В чем польза молиться за других
О молитве за других людей. За всех ли можно молиться?
Эта подборка была сделана в качестве ответа на вопрос слушателей катехизических бесед. В своей основе она состоит из советов святых и священников. Возможно, она будет полезна и читателям блогов. Буду благодарен за дополнения и уточнения.
Кто мой ближний?
Можно условно разделить людей, о молитве за которых возникают смущения, на:
– незнакомых, за которых нас просят помолиться,
– людей, про которых мы знаем, что они атеисты или отпали от Церкви,
– усопших нераскаянными (крещёных, но отпавших от Церкви Божией),
– усопших атеистов, иноверцев и самоубийц.
Воля Бога о молитве за других людей
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. (Мф.5:44)
Молитесь за обижающих вас. (Лк.6:28)
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. (Лк.6:30-31)
Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков. (1Тим.2:1)
По чувству сострадания мы должны молиться за людей даже тогда, когда нас об этом никто и не просит. Скажем, увидели мы в церкви (в монастыре, на улице): кто-то сказал или сделал что-то нехорошее, неподобающее — мы должны помолиться об этом человеке Христу. Я не говорю, что нужно сразу начинать читать за него Псалтирь. Но хотя бы одну фразу сказать, хотя бы один вздох сердечный вознести: «Господи, помоги ему! Избави его от сетей вражиих, имиже веси судьбами устрой его спасение, и святыми его молитвами и меня окаянного помилуй!» И это уже будет молитва.
Ведь мы должны понять, что мы — сотелесники Христовы: как и Апостол говорит, что все мы — тело Христово (ср.: Рим.12:5). Потому нам нельзя оставаться безучастными к страданиям ближних, а нужно как-то им помогать — хотя бы молитвой (если нельзя помочь чем-то другим). Это — наш христианский долг.
За самого себя молиться нужда и беда убеждает, но за ближнего молиться убеждает любовь. Святитель Тихон (Задонский)
Если Церковь главным образом молится только за своих членов, то не излишне ли дерзновенно келейно молиться за тех, кто вне Церкви?
Если литургическая молитва не включает самоубийц, некрещеных, инославных, отпавших, то личная молитва не ограничена ничем.
Очевидно, что Евхаристия, как соединение с Богом, будет насилием над теми, кто Его отвергает своей жизнью.
Святитель Филарет Московский: Или, спросят, — не тщетна ли молитва за умерших во грехе? Ответствую: тщетна — за умерших во грехе смертном, смертью духовною, и в сем состоянии постигнутых смертью телесною, — за тех, которые внутренно отпали от духовного тела Церкви Христовой и от жизни по вере, своим неверием, нераскаянностью, решительным и конечным противлением благодати Божией.
Однако преподобный Силуан Афонский советует: Когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться, и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы.
Искушения в молитве
Искушения в молитве могут иметь своим источником:
– ревность не по разуму, взятие подвига сверх меры и без благословения;
– искушения падшими духами, желающими отвратить христианина от молитвы.
Если человек пленён падшими духами, то, молясь за него, мы вызываем их противодействие, ведь они уже считают его своей добычей; это подобно тому, как вырывать кость из пасти у пса. Несомненно, Бог значительно ограничивает силу падших Ангелов, но пугать нас они могут.
Если мы берём на себя подвиг молитвы за нераскаянного усопшего, то она требует усилий. «Молиться – кровь проливать» – говорили древние.
Для укрепления от нападения всяческих искушений и наваждений старайтесь советоваться со своим духовником. Любая молитва — это духовная война с тёмными силами, а на войну нужно идти, заручившись поддержкой Церкви и благословением священника.
Часто такие искушения отнюдь не бывают связаны с молитвой за кого-то. Зачастую мы сами себя искушаем: сами впадаем в какие-то страсти, а думаем, что это произошло потому, что мы за кого-то помолились.
Одна женщина молилась за своего усопшего отца, который скончался, будучи атеистом. Во сне он явился ей в страшном гневе и требовал прекратить молитву. История интересная, но возникает вопрос: кто явился женщине? Её отец или падший дух в облике её отца?
Любая искренняя молитва неугодна бесам, но бывают случаи, когда молитва неугодна и Богу. Например, молитва без рассуждения, когда человек считает себя способным вымолить кого-то или когда кто-то берёт подвиг молитвы, не живя христианской жизнью, или подвиг выше своих сил. Но бывают и иные случаи. Великий молитвенник афонский старец Ефрем Катунакский, ученик старца Иосифа Исихаста, подвизавшийся на Святой горе в XX столетии, признавался, что не мог молиться о своем брате-оккультисте, пока тот был жив, поскольку чувствовал каждый раз, что Господь его молитвы не приемлет, «наказывает» его за нее. Он только тогда возобновил молитвы о брате, когда тот отошел в мир иной и уже не мог творить тех беззаконий, которыми была наполнена его жизнь прежде.
Требуется рассуждение
Важна мера нашей молитвы. Одно дело – помянуть на утренней молитве, другое дело – брать сугубый подвиг «вымаливания» других, да ещё без благословения.
Молящийся должен осознавать, что своей молитвой он бросает вызов сатане. Без сугубой благодати Божией, Божьего покрова, исход этой борьбы будет плачевен. Эту благодать человек обретает христианской, церковной жизнью.
Отвечая на вопрос одного из своих учеников, преподобный Варсонофий Великий говорит, что будет достаточно, если тот, пообещав помолиться о ком-то, скажет однажды: «Господи, помилуй такого-то!» и воздохнет о нем от сердца. А большее, убеждает он этого инока, ему не по силам. Этот же совет можно, наверное, принять на свой счет и практически каждому из нас – и нам по силам немногое. Если говорить о чуть большем, то уместно поминать человека с той или иной степенью регулярности на своей обычной утренней или вечерней молитве – так же кратко, в ряду других людей, о которых мы молимся постоянно.
Чтобы молиться за конкретного человека с конкретной страстью (например, со страстью неверия или пьянства) — для этого нужно взять благословение у духовника, который нас знает и может дать совет, как нам подобает поступить в данном случае и как мы должны молиться. Тогда уже будет покрывать благодать благословения на это дело.
Мы обычно думаем, что мы кого-то вымаливаем. А ведь не мы вымаливаем этого человека, но Господь его спасает, как и нас. Распявшись за всех, Господь взял на Себя грехи всего мира. И потому не мы вымаливаем, не мы вытаскиваем, не мы этому человеку помогаем, а Христос помогает, извлекает его изо рва страстей и спасает. Мы же только — как соучастники Христовы в деле извлечения этой души. И если мы испытываем какое-то бесовское наваждение, то это по той причине, что Господь дает нам немножко ощутить это соучастие. И в этом — проявление нашей любви ко Христу и к человеку.
Но иногда, действительно, такое бывает. Особенно, когда идет однообразная жизнь в обычном порядке, и вдруг видишь, чувствуешь, что появилась какая-то брань особого рода. Тогда уже идешь, исповедуешься и спрашиваешь: «Как мне быть? Продолжать ли мне молиться за этого человека или оставить на время?» Но это не значит, что оставить совсем. Просто Господь показывает в данном случае: по твоей немощи, для твоего смирения, тебе надо знать, что ты еще сам подобострастен этому человеку. Хотя ты и молишься за него для избавления его от какой-то страсти, но, тем не менее, ты сам немощен и должен понять, что и его, и тебя спасает и несет на Своих плечах только Христос.
Преподобный Серафим Саровский говорил: «стяжи мир душевный, и вокруг тебя спасутся тысячи». Другими словами, помочь ближним мы можем лишь настолько, насколько мы уже помогли себе.
Не отнимет ли молитва за других силы молиться за себя?
Мнение о том, что, молясь за других, не хватит сил на себя, безосновательно. Молитва – это привлечение благодати Божией и тому, за кого молятся, и тому, кто молится.
Святитель Филарет Московский: «Не отрекайтесь от молитвы за других под предлогом опасения, что за себя умолить не можете, – опасайтесь, что о себе не умолите, если за других молиться не будете… Молитва о себе самих, взятая отдельно от молитвы за других, как плод духовного своекорыстия, не может составить чистой христианской добродетели».
Более того, говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «…молитва за других весьма полезна и самому молящемуся за других; она очищает сердце, утверждает веру и надежду на Бога и возгревает любовь к Богу и ближнему».
Молясь о своих ближних, мы не можем буквально говорить о том, что берем на себя их грехи, мы лишь своим молитвенным участием разделяем с ними, помогаем понести болезни, которые следуют за совершением всякого греховного поступка (не случайно в православии грех воспринимается не как преступления, но как болезнь).
Как молиться о незнакомых людях? Советы прп. Паисия Святогорца.
– Геронда, когда некоторые паломники оставляют нам записки для поминовения, а мы не знаем их нужд, то как нам за них молиться?
– Говорите: «Господи, помилуй рабов Твоих, нужды которых Ты Сам ведаешь».
– А когда, геронда, молимся о людях и не знаем, живы ли они или умерли?
– Говорите: «Господи Иисусе Христе, помилуй рабов Твоих».
– Иногда, геронда, я не помню имён людей, которые просят молитв.
– Если не помнишь имён, которые тебе дают, то молись в общем: о больных, о молодых, сбившихся с пути, и т.д. Вначале говори: «Помоги, Боже мой, сначала тем, кто больше нуждается в помощи», – а потом продолжай: «Господи Иисусе Христе, помилуй рабов Твоих».
Преподобный также советовал: «Ты, после того как немного помолишься о себе, потом вспоминай о бедствующем мире в целом, о тех, кто удалился от Бога, о почивших, которые не воспользовались временем, которое Бог им даровал, чтобы к Нему приблизиться, и теперь раскаиваются, но уже без пользы; и твори молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Так молишься и о себе, и о тех, кто просил тебя молиться, и обо всём мире».
Молитва о самоубийцах
Церковь, как богочеловеческий организм, не просто отказывается молиться за самоубийц, она не дерзает делать этого. «Мы не дерзаем молиться» – это означает, что люди не дерзают входить в какую-то запретную область.
Это подтверждает и практика. Один священник рассказал такой случай. Ему на отпевание привезли незнакомую девушку. При совершении чина, несмотря на то, что это было далеко не первое отпевание за время его служения, ему стало плохо, силы его оставили, пришлось даже выйти на свежий воздух. Через некоторое время он встретился со священником из другого храма, и неожиданно оказалось, что и у того случилось подобное при отпевании молодого человека. В результате небольшого расследования оказалось, что пара добровольно умертвила себя, но родственники скрыли это от Церкви.
Какую перемену совершает молитва в человеке, объясняет архимандрит Маркелл (Павук)
– Зачем нужна молитва? Можно ли молиться о других людях?
– Для того чтобы жило наше тело, нам необходимо питание, а чтобы жила наша душа, – молитва. Не случайно многие святые отцы говорят, что мир стоит молитвою. В современном обществе, которое относительно недавно освободилось из плена государственного атеизма, большинство людей, слава Богу, ощущает потребность в молитве. Если не все молитвенное правило, то, по крайней мере, молитву «Отче наш» многие знают наизусть и каждый день стараются читать.
– Достаточно ли этого?
– Молитве «Отче наш» научил Своих учеников и последователей Сам Господь. Ее текст приводится в Святом Евангелии. По сути, в немногих словах этой молитвы излагается все, что необходимо для нашего спасения. Но со временем возникло и множество других молитв, которые ныне печатаются в молитвословах и составляют утреннее и вечернее молитвенное правило.
– Зачем нужны эти дополнительные молитвы? Не лучше ли современному человеку, перегруженному тысячами дел, довольствоваться в своей жизни одной молитвой «Отче наш»?
– Возможно, что в раннехристианских общинах, где люди испытывали великое вдохновение от недавно пережитых евангельских событий, достаточно было чтения одной молитвы «Отче наш». По мере оскудения этого первого энтузиазма веры, когда в Церковь стало приходить много людей, не могущих сразу отказаться от своих прежних вредных привычек и страстей, появилась потребность в усилении молитвы. Оскудение веры уже наблюдал святой апостол Павел. О плачевном духовном состоянии некоторых римлян, коринфян, критян, греков он пишет в своих Посланиях. Поэтому апостол заповедовал всем непрестанно молиться.
– Разве это возможно? Ведь мы с большим трудом вычитываем даже короткое молитвенное правило, которое занимает у нас по времени, утром и вечером, не больше получаса, а у кого-то и меньше.
– Как свидетельствует опыт не только многих подвижников благочестия, но и простых верующих людей, это не только возможно, а и необходимо.
– Почему?
– Дело в том, что, согласно учению апостола Павла, человек трехсоставен. Он состоит из духа, который роднит его с Богом, души, дающей жизнь телу, и собственно тела, при помощи которого мы двигаемся и можем что-то делать. При творении человека Господь установил между этими частями строгую иерархию. Тело должно подчиняться душе, а душа – духу. Когда же человек забывает о Боге (что произошло и до сих пор происходит в результате грехопадения), то его дух начинает жить потребностями души, а душа – потребностями тела.
– Как это проявляется? Ведь большинство людей с виду такие добрые, воспитанные, порядочные, толерантные, многие имеют не одно, а несколько высших образований. Чего им еще не хватает?
– По мысли святителя Феофана Затворника, в результате грехопадения душа ниспала в плоть и человек стал плотским, самолюбивым, гордым, завистливым, похотливым. Телу для удовлетворения его потребности в пище и питии, продолжения рода нужно немного, но когда душа, которая постоянно в движении (приснодвижимая), ниспадает в плоть, то потребности тела возрастают до бесконечности. Человек может много есть и пить, даже из-за этого испытывать проблемы со здоровьем, а ему все мало и мало. Он не может вовремя остановиться. Также похоть плоти в нем может разжигаться не только для продолжения рода, а до безумия, когда человек перестает довольствоваться своей женой, но заводит себе еще любовниц. А ныне общество уже настолько низко нравственно опустилось, что даже противоестественные грехи хочет выдать за норму. И в целом можно наблюдать, что человек всю жизнь под давлением разных забот крутится как белка в колесе, но в результате остается с пустотой, которую никакие земные утешения не могут заполнить.
– Чтобы хоть немного остепениться, обрести подлинный смысл жизни, – для этого и нужна молитва?
– Да, молитва как раз помогает восстановить нарушенную грехом иерархию между духом, душой и телом. Возглас священника во время Божественной Литургии: «Горе имеем сердца» – все время напоминает нам об этом. То есть при помощи молитвы мы должны свою душу, средоточием которой является сердце, вознести вверх и соединиться с Богом. Если это происходит, тогда резко снижаются запросы тела. Человеку становится легко соблюдать пост, довольствоваться в пище малым. Монахи даже полностью отказываются от брачной жизни.
– Но человеку бывает очень непросто самому настроиться на молитву. Что делать?
– Чтобы было легче отвлечься от житейской суеты и настроиться на молитву, существует молитва соборная, в храме за богослужением. Любое самое сложное дело становится легким, когда мы чувствуем поддержку других людей. Так и в молитве, когда весь храм молится, тогда самый суетливый и неспокойный человек тоже успокаивается и настраивается на молитву.
– Если чувствуешь, что твоя молитва еще слишком слабая, надо ли просить близких молиться о тебе в трудную минуту?
– Обязательно. Мы становимся Церковью в подлинном смысле этого слова лишь тогда, когда молимся друг о друге. Когда же каждый думает только о себе, то даже при том, что такой человек ходит в храм, сомнительно, что он является членом Церкви Христовой. На Закарпатье заведено поминать вслух во время сугубой ектении всех стоящих в храме, а также их родственников, ближних и дальних. И хотя из-за этого продолжительность службы увеличивается почти на полчаса, люди этим не тяготятся, а наоборот, радуются, потому что чувствуют себя не одинокими, а членами великой Соборной Церкви.
– Существует такое расхожее в некоторых приходах поверие, что опасно молиться о других, ибо таким образом ты можешь взять на себя грехи тех людей. Это правда?
– Ни в коем случае. Церковь молится о всех. В первую очередь о тех, кто к ней принадлежит, а затем о мире всего мира. Нельзя лишь подавать записки на проскомидию с именами тех людей, которые не принадлежат Церкви. Но в домашних условиях или когда мы стоим на молитве в храме, то можем вспоминать всех людей, которых мы знаем, и верующих и неверующих, и православных и неправославных, и праведников и великих грешников. Если мы о далеких от Церкви людях не помолимся, чтобы Господь их просветил, наставил и помиловал, то кто о них помолится?
– Однако некоторые люди жалуются, что когда они начинают молиться о других, например, о своих пьяницах-соседях или безбожных начальниках, то у них возникают всякие личные проблемы. Как быть в такой ситуации?
– Да, лукавому духу очень не нравится, когда мы молимся о себе и о других людях, он старается нас всячески отвлекать от молитвы, а иногда даже запугивать (знаю, что по этой причине некоторые перестали ходить в храм или ушли в раскол); но ни в коем случае не надо обращать внимания на его немощные дерзости, нельзя при этом малодушествовать и трусить, ибо тогда сатана может полностью взять над нами власть. Надо, наоборот, усилить молитву о себе и о других людях.
Архимандрит Маркелл (Павук)
Беседовала Наталья Горошкова
Если вам понравился материал, ставьте, пожалуйста, палец вверх, подписывайтесь, рассказывайте друзьям — делитесь публикацией в социальных сетях!
Íåêîòîðûå õðèñòèàíå ñèëüíî áîÿòüñÿ ìîëèòüñÿ çà äðóãèõ ëþäåé. Ñòîèò ðàçîáðàòüñÿ â ÷åì çäåñü äåëî. Îíè âåðÿò, ÷òî ãðåõè òåõ ëþäåé ïåðåéäóò íà íèõ. Èëè, ÷òî áåñû áóäóò ìñòèòü çà òåõ ëþäåé. Òàê ëè ýòî? Ïîæàëóé, ÷àñòè÷íî â ýòîì è åñòü ïðàâäà. Íàïðèìåð, åñëè õðèñòèàíèí ïî ãîðäîñòè, òùåñëàâèþ èëè ñàìîìíåíèþ, íà÷íåò ìîëèòüñÿ çà âñåõ ïîäðÿä è ÷èòàòü çà íèõ Ïñàëòûðü è Åâàíãåëèå, òî î÷åíü âåðîÿòíî, ÷òî áåñû åìó áóäóò ñèëüíî ìñòèòü è äàæå ìîãóò äîâåñòè äî ïîãèáåëè è ñàìîóáèéñòâà. Äåëî â òîì, ÷òî ÷åëîâåê ñ÷èòàåò, ÷òî åãî ìîëèòâà ñàìà ïî ñåáå ïîìîãàåò äðóãèì, à íå Áîã!  ýòîì áîëüøàÿ ïðîáëåìà. ×åëîâåê æå ãîðäûé è íå ìîæåò ïîíÿòü, ÷òî ïîìîãàåò ëþäÿì íå îí è íå åãî ìîëèòâà, à òîëüêî Ãîñïîäü è òî, åñëè çàõî÷åò. Äàâàéòå ñåé÷àñ ïðîñëåäèì, ÷òî îá ýòîì ãîâîðèò Ñâÿùåííîå Ïèñàíèå è ñâÿòûå îòöû.
Áèáëèÿ
À ß ãîâîðþ âàì: ëþáèòå âðàãîâ âàøèõ, áëàãîñëîâëÿéòå ïðîêëèíàþùèõ âàñ, áëàãîòâîðèòå íåíàâèäÿùèì âàñ è ìîëèòåñü çà îáèæàþùèõ âàñ è ãîíÿùèõ âàñ (Ìô.5:44).
Ìîëèòåñü çà îáèæàþùèõ âàñ (Ëê.6:28).
È êàê õîòèòå, ÷òîáû ñ âàìè ïîñòóïàëè ëþäè, òàê è âû ïîñòóïàéòå ñ íèìè. (Ëê.6:30-31)
Ïðåæäå âñåãî ïðîøó ñîâåðøàòü ìîëèòâû, ïðîøåíèÿ, ìîëåíèÿ, áëàãîäàðåíèÿ çà âñåõ ÷åëîâåêîâ (1Òèì.2:1).
Ñâÿòûå îòöû
“Çà ñàìîãî ñåáÿ ìîëèòüñÿ íóæäà è áåäà óáåæäàåò, íî çà áëèæíåãî ìîëèòüñÿ óáåæäàåò ëþáîâü”. Ñâÿòèòåëü Òèõîí (Çàäîíñêèé).
Ïðåïîäîáíûé Ñèëóàí Àôîíñêèé ñîâåòóåò: “Êîãäà õî÷åò Ãîñïîäü êîãî-íèáóäü ïîìèëîâàòü, òî âíóøàåò äðóãèì æåëàíèå çà íåãî ìîëèòüñÿ, è ïîìîãàåò â ýòîé ìîëèòâå. Ïîýòîìó äîëæíî çíàòü, ÷òî êîãäà ïðèõîäèò æåëàíèå ìîëèòüñÿ çà êîãî-ëèáî, òî ýòî çíà÷èò, ÷òî Ñàì Ãîñïîäü õî÷åò ïîìèëîâàòü òó äóøó è ìèëîñòèâî ñëóøàåò òâîè ìîëèòâû”.
Ñâÿòèòåëü Ôèëàðåò Ìîñêîâñêèé: «Íå îòðåêàéòåñü îò ìîëèòâû çà äðóãèõ ïîä ïðåäëîãîì îïàñåíèÿ, ÷òî çà ñåáÿ óìîëèòü íå ìîæåòå, – îïàñàéòåñü, ÷òî î ñåáå íå óìîëèòå, åñëè çà äðóãèõ ìîëèòüñÿ íå áóäåòå… Ìîëèòâà î ñåáå ñàìèõ, âçÿòàÿ îòäåëüíî îò ìîëèòâû çà äðóãèõ, êàê ïëîä äóõîâíîãî ñâîåêîðûñòèÿ, íå ìîæåò ñîñòàâèòü ÷èñòîé õðèñòèàíñêîé äîáðîäåòåëè».
Áîëåå òîãî, ãîâîðèë ñâÿòîé ïðàâåäíûé Èîàíí Êðîíøòàäòñêèé: « ìîëèòâà çà äðóãèõ âåñüìà ïîëåçíà è ñàìîìó ìîëÿùåìóñÿ çà äðóãèõ; îíà î÷èùàåò ñåðäöå, óòâåðæäàåò âåðó è íàäåæäó íà Áîãà è âîçãðåâàåò ëþáîâü ê Áîãó è áëèæíåìó».
Ñîâåòû ïðåï. Ïàèñèÿ Ñâÿòîãîðöà êàê ìîëèòüñÿ î íåçíàêîìûõ ëþäÿõ
Ãåðîíäà, êîãäà íåêîòîðûå ïàëîìíèêè îñòàâëÿþò íàì çàïèñêè äëÿ ïîìèíîâåíèÿ, à ìû íå çíàåì èõ íóæä, òî êàê íàì çà íèõ ìîëèòüñÿ?
Ãîâîðèòå: «Ãîñïîäè, ïîìèëóé ðàáîâ Òâîèõ, íóæäû êîòîðûõ Òû Ñàì âåäàåøü».
À êîãäà, ãåðîíäà, ìîëèìñÿ î ëþäÿõ è íå çíàåì, æèâû ëè îíè èëè óìåðëè?
Ãîâîðèòå: «Ãîñïîäè Èèñóñå Õðèñòå, ïîìèëóé ðàáîâ Òâîèõ».
Èíîãäà, ãåðîíäà, ÿ íå ïîìíþ èì¸í ëþäåé, êîòîðûå ïðîñÿò ìîëèòâ.
Åñëè íå ïîìíèøü èì¸í, êîòîðûå òåáå äàþò, òî ìîëèñü â îáùåì: î áîëüíûõ, î ìîëîäûõ, ñáèâøèõñÿ ñ ïóòè, è ò.ä. Âíà÷àëå ãîâîðè: «Ïîìîãè, Áîæå ìîé, ñíà÷àëà òåì, êòî áîëüøå íóæäàåòñÿ â ïîìîùè», à ïîòîì ïðîäîëæàé: «Ãîñïîäè Èèñóñå Õðèñòå, ïîìèëóé ðàáîâ Òâîèõ».
Ïðåïîäîáíûé òàêæå ñîâåòîâàë: «Òû, ïîñëå òîãî êàê íåìíîãî ïîìîëèøüñÿ î ñåáå, ïîòîì âñïîìèíàé î áåäñòâóþùåì ìèðå â öåëîì, î òåõ, êòî óäàëèëñÿ îò Áîãà, î ïî÷èâøèõ, êîòîðûå íå âîñïîëüçîâàëèñü âðåìåíåì, êîòîðîå Áîã èì äàðîâàë, ÷òîáû ê Íåìó ïðèáëèçèòüñÿ, è òåïåðü ðàñêàèâàþòñÿ, íî óæå áåç ïîëüçû; è òâîðè ìîëèòâó: «Ãîñïîäè Èèñóñå Õðèñòå, Ñûíå Áîæèé, ïîìèëóé íàñ». Òàê ìîëèøüñÿ è î ñåáå, è î òåõ, êòî ïðîñèë òåáÿ ìîëèòüñÿ, è îáî âñ¸ì ìèðå».
È âñå æå, åñòü ëè êàêèå-òî îãðàíè÷åíèÿ äëÿ ìîëèòâû çà ëþäåé? Äà, åñòü è íóæíî òåïåðü ñêàçàòü î íèõ.  ñâîåì Åâàíãåëèè ñâ. àïîñòîë Èîàíí Ãîâîðèò:
“Åñëè êòî âèäèò áðàòà ñâîåãî ñîãðåøàþùåãî ãðåõîì íå ê ñìåðòè, òî ïóñòü ìîëèòñÿ, è Áîã äàñò åìó æèçíü, òî åñòü ñîãðåøàþùåìó ãðåõîì íå ê ñìåðòè. Åñòü ãðåõ ê ñìåðòè: íå î òîì ãîâîðþ, ÷òîáû îí ìîëèëñÿ” 1Èí.5:16.
Åïèñêîï Ìèõàèë (Ëóçèí), òîëêóÿ ýòî ìåñòî, ðàçúÿñíÿåò:
“Ñêàçàâ â ïðåäûäóùèõ ñòèõàõ î ñèëå ìîëèòâû âåðóþùåãî âî Õðèñòà âîîáùå, â ðàññìàòðèâàåìûõ ñòèõàõ àïîñòîë ãîâîðèò î ìîëèòâå âåðóþùåãî íå çà ñåáÿ ñàìîãî, à çà áðàòà!, òî åñòü âñÿêîãî áëèæíåãî, áðàòà âî Õðèñòå (1 Êîð. 5:11), ðàçëè÷àÿ ñîãðåøàþùåãî ãðåõîì íå ê ñìåðòè è ãðåõîì ê ñìåðòè. Ñâÿçü ýòèõ ñòèõîâ ñ ïðåäûäóùèì áëàæåííûé Ôåîôèëàêò íàâîäèò òàêóþ: «ñêàçàâ, ÷òî Áîã èñïîëíÿåò ïðîøåíèÿ íàøè, ñîãëàñíûå ñ Åãî âîëåþ, àïîñòîë òåïåðü ÿñíî âûñêàçûâàåò æåëàíèå ñâîå î òîì, ÷åãî áû ìû ïðîñèëè ïî âîëå Áîæèåé. È êàê îí ìíîãî, ïî÷òè ÷ðåç âñå ïîñëàíèå, ãîâîðèë î ëþáâè ê áðàòó è î òîì, ÷òî Áîã æåëàåò, ÷òîáû ìû ñîáëþäàëè ëþáîâü ê áðàòó íåëèöåìåðíî, òî òåïåðü îäíèì èç æåëàíèé Åãî è ñàìûì ëó÷øèì íàçûâàåò òî, ÷òî êîãäà êòî âèäèò áðàòà ñâîåãî, ñîãðåøàþùåãî ãðåõîì íåñìåðòíûì, òî ïóñòü ïðîñèò». ×òî çíà÷èò ãðåõ íå ê ñìåðòè è ãðåõ ê ñìåðòè? Ãîñïîäü ãîâîðèò, ÷òî âñÿêèé ãðåõ è õóëà îòïóñòèòñÿ, èëè ïðîñòèòñÿ, ëþäÿì, íî õóëà íà Äóõà Ñâÿòîãî íå îòïóñòèòñÿ ëþäÿì íè â ñåì âåêå, íè â áóäóùåì (Ìô. 12:3132; ñì. ïðèì.). Íåñîìíåííî, ÷òî ýòî ðàçëè÷åíèå ãðåõîâ ê ñìåðòè è íå ê ñìåðòè èìååò â âèäó â ðàññìàòðèâàåìîì ìåñòå àïîñòîë. Ãðåõ íå ê ñìåðòè ýòî âñÿêèé ãðåõ ÷åëîâåêà, êîòîðûé ïðîèñõîäèò îò îáùåé ñëàáîñòè ÷åëîâå÷åñêîé (1 Èí. 1:8; Èàê. 3:2 è ïðèì.), ãðåõ, î÷èùàåìûé èñêðåííèì ïîêàÿíèåì è ñåðäå÷íûì ñîêðóøåíèåì è ïîòîìó íå ïîäâåðãàþùèé ãðåøíèêà ñìåðòè äóõîâíîé (ñð. 1 Èí. 3:14). Ãðåõ ê ñìåðòè, èëè ñìåðòíûé ãðåõ, ýòî ãðåõ òÿæêèé, äåëàÿ êîòîðûé ÷åëîâåê äåëàåòñÿ íåñïîñîáíûì ê ðàñêàÿíèþ. Ýòî ãðåõè õóëû ïðîòèâ Äóõà Ñâÿòîãî, êàêîâû ãðåõè: óïîðíîå íåâåðèå â äîçíàííóþ õðèñòèàíñêóþ èñòèíó; óïîðíîå îòñòóïíè÷åñòâî îò âåðû, íå ïðèíèìàþùåå íèêàêîãî âðàçóìëåíèÿ; îæåñòî÷åííîå çàêîñíåíèå â ïàãóáíûõ åðåòè÷åñêèõ çàáëóæäåíèÿõ è òÿæêèõ íåðàñêàÿííûõ ãðåõàõ (ñì. ïðèì. ê Ìô. 12:3132; ñð. Åâð. 10:26). Ñóäÿ ïî òîìó, ÷òî àïîñòîë ãîâîðèò î ãðåõàõ ê ñìåðòè è ãðåõàõ íå ê ñìåðòè áåç âñÿêîãî îáúÿñíåíèÿ è óêàçàíèÿ íà íèõ, ìîæíî ïîëàãàòü, ÷òî àïîñòîëó è ÷èòàòåëÿì åãî ïîñëàíèÿ ýòè âûðàæåíèÿ áûëè ïîíÿòíû, ìîæåò áûòü, óïîòðåáëÿëèñü êàê òåõíè÷åñêèå òåðìèíû, î ÷åì ñâèäåòåëüñòâóåò è äàëüíåéøàÿ ðå÷ü. Î ãðåõå íå ê ñìåðòè ïóñòü âåðóþùèé ìîëèòñÿ çà áðàòà, ÷òîáû Áîã ïî ìèëîñòè Ñâîåé äàðîâàë ñîãðåøàþùåìó ïðèíåñòü èñêðåííåå ïîêàÿíèå, ïðîñòèë åãî è äàðîâàë åìó æèçíü, òî åñòü âîññòàíîâèë åãî äóõîâíóþ æèçíü, îñëàáëåííóþ èëè ïîäàâëåííóþ ãðåõîì. Îòíîñèòåëüíî ãðåõà ê ñìåðòè àïîñòîë íå äàåò òàêîãî íàñòàâëåíèÿ î ìîëèòâå, êàê îòíîñèòåëüíî ãðåõà íå ê ñìåðòè. Íå çàïðåùàåò, îäíàêî æ, ïîëîæèòåëüíî ìîëèòüñÿ çà òàêîâîãî àïîñòîë, íî è ïîâåëåíèÿ íå äàåò. Ïî-âèäèìîìó, àïîñòîë ïîêàçûâàåò òîëüêî, ÷òî îí íå ìîæåò óâåðÿòü è áûòü óâåðåííûì â ñèëå ìîëèòâû çà áëèæíåãî, ñîãðåøàþùåãî ñìåðòíûì ãðåõîì, ÷òî óñïåõó òàêîâîé ìîëèòâû ïðîòèâîäåéñòâóåò íåâåðèå, óïîðñòâî, îæåñòî÷åíèå è çàêîñíåíèå â çàáëóæäåíèÿõ è ïîðîêàõ ñîãðåøàþùåãî òàê. Òàêèì íåðàñêàÿííûì ãðåøíèêàì ãðåõ èõ íå ïðîñòèòñÿ íè â ñåì âåêå, íè â áóäóùåì, õîòÿ âåðóþùèé ìîæåò ìîëèòüñÿ çà íèõ”.
Ìîëèòâà î ñàìîóáèéöàõ
Öåðêîâü, êàê áîãî÷åëîâå÷åñêèé îðãàíèçì, íå ïðîñòî îòêàçûâàåòñÿ ìîëèòüñÿ çà ñàìîóáèéö, îíà íå äåðçàåò äåëàòü ýòîãî. «Ìû íå äåðçàåì ìîëèòüñÿ» – ýòî îçíà÷àåò, ÷òî ëþäè íå äåðçàþò âõîäèòü â êàêóþ-òî çàïðåòíóþ îáëàñòü.
Ýòî ïîäòâåðæäàåò è ïðàêòèêà. Îäèí ñâÿùåííèê ðàññêàçàë òàêîé ñëó÷àé. Åìó íà îòïåâàíèå ïðèâåçëè íåçíàêîìóþ äåâóøêó. Ïðè ñîâåðøåíèè ÷èíà, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ýòî áûëî äàëåêî íå ïåðâîå îòïåâàíèå çà âðåìÿ åãî ñëóæåíèÿ, åìó ñòàëî ïëîõî, ñèëû åãî îñòàâèëè, ïðèøëîñü äàæå âûéòè íà ñâåæèé âîçäóõ. ×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ îí âñòðåòèëñÿ ñî ñâÿùåííèêîì èç äðóãîãî õðàìà, è íåîæèäàííî îêàçàëîñü, ÷òî è ó òîãî ñëó÷èëîñü ïîäîáíîå ïðè îòïåâàíèè ìîëîäîãî ÷åëîâåêà.  ðåçóëüòàòå íåáîëüøîãî ðàññëåäîâàíèÿ îêàçàëîñü, ÷òî ïàðà äîáðîâîëüíî óìåðòâèëà ñåáÿ, íî ðîäñòâåííèêè ñêðûëè ýòî îò Öåðêâè.
Åñëè Öåðêîâü ìîëèòñÿ òîëüêî çà ñâîèõ ÷ëåíîâ, òî íå èçëèøíå ëè äåðçíîâåííî êåëåéíî ìîëèòüñÿ çà òåõ, êòî âíå Öåðêâè?
Åñëè ëèòóðãè÷åñêàÿ ìîëèòâà íå âêëþ÷àåò ñàìîóáèéö, íåêðåùåíûõ, èíîñëàâíûõ, îòïàâøèõ, òî ëè÷íàÿ ìîëèòâà íå îãðàíè÷åíà íè÷åì. Î÷åâèäíî, ÷òî Åâõàðèñòèÿ, êàê ñîåäèíåíèå ñ Áîãîì, áóäåò íàñèëèåì íàä òåìè, êòî Åãî îòâåðãàåò ñâîåé æèçíüþ.
Íåìíîãî îá èñêóøåíèÿõ â ìîëèòâå
Èñêóøåíèÿ â ìîëèòâå ìîãóò èìåòü ñâîèì èñòî÷íèêîì:
– ðåâíîñòü íå ïî ðàçóìó, âçÿòèå ïîäâèãà ñâåðõ ìåðû è áåç áëàãîñëîâåíèÿ;
– èñêóøåíèÿ ïàäøèìè äóõàìè, æåëàþùèìè îòâðàòèòü õðèñòèàíèíà îò ìîëèòâû.
Åñëè ÷åëîâåê ïëåí¸í ïàäøèìè äóõàìè, òî, ìîëÿñü çà íåãî, ìû âûçûâàåì èõ ïðîòèâîäåéñòâèå, âåäü îíè óæå ñ÷èòàþò åãî ñâîåé äîáû÷åé; ýòî ïîäîáíî òîìó, êàê âûðûâàòü êîñòü èç ïàñòè ó ïñà. Íåñîìíåííî, Áîã çíà÷èòåëüíî îãðàíè÷èâàåò ñèëó ïàäøèõ Àíãåëîâ, íî ïóãàòü íàñ îíè ìîãóò.
Åñëè ìû áåð¸ì íà ñåáÿ ïîäâèã ìîëèòâû çà íåðàñêàÿííîãî óñîïøåãî, òî îíà òðåáóåò óñèëèé. «Ìîëèòüñÿ êðîâü ïðîëèâàòü» – ãîâîðèëè äðåâíèå.
Äëÿ óêðåïëåíèÿ îò íàïàäåíèÿ âñÿ÷åñêèõ èñêóøåíèé è íàâàæäåíèé ñòàðàéòåñü ñîâåòîâàòüñÿ ñî ñâîèì äóõîâíèêîì. Ëþáàÿ ìîëèòâà ýòî äóõîâíàÿ âîéíà ñ ò¸ìíûìè ñèëàìè, à íà âîéíó íóæíî èäòè, çàðó÷èâøèñü ïîääåðæêîé Öåðêâè è áëàãîñëîâåíèåì ñâÿùåííèêà.
×àñòî òàêèå èñêóøåíèÿ îòíþäü íå áûâàþò ñâÿçàíû ñ ìîëèòâîé çà êîãî-òî. Çà÷àñòóþ ìû ñàìè ñåáÿ èñêóøàåì: ñàìè âïàäàåì â êàêèå-òî ñòðàñòè, à äóìàåì, ÷òî ýòî ïðîèçîøëî ïîòîìó, ÷òî ìû çà êîãî-òî ïîìîëèëèñü.
Îäíà æåíùèíà ìîëèëàñü çà ñâîåãî óñîïøåãî îòöà, êîòîðûé ñêîí÷àëñÿ, áóäó÷è àòåèñòîì. Âî ñíå îí ÿâèëñÿ åé â ñòðàøíîì ãíåâå è òðåáîâàë ïðåêðàòèòü ìîëèòâó. Èñòîðèÿ èíòåðåñíàÿ, íî âîçíèêàåò âîïðîñ: êòî ÿâèëñÿ æåíùèíå? Ÿ îòåö èëè ïàäøèé äóõ â îáëèêå å¸ îòöà?
Ëþáàÿ èñêðåííÿÿ ìîëèòâà íåóãîäíà áåñàì, íî áûâàþò ñëó÷àè, êîãäà ìîëèòâà íåóãîäíà è Áîãó. Íàïðèìåð, ìîëèòâà áåç ðàññóæäåíèÿ, êîãäà ÷åëîâåê ñ÷èòàåò ñåáÿ ñïîñîáíûì âûìîëèòü êîãî-òî èëè êîãäà êòî-òî áåð¸ò ïîäâèã ìîëèòâû, íå æèâÿ õðèñòèàíñêîé æèçíüþ, èëè ïîäâèã âûøå ñâîèõ ñèë. Íî áûâàþò è èíûå ñëó÷àè. Âåëèêèé ìîëèòâåííèê àôîíñêèé ñòàðåö Åôðåì Êàòóíàêñêèé, ó÷åíèê ñòàðöà Èîñèôà Èñèõàñòà, ïîäâèçàâøèéñÿ íà Ñâÿòîé ãîðå â XX ñòîëåòèè, ïðèçíàâàëñÿ, ÷òî íå ìîã ìîëèòüñÿ î ñâîåì áðàòå-îêêóëüòèñòå, ïîêà òîò áûë æèâ, ïîñêîëüêó ÷óâñòâîâàë êàæäûé ðàç, ÷òî Ãîñïîäü åãî ìîëèòâû íå ïðèåìëåò, «íàêàçûâàåò» åãî çà íåå. Îí òîëüêî òîãäà âîçîáíîâèë ìîëèòâû î áðàòå, êîãäà òîò îòîøåë â ìèð èíîé è óæå íå ìîã òâîðèòü òåõ áåççàêîíèé, êîòîðûìè áûëà íàïîëíåíà åãî æèçíü ïðåæäå.
Òðåáóåòñÿ ëè ðàññóæäåíèå â ìîëèòâå? Êîíå÷íî, äà.
Âàæíà ìåðà íàøåé ìîëèòâû. Îäíî äåëî – ïîìÿíóòü íà óòðåííåé ìîëèòâå, äðóãîå äåëî – áðàòü ñóãóáûé ïîäâèã «âûìàëèâàíèÿ» äðóãèõ, äà åù¸ áåç áëàãîñëîâåíèÿ.
Ìîëÿùèéñÿ äîëæåí îñîçíàâàòü, ÷òî ñâîåé ìîëèòâîé îí áðîñàåò âûçîâ ñàòàíå. Áåç ñóãóáîé áëàãîäàòè Áîæèåé, Áîæüåãî ïîêðîâà, èñõîä ýòîé áîðüáû áóäåò ïëà÷åâåí. Ýòó áëàãîäàòü ÷åëîâåê îáðåòàåò õðèñòèàíñêîé, öåðêîâíîé æèçíüþ.
Ïîìíèòå, â 19-é ãëàâå Äåÿíèé ãîâîðèòñÿ: “Äàæå íåêîòîðûå èç ñêèòàþùèõñÿ Èóäåéñêèõ çàêëèíàòåëåé ñòàëè óïîòðåáëÿòü íàä èìåþùèìè çëûõ äóõîâ èìÿ Ãîñïîäà Èèñóñà, ãîâîðÿ: çàêëèíàåì âàñ Èèñóñîì, Êîòîðîãî Ïàâåë ïðîïîâåäóåò.
Ýòî äåëàëè êàêèå-òî ñåìü ñûíîâ Èóäåéñêîãî ïåðâîñâÿùåííèêà Ñêåâû.
Íî çëîé äóõ ñêàçàë â îòâåò: Èèñóñà çíàþ, è Ïàâåë ìíå èçâåñòåí, à âû êòî?
È áðîñèëñÿ íà íèõ ÷åëîâåê, â êîòîðîì áûë çëîé äóõ, è, îäîëåâ èõ, âçÿë íàä íèìè òàêóþ ñèëó, ÷òî îíè, íàãèå è èçáèòûå, âûáåæàëè èç òîãî äîìà”.
Îòâå÷àÿ íà âîïðîñ îäíîãî èç ñâîèõ ó÷åíèêîâ, ïðåïîäîáíûé Âàðñîíîôèé Âåëèêèé ãîâîðèò, ÷òî áóäåò äîñòàòî÷íî, åñëè òîò, ïîîáåùàâ ïîìîëèòüñÿ î êîì-òî, ñêàæåò îäíàæäû: «Ãîñïîäè, ïîìèëóé òàêîãî-òî!» è âîçäîõíåò î íåì îò ñåðäöà. À áîëüøåå, óáåæäàåò îí ýòîãî èíîêà, åìó íå ïî ñèëàì. Ýòîò æå ñîâåò ìîæíî, íàâåðíîå, ïðèíÿòü íà ñâîé ñ÷åò è ïðàêòè÷åñêè êàæäîìó èç íàñ è íàì ïî ñèëàì íåìíîãîå. Åñëè ãîâîðèòü î ÷óòü áîëüøåì, òî óìåñòíî ïîìèíàòü ÷åëîâåêà ñ òîé èëè èíîé ñòåïåíüþ ðåãóëÿðíîñòè íà ñâîåé îáû÷íîé óòðåííåé èëè âå÷åðíåé ìîëèòâå òàê æå êðàòêî, â ðÿäó äðóãèõ ëþäåé, î êîòîðûõ ìû ìîëèìñÿ ïîñòîÿííî.
×òîáû ìîëèòüñÿ çà êîíêðåòíîãî ÷åëîâåêà ñ êîíêðåòíîé ñòðàñòüþ (íàïðèìåð, ñî ñòðàñòüþ íåâåðèÿ èëè ïüÿíñòâà) äëÿ ýòîãî íóæíî âçÿòü áëàãîñëîâåíèå ó äóõîâíèêà, êîòîðûé íàñ çíàåò è ìîæåò äàòü ñîâåò, êàê íàì ïîäîáàåò ïîñòóïèòü â äàííîì ñëó÷àå è êàê ìû äîëæíû ìîëèòüñÿ. Òîãäà óæå áóäåò ïîêðûâàòü áëàãîäàòü áëàãîñëîâåíèÿ íà ýòî äåëî.
Ìû îáû÷íî äóìàåì, ÷òî ìû êîãî-òî âûìàëèâàåì. À âåäü íå ìû âûìàëèâàåì ýòîãî ÷åëîâåêà, íî Ãîñïîäü åãî ñïàñàåò, êàê è íàñ. Ðàñïÿâøèñü çà âñåõ, Ãîñïîäü âçÿë íà Ñåáÿ ãðåõè âñåãî ìèðà. È ïîòîìó íå ìû âûìàëèâàåì, íå ìû âûòàñêèâàåì, íå ìû ýòîìó ÷åëîâåêó ïîìîãàåì, à Õðèñòîñ ïîìîãàåò, èçâëåêàåò åãî èçî ðâà ñòðàñòåé è ñïàñàåò. Ìû æå òîëüêî êàê ñîó÷àñòíèêè Õðèñòîâû â äåëå èçâëå÷åíèÿ ýòîé äóøè. È åñëè ìû èñïûòûâàåì êàêîå-òî áåñîâñêîå íàâàæäåíèå, òî ýòî ïî òîé ïðè÷èíå, ÷òî Ãîñïîäü äàåò íàì íåìíîæêî îùóòèòü ýòî ñîó÷àñòèå. È â ýòîì ïðîÿâëåíèå íàøåé ëþáâè êî Õðèñòó è ê ÷åëîâåêó.
Íî èíîãäà, äåéñòâèòåëüíî, òàêîå áûâàåò. Îñîáåííî, êîãäà èäåò îäíîîáðàçíàÿ æèçíü â îáû÷íîì ïîðÿäêå, è âäðóã âèäèøü, ÷óâñòâóåøü, ÷òî ïîÿâèëàñü êàêàÿ-òî áðàíü îñîáîãî ðîäà. Òîãäà óæå èäåøü, èñïîâåäóåøüñÿ è ñïðàøèâàåøü: «Êàê ìíå áûòü? Ïðîäîëæàòü ëè ìíå ìîëèòüñÿ çà ýòîãî ÷åëîâåêà èëè îñòàâèòü íà âðåìÿ?» Íî ýòî íå çíà÷èò, ÷òî îñòàâèòü ñîâñåì. Ïðîñòî Ãîñïîäü ïîêàçûâàåò â äàííîì ñëó÷àå: ïî òâîåé íåìîùè, äëÿ òâîåãî ñìèðåíèÿ, òåáå íàäî çíàòü, ÷òî òû åùå ñàì ïîäîáîñòðàñòåí ýòîìó ÷åëîâåêó. Õîòÿ òû è ìîëèøüñÿ çà íåãî äëÿ èçáàâëåíèÿ åãî îò êàêîé-òî ñòðàñòè, íî, òåì íå ìåíåå, òû ñàì íåìîùåí è äîëæåí ïîíÿòü, ÷òî è åãî, è òåáÿ ñïàñàåò è íåñåò íà Ñâîèõ ïëå÷àõ òîëüêî Õðèñòîñ.
Åñëè ñ ëþäüìè âñå ïîíÿòíî, òî ìîæíî ëè ìîëèòüñÿ çà äóõîâ òüìû? Îäíîçíà÷íî, íåò. Áûâàëè ñëó÷àè, ÷òî ñâÿòûå (è íå ñâÿòûå òîæå) ìîëèëèñü çà äåìîíîâ, íî íè÷åãî õîðîøåãî èç ýòîãî íå âûøëî.
«Îäíàæäû, ðàññêàçûâàë ïðåï. Ïàèñèé Ñâÿòîãîðåö, ÿ ñòîÿë íà êîëåíÿõ è ìîëèëñÿ î áåñàõ, ïðèñëîíèâ ãîëîâó ê çåìëå è ãîâîðÿ: “Òû Áîã, è åñëè Òû õî÷åøü, òî ìîæåøü íàéòè ñïîñîá, ÷òîáû ñïàñòè è ýòèõ îêàÿííûõ, íåñ÷àñòíûõ áåñîâ”. Ñ áîëüþ ìîëÿñü òàêèìè ñëîâàìè, ÿ óâèäåë ðÿäîì ñ ñîáîé ãîëîâó ïñà, êîòîðûé âûñîâûâàë ÿçûê è ìåíÿ ïåðåäðàçíèâàë. Âîçìîæíî, Áîã ïîïóñòèë ýòî, æåëàÿ ïîêàçàòü ìíå, ÷òî Îí õî÷åò ñïàñòè è áåñîâ, íî îíè ñàìè ýòîãî íå õîòÿò».
Èñààê Èåðîìîíàõ “Æèòèå ñòàðöà Ïàèñèÿ Ñâÿòîãîðöà”.
Îäíàæäû, ïðåïîäîáíûé Âàðñîíîôèé Îïòèíñêèé ñêàçàë: «Èñààê Ñèðèí åäèíñòâåííûé ñâÿòîé, êîòîðûé ìîëèëñÿ î áåñàõ. Íî êàê ìîëèòñÿ? Ìîæíî ìîëèòüñÿ, ÷òîáû Ãîñïîäü óìåíüøèë èõ ìóêè, îñëàáèë ïî íåèçðå÷åííîé Ñâîåé ìèëîñòè. Çàòåì, ÷òî ìîæíî ñâÿòîìó âåëèêîìó, òîãî íåëüçÿ íàì. Âñå ïòèöû âûñîêî ëåòàþò, íî âûøå âñåõ îðåë; ïîäîáíî îðëó ñâÿòîé Èñààê ïàðèò ìåæäó ñâÿòûìè. Íàì æå ìîëèòüñÿ çà áåñîâ îïàñíî.
Çíàþ îäíó íà÷àëüíèöó îáùèíû. Îíà ìîëèëàñü çà áåñîâ. ß ïðåäîñòåðåãàë åå. Îíà íå ïîñëóøàëàñü è ïðîäîëæàëà. Âñêîðå áåñû ñòàëè ÿâëÿòüñÿ åé è áëàãîäàðèòü çà ìîëèòâû î íèõ. Ïîñëåäñòâèåì âñåãî ýòîãî áûëî òî, ÷òî îíà ïàëà ñ îäíîé ñåñòðîé ñâîåé îáùèíû îäíîïîëûì ãðåõîì, ñòàëè çàíèìàòüñÿ ñïèðèòèçìîì ñ ýòîé æå ñåñòðîé. Êîíå÷íî, îáå îíè óøëè èç îáùèíû. Ñìîòðèòå, êàê æå ïëîõî îíà êîí÷èëà».