В чем польза философских знаний учения философов
Андрей Глинка · 13 мая 2019
16,0 K
Биология, анатомия и психология человека, общество, происхождение понятий и явлений. Блог… · factroom.ru
Философия — мать всех наук, не образно, а в буквальном смысле. Сначала был человек, и у него были вопросы. Человек философствовал, чтобы найти ответы: Как устроен мир? Почему встаёт Солнце? Почему дует ветер? Почему вода мокрая? Почему появляются дети? Почему мы хотим есть? И так далее.
В процессе поиска ответов на эти вопросы возникла физика, химия, математика, биология, анатомия и т. д., и т. п. Следовательно, изначально философия была нужна, чтобы изучать мир. Впоследствии этот раздел и функцию философии мы вынесли отдельно и назвали «Наука».
Передоверив науке эти простые вопросы, философия стала изучать более сложные и глубокие проблемы, которые не так легко объяснить. Что есть жизнь? В чём её смысл? Что есть добро и зло? Что есть любовь? Что есть творчество? Что есть гармония? Что будет после смерти?
Философские вопросы обязательно рано или поздно встают перед человеком. Обычно мы называем этот период в жизни «экзистенциальным кризисом» или «кризисом среднего возраста». Философия нужна именно для того, чтобы дать исчерпывающие ответы на эти вопросы.
Иногда ответы находятся в религиях и религиозно-философских системах. Иногда их удаётся найти в учениях философских школ. Иногда — в трудах отдельных мыслителей, к школам не относящихся. Такие мыслители были и в древнем мире, и в Средневековье, и в Эпоху возрождения и сейчас они тоже есть (например, Нассим Талеб, один из наиболее известных современных философов). Философия также может быть вашей личной: обычно это компилляция из наиболее близких вам максим разного авторства.
Философия — самая древняя, самая неточная, самая всеобъемлющая и важнейшая из всех наук.
Изучая философию, вы, как минимум, развитиваете навыки критического и творческого мышления. Философия учит воспринимать другое мировоззрение, вести диалог с человеком, его представляющим, предоставлять аргументы, доказывать свою точку зрения. Изучение различных философских концепций позволяет выйти за пределы очевидного, задуматься, а может и… Читать далее
Изучать философию необходимо для умения мыслить логически, то есть мыслить правильно и единственно верно.
В первую очередь понимание того, что приобретение имущества, обретение власти и исполнение сексуальных желаний не являются единственным и истинным содержанием человеческого существования
Был уже похожий вопрос, но я отвечу еще раз (он, очевидно, многие умы волнует:)
Кроме помощи в составлении “личной конституции”, о которой я уже говорила, философия выполняет одну важную для жизни функцию: она держит открытым разум. Постоянно находясь в многообразии порой противоречивых идей, человек начинает привыкать к тому, что мир – не… Читать далее
Напрямую философия не несет пользы – ни для народного хозяйства, ни для душевного бардака. Если философия становится полезной, да еще и для всех – это уже не философия, а догматика или идеология.
По большому счету изучение философии дает некоторые эффекты (краткосрочные и долгосрочные, заметные сразу или лишь в перспективе). Большинство из них… Читать далее
Делаю ракеты, философствую. Веду канал: https://zen.yandex.ru/sunders
Ту же самую, что польза от изучения математики. Гимнастика для ума. Приведени в порядок всей совокупности знаний в Вашей голове. Прокачка абстрактного мышления. Улушение навыков работы с понятиями.
Философию следует воспринимать как разновидность такого интеллектуального спорта. Умение играть в футбол (например) врядли поможет в быту, хоть и улучшит… Читать далее
Если кто–то думает, что изучении философии начинается с изучения трудов Сократа или Пифагора и т.д. то я считаю это большой ошибкой.Первые философские труды находятся в народных сказках, сказаниях в анекдотах,в пословицах. Каждая книга которую вы читаете или изучаете—это философия!!! В этом мире все,что вы делаете—это философия. Будь она… Читать далее
Изучать флософию и быть философом это два больших понятий. Что такое изучать—это получать информацию от автора который познал эту информацию.Вы ее не познаете, а изучаете и конечно ваш кругозор расширается.Я думаю,что в этом ее польза, но не более того!!! “Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания—это прошлое. Мудрость—это будущее”!!!… Читать далее
Здравствуйте, Андрей.
Я бы сказал, философия несет не только пользу, но и вред. Каждому – свое. Как говорит народная мудрость, не всякий вопрос к добру ведет, много будешь знать, скоро состаришься. Экклезиаст также умудряет: «Во многой мудрости много печали» (Еккл. 1: 18).
Сократ говорил о себе, я знаю лишь то, что я ничего не знаю.
Философия – это… Читать далее
Делаю ракеты, философствую. Веду канал: https://zen.yandex.ru/sunders
Ту же самую, что польза от изучения математики. Гимнастика для ума. Приведени в порядок всей совокупности знаний в Вашей голове. Прокачка абстрактного мышления. Улушение навыков работы с понятиями.
Философию следует воспринимать как разновидность такого интеллектуального спорта. Умение играть в футбол (например) врядли поможет в быту, хоть и улучшит… Читать далее
С чего начать изучать философию? Что почитать на эту тему?
кандидат философских наук, Центр социально-политических исследований “Новый Град” · elkin-andrey.ru
Предварительно стоит заметить, что умышленно заужу область вопроса и под «философией» буду понимать западноевропейскую философию, так как, строго говоря, на современном этапе развития этой “дисциплины” часто как «философию» изучают и многие другие практики (в основном восточные, но и не только).
Теперь по сути вопроса.
«Проблема» философии в том, что в процессе понимания, что же она изучает, раскрывая ее «предмет» в узконаучном смысле слова, вы, собственно, и «изучите» философию. Ибо смысл философии раскрывается через «историю» философии, корпус философских систем, который имел место в ходе развития, в нашем случае, западноевропейской мысли.
В этом смысле ответ на вопрос «с чего начать?» будет очевиден – с «начала», с первых философских построений досократиков и двигаться к современным системам. Здесь работает стандартный подход – берем приемлемый учебник (например, Антисери и Реале «Западная философия от истоков до наших дней» или «История философии» под ред. Н. Мотрошиловой) и, естественно, в зависимости от изучаемого мыслителя – его тексты (от Диалогов Платона до наших современников) и изучаем.
Однако здесь есть сложный момент, так как, начав читать философские тексты с первых мыслителей, вы уже должны быть как бы погружены в определенное понимание – как «изучать», улавливать и следовать за мыслью, например, Аристотеля, Фомы Аквинского или Гегеля, то есть уже иметь хоть какие-то «зацепки» – уже со-переживать при рефлексировании, изучая всех этих мыслителей. Иными словами, нужно хотя бы минимально «настроить» инструмент, чтобы начать играть.
Выражаясь «поэтическим» языком Мераба Мамардашвили («Как я понимаю философию»), вы должны при такой настройке «зажечься», тогда вы сможете изучать бесконечные корпусы философских систем отдельных мыслителей и «гореть» мыслью вместе с ними. В этом смысле, можете как раз и начать изучение философии с указанного труда Мамардашвили, чтобы понять, как можно «зажечься» философией.
Более академическую предварительную «настройку» вам могут дать труды мыслителей, которые попытались без пересказывания всей истории философии очертить предмет философии в своих, специально посвященных этому, отдельных трудах. Таких работ много.
Попробуйте начать, например, с двух текстов – «Что такое философия» Ортега-и-Гассета и «Что такое философия» Делеза и Гваттари. Тексты не самые сложные, но и не простые. Но, так как вы хотите заняться именно философией, то они и смогут погрузить вас в определенный «дискурс», а также широкими мазками показать и что для этих авторов вообще есть философия, а также, что она до сих пор для каждого (даже на примере указанных философов – Мамардашвили, Ортега-и-Гассет, Делез, Гваттари) разная и это «нормально».
Прочитать ещё 6 ответов
Хочу изучить философию с момента её зарождения. Какие книги посоветуете?
Кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных…
Я против самостоятельного изучения философии. Это можно допустить только в исключительных случаях, когда склонность очевидна и непреодолима, а возможности заниматься с преподавателями нет. Во-первых, вы ничего не поймёте. Во-вторых, вам будет казаться, будто вы что-то поняли, а это не так. В-третьих, занятия философией требуют предельно устойчивой психики, а она есть не у всех. Можно просто сойти с ума, подобные случаи я лично наблюдал. Будьте осторожны и лучше обращайтесь к профессионалам.
Прочитать ещё 1 ответ
Какие книги по философии вы бы посоветовали начинающему?
Мы – соседи с землёй. · ya.ru
Здравствуйте!
Соглашусь с предыдущим комментатором: начинать все же стоит с Бертрана Рассела, так как в его книгах содержится необходимая база для последующего изучения философии.
В качестве иных вариантов могу предложить:
- 1) Пол Клейнман “Философия. Краткий курс”. В этой книге собраны основные течения и школы философии. Кроме того, содержится большое количество интересных фактов и наблюдений мыслителей.
- 2) Губин “Философия”. Здесь изложены основные понятия, используемые в философии, направления современной философии и достижения в познании общества. Огромным плюсом является то, что весь материал объяснен “на пальцах”.
- 3) Зотов, Миронов, Разин “Философия”. Этот учебник познакомит вас с историей философской мысли, а также основными проблемами в развитии науки в современности.
Всего вам доброго!
Прочитать ещё 2 ответа
Как вы живёте, осознавая бессмысленность своего существования?
Более того, я живу с мыслью о вредности своего существования. Я считаю, что человек – это побочный продукт эволюции, это ошибка природы, который только вредит планете, который способен погубить большую часть живой природы.
Я делаю всё, чтобы вреда от меня было как можно меньше: например, не мусорю, не гублю природу. Но всё равно приходится покупать продукты питания, тем самым финансово поддерживая фермеров, которые отравляют почву инсектицидами, химическими удобрениями, превращают живописные луга и леса в безжизненные поля.
Поэтому смысл моей жизни – в самой жизни. Жизнь – очень интересная штука, в ней можно найти много приятного, яркого, интересного. А мысль о том, что меня скоро не будет лишь подогревает интерес к этой жизни.
Успокаивает еще и то, что после моей смерти все ткани моего тела подвергнутся некробиозу, распадутся на более простые вещества, станут пищей множества микроорганизмов и насекомых, станут удобрением для будущих растений.
Прочитать ещё 2 ответа
8 августа 2014
Автор КакПросто!
Труды философов зачастую кажутся иному обывателю слишком абстрактными, оторванными от реальности. Поэтому ему трудно представить, как это их мысли и идеи могут применяться на практике. Тем не менее идеи вот уже многих философов не раз значительно изменяли мир.
Прежде всего, философия выступает как «наука наук», дающая смысл, цель и направление научным изысканиям в определенных областях, как естественнонаучных (физика, биология, химия и т.п.), так и гуманитарных (экономика, маркетинг и т.п.).
Хорошо продуманная философия может значительно изменить человеческое общество или внести настоящую революцию в отдельную науку.
Так, философия богословия, получившая большую силу в средние века, фактически запретила развитие какой-либо иной философской мысли в Европе, а также многих естественных наук, что, как следствие, привело к значительному торможению развития человеческой цивилизации в итоге.
Философия марксизма-ленинизма в корне изменила подход к экономике и общественному производству очень большого числа государств. С одной стороны, принципы данной философии дали мощный толчок интенсивному развитию промышленности и сельского хозяйства за счет концентрации всех средств производства в руках государства, мотивировали большое количество людей на упорную и продуктивную деятельность, благодаря им также получили сильное развитие естественные науки и вообще обеспечивалась высокая научно-техническая культура общества. С другой стороны, имелись явные недоработки (во всяком случае при практическом применении философии) в виде преследования других идеологий, свободного творчества, а также недостаточное развитие гуманитарных наук.
Философия фрейдизма внесла настоящий переворот в психологию, подарив ей новое направление – психоанализ. Его принципы успешно применяются и поныне.
Философия дарвинизма внесла не только переворот в биологию и, в частности, онтогенез (учение о развитии организмов), но также стала и отдельной моделью для человеческого поведения в обществе – социал-дарвинизмом. Последний, по сути, говорит, что социум является той же самой природой: в нем так же сильный «уничтожает» слабого, и в итоге выживает более приспособленный индивид.
Таким образом, можно увидеть, что, казалось бы, в высшей мере абстрактные знания дают тем не менее весьма ощутимый практический результат от своего применения.
Собственная философия есть практически у каждого из людей. Личные принципы, мораль, ценности, мировоззрение – все это основные философские понятия. В той или иной мере они присутствуют и всегда присутствовали у любого цивилизованного человека.
Без малого, понятия эти руководят жизнью отдельной личности. Сообразуясь со своими целями, человек выбирает деятельность для себя. Сообразуясь со своей моралью – человек выбирает практические средства достижения для своих целей, которые при любом раскладе влияют на окружающий мир и людей. Такое влияние может быть негативным или позитивным, слабым или весьма ощутимым.
В обычной жизни философы могут иметь разные профессии. Однако редко непосредственно сама философия будет приносить им деньги. Скорее всего, это будут другие специальности, которые, впрочем, хорошо дополняют идейные наработки определенного философа и сами обогащаются за счет философии.
К примеру, Маркс и Энгельс были экономистами. Многие немецкие философы (Гегель, Кант, Шопенгауэр и другие) являлись университетскими преподавателями. Никколо Макиавелли занимал пост секретаря второй канцелярии во Флоренции. Жан-Жак Руссо вообще многие годы своей жизни жил бедно и бродяжничал, пока некоторые его сочинения (в основном, политического толка) не принесли ему достаточно денег для жизни.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Ïîñòàâëåí áåçóìíî ïðîòèâîðå÷èâûé âîïðîñ. Îòâåòèòü î÷åíü ëåãêî è îäíîâðåìåííî î÷åíü ñëîæíî. È äåëî äàæå íå â òðèâèàëüíîì ìíîæåñòâå îïðåäåëåíèé «ïîëüçû», «âðåäà», «ôèëîñîôèè». ß ïðîñòî íå çíàþ, ÊÀÊ îòâå÷àòü. Ìîæåò áûòü, íåò îòâåòà íà ýòîò âîïðîñ? Èëè ÷òî ìîæíî ñ÷èòàòü îòâåòîì íà ýòîò âîïðîñ?
Ïûòàÿñü îòâåòèòü, ÿ íåèçáåæíî âïàäó â «ôèëîñîôñòâîâàíèÿ», à çíà÷èò, èñïîäâîëü ïîäòâåðæó åå ïîëüçó. Ò.å. «ïîëüçà» ôèëîñîôèè õîòÿ áû â òîì, ÷òîáû äîêàçûâàòü ñâîþ «ïîëüçó» èëè «âðåä». À åñëè ÿ ñ÷èòàþ, ÷òî ôèëîñîôèÿ âðåäíà?..
Íåò, ïóòü ñïåêóëÿòèâíûõ ðàññóæäåíèé, æîíãëèðîâàíèÿ àáñòðàêöèÿìè íàì òîæå íå ïîäîéäåò. Êîíå÷íî, ìîæíî áûëî íà÷àòü ñòàðóþ ïåñíþ, ÷òî ôèëîñîôèÿ ïîìîãàåò ÷åëîâåêó ãëóáæå ïîíÿòü ñåáÿ è îêðóæàþùèé ìèð è â ýòîì åå ãëàâíàÿ ïîëüçà. Íî, âî-ïåðâûõ, òàêèå ðàññóæäåíèÿ áàíàëüíû, âî-âòîðûõ, âåñüìà óÿçâèìû. Äåéñòâèòåëüíî ëè ïîìîãàåò ôèëîñîôèÿ ïîíÿòü ñåáÿ è îêðóæàþùèé ìèð? Ìîæåò áûòü, ôèëîñîôèÿ òîëüêî âñå óñëîæíÿåò è âðåäèò «ïîíèìàíèþ»? ß âíîâü ïîïàäàþ â îáøèðíîå áîëîòî ïàðàäîêñîâ è óñêîëüçàþùèõ ïîíÿòèé. Ñëåäóÿ äàëüøå ýòîé ñêîëüçêîé è áåñêîíå÷íî äîëãîé äîðîãîé ÿ ìîæåò áûòü êóäà-òî è ïðèäó, ìîæåò áûòü äàæå íàïèøó êíèãó ñ íóäíûì è íåâíÿòíûì òåêñòîì, êàêèõ âåëèêîå ìíîæåñòâî, íî íå ñìîãó êîðîòêî è âíÿòíî îòâåòèòü â ÷åì ïîëüçà, à â ÷åì âðåä ôèëîñîôèè?
×òî æå âûáðàòü?  êîíöå êîíöîâ, ÿ ðåøèë, ÷òî íå èçáåæàòü ðàññìîòðåíèÿ ôèëîñîôèè ñ òî÷êè çðåíèÿ åå ïðàêòè÷åñêîãî ïðèìåíåíèÿ è ïîñëåäñòâèé òàêîãî ïðèìåíåíèÿ. Ïðîñòî è ïîíÿòíî (ïî êðàéíåé ìåðå, íà ïåðâûé âçãëÿä). Åùå ÿ ïîñòàðàëñÿ íå çàáèðàòüñÿ â äåáðè äåôèíèöèé è òî÷åê çðåíèÿ, íàïûùåííîãî àêàäåìèçìà è êâàçèíàó÷íîãî ïàôîñà. Òàêîé ïîäõîä ïîêàçàëñÿ ìíå äîâîëüíî èíòåðåñíûì è ìíîãîîáåùàþùèì. Íó ÷òî æ, áóäó äåðæàòüñÿ ýòîãî ïîäõîäà.
 êà÷åñòâå îñíîâû ñâîèõ ðàññóæäåíèé, ÿ âçÿë òåçèñ, ÷òî ÷åëîâåê (×ÅËÎÂÅÊ!!!) ìûñëÿùåå (ðàçóìíîå) ñóùåñòâî. Èòàê, ðàçóì ÿâëÿåòñÿ âàæíîé îòëè÷èòåëüíîé îñîáåííîñòüþ ÷åëîâåêà. À ÷òî æå ôèëîñîôèÿ?
Íà êàêîé-òî îïðåäåëåííîé ñòóïåíè, îíà ñòàíîâèòñÿ íåîáõîäèìûì óñëîâèåì ðàçâèòèÿ ðàçóìà. Òàê æå êàê íà îïðåäåëåííîé ñòóïåíè ðàçâèòèÿ ìàòåðèÿ ïðåâðàùàåòñÿ â æèâûå îðãàíèçìû, íóæäàþùèåñÿ, íàïðèìåð, â êèñëîðîäå. Ïîòðåáëåíèå êèñëîðîäà íå ñàìîöåëü òàêèõ îðãàíèçìîâ, íî íåîáõîäèìîå óñëîâèå èõ ñóùåñòâîâàíèÿ. Òàê è ôèëîñîôèÿ ñòàíîâèòñÿ ñâîåîáðàçíûì «èíòåëëåêòóàëüíûì êèñëîðîäîì» äëÿ ðàçóìà, íåîáõîäèìîé äëÿ åãî ðàçâèòèÿ, íî íå ÿâëÿþùåéñÿ åãî öåëüþ. Êàêîå-òî âðåìÿ ìíå ýòà ìûñëü êàçàëàñü çàíèìàòåëüíîé. Äåéñòâèòåëüíî, òàêàÿ ìåòàôîðà ïîçâîëÿëà êîå-÷òî îáúÿñíèòü. Âåäü æèâîé îðãàíèçì íå æèâåò, ÷òîáû äûøàòü, òàê è ìûñëÿùèé ÷åëîâåê íå ðàññóæäàåò (ôèëîñîôñòâóåò) ðàäè ñàìîãî ðàññóæäåíèÿ. Îí ðàññóæäàåò ðàäè ðåçóëüòàòà, êîíå÷íîé öåëè. Íàïðèìåð, ÷òîáû ïîíÿòü ñìûñë æèçíè è ò.ä.
Îïÿòü è îïÿòü ýòîò èçáèòûé âîïðîñ î «ñìûñëå æèçíè»! Êîíå÷íî, ôèëîñîôèÿ îòâå÷àëà íà íåãî óæå ìíîæåñòâî ðàç, ìíîæåñòâî ðàç ãîâîðèëà, ÷òî îòâåòà íåò, ìíîæåñòâî ðàç ãîâîðèëà, ÷òî ñàì âîïðîñ íåâåðåí
×òî æå ïîëó÷àåòñÿ, ôèëîñîôèÿ íå ìîæåò îòâåòèòü îêîí÷àòåëüíî, ïîñòàâèòü âñå òî÷êè íàä «i»? Âîò íàóêà ñîâñåì äðóãîå äåëî. Åñòü áîëåå èëè ìåíåå êîíêðåòíûå çàäà÷è (áóäü òî ôóíäàìåíòàëüíàÿ èëè ïðèêëàäíàÿ ÷àñòè íàóêè) è åñòü ïîïûòêè ðåøèòü ýòè çàäà÷è. Íåêîòîðûå óæå ðåøåíû, íåêîòîðûå â ïðîöåññå ðåøåíèÿ. Áåçóñëîâíî, ïóòü íàóêè íå ñòîëü ëèíååí è îäíîçíà÷åí, ñëó÷àþòñÿ è ïîâîðîòû, è çèãçàãè, è íåîæèäàííûå òóïèêè
Íî åñòü äâèæåíèå. Îò íà÷àëà äî êîíå÷íîé òî÷êè (íàõîæäåíèÿ èñòèíû). ×òî ïîíèìàòü ïîä «èñòèíîé»? Êîíå÷íûé ïðîäóêò. Áóäü òî ëåêàðñòâî îò ðàêà èëè îòâåò íà âîïðîñ «åñòü ëè æèçíü íà ìàðñå».
À ÷òî æå ôèëîñîôèÿ? Íåò, îêîí÷àòåëüíûõ ðåøåíèé îíà íå ïðåäëàãàåò. Íåò, íå äîæäóòñÿ ëþäè ñîáðàíèÿ ôèëîñîôîâ, íà êîòîðîì ðàç è íàâñåãäà ïðîçâó÷àò îòâåòû íà ñòàðûå è íîâûå, çëîáîäíåâíûå è âå÷íûå âîïðîñû!.. Äà è êàê òàêèå îêîí÷àòåëüíûå (è áåññïîðíûå) îòâåòû ìîãóò áûòü äàíû â ðàìêàõ ôèëîñîôèè? Åñëè ýòî ïðîèçîéäåò, ôèëîñîôèÿ áóäåò íàçûâàòüñÿ íå ôèëîñîôèåé, à ñêîðåå èäåîëîãèåé. Õîòåëè îòâåòû?!. Ïîæàëóéñòà
È íå âçäóìàéòå âîçðàæàòü èëè ñîìíåâàòüñÿ! Âñå îòâåòû ïðàâèëüíûå! Òàêîå â èñòîðèè óæå áûâàëî.
Òàê â ÷åì æå åå ïîëüçà, êðîìå êàê ñëóæèòü «èíòåëëåêòóàëüíûì êèñëîðîäîì»?! Ê òîìó æå òàêèì «êèñëîðîäîì» ìîæåò ñëóæèòü è, íàïðèìåð, èñêóññòâî. Êàæåòñÿ, ÿ âíîâü âîçâðàùàþñü ê íà÷àëó ñâîåãî ýññå. Îñòàíîâèìñÿ äëÿ ïðîìåæóòî÷íûõ èòîãîâ. Èòàê, â ñâîèõ ðàññóæäåíèÿõ ÿ ïðèøåë ê íåñêîëüêèì âûâîäàì:
1. Ôèëîñîôèÿ â îáùåì-òî ïîëåçíà äëÿ ìûñëÿùåãî ÷åëîâåêà, ò.ê. â åå àðñåíàëå åñòü âñå ñðåäñòâà êàê äëÿ ðàçâèòèÿ ðàçóìà, òàê è äëÿ ïîçíàíèÿ.
2. Ôèëîñîôèÿ íå äâèæåòñÿ êàê íàóêà èç òî÷êè À â òî÷êó Â, íî â òîæå âðåìÿ îïðåäåëåííîå äâèæåíèå åñòü, êàê åñòü è îïðåäåëåííîå ðàçâèòèå.
Âûðàæàÿñü ÿçûêîì ìåòàôîð, íàóêó ìîæíî ñðàâíèòü ñ âåëîñèïåäîì, à ôèëîñîôèþ ñ âåëîòðåíàæåðîì. Çàäà÷à âåëîñèïåäà ïåðåâåñòè ÷åëîâåêà èç òî÷êè À â òî÷êó  (íå âàæíî ÷òî ïîä ýòèì ïîäðàçóìåâàòü âåëîãîíêè èëè óâåñåëèòåëüíóþ ïðîãóëêó). Çàäà÷à âåëîòðåíàæåðà óêðåïëÿòü, òðåíèðîâàòü, ðàçâèâàòü ìûøöû òåëà. Çàäà÷à ôèëîñîôèè (åñëè ïðèíÿòü òàêîå ñðàâíåíèå) óêðåïëÿòü, òðåíèðîâàòü, ðàçâèâàòü ðàçóì. Ìîæíî âîçðàçèòü, ÷òî ðàçóì òðåíèðóåò è èãðà â øàõìàòû èëè ðàçãàäûâàíèå ðåáóñîâ. Ýòî òàê, íî òðåíèðîâêà ðàçóìà ôèëîñîôèåé èìååò ñîâñåì äðóãóþ ñïåöèôèêó. Ñðàâíèâàòü ôèëîñîôèþ ñ ðàçíîãî ðîäà èíòåëëåêòóàëüíûìè çàäà÷àìè, âñå ðàâíî, ÷òî ñðàâíèâàòü èçó÷åíèå ïðèðîäû ïî êàðòèíêå èëè «âæèâóþ». Âåäü ïðèäÿ â íàñòîÿùèé ëåñ, ìîæíî ïîëó÷èòü ñîâåðøåííî äðóãèå âïå÷àòëåíèÿ.
Òàê è òðåíèðîâêà ðàçóìà ñ ïîìîùüþ îòâëå÷åííûõ ëîãè÷åñêèõ åäèíèö è îïåðèðîâàíèÿ ýòèìè åäèíèöàìè (øàõìàòû, ãîëîâîëîìêè, ìàòåìàòèêà è ò.ï.) íå ïîçâîëÿåò ñîïðèêîñíóòüñÿ ñ öåííîñòÿìè, ëè÷íîñòíî âàæíûìè ñìûñëàìè è ò.ï. Ôèëîñîôèÿ ñîåäèíÿåò â ñåáå íàó÷íîñòü è ñâîáîäó âîîáðàæåíèÿ, èíòåëëåêòóàëüíóþ «âñåäîçâîëåííîñòü» (òû ìîæåøü ðåôëåêòèðîâàòü íà ëþáûå òåìû) è ñòðîãîñòü àíàëèçà.  ýòîì åå ïðåëåñòü.
Âîçâðàùàÿñü ê àíàëîãèè ñ âåëîòðåíàæåðîì, ìîæíî äîáàâèòü åùå îäèí øòðèõ. Âåëèêèå ôèëîñîôû ñîçäàþò ñâîé âåëîòðåíàæåð. Îñòàëüíûå ëèøü «íàñòðàèâàþò» ÷óæèå.
Èòàê, ïîëüçà ôèëîñîôèè äëÿ ÷åëîâåêà (ðàçóìíîãî ñóùåñòâà) â òîì ÷òîáû òðåíèðîâàòü è ðàçâèâàòü åãî ðàçóì, â âîçìîæíîñòè âçãëÿíóòü ñî ñòîðîíû íà ñåáÿ, ìèð, âñåëåííóþ è ò.ï. Ñîáðàòü âîåäèíî áåçãðàíè÷íîå âîîáðàæåíèå è ñòðîãóþ íàó÷íîñòü, ïîòðåáíîñòü â ðåôëåêñèè è ïîñòîÿííîì ñîìíåíèè.
Âðåä ôèëîñîôèè, åñëè ïðèäåðæèâàòüñÿ ïðèíÿòîé àíàëîãèè ñ âåëîòðåíàæåðîì, â äâóõ àñïåêòàõ:
1. ïåðåòðåíèðîâêå
2. ïîïûòêàõ åçäèòü íà âåëîòðåíàæåðå òàì, ãäå íóæíû èíûå ñïîñîáû ïåðåäâèæåíèÿ .
© Copyright: Àíòîí Êîøåðíûé, 2012
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹212050400657