В чем польза и вред науки

ПОИСК:
У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!
Наука – это явление прогрессивное или угроза человечеству? Вопрос, на который ответ дать сложно. На Земле проживает более 7 млрд. человек и каждый найдет свой единственный ответ, на этот как кажется легкий вопрос.
Если рассуждать логически, то естественно наука – это прогрессивное явление, которое позволило человечеству далеко уйти в развитии от пещерного человека. А Когда-то человек смотрел на небо и мечтал так же парить в воздухе как птицы. Он добился своего, теперь люди летают, правда, не как птицы, на самолётах. Смотрел на воду и хотел узнать, что там на глубине. Пожалуста, собрал подводную лотку и плавает где-то на глубине. Любовался звездным небом, думал, что он единственный разумный во вселенной, а чем я, тогда человек и представить не мог, что такое вселенная.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
До кругосветных путешествий, люди даже и не думали, что планета, на которой они живут уже давно, круглая. И то после доказательств, многие все равно придерживались того, что земля плоская, стоит на четырех слонах, которые сами стоят на большой черепахе. Но после все пришли к одному выводу, когда увидели снимок нашей планеты из космоса.
Благодаря науки мир такой который мы видим. Почти все, что нас окружает, сделал человек, только малая часть природы осталась не вредимой. Это леса, поля, заповедники и парки.
У каждой идеи и деятельности, есть две стороны медали. Про хорошую мы поговорили, а что насчет плохой? Или вы считаете, что у науки, нет другой стороны? Сначала, не вникнув в эту тему, можно сказать “ Это же здорово, ведь если развивается наука, то и технологии, может в будущем машины будут летать!” Да и в правду планы у человека грандиозные. А если я скажу, что есть возможность, не увидеть это будущие. Не верите? Но оглянитесь вокруг, что вы видите? Леса, поля, может быть прекрасные пейзажи, равнины или горы, а может прекрасный песчаный берег и чистую, прозрачную воду? Или дышите чистым, свежим воздухом? Вы видите, город, застроенный однотипными бетонными зданиями, кучу машин и заводов, которые загрязняют воздух и воду, наносят огромный вред жизни человека и природе. Как? Очень просто, выхлопные газы и дым с заводов, увеличивает возможность возникновения озоновых дыр. А они в свою очередь вредят природе, тем самым вредят человечеству.
Примерно до 90-х годов прошлого века человек и не думал, что что-то делает не так, он знал только то, что он упрощает себе жизнь. Только потом, оглянувшись вокруг, он не обнаружил ту красоту природы, которую он мог наблюдать часами, лет 300 назад, если не больше. Человек осознал, свою ошибку, наконец, понял, что если он уничтожит природу, то сам погибнет.
Сейчас до сих пор происходят экологические катастрофы, вызванные деятельностью человека, непосредственно наукой. В заключение рассуждения, вывод. С одной стороны наука – это хорошо, человек познал глубину космоса и глубину океана. Но с другой стороны благодаря науки он сильно нарушает экологию Земли. Лично я верю, если наука смогла создать то. что разрушает природу и грозит жизни человечества, то и сможет создать то, что спасет мир и вернет его к прежней красоте.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id62849
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.
Игнат Брянчанинов · 13 июля 2018
545
редактор паблика «Римский взгляд», кандидат исторических наук, преподаю историю · vk.com/dies_civilis
Если подойти с бытовой точки зрения, то история дает возможность ответить вопросы: кто мы и куда мы идем? (кажется, была картина с таким названием у Поля Гогена). Скажем, человек, для адекватного восприятия сегодня и построения некоего завтра, должен осознавать свое вчера. Это не фигуральное выражение: ведь невозможно же каждое утро вставать с чистым листом в голове. Соответственно, объяснение каких-то реальностей сегодняшнего дня неизменно уходит корнями в прошлое. Это и соблюдаемые нами традиции, система взглядов, привычный жизненный уклад, наконец – язык, на котором мы говорим (ведь есть же сравнительно-историческое языкознанием). Распространяется это правило и на научные знания, так как наука, какой бы они ни была и к какой бы сфере жизни общества ни относилась, является последовательным процессом познания. Невозможно каждый день изобретать велосипед; и уже в трактатах Аристотеля мы видим принцип, согласно которому до каких-то исследовательских моментов рассматриваются точки зрения предшественников, затрагивавших ту или иную тематику (собственно, в современных исследованиях это называется историей изучения вопроса). Знание этих фактов прошлого вновь, как мы видим, помогает нам выстроить адекватную картину нашего сегодня. Однако понимание моментов прошлого невозможно без понимания тех условий, в которых люди прошлого существовали. Это побуждает нас изучать их жизненный уклад и проч. Потому прав был Цицерон, когда говорил что незнание истории – это вечное детство.
В былые времена истории придавали дидактическое значение, однако сейчас модно говорить, что история никого ничему не учит. Вышеприведенный пример с передачей научного знания несколько нарушает этот тезис: собственно, все современные наработки являются следствием развития наработок прошлого. В озвученном здесь ответе с иронией сказано о том, что нас ничему не могут научить хитрости Тамерлана и рассказы о римлянах, но это очень странное мнение. Можно привести в пример деятелей французской революции и отцов-основателей США, которые апеллировали к примерам античности. Вообще дидактичность истории состоит на практическом уровне в том, что высказанные историческими деятелями прошлого умозаключения, даже порой весьма очевидные, приобретают славу благодаря толще веков и потому кажутся более авторитетными. Не принято ли до сих пор ссылаться на сократовское «Я знаю, что ничего не знаю» для оправдания ограниченности познавательных функций, а также цезарево «Пришел, увидел, победил» для поощрения к быстрой и эффективной деятельности. Потому был прав император Клавдий, когда говорил, что вводимое нами новшество, подкрепляемое примерами, со временем само станет примером для подкрепления очередного новшества.
Таким образом, историю нужно знать и изучать. Изучение же ее возможно на основании исторических источников, число которых становится меньше по мере удаления в глубь веков. Анализ этих источников требует подготовки и кропотливой тщательности, а так же особых знаний (это и древние языки, и умение работать с разными типами источников). Как итог, мы с Вами получаем научную дисциплину.
Почитайте Ницше “Несвоевременные размышления, или польза и вред исторической науки для практической жизни”. (как-то так). Получите авторитетное мнение. А чисто моё – Говорят, историю надо знать, чтобы человечество не повторяло ошибок ? (Кажется, это главный довод, не считая материала для “Трёх мушкетёров”). Вот скажите мне, вы видели человека… Читать далее
Почему большинство людей – правши?
Ну во-первых, это миф. На самом деле психологические тесты показывают, что большинство от рождения левши.
Во-вторых, это было сделано насильно – в детстве всех переучивали самыми негуманными методами. Так что правши они не сами по себе, а их такими сделали воспитатели. А там, где такого жуткого воспитания нет, в США например, большинство является левшами. Обратите внимание на людей в американских фильмах – они почти все левши.
Прочитать ещё 2 ответа
Атеисты, как, по вашему, появилась вселенная, люди и вся эта живая система, и как вы оправдаете безнаказанную несправедливость среди людей?
Если вы ждете ответа на все заданные вопросы, причем связанные между собой (иначе зачем было объединять их в один), мой «ответ» вас точно разочарует.
Вселенная не появлялась, она просто начала существовать. Или даже не начинала существовать, возможны модели, в которых время бесконечно в прошлое, хотя более популярные сейчас модели всё же предполагают начало. Появиться что-то может только в уже существующей Вселенной. Если вопрос был о том, что же было в самом начале, то наука сейчас не может на него уверенно ответить. Еще бы, она ведь не может даже уверенно сказать, было ли оно вообще. Но это не значит, что наука здесь бесполезна. От далекого прошлого Вселенной, близкого к Большому Взрыву, осталось мало свидетельств, но по косвенным признакам можно строить обоснованные догадки. Возможно, в будущем благодаря установкам для регистрации гравитационных волн удастся уловить реликтовые гравитационные волны от самых ранних этапов развития Вселенной и мы получим более ясное представление о них.
Невозможно в деталях описать происхождение жизни и появление человеческого рода. Мало того, что свидетельств очень мало, так и сами эти процессы, очевидно, очень сложные. Но опять же, наука здесь не бесполезна. По мере ее развития, мы всё лучше понимаем какие процессы могли дать начало жизни на Земле и как появились мы сами. Только не ждите пересказа существующих теорий в этом ответе. Если интересно, несложно найти информацию самостоятельно.
Ответ на последний вопрос: никак. Природа нам ничего не должна. В частности, она не обязана была навязать нам всем чувство справедливости в такой степени, чтобы все остальные наши инстинкты полностью ему подчинялись и справедливость всегда торжествовала. Чувство справедливости — важный социальный инстинкт, но его работа опосредована разумом и другими инстинктами. Мы можем не видеть полной картины, мы можем подавлять голос совести. Если мы хотим, чтобы мир стал справедливее, нет смысла надеяться на высшие силы, которые компенсируют любую несправедливость после смерти. Только мы сами можем сделать мир лучше. Для этого надо прежде всего развивать мышление и воспитывать совесть. Изменение социальных структур вторично, оно бесполезно без изменения самого человека.
Прочитать ещё 21 ответ
В чём смысл существования человечества? Какие цели преследует нынешняя цивилизация?
Во- первых, цивилизация, это не культура, особенно в чашке Петри. Культура, это явление дикой природы.
Во-вторых, мы знаем, что есть развитие форм природы, от простых к сложным, и к цивилизации “нынешняя”.
В-третьих, не цивилизация преследует…, а только наоборот, ее преследуют звери и идиоты, более простые формы жизни и паразиты.
Но в-главных
вам/нам нужно четко и жестко определить критерии отличия развитых форм жизни от простых, но и от социальных паразитов, прикидывающихся людьми.
То есть узнайте главное, это чувственное богатство жизни – естественная и единственная цель жизни и цивилизации, как вы выразились. Это сложные конструкции человеческих отношений, человеческое участие, рассудок, чувство справедливости и совести (а не свободы совести…), интеллект, наконец. Это и физические возможности.
Ясно, что для культурных папуасов, это многовато, и помешает жрать людей. Заметьте, что люди и им сочувствуют, как и всей дикой природе, что и отличает человека цивилизованного, кстати
(не путать с любовью к ближнему – с механизмом расслоения и взаимного истребления людей, не говоря о нищете и насилии, кстати, именно в отношении к ближним).
С другой стороны, у цивилизации – опрощение нравственного, мотивирующего основания жизни, вера, родина, ну и прочая коммунизма… за которыми следует кровь, г… и слезы, известное дело.
Но судя по вашему вопросу, вы не мумба-юмба из под гондураса, вы поп толоконный лоб, и ваша задача надуть и нагреть свой туловища, и ничего личного, то есть вы ученый…
Я правильно вас понял? Тогда вам будет достаточно моего ответа…
Хотя можете посмотреть возникновение-природы.рф
И да… Человеческая жизнь, в отличие от животной, одна на всех. Она начинается человеческими отношениями, тем и кончается и ничего иного собой не представляет, кстати. Это и есть цивилизация, в отличие от культуры. И ее цель, смысл составляет чувственное богатство жизни. В отличие от животного кайфа, это почти то же самое, только маленькое, как если бы взяли планету и растолкли в прошлогоднее вонючее пшено. Хотя многие предпочитают.
Прочитать ещё 5 ответов
Î âðåäå íàóêè
À. Âîèí
14.09.08
ß – íå ñâÿòîé èíêâèçèòîð è íå ñîáèðàþñü ïðîâîçãëàñèòü íàóêó âðåäíîé, êàê òàêîâóþ, íå ïðåäëàãàþ ñæå÷ü íàó÷íûå áèáëèîòåêè, à çàîäíî ïîáðîñàòü â îãîíü ó÷åíûõ. Íî ÿ ñïåöèàëüíî âûáðàë ýïàòàæíîå íàçâàíèå ñòàòüè, ÷òîáû ïðèâëå÷ü âíèìàíèå ê îñòðîé ïðîáëåìå, ñòîÿùåé ïåðåä ñîâðåìåííûì ÷åëîâå÷åñòâîì, î êîòîðîé, ïðàâäà, ãîâîðÿò â ïîñëåäíåå âðåìÿ, íî êàê-òî âÿëî è áåç ïðàêòè÷åñêèõ âûâîäîâ, à ñèòóàöèÿ òðåáóåò äåëàòü ýòè âûâîäû êàê ìîæíî áûñòðåå.
Ñóòü ïðîáëåìû â òîì, ÷òî, êàê ñòàëî óæå ñîâåðøåíî î÷åâèäíûì, íàóêà, êðîìå òîãî, ÷òî îíà ïðèíîñèò ïðèÿòíûå ïëîäû äëÿ ÷åëîâå÷åñòâà, ïðèíîñèò è íåïðèÿòíûå, âðåäíûå è, íàêîíåö, äàæå îïàñíûå äëÿ åãî äàëüíåéøåãî ñóùåñòâîâàíèÿ. Ïðàâäà, åñòü, êàê ïî ìíå, õèòðûå è íå÷åñòíûå ïðåäñòàâèòåëè íàóêè è æóðíàëèñòèêè, êîòîðûå ïûòàþòñÿ ïðåäñòàâèòü äåëî òàê, êàê áóäòî áû íàóêà ñàìà ïî ñåáå íåéòðàëüíà, áåçâðåäíà è áåçîïàñíà, à çà âðåäíûå è îïàñíûå ðåçóëüòàòû åå ïðèìåíåíèÿ îòâå÷àþò òå, êîòîðûå åå òàêèì îáðàçîì ïðèìåíÿþò. Íåòðóäíî ïîêàçàòü, ÷òî ýòî çàÿâëåíèå – îò ëóêàâîãî. Ò. å. áûâàþò, êîíå÷íî, òàêèå èññëåäîâàíèÿ, âñå âîçìîæíûå ðåçóëüòàòû ïðèìåíåíèÿ êîòîðûõ â áóäóùåì ïðåäñêàçàòü íåâîçìîæíî. Ìîæíî äàæå ñêàçàòü, ÷òî â ïðèíöèïå ýòî îòíîñèòñÿ ê ëþáîìó èññëåäîâàíèþ. Íî ñ äðóãîé ñòîðîíû, åñòü âåäü èññëåäîâàíèÿ, êîòîðûå ïðîñòî ïðåäíàçíà÷åíû äëÿ ïîëó÷åíèÿ ðåçóëüòàòîâ êàê ìèíèìóì ñîìíèòåëüíûõ íà ïðåäìåò ïîëåçíîñòè – âðåäíîñòè èëè îòêðîâåííî âðåäíûõ. Íó, êàê ìîãóò ãîâîðèòü ó÷åíûå àòîìùèêè, ðàáîòàþùèå íàä ïðîåêòîì àòîìíîé áîìáû, ÷òî îíè íå îòâå÷àþò çà ðåçóëüòàòû ïðèìåíåíèÿ ñâîèõ èññëåäîâàíèé? Âåäü ýòî äàæå íå ëåçåò â ñîâåòñêèé àíåêäîò ïðî ÷óäàêà, êîòîðûé, ðàáîòàÿ íà çàâîäå øâåéíûõ ìàøèí, âîðîâàë äåòàëè è ñêîëüêî íè ïûòàëñÿ ñîáðàòü èç íèõ äîìà øâåéíóþ ìàøèíó, ïîëó÷àëñÿ ïóëåìåò. Êñòàòè, Ñàõàðîâ, ó êîòîðîãî ñîâåñòè áûëî áîëüøå, ÷åì ó åãî êîëëåã, ðàñêàÿëñÿ â òîì, ÷òî ñîçäàâàë ÿäåðíîå îðóæèå. Èçâåñòíî, ÷òî è Ýéíøòåéí ñîìíåâàëñÿ, ïðèíèìàòü ëè ó÷àñòèå â ñîçäàíèè àìåðèêàíñêîé àòîìíîé áîìáû, è ñîãëàñèëñÿ òîëüêî èç îïàñåíèÿ, ÷òî åå ñäåëàþò è ïðèìåíÿò ïðîòèâ Àìåðèêè ôàøèñòû. Íè÷åì íå îòëè÷àþòñÿ îò ðàçðàáîò÷èêîâ àòîìíîãî è ÿäåðíîãî îðóæèÿ ðàçðàáîò÷èêè õèìè÷åñêîãî, áèîëîãè÷åñêîãî è ïðî÷åãî îðóæèÿ ìàññîâîãî óíè÷òîæåíèÿ.
Íî ê êàòåãîðèè ó÷åíûõ, êîòîðûå íå ìîãóò çàíÿòü ïîçó íå âåäàþùèõ, ÷òî òâîðÿò, îòíîñÿòñÿ íå òîëüêî ó÷åíûå – îðóæåéíèêè. Íåìàëîå ÷èñëî ó÷åíûõ, ðàáîòàþùèõ íàä èññëåäîâàíèÿìè ñ äåêëàðàòèâíî ãóìàííûìè öåëÿìè, íå ìîãóò íå îñîçíàâàòü è âîçìîæíûõ íåãàòèâíûõ ïîñëåäñòâèé èñïîëüçîâàíèÿ èõ ðàáîòû. Íå ïîìíþ, â êàêîì ðîìàíå ó÷åíûé áèîëîã, ðàáîòàþùèé íàä ñîçäàíèåì âàêöèíû ïðîòèâ îïàñíîé áîëåçíè, ãîâîðèò ñâîåìó äðóãó î ñîìíåíèè, íóæíî ëè ýòî äåëàòü. Ñîçäàâ âàêöèíó, îí ñïàñåò ìíîãèõ ëþäåé, íî ýòî æå ïðèâåäåò ê îñëàáëåíèþ èììóíèòåòà ó ÷åëîâå÷åñòâà â öåëîì. Òàêèõ ñîìíåíèé âîçíèêàåò ó êàæäîãî ìûñëÿùåãî ÷åëîâåêà, ÷åì äàëüøå, òåì áîëüøå. Äîñòàòî÷íî ïîñìîòðåòü, ÷òî òâîðèòüñÿ ñ ýêîëîãèåé, ñ èçìåíåíèåì êëèìàòà è ò. ä., ÷òîáû ïîíÿòü, ÷òî ñîâðåìåííîå ÷åëîâå÷åñòâà, ïðîåäàåò ðåñóðñ æèçíè áóäóùèõ ïîêîëåíèé íà ïëàíåòå è îäíîâðåìåííî ðàñïëà÷èâàåòñÿ çà òàêîå ïðîåäàíèå ïðåäûäóùèìè ïîêîëåíèÿìè. È ÷åì äàëüøå, òåì ýòî ïðîåäàíèå áóäåò èäòè áûñòðåå. Ñåãîäíÿ ìû èìååì ïëàíåòàðíûé êðèçèñ, ñâÿçàííûé ñ íåõâàòêîé íåôòè è ãàçà, à íà íîñó óæå ãîðàçäî áîëåå ñòðàøíûé êðèçèñ íåõâàòêè ïèòüåâîé âîäû. Êàæäûé èç ýòèõ êðèçèñîâ ïîðîæäåí íàó÷íî-òåõíè÷åñêèì ïðîãðåññîì è êàæäûé èç íèõ ìû ïûòàåìñÿ ïðåîäîëåòü ñ ïîìîùüþ äàëüíåéøåé ãîíêè ýòîãî ïðîãðåññà, ÷òî ïðèâîäèò ê ïîÿâëåíèþ íîâîãî áîëåå ñòðàøíîãî êðèçèñà. Ïðè÷åì íà êàæäîì âèòêå ýòîé ïîðî÷íîé ñïèðàëè ìû áåðåì âñå áîëüøèå ðèñêè ñàìîìó ñóùåñòâîâàíèþ ÷åëîâå÷åñòâà. Óæå êîãäà èñïûòûâàëè ïåðâóþ àòîìíóþ áîìáó â Ëîñ-Àëàìîñå, íåêîòîðûå ó÷åíûå ñîìíåâàëèñü, íå êîí÷èòñÿ ëè ýòî èñïûòàíèå ãèáåëüþ æèçíè íà ïëàíåòå. Ïðîíåñëî. Ïîòîì áûëî ñîçäàíèå è èñïûòàíèå ÿäåðíîé áîìáû. Ïîòîì – ïîïûòêè ñîçäàíèÿ êîáàëüòîâîé áîìáû, îò êîòîðîãî ê ñ÷àñòüþ îòêàçàëèñü, êàðèáñêèé êðèçèñ, ×åðíîáûëü, âî Ôðàíöèè ñòðîèòñÿ ýëåêòðîñòàíöèÿ íà óïðàâëÿåìîì òåðìîÿäå è âîò òåïåðü àäðîííûé êîëàéäåð. Âñå âðåìÿ ïðîíîñèëî (õîòÿ ïðî êîëàéäåð è ñòàíöèþ âî Ôðàíöèè åùå ðàíî ãîâîðèòü, ÷òî ïðîíåñëî). Íî ëþáîé ÷åëîâåê, çíàêîìûé ñ òåîðèåé âåðîÿòíîñòè, çíàåò, ÷òî, ÷åì áîëüøå áûëî óæå ñëó÷àåâ, êîãäà ïðîíåñëî, òåì âåðîÿòíåå, ÷òî â î÷åðåäíîé ðàç íå ïðîíåñåò. Âñå ýòî óñóãóáëÿåòñÿ åùå è òåì, ÷òî ïðîèñõîäèò ïðèâûêàíèå ê ýòîé óæàñíîé îïàñíîñòè, ïîðîæäàþùåå ëåãêîìûñëåííîå ê íåé îòíîøåíèå.  ðåçóëüòàòå âñå ñ áîëüøèì ýíòóçèàçìîì çàíèìàþòñÿ ñâîèìè òåêóùèìè äåëèøêàìè, òèïà ïðîäâèæåíèÿ ïî ñëóæáå, êâàðòèðíûì âîïðîñîì è ò. ï., ïîëèòè÷åñêèìè ñòðàñòÿìè, òèïà ñ êåì è ïðîòèâ êîãî äðóæèòü, ëîâëåé êàéôà îò áàáñ, ôóòáîëà è ðûáàëêè, à â ýòî âðåìÿ êîëàéäåð ïîòèõîíüêó ñòðîèòñÿ è âîò óæå çàïóùåí, ðàñïîëçàåòñÿ ïî ìèðó àòîìíîå îðóæèå, ñòðîÿòñÿ âñå íîâûå àòîìíûå ýëåêòðîñòàíöèè (÷òè, ïîòåíöèàëüíûå áóäóùèå ÷åðíîáûëè) è ò. ä. È ñîâåñòëèâûå ðîäèòåëè, òÿíóùèå èç ñåáÿ æèëû, ÷òîáû äàòü ñâîåìó ÷àäó ïðèëè÷íîå îáðàçîâàíèå, ïîëàãàþò, ÷òî ýòèì îíè ñâîé äîëã ïåðåä ñâîèì ÷àäîì âûïîëíèëè, íè ñêîëüêî íå çàáîòÿñü, ÷òî, åñëè âçîðâåòñÿ êîëàéäåð èëè ñëó÷èòñÿ íîâûé, íî áîëåå ìîùíûé ×åðíáûëü è ò. ï., òî âñå ýòè èõ óñèëèÿ áóäóò íàïðàñíû, ò. ê. íå áóäåò óæå íè èõ ñàìèõ, íè èõ ÷àäà.
Èç âûøåñêàçàííîãî íàïðàøèâàåòñÿ âûâîä, ÷òî íàäî ÷òî-òî äåëàòü. Íåëüçÿ ñêàçàòü, ÷òî äî ñèõ ïîð íèêòî íè÷åãî íå ïðåäëàãàë ïî ýòîé ÷àñòè. Èìåþùèåñÿ ïðåäëîæåíèÿ ìîæíî ðàçäåëèòü íà äâå îñíîâíûå êàòåãîðèè. Ïåðâóþ ìîæíî óñëîâíî íàçâàòü “Íàçàä â ïåùåðû”. Óïðîùåííî – ýòî îòêàçàòüñÿ îò äàëüíåéøåãî íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà è âåðíóòüñÿ ê áåçìàøèííîìó çåìëåäåëèþ. Âòîðóþ ìîæíî íàçâàòü “Ïðàâèëüíûì êóðñîì èäåì, òîâàðèùè”, òîëüêî íàäî ïîäïðàâèòü îòäåëüíûå íåäîñòàòêè, êàê òî: ñäåëàòü áåçîòõîäíûå òåõíîëîãèè è íàïóñòèòü ïîáîëüøå áîëòîâíè ïðî äóõ è ìîðàëü, íå ïðåäëàãàÿ, îäíàêî óáåäèòåëüíîé íàó÷íîé òåîðèè òîãî è äðóãîãî.  ïðèíöèïå îáà ýòè ïðåäëîæåíèÿ íå ïóñòû è íå ìîãóò áûòü îòâåðãíóòû ñ ïîðîãà, õîòÿ è áåç ãëóáîêîãî àíàëèçà ÷óâñòâóåòñÿ èõ íåäîñòàòî÷íîñòü è íåñîâåðøåíñòâî. Íó, ñêàæåì, âñåì ïîíÿòî, ÷òî åñëè ìû ïåðåéäåì ê áåçìàøèííîìó çåìëåäåëèþ, òî ðåøèòåëüíî íå ñìîæåì ïðîêîðìèòü íûíåøíåãî íàñåëåíèÿ Çåìëè. Íà ýòîì îñíîâàíèè ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî îòâåðãàåò ýòîò âàðèàíò äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñòâà, êàê àáñîëþòíî íåïðèåìëåìûé. È êàê ïî ìíå, äåëàåò ýòî ñ èçëèøíåé ïîñïåøíîñòüþ. Íåò, ÿ íå óòâåðæäàþ, ÷òî ýòî – îïòèìàëüíûé âàðèàíò, íî åñëè èäòè òåì ïóòåì, êàê ìû èäåì ñåãîäíÿ, ò. å. ê óíè÷òîæåíèþ ÷åëîâå÷åñòâà ÷åðåç àòîìíóþ âîéíó, ÷åðåç òåõíîãåííóþ êàòàñòðîôó, òèïà ÷åðíîáûëüñêîé, èëè ÷åðåç ýêñïåðèìåíò à ëÿ êîëàéäåð, òî ëó÷øå óæ âåðíóòüñÿ ê áåçìàøèííîìó çåìëåäåëèþ, ïðåäâàðèòåëüíî ñîêðàòèâ ÷åëîâå÷åñòâî äîáðîâîëüíûì ñíèæåíèåì ðîæäàåìîñòè.
Âî âòîðîì ñëó÷àå ìû, òàêæå áåç ïðåäâàðèòåëüíîãî ãëóáîêîãî àíàëèçà, îùóùàåì åãî íåäîñòàòî÷íîñòü è íåäîðàáîòàííîñòü.  ñàìîì äåëå, õîòÿ èäóò êàêèå-òî ðàçãîâîðû ïðî ìîðàëüíîñòü (îïàñíîñòü) èëè íå ìîðàëüíîñòü ãåíåòè÷åñêè ìîäèôèöèðîâàííîé ïðîäóêöèè èëè àíäðîííîãî êîëàéäåðà, íî ýòè ðàçãîâîðû ïîâèñàþò âîçäóõå áåç ñóùåñòâåííîãî ïðàêòè÷åñêîãî ðåçóëüòàòà, à òåì âðåìåíåì ìû ïðîäîëæàåì êàòèòüñÿ â ïðîïàñòü.
Òàêèì îáðàçîì, íàïðàøèâàåòñÿ âûâîä, ÷òî íåîáõîäèìà äîñòàòî÷íî øèðîêàÿ, âñåîáúåìëþùàÿ íàó÷íàÿ òåîðèÿ èëè, ëó÷øå ñêàçàòü, ôèëîñîôèÿ, íî ôèëîñîôèÿ íîâîãî òèïà, íàó÷íî îáîñíîâàííàÿ, êîòîðàÿ ðàññòàâèëà áû âñå ïî ìåñòàì â ýòîì âîïðîñå è ïðåäëîæèëà îïòèìàëüíûé âûõîä èç ñèòóàöèè, îïòèìàëüíûé è óáåäèòåëüíûé äëÿ âñåõ â ñâîåé îïòèìàëüíîñòè. Ïðåæäå âñåãî, ýòà ôèëîñîôèÿ äîëæíà îòâåòèòü íà âîïðîñ, êóäà ìû, ÷åëîâå÷åñòâî, õîòèì èëè äîëæíû èäòè.  ñàìîì äåëå, âåäü ìíîãèõ ñåãîäíÿ íå óñòðàèâàþò íå òîëüêî íàäâèãàþùèåñÿ îïàñíîñòè è êðèçèñû èëè ïîëóãîëîäíîå ñîñòîÿíèå 5-è ìèëëèàðäîâ íàñåëåíèÿ íå ïîïàâøèõ â çîëîòîé ìèëëèàðä, íî è ñûòîå, íî áåçäóõîâíîå (ïî èõ ìíåíèþ) æèòèå çîëîòîãî ìèëëèàðäà. È ñ òàêîé òî÷êè çðåíèÿ, ïî÷åìó áû è íå âåðíóòüñÿ ê áåçìàøèííîìó çåìëåäåëèþ, åñëè áóäåò äîêàçàíî, ÷òî îíî îáåñïå÷èâàåò äóõîâíîå è âîîáùå ñ÷àñòëèâîå è ãàðìîíè÷íîå ñîñòîÿíèå ÷åëîâå÷åñòâà. Âòîðîå, ÷òî äîëæíà äàòü òàêàÿ òåîðèÿ – ôèëîñîôèÿ, ýòî íåêèé òåîðåòè÷åñêèé èíñòðóìåíò, êîòîðûé áû ïîçâîëÿë íàì îöåíèâàòü îáúåêòèâíî (à íå íà îñíîâå ìíåíèÿ ýêñïåðòîâ) ñòåïåíü îïàñíîñòè òîãî èëè èíîãî íàïðàâëåíèÿ íàó÷íî òåõíè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ èëè íàó÷íîãî ýêñïåðèìåíòà, òèïà ñ êîëàéäåðîì. Âåäü ÷òî ìû èìååì ñåãîäíÿ â ýòîì âîïðîñå? Ìû èìååì ó÷åíûõ – ýêñïåðòîâ, ñêàæåì ãåíåòèêîâ, îäíè èç êîòîðûõ óâåðÿþò íàñ, ÷òî èñïîëüçîâàíèå ãåíåòè÷åñêè èçìåíåííûõ ïðîäóêòîâ áåçâðåäíî, à äðóãèå, ÷òî – âðåäíî. Èëè ôèçèêîâ, îäíè èç êîòîðûõ óâåðÿþò íàñ, ÷òî ñòîëêíîâåíèå àäðîíîâ â êîëàéäåðå íå áîëå îïàñíî, ÷åì ñòîëêíîâåíèå äâóõ êîìàðîâ, à äðóãèå, ÷òî ýòî ïðèâåäåò ê êîíöó ñâåòà. È åùå ìû èìååì âñå îñòàëüíîå íàñåëåíèå, êîòîðîå íè áåëüìå íå ïîíèìàåò â îáúÿñíåíèÿõ è àðãóìåíòàõ íè òåõ, íè äðóãèõ.
Òóò ÷èòàòåëü ìîæåò âîñêëèêíóòü: “Íó, õîðîøî, ìàëî ëè ÷òî íàì íàäî. Ìîæåò íàì íàäî, ÷òîáû ãàëóøêè ñàìè â ðîò ïðûãàëè. Íî ìîæíî ëè ñîçäàòü òàêóþ òåîðèþ – ôèëîñîôèþ, î êîòîðîé Âû ãîâîðèòå?”. ß ãîâîðþ, ÷òî òàêàÿ ôèëîñîôèÿ óæå ñîçäàíà.
 1992 ã. ÿ îïóáëèêîâàë êíèãó ïîä íàçâàíèåì “Íåîðàöèîíàëèçì” (à çàêîí÷åíà îíà áûëà è äîëæíà áûëà âûéòè â 1982 ã, íî íå âûøëà ïî ïðè÷èíàì, êîòîðûå çäåñü íå ìåñòî îïèñûâàòü), â êîòîðîé èçëîæèë ñâîþ òåîðèþ ïîçíàíèÿ, à òàêæå òåîðèè äåòåðìèíèçìà, ñâîáîäû, ýòèêè è äóõà.  äàëüíåéøåì íà áàçå ìîåé òåîðèè ïîçíàíèÿ ÿ ðàçðàáîòàë åäèíûé ìåòîä îáîñíîâàíèÿ íàó÷íûõ òåîðèé, êîòîðûé èçëîæèë â ðÿäå ñòàòåé (Ôèëîñîôñêèå èññëåäîâàíèÿ, 3, 2000; 1, 2001; 2, 2002 è ðÿä ñòàòåé íà ñàéòå www.philprob.narod.ru). Ýòîò ìåòîä ïîçâîëÿåò îöåíèòü ñòåïåíü íàó÷íîñòè ïðåäëàãàåìîé òåîðèè èëè âûâîäîâ, áàçèðóþùèõñÿ èëè ïðåòåíäóþùèõ íà òî, ÷òî îíè áàçèðóþòñÿ íà êàêîé-òî òåîðèè. ß ïîêàçàë, ÷òî âûâîäû òåîðèè, îáîñíîâàííîé ïî åäèíîìó ìåòîäó îáîñíîâàíèÿ îáëàäàþò ãàðàíòèðîâàííîé èñòèííîñòüþ (ñ çàäàííîé òî÷íîñòüþ è âåðîÿòíîñòüþ) â îáëàñòè ïðèìåíèìîñòè òåîðèè. À íèêàêèå âûâîäû èç òåîðèè, íå îáîñíîâàííîé ïî åäèíîìó ìåòîäó îáîñíîâàíèÿ, ýòèì ñâîéñòâîì íå îáëàäàþò è, ñëåäîâàòåëüíî, íå ìîãóò íàì ãàðàíòèðîâàòü ñâîþ èñòèííîñòü íè â êàêîé îáëàñòè. Ïðèìåð òàêîãî âûâîäà äàë åùå Þì (õîòü îí è íå áûë çíàêîì ñ åäèíûì ìåòîäîì îáîñíîâàíèÿ). Ýòî åãî çíàìåíèòàÿ èñòîðèÿ ñ êóðèöåé, êîòîðàÿ íà îñíîâå ñâîåãî æèçíåííîãî îïûòà è ïîñòðîåííîãî íà íåé êóðèíîé òåîðèè (íå îáîñíîâàííîé ïî åäèíîìó ìåòîäó îáîñíîâàíèÿ, çàìå÷ó ÿ) äåëàåò âûâîä, ÷òî ïðèõîä õîçÿéêè îçíà÷àåò (ñ ãàðàíòèåé), ÷òî åé ñåé÷àñ äàäóò çåðíà. Íî îäíàæäû õîçÿéêà ïðèäåò ñ íîæîì è çàðåæåò åå. Íî òî æ êóðèöà, ñêàæåò ÷èòàòåëü, à òóò ó÷åíûå ôèçèêè è ãåíåòèêè. Òàê âîò ÿ ïîêàçûâàþ, (“Òåîðèÿ è ãèïîòåçà â ñîâðåìåííîé íàóêå” è äð. íà ñàéòå www.philprob.narod.ru), ÷òî ìíîãèå ñîâðåìåííûå ôèçè÷åñêèå òåîðèè (íàïðèìåð, òåîðèÿ Áîëüøîãî Âçðûâà è ò. ï.) íå îáîñíîâàíû ïî åäèíîìó ìåòîäó îáîñíîâàíèÿ è ÿâëÿþòñÿ, ïî ñóòè, ãèïîòåçàìè, à íå òåîðèÿìè è, ñëåäîâàòåëüíî, íèêàêèå âûâîäû èç íèõ íå îáëàäàþò ãàðàíòèðîâàííîé èñòèííîñòüþ íè â êàêîé îáëàñòè äåéñòâèòåëüíîñòè. È, ñëåäîâàòåëüíî, åñëè ôèçèêè óãîâàðèâàþò íàñ â ïîëíîé áåçîïàñíîñòè íåêîãî ýêñïåðèìåíòà, ññûëàÿñü íà âûâîäû èç òàêîé òåîðèè, òî îíè îáìàíûâàþò è íàñ è ñåáÿ. Òåì áîëåå, åñëè îíè óãîâàðèâàþò íàñ â áåçîïàñíîñòè ñòðîèòåëüñòâà, ñêàæåì, àòîìíûõ ýëåêòðîñòàíöèé, íà òîì îñíîâàíèè, ÷òî â íîâûõ ñòàíöèÿõ ó÷òåíû îøèáêè, äîïóùåííûå ïðè ñòðîèòåëüñòâå ÷åðíîáûëüñêîé è åé ïîäîáíûõ. Ýòî äåëàë, íàïðèìåð, àêàäåìèê Áàðüÿõòàð âî ìíîãèõ ñâîèõ ïóáëè÷íûõ âûñòóïëåíèÿõ.  ýòîì ñëó÷àå ðå÷ü äàæå íå èäåò î íåîáîñíîâàííîñòè ïî åäèíîìó ìåòîäó òåõ òåîðèé, â êîòîðûõ Áàðüÿõòàð, ôèçèê àòîìùèê, – ñïåöèàëèñò. Îíè ìîãóò áûòü âïîëíå îáîñíîâàííûìè, íî îáëàñòü èõ ïðèìåíèìîñòè (èñòèííîñòè) íå ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà âñþ ñôåðó áåçîïàñíîñòè ýêñïëóàòàöèè àòîìíûõ ñòàíöèé. Îáëàñòü èñòèííîñòè âûâîäîâ òàêîé òåîðèè (â ïðåäïîëîæåíèè åå îáîñíîâàííîñòè) îãðàíè÷èâàåòñÿ óñëîâèÿìè ïðàâèëüíîé, â òîì èëè èíîì ñìûñëå, ýêñïëóàòàöèè ñòàíöèè, ïëþñ íåêèå ïðåäóñìîòðåííûå âîçìîæíûå íàðóøåíèÿ ýòèõ ïðàâèëüíûõ óñëîâèé. Íî ÿ ïîêàçûâàþ (“Ïðîåêöèÿ êîñìîíàâòèêè íà àòîìíóþ ýíåðãåòèêó” è äð. www.philprob.narod.ru), ÷òî âåðîÿòíîñòü òîãî, ÷òî ïðîèçîéäåò ïðåäóñìîòðåííîå ïðè ïðîåêòèðîâàíèè ñòàíöèè âîçìîæíîå íàðóøåíèå íîðìàëüíîãî ðåæèìà åå ýêñïëóàòàöèè, ïðèìåðíî ðàâíà âåðîÿòíîñòè òîãî, ÷òî ïðîèçîéäåò íàðóøåíèå íåïðåäóñìîòðåííîå è òàêîå, êîòîðîå â ïðèíöèïå ïðåäóñìîòðåòü áûëî íåâîçìîæíî. À ïîñêîëüêó îíî íå ïðåäóñìîòðåíî, òî òåîðèÿ, êîòîðîé ðóêîâîäñòâîâàëèñü, ïðîåêòèðóÿ ñòàíöèþ, íà ñåé ñëó÷àé íå ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ è íå ìîæåò íàì ãàðàíòèðîâàòü, ÷òî âçðûâà íå áóäåò.
Êñòàòè, ÿ ïîëåìèçèðîâàë ñ Áàðüÿõòàðîì ïî ýòîìó ïîâîäó è îáðàùàëñÿ ïèñüìåííî â Ïðåçèäèóì ÍÀÍÓ îòäåëüíî ñ ìîèì åäèíûì ìåòîäîì îáîñíîâàíèÿ è îòäåëüíî (â äðóãîé ðàç) ñ ïðèëîæåíèåì åãî ê ïðîáëåìå áåçîïàñíîñòè àòîìíûõ ñòàíöèé. Ðåçóëüòàòîì áûëî òî, ÷òî ïðî ïëàí Þùåíêî ïîñòðîèòü 30 àòîìíûõ ýëåêòðîñòàíöèé â Óêðàèíå ïåðåñòàëè øóìåòü â ïðåññå, êàê áûëî äî ýòîãî, (õîòÿ îá îôèöèàëüíîì îòêàçå îò íåãî òîæå íå îáúÿâëÿëè), Þùåíêî ñòàë ïîãîâàðèâàòü î ïåðåñòðîéêå è óâåëè÷åíèè ìîùíîñòè Äíåïðîãåñà, à Áàðüÿõòàð â ñâîèõ âûñòóïëåíèÿõ, õîòÿ è ïðîäîëæèë ëîáèðîâàòü ñòðîèòåëüñòâî àòîìíûõ ñòàíöèé, íî óæå íå òàê ðüÿíî, êàê ðàíüøå, ïðèçíàë âîçìîæíîñòü ïîâòîðåíèÿ ×åðíîáûëÿ è ïðèçâàë ïàðàëëåëüíî èñêàòü àëüòåðíàòèâíûå ïóòè ðåøåíèÿ ýíåðãåòè÷åñêîé ïðîáëåìû. Íî îáñóæäåíèÿ ïðåäëàãàåìîãî ìíîé åäèíîãî ìåòîäà îáîñíîâàíèÿ íè íà ñåìèíàðå ó Áàðüÿõòàðà, íè â Àêàäåìèè Íàóê ÿ òàê è íå äîáèëñÿ. Ñ ó÷åòîì âàæíîñòè åäèíîãî ìåòîäà äëÿ îöåíêè îïàñíîñòè íå òîëüêî ñòðîèòåëüñòâà àòîìíûõ ýëåêòðîñòàíöèé, íî è ìíîãîãî äðóãîãî, î ÷åì ñêàçàíî âûøå, ýòîò çàæèì, îòêàç îò ðàññìîòðåíèÿ, îáñóæäåíèÿ åäèíîãî ìåòîäà, êàêîâû áû íè áûëè åãî ìîòèâû – àìáèöèè, ïîëèòèêà, íàöèîíàëèçì, íå çíàþ, ÷òî åùå, – èíà÷å êàê èçìåíîé íå òîëüêî Ðîäèíå, íî ÷åëîâå÷åñòâó, íàçâàòü íåëüçÿ.
Íî êàê ÿ ñêàçàë, äëÿ ðåøåíèÿ ïðîáëåìû âûæèâàíèÿ ÷åëîâå÷åñòâà è îïðåäåëåíèÿ îïòèìàëüíîãî ïóòè åãî äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ íåäîñòàòî÷íî èìåòü òîëüêî èíñòðóìåíò äëÿ îöåíêè îïàñíîñòè òîãî èëè èíîãî ïóòè ðàçâèòèÿ. Âåäü ïîëíîñòüþ èçáåãíóòü îïàñíîñòåé, â òîì ÷èñëå îïàñíîñòè óíè÷òîæåíèÿ ÷åëîâå÷åñòâà, ïðèíöèïèàëüíî íåâîçìîæíî. Äàæå åñëè ìû ïåðåéäåì ê áåçìàøèííîìó çåìëåäåëèþ, òî îñòàíóòñÿ åùå ôàêòîðû âíåøíåãî âîçäåéñòâèÿ, íàä êîòîðûìè ìû íå âëàñòíû: â çåìëþ ìîæåò óäàðèòü áîëüøîé àñòåðîèä èëè ïðîèçîéòè èíàÿ êîñìè÷åñêàÿ êàòàñòðîôà è ò. ï. È ìîæíî äàæå ñêàçàòü, ÷òî, ïðîäîëæàÿ íàó÷íî òåõíè÷åñêèé ïðîãðåññ, ìû óâåëè÷èâàåì íàøè øàíñû âûæèòü â ñëó÷àå òàêîé êàòàêëèçìû. Íàïðèìåð, óæå ñåãîäíÿ ìû ìîæåì ðàçáîìáèòü ïðèáëèæàþùèéñÿ ê Çåìëå àñòåðîèä ðàêåòàìè ñ ÿäåðíûìè çàðÿäàìè. Âî èçáåæàíèå íåäîðàçóìåíèÿ çàìå÷ó, ÷òî âåðîÿòíîñòü òàêîé êàòàêëèçìû ñåãîäíÿ íåñðàâíåííî ìåíüøå, ÷åì âåðîÿòíîñòü êàòàñòðîôû âñëåäñòâèå íåêîíòðîëèðóåìîãî íàó÷íî òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà. Íî è îíà äîëæíà áûòü ó÷òåíà ïðè îïðåäåëåíèè îïòèìàëüíîãî ïóòè ðàçâèòèÿ. Íî ãîðàçäî áîëåå âàæíî ó÷åñòü âëèÿíèå íàó÷íî òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà íà èçäàâíà ñóùåñòâóþùèå ïðîáëåìû ÷åëîâå÷åñòâà. Ñîáñòâåííî ãîâîðÿ, íàó÷íî òåõíè÷åñêèé ïðîãðåññ äëÿ òîãî è âîçíèê, ÷òîáû ïîìî÷ü íàì ñïðàâèòüñÿ ñ íåêîòîðûìè èç ýòèõ ïðîáëåì, êàê-òî ãîëîä, áîëåçíè è ò. ï. È òàêè ïîìîã è ïîìîãàåò. Íî ïîìèìî òîãî, ÷òî îí ïîðîäèë íîâûå, î êîòîðûõ ðå÷ü øëà âûøå, îí îáîñòðèë è íåêîòîðûå ñòàðûå. Ñêàæåì, âîéíû ñóùåñòâîâàëè âñåãäà, íî ïîêà íå áûëî îðóæèÿ ìàññîâîãî óíè÷òîæåíèÿ, îíè íå ìîãëè ïðèâåñòè ê óíè÷òîæåíèþ ÷åëîâå÷åñòâà. Òåïåðü ìîãóò. Òàêèì îáðàçîì, äëÿ òîãî, ÷òîáû âûæèòü â óñëîâèÿõ íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà, íàì íåîáõîäèìî ðàçðåøèòü è ýòè ñòàðûå ïðîáëåìû. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìû òåîðèè äóõà, ìîðàëè, îïòèìàëüíûõ îáùå÷åëîâå÷åñêèõ öåííîñòåé.
Âñåìè ýòèìè âåùàìè ÷åëîâå÷åñòâî è, ïðåæäå âñåãî, ôèëîñîôû çàíèìàþòñÿ î÷åíü äàâíî, à ïîñëåäíåå âðåìÿ ñòîëü îáèëüíî, ÷òî óæå ïðîñòî äûðêà â ãîëîâå îò áîëòîâíè ïðî äóõ è ìîðàëü. Áîëòîâíè ìíîãî, íî âîç è íûíå òàì. Íåò ñîãëàñèÿ è íåò îáùåãî ÿçûêà, ÷òîáû äîãîâîðèòüñÿ. Äëÿ îäíèõ ìîðàëü – ýòî Äîìîñòðîé, äëÿ äðóãèõ – ñåêñóàëüíàÿ ðåâîëþöèÿ, äëÿ òðåòüèõ – âîïðîñ ìîäû. Ýòà ñèòóàöèÿ óñòðàèâàåò íå÷èñòîïëîòíûõ áîëòóíîâ, çàíèìàþùèõñÿ äåìàãîãèåé â ïîëèòèêå èëè äåëàþùèõ íàó÷íóþ êàðüåðó â ãóìàíèòàðíîé ñôåðå, íî íå óñòðàèâàåò ÷åëîâå÷åñòâî. Äëÿ òîãî ÷òîáû óñòðàíèòü âîçìîæíîñòü êîíôëèêòîâ íà íàöèîíàëüíîé, ðåëèãèîçíîé, èäåîëîãè÷åñêîé è ò. ä. ïî÷âå, ÷åëîâå÷åñòâî äîëæíî èìåòü òåîðèè äóõà, ìîðàëè, îïòèìàëüíûõ îáùå÷åëîâå÷åñêèõ öåííîñòåé, îáîñíîâàííûå ñòîëü æå óáåäèòåëüíî, êàê â ôèçèêå îáîñíîâàíû ìåõàíèêà Íüþòîíà èëè ðåëÿòèâèñòñêàÿ ìåõàíèêà, èëè íåâîçìîæíîñòü ïîñòðîèòü âå÷íûé äâèãàòåëü. (Êñòàòè, â ðàáîòàõ ïî åäèíîìó ìåòîäó îáîñíîâàíèÿ ÿ ïîêàçûâàþ, ÷òî ïðè ïåðåõîäå îò Íüþòîíà ê Ýéíøòåéíó è ïîäîáíûõ ìåíÿþòñÿ ïîíÿòèÿ è âûâîäû òåîðèè, íî ìåòîä îáîñíîâàíèÿ ñìåíÿþùèõ äðóã äðóãà òåîðèé îñòàåòñÿ íåèçìåííûì, à èìåííî åäèíûì ìåòîäîì îáîñíîâàíèÿ. È òî, ÷òî íîâàÿ òåîðèÿ ñìåíÿåò ñòàðóþ, íå çíà÷èò, ÷òî ñòàðàÿ òåðÿåò ñâîþ èñòèííîñòü â ñâîåé îáëàñòè ïðèìåíèìîñòè). Äëÿ ýòîãî íàäî ïåðåíåñòè åäèíûé ìåòîä îáîñíîâàíèÿ èç ñôåðû åñòåñòâåííûõ íàóê â ñôåðó ãóìàíèòàðíûõ. Èáî òîëüêî îí îáåñïå÷èâàåò âûøåóïîìÿíóòûì òåîðèÿì èõ îáîñíîâàííîñòü è òîëüêî áëàãîäàðÿ ýòîìó âñå ôèçèêè â ìèðå ñìîãëè äîãîâîðèòüñÿ è ïðèíÿòü ýòè òåîðèè (à íå êàê â ãóìàíèòàðíîé ñôåðå, ãäå îäíè èñïîâåäóþò ìîðàëüíûé èìïåðàòèâ ïî Êàíòó, à äðóãèå – íèöøåàíñêîå “Ó êàæäîãî íàðîäà ñâîå äîáðî è çëî” è ò.ï.). Íî ìîæíî ëè ýòî ñäåëàòü?
ß ïîêàçàë, ÷òî ñ ñîîòâåòñòâóþùåé àäàïòàöèåé ìîæíî (“Íåîðàöèîíàëèçì”, “Áèîýòèêà èëè îïòèìàëüíàÿ ýòèêà”, “Ãåðìåíåâòèêà” è äð. ñàéò www.philprob.narod.ru) è ñäåëàë ýòî.
Èñïîëüçóÿ ýòîò ïîäõîä, ÿ ñôîðìóëèðîâàë è îáîñíîâàë îïòèìàëüíóþ îáùå÷åëîâå÷åñêóþ ìîðàëü (“Íåîðàöèîíàëèçì”, ãë.4), ïîñòðîèë è îáîñíîâàë òåîðèþ äóõà (òàì æå, ãë.5), íàìåòèë ïîäõîä ê ïîñòðîåíèþ îïòèìàëüíîé îáùå÷åëîâå÷åñêîé ñèñòåìû öåííîñòåé (“Áèôóðêàöèîííàÿ òî÷êà ÷åëîâå÷åñòâà”, “Ïðîáëåìà öåííîñòåé, êàê ïðîáëåìà âûæèâàíèÿ ÷åëîâå÷åñòâà” è äð., ñàéò www.philprob.narod.ru). Íî….
Ó ìåíÿ íåò ñëîâ, ÷òîáû îïðåäåëèòü òî, ÷òî ïðîèñõîäèò ñ ìîåé ôèëîñîôèåé. ß íå òîëüêî íå ìîãó äîáèòüñÿ îáñóæäåíèÿ ìîèõ ðàáîò íà ïðèëè÷íîì ôîðóìå (äèðåêòîð Èíñòèòóòà ôèëîñîôèè ÍÀÍÓ Ïîïîâè÷ íà ìîå ïðåäëîæåíèå îðãàíèçîâàòü ìåæäóíàðîäíóþ êîíôåðåíöèþ ïî åäèíîìó ìåòîäó îáîñíîâàíèÿ ñêàçàë ìíå: “Âû ÷òî, õîòèòå, ÷òîáû ÿ ïðîäâèãàë Âàøó ôèëîñîôèþ?”) èëè äîáèòüñÿ íîðìàëüíîé ïóáëèêàöèè ìîèõ êíèã, ÿ äàâíî óæå íå ìîãó îïóáëèêîâàòü äàæå ãàçåòíóþ ñòàòüþ, íå ãîâîðÿ î ñòàòüå â ôèëîñîôñêîì æóðíàëå. Ìàëî òîãî, ìåíÿ ëèøàþò èñòî÷íèêîâ ñóùåñòâîâàíèÿ, ÷òîáû ÿ íå ìîã, íå äàé Áîã, íàýêîíîìèòü íà èçäàíèå êíèãè çà ñâîé ñ÷åò èëè íà ïåðåâîä åå íà àíãëèéñêèé. (Ìîé àíãëèéñêèé íåäîñòàòî÷íî õîðîø äëÿ ýòîãî). ß óæ íå ãîâîðþ, ÷òî âñå ýòî íå÷åñòíî, ïîäëî. Íåëåïî îæèäàòü ÷åñòíîñòè îò íàøèõ ïîëèòèêîâ, åñëè î èõ íå÷åñòíîñòè òîëüêî ëåíèâûé æóðíàëèñò íå âûñêàçûâàëñÿ. Íî, íå óñòàâàÿ ãîâîðèòü î íå÷åñòíîñòè ïîëèòèêîâ, îíè çàáûâàþò î ñîáñòâåííîé. Ïóñòü ÷èòàòåëü çàãëÿíåò íà ìîé ñàéò è ñàì ðåøèò, çàñëóæèâàþò ëè ìîè ñòàòüè ïóáëèêàöèè, íóæíû ëè îíè ÷èòàòåëþ, ñòðàíå, ÷åëîâå÷åñòâó è äîñòàòî÷íî ëè õîðîøî îíè íàïèñàíû. Î ÷åñòíîñòè íàøèõ ôèëîñîôîâ è ó÷åíûõ ÿ óæå ïèñàë ìíîãî, íå õî÷ó ïîâòîðÿòüñÿ. Ýòîé ïîäëîñòè íåëüçÿ ïðîñòèòü, ñ íåé íåëüçÿ ìèðèòüñÿ, íî åå ìîæíî õîòü ïîíÿòü. Êàê ãîâîðèòñÿ: “Áûâàëè õóæå âðåìåíà, íî íå áûëî ïîäëåå”. Íî åñòü âåùü, êîòîðóþ ÿ ëè÷íî ïîíÿòü íå ìîãó. Ðå÷ü âåäü èäåò î âûæèâàíèè ÷åëîâå÷åñòâà, çíà÷èò è èõ ñàìèõ è èõ äåòåé è âñåãî òîãî, çà ÷òî îíè áîðþòñÿ (èëè ÿêîáû áîðþòñÿ), áóäü òî íàöèîíàëüíàÿ èëè åùå êàêàÿ èäåÿ. ×òî ýòî, ïîëíûé ìàðàçì, ðàçæèæåíèå ìîçãîâ? Íå çíàþ.