В чем польза массовой культуры

В чем польза массовой культуры thumbnail

mass116

Термин «массовая культура» очень часто используется в СМИ, образовательной и публицистической литературе. При этом, что характерно, не всегда корректно. Например журналисты, описывая те или иные популярные культурные движения, привыкли использовать термин исключительно в негативном ключе. Так, начиная с прошлого века, в критических статьях к набирающим популярность тогда музыкальным течениям таким как блюз, джаз, рок-н-ролл и т. д., термин «массовая культура» использовался для того, чтобы подчеркнуть деструктивный и упадочный характер музыки. При этом журналисты забывали, что газеты и журналы, в которых они работают также являются неотъемлемой частью массовой культуры.

Для того, чтобы не совершать подобных ошибок, стоит сразу дать определения термину. Массовая культура — это культура масс, то есть большей части населения. Она противопоставляется элитарной культуре, которая доступна только сливкам общества.

Стоит отметить, что как и многие другие аспекты современного общества, массовая культура очень противоречива, и ее нельзя назвать однозначно хорошей или плохой. Можно только выделить некоторые пункты, которые по своей сути являются положительными либо отрицательными.

Плюсы массовой культуры

Самая первая положительная черта массовой культуры является ее основополагающей и кроется в самой сути этого явления. Конечно речь идет об ее общедоступности. Собственно, массовая культура — достаточно молодое явление в масштабах общечеловеческой истории. Предпосылки к ее зарождению появились лишь в конце 17 века, а расцвет ее начался только во второй половине 18 столетия. Это связано с тем, что тогда общество начало кардинально меняться. Обусловлены эти изменения были первой промышленной революцией, которая положительно сказалась на материальном благосостоянии большинства жителей городов. Это позволило им иметь больше свободного времени, а также возможность коротать досуг по новому: проводить время в театрах, читать книги. Также стало более доступным образование.
Массовая культура

Интересно, что в Советском Союзе было принято использовать термин «массовая культура» для описания различных течений на «загнивающем Западе», в то время как на самом деле он означает именно культуру пролетариата.

Второй плюс, уже упоминался выше — это СМИ. Средства массовой информации смогли появится только благодаря сдвигам в обществе, которые сделали общедоступным образование. Благодаря СМИ мы сегодня остаемся в курсе общемировых событий, что дает нам возможность строить планы на будущее и принимать важные решения.

Также нельзя не упомянуть тот факт, что массовая культура — неотъемлемая часть процесса глобализации, который несмотря на то, что еще более противоречив, но все же позволяет стирать границы и делать всех людей похожими вне зависимости от расы, рода занятий и социального статуса.

Минусы массовой культуры

Как ни странно, главный минус массовой культуры созвучен с одним из его плюсов: массовая культура — неотъемлемая часть глобализации. Глобализация же подразумевает всеобщую унификацию, причем она касается не только продуктов деятельности человека, но и самой человеческой личности. Массовая культура делает людей похожими друг на друга, убивает то, что так ценится в человеке — его индивидуальность.

Глобализация же стирает не только различия, которые могут стать причиной противоречий между различными нациями, но и уничтожает национальную культуру. Так было утеряно множество обрядов, песен, легенд различных народностей. Многие могут отметить, что они устарели, но они должны были занять свое место в учебниках и музеях, как важная часть человеческой истории. Даже устаревшие ценности — ценности.

Также значительным недостатком массовой культуры является ее коммерческая направленность. То есть большинство современной музыки, литературных произведений, кинофильмов направлены не на то, чтобы донести слушателю, читателю или зрителю определенную мысль, а на то, чтобы получить прибыль. Из-за этого слушатель/читатель/зритель превращается в потребителя — источник дохода крупных корпораций.

ПотребительКоммерциализация породила такие привычные для нас вещи как мода и реклама. Сами по себе они не имеют никакой практической пользы, но тем не менее играют значительную роль в современном обществе. Интересно, что несмотря на всю бессмысленность этих явлений, они имеют большое влияние на человека.

Социологи и религиоведы видят в этом проявление имплицитной религиозности (квазирелигии) — явления, которое не принято считать религией, но которое по своей сути и проявлении таковым является. Так, как в 18 веке культура поделилась на массовую и элитарную, в 20 столетии массовая культура под давлением моды стала дробиться на мейнстрим и андеграунд. Причем, часто андеграундные течения становились основными, что хорошо видно по музыке того времени. Изначально такие жанры как блюз, джаз, рок, реп были популярны только в узких кругах, и лишь когда в них находили потенциал, способный начать приносить деньги, они попадали в ротацию радиостанций и становились достоянием всего общества.

Несмотря на то, что минусов массовой культуры было перечислено больше чем плюсов, не стоит считать, что это явление отрицательное, напротив — это один из тех факторов, которые делают нас на шаг ближе к утопическому обществу, описанному во множестве художественных произведений.

Источник

Ïîíÿòèå «ìàññîâàÿ êóëüòóðà» äàâíî ñòàëî íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ íàøåé æèçíè, õàðàêòåðèçóþùåé ñîâðåìåííîå îáùåñòâî – îáùåñòâî ïîòðåáëåíèÿ, â êîòîðîì äàæå òàêîé âå÷íûé öåííîñòíûé îðèåíòèð, êàê èñêóññòâî, ñòàë ïðåäìåòîì, â ïåðâóþ î÷åðåäü, êîììåð÷åñêîé âûãîäû, ïðåâðàòèâøèñü â «ïðîäóêò ìàññîâîé êóëüòóðû».

Ñóùåñòâóåò ñòåðåîòèï, ÷òî ïðîäóêò ìàññîâîé êóëüòóðû íå îòëè÷àåòñÿ íè âûñîêèì êà÷åñòâîì, íè ãëóáèíîé ðàñêðûòèÿ, íè íàïîëíåííîñòüþ ìîðàëüþ, íè îðèãèíàëüíîñòüþ ïîäà÷è. Ê òîìó æå ïðèíÿòî ñ÷èòàòü, ÷òî ìàññîâàÿ êóëüòóðà íå ñîçäàåò íè÷åãî íîâîãî, à ëèøü ïåðåâîäèò  âûñîêóþ êóëüòóðó â óïðîùåííóþ ôîðìó ñ öåëüþ òèðàæèðîâàíèÿ åå äëÿ ìàññîâîãî ïîòðåáèòåëÿ. Íî òóò æå âîçíèêàåò çàêîíîìåðíûé  âîïðîñ: «Òàê ïî÷åìó æå ñïðîñ íà ìàññîâóþ êóëüòóðó îñòàåòñÿ, ñêâîçü äåñÿòèëåòèÿ, íåîáû÷àéíî âûñîê?» Îñòàåòñÿ ïðåäïîëîæèòü, ÷òî íå âñå òàê ïëîõî â ìàññîâîé êóëüòóðå, è ïîïûòàòüñÿ ðàññìîòðåòü ýòî ÿâëåíèå ÷óòü áîëåå îáúåêòèâíî, ÷åì ýòî ñâîéñòâåííî ñòåðåîòèïíîìó ìûøëåíèþ.

Читайте также:  Овсянка польза и вред для кишечника

Èòàê, ÷òî æå òàêîå ìàññîâàÿ – èëè ïîï-êóëüòóðà? Âûðàæàÿñü ñîâðåìåííûì ñëåíãîì, ìàññîâàÿ êóëüòóðà – ýòî ìýéíñòðèì, ýòî òàêàÿ êóëüòóðà, êîòîðàÿ ïîëüçóåòñÿ ñïðîñîì è ïîïóëÿðíîñòüþ ñðåäè øèðîêîãî êðóãà ïîòðåáèòåëåé,  îíà äîñòóïíà è ïîíÿòíà êàæäîìó, áóäü òî èñêóññòâî, ìîäà, ëèòåðàòóðà, ñïîðò, ðàçâëå÷åíèÿ, áûò. Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî êàæäûé ÷åëîâåê â ðàçíîé ñòåïåíè çàäåéñòâîâàí â ðàçâèòèè ìàññîâîé êóëüòóðû, è äëÿ ýòîãî íå íóæíû ñïåöèàëüíûå çíàíèÿ  è óìåíèÿ: ðàñïðîñòðàíÿÿ åå ÷åðåç ñîöñåòè, ìîáèëüíûå ãàäæåòû, òðàíñôîðìèðóÿ íà ñâîé âêóñ, ñîçäàâàÿ ÷òî-òî íîâîå èëè êàâåðû íà óæå ñóùåñòâóþùèå ïðîäóêòû, ïðîñòî èñïîëüçóÿ â ïîâñåäíåâíîé æèçíè, ÷åëîâåê óæå ñòàíîâèòñÿ ó÷àñòíèêîì ïðîöåññà ìàññîâèçàöèè êóëüòóðû.  Ñâîèì ñóùåñòâîâàíèåì ïîï-êóëüòóðà îáÿçàíà ñðåäñòâàì ìàññîâîé èíôîðìàöèè, áëàãîäàðÿ êîòîðûì îíà, ñëîâíî âèðóñ, ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ ìîìåíòàëüíî, çàõâàòûâàÿ âíèìàíèå ñàìûõ ðàçëè÷íûõ ñëîåâ íàñåëåíèÿ, ïðåîäîëåâàÿ âñåâîçìîæíûå ãåîãðàôè÷åñêèå óñëîâíîñòè.
×åì æå îáóñëîâëåíà òàêàÿ ïðîñòîòà è äîñòóïíîñòü ìàññêóëüòóðû? Òåì, ÷òî ïî ñâîåé ñóùíîñòè îíà ÿâëÿåòñÿ ÷èñòî êîììåð÷åñêèì òîâàðîì è åå ãëàâíàÿ çàäà÷à – çàðàáàòûâàíèå áîëüøèõ äåíåã, ÷òî âîçìîæíî ëèøü ïðè óñëîâèè, ÷òî îíà çàèíòåðåñóåò øèðîêèé êðóã ïîòðåáèòåëåé. Îãðîìíóþ ðîëü â ïîïóëÿðèçàöèè ïðîäóêòîâ ìàññîâîé êóëüòóðû èãðàåò ðåêëàìà, êîòîðàÿ ñàìà ÿâëÿåòñÿ åå ÷àñòüþ. Èç âñåãî âûøåïåðå÷èñëåííîãî ìîæíî âûäåëèòü ïåðâîå äîñòîèíñòâî ìàññîâîé êóëüòóðû, âûðîñøåå èç åå ãëàâíîãî íåäîñòàòêà – ýòî åå âñåäîñòóïíîñòü êàê ðåçóëüòàò åå êîììåðöèàëèçàöèè.

Ê âàæíûì, íî ñïîðíûì äîñòîèíñòâàì ïîï-êóëüòóðû ìîæíî îòíåñòè òî, ÷òî îíà çà÷àñòóþ èñïîëüçóåò ïðîäóêòû ýëèòàðíîé êóëüòóðû â êà÷åñòâå îñíîâû. Ýòî âåäåò íå òîëüêî ê ðîñòó ïðåñòèæà íîâîîáðàçîâàííîãî îáðàç÷èêà ïîòåíöèàëüíîãî ìýéíñòðèìà, íî è ñïîñîáñòâóåò ïðîáóæäåíèþ èíòåðåñà ïîòðåáèòåëåé ê îðèãèíàëó, çíàêîìñòâó ñ çàáûòûìè èëè ðàíåå ìàëîèçâåñòíûìè ïðîèçâåäåíèÿìè èñêóññòâà. Ñïîðíûì æå çäåñü âûñòóïàåò ñëåäóþùèé âîïðîñ: òåðÿåò ëè îðèãèíàë ñâîþ ýëèòàðíóþ ïðèíàäëåæíîñòü ïîñëå ñâîåé èíòåãðàöèè ñ ïîï-êóëüòóðîé? Êîíå÷íî, íåò. Òî, ÷òî ñîçäàâàëîñü ïîä ïîêðîâèòåëüñòâîì âûñîêîé êóëüòóðû è áûëî ïðèçíàíî ìíîãèìè ïîêîëåíèÿìè, îñòàåòñÿ íåïîêîëåáèìûì øåäåâðîì, â òî âðåìÿ êàê ïðîäóêò ñèìáèîçà ýëèòàðíîé è ìàññîâîé êóëüòóð áóäåò îòíîñèòüñÿ ê ìàññîâîé êóëüòóðå. Òàê, èçâåñòíåéøàÿ ðàáîòà Ëåîíàðäî äà Âèí÷è «Ìîíà Ëèçà» ÿâëÿåòñÿ, ïîæàëóé, îäíèì èç íàèáîëåå ÷àñòî èñïîëüçóåìûõ â ìàññîâîé êóëüòóðå èçîáðàæåíèé, íà÷èíàÿ ñ ìåìîâ â ñîöèàëüíûõ ñåòÿõ è çàêàí÷èâàÿ êðóïíûìè ðåêëàìíûìè êàìïàíèÿìè. «Ìîíà Ëèçà» ïðè ýòîì íå òåðÿåò ñâîþ óíèêàëüíîñòü è «äóøó», íî è  ìåìû è ðåêëàìíûå êàìïàíèè ýòîãî, ê ñîæàëåíèþ, íå ïðèîáðåòàþò.  ýòîì çàêëþ÷àåòñÿ êëþ÷åâàÿ îñîáåííîñòü ïîï-êóëüòóðû: åñëè ýëèòàðíàÿ êóëüòóðà ìîæåò ñïóñòèòüñÿ äî óðîâíÿ ïîï-êóëüòóðû, òî ïîï-êóëüòóðà íèêîãäà íå ñìîæåò ïîäíÿòüñÿ äî óðîâíÿ ýëèòàðíîé.  Ê ìåíåå êîùóíñòâåííûì ðåèíêàðíàöèÿì øåäåâðîâ â ñîâðåìåííîé ìàññêóëüòóðå ìîæíî îòíåñòè èñïîëüçîâàíèå îòðûâêîâ êëàññè÷åñêèõ ïðîèçâåäåíèé â êà÷åñòâå ìóçûêàëüíûõ çàñòàâîê ê ïîïóëÿðíûì Ò – è ðàäèî – ïðîãðàììàì. Òàê, «Âðåìÿ âïåðåä» Ã. Ñâèðèäîâà ñòàëî çàñòàâêîé ê íîâîñòíîé ïðîãðàììå «Âðåìÿ» íà Ïåðâîì êàíàëå, àâòîìàòè÷åñêè ïðåâðàòèâøèñü â ýëåìåíò ìàññîâîé êóëüòóðû.

Ìàññîâàÿ êóëüòóðà îáëàäàåò åùå îäíèì âàæíûì, ñ òî÷êè çðåíèÿ  ãëîáàëèçàöèè, äîñòîèíñòâîì: îõâàòûâàÿ âñå ñôåðû æèçíè è âñå ñëîè íàñåëåíèÿ, ñòèðàÿ íàöèîíàëüíûå, ãåîãðàôè÷åñêèå, ýòíè÷åñêèå, ñîöèàëüíûå ãðàíèöû, îíà ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ÷óâñòâà åäèíñòâà ëþäåé â ìèðå, ïîçâîëÿåò èì îáùàòüñÿ íà îäíîì ÿçûêå, áóäü òî ïîï-ìóçûêà, ïîï-ëèòåðàòóðà, ïîïóëÿðíûå ÒÂ-øîó è ìàññîâîå êèíî, ÿçûê ñîöñåòåé, ìîäíûå òåíäåíöèè è äð.
 òî æå âðåìÿ ìíîãîîáðàçèå ôîðì è èñòî÷íèêîâ ìàññîâîé êóëüòóðû äàåò ÷åëîâåêó ñâîáîäó âûáîðà è ïîçâîëÿåò èìåòü ñîáñòâåííîå ìíåíèå, õîòÿ âûáîð è ÿâëÿåòñÿ îòíîñèòåëüíûì – îí îãðàíè÷åí òåìè ðàìêàìè, êîòîðûå óñòàíîâèëè ÑÌÈ è, â ÷àñòíîñòè, ðåêëàìà. Ìû ìîæåì âûáèðàòü òîëüêî èç òîãî, ÷òî íàì èçâåñòíî, è ïîëüçîâàòüñÿ òåì, ÷òî íàì ïðåäîñòàâëåíî â ñâîáîäíûé äîñòóï.

 Êàñàòåëüíî ëè÷íîãî ìíåíèÿ, îíî äåéñòâèòåëüíî ìîæåò áûòü ëþáûì, åñëè òîëüêî ëè÷íîñòü ñôîðìèðîâàíà è ñïîñîáíà ìûñëèòü îòëè÷íî îò êîíôîðìèñòñêèõ âçãëÿäîâ. Ïðèìåðîì ìîãóò áûòü Èíòåðíåò-ðåñóðñû âðîäå Êèíîïîèñêà, ãäå êàæäûé æåëàþùèé ìîæåò îñòàâèòü ñâîþ êàê ïîëîæèòåëüíóþ, òàê è îòðèöàòåëüíóþ ðåöåíçèþ íà ïðîñìîòðåííûé ôèëüì.

Êàêèå áû ïðåèìóùåñòâà íå ïðåäëàãàëà ìàññîâàÿ êóëüòóðà, åå íåäîñòàòêè òàê æå î÷åâèäíû. ×àñòü èç íèõ óæå áûëà îòðàæåíà â ïðèâåäåííûõ â íà÷àëå ýññå ñòåðåîòèïàõ – ýòî è íèçêîå êà÷åñòâî, è ñëàáàÿ ìîðàëüíàÿ ñîñòàâëÿþùàÿ, è íåîðèãèíàëüíîñòü, – íî ïîìèìî ýòîãî ñóùåñòâóåò åùå ðÿä ñóùåñòâåííûõ íåäîñòàòêîâ.

 Âî-ïåðâûõ, ìàññîâàÿ êóëüòóðà èñêàæàåò êóëüòóðíûå öåííîñòè, ïîäìåíÿåò âå÷íîå ñèþìèíóòíûì, ñîçäàåò ñîáëàçíèòåëüíûé ìèð äîñòóïíûõ óäîâîëüñòâèé è ïðîõîäÿùèõ èäåàëîâ, íåñêîí÷àåìûõ ñ÷àñòëèâûõ ìîìåíòîâ, ìèð, â êîòîðîì ñîöèàëüíûé ñòàòóñ çàâèñèò íå îò ëè÷íûõ êà÷åñòâ, à îò îáëàäàíèÿ íàáîðîì ïðåñòèæíûõ âåùåé òèïà ìîäíîé îäåæäû, íîâèíîê òåõíèêè, áèëåòàìè íà ìèðîâûå øîó  è ïð. Ýòî äåëàåò îáùåñòâî äåçîðèåíòèðîâàííûì â äóõîâíî-öåííîñòíîì ïëàíå, ðîæäàåò íåâåðíûå ïðåäñòàâëåíèÿ î ìîðàëè, çàñòàâëÿåò âåñòè íàâÿçàííûé îáðàç æèçíè, áóäü òî åæåíåäåëüíûé ïðîñìîòð êèíîíîâèíîê, ïîêóïêà î÷åðåäíîãî íîâîãî òåëåôîíà èëè ïëàíøåòà èëè ïðåäïî÷òåíèå îäåæäû ïîïóëÿðíûõ áðåíäîâ íåèçâåñòíûì ìàðêàì.

Âî-âòîðûõ, íåäîñòàòîê ìàññîâîé êóëüòóðû – ýòî åå êîðîòêàÿ æèçíåñïîñîáíîñòü. Ïðîäóêò ìàññîâîé êóëüòóðû, ÿâëÿÿñü êîììåð÷åñêèì ïðåäëîæåíèåì, óñòàðåâàåò òàê æå áûñòðî, êàê è âõîäèò â ìîäó, õîòÿ ñïðîñ íà ìàññîâóþ êóëüòóðó â ñîâîêóïíîñòè âñåãäà âûñîê. Ýòî äåëàåò íåðàçóìíûì îðèåíòèðîâàòüñÿ íà èäåàëû ìàññîâîé êóëüòóðû, âåäü ñåãîäíÿ îíè îäíè, à çàâòðà áóäóò ïðîïîâåäîâàòüñÿ ñîâåðøåííî ïðîòèâîïîëîæíûå.  ïðîøëîì ñåçîíå â ìîäå áûëè áîòèëüîíû, à â ýòîì – òèìáåðëýíäû. Â÷åðà âñå ñîçäàâàëè êàâåðû íà  Gangam Style, à ñåãîäíÿ – íà Harlem Shake. Ìàññîâàÿ êóëüòóðà íå òåðïèò ïîñòîÿíñòâà.
Â-òðåòüèõ, ìàññîâîé êóëüòóðå ñâîéñòâåííî âîçâåäåíèå â êóëüò êîíêðåòíîãî îáðàçà èëè âåùè è ïîêëîíåíèå åìó (åé), ÷òî îïÿòü-òàêè ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì

îáøèðíûõ ðåêëàìíûõ è ïèàð-êàìïàíèé. Êóëüò îñíîâàí íà æåëàíèè áûòü òàêèì æå ìîäíûì è ïîïóëÿðíûì, êàê îáúåêò êóëüòà  (åñëè ýòî êîíêðåòíûé îáðàç), èëè áûòü ìîäíûì è ïîäíÿòü ñâîé ïðåñòèæ, îáëàäàÿ ïðåäìåòîì êóëüòà (åñëè ýòî âåùü). Ýòî âûëèâàåòñÿ â  òàêîé íåäîñòàòîê ïñèõîëîãè÷åñêîãî ïëàíà, êàê çàâèñèìîñòü îò îáðàçà êóìèðà è ïîòåðÿ èíäèâèäóàëüíîñòè.

Читайте также:  Желатин детям вред и польза и вред

×åòâåðòûé íåäîñòàòîê ïåðåêëèêàåòñÿ ñ òðåòüèì: ïðîäóêò ìàññîâîé êóëüòóðû ïðèîáðåòàåòñÿ ìàññîâûì ïîòðåáèòåëåì èëè ïîëüçóåòñÿ ïîïóëÿðíîñòüþ ñðåäè øèðîêî êðóãà íàñåëåíèÿ, ÷òî îçíà÷àåò óðàâíèâàíèå âêóñîâ, ìíåíèé, ïîòðåáíîñòåé, ñòèëÿ – òî åñòü îïÿòü ðå÷ü èäåò î ïîòåðå èäåíòè÷íîñòè è ñëàáàÿ âîçìîæíîñòü ñàìîâûðàæåíèÿ ÷åðåç ýëåìåíòû ìàññîâîé êóëüòóðû. Ýòî âåäåò ê èñòîùåíèþ òâîð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà îáùåñòâà, çàñòîþ â êóëüòóðíîé ñôåðå è, êàê ñëåäñòâèå, ê óïàäêó îáùåñòâà â öåëîì, âåäü îáùåñòâî, ïèòàþùååñÿ ëèøü  ìàññîâîé êóëüòóðîé,  îáðå÷åíî íà äåãðàäàöèþ.

Ðàññìîòðåâ îáå ñòîðîíû ìàññîâîé êóëüòóðû, ìîæíî ïîïûòàòüñÿ îòâåòèòü íà ðàíåå ïîñòàâëåííûé âîïðîñ: «Òàê ïî÷åìó æå ñïðîñ íà ìàññîâóþ êóëüòóðó îñòàåòñÿ, ñêâîçü äåñÿòèëåòèÿ, íåîáû÷àéíî âûñîê?» Íà ìîé âçãëÿä, ýòî âîçìîæíî ïî òîé ïðè÷èíå, ÷òî ïðîèçâîäèòåëè ïðîäóêòîâ ìàññîâîé êóëüòóðû ÷óòêî ðåàãèðóþò íà òåêóùåå íàñòðîåíèå îáùåñòâà, ïðåäëàãàþò òî, ÷òî ðåëåâàíòíî åãî ïîòðåáíîñòÿì â äàííûé ìîìåíò. Ìàññîâûé ïîòðåáèòåëü, â ñâîþ î÷åðåäü, ìûñëÿ êàòåãîðèÿìè ìàññîâîãî ñîçíàíèÿ, áóäó÷è  ïîäâåðæåííûì äåéñòâèÿì òîëïû, íå ìîæåò îòêàçàòüñÿ îò âîçìîæíîñòè ïî÷óâñòâîâàòü ñåáÿ ÷àñòüþ íåêîåãî åäèíîãî îðãàíèçìà, èìåþùåãî åäèíûå íàâÿçàííûå ïîòðåáíîñòè. Òàêæå ðåøàþùèìè çäåñü îêàçûâàþòñÿ ôàêòîðû äîñòóïíîñòè è ïðîñòîòû èñïîëüçîâàíèÿ ýëåìåíòîâ ïîï-êóëüòóðû, åå äåìîêðàòè÷íîñòü.
Íî, õîòÿ ñïðîñ íà ìàññîâóþ êóëüòóðó è âûñîê, âñåãäà íàéäóòñÿ ëþäè, êîòîðûå íå ñòàíóò çàêðûâàòü ãëàçà íà åå íåäîñòàòêè è èç ÷óâñòâà ïðîòåñòà èëè ïðîñòîãî æåëàíèÿ ñîçäàâàòü ÷òî-òî ïîèñòèíå ñòîÿùåå è îðèãèíàëüíîå áóäóò òâîðèòü äëÿ óçêîé àóäèòîðèè èëè äëÿ ñåáÿ òî, ÷òî îïåðåäèò ñâîå ïîêîëåíèå íà íåñêîëüêî äåñÿòèëåòèé. Ýòî áóäåò óæå èíàÿ êóëüòóðà, îòëè÷íàÿ îò ìàññîâîé ïî âñåì êðèòåðèÿì, íî èìåííî åé áóäåò ñóæäåíî ðàçâèâàòü îáùåñòâî, è ïîêà òàêàÿ êóëüòóðà áóäå ñóùåñòâîâàòü, îáùåñòâó íå ñòðàøíî ðàçâëåêàòü ñåáÿ òàêîé ïðèÿòíîé è ïðîñòîé, òàêîé äîñòóïíîé è ÿðêîé ïîï-êóëüòóðîé.

Источник

Массовая культура (популярная культура) — идеи, установки и взгляды, присущие большинству людей. Это бесконечный поток развлечений и информации, которая соответствует интересам и потребностям широкой аудитории. Популярная культура является отражением общества. Она показывает специфику мышления, систему ценностей, потребности, страхи и желания людей. Этот вид культуры проник во все сферы деятельности человека, стал неотъемлемой частью быта.

Массовая культура примеры

Определение и возникновение масскультуры

Согласно понятию из обществознания, масскультура определяется как совокупность потребительских элементов со всего мира. Они производятся в промышленных масштабах. Это повседневная культура общества, которую потребляют миллионы людей, залы, стадионы.

Родиной масскультуры считают США. Символ эстетики поп-культуры — Голливуд. Оттуда спустя несколько или десятки лет в Россию приходят молодежные субкультуры, стандарты красоты и моды, ценности.

Масскультура — продукт индустриального общества. Она появилась в начале XX века. Объяснить ее зарождение можно через анализ предпосылок формирования:

Признаки массовой культуры

  • массовизация труда, отдыха;
  • появление новой социальной категории — масса;
  • повышение статуса рабочего класса;
  • расширение демократических институтов;
  • развитие общей грамотности;
  • вхождение рабочих в гражданскую жизнь.

Временем появления поп-культуры считают 1870—1890-е годы. В это время в Великобритании и ряде других европейских стран был принят закон об обязательной общей грамотности населения. Его можно считать истоком повседневной культуры.

Масскультура не может существовать без средств массовой коммуникации. Идеи транслируются через три направления, каждое из которых имеет свою специфику:

 влияние массовой культуры на духовную жизнь

  1. Газеты, радио, телевидение, блоги, социальные сети и другие СМИ. Воздействуют на общество регулярно, но изолированно (на отдельные группы).
  2. Реклама, кино и другие средства массового воздействия. Влияют на среднестатистического потребителя, действуют не регулярно.
  3. Телефон, интернет и другие технические средства коммуникации. Служат для передачи личной информации, воздействуют на отдельные единицы.

Для поп-культуры актуально основное условие рынка — «спрос рождает предложение». Людям дают то, что они хотят видеть, трогать, чувствовать. Общество и популярные идеи воздействуют друг на друга.

Коммерция — главный элемент культуры. Зрители готовы платить деньги за то, чтобы их отвлекали от проблем чем-то незаурядным, вносили разнообразие в жизнь, развлекали.

Структура и характеристики

Общества функции массовой культуры

Масскультура понятна и доступна каждому человеку, но достигается это за счет разных форм подачи информации. Желтая пресса и телевизионные шоу объясняют простым языком насущные проблемы, фильмы и музыка развлекают, отвлекают от житейских вопросов, реклама и мода продвигает идеи потребления, мифы о чьей-то исключительности или счастливом будущем вселяют людям веру в себя.

Стоит подробнее раскрыть основные черты масскультуры. Чтобы дойти до широкой аудитории, продукт должен соответствовать ряду критериев: тиражирование, визуализация, усредненность и простота, стереотипность сюжета, универсальность, эмоциональность подачи.

К признакам массовой культуры относится:

  • серийность выпуска продуктов (конвейерное производство);
  • примитивные стандарты жизни, отношений;
  • забавное, чувственное, сентиментальное содержание с нотками юмора;
  • реалистичное изображение и многократное повторение сцен насилия и секса;
  • культивирование физической силы и успеха.

Масскультура играет чувствами людей, воздействует на эмоции, поднимает темы дружбы и любви, счастья, наводит ужас, старается вызвать страх. Красочность подачи и систематичность влияния усиливает эффект.

Роль и влияние

На рубеже XX и XXI веков поп-культура стала пониматься как обязательное условие развития общества. Для нее характерно взаимовлияние и взаимодействие с идеологией, экономикой страны. С одной стороны, общественные идеи стали доступны и понятны даже в удаленных городах, низших слоях. С другой стороны, стало проще манипулировать сознанием населения. И этим начали пользоваться некоторые организации, в том числе политические, ради усреднения общества, формирования выгодной и удобной аудитории.

Отдельно стоит отметить влияние массовой культуры на духовную жизнь общества. Критики и культурологи до сих пор не пришли к единому мнению о том, что это: достижение или деградация. Исследователи выдвигают разные аргументы, которые можно определить как плюсы и минусы (таблица ниже).

Читайте также:  Мука тыквы польза и вред как принимать

Положительные стороныОтрицательные стороны
Развлекательный характерНизкое качество продукции
Повышение уровня общей грамотностиПошлый юмор
Наличие стоящих продуктов среди общей массы предложенийОриентация на потребление, количество
Доступность культуры населениюФормирование у людей невысоких потребностей в сфере искусства
Участие в современном рекреационном механизме снятия стрессаНизкий профессиональный уровень большинства произведений

Масскультура воздействует на коллективное иррациональное бессознательное. Она использует базовые общепсихологические законы восприятия: громче, ярче, нагляднее, эмоциональнее.

Функции массовой культуры

Поп-культура отличается изменчивостью, непостоянством. Тренды меняются каждый год, а то и месяц, песни и группы-однодневки сложно сосчитать. Но что остается неизменным, так это функции масскультуры:

Понятие массовая культура

Что такое массовая культура

  1. Релаксация, отдых, отвлечение. Интернет, книги, телевидение уводят человека из реальности в мир легкости, веселья и беззаботной жизни.
  2. Воспитание. В стереотипных сюжетах просматривается противостояние добра и зла. Само по себе это нейтрально. Вопрос в том, что выдают в хорошем свете, а что в плохом. И кому эти идеи выгодны.
  3. Социализация. Масскультура предоставляет образцы для подражания, пропагандирует ценности и идеалы. Снова вопрос в том, какие примеры массовая культура показывает, кому и для чего это нужно, каков результат.
  4. Интеграция, идентификация. Единство потребления сближает людей, им проще понимать друг друга, они чувствуют сопричастность, знают свою принадлежность.
  5. Образовательная. Среди желтых газет и скандальных ток-шоу встречаются блоги, каналы, которые доступным языком излагают сложные, но важные истины.
  6. Адаптационная. Масскультура не только предлагает продукт, но и объясняет, как им пользоваться. Аудитории остается только повторить.

Для создателей продукции скрыта еще одна функция — творческая самореализация. Благодаря интернету каждый желающий может создать группы в социальных сетях, блог или страницу и продвигать свои идеи. Или напечатать книгу в независимом издательстве, записать песню в профессиональной студии.

Скрытые угрозы

Масскультура — это суррогат элитарной культуры. Упрощенное копирование высоко духовных идей снижает общий уровень эстетического, духовного развития населения. А шаблонность мышления, которую прививает поп-культура, превращает людей в доступную мишень для манипуляторов, шарлатанов, мошенников.

Понятие массовой культуры, ее особенности и характеристики

Коммерческая направленность побуждает производителей навязывать товары и услуги. В итоге потребители берут то, что им не нужно. Они этого не понимают, как и того, что растет сама потребность потреблять. Массовая аудитория ждет нового предложения, с жадностью поглощает его. Хотя свежие продукты мало чем отличаются от старых форм.

Жажда нового, увлеченность трендами питает дух конкуренции между людьми, желание быть лучшим, первым, популярным. Невозможность заполучить новое предложение или удовлетворить растущую потребность в потреблении вызывает фрустрацию, депрессию, неврозы и другие психологические проблемы.

Виды культур и их сравнение

Массовая культура похожа на элитарную и народную, иногда термины даже отождествляют. Однако между направлениями есть существенные отличия (смотрите таблицу ниже).

Вид КритерийМассоваяНароднаяЭлитарная
Кто авторЛюбой желающийАноним, народПрофессионалы, творцы
Кому доступнаВсем (в силу простоты материала)Всем, кто заинтересованИзбранным (информация сложна для восприятия)
Качество продуктаСоздатели ориентируются на количество, а не на качествоНевысокое качество, но воспринимается позитивно, если материал соответствует особенностям нацииВажно качество, а не количество
ЯсностьПроста для понимания, не просит активной интеллектуальной деятельности, творческой включенностиПроста, но требует знания и понимания национальных особенностейДля понимания нужны особые знания, опыт или уровень образования, жизни
Результат влиянияФормирует пассивную личность, склонную к однообразному потреблению и неспособную мыслить критическиРазвивает духовно, создает творческую личность, склонную к самоанализу и анализуПоддерживает народные традиции, создает людей, заинтересованных в соблюдении и почитании традиций
ПримерыСериалы, комиксы, журналыСказки, легенды, мифы, народные песниКлассическая литература и музыка

Таким образом, масскультура отличается тем, что впитывает в себя и продвигает в массы мировые идеи, опыт, быт. Это явление, характерное для индустриального общества, которым правят идеи упрощения труда, увеличения свободного времени.

Если кратко охарактеризовать связь массовой и элитарной культуры, то можно сказать, что первая наживается на последней. Масскультура не производит своего продукта, она «переписывает» чьи-то уникальные творческие идеи. Элитарный тип враждебен массовому.

Cовременное состояние

Массовая культура

Наблюдается противоречие: если культура отражает внутренний мир людей, но в то же время создает общество, то кто задает тон изменениям. Дело в том, что в каждой эпохе находятся люди, создающие что-то: научное открытие, изобретение, новый жанр музыки и прочее.

Культурологи отмечают, что появилась тенденция к индивидуализации массовой культуры. Реклама, кино, литература все чаще претендуют на высокое качество продукта, глубокий смысл и множественную дифференциацию.

Да и мифы меняются. К темам успеха, любви и счастья, прибавилось обсуждение проблемы толерантности, взаимопомощи, саморазвития и креативности. А в продуктах популярной культуры прослеживаются почерки авторов. Направление разбилось на подуровни, у каждого из которых можно назвать характерные особенности:

  1. Кич. Масскультура в своем первозданном виде. Сначала присутствовала только в прикладном искусстве, позже перешла во все его виды: кино, ТВ. Кич учит мыслить стереотипами, сюжеты программ клишированы, не ставят вопросов, просто развлекают зрителя.
  2. Мид. Тип похож на традиционную культуру, задает тон массовому мышлению.
  3. Арт. Продукты наделены глубоким художественным содержанием, развивают эстетическую сторону личности.

Высший уровень близок к элитарной культуре. Его создают и потребляют люди с высоким уровнем образования. В целом же массовая культура стремится достичь среднего уровня (мид). Поп-культура сейчас проходит новый этап становления, который может привести к новым немассовым, но доступным продуктам потребления.

Источник