В чем польза элективных курсов

В чем польза элективных курсов thumbnail

«Элективные курсы: за и против».

Модернизация Российского образования ввела в наши школы новый вид дифференциации обучения – элективные курсы. Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося. В 2002 году была принята Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, одобренная Министерством образования Российской Федерации, где и появилось впервые понятие профилизация обучения. В нормативную базу, регулирующую развитие профильного обучения в общеобразовательных школах РФ, входит следующие документы: Федеральный базисный учебный план от 2004 года;

Нормативно-правовая база профильного обучения заложена в следующих документах Министерства образования и науки РФ:

– Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р “Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы, предусматривающей профильное обучение”;

-Распоряжение Минобразования России от 30.09.2002, №970-13 “Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования”;

-Рекомендациях Министерства образования РФ об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные,элективные.

Время, отводимое на курсы по выбору для предпрофильной подготовки учащихся девятых классов, складывается из часов компонента образовательного учреждения (68 час.) и часов учебого предмета «Технология» (102 часа). В сумме это дает 170 часов, но поскольку примерно треть от этого времениы предполагается затратить на проведение профессиональных проб и консультаций, то на курсы по выбору остается 115 часов. При шестидневной учебной неделе время на изучение этих курсов может увеличиться 180 часов.

В результате изучения курсов по выбору учащийся 9 класса должен быть готовым ответить на два вопроса: «Чего я хочу в своей ближайшей образовательной перспективе?» и «Могу ли я, готов ли я продолжить обучение по выбранному профилю?»

В процессе изучения данных курсов учащиеся 9 классов должны иметь возможность:

– приобрести опыт приложения усилий по освоению образовательного материала и по освоению компетентностей, востребованных в профильном обучении и послешкольном образовании;

– получить информацию о значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения профильного образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;

– сформировать ценностные ориентации, связанные с профилем обучения и соответствующим ему направлениями послешкольного образования.

Школа должна предоставить учащимся возможность изучить несколько курсов по выбору за год, следовательно, эти курсы не могут быть большими. Оптимальная их продолжительность 8–16 часов.

Номенклатура курсов по выбору для основной школы формируется из:

  • профилей школы;

  • факультативов;

  • кружков;

  • учебно-исследовательской работы;

  • предметных школ;

  • лабораторно-практической части учебных программ;

  • общественного запроса;

  • интересов и увлечений учителя и учащихся.

Существует несколько подходов к созданию курсов по выбору.

Фундаментальный подход предполагает разработку содержания курса в логике перехода от фундаментальных законов и теорий к частным закономерностям, направленного на углубленное изучение предмета, ориентированного, в первую очередь, на одаренных детей в данной предметной области, и непосредственно связанного с профильными учебными предметами старшей школы.

Методологический подход основан на научном методе познания, особенности которого демонстрируются на историко-научном материале. Отсюда главная цель изучения курса по выбору, основанного на методологическом подходе: знакомство с методом научного познания, овладение некоторыми исследовательскими умениями. Этот подход предполагает использование проектной технологии обучения, организацию лабораторно-практических занятий, занятий практикумов и т.п.

Универсальный подход характеризуется группировкой содержания вокруг ряда важнейших понятий, имеющих универсальное значение для науки. Данный подход предпочтителен для межпредметных курсов, которые рассматривают одну проблему, явление, понятие с разных сторон в свете разных наук. Для него предпочтительными может стать использование технологий рефлексивного обучения, критического мышления, кейс-метода и т.д.

Прагматичный подход предполагает приобретение определенных знаний и умений, обеспечивающих базовый культурный уровень учащихся и широко использующихся в дальнейшей жизни. Для него предпочтительными являются практические занятия, серии практикумов в конкретной профессиональной области.

Деятельностно-ценностный подход предполагает знакомство со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения содержания того или иного профиля обучения. Существуют определенная взаимосвязь между рациональным отбором способов деятельности и форм организации учебного процесса с одной стороны и способностям и склонностями учащихся конкретного профиля с другой. Построение курса по выбору, основанного на таком подходе предполагает учет склонностей учащихся к соответствующим способам деятельности. Так, ученики естественного профиля проявляют склонность ко многим способам деятельности и к формам процесса обучения химии и биологии. Для гуманитарного профиля характерны такие виды деятельности, как составление конспектов, планов, тезисов, рефератов, а предпочтительными формами обучения являются экскурсии, демонстрации, дискуссии, ролевые игры. Для математики характерно составление схем, таблиц, нахождение закономерностей.

Читайте также:  Какая польза от редьки белой

Компетентностный подход1 имеет много сторонников сегодня, и, возможно, многие разработчики отдадут ему предпочтение при разработке курсов по выбору для основной школы. При этом может быть следующая последовательность действий:

определение значимых для учащихся данного возраста проблем

выделение необходимых умений для их разрешения

определение компетентностей, требуемых для решения данного типа задач

отбор необходимого содержания

разработка методов обучения

разработка системы оценивания.

В качестве ориентиров для определения целей курсов по выбору могут быть взяты социальная, коммуникативная или предметная компетентность.

Курсы по выбору в предпрофильной подготовке подразделяются напредметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные).( на них мы остановимся позже)

Отличительными особенностями курсов по выбору для девятых классов являются их нестандартизованность, вариативность и краткосрочность. Вариативность курсов по выбору проявляется в том, что в ходе предпрофильной подготовки ученик 9 класса, ориентированный на какой-то конкретный профиль или, наоборот, еще колеблющийся в своем выборе, должен попробовать свои силы в освоении разных курсов по выбору, которых должно быть много как количественно, так и содержательно. Наличие большого числа курсов, отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки.

Курсы по выбору для предпрофильной подготовки в 9 классе должны отвечать следующим требованиям:

должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор;

должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы («Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом»);

должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле, помочь ученикам проверить себя, ответить на вопрос: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?».

Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием, может не позволить ученику ответить на эти центральные вопросы;

отбирая содержание, учитель должен ответить на вопросы: «Чем будет полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе?»;

перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы;

следует использовать возможности преподавания курсов предпрофильной подготовки другим педагогом, реализующим базовый курс по данному или родственному предмету;

курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т.д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности. Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность – работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.)

Курсы по выбору, по возможности, должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить монополию учителя на информацию.

Курсы по выбору для предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс. Они должны подготовить ученика не к сдаче экзаменов, а к успешному обучению в старшей школе.

Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный с обязанностью посещать и отчитываться. Элективный курс в профильной школе также краткосрочен, но его объем по часам (максимум 72 часа) выше, чем рекомендуемый объем курсов по выбору для девятиклассников (максимум 35 часов).

При разработке элективных курсов для средней (полной) школы следует учитывать мотивы учащихся, по которым они выбирают тот или иной курс. Это может быть подготовка к сдаче единого государственного экзамена по учебному предмету, который изучается школьником на базовом уровне, приобретение знаний и умений, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, возможность успешной карьеры и т.д.

. Разработка программ курсов по выбору для основной и элективных курсов средней (полной) школы

Программы курсов по выбору для основной и элективных курсов для средней (полной) школы имеют сходную структуру:

  • титульный лист;

  • пояснительная записка;

  • содержание;

  • примерное планирование учебного материала;

  • методические рекомендации;

  • список литературы.(презентация)

План выступления

– Цели и задачи, реализация элективных курсов;

– Требования к элективным курсам;

– Особенности элективных курсов (9классы);

– Виды элективных курсов и программ;

– Сходство и различие элективов и факультативов;

(Курсы по выбору широко использовались и используются в зарубежном образовании. В советской школе первые попытки внедрения элективной дифференциации были предприняты в 1960-х гг. Широкого распространения “альтернативные занятия” не получили. Видимо, поэтому в современной научно-методической литературе элективные курсы чаще сопоставляют с факультативами, которые начиная с 1966 г. были организованы практически во всех школах страны.

Читайте также:  Польза рыбы видео для детей

Попробуем сравнить элективные и факультативные курсы.

Сходство:

Сходство целей.

Целью факультативных занятий является “углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение”.

Цели элективных курсов аналогичны и лишь конкретизируются в зависимости от направленности каждого курса.

Объединяет отсутствие государственных стандартов и государственного итогового контроля по результатам их изучения. Кроме того, большинство авторов элективных курсов не рекомендует использовать традиционную пятибалльную систему оценки на занятиях. Как известно, знания и умения учащихся на занятиях факультативов также не принято оценивать традиционной отметкой.

Содержательно они могут далеко выходить за рамки школьных учебных предметов и не должны их дублировать.

Сходство и в том, что и факультативы, и элективы выбираются самими учащимися на основе их интересов и предпочтений.

Различия:

Чем же отличаются элективные и факультативные курсы?

Как известно, факультативные курсы – это необязательные учебные занятия для всех учащихся, а элективные курсы – обязательный образовательный компонент для всех учеников общеобразовательных школ, их выбирает каждый ученик.

Еще одна отличительная черта факультативных и элективных курсов – их разная продолжительность.

Факультативные курсы представлены программами, рассчитанными на весь учебный год (минимум – 34 ч). Элективный курс может быть в широком диапазоне продолжительности (от 6–8 до 72 ч), рассчитанные на один-два месяца, одну четверть или одно полугодие. Таким образом, элективные курсы в отличие от факультативов могут быть краткосрочными.

Факультативные курсы, как правило, вынесены за основную сетку занятий и проводятся 7–8-ми уроками или даже в свободный от занятий день, например в субботу при пятидневной учебной неделе. Элективные же курсы в рамках компонента базисных планов входят в сетку часов и проводятся наравне с другими уроками.

Учащимся одного класса или одной параллели классов может быть предложен единственный факультатив по одному предмету. Но, поскольку элективные курсы выбирают все ученики и продолжительность курсов разная, их число должно быть значительно больше. В нормативных документах и научно-методической литературе указывается необходимость предложения избыточного количества разных элективных курсов (минимум 2–3 курса в профильном обучении).

Заключение:

Элективные курсы – сфера бурного развития нового вариативного содержания школьного предметного образования. Это сравнительно новое явление в современной российской школе, поэтому в их использовании остается ряд нерешенных вопросов прикладного характера.

Способны ли элективные курсы снять проблему профессиональной ориентации? Ведь не секрет, что, несмотря на успешность ученика на элективных курсах, решение о выборе профиля обучения и дальнейшей профессии зачастую принимается родителями учащихся, а профильный класс может выбираться на основе желания быть с друзьями или с любимым классным руководителем.

Сколько курсов должен посетить ученик для успешной полного освоения программы профильного обучения? И как учесть, что элективные курсы могут иметь разную продолжительность. По всей видимости, должно быть оговорено общее количество часов элективных курсов, которое обязан посетить ученик на каждой ступени обучения. В противном случае не исключена ситуация, когда недобросовестный школьник будет выбирать необходимое число самых коротких курсов, которые не смогут обеспечить ему достойную подготовку. Кроме того, по-прежнему остается открытым вопрос об оптимальной продолжительности разных элективных курсов.

Как выбрать или создать наиболее конкурентоспособный (среди множества других предметных курсов) элективный курс? Это, пожалуй, главный вопрос, который стоит перед современной школой.

Источник

Аннотация. Разнообразие форм обучения в современной школе направлено на успешное выполнение поставленных образовательных задач. Одной из подобных форм выступает элективный курс, основной целью которого является профессиональная ориентация обучающихся старших классов.
Ключевые слова: элективный курс, профессионализация, формы обучения.

Элективные курсы – специально организованные краткосрочные курсы, ориентированные на формирование представлений обучающегося о широкой группе социально-профессиональных ролей и получение им опыта реализации определенного вида деятельности в какой-либо профессии, обеспечивающие самоопределение обучающегося относительно профиля обучения во взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью.

В образовательных учреждениях необходима избыточность элективных курсов для обеспечения возможности реального выбора обучающимися. Обязательное условие – использование активных форм проведения занятий, информационных и проектных форм работы.

Элективные курсы ориентированы на получение знаний в той или иной образовательной области, вводят в мир современных профессий: филолог, эколог, биолог, географ, химик, медик, дизайнер, фермер, агроном, автомобилист. Педагогам необходимо создать условия, удовлетворяющие потребности обучающегося в выборе содержания образовательного маршрута, создать условия, благоприятные для активизации деятельности обучающихся в профессиональном самоопределении. Задачи курсов – развитие творческого потенциала личности, обучение навыкам, приемам деятельности, расширение возможностей самореализации обучающихся в условиях практической деятельности в контексте особенностей выбранной профессии: исследовательской, художественной, трудовой, социальной.

Читайте также:  От ежей есть и польза и вред они едят диктант

Элективные курсы должны иметь социальную и личностную значимость, актуальность как с точки зрения подготовки будущих кадров, так и для личностного развития обучающегося. Они должны способствовать социализации и адаптации обучающихся, обладать развивающими возможностями, формировать профессиональные навыки, универсальные учебные действия обучающихся.

Методы и формы обучения должны определяться требованиями профессионализации, учитывать возрастные особенности обучающихся. Обучение необходимо вести через опыт и сотрудничество, работу в малых группах, использовать ролевые игры, моделирование, тренинги, метод проектов.

Обязательно использовать поисковой и исследовательский метод, стимулировать познавательную активность обучающихся. Не исключать и самостоятельную работу с различными источниками информации. Необходимо предусмотреть варианты изучения как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах основную и дополнительную литературу, электронные издания, Интернет-ресурсы.

Для определения ожидаемых результатов изучения курса необходимо регулярно оценивать достижения обучающихся, используя диагностику. Результаты должны быть значимы для самих обучающихся для успешной профессиональной карьеры по окончании курса. Необходимо продумать и разработать формы промежуточного контроля и формы итоговой зачетной работы по курсу.

Основные принципы обучения – индивидуальность, доступность, преемственность, результативность, развитие способностей, склонностей, интересов, также учитываются при разработке форм итогового контроля.

Чаще всего обучающиеся затрудняются ответить на вопрос относительно того, чем он хочет заниматься в жизни. Они просто не имели возможности или не пробовали серьезно заняться математикой или лингвистикой. Им кажется, что если они любят читать, то это означает, что карьера филолога ему подходит; если у него пятерка по математике, то надо поступать на математический факультет университета. В школе мы сталкивались с обучающимися, которые многое могут и даже учатся хорошо, но ничего не хотят изучать дополнительно, только в рамках урока «я могу».

Предположим, обучающийся решил, что он должен освоить программу физико-математического класса. Но кем он будет – экономистом, физиком, он пока не решил. В решении этой проблемы также могут помочь элективные курсы.

Мотивация к изучению того или иного предмета возникает у обучающегося через успех. Нравится обычно то, что получается. Элективные курсы и должны стать тем местом, приходя в которое, обучающийся начинает свободно высказывать свои мысли, раскрепощаться, приобретать опыт успешного ученичества, приобщается к профессии. Задача учителя – помочь ребенку сориентироваться в выборе пути продолжения образования, восполнить пробелы его подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность обучающемуся проявить себя и добиться успеха.

Благодаря элективным курсам, обучающиеся расширяют знания в различных областях по выбранной ими профессии, прорабатывают и проигрывают различного рода ситуации, связанные именно с той профессией, которую они выбрали, обсуждают положительные стороны профессии.

Находят популярные, престижные профессии и сравнивают их с теми, которые менее популярны, но не менее важны. Формируют собственный взгляд на свое будущее, на то, куда и кем каждый из них пойдет работать. Совместная деятельность помогает обучающимся сформировать представление о профессиях, которые встречаются на современном рынке труда.

Проведя мониторинг посреди учебного года, мы выявили, что у большинства обучающихся, посещающих элективные курсы, оптимальный уровень самоопределения. Они ориентированы на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представления старшеклассников относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения по выбору профессии самостоятельны, а профессиональный выбор конкретен.

В настоящее время обучающиеся 11 класса МБОУ «Терентьевская сош» на элективных курсах изучают профессиональные навыки разнотипных профессий, проявляют устойчивый интерес к обсуждению своего трудового будущего, «примериванию» себя к выбранной профессии. Нами были апробированы элективные курсы: «Речевой этикет», «Культура речи», «Юный филолог», «Журналист» учебного предмета «Русский язык»; «Замечательные неравенства, их обоснования и применение», «Геометрическое моделирование окружающего мира» учебного предмета «Математика»; «Технология создания сайтов» учебного предмета «Информатика и ИКТ»; «Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» учебного предмета «Химия», «First Steps to Creative Business Writing (Эффективный курс делового письма на английском языке)» учебного предмета «Английский язык».

Литература

  1. Голуб, Г.Б. Предпрофильная подготовка учащихся: рекомендации по организации и проведению / Г.Б. Голуб, А.В. Великанова; под ред. проф. Е.Я. Когана. [Текст] – Самара: Учебная литература, 2006. – 160 с.
  2. Ерина, Т.М. Плюсы и минусы профилизации российского образования / Т.М. Ерина [Текст] // Профильная школа. – 2008. – №2. – с.39-44
  3. Тавстуха, О.Г. Методическое сопровождение профессионального самоопределения  учащихся в предпрофильной подготовке: учеб.-методич. пособие / О.Г. Тавстуха, А.А. Муратова [Текст] // -Оренбург: ОГПУ, 2008. – 212 с.
  4. Немова, Н.В. Управление системой профильного обучения в школе: метод. пособие / Н.В. Немова. [Текст] // – М.: Сентябрь, 2005. – 160 с.

Источник