В чем польза крестного хода

В чем польза крестного хода thumbnail

Что такое Крестный ход? Зачем верующие совершают торжественное шествие с иконой? Читайте об этом на Правмире.

Что такое Крестный ход

Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь — это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности, идти по длинному жизненному пути с молитвой. Крестный ход — это символическое шествие по жизненному пути. Мы говорим себе и другим, что хотим идти путем Христа, потому что пребывать с Господом — и есть главная цель нашей земной жизни. В это время мы не просто идем, надеясь, что шествие с иконой святого может каким-то волшебным образом подействовать на нас, мы молимся. Крестный ход — время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Иисус сказал: «Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них». Это также «общение святых», возможность ощутить единение со своими единоверцами. Проявить любовь и милосердие к тем, кому трудно идти. Вместе молиться. Крестный ход важен для верующих.

Люди организуют шествие с иконами, другими православными святынями, чтобы прославить Господа. Иконы несутся впереди, чтобы святые «возглавляли» шествие с молитвой. Крестные ходы могут проходить по любому маршруту. Иногда ими освящаются участки, которые печально известны трагическими событиями, иногда Крестный ход проходит по маршруту, который имеет для православных некое символическое значение. Но его суть не в расстоянии от точки А к точке Б, а в стремлении прославить Бога и святых Его, в молитве. Крестный ход иногда — прошение (о дожде, об улучшении жизненных условий, о помощи болящих, об упокоении усопших).

Православный Крестный ход: история и традиции на Руси

Древняя традиция Крестного хода начала возрождаться в России совсем недавно. До революции молитвенное шествие было распространенным явлением. В тяжелые времена русских людей поддерживали крестные ходы с иконой святых. Шли тогда не только простые богомольцы, но и высшее церковное духовенство, как это происходит и сейчас. Люди шли за поддержкой к Преподобному Сергию, к Соловецким угодникам, в монастыри и храмы. Великорецкий Крестный ход шел к месту явления иконы Николая Чудотворца. Этот Крестный ход — наверное, самый трудный в истории России. Люди 150 км идут по плохим дорогам, в тяжелых условиях, часть пути проходит по лесу, где дороги отсутствуют совсем. Во времена богоборчества паломников, которые собирались на крестный ход, задерживала милиция. Он был малочисленным. Сейчас же это — напротив одно из самых многочисленных собраний верующих.

Традиции Великорецкого крестного хода 600 лет. Она связана с историей православного чуда. Считается, что некий благочестивый человек проходил около Великой реки и вдруг увидел Небесный свет, напоминающий пламя горящих свечей. В благоговейном страхе он не решался приблизиться к этому месту. Но, возвращаясь домой, он увидел, что свет все еще горит. Он перекрестился и, преодолевая страх, отправился к этому месту. Оказалось, что рядом с небольшим источником находится образ Святителя Николая. Благочестивый человек, которого звали Семен Агалаков в 1383 году помог Церкви обрести Великорецкий образ Николая Чудотворца.

После этого события в близлежащей деревне стали происходить удивительные вещи: исцеления болящих. И к иконе началось паломничество. Сначала люди ходили по одному, а потом вместе. Стали приезжать люди и из других мест, услышав о чуде. Икону, в конце концов, перенесли в Хлынов, но люди ежегодно приносят ее Крестным ходом с молитвенным шествием на место чудесного обретения. Маршрут настолько тяжел, что первые Крестные ходы совершались по воде.

Современные паломники окунаются и в воду святого источника на месте обретения иконы, когда совершают крестный ход. Там же построена небольшая часовня. А жители сел Медяны и Мурыгино стоят на коленях и осеняют себя крестным знамением, когда молитвенное шествие проходит мимо.

Крестный ход

Крестный ход

Отец Александр Зверев, настоятель Великорецкой церкви с 1994 по 2005 год рассказывал, что произошло еще одно древнее чудо, когда строители, заложившие церковь на месте явления иконы на утро обнаружили бревна далеко от этого места. Так повторялось несколько дней. И еще одно удивительное событие: в 1554 году большой пожар уничтожил собор, в котором находилась Великорецкая святыня, но икона не пострадала. Год спустя, образ совершил свой первый путь к месту обретения иконы Крестным ходом. Великорецкую икону провожали с большим почетом. Она побывала в Казани, в Нижнем Новгороде. В столице образ встречал Иван Грозный. Царь решил освятить придел собора Василия Блаженного в честь Вятского святого. Михаил Федорович Романов в непростые годы русской смуты также просил принести образ в Москву.

Виды Крестного хода

Крестный ход может быть посвящен тому или иному чудесному событию, важной дате. Церковному празднику (например, на Пасху). Может проходить по важному для людей участку, чтобы освятить его всеобщей молитвой

Он может отличаться по маршруту. Как по длине маршрута, так и по форме. Так иногда верующие ходят по кругу. Такое шествие с иконой совершается не случайно. Круг — это символ бесконечности, Вечной жизни, которую дарует нам Господь.

Но Крестный ход может иметь и конечную точку. Как путь Христа на Голгофу, когда его сопровождали ученики или путь жен мироносиц ко Гробу Христа.

Вместе с иконами на молитвенном шествии впереди люди несут Крест. Поэтому ход и называют «крестным». Этот обычай есть не только в православной, но и в католической церкви.

Крестный ход - традиция для многих христиан

Крестный ход у католиков

Самым первым Крестный ход, не осознавая этого, совершил император Константин I великий. Он увидел в небе Крест и слова «Сим победиши». Император приказал изготовить знамена и щиты с изображением Распятия, и так его войско пошло на врага. Сейчас эту роль исполняют во время Крестного хода хоругви.

В основном Крестные ходы совершают:

  • На большие церковные праздники
  • Для освящения мест, где произошли православные чудеса
  • Для погребения усопших
  • Для просьбы о спасении в трудные времена или во времена засухи на местах, где необходим дождь (для примера)

Отдельную роль играет и миссионерство. Так, благодаря Великорецкому крестному ходу, многие местные жители из близлежащих сел, могли приобщиться к древней церковной традиции и помолиться.

Крестный ход обычно идет против солнца.

Молитвенное шествие сейчас совершается не только пешком. Так Крестный ход проводят православные байкеры на мотоциклах, трудные участки пролетают на вертолетах, а водные пути проплывают на катерах. Поэтому в данном случае слово «ход» имеет только формальное значение.

Читайте также:  Кофе черный с сахаром польза и вред

Крестный ход может быть не только взрослым, но и детским. В некоторых епархиях проводят специальный крестный ход для детей.

Совершается он и для людей с особенными потребностями. В Курской епархии проводится крестный ход с сурдопереводом для глухих и слабослышащих.

Ежегодные Крестные ходы в России

Крестный ход - участвует духовенство

Крестный ход — молитвенное шествие с иконой

Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход обычно самый многочисленный. Он проводится с 3 по 8 июня каждого года. Число паломников исчисляется десятками тысяч. Так в 2008 году насчитали 30 тысяч человек. Стартует Крестный ход из Кирова, идет в село Великорецкое и возвращается снова в Киров. Этот крестный ход считается самым трудным по протяженности и особенностям маршрута.

Георгиевский крестный ход

Георгиевский крестный ход ежегодно совершают в Санкт-Петербурге. Молитвенное шествие с иконой святого Георгия проводят, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне.

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских проводит Саратовская епархия. Он посвящен памяти погибших во времена гонения на Церковь советской власти. Тогда были убиты насельники пещерного монастыря.

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» идет по Радонежской земле. Молитвенное шествие с иконой Преподобного Сергия Радонежского проходит по местам, которые связаны с земной жизнью и чудесами по молитвам святому Сергию.

Волжский крестный ход

Волжский крестный ход организуется в Тверской епархии. Он идет от истока Волги к Днепру и Западной Двине, первый Волжский крестный ход проходил по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Пасхальный Крестный ход: правила и значение

Богослужение начинается еще вечером Страстной Субботы. Сначала совершает Полунощница. Эта часть службы исполнена скорбью о земных страданиях Спасителя. Плащаницу Христа (плат с образом Христа во Гробе) окуривают кадилом и перемещают в алтарь. На престоле она пробудет до праздника Вознесения. Далее следует Пасхальная заутреня. Радостный и торжественный звон колоколов возвещает грядущее Воскресение Христово.

Крестный ход - Пасхальная традиция

Крестный ход проводится и на Пасху

Именно тогда начинается молитвенное шествие на Пасху. Храм обходят трижды, делая остановки у его дверей. Крестный ход стоит у дверей храма. Двери закрыты. Это — символ камня, которым был загорожен вход во Гроб Господень. На третий раз двери храма отворяются, камень падает, и мы слышим Светлую Заутреню. Праздничное пение колоколов во время Крестного хода на Пасху — один из самых сложных видов колокольного звона, который называют «трезвоном». Если вы слышали выражение «трезвон колоколов», то речь идет в первую очередь о Пасхальной службе и звоне во время молитвенного шествия. Колокола в храме «трезвонят» далеко не всегда.

Значение Крестного хода для православного человека

В Церковной жизни существуют внешние традиции и обряды, которые способствуют духовному росту внутри, в душе человека. Молитвенное шествие с иконой (крестный ход) — это новый духовный опыт для христианина, возможность многое переосмыслить, попросить у святых заступничества перед Господом, исцеления или ответа на вопросы, которые терзают человека. Этот опыт невозможно приобрести силой мысли, никакие знания не могут его дать, опыт, который даруют молитвы и единение с братьями и сестрами по вере абсолютно уникален. Во многом Крестный ход — это и жертва, которые христиане приносят Господу.

150 км пути Великорецкого крестного хода — непростое испытание. Крестный ход пробуждает в душах даже людей особое религиозное чувство. Нельзя оставаться христианином только на литургии, христианин верит в Господа и старается жить по его заповедям даже вне стен церкви. И, когда церковная жизнь выходит за стены храма, например, в молитвенное шествие с иконой, даже, если это трудный путь, верующему полезно в нем участвовать.

Крестный ход - испытание и радость для верующих

Крестный ход для верующих

Конечно, стоит оценить и свои физические возможности. Господь не требует от нас невозможного. И хочет «милости, а не жертвы». Богу нужно не слепое исполнение обрядности, а веление души. Поэтому идти на Крестный ход следует, если к этому стремится ваша душа.

Крестный ход. Читать на Правмире:

  • Великорецкий Крестный ход 2012
  • Великорецкий Крестный ход
  • Васильковый Крестный ход
  • Несанкционированный Крестный ход?
  • Великорецкий крестный ход. Готовность №1 (Фоторепортаж)
  • Крестный ход в Москве (фоторепортаж)
  • Крестный ход по набережной моря
  • Крестный ход в честь Царственных страстотерпцев — ФОТО
  • Крестный ход Хотьково — Сергиев Посад: взгляд изнутри (ФОТО)
  • Крестный ход мира по Украине: «А зачем они идут?»
  • Протоиерей Всеволод Чаплин: Крестные ходы – возрождающаяся традиция
  • Парами, парами, по двое! Хоругвеносцы, за мной! — Крестный ход
  • Ноги в кровь и никаких гаджетов — Крестный ход
  • Крестным ходом по Рублевке (ФОТО)
  • Люди XXI века идут пешком … за преподобным — Крестный ход
  • 120 километров для паломника (фото) — Крестный ход
  • Идем в поход, или Школа без каникул — Крестный ход
  • Крестный ход. Киев. LIVE
  • Крестный ход с Водосвятием

Крестный ход. Видео:

Великорецкий Крестный ход

Молитвенное шествие на Пасху. Валаам

Молитвенное шествие на Пасху. Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Источник

Совсем скоро начнутся крестные ходы. Это такое торжественное церковное шествие с большим крестом и иконами. И идёт крестный ход ПРОТИВ часовой стрелки. По приказу опального патриарха Никона. Натворил он дел, очнулись церковные власти: все нововведения Никона назвали ересью, и сослали его. Сослать-то сослали, но ересь не отменили!

Так и осталась ересь процветать на Руси.

Что же тут такого – что крестный ход идёт против часовой стрелки?

Как известно, еще со времен крещения Руси и до 17 века в православных церквах крестный ход вокруг храма совершался посолонь – т.е. по солнцу, по часовой стрелке. Исус в Евангелие от Иоанна (8 гл., 12 ст.) говорит:

“… Я свет миру; кто последует ЗА Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни”

Как известно, приказ Никона совершать крестный ход против солнца, вызвал раскол среди православных на старообрядцев и никонианцев( тех, кто боялся потерять место или расположение архимандрита, т.е. предателей) .

Сейчас церковные власти забыли, что водят верующих против солнца.  Знают ли они, что это – против Христа? Знают. Но у них есть отговорка: “Как нам ПРИКАЖУТ, так мы и сделаем. Нам всё равно”.

Вот так! Им – ВСЁ РАВНО! Они-то сделают, а расплачиваться нам своей энергией, своим здоровьем.

Почему?

Дело в том, что вся природа живёт ПО часовой стрелке, и всё в нашем организме работает в этом же направлении. Если же сделать наоборот – так любили применять маги ВУДУ – то человек начинает БОЛЕТЬ, Хиреть, может и совсем загнуться… Представьте только, крестный ход обходит ВСЁ СЕЛЕНИЕ!!! Значит, все жители теперь – заложники природного правила: у них отбирают энергию жизни…

Читайте также:  Миноксидил для волос вред и польза

Древние народы считали, что вращение ПО часовой стрелке – это ДАЮЩАЯ, УКРЕПЛЯЮЩАЯ энергия, а ПРОТИВ часовой стрелки – отбирающая… Как и у племени вуду: для уничтожения противника вокруг его фигуры закручивали спирали ПРОТИВ часовой стрелки!

Раньше люди, особенно весной, для придания дополнительных сил земле водили на ней хороводы. Строго – ПО часовой стрелке! Кто ж себе лихого желает?!

Народные хороводы закручивали энергетическую воронку. Любой физик это подтвердит: собирание хороводом энергии из пространства многократно усиливает местность, наполняет её живительной энергией. Водящие мужчины и женщины наматывали на себя (круги водят) энергетические нити Вселенной, вбирали силу неба и земли.

Чтобы жить в селе становилось комфортнее и богаче, чтобы жители были здоровы и жили бы дольше, во время Пасхи хороводом обходили ВСЁ СЕЛЕНИЕ.

Хороводом и лечили. Если внешний круг хоровода будет из мужчин, а внутри этого круга закручивают энергию женщины, образуется настоящий ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ВИХРЬ, как тайфун, только со знаком “плюс”! Он разорванную ауру делает цельной, убирает зажимы и блоки, даёт мощную жизненную энергию!

В центр такого двойного хоровода садили больного человека… По преданиям, часто – выздоравливали! Только в этом хороводе должно быть либо 2 круга: женский и мужской, либо 1 круг с чередованием: девушка-парень, девушка-парень…

А возьмите детей – как они любят кружиться!!! Подсознательно чувствуют мощный заряд Природы!

Но вернёмся к церковникам. Люди ВЕРЯТ им. Надеются, что те стараются для БЛАГА всех людей. Делают – ХОРОШЕЕ. А они?! Сами обозвали новшества Никона ЕРЕСЬЮ, живут теперь по этой ереси и стараются, чтобы подопечные жители побыстрее бы заболели, похирели и умерли???

Источник

Кре́стный ход — в православных и восточнокатолических церквях торжественное церковное шествие с большим крестом (от его несения в начале процессии она и получила своё название), иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой (например, в Пасхальную неделю вокруг церкви, в Крещение на водосвятие), или от одного места к другому (например, от храма к реке для освящения воды, от захоронения мученика к освящению нового храма его имени, вокруг городов и т. д.).

Происхождение[править | править код]

Образ крестного хода в Библии[править | править код]

Образом крестного хода могут служить разные события, описанные в Ветхом Завете[источник не указан 1468 дней]:

  • Первозданное райское богослужение ангелов,
  • Блаженное хождение первых людей по Эдемском саду,
  • Плавание Ноева ковчега по водам Всемирного потопа,
  • Заповеданное Богом распространение людей по всей земле (Быт. 9:1-16),
  • Переселение Авраама из Ура халдейского в землю обетованную,
  • Путь евреев из Египта в Землю Обетованную;
  • Торжественное семикратное обнесение Ковчегом Завета стен Иерихона;
  • Торжественные перенесения Ковчега Завета царями Давидом и Соломоном при участии народа.
  • Также ежегодно в Праздник кущей совершалось торжественное шествие на Силоамский источник, где бралась для жертвоприношения вода, которая при звуках музыки и торжественном пении приносилась в храм.
  • Возвращение евреев из плена вавилонского.

В Новом Завете также есть прообразы и примеры крестных ходов:

  • Встреча Марии и Елизаветы — матери Иоанна Предтечи в Горнем,
  • Шествие Святого Семейства в Вифлеем,
  • Поклонение пастухов,
  • Поклонение волхвов,
  • Бегство в Египет,
  • Путешествие 12-летнего Иисуса в Иерусалимский храм,
  • Проповедь Иоанна Крестителя на Иордане,
  • 3-летнее странствование Спасителя по Палестине,
  • Вход Господень в Иерусалим,
  • Крестный путь Иисуса Христа до Голгофы,
  • Сошествие Христа в ад,
  • Шествие Христа с Лукой и Клеопой во Эммаус,
  • Изведение Христом одиннадцати апостолов, и бывших с ними, из [из города] до Вифании (Лк. 24:50),
  • Вознесение Господне,
  • Миссионерские проповеди апостолов.

История крестных ходов[править | править код]

В период гонений на христиан в Римской империи публичные крестные хода совершать было небезопасно, поэтому их количество было невелико.

Первый покровитель христиан из римских императоров Константин I Великий накануне решающей битвы в 312 году видел знамение креста на небе с надписью «Сим победиши!», после чего велел изготовить для своей армии знамёна (впоследствии — хоругви) и щиты с изображениями креста. В дальнейшем упоминается сообщение о том, что в начале V века епископ Порфирий Газский совершал крестный ход на место языческого капища, где предполагалось строительство христианского храма; а во время засухи он совершил шествие, «имея пред собою честный Крест», в древнюю церковь, где находились мощи Св. Тимофея и других мучеников. В VI веке совершение таких крестных ходов было узаконено императором Юстинианом I; он же запретил совершать ходы мирянам без участия священнослужителей: «ибо будет ли крестным тот ход, в котором нет священников, приносящих торжественные молитвы». Кроме этого, совершались шествия («умилостивительные ходы»), когда византийские императоры отправлялись на войну: Феодосий I Великий «с священниками и народом обходил все храмы во власянице, повергался перед гробницами мучеников и Апостолов» перед походом против Евгения; император Маврикий совершал ход в Храм Живоносного Источника; Константин X Дука совершал «продолжительное молебствие с ходом, в котором сам шёл пеший со слезами и сокрушенным сердцем». Есть ряд сообщений о том, что во время природных бедствий (наводнения, бури, засухи) в Константинополе совершались крестные ходы, когда «весь город, по словам историка, обращался как бы в церковь». С VI века в Константинополе освящение храмов стало соединяться с торжественными ходами; так, в 536 году в первое освящение Софийского собора сопровождалось ходом в него из храма Св. Анастасии.

С возникновения собора Святой Софии в Константинополе получает широкое развитие и распространение Устав Великой церкви, где преобладали помпезные патриаршие и императорские выходы и церемонии, связанные с ними «песненные последования»[1], выходы с литиёй (на западе — литании)[2] на поле, то есть богослужения вне храмов, на площадях, улицах и даже за городом, совершения молебнов по случаю губительных эпидемий, землетрясений, пожаров, засух, наводнений, нападений врагов или в благодарность за избавление от них.

В определённые дни церковная процессия (наш теперешний «крестный ход») начиналась в Св. Софии и направлялась в храм, посвященный памяти празднуемого святого или события, в котором вся Церковь, — а не отдельный «приход», — эту память праздновала. Так, например, 16 января, в день празднования «уз св. Апостола Петра процессия — по указанию „Устава Великой Церкви“ — выходит из Великой Церкви (то есть Святой Софии) и направляется в храм св. Петра, где и совершается праздничная Евхаристия». Так вот, пение антифонов и совершалось во время этой процессии и заканчивалось у дверей храма чтением «молитвы входа» и самим входом в храм духовенства и народа Божия для совершения Евхаристии. Отсюда многообразие антифонов, их «изменчивость» в зависимости от празднуемого события, отсюда существование до сего дня особых антифонов, предписанных в дни больших Господних праздников и т. п… Иногда, однако, вместо антифонов пелись специальные тропари святому, и тогда «Устав», отмечая эти тропари, предписывает: «…И входим в Церковь св. Петра и поется „Слава“ с тем же тропарем. Антифонов нет, а сразу Трисвятое…».

Отголоски обязательного крестного хода перед каждой литургией можно наблюдать на каждом архиерейском её совершении:

Читайте также:  Куриные котлеты с творогом польза

  1. когда архиерей входит в храм, протодиакон возглашает: «Премудрость», после чего хор поёт: «Достойно есть» (или задостойник) — то есть, то, что завершает предыдущее богослужение (предполагаемый крестный ход),
  2. до малого входа архиерей, по сути, не участвует в литургии — сидит на кафедре посреди храма, что косвенно свидетельствует о том, что антифоны литургии в прежние времена пелись только в крестных ходах.

Русский летописец Нестор сообщал о шествии патриарха Фотия I с ризой Богоматери из Влахернского храма к морю, во время нашествия Аскольда и Дира. Тот же летописец указывает, что массовое крещение киевлян равноапостольным князем Владимиром было совершено не в храме, а на реке Днепр, во время крестного хода.

Однако в российских условиях (с лютыми зимами и осенне/весенней грязью на дорогах) частые крестные хода совершать не очень удобно. Поэтому количество крестных ходов в Русской православной церкви значительно сократилось вслед за греческими церквами, которым принудительно запрещалось совершать массовые шествия оккупационными властями мусульман (арабов и турок) и латинян (крестоносцев).

Виды крестного хода[править | править код]

Крестный ход бывает:

  • внутри храма — в конце утрени Крестопоклонной недели, Происхождения честных древ и Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня. Разновидностью крестного хода внутри храма можно считать литию и даже, с некоторой натяжкой, полиелей, каждение всего храма, великий и малые входы, молебны, совершение таинств/треб, схождение всех певцов обоих хоров на совместное пение катавасий и др.,
  • вокруг и возле храма — в Вербное воскресение («хождение на осля́ти»), в страстную субботу с плащаницей, на пасхальной заутрени, после Литургии каждый день светлой седмицы, во все воскресные дни до отдания Пасхи, в дни престольных и других больших праздников, когда позволяет погода,
  • из храма в храм или из села в село — при освящении храма, в праздники в честь особо почитаемых святых и икон (например, многодневный паломнический Великорецкий крестный ход), с молениями у разрушенных/строящихся храмов, по местам чудесных явлений и знаменательных событий,
  • для освящения воды источников, рек и озёр — в сочельник и в сам день Крещения Господня, а также в Живоносный Источник (Светлый пято́к), в Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня,
  • погребальный с покойником на кладбище,
  • в связи с конкретными жизненными обстоятельствами — может не иметь постоянных дат (начало и конец сельскохозяйственных работ, засуха, непрерывные дожди, эпидемии и др.). Например, если крестный ход проводится на молебне о ниспослании дождя, тогда шествие направляется из храма на поле. Бывают крестные ходы в зонах каких-либо техногенных катастроф и боевых действий,
  • крестный ход, приуроченный к какому-либо государственному празднику или событию. В 2013 году в Санкт-Петербурге родилась идея организации «межконфессионального» и «светского» крестного хода в День народного единства 4 ноября. «Так как праздник 4 ноября — государственный, крестный ход — межконфессиональный», — заявил викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Кронштадтский Назарий (Лавриненко)[3],
  • миссионерский крестный ход,
  • паломничества, когда группа православных туристов во главе со священником совершают поездку, во время которой ежедневно произносятся проповеди, молитвы, песнопения, с участием в общественных богослужениях (часто с Причащением),
  • крестный ход с требованиями к властям — демонстрация (Кровавое воскресенье (1905), или «Стояние за веру»[4]),
  • крестный ход по домам прихожан — колядование,
  • детский познавательный и спортивно-оздоровительный — крестный поход на природу.

Порядок совершения[править | править код]

Крестный ход вокруг храма в Русской православной церкви совершается против движения солнца (против часовой стрелки, противосолонь), в Русской православной старообрядческой церкви — по движению солнца (посолонь). Участвующие в нём священно- и церковно- служители идут попарно в полном (не всегда) облачении, во время шествия поётся молебный канон. Неотъемлемой принадлежностью ходов издревле были крест и «возженные светильники и кадильницы»; затем присоединилось (в связи с участием в ходах императоров) «ношение священных знамён, или хоругвей, на которых также были изображаемы некоторые события из истории христианства, и которые неслись впереди совершаемого крестного хода». Также с древних времён в крестных ходах носились Евангелие и иконы. Чинопоследование крестных ходов, по большей части «состояло в противогласном (попеременном) псалмопении»[источник не указан 1531 день].

Состав песнопений на крестных ходах может быть очень разнообразным, в зависимости от возможностей и желания поющих:

  • Трисвятое,
  • Иисусова молитва,
  • Господи помилуй,
  • ектения,
  • канон (песнопение),
  • стихиры,
  • тропари,
  • кондаки,
  • величание,
  • запевы и припевы,
  • акафисты,
  • псалмы и антифоны,
  • народные кантики,
  • и другие молитвы и песнопения[источник не указан 1531 день].

В XX веке в Русской православной церкви появилась форма неканонического крестного хода («крестного лёта») с использованием технических средств, подразумевающая перелёт с иконой на самолёте группы священников, совершающих в местах остановок богослужения:

  • Фомин, Сергей Владимирович (историк) сообщает, что 8 декабря 1941 года чудотворный список Тихвинской иконы из московского храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском был на самолёте обнесён кругом Москвы и спас Москву от врага. А 9 декабря, после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобождён и город Тихвин.
  • с 14 по 19 июня 1999 года состоялся самолётный крестный ход вдоль границ Российской Федерации в честь 2000-летия Рождества Христова[5].
  • с 23 по 25 апреля 2009 года состоялся вертолётный крестный ход по памятным и святым местам России, приуроченный к 64-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне[6].
  • В рамках проекта «Православная экспедиция» по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла на российский космический корабль «Союз ТМА-16» был доставлен список новгородской иконы «Знамение». Облёт иконой Земли в количестве 176 раз с 30 сентября по 11 октября 2009 года был объявлен крестным ходом[7].
  • Большой (общегородской) крестный ход в Шуе в 9-е воскресенье после Пасхи. 1884 (?)

Крестный ход в культуре[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Марш во имя Иисуса
  • Великорецкий крестный ход

Примечания[править | править код]

Источники[править | править код]

  • Аничков-Платонов, И. Н. Разсуждение о крестных ходах православной церкви. — М., 1842
  • Крестный ход // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Пуртов Е., иер. История крестных ходов

Источник