В чем польза науки история

В чем польза науки история thumbnail

Игнат Брянчанинов  · 13 июля 2018

543

редактор паблика «Римский взгляд», кандидат исторических наук, преподаю историю  · vk.com/dies_civilis

Если подойти с бытовой точки зрения, то история дает возможность ответить вопросы: кто мы и куда мы идем? (кажется, была картина с таким названием у Поля Гогена). Скажем, человек, для адекватного восприятия сегодня и построения некоего завтра, должен осознавать свое вчера. Это не фигуральное выражение: ведь невозможно же каждое утро вставать с чистым листом в голове. Соответственно, объяснение каких-то реальностей сегодняшнего дня неизменно уходит корнями в прошлое. Это и соблюдаемые нами традиции, система взглядов, привычный жизненный уклад, наконец – язык, на котором мы говорим (ведь есть же сравнительно-историческое языкознанием). Распространяется это правило и на научные знания, так как наука, какой бы они ни была и к какой бы сфере жизни общества ни относилась, является последовательным процессом познания. Невозможно каждый день изобретать велосипед; и уже в трактатах Аристотеля мы видим принцип, согласно которому до каких-то исследовательских моментов рассматриваются точки зрения предшественников, затрагивавших ту или иную тематику (собственно, в современных исследованиях это называется историей изучения вопроса). Знание этих фактов прошлого вновь, как мы видим, помогает нам выстроить адекватную картину нашего сегодня. Однако понимание моментов прошлого невозможно без понимания тех условий, в которых люди прошлого существовали. Это побуждает нас изучать их жизненный уклад и проч. Потому прав был Цицерон, когда говорил что незнание истории – это вечное детство.

В былые времена истории придавали дидактическое значение, однако сейчас модно говорить, что история никого ничему не учит. Вышеприведенный пример с передачей научного знания несколько нарушает этот тезис: собственно, все современные наработки являются следствием развития наработок прошлого. В озвученном здесь ответе с иронией сказано о том, что нас ничему не могут научить хитрости Тамерлана и рассказы о римлянах, но это очень странное мнение. Можно привести в пример деятелей французской революции и отцов-основателей США, которые апеллировали к примерам античности. Вообще дидактичность истории состоит на практическом уровне в том, что высказанные историческими деятелями прошлого умозаключения, даже порой весьма очевидные, приобретают славу благодаря толще веков и потому кажутся более авторитетными. Не принято ли до сих пор ссылаться на сократовское «Я знаю, что ничего не знаю» для оправдания ограниченности познавательных функций, а также цезарево «Пришел, увидел, победил» для поощрения к быстрой и эффективной деятельности. Потому был прав император Клавдий, когда говорил, что вводимое нами новшество, подкрепляемое примерами, со временем само станет примером для подкрепления очередного новшества.

Таким образом, историю нужно знать и изучать. Изучение же ее возможно на основании исторических источников, число которых становится меньше по мере удаления в глубь веков. Анализ этих источников требует подготовки и кропотливой тщательности, а так же особых знаний (это и древние языки, и умение работать с разными типами источников). Как итог, мы с Вами получаем научную дисциплину.

Почитайте Ницше “Несвоевременные размышления, или польза и вред исторической науки для практической жизни”. (как-то так). Получите авторитетное мнение. А чисто моё – Говорят, историю надо знать, чтобы человечество не повторяло ошибок ? (Кажется, это главный довод, не считая материала для “Трёх мушкетёров”). Вот скажите мне, вы видели человека… Читать далее

Какова роль науки в современном обществе?

Книги, звери и еда – это хобби навсегда.

Роль науки в современном обществе неоспорима, она влияет на все сферы деятельности людей. Чем более развита страна, тем больше внимания она уделяет науке, направляя научные знания на улучшение жизни людей и технологический прогресс.

Прочитать ещё 4 ответа

Атеисты, как, по вашему, появилась вселенная, люди и вся эта живая система, и как вы оправдаете безнаказанную несправедливость среди людей?

Если вы ждете ответа на все заданные вопросы, причем связанные между собой (иначе зачем было объединять их в один), мой «ответ» вас точно разочарует.

Вселенная не появлялась, она просто начала существовать. Или даже не начинала существовать, возможны модели, в которых время бесконечно в прошлое, хотя более популярные сейчас модели всё же предполагают начало. Появиться что-то может только в уже существующей Вселенной. Если вопрос был о том, что же было в самом начале, то наука сейчас не может на него уверенно ответить. Еще бы, она ведь не может даже уверенно сказать, было ли оно вообще. Но это не значит, что наука здесь бесполезна. От далекого прошлого Вселенной, близкого к Большому Взрыву, осталось мало свидетельств, но по косвенным признакам можно строить обоснованные догадки. Возможно, в будущем благодаря установкам для регистрации гравитационных волн удастся уловить реликтовые гравитационные волны от самых ранних этапов развития Вселенной и мы получим более ясное представление о них.

Невозможно в деталях описать происхождение жизни и появление человеческого рода. Мало того, что свидетельств очень мало, так и сами эти процессы, очевидно, очень сложные. Но опять же, наука здесь не бесполезна. По мере ее развития, мы всё лучше понимаем какие процессы могли дать начало жизни на Земле и как появились мы сами. Только не ждите пересказа существующих теорий в этом ответе. Если интересно, несложно найти информацию самостоятельно.

Ответ на последний вопрос: никак. Природа нам ничего не должна. В частности, она не обязана была навязать нам всем чувство справедливости в такой степени, чтобы все остальные наши инстинкты полностью ему подчинялись и справедливость всегда торжествовала. Чувство справедливости — важный социальный инстинкт, но его работа опосредована разумом и другими инстинктами. Мы можем не видеть полной картины, мы можем подавлять голос совести. Если мы хотим, чтобы мир стал справедливее, нет смысла надеяться на высшие силы, которые компенсируют любую несправедливость после смерти. Только мы сами можем сделать мир лучше. Для этого надо прежде всего развивать мышление и воспитывать совесть. Изменение социальных структур вторично, оно бесполезно без изменения самого человека.

Прочитать ещё 20 ответов

Источник

бонус за лучший ответ (выдан): 5 кредитов

KOCMO­C
[18.3K]

4 года назад

Насколько я понимаю, исторические факты фиксируются дабы не повторять ошибок прошлого. Но как наука не считаю её точной, так как она интерпретируется летописцами предвзято исходя часто из своих убеждений. То есть исторический отрезок времени такой как:

Крым провёл референдум и вновь вошёл в состав РФ, будет выглядеть со стороны рф как:

Крым в согласии с декларацией международного права входящее в состав ООН с редакцией от 1970 года о самоопределении вернулся на свою историческую Родину Россию. Со стороны украинских новостей будет выглядеть как:

Украинская Республика Крым в нарушении всех принципов пункта 4 статьи 2 устава ООН о территориальной целостности государства была аннексирована Российской Федерацией на незаконных основаниях.

Так что пользу каждый изучая историю почерпнет свою. )

Feeri­ya777
[50.9K]

4 года назад

В чём польза этой науки? Наверное ни в чём. Тем более что пишут её под себя все, кому не лень. Примером служит история, которую мы изучали в украинских школах. Когда я приходила домой и готовила домашнее задание по истории, моя мать, слушая этот бред, всегда возмущалась. И как можно было спокойно слушать о том, что С.Бандера – герой, украинские казаки изобрели подводную лодку, и так далее. А ведь именно это было написано в школьных учебниках по истории.

Я думаю, что не стоит доверять тому, что пишут о том или ином событии историки, всё равно мы не узнаем как было на самом деле.

А знать те или иные исторические факты необходимо так, для общего развития, чтоб не показаться совсем уж дикарем.

alex6­0
[21.5K]

4 года назад

Историю мы изучаем для того, чтобы не быть Иванами не помнящими родства. В истории любой страны, а тем более мировой истории, накоплен громадный опыт развития. Именно используя данный опыт мы сможем создать свое будущее, не будем повторять те ошибки, которые уже были в истории развития человечества. Правда, последние события в Украине показывают, что не все выучили уроки истории и повторно наступают на те же грабли. Несмотря на то, что каждый трактует историю по-своему, польза истории в развитии государства огромна.

Елена Лук
[206K]

4 года назад

Есть ли изучать прошлого мы не поймем настоящее и не сможем думать о будущем. Не повторить ошибок прошлого-это тоже цель в изучении нашей истории. Мы всегда хотим все знать о прошлом нашей семьи, нашего народа, нашей страны, нашей планеты, а как узнаешь это не изучая историю.

Удиви­тельн­ая Рядом
[478K]

4 года назад

Интерес к своему прошлому свойственен человеку вообще. Есть ли в ней смысл или нет, но человеку присущи некоторые непрагматические действия: сочинение музыки, придания утвари эстетического вида, запоминание истории своего рода.

Новозеландские маори заучивали рассказы о предках на много поколений в прошлое наизусть, а чтобы не позабыть, делал и “конспекты” татуировками по всему телу, не считая татуировок на лице, носивших функции паспорта – на них фиксировался социальный статус человека в племени.

У корейцев принято заучивать наизусть истории рода и знать родичей до -дцатой воды на киселе, чтобы избежать близкородственных браков, потому что количество фамилий очень ограничено, однофамильцев – тьма. Это качество очень пригодилось, когда при Сталине корейцев, живших в приграничных регионах, сослали в Казахстан. Что бы судьба ни делала с этими людьми, они находили родню, причём по всему СССР и в обеих Кореях.

Откройте Первую книгу Парлипоменон Ветхого Завета – там сплошные перечисления имён и указание, кто где поселился. Сейчас это, наверное, неактуально, но в течение долгих веков было источником важных сведений о родственных связях древних евреев.

Интерес к истории – это очень развитый и усложнённый интерес к истории своего рода. Усложнилась жизнь, вышла за пределы племени, членов которого знаешь в лицо, изменилась и форма выражения коллективной памяти о прошлом.

Мне хотелось бы подробно остановиться на теме фальсификации истории и якобы невозможности знать правду. Это говорят лишь те, кто тупо верил сначала в то, что Сталин велик, потом – что Сталин нехороший, потом – что Сталин лучше Хрущёва и Горбачёва, а потом вообще не знает, во что верить. Обратите внимание – речь идёт именно о некритическом восприятии догм, их заучивание и принятие как единственно верных. Да, шокируй таких людей раз пять, и они будут свято уверены, что историки ничего не знают.

На самом деле историки знают, как читать летописи и хроники, как анализировать информацию из разных источников, что делать с невербальными артефактами и как сопоставлять информацию, получаемую из них с написанным словом и устным преданием.

Если Вася Пупкин написал, что

В чем польза науки история

то специалисты не берут это утверждение для дальнейшего бездумного повторения, но задаются вопросами:

  • Кто такой Вася Пупкин, почему он вообще взялся за перо? Чьи интересы представлял?
  • Кто такой Наполеон, есть ли о нём упоминания в иных источниках? Что именно там пишут?
  • Сохранилось ли от Наполеона что-либо вещественное, коса для косьбы, например?
  • Обращаются к зоологам: растёт ли трава там, где бывал Наполеон, косят ли её местные жители?

В чем польза науки история

Методы изучения источников – то, что отличает историка как учёного от человека с улицы, читающего занимательные истории о прошлом. Поэтому история – наука, хотя и не точная, как алгебра.

Anime­sh
[114K]

4 года назад

Я думаю, что банально человеку интересно, откуда он взялся, чем жили его предки. Что за исторические процессы существуют.

Многие хотят стать умнее и использовать знания о прошлом для успеха в будущем.

В современном мире история неоднократно переписывается в зависимости от того, что нужно манипуляторам. Она рпзрознена, а ход ее кажется случайным.

Я надеюсь, что это изменится и люди собиркт все в кучу.

Мне интересен сам по себе процесс погружения в прошлое. В то, чего уже нет.

Отвеч­ающий
[141K]

4 года назад

Историю изучают, образно говоря, для того, чтобы не есть коровий навоз для похудения, а чтобы всегда быть красивой и стройной и без навоза.

История, это вековой опыт человечества, а опыт знать всегда полезно, чтобы не повторять ошибок.

Кроме того история государств зачастую очень похожа на историю отдельных людей, поэтому изучая историю, полезные уроки и выводы может сделать лично для себя каждый человек.

История – это наука о прошлом. Ее изучают для того, что бы какие-то ее моменты не повторились в настоящем или будущем. Разрешая какой-то конфликт, можно посмотреть что было в прошлом в подобной ситуации. Можно разрешить какие-либо конфликты прошлого, ориентируясь на их ошибках. Как, например, в 2004 – 2006 годах Россия передала два острова Китайцам, разрешив, тем самым споры, продолжающиеся десятилетия.

gudro­ni
[35.5K]

4 года назад

История – это пропаганда, которая заставляет людей верить в то или иное событие. В каждой стране правда истории своя, которая сильно отличается от других. В России историю преподносят так, чтобы мы следовали за своими президентами, в америке преподносят также историю в своих целях. В украине мы можем наблюдать враньё в истории, которое просто напросто переписывают именно сейчас.

Маюша­123
[5.6K]

4 года назад

Я считаю историю как науку бесполезной, историю пишут люди. Она обманчива и сейчас мы знаем то , что летописцы хотели ,чтобы их современники знали , бытует мнение , что ватиканские летописцы приписали нам лишние три сотни лет. Другое дело история развития жизни до людей, вот это я считаю правильным , а с появлением людей писать историю стало для кого-то стало интересным.

Metal­liumu­s
[7K]

4 года назад

Лично я считаю что историю изучают для того чтобы учится на ошибках прошлого и не делать их впредь. И как по мне в истории главное не зазубривание дат, а правильный анализ исторических событий. Хотя просто хочется процитировать одно мудрое изречение – “Народ не знающий своего прошлого не имеет будущего”.

Знаете ответ?

Источник

Читайте также:  Польза чая с лимоном для похудения

Íàøå àãåíòñòâî íåäâèæèìîñòè òîëüêî ÷òî ïåðååõàëî â íîâûé îôèñ â äðóãîì ðàéîíå. Âëàäåëèöà àãåíòñòâà, ýòàëîííàÿ áëîíäèíêà íà áåëîì ïàðêåòíèêå, âîçëàãàëà íà ïåðååçä áîëüøèå íàäåæäû.

Äëÿ ìåíÿ îáùàÿ ýêîíîìè÷åñêàÿ ñèòóàöèÿ ïîñëå äåêàáðÿ 2014-ãî, çàñòîé íà ðûíêå æèëüÿ íàëîæèëèñü íà ìîþ ïåðñîíàëüíóþ òóïîñòü â ðèýëòîðñêîì äåëå, è ÿ âîîáùå íå ïîíèìàëà, çà÷åì óæå íåñêîëüêî ìåñÿöåâ ñèæó â îôèñå, õîæó ðàñêëåèâàþ îáúÿâëåíèÿ, äðóæó ñ ïðîäàâöàìè è ïîêóïàòåëÿìè è ñîâåðøàþ ïðî÷èå ïîëîæåííûå àãåíòó äâèæåíèÿ, åñëè òîëêó îò íèõ ïøèê.

Âñå ïðèøåäøèå îäíîâðåìåííî ñî ìíîé – è ïîñëå – íîâè÷êè ðàçáåæàëèñü, êòî ÷åðåç íåäåëþ, à êòî ÷åðåç äâà ìåñÿöà, ÿ æå, âèäèìî, äåðæàëàñü çà ýòó èëëþçèþ çàíÿòîñòè ïîòîìó, ÷òî îíà îòâëåêàëà ìåíÿ îò íåóäà÷íîé ëþáâè. Íåóäà÷íîé ïîòîìó, ÷òî íå áûëà âçàèìíîé. Íåñìîòðÿ íà ïàðó ëåò, îñòàâøèõñÿ ìíå äî ñîðîêà, â ãîëîâó ëåçëè êàêèå-òî øêîëüíûå ãëóïîñòè òèïà èñïèñàòü àñôàëüò ïåðåä åãî ïîäúåçäîì. Ê ñ÷àñòüþ, â àãåíòñòâå íà íèõ ïðîñòî íå áûëî âðåìåíè. ß òàê óñòàâàëà, ÷òî íå áûëî ñèë çàñíóòü; çàòî íå äóìàëà î í¸ì. À áûâàëî íàîáîðîò, îí ñíèëñÿ, è ÿ ïðîñûïàëàñü, ñîãðåòàÿ ýòèì ñíîì.

*

Íàäåæäû âëàäåëèöû îïðàâäàëèñü, ïîòåíöèàëüíûå êëèåíòû ñòàëè ãîðàçäî ÷àùå çàãëÿäûâàòü ê íàì íà êîíñóëüòàöèþ, ÷åì íà ïðåæíåì ìåñòå. Îäíàæäû çàøëà ïàðà – ìîëîäàÿ ïîëíîâàòàÿ æåíùèíà è ïàðåíü ñ áåãàþùèìè ãëàçàìè. Èõ èíòåðåñîâàëî, ñòîèò ëè äåëàòü äîðîãîé ïðåäïðîäàæíûé ðåìîíò, åñëè êâàðòèðà â ïëîõîì ñîñòîÿíèè. ß çàâåðèëà, ÷òî äîñòàòî÷íî ñàìûõ ïðîñòåíüêèõ íîâûõ îáîåâ è îòìûòûõ îêîí – ãëàâíîå, ÷òîá æèëüå íå ïðîèçâîäèëî âïå÷àòëåíèÿ çàïóùåííîãî.

Ìîè ïîñåòèòåëè ïåðåãëÿíóëèñü. Áûëî ïîíÿòíî, ÷òî äåíåã íà äîðîãîé ðåìîíò ó íèõ íåò è íå áóäåò.

– Ïîíèìàåòå, ñàì äîì-òî õîðîøèé, ýëèòíûì ñ÷èòàåòñÿ, – äåâóøêà íàçâàëà àäðåñ, – òàì ÷åëîâåê ïîæèëîé æèë ñ äî÷êîé, ÿ åäèíñòâåííàÿ íàñëåäíèöà. Óçíàòü áû, õîòü ñêîëüêî ïðèìåðíî ñòîèò äâóøêà â òàêîì äîìå?

Читайте также:  Лекарство это вред или польза и вред

Ðàçóìíî âîçðàçèâ, ÷òî íå ãëÿäÿ êâàðòèðû, íèêòî èì íå ñêàæåò äàæå ïðèìåðíîé öåíû è çàîäíî ïîñîâåòîâàâ âûâåçòè âñþ ðóõëÿäü ñòàðûõ õîçÿåâ, ÿ íàïðîñèëàñü ïîñìîòðåòü íàñëåäñòâî.

Ïîäúåõàâ â íàçíà÷åííûé ÷àñ ê óõîæåííîìó äîìó â çåëåíîì êâàðòàëå (ðàáî÷èå êàê ðàç âûíîñèëè ìåáåëü, ñîïðîâîæäàåìûå ñêîðáíûìè âçãëÿäàìè ñòàðóøåê íà ëàâêå), ÿ óâèäåëà áîëüøóþ êâàðòèðó ïðåêðàñíîé ïëàíèðîâêè. Áåçóñëîâíî, ñ î÷åíü ñòàðîé ñàíòåõíèêîé è ïîæåëòåâøèìè îáîÿìè, çàãàæåííûìè òàðàêàíàìè, íî…óæå çíàÿ, ÷òî ñàìè ñ äâóìÿ äåòüìè îíè æèâóò â ïàíåëüíîé äâóøêå ñî ñìåæíûìè êîìíàòàìè, ÿ íå óäåðæàëàñü îò âîïðîñà, êîòîðûé çàäàëà ìóæó âëàäåëèöû, – À ïî÷åìó áû âàì ñàìèì ñþäà íå ïåðååõàòü?

– Íàñ çäåñü ñîñåäè ãíîáÿò, íå ëþáÿò, – îòìàõíóëñÿ îí. – Õîòèì íà ýòè äåíüãè êóïèòü òðåøêó â ñïàëüíîì ðàéîíå, ïóñòü òàêóþ æå óáèòóþ, íî òîëüêî íå â ýòîì äîìå.

– Íåóæåëè ñòðàøíåé ñîñåäåé çâåðÿ íåò? Âû âûèãðàåòå îò ñèëû ìåòðîâ 6-7. Âïðî÷åì, äåëî âàøå, – ÿ ñäåëàëà âñå íåîáõîäèìûå ñíèìêè. Ñôîòîãðàôèðîâàëà äàæå îñòàâøèéñÿ êîìîä òåìíîé ïîëèðîâêè, ïîõîæèé íà òîò, êîòîðûé êîãäà-òî áûë ó ìîåé áàáóøêè, óìåðøåé 15 ëåò íàçàä.

*

Ïðîøëî åùå îêîëî ìåñÿöà, ïðåæäå ÷åì Îëüãà, íàñëåäíèöà, ðàññ÷èòàëàñü ñ íîòàðèóñîì çà ñâèäåòåëüñòâî î ïðàâå íà íàñëåäñòâî, ïîäïèñàëà äîãîâîð ñ íàøèì àãåíòñòâîì, è ÿ âûñòàâèëà êâàðòèðó â ïðîäàæó.

Äîì äåéñòâèòåëüíî áûë ïðèâëåêàòåëüíûé, êâàðòèðà ïðîäàâàëàñü ïî öåíå ãîðàçäî íèæå îáû÷íîé è ëþäè íå îñîáî âãëÿäûâàëèñü â ôîòî, âûñòàâëåííûå íà ñàéòå. Áûëî î÷åíü ìíîãî çâîíêîâ îò æåëàþùèõ ïîñìîòðåòü, â èòîãå ÿ çàáðàëà êëþ÷è è ïîåõàëà ïîêàçûâàòü êâàðòèðó.

Ïðèåõàëà çàðàíåå è îøàëåëà.  ïåðâûé ðàç, ïðîáåæàâøèñü ïî êîìíàòàì, îçàáî÷åííàÿ âûáîðîì ðàêóðñà äëÿ ñíèìêà, ÿ íå çàìåòèëà îøåëîìëÿþùåé êàðòèíû áåñõîçíîé ñòàðîñòè è çàïàõà òëåíà. Òàêîå îùóùåíèå, ÷òî ïîëãîäà, ïðîøåäøèå ïîñëå ñìåðòè õîçÿåâ, ïîë íå ìûëè âîîáùå. È åùå ïîëãîäà äî. Íà ïàðêåòå îñòàëèñü îáîçíà÷åííûå ÷åðíîé ãðÿçüþ êîíòóðû øêàôîâ. Ó âõîäà â êîìíàòó ïðèëèïëè ê ïîëó êëî÷üÿ ãàçåò, ïîñòåëåííûõ, ÷òîá íå çàìîðà÷èâàòüñÿ óáîðêîé. Íà óðîâíå ðóê ãðÿçíûå ñëåäû, âèäíî, ÷òî ñòàðûé ÷åëîâåê ïåðåäâèãàëñÿ, äåðæàñü çà ñòåíêó. Ñåðûå ïðîêîï÷åííûå îêíà ðàñïàõíóòû íàñòåæü. Ïûëüíûå êíèãè è ãðàìïëàñòèíêè ñâàëåíû â óãëó.

Âòîðàÿ êîìíàòà, â êîòîðîé, âèäèìî, æèëà äî÷ü, áûëà ïî÷èùå. Ïîñðåäè íåå ãðóäîé ëåæàëè ÷åðíî-áåëûå ôîòîãðàôèè.

ß ñõâàòèëà êàêèå-òî ðîçîâûå ðåéòóçû, íàøëà âåäðî è ïðèíÿëàñü îòìûâàòü ïàðêåò, ïîêà íå ïðèøëè ïîêóïàòåëè, íî èõ ðåàêöèÿ áûëà ïðåäñêàçóåìî îòðèöàòåëüíîé, – Îé, çäåñü ÷òî-òî ñãîðåëî, ÷òî ëè? Çàïàõ òàêîé….

Îíè óøëè, ÿ âçÿëàñü çâîíèòü Îëüãå, – Ïîíèìàþ, âàì íåêîãäà, ó âàñ ãðóäíîé ðåáåíîê, íî íàäî âñå ýòî îòìûòü è âûâåçòè îñòàâøèåñÿ âåùè, îñîáåííî êíèãè, îò íèõ çàòõëûé çàïàõ. Èëè êëèíèíãîâóþ êîìïàíèþ âûçîâèòå, ÷òî ëè.

– Êîíå÷íî-êîíå÷íî, ìû â âûõîäíûå ïðèåäåì, ðåìîíò ñäåëàåì, âñ¸ âûêèíåì …- çàâåðèëà ìåíÿ Îëüãà.

×åðåç ÷àñ áûë íàìå÷åí ñëåäóþùèé âèçèò, óõîäèòü èç êâàðòèðû íå áûëî ñìûñëà, è ÿ ðåøèëà íàâåñòè õîòü êàêîå-òî ïîäîáèå ïîðÿäêà. Íà ïîäîêîííèêå âàëÿëèñü äîêóìåíòû íà èìÿ Ðàèñû Èâàíîâíû Ìåëü÷åíêî, 1920 ãîäà ðîæäåíèÿ, ÿ îòêðûëà ñòåííîé øêàô, ÷òîá óáðàòü èõ – à òàì êíèã äî ïîòîëêà, ïðè÷åì âñ¸ êàêèå-òî “Òåîðèè øàõìàòíûõ îêîí÷àíèé”, “Îøèáêè äåáþòîâ”, áèîãðàôèè âåëèêèõ øàõìàòèñòîâ…áîæå ìîé, è â âûõîäíûå âñå ýòî óëåòèò â ïîìîéêó! Øàõìàòû áûëè ìíå íåäîñòóïíû, ÿ íå âëàäåëà ñòðàòåãèåé èãðû è îò ýòîãî åùå áîëüøå óâàæàëà òåõ, êòî óìååò èãðàòü.

 ãîðîäå åñòü øàõìàòíàÿ øêîëà, ìîæåò, ïðåäëîæèòü èì? Âûéäÿ â èíòåðíåò ñ òåëåôîíà, íàøëà íîìåð øêîëû, ïîçâîíèëà, ïîïûòàëàñü îáúÿñíèòü, ÷òî êíèãè îñòàëèñü áåñõîçíûìè ïîñëå ÷åëîâåêà ñ ôàìèëèåé Ìåëü÷åíêî, î÷åíü æàëü, åñëè ïðîïàäóò…

-Äà, ïîìíèì, ñòàðåíüêèå òàêèå, ïðèõîäèëè, – ìîé ñîáåñåäíèê ïðîèçíåñ äëèííóþ íåìåöêóþ ôàìèëèþ, êîòîðàÿ òóò æå âûëåòåëà ó ìåíÿ èç ãîëîâû. – Ìû çàâòðà â îáåä ïðèåäåì çàáåðåì, åñëè Âàì óäîáíî.

-Òîëüêî êîðîáêè âîçüìèòå ïîáîëüøå, òóò î÷åíü ìíîãî êíèã.

Î÷åðåäíûå ïîòåíöèàëüíûå ïîêóïàòåëè ïðåäïîëîæèëè, ÷òî â êâàðòèðå äåðæàëè íåñêîëüêèõ ñîáàê. ß íå ñòàëà èõ ðàçóáåæäàòü è âåðíóëàñü â îôèñ.

Ìíå, êîíå÷íî, ïðèõîäèëîñü áûâàòü äî ýòîãî â ãðÿçíûõ çàáðîøåííûõ äîìàõ, íî îíè áûëè çàâåäîìî íàðêîìàíñêèìè è óãîëîâíûìè, à òóò ÷åëîâåê, îáëàäàâøèé íåìàëûì èíòåëëåêòîì, ïîëó÷àâøèé ïðèëè÷íóþ ïåíñèþ – êàê ìîæíî áûëî îïóñòèòüñÿ äî òàêîé óæàñíîé ñìåðòè? ß íå óäåðæàëàñü è ïîäåëèëàñü âïå÷àòëåíèÿìè ñ äðóãèìè ðèýëòîðàìè, îêàçàâøèìèñÿ íà ìåñòå.

– Ïðåäñòàâëÿåòå, ïîëíûé øêàô êíèã è âñå ïî øàõìàòàì.

– Êàê, ãîâîðèøü, ôàìèëèÿ? – ïåðåñïðîñèë îäèí àãåíò, íåìîëîäîé ìóæ÷èíà.

– Ôåëüäìàí…Âàëüäøòåéí… Íå çàïîìíèëà.

– Âåëüòìàíäåð, – ÷¸òêî ïðîèçí¸ñ îí. – Ïåðâûé ìàñòåð ñïîðòà ïî øàõìàòàì â ðåñïóáëèêå. È åäèíñòâåííûé, íàâåðíîå. ß ó íåãî çàíèìàëñÿ.

*

Øàõìàòèñòû çà êíèãàìè ïðèåõàëè âäâî¸ì, è, ïîêà îäèí ðàçáèðàë ôîòîãðàôèè è äîêóìåíòû, äðóãîé, ïîìîëîæå, ñêàçàë: “Âàì áû íå ïîïàñòü â íåïðèÿòíîå ïîëîæåíèå. Íàñëåäíèöà ýòà âîîáùå âåäü íåïîíÿòíî îòêóäà âçÿëàñü. Îíà èõ ãîëîäîì çàìîðèëà, äî÷ü ÷åðåç íåäåëþ ïîñëå åãî ïîõîðîí óìåðëà. Ìû è â ïðîêóðàòóðó ïèñàëè î âîçáóæäåíèè óãîëîâíîãî äåëà, ïîäïèñè ñîáèðàëè ïî ñîñåäÿì, äà ÷òî òîëêó.”

– Íî åìó âåäü ÷óòü íå 94 ãîäà áûëî, êîãäà îí óìåð, – âîçðàçèëà ÿ, ïåðåëèñòûâàÿ òîëñòóþ ïðåêðàñíî èçäàííóþ êíèãó “Ôîðìóëà âå÷íîé ìîëîäîñòè”, ëåæàâøóþ íà ïèñüìåííîì ñòîëå. – Ìîæåò, ïðîñòî âîçðàñò?

– Àãà, âîçðàñò. Îí âñ¸ êàê êîíü áåãàë, ÿ äóìàë, ìåíÿ ïåðåæèâåò.

– Òåïåðü óæ ó íîòàðèóñà âñ¸ îôîðìëåíî, âñå ñâèäåòåëüñòâà, íå èìååò çíà÷åíèÿ.

Îáñóäèâ åùå, ïî÷åìó îí íå ýìèãðèðîâàë, îíè çàáðàëè â òðè ïðèåìà êîðîáêè ñ êíèãàìè è ãðàìîòàìè íà èìÿ Èîãàííåñà Ãóãîâè÷à Âåëüòìàíäåðà è ïîïðîùàëèñü.

ß îñòàëàñü ñèäåòü â ïàðóñèíîâîì ñêëàäíîì êðåñëå ïîñðåäè îáëîìêîâ ÷óæîé æèçíè. Íàäî áûëî åõàòü ïîêàçûâàòü äðóãèå êâàðòèðû è çâîíèòü äðóãèì ëþäÿì. Âìåñòî ýòîãî ÿ ñèäåëà è äóìàëà. Êàê åñëè áû ìîÿ áàáóøêà, ïî÷òè ñâåðñòíèöà Âåëüòìàíäåðà, óìåðøàÿ â 79 ëåò, ïðîæèëà âñå ýòè ãîäû. ß òîæå ïðèåõàëà òîãäà èç äðóãîãî ãîðîäà îôîðìëÿòü íàñëåäñòâî, ïîçíàêîìèëàñü ñ áóäóùèì ìóæåì è îñòàëàñü. À èíà÷å? Êàê ñëîæèëàñü áû ìîÿ æèçíü? Áûëè áû ó ìåíÿ ýòè äåòè èëè äðóãèå – ñ äðóãèìè èìåíàìè? Êàê ñòðàííî ïðîíèêàòü â ãðÿäóùåå, êàê â ðàäèîàêòèâíûé êîíòåéíåð, íàîùóïü, ñ çàêðûòûìè ãëàçàìè óãàäûâàòü…

Ïåðåáèðàÿ ïîçäðàâèòåëüíûå îòêðûòêè 30-òèëåòíåé äàâíîñòè… æåíà Âåëüòìàíäåðà, Ðàèñà Ìåëü÷åíêî, òîæå áûëà øàõìàòèñòêîé, óìåðëà íåñêîëüêèìè ãîäàìè ðàíüøå…ñïðàâêó î ðåàáèëèòàöèè îòöà, Ãóãî Ãóãîâè÷à, çà 1956 ãîä, ïóòåâîäèòåëè ïî ãîðîäàì Ïðèáàëòèêè, êíèãè ïî êóëèíàðèè íà íåìåöêîì…

Ïàïêà èç ðûæåãî, áóäòî ïðîìàñëåííîãî êàðòîíà.  âåðõíåì óãëó íåçàïîëíåííûé ÿðëûê, ñëîâà ñ ÿòÿìè.  íåé äîâîåííîå ñåìåéíîå ôîòî: ìóæ, æåíà, äâà ìàëü÷èêà è æåíùèíà ïîñòàðøå. Åùå îäèí ñíèìîê íà ïàñïàðòó, ÷åðíîãëàçàÿ ãðóñòíàÿ ìîëîäàÿ åâðåéêà, íàäïèñü êàðàíäàøîì: “æåíà Ôðèäðèõà”. Áîëüøèå ôîòîãðàôèè ñòðîéêè, íà îáîðîòå – “Ïîñòðîéêà Äîìà Ñîâåòîâ Íàðâñêîãî ðàéîíà, 1931.”

Èñêàòü, îáðàùàòüñÿ â àðõèâû – íåâàæíî âñ¸ òåïåðü, êîãäà ëþäåé íåò è ðàçðóøåí ýòîò ìèðîê, â êîòîðûé âåñòî÷êè èç âíåøíåãî ìèðà äîõîäèëè òîëüêî â âèäå ãðàìîò ê þáèëåÿì. Çàïèñêè êàðàíäàøîì: ” Ïàïóëÿ!…”Äî÷åðè Èðèíå áûëî 64, îíà óìåðëà îò èíñóëüòà, ó íå¸ íèêîãäà íå áûëî äåòåé, îíà íå áûëà çàìóæåì.

Îáùàÿ òåòðàäü, ïîñëåäíåå, ÷òî áûëî â ïàïêå.

” Âåëüòìàíäåð. Ñòèõè. 1940-1941″

Ñòðàíèöû ñ âûöâåòøèìè ÷åðíèëàìè

“È âîò îïÿòü òåòðàäêà ïðåäî ìíîé

ëåæèò è ñìîòðèò áåëåíüêèì ïÿòíîì.

“Ãäå êàæäûé öâåò òàèò ìîþ ëþáîâü,

ãäå êàæäûé êëåí ìîè ïðèçíàíüÿ ñëûøèò.

“Áåç ñàïîã â íîñêàõ äûðÿâûõ,

 ãèìíàñòåðêå ñ âèäîì áðàâûì

Читайте также:  Польза от варенья из вишни

Ýòî äÿäÿ Ìîòÿ ïüÿíûé

Ðàçâàëèëñÿ íà äèâàíå.

Íèæå èëëþñòðàöèÿ è àâòîðñêèé âåðäèêò “ãëóïî, òóïî è íåîñòðîóìíî”

“Ê ðîäíûì êðàÿì ìîé ñòèõ, ëåòè,

Óçíàé ìîé äîì, ïðèâåò îòäàé

Íåâå ðîäèìîé ïî ïóòè.

“ß âñïîìèíàþ: â òèøèíå àëëåé

ìû øëè âäâîåì, íàì ïåëè ñîëîâüè.

“(24.12.1941)

Ìû ïîáåäèì! Âåäü íå âïåðâîé

 èñòîðèè ñòðàíû ðîäíîé

Íàðîä íàø èñïîëèí, ãåðîé

Ñ ãåðìàíöàìè âñòóïàåò â áîé.

“After kiss of belover… (3.8.1941)

ß ìåäëåííî èäó äîìîé,

Íî÷íîå íåáî íàäî ìíîé….

Îáëîæêà èç ãðóáîãî êàðòîíà ñ âêðàïëåíèÿìè îïèëîê, íà íåé â ðàìî÷êå:

Öåíà 55 êîï.

Ïðîäàæà ïî öåíå âûøå îáîçíà÷åííîé

êàðàåòñÿ ïî çàêîíó

Òèïîãðàôèÿ ôàáðèêè “Ãåðîé òðóäà”

Ñòèõè – ïðèçíàê íå òàëàíòà, íî áåñïîêîéíîé äóøè, öåííûå óæå òåì, ÷òî óöåëåëè – ñêîëüêî òàêèõ òåòðàäîê è âîñïåòûõ â íèõ ëþáîâåé ñãîðåëî â îãíå âîéíû – ñîòíè òûñÿ÷? Êàê ãîâîðèëà áàáóøêà, êîãäà ÿ ïåðåáèðàëà åå ñòàðûå, çàòåéëèâî îáðåçàííûå ôîòîãðàôèè, – “Êðàñèâûìè ìû íå áûëè, íî óæ ìîëîäûìè-òî áûëè!”

Ìåíÿ òàê è ïîäìûâàëî ïîçâîíèòü òîìó-êîãî-ëþáëþ, ñïðîñèòü, çíàêîìà ëè åìó ôàìèëèÿ Âåëüòìàíäåð, âåäü – âîò ñîâïàäåíèå – îí ìíîãî ëåò ðàáîòàåò òàì æå, ãäå âñþ æèçíü ïðîðàáîòàëà Èðèíà Èîãàííåñîâíà, äîëæåí áûë çàñòàòü. Íî ýòîò óìíûé ãîðäûé ìóæ÷èíà íå ðåàãèðîâàë íà ìîè – èçðåäêà – çâîíêè. ß âîîáùå íå âèäåëà åãî â ýòîì ãîäó, à óæå èþíü. Åãî äîì – êðàñèâûé, âûñîêèé, íîâûé – â ÷åòûðåõ êâàðòàëàõ îòñþäà, ÿ çàõîäèëà êàê-òî âî äâîð – ÷óæàÿ âñåëåííàÿ, ãäå ìíå íèêîãäà íå áûòü.

Âîðîõ ðàçíîöâåòíûõ ýìîöèé. Ñåðåáðèñòî-àëûå, ìíîãî ÷åðíûõ àòëàñíûõ ìàçêîâ è òåìíî-çåëåíûõ êîñûõ ñðåçîâ. Ëîñêóòêè, çîëîòèñòûå è æàðêî-ñèíèå. Çàïóòàåøüñÿ â íèõ. Ïëàòüå íå ñøèòü, íî øòîðû – îò ñîëíöà, îò âåòðà è øóìà. Ñêîëüçÿùèå, õîëîäíîâàòûå – åñëè äîëãî-äîëãî ñøèâàòü, äóìàÿ î íåì.

Íåæåëàííàÿ, êàê ðåáåíîê, ëþáîâü, ðîñêîøü, íå äîñòàâøàÿñÿ òåáå. Íèêîìó. Ñëó÷àéíàÿ êàê íàõîäêà. Êàê ÷üÿ-òî ïîòåðÿ. À ïîòîì íàøåëñÿ õîçÿèí, çàáðàë è ïàëü÷èêîì ïîãðîçèë. Ïî óøè â ñòûä. Ðåæóùàÿ ìûñëü, ÷òî ÿ íå òàì è íå ñ òåìè.

Ìîæåò, ïîðà ïåðåñòàòü ñòûäèòüñÿ ñâîåé ëþáâè, êàêàÿ áû îíà íè áûëà? Îáâèíÿòü ñåáÿ, åãî, ñòàâèòü ñòåíû, îòãîðàæèâàòüñÿ áåññìûñëåííîé ðàáîòîé. Êàê áóäòî ÿ íå èìåþ ïðàâà íà îãîð÷åíèÿ, íà ÷óâñòâî íåñ÷àñòüÿ.

Ìîæåò áûòü, ñ òî÷êè çðåíèÿ æèçíè, ðàâíîé âåêó, êàê ó Âåëüòìàíäåðà, æèçíè, êîòîðàÿ äîëüøå ëþáûõ âîéí è ýïîõ, âåäü íèêòî èç íàñ íå ñîáèðàåòñÿ óìèðàòü – ýòè ïîëãîäà íè÷åãî íå çíà÷àò?

*

Åñëè áû õëîïîòû øàõìàòíîé øêîëû âîçûìåëè óñïåõ, êîìó áû îòîøëà ýòà êâàðòèðà – ãîñóäàðñòâó? Ëþáîâíèöå êàêîãî-íèáóäü ÷èíîâíèêà? Íåóæåëè âîîáùå íå îñòàëîñü íèêàêèõ ðîäñòâåííèêîâ?  ñîöñåòÿõ ÿ íàøëà ÷åëîâåê ïÿòü îäíîôàìèëüöåâ èç ðàçíûõ ãîðîäîâ, îíè íå îòîçâàëèñü íà ìîè çàïðîñû. Ìåíüøå âñåãî õîòåëîñü ðàññïðàøèâàòü î Âåëüòìàíäåðàõ Îëüãó.

Âìåñòî ýòîãî ÿ êóïèëà ó íåå êîìîä (ñòàðøå ìåíÿ, áåç åäèíîé öàðàïèíû) è òàêîé æå ïîëèðîâàííûé ñòîë, îïðàâäûâàÿñü íîñòàëüãèåé – ìîë, ó íàñ äîìà â äåòñòâå áûëè òî÷íî òàêèå æå. Âûïðîñèëà êíèãè.

Ñïðîñèëà ïðî ñîñåäåé.

– Îé, îíè íàãîâîðÿò. Áîëåëè îíè îáà.

Ïîñòåïåííî îíè ñäåëàëè ìàëî-ìàëüñêèé ðåìîíò, ñîîòâåòñòâåííî ïîäíÿëè öåíó. Ìíå áûëî óæå íåèíòåðåñíî. ß óøëà èç àãåíòñòâà, óåõàëà èç ãîðîäà, â êîòîðîì íà òîðöåâîé ñòåíå øàõìàòíîé øêîëû áîëüøîé ðåêëàìíûé êîëëàæ. Åñòü òàì è ôîòî È.Ã. Âåëüòìàíäåðà. Íå òîãî íåñ÷àñòíîãî ñòàðèêà â ãðÿçíîé êâàðòèðå. Óâàæàåìîãî âñåìè øàõìàòèñòà â ðàñöâåòå ñèë, ÷üè äîñòèæåíèÿ ëåãêî íàéòè â Âèêèïåäèè.

Ìåæäó ñ÷àñòüåì è íåñ÷àñòüåì ðàçíèöà êàê ìåæäó ÷èñòûìè è íåìûòûìè ñò¸êëàìè. Âðîäå è ñâåò ïðîïóñêàåò, à âûìîåøü – áîæå ìîé, ñêîëüêî ñîëíöà!

Ó ìåíÿ åñòü äîì â òàåæíîì ïîñåëêå, ìîé çàïàñíîé àýðîäðîì, íåîáõîäèìàÿ âåùü, êîãäà ëåòàåøü è íåêîìó çà òåáÿ ìîëèòüñÿ. Äåðåâåíñêîé çèìîé ÿ äîáðàëàñü äî êíèã Âåëüòìàíäåðà – â ãîðîäå íåêîãäà ÷èòàòü.

Ñðåäè ñòðàíèö íàøëîñü çàÿâëåíèå ìàòåðè Èîãàííà Ãóãîâè÷à.

“ ÏàðòÊîìèññèþ Ëåí.Îáêîìà ÊÏÑÑ îò æåíû Âåëüòìàíäåðà Ãóãî Èâàíîâè÷à, ïåðñîíàëüíîãî ïåíñèîíåðà, Âåëüòìàíäåð Åíòà-Ëåÿ Âóëüôîâíû

Çàÿâëåíèå

 ñâÿçè ñ ïîëó÷åíèåì èçâåùåíèÿ î ðåàáèëèòàöèè ìîåãî ìóæà, Âåëüòìàíäåðà Ãóãî Èâàíîâè÷à, ïåðñîíàëüíîãî ïåíñèîíåðà, ïðîøó ðàññìîòðåòü âîïðîñ î âîññòàíîâëåíèè Ã.È. Âåëüòìàíäåðà â ðÿäû ÊÏÑÑ ïîñìåðòíî.

30/05-57 ã. Âåëüìàíäåð Å.Â.

Ïðè ñåì ïðèëàãàþ ñïðàâêó Âîåííîé êîëëåãèè Âåðõîâíîãî ñóäà Ñîþçà ÑÑÐ 20 àïðåëÿ 1957 ã. ¹ 4í-024067/56, Ñâèäåòåëüñòâî î áðàêå ¹ 131 Ñïðàâêó äîìîóïðàâëåíèÿ á/í î íàøåì ìåñòîæèòåëüñòâå â ã.Ëåíèíãðàäå, è ïîäðîáíîñòè åãî àðåñòà.

 1936 ãîäó íî÷üþ ðàçäàëñÿ çâîíîê â íàøó êâàðòèðó Íàáåðåæíàÿ Ðîøàëÿ 6 êâàð.29, òàê òîãäà íàçûâàëàñü Àäìèðàëòåéñêàÿ Íàá. Âîøåë ñîòðóäíèê ÍÊÂÄ è ïðåäëîæèë ìîåìó ìóæó Âåëüòìàíäåðó Ãóãî Èâàíîâè÷ó îäåòüñÿ è ïîéòè ñ íèì, îäíîâðåìåííî âçÿâ âñå åãî äîêóìåíòû. Ìîé ìóæ, ïðîùàÿñü ñ äåòüìè, ìàëü÷èêàìè 15-16 ëåò, ñêàçàë: “ß ñêîðî âåðíóñü, ÿ íå áûë íè÷åì çàïà÷êàí è íå áóäó çàïà÷êàí, ñëóøàéòåñü ìàìó”. ß ÷àñòî õîäèëà ê óïîëíîìî÷åííîìó, ÷òîáû âûÿñíèòü ÷òî-ëèáî î åãî äåëå, íî ìíå áûëî ñêàçàíî: “Âû íå çíàåòå è çíàòü Âàì íå íàäî”. ×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ (òî÷íî íå ïîìíþ, ñëèøêîì ìíîãî ïðîøëî âðåìåíè), êàê ìíå ïîìíèòñÿ, âå÷åðîì ìíå ïîçâîíèëè ïî òåëåôîíó è ñêàçàëè, ÷òîáû ÿ ïðèâåçëà ñâîåìó ìóæó ò¸ïëûå âåùè, òàê êàê åãî êóäà-òî îòïðàâëÿþò. Ñâèäàíèÿ ÿ ñ íèì íå èìåëà. ×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ ÿ ïîëó÷èëà îò íåãî ïèñüìî, è ÿ åìó ïîñëàëà îäíó ïîñûëêó, êîòîðàÿ êî ìíå âåðíóëàñü. Áîëüøå ÿ îò íåãî íè÷åãî íå ïîëó÷èëà è íè÷åãî î íåì íå çíàþ. Êîãäà ÿ îáðàòèëàñü ê óïîëíîìî÷åííîìó, èíòåðåñóÿñü åãî äåëîì, ìíå ñîîáùèëè, ÷òî îí îñóæä¸í íà 8-10 ëåò ïî 58 ñòàòüå.

 1937 ãîäó ìíå ÷åðåç äâîðíèêà áûëî ñîîáùåíî, ÷òî âìåñòå ñ äåòüìè äîëæíà ÿâèòüñÿ â ìèëèöèþ ñ äîêóìåíòàìè. Êîãäà ÿ ïðèøëà â ìèëèöèþ, ó ìåíÿ îòîáðàëè ïàñïîðò è äîêóìåíòû è ñêàçàëè, ÷òî â 5-10 äíåâíûé ñðîê ÿ äîëæíà áóäó ïîêèíóòü Ëåíèíãðàä, îáåùàÿ âûñëàòü äîêóìåíòû ê ìåñòó íàøåé âûñûëêè.

×åðåç íåñêîëüêî äíåé ïðèøåë óïîëíîìî÷åííûé ÍÊÂÄ, êîíôèñêîâàë âñå èìóùåñòâî çà èñêëþ÷åíèåì ìåëêèõ âåùåé è âðó÷èë ìíå áèëåòû íà ïîåçä, ïðèêàçàâ äâîðíèêó ïîìî÷ü íàì îòâåçòè áàãàæ. Ïî ïðèåçäå â Ñàðàïóë ìíå äàëè â ÍÊÂÄ ñïðàâêó î òîì, ÷òî ÿ íàõîæóñü â Àäìèíèñòðàòèâíîé âûñûëêå, ïî êîòîðîé ÿ õîäèëà ðàç â íåäåëþ èëè â äâå íåäåëè îòìå÷àòüñÿ, è ïîñëàëè íàñ íà ðàáîòó çà Êàìó íà ÌÒÁàçó, ãäå ÿ ðàáîòàëà ñ÷åòîâîäîì, ñòàðøèé ñûí ÷åðíîðàáî÷èì, à ìëàäøèé ñûí ïî÷òàëüîíîì.  1938 ãîäó, áóäó÷è íà ðàáîòå, çà ìíîé ïðèåõàëè äâà ñîòðóäíèêà ÍÊÂÄ è óâåçëè â òþðüìó, ãäå ÿ ïðîñèäåëà 2-3 ìåñÿöà. Ïîñëå íåñêîëüêèõ äîïðîñîâ ìåíÿ îñâîáîäèëè è ñîîáùèëè, ÷òî ïðè÷èíîé ìîåãî àðåñòà è âûñûëêè ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî ÿ áûëà æåíîé Ãóãî Èâàíîâè÷à Âåëüòìàíäåðà.

 Îòå÷åñòâåííóþ âîéíó ñòàðøèé ñûí ìîé Ãóãî Ãóãîâè÷ Âåëüòìàíäåð áûë íà ôðîíòå, êîíòóæåí, ðàíåí, âñòóïèâ â ïàðòèþ, áûë ïàðòîðãîì ðîòû â ÷èíå ñåðæàíòà. Èìååò äâå ìåäàëè çà áîåâûå çàñëóãè.  íàñòîÿùåå âðåìÿ, ïîñëå îêîí÷àíèÿ Êàðåëüñêîãî èíñòèòóòà çà âðåìÿ ïðåáûâàíèÿ â Ñàðàïóëå, ðàáîòàåò â ã. Êîòëà, Ýñòîíèÿ â êà÷åñòâå äèðåêòîðà øêîëû.Îêîí÷èë âûñøóþ ïàðòøêîëó â Òàëëèíå. Ìëàäøèé ñûí Èîãàíåñ Ãóãîâè÷, îêîí÷èâ â Êàçàíè ôèí.ýêîíîì. òåõíèêóì, ÿâëÿåòñÿ ìàñòåðîì ñïîðòà ÑÑÑÐ ïî øàõìàòàì è ðàáîòàåò òðåíåðîì, ïðîæèâàÿ â ã. Èæåâñêå, ãäå ñîâìåñòíî ñ íèì ïðîæèâàþ è ÿ”.

*

Âûñûëêà ñïàñëà èõ îò áëîêàäû, êàê ñòðàííî, ïðàâäà?

Âñ¸ ïûòàëàñü âñïîìíèòü, îòêóäà ìíå çíàêîìà Íàáåðåæíàÿ Ðîøàëÿ. Êàâåðèí, “Äâà êàïèòàíà”, äîì ñî ëüâàìè íà ïðîñïåêòå Ðîøàëÿ. Êàòàñòðîôà “Íîðä-Îñòà” è äîêòîð Ðîøàëü.

Âîëíà ïóáëèêàöèé íà÷àëà 90-õ î ðåïðåññèÿõ áëàãîïîëó÷íî ïåðåðîñëà â áåñêîíå÷íóþ ëóáî÷íóþ ñòèëèçàöèþ ñåðèàëîâ î òîì âðåìåíè – ñåé÷àñ, êîãäà íå îñòàëîñü íèêîãî, êòî ìîã áû îöåíèòü ïðàâäèâîñòü êàðòèíû. Áàáóøêà íå ÷èòàëà êíèã è íå ñìîòðåëà ôèëüìîâ î âîéíå, ãîâîðèëà, ÷òî âñå îíè ëæèâû.  êîíöå òðèäöàòûõ îíà áûëà ìîëîäîé ñóäü¸é, ïî äðóãóþ ñòîðîíó çàêîíà îò Âåëüòìàíäåðîâ.

Íî, êàæåòñÿ, ìû âñå çàëîæíèêè ñòðàíû.

Источник