В чем польза от учебника

В чем польза от учебника thumbnail

ELN Insider, “Behind the Scenes”, Issue 137, 2018

137-ой выпуск дзен-журнала EnglishLab.Net

Во-первых, сразу определимся в терминах. Тут хотите верьте, хотите нет, несмотря на популярность коммуникативного и лексического подходов, когда на обложке учебника английского языка написана одна из букв, обозначающая уровень (A1, A2, B1, B2, C1 С2), речь в первую очередь, всё же, о … грамматике.

Доказывается это утверждение очень просто. Если вы возьмёте учебники по профессиональному английскому, English for Careers, English for Business (Management and/Marketing), English for Medicine, English for (да-без-разницы-что), то вы всюду увидите, что указана буква-уровень. Получается, что лексика внутри разная, а уровень одинаковый. Такое можно объяснить только одним – у учебников есть что-то общее. Если это не лексика (фонетика прилагается к словам всё же), то это грамматика.

Диаграмма ниже хорошо иллюстрирует этот момент. Лепестки – это лексическая составляющая учебников “одного уровня”, то есть совсем может не перескаться или пересекаться мало (или довольно много – по-всякому бывает), а вот грамматика – это коричневая серединка. Иначе говоря, если вы возьмёте случайные пять учебников уровня B1.2 (intermediate), то вы можете быть уверены, что грамматика там примерно одна и та же (просто она может изучаться в разной последовательности), а вот с лексикой всё не так однозначно.

Примеры учебников по специальностям с одного уровня (B1 большая часть), но очень разным лексическим наполнением – https://www.eflbooks.co.uk/book.php?isbn=9780194579186

Предвижу аргумент о том, что у лексики тоже есть уровень. Да, есть. Однако, нужно учитывать, что если слово выходит за рамки the Oxford 3000 (три тысячи самых употребительных слов), то далее уровень лексических единиц однозначно, без академического мордобития, определить очень непросто. Поясню.

Если вы были в школе на том уроке физики, на котором объяснялись абсолютные и относительные системы отсчёта, то вам будет понятна следующая аналогия.

Оксфордские 3 тысячи – это абсолютная неоспоримо нужная основа по лексике, так как это те слова, которые нужны всем, и пекарям-кондитерам, и садоводам-любителям, и водителям мусоровозов, и продавцам дикобразов . Вот всем без исключения, с примерно одинаковой частотой.

А вот когда мы выходим за рамки этих “зашаренных” трёх тысяч, то дальше уже наша профессия, интересы и социо-культурная среда начинают влиять на то, что для нас “повседневно или часто нужная лексика”, а что “глубокий пассив”, т.е. те лексические единицы, которые мы в лучшем случае поймём, если прочитаем или услышим, а в худшем просто проигнорируем, фыркнув что-то про “много букв” или даже не сделав этого. Так как в разговорах с кем бы то ни было, равно как и на письме, не нужны нам эти слова.

Для пекаря-кондитера слова “штрейзель” и “нугатин” – ну, элементарные Для садовода-любителя такими словами будут “мульча” и “тычинка”. Если пекарю не близка тема садоводства, а садоводу – тема выпечки, то для них разные слова будут “активным словарём”. Причём слово пестик кондитер и садовод будут понимать скорее всего по-разному.

Wikipedia. Фарфоровая ступка с плодами чёрного перца. Белая штука в середине, который разминают перец – это пест(ик)

Wikipedia Пестики в цветке пиона (лепестки и тычинки удалены)

ВАЖНЫЕ ВЫВОДЫ с позиции изучения языка

После Оксфордских трёх тысяч речь идёт об “относительных системах координат и точках отсчёта” с точки зрения определения того, насколько то или иной слово нужно “изучающему английский среднестатистическому человеку”. Люди очень разные. Оглянитесь вокруг. Разные. Одни тараканы чего стоят, в голове которые, у каждого свои 🙂 А если серьёзно, то у каждого человека свой разговорный английский – у фермера нигерийского свой, у девочки-подростка в Мексике – свой, у мужчины 50 лет, менеджера IT проектов в Минске – опять свой, у мальчика-первоклассника из Перу – опять свой, и безработный мужчина из Виннипега скорее всего будет иметь другие каждодневные языковые потребности в сравнении с потребностями безработной женщины из Мьянмы. Грамматика для всех перечисленных людей нужна примерно одинаковая (в пределах одного уровня), а вот лексика – нет. Разная. Причём очень.

В контексте подготовки к экзаменам ещё один неожиданный вывод будет для тех, у кого западает чтение и/или аудирование, а говорение с грамматикой подались “вперёд”. Вполне возможно, что у вас выучено какое-то количество “лепестков”, но очень однобоко. Вот ровно в пределах оксфордских трёх тысяч (их достаточно для говорения и выживания в быту, да и на работе тоже, особенно если работу можно делать по большей части молчком). И тем паче, если свои интересы ограничиваются чем-то таким, что можно делать, ничего не говоря (гулять с собакой, слушать классическую музыку, писать картины, заниматься лепкой из глины и т.п).

В этой ситуации вам не нужно всенепременно хвататься за учебники выше уровнем (ещё грамматики и ещё лепесток не факт, что самой нужной лексики, очень такой тоненький-длинненький “про пестики” – точно надо?) Чем выше уровень на обложке, тем больше будет всяких лексических изысков, то есть низкочастотного с точки зрения употребляемости среднестатистическим человеком. А это значит, что есть риск, что сможете понимать (а также с высокой вероятностью и говорить тоже) о высоких материях, а базовая добротная нужная лексика может оказаться “за бортом”. То есть пояснить таможеннику, что у вас в чемодане, не сможете, допустим, а поток силлогизмов по теме терраформинга будет выдать легко.

Читайте также:  Какую пользу приносит мед с корицей

Правильнее может быть, если такой казус случился в случае подготовки к IELTS того же (speaking-writing 6-7, listening-reading около 5), взять и прорешать ещё один, а в некоторых случаях 2-3 или даже 4-5 учебников того уровня, на котором чтение и аудирование подзастряли – то есть уровня 5 плюс-минус (чтение + аудирование + упражнения не лексику-грамматику с ключами) + полезно корректировочную фонетику добавить, если аудирование самое слабое звено. Таким образом “доберётся” лексика (причём именно доучится до “целых яблок” (подробнее на тему, “что значит выучить слова” – в сноске ниже***) – вот те самые недостающие лепестки. Грамматика не будет сильно новой, будет рециркулировать и систематизироваться скорее, а вот лексика – что ни учебник, будет что-то новое. Особенно заметно в учебниках уровней B1-B2 такое. У меня в силу профессии одних FCE учебников (B2) десятка три, наверное – и они все отличаются. Лексикой. Причём некоторые очень сильно.

“ВСЁ ПОНИМАЮ, НИЧЕГО НЕ ГОВОРЮ”

Если у человека относительно высокий пассивный словарный запас, читает и слушает хорошо, но западает “грамматика” в активе (долго соображает, как построить предложение, медленная речь или много сам себя исправляет) и активное говорение либо никакое, либо “мама, роди меня обратно” (может быть с осложнением вида “я и по-русски не знаю, что сказать”) , то уровень учебника по говорению желательно брать именно с оглядкой на грамматику, пониже, чем уровень чтения-аудирования, так как нам нужно привести в порядок “коричневую серединку”, а не выучить “ещё один лепесток” лексике (ещё раз посмотрите на диаграмму Эйлера-Венна выше).

То есть это нормально, если чтение и аудирование к 7-8 подросли, а говорение и письмо на 5-6.5 забуксовали, взять учебник B1 уровня, так как в 90% случаев западает и именно грамматика, и пока это слабое звено не починить, никуда особо не поедется. Аналогично если аудирование и чтение 6-7, а письмо с говорением в сторону 5-5.5 – в таких случаях, бывает, что нужно работать с учебниками уровня 4-5. По грамматике. Ибо пока не будет той самой accuracy, правильности, что с точки зрения синтаксиса, построения предложений, что с лексико-грамматической точки зрения (“грамматики мелких слов” – речь о сочетаемости слов, когда артикли и предлоги частично надо запоминать, а частично использовать согласно правилам), не будет речь восприниматься, как речь человека более высокого уровня. Какие бы человек навороченные слова не употреблял, не производят они на собеседника (или слушателя) должного эффекта, если в предложении ошибка на ошибке и ошибкой погоняет.

Ставьте цели и выбирайте учебники правильно. Если есть “перекос” в навыках, то имеет смысл разделять уроки по развитию устной речи и общему развитию языка, и (тут для тех, кто к экзаменам), занятия по writing. Аналогичное замечание в отношении прокачки навыков чтения и аудирования. Не всегда хорошая идея с целью прокачки навыков чтения и аудирования использовать те же учебники, что и для развития навыка устной речи.

*** Cтатья на тему” Что значит выучить слово?

Вы дочитали 137-ой выпуск дзен-сериалаThe ELN Insider “Behind the Scenes”, September, 2018 – Если понравилось, cтавьте like; cпасибо!

The author on LinkedIn (in English), on VK(по-русски), on About.me (in English) or here on the ELN Zen Channel (по-русски)

Read about IELTS or Business English

ELN on Facebook, Telegram, VK иTwitter.

Переход на главную страницу канала.

Источник

1

Современные технологии пронизывают сегодня практически все сферы жизни – в офисе и дома, в больших городах и маленьких поселках мы пользуемся различными электронными приспособлениями для общения, развлечения, работы, творчества. Наступили времена, когда электронные устройства в обязательном порядке проникают и в такую важную область общественной жизни, как образование.

Зачем нужны электронные учебники?

В 2012 году был принят новый государственный образовательный стандарт. Он требует создания в школах информационной образовательной среды, предоставляющей школьникам широкие возможности для творчества, развития и коммуникации.

Одной из сторон реализации этих требований становится обязательная автоматизация рабочих мест преподавателя и учащихся.

Сейчас уже многие образовательные учреждения используют в своей работе не только современное оборудование в учебных кабинетах – интерактивные доски, мультимедийные системы, комплекты цифровых учебных пособий, но и проводится полная компьютеризация школ.

Читайте также:  Ферби бум вред или польза

Работают школьные сервера и сайты, существуют электронные дневники и классные журналы, об уровне успеваемости своих детей родители узнают из СМС-рассылки, или заходя на портал школы, учителя дают домашнее задание, которое выполняется школьниками в интернете на образовательных сайтах и отправляется на проверку учителю.

Поэтому, переход на электронные учебники предсказуем и ожидаем. Россия в этом вопросе идет в ногу с остальными развитыми государствами.

Так, например, в Южной Корее в 2015 году каждая школа должна была принять решение – работать по электронным или бумажным учебникам, в США, Австралии и других государствах ведутся разработки и эксперименты по внедрению подобных новшеств.

Что такое электронный учебник?

Сейчас подобные учебники бывают двух видов:

  • Первый – электронная копия обычного учебника с небольшим количеством дополнительных возможностей: увеличения рисунков, гиперссылок, позволяющих открыть связанную с изучаемой тему, а также дополнительным материалом, не внесенным в обычный учебник по причине законодательного ограничения его веса.
  • Второй – это целый программный обучающий комплекс с возможностью выполнения домашних заданий прямо в учебнике, видеопримерами правильного выполнения лабораторных работ, аудиороликами для постановки произношения при изучении иностранных языков и другими компонентами мультимедиа. Также в подобных программных комплексах реализованы возможности включения их в локальную сеть класса или школы, чтобы учитель мог контролировать процесс выполнения упражнений каждым учеником или давать групповые задания.

Прослушать диалог на английском, прочитанный профессиональными дикторами, посмотреть на карте исторического сражения как изменялось расположение сил на поле боя, покрутить и изучить со всех сторон трехмерные изображения музейных экспонатов, увидеть наглядно процессы и результаты экспериментов по физике или процесс деления живой клетки, мгновенно получить автоматическую оценку, выполнив задание в учебнике. Все это и многое другое можно с помощью электронного учебника.

2

Пока что электронных учебников первого вида намного больше, но многие издательства и компании в сотрудничестве с Минобразования и Российской академией образования занимаются разработкой именно полноценных программных комплексов.

Как работает электронный учебник?

Электронный учебник – это программа. Его можно загружать на стационарный компьютер, ноутбук, планшет или даже смартфон.

По требованиям Минобразования в реестр рекомендованных учебников могут войти только те, которые будут читаться минимум тремя операционными системами, в том числе двумя мобильными.

Использовать «читалки»-ридеры для работы с электронными учебниками не получится, если только это не электронная копия бумажного учебника. Программный комплекс с мультимедиа компонентами и интерактивными возможностями работать в электронной книге не будет.

Плюсы и минусы использования электронных учебников

Чаще всего родители опасаются за здоровье своих детей, справедливо считая вредным постоянное использование гаджетов. Однако, существующие сегодня технологии производства TFT мониторов с регулируемым уровнем яркости, не более вредны, чем любые другие действия, требующие напряжения глаз – шитье, рисование, чтение бумажных книг.

3

Безусловно, вредными для зрения были уже ушедшие в прошлое мониторы на основе электроннолучевой трубки.

А появление технологии, используемой в электронных «читалках», так называемая электронная бумага – специально разрабатывалась для длительного использования. Тем более, что во время урока дети, как правило, не сидят все 45 минут, работая с учебником.

Еще один повод не приветствовать внедрение электронных учебников для родителей – это тревога о том, что ребенок сломает, потеряет, испортит дорогую вещь – ноутбук или планшет.

Но тут многое зависит от воспитания и обучения ребенка правильно и аккуратно пользоваться техническими средствами. Отчасти поэтому, школы проводившие эксперименты по внедрению – снабжали электронными учебниками только учеников старших классов.

Плюсов же у электронных средств обучения – намного больше, чем минусов.

Те родители, дети и преподаватели, кто уже имеет опыт использования электронных учебников, отмечают следующие положительные моменты:

  • Отсутствие необходимости носить ежедневно тяжелый груз. Особенно это актуально для тех школьников, кто сразу после уроков отправляется на тренировки, занятия в музыкальных или художественных школах или дополнительные занятия.
  • Повышение успеваемости на 30%. Подросткам интересно пользоваться гаджетами, они с удовольствием выполняют задания. Также, просматривая видеоролики, слушая аудиозаписи пояснений и комментариев профессиональных лекторов, имея возможность получить исчерпывающую информацию по теме и ответы на все свои вопросы – намного лучше понимают и усваивают материал.
  • Легкий доступ ко всей нужной информации по теме – сами электронные учебники содержат большое количество приложений – словарей, таблиц и других справочных материалов. Кроме того, множество дополнительной информации в виде книг, справочников, учебных пособий абсолютно бесплатно можно найти и скачать в интернете. Это экономит и время на уроке – вместо нескольких минут листания книги в поисках нужного слова или табличного значения достаточно перейти по ссылке или набрать запрос в строке поиска. Также – учащимся и родителям не придется сбиваться с ног в поисках книг, необходимых для прочтения по литературе, покупать огромные словари по иностранным языкам, хрестоматии, сборники таблиц и прочие дополнительные материалы по другим предметам.
  • Электронные учебники имеют программные возможности как для использования в локальной сети школы с интерактивным взаимодействием с учителем, так и оффлайнового доступа.
  • Обучение детей использованию современной техники, что в будущем может оказаться очень полезным в жизни и для работы, и для дальнейшего обучения в вузах. Тут стоит задуматься тем родителям, которые считают интернет в целом и гаджеты в частности абсолютным злом для своего ребенка. Невозможно сегодня иметь широкий кругозор, соответствующий требованиям образовательного стандарта, объем знаний и умений без использования электронных средств обучения.
Читайте также:  Урюк абрикос польза и вред

Кто будет покупать планшеты для учебников?

Один из наиболее важных вопросов для родителей – кто должен покупать носители для электронных учебников?

Согласно образовательному госстандарту, предоставлять возможности и материальное обеспечение для создания информационной образовательной среды должны сами школы.

Об этом же говорит и Федеральный Закон № 273 «Об образовании в РФ» – статья 35 его прямо регламентирует, что предоставляются все необходимые учебники и пособия на время получения образования за счет госбюджета бесплатно.

4

Поэтому, получается, что по закону заставить родителей покупать ноутбуки или планшеты никто не может. Когда будет принято официальное решение о переходе образовательного учреждения только на электронные учебники и будут выделены на это деньги – школа закупит и сами программы и необходимые устройства.

Но школьникам предоставлять их будет временно, то есть по окончании учебного года или школы – их придется сдать как обычные учебники.

Другой вопрос, если родители класса, согласовав вопрос с преподавателями и школьной администрацией, решают закупить планшетные компьютеры, чтобы поскорее избавить своих детей от необходимости ежедневно носить несколько килограммов груза в школу.

В таком случае – гаджеты покупают родители. Школа может централизованно закупить лицензии на комплект учебников и предоставить пароли и коды активации ученикам.

Мнения и статистика

С 2011 года проводятся эксперименты по внедрению электронных учебников в различных регионах России. Результаты практически полностью положительные – у школьников повышается успеваемость, растет интерес к учебе, расширяется кругозор.

Опрос, проведенный образовательным интернет-ресурсом «Дневник.ру» и охвативший около 50 тыс. респондентов из числа учеников, учителей и родителей в 85 регионах РФ показал, что примерно 90% школ еще не имеют опыта использования электронных учебников. Однозначно за их внедрение высказались 59% учащихся.

Использование планшетов на уроках поддержали 48% учителей и 32% родителей, в основном опасающихся необходимости покупки дорогого устройства за свой счет.

В текущем году 162 школы Московской области и более 12 тыс. учеников в рамках проекта апробации новых информационных технологий в образовании уже перешли на использование электронных учебников.

Проблемы

Основной из них является отсутствие денег на обеспечение образовательных учреждений достаточным количеством планшетных компьютеров при сравнительно небольшой стоимости самого программного комплекса электронного учебника.

Еще одну важную проблему обнаружили психологи Академии повышения квалификации преподавателей.

5

По результатам их исследований около 10% учителей не желают и не готовы переходить на полноценное использование электронных устройств в образовательном процессе по различным причинам: боязнь и неумение обращаться с современной техникой, нежелание осваивать новые методики преподавания.

Многие из педагогов используют электронные устройства только во время посещения проверяющими органами открытых уроков. Также часто встречается и феномен адаптации учителями привычных методик ведения урока к использованию компьютера, что является настоящей профанацией идеи внедрения современных технологий в учебный процесс.

То есть, закупка технологических новинок производится в основном ради хорошего отчета перед вышестоящими органами. Возможной проблемой остается и предполагаемое лобби производителей бумажных учебников.

Состояние дел на сегодня

В России с 2015 года, согласно распоряжению Минобразования от 5.09.2013, в перечень рекомендованных к применению в школах учебников могут входить только имеющие, кроме бумажной, электронную версию.

На сегодняшний день согласно Приказу Минобрнауки от 9.01.14 «Об утверждении порядка….применения электронного обучения…» и ст. 16 Федерального закона №273 «Об образовании» время и порядок внедрения электронных учебников определяет само образовательное учреждение.

Своих учеников и их родителей школа должна проинформировать об изменениях и, согласно ФГОС, обеспечить бесплатными средствами обучения.

Разработкой и внедрением электронных учебников занимаются: Федеральный Институт Развития Образования, Российская Академия Образования, издательства «Бином», «Русское слово», «Просвещение», «Дрофа» и другие.

С целью подготовки преподавателей во всех регионах проводятся семинары, вебинары, курсы обучения. Предоставляются демо-версии электронных учебников.

Первый эксперимент по внедрению электронных учебников, проведенный в 2011—2012 годах в 9 регионах России показал положительные результаты с точки зрения роста успеваемости и интереса школьников к учебе.

Однако, было много замечаний от преподавателей. В течение нескольких лет велись дополнительные разработки контента учебников, именно поэтому электронные учебники сегодня превращаются не просто в копии бумажных, а в целый образовательный комплекс.

Современная школа – должна идти в ногу со временем и пользоваться всеми возможностями технологического прогресса.

Полезное видео о преимуществах электронных учебников

Информация с сайта mama66.ru

Источник