концентрирует и реализует власть в обществе. Его функции весьма разнообразны. Связано это с тем, что государство опирается на большую часть народа, выражает его интересы. Оно создает специальные институты, аппарат управления и принуждения. Политика государства должна быть согласована с чаяниями и надеждами народа, быть направлена на создание условий для реализации потенциала общества. Иначе в стране может возникнуть кризисная ситуация. Другими словами, иная политическая сила разрушит государство, чтобы создать иное, более отвечающее требованиям населения. Чтобы такого не произошло, необходим консенсус между политическими силами. Его обеспечивают основные партии, имеющие сторонников среди большей части населения. Государство пишет правила и принципы функционирования всей политической системы. То есть, занимается законотворческой деятельностью, регулирует работу общественных организаций вплоть до их запрета. Критерий у подобных решений один – безопасность населения в любой сфере. Для реализации собственных задач государство обладает громадными ресурсами. Кроме того, оно должно объединять (интегрировать) общество, объединять вокруг себя, как возле стержня, все иные институты.
Коммуникативная подсистема
Нельзя оценить суть влияния политики на жизнь общества, если рассматривать его однородным. В любой стране существуют слои и группы населения. У них различные интересы, они объединяются в организации или партии, выдвигающие собственные требования. Совокупность взаимоотношений между подобными образованиями называют коммуникативной подсистемой. Оно специальными нормативными актами и принятыми в обществе нормами регулирует отношения субъектов, к каковым относится и отдельная личность. Цель взаимодействия общественных организаций, партий, граждан – влияние на власть для того, чтобы последняя учитывала их потребности в своей деятельности. То есть группы населения борются за собственные интересы. А государство призвано их балансировать, учитывая по возможности в принятии властных решений.
Культурно-идеологическая подсистема
На жизнь общества не только законы влияют. Есть еще целый пласт идеологических установок, на которые люди привыкли опираться, вырабатывая отношение к власти. К ним относятся культурные ценности и этические нормы, настроения и предрассудки. Наверняка вы и сами замечали, что какие-то лозунги, продвигаемые политическими силами, не находят у граждан сочувствия, не вызывают интереса. Но тут возникнет идея и как пожар распространяется повсюду. Просто она отвечает чаяниям народа, опирается на совокупность установок, принимаемых людьми как естественные. Политическая культура любого общества опирается на выработанные поколениями, укоренившиеся образы, именуемые стереотипами. Они занимают особую роль в политической культуре, так как внедрены очень глубоко и плохо поддаются изменениям. К примеру, монархические идеи до сих пор имеют множество сторонников в России, хотя со дня падения царского режима прошло почти сто лет.
Нормативная подсистема
Это, пожалуй, самая понятная из всех составляющих частей политики. Она представляет собой совокупность законов. Также к ней можно отнести учреждения и организации, выполняющие контрольную функцию. Как правило, нормы вырабатывает государство. Они обязательны для исполнения всем обществом. Демократии часть прав по инициированию законотворчества могут передавать гражданам или их объединениям.
Политика и сферы жизни общества
Структура государства такова, что любой ее сегмент не может работать и существовать отдельно. Все взаимосвязано. А инструментом, позволяющим объектам реализации власти находить консенсус, является политика. Можно смело сделать вывод, что без ее влияния не обходится ни один человек. И от желания личности этот факт не зависит. Как говорится, жить в обществе и быть от него свободным не получается. Какую сферу ни возьми, политика присутствует везде. Ходите ли вы в магазин, на работу или дома сидите. Рядом невидимо присутствует государство и иные участники политической системы.
Взято из Яндекс-картинок. Похоже на нас. Лучше бы и не придумал.
Всем привет!
Когда я пишу очередную статью, то обычно она носит характер попытки разобраться в каком-то вопросе, который мне отчего-то стал интересен. Обычно этому предшествует какой-то информационный повод. Таким поводом к вопросу о политике стала пресс-конференция В.В.Путина 19.12.2019 г. Я решил в этом году внимательно послушать её и даже написал статью, посвященную главным посылам этого события. Владимиру Владимировичу задали вопрос об уровне политической конкуренции в России. Президент ответил, что в России имеется 50 политических партий, 12 из них работают на федеральном уровне и это соответствует понятию политической конкуренции.
Но мне кажется, что политической конкуренции в России нет. Вся власть сконцентрирована в руках исполнительной власти, а конкуренции там нет и не предвидится. Политическая система построена по принципу вертикали власти под лидера, для его контроля над общественными процессами.
В России принято говорить, что политика – это “грязное дело”, политикой заниматься не модно. В нашем восприятии политик – это, например, Жириновский, Зюганов и другие болтуны. Есть еще те, кто занимается внешней политикой и к ним у нас отношение более сдержанное. Нет, Путин скорее не политик, его нас учат воспринимать как государственника, лидера нации, который стоит над системой. Это типа патриота, который заботится о государстве. Для которого патриотизм – любовь к России – это главная цель. Черчилль говорил, что “Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель — на следующее поколение”.
В.В.Путин считает, что неполитизированный патриотизм является идеологией российского общества. Я считаю, что патриотизм не может являться идейной основой современного общества и, возможно, следующую статью я напишу об этом. В своей статье, посвященной перспективам Российской экономики, я немного останавливался на этом вопросе.
Но сейчас я ставлю вопрос: Зачем нужны политики? Кто они такие? Болтуны? За что они получают свои деньги? И главное почему я сам никогда не ходил на выборы? Почему я уверен в том, что от этого нет никакой пользы? Наверное вопрос о бессмысленности посещения очередных выборов каждый слышал или задавал себе. Почему так произошло, что от нас ничего не зависит? Почему нам стало стыдно и страшно заниматься политикой? На сколько справедливо другое утверждение, что если ты не занимаешься политикой, то она займется тобой?
Для начала политик – это тот, кто занимается политической деятельностью. В Википедии политическая деятельность – это деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства.
Я бы дал иное определение политике. В моем понимании современная политика – это представительская деятельность граждан, направленная на реализацию интересов общества и его групп, гарантирующая защиту базовых принципов свободы и справедливости.
Т.е. в первую очередь политик – это лицо, которое пользуется общественным доверием для того, чтобы представлять интересы определенной группы людей, действуя как представитель этой группы на основе принципов свободы и справедливости.
Представительская функция для современного общества пока представляется неизбежной. Общественные лидеры необходимы для того, чтобы остальные в своей повседневной жизни могли заниматься тем, что им нравится, трудиться, отдыхать, растить детей, не волнуясь за то, что есть те, кто отстаивает их интересы и к кому они могут обратиться в случае если в отношении них будет нарушен принцип свободы и справедливости.
Наши политики не соответствуют этому определению. Вы хоть раз обращались к “своему” политику? В нашем государстве важно, чтобы оно называлось демократическим, существовали все демократические уровни власти, но при этом внутри система, что называется продажна. Нет открытой процедуры выборов общественных лидеров и доступа различных общественных групп к средствам массовой информации для объяснения и популяризации своих взглядов. Поэтому и не понятно чем занимаются граждане, которые как бы должны представлять интересы нашего общества. В лучшем случае они представляют интересы государства и его лидеров, а в худшем – свои личные. Не самые лучшие люди попадут в такую систему и будут преследовать не самые хорошие цели. Они понимают, что их реальная и формальная цели не соответствуют друг другу и хотят получать плату за эту лояльность. Конечно, получая эту плату, они становятся защитниками системы. Эта система на корню уничтожила общественный контроль. У общества практически нет возможностей понять и выбрать своих представителей.
Многие говорят, что несмотря на отсутствие честных выборов, все равно надо ходить на выборы и пытаться что-то изменить. Может быть они и правы, но опыт последних лет показывает, что кардинальных политических сдвигов нет. Свобода граждан на массовые сборы ограничена, право выбора – тоже, кандидатура общественного представителя практически на всех уровнях власти должна проходить муниципальный или еще какой-то фильтр. “Все свои”.
В таких условиях несвободы и несправедливости самые прогрессивные люди будут уезжать из страны. Если ты долго бьешься в ворота, но они никак не открываются, то чаще всего ты просто уйдешь. Не все готовы бороться. Тем более, что такую борьбу легко очернить и связать с корыстными интересами. Я не знаю какие цели преследует самый популярный оппозиционный политик – Навальный, но его личность и образ политика сполна наполнены негативом. Для нас стало нормой, что все политики обманщики и действуют в своих интересах. Поэтому любого, кто заявляет о своих намерениях что-то изменить мы не можем воспринять иначе как очередного жулика.
Тем временем, самые успешные люди, которые стали популярными и смогли реализовать себя в бизнесе, спорте, журналистике и т.д. стараются максимально отдалиться от политики или примкнуть к сильным, иногда с благими намерениями. Глупо говорить, что в этой системе невозможно самореализоваться. Во времена свободного интернета и стабильной экономики, высоких цен на нефть можно найти себе востребованное применение. Но, получив признание, людей все равно будет тянуть туда, где им не будет стыдно за свои мысли. Поэтому многие и находят выход в эмиграции и если не переезжают, то создают “запасной аэродром”.
Этот “патриотизм” сделал из России дойную корову. Сначала умы покинули страну, потом деньги полились рекой, а теперь видимо опять очередь за умами. В таких условиях никакие госпрограммы по развитию Искусственного интеллекта, цифровой экономики и других сфер четвертой промышленной революции не помогут совершить российское экономическое чудо.
Что делать? Наверное надо действовать сообща. Но даже с учетом наличия свободного доступа к социальным сетям, в условиях очень низкой политической просвещенности и негативного отношения ко всем “болтунам”, осознанной аполитичности наиболее прогрессивных людей, сложно представить алгоритм действий. Можно пытаться попасть в систему, чтобы хотя бы локально заставлять её защищать интересы граждан, пока она тебя не выплюнет. Хочется верить, что спортсмены и актеры, заполонившие Госдуму являются такими небезразличными людьми, а не становятся защитниками системы.
Надо быть очень сильной, решительной и незаурядной личностью, чтобы изменить положение дел. Сейчас время для просвещения. Молодежь очень нетерпимо относится к происходящему и голос людей, требующих перемен будет звучать громче.
Ставьте лайки, подписывайтесь, задавайте вопросы, не оставайтесь равнодушными!
Спасибо!
Понятие власти
Основа политики – власть. Власть многообразна. Можно выделить несколько её определений:
- в широком смысле – способ влияния на людей;
- в узком смысле – отношения господства и подчинения; комплекс полномочий, дающих право принимать решения, обязательные для подчинённых. 1
Структура власти
- субъект власти – человек, общность людей, организация, осуществляющая власть;
- приказ субъектавласти, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения;
- объект власти – человек, общность людей, организация, над кем осуществляется власть
- подчинение объектавласти приказу;
- общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиниться приказам осуществляющего власть. 2
Основа власти – социальное неравенство людей, которое предполагает подчинение одних другим. С этим связана опасность злоупотреблений властью её носителями – именно поэтому объём власти должен быть чётко определён и ограничен. Власть появилась практически одновременно с появлением человеческого общества и в той или иной степени будет всегда сопутствовать его развитию. Первоначальная власть – власть отца семьи, общины, вождя племени упорядочивала отношения людей и привносила стабильность. С развитием общества структура власти усложнялась, появлялись новые её виды. Сегодня наиболее развитым и оформленным видом власти является власть государственная. 3
Источники (или ресурсы) власти – реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления власти. Широко распространена классификация ресурсов власти на экономические, социальные, культурно-информационные и силовые К экономическим ресурсам относят материальные ценности в самом широком смысле, к социальным – систему различных привилегий и льгот, престижные и высокооплачиваемые должности и т. д., к культурно-информационным – знания и информацию, к силовым – институты физического принуждения (армия, полиция и т. п.). Однако эффективность власти во многом зависит и от ее легитимности. Власть признается легитимной, если она не навязывается силой, а принимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Термин «легитимность» был введен в научный оборот известным немецким социологом М. Вебером применительно к господству. Сам Вебер выступал против отождествления понятий «власть» и «господство». Последнее, по его мнению, предполагает, что одна из взаимодействующих сторон требует повиновения, а другая добровольно повинуется. В зависимости от мотивов добровольного подчинения Вебер выделял три типа легитимного господства.
Еще одним показателем эффективности государственной власти принято считать результативность – степень выполнения властью своих функций и удовлетворения ожиданий и запросов населения.
Традиционное господство обусловлено традициями, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и в святость издревле существующих порядков. Традиционные нормы имеют обязывающую силу по отношению как к населению, так и к правящей элите.
Легальное (или рационально-легальное) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношения власти. При таком типе легитимности законам подчиняются не только управляемые, но управляющие. Проводником основных принципов рационально-легального господства является бюрократия. В наиболее полном виде легальное господство воплощено в правовом государстве.
Харизматическое господство опирается на авторитет лидера, которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и способность, дарованные Богом, природой, судьбой. Харизматический лидер руководствуется в своей деятельности не действующими юридическими нормами, а собственным вдохновением. Неудачи такой власти могут привести к исчезновению веры в необыкновенные качества вождя и разрушению основ харизматического господства. Харизматические лидеры приходят к власти, как правило, в условиях социально-политического кризиса. Поэтому харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. После общественной стабилизации харизматическое господство трансформируется в традиционное или легальное. Традиционный и рационально-легальный типы легитимности более долговременны.
Описанные выше типы политического господства редко встречаются в чистом виде: в реальной политической практике они переплетаются и взаимно дополняют друг друга. 4
Власть можно разделить на типы:
- личная власть – влияние на конкретных людей. К примеру, личной властью обладает директор небольшого предприятия – он может влиять только на своих подчинённых, круг которых точно определён;
- публичная власть – власть в отношении потенциально неопределённого (обезличенного) круга лиц. К примеру, власть президента России распространяется не только на всех россиян, а также тех, кто пребывает в Россию и находится на её территории временно или постоянно.
Важнейшей в обществе является политическая власть – право, способность и возможность влиять на управление обществом, отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих её от других видов власти:
- публичность – эта власть распространяется на всё население страны, а также на тех, кто временно пребывает на территории государства;
- легитимность – признание власти народом. В данном случае идёт речь не о поддержке власти народом, а о её признании – можно ведь критиковать действия власти, но признавать её как законную;
- легальность – соответствие власти закону;
- регламентированность – определённость власти и властных полномочий законом, традициями;
- институциональность – выражение власти в официальных, специально созданных органах, политических институтах.
- моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;
- многообразие ресурсов(принудительных, экономических, информационных и других).
Политическая власть обычно разделяется на:
- государственную – осуществляется государством в форме формальных законов, указов и пр. с санкциями за их неисполнение. Субъект этой власти – государство в лице официальных государственных органов власти;
- общественную(партийную, профсоюзную, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение.
Таким образом, понятие “политическая власть” шире понятия “государственная власть”.
Можно выделить основные функции политической (прежде всего государственной) власти:
- формирование политической системы;
- организация политической жизни и политических отношений;
- управление делами общества и государства;
- руководство политическими процессами;
- создание определенного типа правления.
В демократических государствах власть обычно разделяется на три ветви: законодательную (издаёт законы), исполнительную (обеспечивает исполнение законов). судебную (контролирует исполнение законов). Авторами теории разделения властей считаются Дж. Локк и Ш. Монтескье. Цель разделения властей – гарантировать невозможность узурпации (присвоения, захвата) власти одним органом или человеком, свести к минимуму возможные ошибки в управлении обществом. Вместе с тем, разделение властей не предполагает абсолютной независимости и неподконтрольности ветвей власти друг другу. Для этого существует т.н. система сдержек и противовесов – система взаимовлияния и взаимоконтроля ветвей власти в государстве. К примеру, в России Президент может в отдельных случаях распустить Государственную Думу. Но и парламент России также может влиять на Президента – отрешить руководителя страны от должности в случае совершения им измены Родине или иного тяжкого преступления и т.п. 5
Роль политики в жизни общества
Что представляет собой политика? Для того чтобы уяснить ее сущность, целесообразно обратиться к истории.
Мысленно представим себе первобытно-общинный строй. Господствуют родоплеменные отношения. Властных структур еще пока нет, и все вопросы решаются на основе религиозных норм, обычаев, традиций или просто родственных связей.
Однако жизнь не стоит на месте. С появлением частной собственности происходит социальная дифференциация (усложнение) общества, расслоение его на группы людей с различными, а порой и прямо противоположными интересами. Старые регуляторы общественных отношений уже не срабатывают. Появляется потребность в новой социальной силе, которая смогла бы выполнять функции организатора совместной жизни и деятельности, арбитра при решении спорных вопросов в обществе.
Эту роль взяла на себя «публичная власть», которая по мере развития была преобразована в государство. Общество разделилось на управляющих и управляемых. Социальное положение граждан, их благосостояние и степень реализации своих интересов стали зависеть от близости к органам власти, возможности влиять на них для принятия выгодного решения.
Понимая это, люди начали группироваться в различные ассоциации (объединения) для проведения своих людей во властные структуры, изыскания других способов влияния на них. Появилась новая сфера общественных отношений, получившая название «политической».
Все вышеназванное позволяет сделать вывод, что под политикой понимаются отношения в обществе по поводу власти: ее завоевания, удержания и использования.
Сам термин «политика» появился более двух с половиной тысячелетий назад, ведя свое происхождение от греческого слова politike – искусство управления государством. «Политикой» назывался трактат древнегреческого философа Аристотеля. Он понимал политику как сознательную форму объединения людей ради достижения «общего блага».
Важное предназначение политики – управление обществом в целом. Без политического руководства жизнь общества превратилась бы в бессистемное, анархическое, конфликтное столкновение разнообразных частных и групповых интересов. Поэтому, в первую очередь, политика призвана обеспечивать целостность и социальную гармонию общества. Ее главное предназначение – урегулирование противоречий в обществе, обеспечение общественной интеграции, согласование личных, групповых и общественных интересов.
В этой связи политику необходимо понимать как деятельность по управлению обществом, мобилизации его на выполнение общезначимых целей. Главным субъектом политики является государство. Деятельность государства определяется как государственная политика. Государственная политика подразделяется по сферам общественной жизни, по уровням проявления, по объему, по функциям.
По сферам общественной жизни выделяются следующие виды политики:
- экономическая – регулирование отношений между индивидами и социальными группами в экономической сфере;
- социальная – регулирование отношений между индивидами и социальными группами по поводу их места в обществе;
- национальная – регулирование отношений между нациями, этническими группами;
- культурная – регулирование отношений между индивидами и социальными группами в духовной жизни;
- государственно-административная – регулирование отношений во властно-политической сфере.
По уровням проявления выделяются следующие виды политики:
- местная – регулирование вопросов и проблем местного значения (на уровне села, города, района);
- региональная – регулирование вопросов и проблем, связанных с развитием целого региона (напр. губернии, штата, субъекта федерации, федерального округа и т.д.);
- общегосударственная – регулирование вопросов, связанных с развитием общества и государства в целом;
- международная – регулирование отношений между государствами и группами государств на международной арене;
- мировая (глобальный уровень) – регулирование вопросов и острых проблем в мировом сообществе, связанных с решением глобальных проблем современности.
По объему политика подразделяется на:
- стратегическую (долгосрочную) – выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, важнейших, долговременных целей, определение путей и способов их достижения;
- тактическую (краткосрочную) – решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений по проблемам, возникающим в обществе.
По функциям государственная политика подразделяется на:
- внутреннюю политику – регулирование отношений между индивидами и социальными группами в различных сферах общества внутри одного государства;
- внешнюю – регулирование отношений между государствами, группами государств и другими политическими субъектами на международной арене.
В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям. 6