В чем польза игры на духовых инструментах

В чем польза игры на духовых инструментах thumbnail

Говорят, что скрипка лучше других инструментов развивает слух. Но некоторые считают, что скрипка развивает сколиоз, ведь инструмент нужно придерживать подбородком, а значит, шея долгое время находится в напряженном и не совсем привычном положении. Кроме того, зажимать струны детскими пухлыми пальчиками довольно непросто, а иногда и болезненно.

Отказывать от идеи научиться игре на скрипке не стоит. Вдруг скрипка – это идеальный инструмент для вашего ребенка? Зачем же упускать шанс развить музыкальный талант отпрыска? Конечно же, первое время вам придется потерпеть неумелые пассажи и неприятные «мяукающие» звуки, но совсем скоро вы будете гордиться своим маленьким музыкантом.

Саксофон

Саксофон – один из самых романтичных инструментов, ведь его тембр считают наиболее проникновенным и идеально подходящим аккомпанементом для любовных свиданий. Считается, что саксофон – это инструмент для мальчиков, но это не совсем верно, ведь чтобы овладеть техникой игры, нужно иметь приличные легкие и хороший слух, а вовсе не сильные мышцы и крепкие кулаки. Самый распространенный вариант саксофона – альт. Обычно именно на нем обучают детей, а после окончания музыкальной школы и поступления в вуз или для участия в джазовом ансамбле выбирают другой тембр – баритон, сопрано или тенор – деление идентичное человеческому голосу по высоте.

Есть мнение, что игра на духовых инструментах помогает ребенку справиться с такими недугами как астма или тонзиллит на ранней стадии развития. К тому же, при игре на саксофоне развивается так называемое «абдоминальное дыхание», при котором работают мышцы живота. Такое дыхание пригодится на йоге и на уроках пения. Единственное, что нужно учесть – начинать учиться игре на саксофоне лучше в возрасте 10 – 12 лет, когда организм сформирован, а легкие окрепли.

Флейта

Если же ваша душа, а главное, интерес вашего ребенка больше лежит к легкому «порхающему» звучанию, попробуйте флейту. Самый сложный момент – приловчиться и извлечь из инструмента первый звук, ну а дальше все пойдет как по маслу. Если будущему флейтисту еще не исполнилось 10 лет, стоит приобрести специальный J-образный мундштук для инструмента, поскольку из-за прямого мундштука у ребенка могут начаться проблемы с плечами и спиной. Когда же малыш освоит азы звукоизвлечения, ему не составит труда перейти на флейту с прямым мундштуком без всякого ущерба для здоровья.

Флейту рекомендуют детей, в частности, испытывающих проблемы с дыхательной системой. Смысл в том, что флейта требует глубокого вдоха и медленного, предельного выдоха – а это ведь самая интенсивная аэрация легких, которая может пойти на пользу при склонности к затяжным бронхитам и простуде, при аллергических поражениях дыхательных путей, а также при апатии и плохом настроении.

Гитара

Большое количество мальчиков, да и девочек, мечтают стать рок-звездами и поразить публику невероятным соло на гитаре! Пожалуй, гитара частенько занимает лидерскую позицию при выборе инструмента для обучения музыке. И это неспроста, ведь гитара – это огромный простор для творчества. Ваш ребенок сможет играть классические произведения и любимые песни, а после освоения акустики вполне – попробовать себя в качестве рок-гитариста (хотя для этого придется приобрести электрогитару и пару-тройку базовых «примочек» для нее).

Еще один плюс гитары в том, что обучаться играть на ней легко как детям, так и взрослым, причем как в музыкальной школе, так и по интернету (хотя онлайн-вариант, конечно же, стоит оставить для детей от 12 лет, но в экстренных случаях, когда малыш не может посетить педагога, эта возможность вполне подойдет).

Начать уроки игры на гитаре можно, уже с 5 лет, ведь занятия развивают мелкую моторику.

А вообще, какой бы инструмент вы ни выбрали, главное, чтобы ваш малыш был счастлив и с каждым днем раскрывал свой талант!

Источник

Автор: Трояновский Борис Юрьевич
Должность: педагог по классу флейта,блок-флейта.
Учебное заведение: ГБОУДОД им.Александрова.
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка.(эссе.)
Тема: “Влияние и польза игры на флейте и других духовых инструментах на дыхательную систему человека”.
Дата публикации: 25.03.2016
Раздел: дополнительное образование

Влияние и польза

игры на флейте и других

духовых инструментах

на дыхательную систему человека.
Музыкальное образование – одно из непременных условий
всесторонне развитой личности,
ПОЭТОМУ

МНОГИЕ
родители мечтают
отдать своего ребенка в музыкальную школу. В канун нового
учебного года родители активно записывают своих чад в
разнообразные студии и школы.

Выбор музыкального инструмента, на котором ваш ребенок
будет учиться играть, очень важен. От правильно принятого
решения зависит многое. И влияние музыкальных занятий на
здоровье ребенка, и его успехи в обучении, и его будущая карьера.
Выбирая инструмент, не стоит следовать духу моды. Если в данный
момент времени модно играть на баяне, вовсе не обязательно эта
мода сохранится десяток лет, пока малыш вырастет. Выбирайте
инструменты более универсальные.
Сначала стоит поговорить с малышом, предложить ему
послушать звучание разных музыкальных инструментов и показать,
как на нихиграют музыканты. Ребенок, возможно, проявит интерес
к чему-то определенному. Но чтобы убедиться в правильности
выбора, одного желания недостаточно. Следует оценить, как тот
или иной музыкальный инструмент может сказаться на здоровье

вашего ребенка. К примеру, нет ничего лучше для развития
дыхания, чем занятия на духовых инструментах.
Детям, страдающим астмой, особенно рекомендованы
занятия на духовых музыкальных инструментах (флейта, гобой,
кларнет, саксофон), а для детей трёх-четырёх лет – блок-флейта. Эти
занятия сопряжены с работой над профессиональным
исполнительским дыханием, которая помогает бороться с
симптомами астмы и аллергии, а порой даже излечивает их!
Духовые музыкальные инструменты – семейство музыкальных
инструментов, у которых источником звука является столб
заключённого в них воздуха; отсюда название (от слова «дух»- в
значении «воздух»). Звук извлекается с помощью вдувания в
инструмент воздушной струи.
Духовые инструменты – инструменты универсальных
возможностей. Они используются везде: в симфонических,
джазовых, духовых оркестрах, народных коллективах,
в коллективах авангардных направлений современной музыки.
В музыкальных школах – целое «созвездие» инструментов, на
которых с большим удовольствием учатся играть дети. Все эти
инструменты прекрасно звучат в школьном духовом оркестре.
Занятия на духовых инструментах очень полезны для здоровья. Они
укрепляют и оздоравливают систему дыхания. Настоятельно
рекомендуются медиками в комплексной терапии бронхиальной
астмы и хронических бронхитов. Обучаясь на духовых
инструментах, мальчики могут получить специальность для службы
в армии. Ребят ждут и студенческие оркестры, организованные в
ВУЗах страны.
Сразу заметим, что для игры на духовых инструментах
существуют возрастные ограничения. Например, обучаться игре на
саксофоне рекомендуют с 10-11 лет – к этому возрасту ребенок

достигает необходимого физического развития. Однако, учитывая
акселерацию, планку «духовиков» постепенно понижают. С 5 лет
уже можно учиться играть, например, на блок-флейте или окарине.
Многие родители приводят своих детей в школу именно для
улучшения здоровья. Были случаи, когда ученики игрой на флейте и
гобое лечились от астмы. У тех, кто систематически, ежедневно
занимался, самочувствие значительно улучшалось. Да и детям
учиться играть было значительно интереснее, чем надувать
воздушные шарики, как советуют врачи.
То, что «трубить» действительно очень полезно, подтверждает
и врач-пульмонолог, кандидат медицинских наук Лариса Ярощук:
«При игре на флейте или другом духовом инструменте (гобое,
саксофоне), создается сопротивление потоку выдыхаемого воздуха.
Это помогает хорошо раскрыться альвеолам (структурным
единицам легких), развивает легочную ткань, улучшает газообмен в
организме, увеличивает жизненный объем легких. Однако перед
тем, как записать ребенка в музыкальную школу, следует учесть и
противопоказания. Нельзя играть на духовых инструментах при
эмфиземе (патологическом увеличении объема легких),
повышенном внутричерепном давлении, кистах в легких и на
некоторых стадиях туберкулеза. Нужно быть осторожными и при
врожденных пороках сердца: таким детям противопоказана
«тяжелая артиллерия» оркестра, например, тромбоны или тубы,
так как эти инструменты требуют немалой физической нагрузки».
Если у Вашего ребенка проблемы с дыханием, астма, то нет
ничего лучше духового отделения – флейта, саксофон, труба,
валторна. Тут вашему ребенку поначалу предложат начать учиться
на деревянной или пластиковой блок-флейте. Этот этап един для
всех духовых инструментов. Здесь постигаются азы нотной грамоты,
мелодии и, что самое главное , развивается дыхание! Знаю многие

случаи, когда болезнь отступала под упорством и трудолюбием
ребенка через пару-тройку лет занятий.
Астма — это заболевание трахеобронхиального дерева,
которое характеризуется бронхиальной гиперреактивностью и
последующей обструкцией воздушного потока вследствие
воздействия какого-либо раздражителя. Таким раздражителем
могут быть экзогенные аллергены, вирусная респираторная
инфекция, физическое перенапряжение, холодный воздух,
табачный дым и другие вещества, загрязняющие воздух. При этом
обструкция воздушных путей носит динамичный характер и
улучшается либо спонтанно, либо в результате лечения.
Ещё пример. Лечение астмы по-австралийски.
Люди, страдающие бронхиальной астмой, знают, что приступ
удушья может застать в самый неподходящий момент. В подобных
ситуациях, главное – иметь с собой компактный баллончик-
аэрозоль, иначе последствия могут быть самыми печальными. На
случай отсутствия лекарства существуют специальные дыхательные
упражнения, способные облегчить страдания больного. А недавно
австралийские ученые открыли новый способ лечения астмы
-игрой на духовых музыкальных инструментах.
Так, в частности, приступы удушья проходят, если больной
играет на диджериду – музыкальном духовом инструменте
австралийских аборигенов. Исследование, проведенное
сотрудниками Университета Южного Квинсленда — Австралия,
показало, что регулярные занятия на диджериду облегчают
дыхание астматиков и улучшают состояние их здоровья в целом.
В ходе эксперимента десять мальчиков-аборигенов на
протяжении шести месяцев еженедельно посещали уроки игры на
диджериду. По окончании выяснилось, что их респираторные
функции значительно улучшились. По словам ученых, этому

способствовало глубокое и перманентное (непрерывное) дыхание,
необходимое для извлечения звуков из упомянутого инструмента.
Диджериду изготавливается из куска ствола эвкалипта длиной
до трех метров, сердцевина которого выедена термитами.
Мундштук может быть обработан черным пчелиным воском.
Инструменты обычно расписывается и украшается изображениями
тотемов племени.

Читайте также:  О пользе книг отрывок из повести временных лет анализ

Игра на духовых инструментах уменьшает риск развития

апноэ сна.
В исследовании приняли участие 129 человек. 64 добровольца
играли на духовых музыкальных инструментах, а остальные – нет.
Специалисты проверили функцию легких участников. Также
добровольцы заполнили опросник, предназначенный для оценки
риска развития апноэ сна, пишет The Times of India.
Легкие у людей, игравших на духовых инструментах, работали не
лучше, чем у тех, кто на таких инструментах не играл. Однако,
согласно результатам опросника, риск развития апноэ сна у
участников, которые играли на духовых инструментах, оказался
ниже примерно на 1 балл. Ученые объясняют данный факт тем, что
у людей, играющих на духовых инструментах, вероятно, повышен
мышечный тонус в верхних дыхательных путях.
Так, по словам исследователей, игра на духовых инструментах
– хороший способ профилактики апноэ сна в группах риска. У
занятий музыкой есть и другие плюсы. Например, они развивают
области мозга, связанные с восприятием речи.

Польза от занятий музыкой.
Как известно, различным областям человеческого мозга присуща
разная специализация. Мозг человека функционально разделен на
два полушария, соединенных т.н. “мозолистым телом”, то есть,

своеобразным “информационным мостом”, соединяющим части
мозга.
Замечено, что у людей, интенсивно занимающихся музыкой,
данный “мост” гипертрофируется, другими словами- увеличивается
При занятии музыкой, мозолистое тело увеличивается в размере
примерно на 25 %. (Увеличивается количество нейронов,
помогающих информации циркулировать в пределах мозга).
Мозолистое тело координирует работу обоих полушарий нашего
мозга. Оно отвечает за скорость обмена информацией между
ними. Ученые уверены, что игра на музыкальных инструментах
приносит радость ребенку и стимулирует развитие. Ребёнок
становится умнее, развивается образное мышление. И он может
затем работать в разных областях человеческих знаний.
Таким образом, игра на духовых инструментах благотворно влияет
на дыхательную систему и гармонизирует общее состояние
человека.
Список литературы:
1. Рязанов С. «Школа игры на кларнете», изд-во «Москва», 1978г.,
247 с.
2. Усов Ю. А. «Методика обучения игре на трубе», изд-во
«Москва», 1982г., 354с.
3.

Читайте также:  Польза козьего молока для сердца

Галыгина Дарья Александровна.

Источник

Маркелова Нина Геннадьевна                                                                                                                                                                            

преподаватель духовых инструментов  высшей квалификационной категории

МБОУДОД «ДШИ №6»

Здоровьесберегающие технологии при обучении игре на духовом музыкальном инструменте.

Вы только представьте себе: играет пианист, скрипач, гитарист, органист – в процессе игры участвуют руки, ноги и собственно ум, его мыслительная деятельность. А что происходит с духовиком? Музыка, которую он исполняет, буквально живет в нем, в его чреве и это не преувеличение.

Работает практически весь организм: легкие, диафрагма, мышцы брюшного пресса, межреберные мышцы, голосовые связки, язык, губы, мышцы губного аппарата (так называемый АМБУШЮР) и наконец руки и ноги,  солируя духовики играют стоя. Может возникнуть вопрос, не наносит ли вред  игра на духовом инструменте здоровью исполнителя? В редких случаях да! Может быть нанесен ущерб здоровью. Уточним, какие же это случаи. В основном, это касается профессиональных исполнителей.

1.Неправильное дыхание может вызвать тяжелое заболевание – энфизему легких, оно характеризуется растяжением легочных альвеол и неспособностью их вернуться в исходное состояние.

2.Есть у духовиков и профессиональное заболевание, оно может развиться от сильного напряжения во время игры, но влияют и индивидуальные предрасположенности каждого человека.

Итак сделаем вывод: – на преподавателя ложится большая ответственность за здоровье обучающихся детей.

      Обратимся к истории: до 80-х годов XX века духовиков начинали обучать лишь с 10-11 летнего возраста, по причине того, что у детей раннего возраста еще не до конца сформированные легкие. В 80-е годы появилась и повсеместно распространилась Блокфлейта, – легкий и очень доступный духовой инструмент. Стало возможным обучать детей с более раннего возраста, то есть с 6 – 7 лет с последующим переходом на оркестровый духовой инструмент. Блокфлейта полюбилась за простоту и легкость звукообразования и небольшой расход воздуха, но эта легкость для духовика может стать и минусом.

      И опять встает ребром вопрос о правильности формирования  грудо-брюшного  дыхания, безопасного для здоровья исполнителя и дающего красивый звук инструмента. Очень много различных способов постановки дыхания в арсенале преподавателей: это и вдох в позиции наклона, и вдох лежа с книгами на животе, и напряжение мышц брюшного пресса, аналогичное напряжению в момент подъема тяжелого предмета. Внешние признаки  правильного дыхания это неподвижность плеч  и расширение в области пояса в момент вдоха. Вдох необходимо брать быстро, коротко, а выдох сделать длинным и ровным.

Читайте также:  Семена кунжута польза и противопоказания

      В момент вдоха организм человека получает кислород, играя на духовом инструменте, человек получает большую порцию кислорода, что благоприятно для здоровья, правда у начинающих духовиков, в связи с избытком кислорода, возникает легкое головокружение.

 Постепенно организм привыкает, и голова больше не кружится.

      Благоприятное воздействие исполнительское дыхание оказывает на детей, больных бронхиальной астмой и часто болеющих простудными заболеваниями верхних дыхательных путей. Сейчас это уже признанный факт, врачи сами рекомендуют таким детям занятия на духовом инструменте.

Исследование, проведенное сотрудниками Университета Австралии, показало, что регулярное занятие на диджериду (духовой народный инструмент) облегчает дыхание  астматиков и  улучшает состояние их здоровья в целом. Этому способствует глубокое и циркулярное (непрерывное) дыхание, необходимое для извлечения звука из инструмента.

              В наше время многие заболевания человечества молодеют, в том числе и психические, наверное, виной тому напряженный ритм жизни, обширный поток информации, магнитные и электрические поля, создаваемые бытовой электротехникой и нашим «спутником» становиться стресс. Музыкант исполнитель имеет возможность «разрядиться», то есть «выплеснуть» накопившееся эмоции или душевное напряжение в исполнение музыкального произведения.    

             Другим еще более важным аспектом, зачастую незамеченным, является РАБОТА ДУШИ музыканта исполнителя. Наверное, только музыкальное искусство и театр заставляют душу так работать: страдать и радоваться. И переживать это заново с каждым следующим исполнением. Для формирования всесторонне развитой личности необходима работа по всем направлениям: для тренировки ума – математика, для укрепления физического здоровья занятия спортом, но в разумных пределах, без травм.

          Чтобы стать музыкантом профессионалом одних природных данных недостаточно, необходимо крепкое физическое и психологическое здоровье, но происходит и обратный процесс. Стремление к цели, увлеченность занятиями, стремление к успеху мобилизует, скрытые на первый взгляд, ресурсы организма, делает жизнь интересной. Дети, готовящиеся к конкурсам, концертам реже болеют простудными заболеваниями. Успешные выступления на конкурсах укрепляют самооценку детей среди своих ровесников и это очень ценно. Дети испытывают удовлетворение, скажем от «покорения вершины», таким образом, укрепляется нервная система, появляется уверенность в своих силах, прививается трудолюбие, здоровое честолюбие, здоровая конкуренция, а это уже твердая жизненная позиция, необходимая во взрослой жизни.  

 В нашей  вселенной существует единый ритм – время, кратное четырем ударам сердца. ( 8, 12, 16, 20.) В мире все процессы связаны между собой, нужно только знать эти связи. В настоящее время появились новые отрасли, направления научных исследований, изучающие взаимосвязь физических явлений с процессами, протекающими в организме человека

 Музыка способна лечить – это уже многократно доказано учеными-медиками всего мира. Музыка – основа гармоничного развития личности. Только она способна вызывать в человеке такой широкий диапазон чувств. И наш организм, как правило, благодарно принимает музыкальные подарки: нормализуется дыхание, пульс, давление, температура, снимается мышечное напряжение. А главное музыка стимулирует выработку гормонов, ответственных за эмоциональное состояние человека, в том числе тех, которые связаны с ощущением вдохновения и душевного покоя. Музыкальная мелодия представляет собой особое сочетание звуковых волн, входящих в резонанс с каждой клеткой нашего тела. Причем это происходит не только с теми, кого природа наградила музыкальным слухом, человеческий организм устроен так, что он воспринимает звуковые волны внутренними органами, кожей и даже скелетом.

Прорвать замкнутый круг хронических болей успешно пытается музыкальная терапия. Многочисленные исследования подтверждают, что гармонические звуки поразительным образом помогают обеспечить больному минуты счастья и значительно снижают дозы обезболивающих средств. То, что практиковалось в течении тысячелетий  у многих народов и что умело использовал Давид, играя  на арфе перед царем Саулом, – обезболивающее влияние ритма – сейчас быстро обретает популярность для лечения боли. Через полгода занятий музыкальной терапией, например, игрой на блокфлейте, или  другом музыкальном инструменте, состояние больных значительно улучшается.

       Наш позвоночник живо откликается на каждый звук. И когда гудит барабан или колокол, или звучит медный голос гонга, позвоночник  подстраивается под звук, ловит информацию, а вибрации говорят ему о правильном устройстве как всего мироздания, так и нашего дома – тела.

Список используемой литературы

1. Н.Ярошенко «Неразгаданные тайны человечества» 2004г.

2. Журнал «Музыкальная жизнь» №4 2007г.

3. С.Левин «Духовые инструменты в истории музыкальной культуры». 1983г.

Источник