В чем польза отгадывания загадок
денисова ольга
Консультация для родителей «В чем польза загадок и как научить ребенка их отгадывать»
В чем польза загадок и как научить ребенка их отгадывать
Родители не всегда знают и не задумываются о пользе загадок для детей. Загадка играет немаловажную роль в развитии ребенка.. Загадки это особый весёлый, интересный, загадочный мир. Кстати само слово «загадка» — древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». В загадке даётся предметное описание какого-нибудь явления для узнавания которого требуется немалое размышление. И в то же время при всей сложности загадок – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.
Загадки:
-учат поэтическому видению мира, нестандартному мышлению;
-расширяют кругозор и представления об окружающем мире;
-помогают активизировать внимание, умение понимать и чувствовать худ. образ;
-развивают воображение, речь, любознательность; тренируют память.
Многие дети любят отгадывать загадки, и это их увлекает. Искать разгадку очень интересно и весело. Всегда поощряйте интерес к загадкам у детей. Они учат думать и анализировать, обогащают словарный запас, расширяют знания о мире, прививают любовь к родному языку. Загадки прекрасно развивают мышление, память, внимание, усидчивость. Разгадывать загадки можно в игровой форме и непринужденно.
Загадка – это краткое описание предмета или явления. Она включает немало ценных сведений об окружающем мире. Из представленной загадки ребенок может получить сведения о внешнем виде предмета. Большое значение загадки имеют для развития мышления ребенка, так как заставляют наблюдать, сравнивать и сопоставлять явления. Поэтому загадки являются своеобразной зарядкой для детского ума. Они приучают к размышлениям и доказательствам, учат логически мыслить, анализировать, делать выводы, выделять наиболее существенные признаки и явления и таким образом развивают умственные способности у ребенка.
Учите ребенка разгадывать загадки. Чтобы отгадать ответ, ребенку надо выявить все признаки предмета или явления, сопоставить их между собой, вспомнить, где он видел тот или иной предмет. Если ребенку трудно отгадать, не спешите сразу сообщать разгадку. Дайте время подумать, иначе интерес к загадкам быстро пропадет. Детей следует учить сознательно отгадывать загадки, понимать их содержание, искать пути решения и, что немаловажно, объяснять и доказывать правильность своего ответа.
Придумывайте с ребенком загадки сами. Это не менее увлекательно и полезно, чем разгадывать. Придумывать загадки можно обо всем. Начинайте с простых описаний окружающих вас предметов. Такое творчество учит ребенка говорить ярко и образно, смотреть на обычные предметы с новой стороны, находить сходства между разными предметами.Например: В загадки можно играть специально, то есть объяснить ребенку, что ему нужно очень внимательно все вокруг осмотреть, запомнить и отгадать загадку. А можно и спонтанно, например, собираясь на улицу или гуляя по парку. Главное, чтобы вы сами их знали и могли вспомнить в нужный момент.
Не забудьте объяснить ребенку, что в загадке важно все, нельзя пропустить ни одного слова. После того как ребенок нашел ответ, надо выяснить, как он это сделал, почему решил именно так. Такие вопросы учат малыша рассуждать, объяснять, доказывать, а вам дают возможность узнать ход его мыслеи и при необходимости подкорректировать выводы. Важно, чтобы загадкибыли на какую-нибудь одну определенную тему: сегодня – про животных, завтра – про природу, потом – про кухонную утварь и так далее. Такое сужение тем помогает малышу быстрее достичь результата, делает его уверенным в своих силах.
Внимание ребенка необходимо сосредоточить на тематику загадки и ее озвучить. Например, загадки про овощи.
Начиная разгадывать загадки с ребенком, не стоит ждать от него быстрых и правильных ответов сразу. Не стоит с первого раза загадывать много различных загадок. Начните с одной, понаблюдайте за реакцией. Пусть первая загадка будет очень простой, помогите ребенку сориентироваться и найти ответ самостоятельно, потом обязательно похвалите. Первый положительный опыт повысит самооценку ребенка и будет стимулировать его к новым разгадкам! Развивайтесь весело!
ПРИЕМЫ ОТГАДЫВАНИЯ Наряду с созданием условий, облегчающих отгадывание, следует учить детей отгадывать загадку, правильно решать логическую задачу. Чтобы решение было безошибочным, надо знать логический механизм отгадывания, владеть соответствующими приемами. Учитывая особенности содержания загадки как логической задачи, рассмотрим специфику и последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании. Чтобы отгадать загадку, нужно сначала выделить признаки предмета, указанные в загадке, т. е. произвести анализ. Затем сопоставить и объединить эти признаки, установить между ними возможные связи, т. е. произвести синтез. На основе установления связей и объединения признаков делается вывод, строится умозаключение, т. е. правильная отгадка. Непременность каждого из этих этапов в указанной последовательности определяется тем, что без достаточного анализа (выделения всех указанных признаков) процесс синтеза (установления связей) может быть неполным, односторонним, а следовательно, и вывод будет неточным или ошибочным. Причины ошибок детей при отгадывании Между анализом, синтезом и умозаключением существует тесная зависимость. Чем больше признаков будет выделено в загадке, тем легче произвести синтез, установить связи между признаками, тем безошибочнее сделать вывод, т. е. определить отгадку.
Способы отгадывания загадок Основой отгадывания является понимание вопроса загадки — в нем всегда содержится своеобразная задача,которую надо решить: что надо Надо также уяснить, как искать отгадку, т. е.найти пути решения: где искать? На основании чего делать вывод? Для этого надо вычленить все признаки, названные в загадке, так как именно они являются ключом к отгадке. Одни признаки указывают на область поисков — где искать отгадку, другие характеризуют сам предмет загадки — кого, что надо искать, третьи обращают внимание на связи и зависимости данного явления с другими. Вот почему для успеха в отгадывании ничего нельзя пропустить в загадке: в ней важно все, каждое слово. Таким образом, приемы отгадывания загадок весьма разнообразны. Но они всегда основываются на содержании и форме загадки и в каждом конкретном случае определяются ими. Найти приемы отгадывания — значит понять логический механизм загадки и овладеть им.
Прокачай свой мозг
Люди любят разгадывать тайны, поэтому «детективщиков» всегда больше, чем ценителей сентиментальных и поучительных историй. Загадки были первыми маленькими детективами, в которых за иносказаниями скрывались знакомые вещи и явления. Неизвестно, кто первым придумал шифровать знания таким образом, но это и не важно. У каждого народа есть загадки и головоломки, и это еще раз подтверждает единство homo sapiens.
Эволюция загадок
Зачем нужны загадки? Очевидный ответ — чтобы скоротать время и дать неутомительную работу уму. Но для наших предков завуалированное описание событий и вещей имело более глубокий смысл.
В очень далеком прошлом охотники, земледельцы, скотоводы были уверены, что их окружают враждебные силы, и старались обмануть духов иносказаниями. Позже разгадывание загадок было частью свадебного обряда и других важных событий. Из сказок мы помним, как царевны предпочитали того претендента на половину царства, который умел разгадывать хитроумные загадки. Древние греки и норманны устраивали турниры, в которых недогадливый участник выбывал из дальнейших состязаний раз и навсегда — обычно его лишали жизни.
К счастью, со временем нравы смягчились. Того, кто не умеет проникнуть в смысл «шифровки» стали считать не очень сообразительным, над ним посмеивались и исключали из рейтинга местных интеллектуалов. Сейчас обычные загадки вытеснены компьютерными квестами, IQ-тестами и головоломками, но это не справедливо — мы за разнообразие жанров.
Гимнастика для ума
Мы получаем удовольствие от познания нового, даже если не осознаем, что решение кроссвордов, судоку или головоломок — часть этого процесса. Ломая голову над задачей, не имеющей практического применения, человек удовлетворяет любопытство, хочет найти разные пути решения и испытать радость победы. Маленькие открытия тешат самолюбие и пробуждают интерес к умственной работе.
- Загадки полезны детям, познающим мир в форме игры. У ребенка формируется привычка к логическому мышлению, он запоминает новые понятия и слова.
- Для взрослых людей активного возраста разгадывание головоломок — это возможность переключиться. Гимнастика для ума не менее полезна, чем физические упражнения, она снимает напряжение и помогает поддерживать интеллектуальную форму.
Периодически появляются новые виды головоломок. Когда-то на смену кроссвордам пришел кубик Рубика, потом мир увлекся сканвордами и судоку, тестами и компьютерными пасьянсами, лабиринтами и логическими задачами. Интерес к подобным занятиям не ослабевает, и это не может не радовать — значит, народу не чужды интеллектуальные развлечения.
В чем польза детских загадок
Угомонить почемучку, которая недавно научилась говорить и хочет знать все и сразу, сложно. Удовлетворить тягу к знаниям необходимо, чтобы дитятко получило достоверную информацию из компетентных источников — это проще, чем перезаполнять базу данных. Загадки и головоломки для ребенка — обучающая игра, в ходе которой все быстро запоминается и усваивается. В процессе поиска правильного ответа можно не только продуктивно общаться, но и прививать полезные привычки к решению проблем и логическим умозаключениям. В школьные годы и во взрослой жизни умение оценивать ситуацию и понимать иносказания обязательно пригодится.
1. Настойчивость
Детские загадки кажутся легкими только взрослым, от ребенка они требуют серьезных умственных усилий. Правильный ответ находится не сразу, приходится перебирать варианты, разбираться в деталях, группировать признаки. В процессе детеныш начинает понимать, что не все в жизни дается легко, иногда приходится хорошо постараться.
2. Креативность
Каждая загадка — это история с персонажами, их свойствами и особенностями. Ребенок учится суммировать информацию и делать выводы, формулировать суть вопроса и находить правильный ответ.
3. Творческие способности
Формируя в уме образы, описанные словами, ребенок гармонично развивается как мыслящая личность. Заинтересованность и внимательность лучше развивать в форме игры, а не утомительных уроков. Если предложить нарисовать ответ, заодно можно выявить склонность к изобразительному искусству.
4. Усидчивость и концентрация внимания
Важно, что детям нравится разгадывать загадки, они могут самостоятельно заниматься любимым делом не только дома, но и на прогулке. Даже непоседы снижают скорость, когда их мозг занят решением сложной задачи. Подведите ребенка к мысли, что решить задачу можно, сосредоточившись на ней. Постепенно это войдет в привычку и умение удерживать внимание будет очень полезным, когда ребенок пойдет в школу.
5. Социализация
Если загадки решает группа детей, например в саду или на детском празднике, у них развиваются навыки командной работы, готовность признавать чей-то успех и правильно реагировать на неудачи. Хорошо, если загадку будут обсуждать все вместе, тогда ребенок научится прислушиваться к мнению сверстников.
6. Расширение кругозора
Загадки о незнакомых явлениях нужно решать вместе. Одновременно родители могут рассказать о новом понятии и знания, усвоенные в такой форме, ребенок хорошо запомнит.
7. Развитие воображения и речи, пополнение словарного запаса
Сказочные персонажи, удивительные перевоплощения и метафоры превращают загадки в увлекательные истории. Ребенок рисует воображаемые картинки, учится проводить аналогии, а заодно узнает новые слова. Во время приготовления обеда можно загадывать ребенку головоломки о фруктах, овощах и других продуктах — это будет наглядно и понятно. Во время прогулки будут к месту загадки о растениях и животных.
Ребенок будет взрослеть, и вместе с этим загадки должны становиться сложнее и разнообразнее. В какой-то момент вы поймете, что не успеваете в разгадывании за вчерашним малышом.
Зачем загадки взрослым
Мы стремимся к познанию, ценим остроумие и развитой интеллект, обращаем внимание на неординарный ход мыслей. В простых загадках сконцентрированы элементарные знания, которые открывают мир ребенку, но и для взрослых найдется информация к размышлению.
Вряд ли уместно говорить о развивающих головоломках для взрослых, но можно использовать загадки для легкой интеллектуальной разминки. Уровень интеллекта, удовлетворение жизнью, общий настрой человека зависят от количества нейронных связей. Уже доказано, что на нейроны и синапсы можно влиять, постоянно подкармливая мозг информацией, над которой приходится потрудиться. Головоломки — один из примеров задачек, требующих не чрезмерных усилий, а кардинального переключения.
Для взрослых разгадывание загадок полезно, потому что они:
- Стимулируют когнитивные способности.
- Улучшают память.
- Заставляют искать оригинальные решения и выходить за рамки шаблонов.
- Развивают логическое мышление.
- Отвлекают и развлекают.
Пока ученые продолжают спорить о ценности головоломок для взрослого человека. На двух полюсах мнений одна группа утверждает, что регулярные упражнения поддерживают мозговую деятельность, а другая уверена, что увлечение загадками развивает только умение их разгадывать. Например, многократное прохождение IQ-тестов существенно улучшает результаты, но не влияет на уровень интеллекта.
Разгадывание загадок не заменит образование, не сделает человека эрудированным и профессиональным, но смекалка и сообразительность — полезные качества, которые точно не причинят вреда.
© Старецкая Елена, BBF.RU
Подпишитесь на нас в Telegram — Подписаться. Мониторим много источников, делаем краткую выжимку.
В чем польза загадок и как научить ребенка их отгадывать
Родители не всегда знают и не задумываются о пользе загадок для детей. Загадка играет немаловажную роль в развитии ребенка. . Загадки это особый весёлый, интересный, загадочный мир. Кстати само слово «загадка» — древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». В загадке даётся предметное описание какого-нибудь явления для узнавания которого требуется немалое размышление. И в то же время при всей сложности загадок – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.
Загадки:
-учат поэтическому видению мира, нестандартному мышлению;
-расширяют кругозор и представления об окружающем мире;
-помогают активизировать внимание, умение понимать и чувствовать худ.образ;
-развивают воображение, речь, любознательность; тренируют память.
Многие дети любят отгадывать загадки, и это их увлекает. Искать разгадку очень интересно и весело. Всегда поощряйте интерес к загадкам у детей. Они учат думать и анализировать, обогащают словарный запас, расширяют знания о мире, прививают любовь к родному языку. Загадки прекрасно развивают мышление, память, внимание, усидчивость. Разгадывать загадки можно в игровой форме и непринужденно.
Загадка – это краткое описание предмета или явления. Она включает немало ценных сведений об окружающем мире. Из представленной загадки ребенок может получить сведения о внешнем виде предмета. Большое значение загадки имеют для развития мышления ребенка, так как заставляют наблюдать, сравнивать и сопоставлять явления. Поэтому загадки являются своеобразной зарядкой для детского ума. Они приучают к размышлениям и доказательствам, учат логически мыслить, анализировать, делать выводы, выделять наиболее существенные признаки и явления и таким образом развивают умственные способности у ребенка.
Учите ребенка разгадывать загадки. Чтобы отгадать ответ, ребенку надо выявить все признаки предмета или явления, сопоставить их между собой, вспомнить, где он видел тот или иной предмет. Если ребенку трудно отгадать, не спешите сразу сообщать разгадку. Дайте время подумать, иначе интерес к загадкам быстро пропадет. Детей следует учить сознательно отгадывать загадки, понимать их содержание, искать пути решения и, что немаловажно, объяснять и доказывать правильность своего ответа.
Придумывайте с ребенком загадки сами. Это не менее увлекательно и полезно, чем разгадывать. Придумывать загадки можно обо всем. Начинайте с простых описаний окружающих вас предметов. Такое творчество учит ребенка говорить ярко и образно, смотреть на обычные предметы с новой стороны, находить сходства между разными предметами. Например: В загадки можно играть специально, то есть объяснить ребенку, что ему нужно очень внимательно все вокруг осмотреть, запомнить и отгадать загадку. А можно и спонтанно, например, собираясь на улицу или гуляя по парку. Главное, чтобы вы сами их знали и могли вспомнить в нужный момент.
Не забудьте объяснить ребенку, что в загадке важно все, нельзя пропустить ни одного слова. После того как ребенок нашел ответ, надо выяснить, как он это сделал, почему решил именно так. Такие вопросы учат малыша рассуждать, объяснять, доказывать, а вам дают возможность узнать ход его мыслей и при необходимости подкорректировать выводы. Важно, чтобы загадки были на какую-нибудь одну определенную тему: сегодня – про животных, завтра – про природу, потом – про кухонную утварь и так далее. Такое сужение тем помогает малышу быстрее достичь результата, делает его уверенным в своих силах.
Внимание ребенка необходимо сосредоточить на тематику загадки и ее озвучить. Например, загадки про овощи.
Начиная разгадывать загадки с ребенком, не стоит ждать от него быстрых и правильных ответов сразу. Не стоит с первого раза загадывать много различных загадок. Начните с одной, понаблюдайте за реакцией. Пусть первая загадка будет очень простой, помогите ребенку сориентироваться и найти ответ самостоятельно, потом обязательно похвалите. Первый положительный опыт повысит самооценку ребенка и будет стимулировать его к новым разгадкам! Развивайтесь весело!
ПРИЕМЫ ОТГАДЫВАНИЯ Наряду с созданием условий, облегчающих отгадывание, следует учить детей отгадывать загадку, правильно решать логическую задачу. Чтобы решение было безошибочным, надо знать логический механизм отгадывания, владеть соответствующими приемами. Учитывая особенности содержания загадки как логической задачи, рассмотрим специфику и последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании. Чтобы отгадать загадку, нужно сначала выделить признаки предмета, указанные в загадке, т. е. произвести анализ. Затем сопоставить и объединить эти признаки, установить между ними возможные связи, т.е. произвести синтез. На основе установления связей и объединения признаков делается вывод, строится умозаключение, т. е. правильная отгадка. Непременность каждого из этих этапов в указанной последовательности определяется тем, что без достаточного анализа (выделения всех указанных признаков) процесс синтеза (установления связей) может быть неполным, односторонним, а следовательно, и вывод будет неточным или ошибочным. Причины ошибок детей при отгадывании Между анализом, синтезом и умозаключением существует тесная зависимость. Чем больше признаков будет выделено в загадке, тем легче произвести синтез, установить связи между признаками, тем безошибочнее сделать вывод, т. е. определить отгадку.
Способы отгадывания загадок Основой отгадывания является понимание вопроса загадки — в нем всегда содержится своеобразная задача, которую надо решить: что надо Надо также уяснить, как искать отгадку, т. е. найти пути решения: где искать? На основании чего делать вывод? Для этого надо вычленить все признаки, названные в загадке, так как именно они являются ключом к отгадке. Одни признаки указывают на область поисков — где искать отгадку, другие характеризуют сам предмет загадки — кого, что надо искать, третьи обращают внимание на связи и зависимости данного явления с другими. Вот почему для успеха в отгадывании ничего нельзя пропустить в загадке: в ней важно все, каждое слово. Таким образом, приемы отгадывания загадок весьма разнообразны. Но они всегда основываются на содержании и форме загадки и в каждом конкретном случае определяются ими. Найти приемы отгадывания — значит понять логический механизм загадки и овладеть им.