В чем польза насекомых для детей

Конспект педагогического мероприятия с детьми
старшего дошкольного возраста
«Насекомые – польза и вред»
Приоритетная образовательная область: здоровье
Интеграция областей: здоровье, познание, коммуникация, художественное творчество, физкультура, музыка.
Цель: Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Обучающая задача: Дать детям элементарные знания о насекомых: сформировать понятие о том, что насекомые это маленькие животные, у которых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног, у многих есть крылья. Показать взаимосвязь существования в природе разных сообществ.
Развивающая задача: Развивать правильное поведение детей по отношению к насекомым.
Воспитательная задача: Воспитывать интерес к окружающему миру, нашим меньшим братьям и бережное отношение к ним.
Оборудование: панно «Луг», бабочки на гибких стержнях, загадки о насекомых, муляжи насекомых, зеркало, магнитофон, мультфильм «Муравьишка – хвастунишка».
Предшествующая работа: – коллективная аппликация “Луг”;
Ход мероприятия
Воспитатель стоит возле панно «Луг».
Ребята, какой красивый луг у нас получился. Так и хочется по нему прогуляться. А вы не хотите погулять на лугу вместе со мной? (ответы детей)
Давайте скажем волшебные слова, которые перенесут нас на луг.
«В волшебное зеркало я посмотрю, скажу 1,2,3 и на луг попаду».
Вот мы и попали на наш луг. Посмотрите как здесь красиво, а какие цветы вокруг!
Какие цветы растут на лугу? (ответы детей), где то тихо звучит музыка:
Послушайте мелодию Э. Грига “Утро”: она рассказывает о рождении цветка, на зеленом хрупком стебельке образовался бутон, в нем происходит таинственный процесс, цветок готовится расправить, тесно свернутые, лепестки, прихорашивается, прежде чем появится на свет (слушание музыкального фрагмента).
Воспитатель читает стихотворение и дети вместе с воспитателем имитируют прогулку по лесу:
Давай пройдемся медленно по лугу (ходьба по кругу)
И “здравствуй” скажем каждому цветку. (наклоны вперед)
Я должен над цветами наклониться (руки тянем к цветку)
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.( улыбаемся цветам)
Воспитатель: Посмотрите ребята, какие цветы на лугу красивые. Можно ли их рвать?
(ответы детей)
Главное назначение цветов – привлекать насекомых, на лугу их очень много. У меня на столе много разных насекомых (объемные мелкие игрушки, или предметные картинки лежат на столе), попробуйте их узнать и назовите.
(по мере отгадывания размещать на панно «Луг»):
(воспитатель загадывает детям загадки)
Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (пчела )
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (оса)
И еще одно насекомое очень похоже на них. Это шмель.
Что вы знаете про них? (ответы детей)
Давайте рассмотрим их: у каждого из них есть голова, грудь, брюшко, на голове имеются глаза (часто они занимают большую часть головы) и усики. На нижней стороне груди – три пары ног (6 ног). Сверху к груди прикреплены две пары крыльев. Пчелы и шмели собирают нектар и цветочную пыльцу и попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд – это лекарство от болезней. Надо помнить, что укус пчел очень болезнен, поэтому надо быть очень осторожными при встрече с этим насекомым. Еще более болезнен укус осы. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух и слепней.
А вот еще одна загадка:
Точка, точка, два крючочка – это лапки у жука,
два блестящих лепесточка раздвигаются слегка,
справа точка, слева – точка, в черных крапинках бока.
Отгадали?
Да, это божья коровка. Чем она отличается от пчелы, осы, шмеля? (ответы)
У нее есть жесткие крылья, они называются твердыми надкрыльями и прикрывают летательные. Божья коровка является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю. Божью коровку надо беречь.
Воспитатель: Как много насекомых мы рассмотрели, что даже немного устали. А вы знаете, что у насекомых есть своя зарядка от усталости. Ведь они тоже много трудятся.
Физминутка: «Веселые насекомые»
Прилетели на лужок Бабочки и пчелы.
Дружно сели все в кружок С песенкой веселой.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Зажужжали пчелки.
Ну, а бабочки кружат у зеленой елки.
Там паук расставил сети. Комары зудят в кустах.
Лучше песни нет на свете, Чем о пчелках и жуках!
Посмотрите, как много прилетело на луг разноцветных бабочек (показывает на установленные на гибких стержнях бабочек). Это тоже насекомые: яркие, красивые, они являются украшением природы и способствуют опылению растений.
Вы заметили, какой разноцветный у нас луг! Хочу сказать вам еще одну особенность – разные насекомые предпочитают разные цвета, так, пчелы, шмели и осы любят розовые, синие, фиолетовые цветки; мухам нравятся желтые, бабочкам – красные.
Знакомо ли вам это насекомое:
Не найдешь у нас пилы,
не рубили мы стволы,
не стучали топором,
а под елью вырос дом.
Про какой дом говорится в загадке? (ответы детей)
Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту.
Запомните ребята основные правила вашей безопасности, чтобы встреча с насекомыми не стала для вас бедой:
Правила поведения при встрече с насекомыми:
- Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить куда попало.
- Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.
- Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.
- Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.
Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.
А вы запомнили, какие цвета предпочитают разные насекомые? Давайте поиграем…
Игра:
Разделим детей на три подгруппы – пчелы, мухи, бабочки; на желтый цвет – летают мухи, на красный – бабочки, на фиолетовый – пчелы; при этом можно использовать музыкальное сопровождение – кассета с записью звуков луга.
Воспитатель: Сегодня вы узнали о некоторых насекомых, среди них есть полезные и есть вредные, поэтому при встрече с ними надо быть осторожными всегда, так как при встрече с человеком они защищаются.
Нам пора возвращаться. Давайте произнесем наши волшебные слова и мы вновь окажемся в группе.
Пока мы путешествовали по лугу, наши новые знакомые – насекомые прислали нам в подарок картинки со своими изображениями и предложили их нам разукрасить. Прежде чем мы пойдем рисовать запомните ребята самое главное:
В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы.
Дети уходят в зону художественного творчества и приступают к разукрашиванию картинок.
Валентина Казакова
Насекомые. Их польза и вред для человека и природы, их среда обитания.
МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 МО «Ахтубинского района»
Воспитатель: Казакова Валентина Сергеевна
Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему:
«Насекомые»
Цель: Познакомить детей с насекомыми, с их средой обитания. Рассказать детям о пользе насекомых и о вреде для человека и природы. Воспитать заботливое отношение к насекомым и природе.
Материал: Картинки с изображением насекомых, цветок – тюльпан.
Ход занятия:
Вос-ль: Ребята сейчас мы поиграем в игру «Назови цветок».
(дети по кругу передают тюльпан, называя цветы).
– Где растут эти цветы? (в поле, на лугу, в лесу, на клумбе)
– Кто всегда летает вокруг цветов? (бабочки, шмели, осы)
– Как назвать их одним словом? (насекомые)
– А теперь давайте расскажем про жука.
Физкульт. пауза
Я нашла себе жука
На большой ромашке. (руки вытянуть вперед)
Не хочу держать в руках
Пусть лежит в кармашке. (кладут в карман)
Ой, упал, упал мой жук, (наклоняются)
Нос испачкал пылью.
Улетел мой майский жук, (машут руками)
Зажужжали крылья.
(сели на стульчики)
– Рассматривают корточки, называя насекомых: бабочка, жук, оса и т. д.
– Назовите части тела насекомых? (тело можно разделить на 3 части: голова, грудь, брюшко, 6 ног, 2 глаза, 2 усика, 2 пары крыльев, у мух одна пара, ноги и крылья насекомых отходят от груди).
-Кто из них ползает? Летает? Прыгает?
– Кто из насекомых кусается? Жалится,а кто нет: да – оса, комар; нет – бабочка.
– Чем питаются насекомые?
(мошками, цветочным нектаром, травкой)
– Какие насекомые приносят пользу людям, а какие нет? (стрекозы едят мошек, комаров, пауки – мух, мухи – разносчиков микробов, гусеницы едят листья зеленые)
Физкульт.пауза: «Стрекоза».
Вот какая стрекоза – руки в стороны
Очень круглые глаза – круговые движения на уровне глаз.
Вертится, как вертолет – руки в стороны
Вправо, влево, назад, вперед – наклоны в стороны вперед, назад.
– Ребята, послушайте загадки и постарайтесь их отгадать.
1. Шевелились у цветка, все 4 лепестка
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (бабочка)
2. Прыгает пружинка – зеленая спинка
С травы на былинку, с ветки на тропинку. (кузнечик)
3. Целый день летает, всем надоедает
Ночь настанет, тогда перестанет. (муха)
4. На ромашку у ворот опустился вертолет
Золотистые глаза. Кто же это? (стрекоза)
5. Модница крылатая, платье полосатое
Ростом хоть и кроха, укусит – будит плохо. (оса)
6. Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи.
Дружно маленькие точки,
Строят дом себе на кочке. (муравьи)
– Ребята, послушайте, я вам расскажу легенду о муравьях.
Муравьи.
Когда-то муравьи были людьми. Они украли у крестьян их зерно и в наказание были превращены в муравьев. Но, став муравьями, они не изменили своим плохим привычкам и по прежнему тащат к себе в муравейник разные вещи.
Физкульт. пауза. «Кузнечики»
Поднимайте плечики (поднимают плечи)
Прыгайте, кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки)
Сели, посидели, (сесть)
Травушку покушали («кушают»)
Тишину послушали (повороты головы)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко (прыжки руки вверх).
– Какие насекомые жужжат?
(жуки, шмели, пчелы, мухи, стрекозы, осы)
– Какие пищат? (комары)
– Какие стрекочут? (кузнечики)
– Какой звук издает комар? (писк)
– А жук? (жужжание)
– А бабочка? (не издает звука)
Дыхательное упражнение «Бабочка».
В руках у детей бабочка, они держат ее за крылышко и дуют.
– Мы подуем высоко,
– Мы подуем низко,
– Мы подуем далеко,
– Мы подуем близко.
– Ребята, а как вы думаете, можно ли поймать бабочку, подержать ее в руке, а потом отпустить? (нет)
– Почему? (она может погибнуть от прикосновения рук человека, т. к. она маленькая, хрупкая)
– Да, ребята, надо к насекомым относится бережно, не ловить, не давить ногами, т. к. многие из них приносят пользу.
Дети из палочек выкладывают жука.
– Жук по зеленой травке ползет,
Дойдет до конца и упадет.
Анастасия Кириченко
Семейный проект «Зачем нужны насекомые?»
Над проектом работала вся наша семья я, муж и сын 4 лет с дочерью 11 лет
Вид проекта: долгосрочный проект с заданным результатом и элементами творчества.
Продолжительность проекта: 01.04.15-01.09.15г. 5 месяцев
Участники проекта: родители с детьми
Образовательная область: экологическое воспитание.
Объект исследования: насекомые
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей в процессе реализации образовательного проекта «Зачем нужны насекомые?».
Задачи проекта:
• формировать элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения;
• воспитывать бережное отношение к живому;
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• развивать коммуникативные навыки;
• формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат:
• знать и называть насекомых (бабочка, муравей, божья коровка);
• иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
• знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
• находить сходства и различия;
• владеть обобщающим понятием «насекомые»;
Методы исследования:
Наблюдение, описание, сравнение
Актуальность проблемы: С приходом весны все стремятся навести порядки в саду, во дворе, и часто встречают насекомых. И не знают, приносят они пользу или вред. С Митей мы решили провести ряд исследования, о насекомых. Реакция у ребёнка была неоднозначной. Одни вызвали радость и неподдельный интерес, другие – страх и брезгливость. Были и такие решения, чтобы уничтожить насекомых. В ходе исследования,возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Данный проект позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
План реализации проекта:
2. Беседы и чтение про насекомых
3. Наблюдения за насекомыми
4. «Уроки тётушки совы» рассмотрение мультфильма
5.Настольные игры: «Лото», «Божьи коровки», Д. и. «Насекомые»
6. Поделки Панно «Появление бабочки на свет»,
«Насекомые»
Методы исследования
Первый метод – это метод отлова-выпуска. Он заключается в том, чтобы собирать насекомых в ловушки каким-нибудь безвредным для них способом, и после изучения выпускают обратно в природу. Например, один из таких способов – установка ловчего цилиндра (ловушки Барбера) для изучения ползающих насекомых. Это так по-научному называется, а по-простому, им является обычная стеклянная банка (именно стеклянная, чтобы насекомое, попав в нее, не смогло бы вылезти назад по ее стенкам). Закапываем банку так, чтобы горлышко находилось на уровне земли, и в течении суток проверяем, кто туда попал.
Вот какие неосторожные букашки попались в нашу ловушку. Такая ловушка нам нравится тем, что в отличие от многих других (водных, липучих и т. п., насекомые в ней не погибают. После исследования их просто выпускаем на волю. Еще одна ловушка – световая.
Она нужна для “охоты” на ночных насекомых. Для этого используется любой белый материал (большой лист бумаги или просто натянутая вертикально простыня) и фонарик или лампа, освещающая его. Насекомые летят на свет и на белом фоне их можно прекрасно рассмотреть. Мы в качестве такой ловушки использовали беленную стену нашего домика. Когда стемнеет, надо включить лампу и ждать, кто прилетит на ее свет. Я уже как-то писала, что я насекомых боюсь ужасно. И еще одно дело разглядывать симпатичных божьих коровок, муравьев, а совсем другое дело встретиться лицом к лицу с ночными обитателями. А вот еще одно существо, словно бы вышедшее из моих кошмаров – мухоловка. Она не относится к насекомым – это огромная многоножка сантиметров 5-7 в длину. К счастью, мухоловка является совершенно безвредной для человека, по ночам она выползает на белые стены чтобы ловить мух.
Второй метод, с помощью сладкого приманивали насекомых.
Насекомые малы по размеру, но очень многочисленны и разнообразны. Трудно переоценить то влияние, которое они оказывают на биосферу Земли. Самый яркий и известный пример полезных насекомых – пчелы, которые собирают мед и при этом попутно опыляют растения. А как насчет остальных – муравьёв, божьих коровок, съедающих огромное количество зелени, полезность которой с первого взгляда заметить совсем не просто?
Зачем нужны насекомые? Муравьи
Весной, как только пригревает солнышко, начинают появляться первые весенние цветы и насекомые выходят из своих зимних домиков. Все представленные насекомые проходят 4 стадии развития.
Муравьи — одни из самых интересных насекомых Строение муравья 3 пары лапок, брюшко, грудь, голова, усики и сильные челюсти. Как уже видели на схеме №1 они проходят 4 стадии развития : Яйцо, личинка, куколка, взрослая особь.
Муравьи живут семьями в гнёздах, называемых муравейниками, которые устраивают в почве, древесине, под камнями; некоторые сооружают муравейники из мелких растительных частиц и т. п. Ряд видов приспособился к обитанию в жилищах человека. Некоторые виды ценятся за регулирование численности насекомых-вредителей, другие могут считаться вредителями.
Питаются преимущественно соком растений, падью тлей и других сосущих насекомых, в период кормления личинок — преимущественно насекомыми. Есть также виды, питающиеся семенами (муравьи-жнецы) и культивируемыми грибами (муравьи-листорезы).
Муравьи бывают разные, чаще всего мы подразделяем их на рыжие и черные, но одни приносят пользу плодовым и ягодным культурам, а другие нет. Хорошие помощники в саду рыжие лесные муравьи. Они настолько активные и умелые истребители вредных насекомых, что их жилища (конусообразные кучи) стали брать под охрану и расселять их умышленно, причем не только в лесу, но и в садах, на угодьях, примыкающих к ним, – в лесополосах и рощах.
Их помощь может быть очень существенна, в природе муравьи играют важную роль. Они рыхлят, перемешивают и удобряют почву, ускоряют процессы разложения мёртвой древесины, переносят семена растений и являются незаменимыми звеньями нескольких важных пищевых цепочек. Черные же садовые муравьи способны наоборот нанести немалый урон плодовым и ягодным растениям, причем не сами непосредственно, а расселяя на них своих любимых тлей.
Не разоряйте лесные муравейники!
Муравьи – лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
Божья коровка
Она относиться к типу членистоногие, классу насекомые, отряду жесткокрылые, семейству божьи коровки.
Хорошо известные благодаря своей яркой окраске и отсутствию боязни перед человеком. Большинству людей известна семиточечная божья коровка, но видовое разнообразие этих насекомых огромно.
Для них характерна очень маленькая голова, увеличенная головогрудь и округлое или слабовытянутое тельце с жесткими выпуклыми надкрыльями. Окраска большинства видов очень яркая — красная с черными точками. Подавляющее большинство божьих коровок — ненасытные хищники и лишь немногие виды растительноядные. Хищные божьи коровки чрезвычайно прожорливые и могут съесть за сутки до сотни мелких насекомых — тлей, паутинных клещей, червецов, белокрылок, причем они охотятся не только на взрослых особей, но также поедают их личинок и яйца. Изредка божьи коровки могут нападать даже на гусениц бабочек. Жертвы божьих коровок малоподвижны, поэтому охота на них сводится к простому поеданию жертвы.
Бабочка
Это одно из красивейших насекомых, которое напоминает нам о наступившей весне, и предстоящем долгожданном лете. Они как выше представленные обитатели садов и огородов, проходят 4 стадии развития.
Рассмотрели строение бабочки. У бабочки есть голова, туловище, крылья, покрытые чешуйками. Чешуйки преломляют свет, переливаясь как радуга, образуя красивый узор. Скажите ребенку, что бабочек нельзя ловить и трогать за крылышки. Можно стереть краску. На самом деле крылья у бабочек прозрачные, как у пчелы или мухи. А окраску придают чешуйки. Поэтому их называют чешуекрылые. Окраска очень разная. Мы это видим и в природе, и на картинках. Иногда окраска является защитной.
У бабочки есть усики и хоботок, свернутый в спираль. Когда бабочка садится на цветок, она разворачивает свой хоботок, опускает его внутрь цветка и пьет нектар. Если бабочка летает с цветка на цветок, она переносит пыльцу и на опыленных растениях будет больше семян. А теперь узнаем приносят они пользу или вред.
Среди бабочек есть виды гусеницы, которых в период массового размножения могут опустошить сады и огороды. Это капустница, репница, брюквенница, боярышница, моль.
Гусеницы бабочек, чьим кормовым растением служит какой-нибудь вид подчас оказываются самым эффективным средством борьбы с ним. Велика роль бабочек как опылителей растений.
Программа действий
1. Не разоряйте муравейники так как помощь муравьёв, может быть очень существенна, в природе они играют важную роль. Рыхлят, перемешивают и удобряют почву, ускоряют процессы разложения мёртвой древесины, переносят семена растений и являются незаменимыми звеньями нескольких важных пищевых цепочек.
2. Не давите жучков и паучков, они в природе то же играют не мало, важную роль, поедая сотнями вредителей.
3. Бабочек нельзя трогать за крылья и тем более их отрывать, они не смогут летать. Даже, таких, как моль и капустница, ведь ими питаются птицы.
Если мы с вами будем прилагать усилие в борьбе с насекомыми, то где мы можем нарушить цепочку в развитии. Какой – то вид может вымереть и попасть в красную книгу, будь то это птица или животное. В природе существует свой жизненный цикл отбора вредителей. Давайте будем бороться за сохранность живых видов, а не за их уничтожение.
Вывод
Были созданы все условия для развития познавательных и творческих способностей в процессе реализации образовательного проекта «Зачем нужны насекомые?».
А также у Мити сформировались элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, божьей коровке, их строении, способах передвижения; возникло понятие о бережном отношении к живому; получил простейшие навыки исследовательской деятельности. Знает и называет насекомых, имеет простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (летает, бегает, где и как зимуют насекомые. Получил большой опыт в знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растения. Узнали, чем они схожи, тем, что все насекомые проходят 4 стадии развития, имеют не которые особи крылья, и 3 пары лапок, а отличаются внешней факторам и средой обитания. Ребёнок овладел таким обобщающим понятием как «насекомые».
Работая над проектом, мы хотели его усовершенствовать и создали своими руками два материала, которые помогут остальным детям в познании окружающего мира, как они помогли нам.
Как мы изготавливали панно “Появление бабочки на свет”
вот,что у нас вышло
ещё к работе над проектом мы приготовили дидактическое пособие “Насекомы“