В чем польза от изучения философии
Андрей Глинка · 13 мая 2019
15,4 K
Биология, анатомия и психология человека, общество, происхождение понятий и явлений. Блог… · factroom.ru
Философия — мать всех наук, не образно, а в буквальном смысле. Сначала был человек, и у него были вопросы. Человек философствовал, чтобы найти ответы: Как устроен мир? Почему встаёт Солнце? Почему дует ветер? Почему вода мокрая? Почему появляются дети? Почему мы хотим есть? И так далее.
В процессе поиска ответов на эти вопросы возникла физика, химия, математика, биология, анатомия и т. д., и т. п. Следовательно, изначально философия была нужна, чтобы изучать мир. Впоследствии этот раздел и функцию философии мы вынесли отдельно и назвали «Наука».
Передоверив науке эти простые вопросы, философия стала изучать более сложные и глубокие проблемы, которые не так легко объяснить. Что есть жизнь? В чём её смысл? Что есть добро и зло? Что есть любовь? Что есть творчество? Что есть гармония? Что будет после смерти?
Философские вопросы обязательно рано или поздно встают перед человеком. Обычно мы называем этот период в жизни «экзистенциальным кризисом» или «кризисом среднего возраста». Философия нужна именно для того, чтобы дать исчерпывающие ответы на эти вопросы.
Иногда ответы находятся в религиях и религиозно-философских системах. Иногда их удаётся найти в учениях философских школ. Иногда — в трудах отдельных мыслителей, к школам не относящихся. Такие мыслители были и в древнем мире, и в Средневековье, и в Эпоху возрождения и сейчас они тоже есть (например, Нассим Талеб, один из наиболее известных современных философов). Философия также может быть вашей личной: обычно это компилляция из наиболее близких вам максим разного авторства.
Философия — самая древняя, самая неточная, самая всеобъемлющая и важнейшая из всех наук.
Изучая философию, вы, как минимум, развитиваете навыки критического и творческого мышления. Философия учит воспринимать другое мировоззрение, вести диалог с человеком, его представляющим, предоставлять аргументы, доказывать свою точку зрения. Изучение различных философских концепций позволяет выйти за пределы очевидного, задуматься, а может и ответить для себя на вопрос… Читать далее
Изучать философию необходимо для умения мыслить логически, то есть мыслить правильно и единственно верно.
В первую очередь понимание того, что приобретение имущества, обретение власти и исполнение сексуальных желаний не являются единственным и истинным содержанием человеческого существования
Был уже похожий вопрос, но я отвечу еще раз (он, очевидно, многие умы волнует:)
Кроме помощи в составлении “личной конституции”, о которой я уже говорила, философия выполняет одну важную для жизни функцию: она держит открытым разум. Постоянно находясь в многообразии порой противоречивых идей, человек начинает привыкать к тому, что мир – не черно-белый. Такому человеку… Читать далее
Напрямую философия не несет пользы – ни для народного хозяйства, ни для душевного бардака. Если философия становится полезной, да еще и для всех – это уже не философия, а догматика или идеология.
По большому счету изучение философии дает некоторые эффекты (краткосрочные и долгосрочные, заметные сразу или лишь в перспективе). Большинство из них касаются личности, а… Читать далее
Делаю ракеты, философствую. Веду канал: https://zen.yandex.ru/sunders
Ту же самую, что польза от изучения математики. Гимнастика для ума. Приведени в порядок всей совокупности знаний в Вашей голове. Прокачка абстрактного мышления. Улушение навыков работы с понятиями.
Философию следует воспринимать как разновидность такого интеллектуального спорта. Умение играть в футбол (например) врядли поможет в быту, хоть и улучшит некоторые ваши… Читать далее
Изучать флософию и быть философом это два больших понятий. Что такое изучать—это получать информацию от автора который познал эту информацию.Вы ее не познаете, а изучаете и конечно ваш кругозор расширается.Я думаю,что в этом ее польза, но не более того!!! “Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания—это прошлое. Мудрость—это будущее”!!! С уважением
Здравствуйте, Андрей.
Я бы сказал, философия несет не только пользу, но и вред. Каждому – свое. Как говорит народная мудрость, не всякий вопрос к добру ведет, много будешь знать, скоро состаришься. Экклезиаст также умудряет: «Во многой мудрости много печали» (Еккл. 1: 18).
Сократ говорил о себе, я знаю лишь то, что я ничего не знаю.
Философия – это искусство мышления… Читать далее
Делаю ракеты, философствую. Веду канал: https://zen.yandex.ru/sunders
Ту же самую, что польза от изучения математики. Гимнастика для ума. Приведени в порядок всей совокупности знаний в Вашей голове. Прокачка абстрактного мышления. Улушение навыков работы с понятиями.
Философию следует воспринимать как разновидность такого интеллектуального спорта. Умение играть в футбол (например) врядли поможет в быту, хоть и улучшит некоторые ваши… Читать далее
Читать филосовские книги человеку не нужно, потому что они затуманивают голову. Философия – это рассуждения о нашей жизни. Нужно каждому человеку постоянно обдумывать свои поступки, и извлекать из ошибок уроки.
Приносит ли философия какую-нибудь практическую пользу для общества?
Да, философия приносит практическую пользу для общества. Прежде всего, польза изучения философии состоит в развитии навыков критического и творческого мышления, что требуется как для формирования гражданских компетенций, необходимых человеку в демократическом обществе, так и, например, для учёного, менеджера или бизнесмена.
Поскольку в процессе изучения философии приходится знакомиться с различными философскими концепциями и обосновывающими их аргументами, человек, изучающий историю философии, учится, во-первых, понимать людей с мировоззрением, отличными от собственного, во-вторых, вступать в диалог с носителями такого мировоззрения, в-третьих, анализировать аргументы, лежащие в основании различных форм мировоззрения, в-четвёртых, понимать ограничинность всякого, в том числе своего собственного, взгляда на мир. Все эти навыки необходимы для человека, который в современном мире общается с носителями других культур и мировоззрений.
Философия также учит человека выходить за пределы “очевидности” и “здравого смысла”. Например, кому-то может казаться очевидным, что Вселенная существует, а тут приходит философ и спрашивает: “Почему есть что-то, а не ничто?” На первый взгляд, это может показаться праздным времяпрепровождением, но, на самом деле, это очень важный навык, особенно для учёного: ведь все прорывные научные терии создавались именно посредством выхода за пределы очевидности. Например, с точки зрения здравого смысла очевидно, что Солнце вращается вокруг Земли (потому что мы так видим) или что Земля плоская (потому что иначе люди с нижней половины попадали бы вниз). Людям потребовалось выйти за пределы “очвевидности”, чтобы перейти от этих наивных представлений к более сложным и более совершенным моделям описания мира.
Отвечая на вопрос о том, каково место человека в мире, философия служит мировоззренческим фундаментом для психологии, поскольку то, как Вы будете подходить к решению тех или иных психологических проблем, напрямую связано с решением сугубо философского вопроса о том, что такое, в сущности, человек, в чём состоит его природа. Поэтому за любым крупным направлением психотерапии – экзистенциальной психотерапией, когнитивно-бихевиоральной терапией, психоанализом – прослеживается влияние тех или иных философской системы. Например, понятие “бессознательного”, разработанное в психоанализе, происходит из философии Лейбница.
Наконец, философия – это попытка рационально обосновать те или иные системы ценностей. Обосновывая и популяризируя прогрессивные системы ценностей, философия способствует общественному прогрессу. Так, например, философия американских персоналистов (основанная, в свою очередь, на идеях Лейбница) в США стала фундаментом для формирования идей Мартина Лютера Кинга, а философия Толстого ощутимо повлияла на Махатму Ганди.
Это, конечно, далеко не всё, что можно было бы включить в ответ на вопрос о значении философии в обществе, но, полагаю, этого достаточно, чтобы сказать, что философия играет в жизни общества существенную роль и приносит вполне ощутимую пользу.
Прочитать ещё 2 ответа
Какие авторы по философии не заслуживают внимания?
Общий пафос философии заключается скорее в том, что вообще все авторы заслуживают внимания. Это некий превентивный по отношению к косности ума принцип. Как только формируется некая группа философов, претендующая на монополию на внимание, одновременно формируется и оппозиция. Современные психоаналитики лакановского толка нередко любят указывать на своё противостояние некоему общему “академизму”.
Если же воспринимать вопрос более приземленно, то я бы сказал, что есть философы, на которых не стоит обращать внимание без должной подготовки. Есть целая прослойка любителей интеллектуального контента, которые начинают с “Капитализм и шизофрения” и ей же заканчивают. С того же рода явлением сталкиваются и ставшие притчей во языцех школьники, зафанатевшие от Ницше. Получается интерес, который убивает сам себя.
Ну и есть вещи, которые просто морально устарели, но это в большей мере касается междисциплинарных концептов. К примеру, психологические теории Дэвида Хартли явно уступают достижением современной психологии. Обращение к ним может быть полезно только для понимания нюансов оснований утилитаризма Бентама.
Иными словами, прежде всего надо научиться ориентироваться в мире философии, а там уже и будет понятно, кто не заслуживает именно вашего внимания.
Прочитать ещё 10 ответов
Является ли философия прото-наукой и “потеряла ли в весе” философия после появления науки как таковой?
Философию можно рассматривать как “упражнение для ума” Человечества, регулярные занятия которым подготовило, сделало возможным возникновение нового рода деятельности – науки. Ровно так же, как искусство является “упражнением”, подготовившим, тоже, когда-то новый род деятельности – философию. Эти три рода деятельности являются уникальными, исключительно человеческими занятиями, и их от всех прочих отличает (и объединяет) одно: они являются бесполезными с точки зрения выживания вида Homo.
По существу, в этом смысле они являются “бесполезной тратой энергии”, что не предусмотрено природой (в метафорическом смысле “предусмотрено”, конечно) и категорически не свойственно никакому больше живому существу (виду) на планете – ни животному, ни растению, ни комару – никому.
Теперь подумайте сами, “потеряло ли в весе” искусство после возникновения философии как таковой? … Экстраполируйте вывод на отношение “философия – наука”…
Это всё, просто, различные роды деятельности, с помощью которых Человек пытается прорваться за пределы возможного опыта, расширяет человеческую реальность – за границы предписанного Природой.
(заодно, чтоб два раза не вставать, и на вопрос о “Сверхчеловеке” Ф.Ницше ответил)
Как находить связь между философией и практической реальностью?
психолог-консультант, бизнес-тренер, гештальт-терапевт, www.facebook.com/evgeny.yakovlev.3… · vk.com/id186672748
Ваша личная этика, принципы, которыми вы руководствуетесь в выстраивании отношений с людьми. Ваши личные смыслы: смысл жизни, религиозные смыслы, если вы верующая. – Всё это и есть практическая философия вашей жизни. Попробуйте всё это ясно сформулировать, записать.
Если уж захотите, дальше вы соотнесёте то, что у вас получилось, с конкретными течениями философской мысли. Поверьте, вряд ли вы тут сформулировали относительно себя и своей жизни что-то, что кто-то из философов за последние пару-тройку тысяч лет не описал.
У меня тренинг уверенности, сугубо практической направленности, на 40% состоит из темы практической философии уверенного поведения. И это никак по-другому не назовёшь. И давать без этого уверенное поведение не получается: без опоры на выбранные установки, убеждения оно будет только оболочкой, имитацией…
Станислав Леванюк · 9 июля 2016
4,9 K
Художник, философ, преподаватель авторского курса “Философия искусства” в в обра…
Можно было бы ответить на этот вопрос вполне банально — философия родилась как познание и исследование природы, позже из нее выделилась наука, а наука дала нам все приспособления, которые делают нашу жизнь удобной.
Но я хотел бы поговорить совершенно о другом. Начну с акцента на слове «польза». Когда к философии предъявляют требования ценности, утилитарности и выгодности, это выглядит несколько странно, несмотря на то, что способность какого-либо блага или какой-либо вещи удовлетворять человеческим потребностям, материальным или психологическим, впервые была осмыслена, конечно же, философами. Например, Джереми Бентам считал увеличение полезности руководящим психологическим принципом поведения людей в их стремлении избежать страданий и увеличивать удовольствие.
Однако начать мыслить — это верный путь к тому, чтобы увеличить свои страдания. Бытовой прагматизм скорее приведет нас к стереотипичному, шаблоннному поведению, чем к попытке осмыслить некоторое явление и полностью взять на себя ответственность за свои действия. Это понимают или чувствуют как люди «опасающиеся» философии, так и сами философы.
Министр народного просвещения Ширинский-Шихматов в 1849-м году произнес знаменитую фразу «Польза философии не доказана, а вред от неё возможен», после чего исключил философию из числа преподаваемых в российских университетах дисциплин.
Когда к Александру Пятигорскому молодые люди просились в ученики, то он считал своим долгом предупредить об опасностях. Ведь вы же живете как-то, говорил Пятигорский, так зачем вам это? Ведь только хуже будет… Самое страшное — это начать думать сейчас. Не завтра после обеда, не послезавтра, когда ты закончил дела свои, а именно сейчас, немедленно, так разве ты к этому готов? Но даже если готов, если ты уже выбрал философствование, то дороги назад, в нормальную жизнь, нет. И если ты попытаешься вернуться, то найдешь не жизнь, а то, что гораздо ниже, хуже жизни, и это будет гибелью тебя, который сделал такой выбор.
Тем не менее, в массовом сознании философии как-то позволено существовать. Пусть это непонятное, содержащее какие-то темные смыслы, но все-таки чем-то важное, присутствует где-то на периферии жизни, полной качественного потребления и удовольствий, и пусть некие мрачные маргиналы ставят нелепые вопросы и сами же на них отвечают. Это негласное общественное мнение позволяет сохраняться свободному мышлению даже в условиях жесткой идеологической монополии.
К сожалению, мышление редко бывает свободным, оно часто принимает форму убеждения, встает на ригидную позицию, которая становится нетолерантной, агрессивной, буквально ортодоксальной. Здравый смысл требует от философии, чтобы она была «научной» и выстраивала целостную картину мира для объяснения всего на свете. Гегель прекрасно сформулировал ответ на это требование: «Философия … прямо противопоставлена рассудку и, тем самым, в еще большей степени — здравому смыслу, под которым разумеют ограниченность рода человеческого местом и временем. По отношению к здравому смыслу мир философии в себе и для себя есть некий мир наизнанку».
Я соглашусь с самой радикальной интерпретацией полезности философии, — ничего, кроме вреда для обыденной жизни, она не приносит. Однако, среди многих функций свободного мышления и любви к мудрости есть одна, которая делает философию совершенно исключительным инструментом осознания человеком самого себя. Являемся ли мы биологическими механизмами с предопределенной программой или обладаем свободой воли? В зависисмости от ответа на этот вопрос мы будем считать человека средством или целью, оправдывать или отвергать насилие, и вообще — быть людьми или в течение своего жизненного пути так и не осознать такой возможности. Мышление — не единственный способ реализовать свободу своей воли, но это единственный способ осознать важность этой проблемы. Философия добра к людям, — как бы она ни отграничивалась от обыденной жизни, она признает за каждым человеком возможность быть свободным. Это в чем-то сродни христианской концепции спасения, — любой грешник может за миг до смерти покаяться и быть прощен. Так и с мышлением, начать свободно мыслить и тем самым стать человеком можно в последнюю секунду своей жизни. Но это совершенно не к спеху, жизнь полна радостей, удовольствий и насыщенной работы по увеличению полезности всего, что нас окружает.
Студент-инженер, программист, разработчик видеоигр
Тем что они имеют непосредственное отношение к вашей жизни, к её продолжительности, счастью, успеху.
Из речи Айн Рэнд перед выпускниками Военной академии в Вест-Пойнте. Нью Йорк, 6 марта 1974 года.
Большинство людей живет, стараясь избегать три вопроса, ответы на которые – сознательно или бессознательно – лежат в основе каждой мысли, каждого чувства и каждого действия:… Читать далее
Андрей, читая ваш ответ на поставленный вопрос можно воочию убедиться, что философия, это софистка
Деятель искусств, ненасытный чтец, пианист-дилетант, трилингвит, гид-переводчик.
На мой взгляд, есть философские знания, которые взращивают в тебе пессимиста и делают из тебя отъявленного циника, который считает жизнь бессмысленной и мизантропически относится к людям – это, например, Сартр, Камю, Шопенгауэр. Прочитав экзистенциальный роман Сартра “Тошнота”, я испытывал отвращение ко всему, мир казался таким серым и бессмысленным, я чувствовал себя… Читать далее
Если под философией понимать практику рассуждений, в основе которой лежит осознание того, что ошибаться можно всегда и во всем, ошибаться может любой и каждый, то занятие такого рода философией приведет нас к весьма интересным выводам. Например, к теории потенциальности.
я думаю, что по большому счету философия вредна, потому что она воспринимается многими людьми как Истина, тогда как на самом деле она есть предмет, состоящий из множества различных форм познания мира, каждая из которых по сути есть искаженное восприятие реальности. Философия это продукт человеческого ума и человеческих измышлений в попытке описать бытие. Главный вред… Читать далее
Каков «порог вхождения» в изучение философии? Какими знаниями нужно уже обладать?
Если вы умеете читать и вам есть с кем обсуждать содержание философских произведений, то минимальный набор знаний у вас есть.
Но он не гарантирует ничего.
Минимальное условие для понимания, что именно разворачивалось в ходе 2500 лет истории философии – это учебная программа, в которой история философии рассматривается как единое целое. А точнее нужно познакомиться с точкой зрения научной истории философии. Иначе перед нами будет лишь хронологический набор учений кем-то и как-то случайно набранный на свой вкус.
Вот берем любое произведение, думаем, что оно философское. А с какой стати? Сам автор так сказал, толпа почитателей так сказала? Это не имеет никакого научного знанчения.
Нам требуется понимать ПОНЯТИЕ философии. И из него будет видно какое произведение относить к философскому, а какое нет. Потому что будет ясно: занимается ли автор предметом единой философии, которой она занималась все 2500 лет. И ясно, исследует ли автор этот предмет философским методом.
Ибо нам нужно постичь, если мы хотим знать именно философию, не только историчесие особенности, а то непреходящее, что содержится в каждом учении, вечное. И это главное, а исторические условности — дело десятое.
И в ходе такого вдумчивого познания вечного содержания в кадом историческом философском учении, мы будем овладевать метод, которым это содержание постигается. А бесконечное содержание постигается только бесконечной формой. Мы поймем, что предел философии только в ней самой и никакого внешнего предела у нее нет.
Прочитать ещё 4 ответа
С чего стоит начать знакомство с философией?
“Государство” Платона. Можно начать с этого.
А так начните по порядку,сведущих древнегреческих философов, например, с Аристотеля и Платона. Прочитайте кратко их идеи, затем оцените их основные труды (хотя по 1 книге). Затем можете перейти к философским школам в Древней Греции: циникам, скептикам, софистам, эпикурейцам и стоикам.
Это вам поможет в дальнейшем понимать труды философов Европы. Параллельно (с др.грецией) вы можете начать знакомиться с философией древних восточных стран – Китая и Индии.
А дальше вы войдете во вкус и сами будете знать, что вам интересно будет прочитать.
Прочитать ещё 4 ответа
С какими философскими проблемами в наши дни сталкивается человек?
Старший научный сотрудник Института философии РАН, антрополог, культуролог
Сегодня в мире главенствует философия коллективного действия, то есть выражения себя через общее действие. Поэтому главный вопрос, который сегодня нуждается в философском осмыслении, – это индивидуальное в контексте всеобщей активности. Какое место человек занимает в коллективе (в широком, не в коммунистическом смысле слова) и каковы правила поведения в этом коллективе в условиях совместных действий? Самый простой пример (и самый близкий) – Майдан или тот всплеск социальной активности, который наблюдался в России в 2011–2012 годах, когда людям вдруг стало важно ощутить себя частью целого, общего движения. Это характерно не только для России или постсоветского пространства, это происходит по всему миру.
Прочитать ещё 6 ответов
Как истинно выглядит реальность, не обработанная человеческим разумом и органами чувств?
То, как “выглядит реальность” с точки зрения здорового человека, т.е. с нормально работающими органами чувств и мозгом – это и есть истинная реальность. Конечно, есть и субъективные аспекты, но небо голубое и трава зелёная – для большинства.
Просто потому, что неясно какие ещё критерии истинности брать, если не то, как что-то воспринимается нашим биологическим видом.
Например, мы видим минерал корунд с примесью хрома, т.е. рубин – красным. Видим, точнее, воспринимаем мы его именно такого цвета, потому что свет Солнца, а, точнее, электромагнитные волны проходят через этот корунд, частично поглощаясь, частично “выходя” в той части диапазона, который нашими глазами и мозгом воспринимается как красный цвет. Это, причём, очень упрощённо говоря.
И значит ли это, что рубин и “на самом деле” красный? Ну, да, для человечества. Для разных людей без нарушений зрения оттенок конкретного камня будет чуть-чуть отличаться, но очень узких границах.
Однако, если пофантазировать, то для гипотетического другого биологического вида с каким-то иным устройством зрения – рубин может восприниматься иным, для того вида “истинный” цвет будет каким-то другим.
При этом, мы можем замерить и построить спектральную кривую пропускания или поглощения света в рубине, это будет, да, такой замер объективной реальности, но в плане “какого истинного цвета рубин?” – нам это ничего нового не даст, потому что он для нас такого цвета, как воспринимают глаза и мозг. А для гипотетического другого наблюдателя с другим набором рецепторов – иной.
Прочитать ещё 12 ответов
Есть ли разница между древнегреческой и современной философией?
Естественно, это разные периоды истории философии. В целом, разница примерно такая же, как между древнегреческой математикой и современной. Конечно, уже античная философия задает многие вечные вопросы, но не все. И, что важнее, не все вопросы для неё актуальны. Допустим, вопрос о языке актуализируется только в середине XX века с возникновением аналитической философии и структурализма. Для древних греков важнее были вопросы эстетики, политики и этики.
Различие есть и в том, какие проблемы актуальны и очевидны для того или иного периода. Древние греки рассуждали об этике, но не говорили про моральную удачу и нейрошовинизм. Ощутимая разница есть и в том, как даются ответы. Сейчас, к примеру, говоря о природе человека, философы учитывают изыскания нейронаук и психологии, а не отвечают только исключительно на основе своих наблюдений. Что мог себе позволить, к примеру, Аристотель. И это даже не значит, что его наблюдения обязательно неверны, просто мы сейчас имеем больше позиций, с которых мы можем описать человеческую природу.
Прочитать ещё 2 ответа