В чем польза философских знаний при ответе используйте известные вам учения философов

Андрей Глинка  ·  13 мая 2019

13,4 K

Изучая философию, вы, как минимум, развитиваете навыки критического и творческого мышления. Философия учит воспринимать другое мировоззрение, вести диалог с человеком, его представляющим, предоставлять аргументы, доказывать свою точку зрения. Изучение различных философских концепций позволяет выйти за пределы очевидного, задуматься, а может и ответить для себя на вопрос о месте человека в мире.

Изучать философию необходимо для умения мыслить логически, то есть мыслить правильно и единственно верно.

Биология, анатомия и психология человека, общество, происхождение понятий и…  ·  factroom.ru

Философия — мать всех наук, не образно, а в буквальном смысле. Сначала был человек, и у него были вопросы. Человек философствовал, чтобы найти ответы: Как устроен мир? Почему встаёт Солнце? Почему дует ветер? Почему вода мокрая? Почему появляются дети? Почему мы хотим есть? И так далее.
В процессе поиска ответов на эти вопросы возникла физика, химия, математика… Читать далее

В первую очередь понимание того, что приобретение имущества, обретение власти и исполнение сексуальных желаний не являются единственным и истинным содержанием человеческого существования

Напрямую философия не несет пользы – ни для народного хозяйства, ни для душевного бардака. Если философия становится полезной, да еще и для всех – это уже не философия, а догматика или идеология.
По большому счету изучение философии дает некоторые эффекты (краткосрочные и долгосрочные, заметные сразу или лишь в перспективе). Большинство из них касаются личности, а… Читать далее

Делаю ракеты, философствую. Веду канал: https://zen.yandex.ru/sunders

Ту же самую, что польза от изучения математики. Гимнастика для ума. Приведени в порядок всей совокупности знаний в Вашей голове. Прокачка абстрактного мышления. Улушение навыков работы с понятиями.
Философию следует воспринимать как разновидность такого интеллектуального спорта. Умение играть в футбол (например) врядли поможет в быту, хоть и улучшит некоторые ваши… Читать далее

Был уже похожий вопрос, но я отвечу еще раз (он, очевидно, многие умы волнует:)
Кроме помощи в составлении “личной конституции”, о которой я уже говорила, философия выполняет одну важную для жизни функцию: она держит открытым разум. Постоянно находясь в многообразии порой противоречивых идей, человек начинает привыкать к тому, что мир – не черно-белый. Такому человеку… Читать далее

Делаю ракеты, философствую. Веду канал: https://zen.yandex.ru/sunders

Ту же самую, что польза от изучения математики. Гимнастика для ума. Приведени в порядок всей совокупности знаний в Вашей голове. Прокачка абстрактного мышления. Улушение навыков работы с понятиями.
Философию следует воспринимать как разновидность такого интеллектуального спорта. Умение играть в футбол (например) врядли поможет в быту, хоть и улучшит некоторые ваши… Читать далее

Читать филосовские книги человеку не нужно, потому что они затуманивают голову. Философия – это рассуждения о нашей жизни. Нужно каждому человеку постоянно обдумывать свои поступки, и извлекать из ошибок уроки.

Здравствуйте, Андрей.
Я бы сказал, философия несет не только пользу, но и вред. Каждому – свое. Как говорит народная мудрость, не всякий вопрос к добру ведет, много будешь знать, скоро состаришься. Экклезиаст также умудряет: «Во многой мудрости много печали» (Еккл. 1: 18).
Сократ говорил о себе, я знаю лишь то, что я ничего не знаю.
Философия – это искусство мышления… Читать далее

Подскажите какие труды по философии стоит почитать?

Имею естественно научное образование, в юношестве прикипел к литературе, сейчас…

Если хотите начать изучать философию, то начать рекомендую с книги Пола Клейнмана “Философия: краткий курс”, там описаны основные этапы становления мысли, развитие разных школ философии и мыслители от самых первых до новых времен. Дальше уже можно смотреть по тому, какой период и школа мысли зацепила вас. Можно уже будет легко ориентироваться в философах и приобщиться к аутентичным трудам.

Почему люди становятся философами – они хотят кого-то учить жизни?

Главный редактор журнала “СТОЛ”. Аспирантка. Специализация — философия (русский…  ·  vk.com/stol.guru

Коль скоро вопрос поставлен в настоящем времени, мне стало очень любопытно, где вы в 21 веке нашли людей, которые действительно становятся философами (в полном смысле этого слова) и не стесняются (не боятся) об этом открыто заявлять, не говоря уж об “учить жизни”? Чтобы учить кого-то жизни, сегодня достаточно быть активным пользователем какой-нибудь соцсети. Стать блогером, например, и выкладывать фото в Instagram с подписями “образовательного содержания”, которое обычно никак не соотносится с визуальным контентом. Но это не есть философия. Даже не близко к ней.
Если же вы о людях, что сегодня поступают в вузы на философские факультеты и направления, заканчивают их и даже идут в аспирантуру, то они 1) далеко не все сразу осознают, на какой факультет поступили (многие поступают только потому, что не прошли по конкурсу куда-нибудь ещё); 2) занимаются в основном тем, что изучают философскую традицию и реферативно её пересказывают в своих курсовых и ВКР, без выдвижения каких-либо новых предположений/теорий/концептов; 3) даже если идут в аспирантуру, преследуют цель либо остаться в науке и развивать свои научные интересы, либо просто пойти по накатанной (или пересидеть призывной возраст).
В итоге, сегодня есть скорее теоретики, чем философы, которые едва ли хотят учить кого-то жизни. Да и вообще, философия подобным не занимается, в отличие от религии. Она занимается осмыслением жизни как таковой.

Прочитать ещё 12 ответов

Какие все-таки есть способы объяснения – если Бог есть, то почему мир плох?

Кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных…

Таких способов не так уж мало. Это целая предметная область — называется теодицея. Критический разбор наиболее популярных из них вы можете найти в классической работе Канта “О неудаче всех философских попыток теодицеи” [см., например, здесь]. Но подчеркну — там рассмотрены далеко не все способы. Работы по теодицее выходят постоянно, каждый год по несколько штук.

Читайте также:  Яйца на ужин польза и вред

Прочитать ещё 10 ответов

С чего стоит начать знакомство с философией?

“Государство” Платона. Можно начать с этого.

А так начните по порядку,сведущих древнегреческих философов, например, с Аристотеля и Платона. Прочитайте кратко их идеи, затем оцените их основные труды (хотя по 1 книге). Затем можете перейти к философским школам в Древней Греции: циникам, скептикам, софистам, эпикурейцам и стоикам.  
Это вам поможет в дальнейшем понимать труды философов Европы. Параллельно (с др.грецией) вы можете начать знакомиться с философией древних восточных стран – Китая и Индии. 
А дальше вы войдете во вкус и сами будете знать, что вам интересно будет прочитать.

Прочитать ещё 4 ответа

Каков «порог вхождения» в изучение философии? Какими знаниями нужно уже обладать?

Если вы умеете читать и вам есть с кем обсуждать содержание философских произведений, то минимальный набор знаний у вас есть.

Но он не гарантирует ничего.

Минимальное условие для понимания, что именно разворачивалось в ходе 2500 лет истории философии – это учебная программа, в которой история философии рассматривается как единое целое. А точнее нужно познакомиться с точкой зрения научной истории философии. Иначе перед нами будет лишь хронологический набор учений кем-то и как-то случайно набранный на свой вкус.

Вот берем любое произведение, думаем, что оно философское. А с какой стати? Сам автор так сказал, толпа почитателей так сказала? Это не имеет никакого научного знанчения.

Нам требуется понимать ПОНЯТИЕ философии. И из него будет видно какое произведение относить к философскому, а какое нет. Потому что будет ясно: занимается ли автор предметом единой философии, которой она занималась все 2500 лет. И ясно, исследует ли автор этот предмет философским методом.

Ибо нам нужно постичь, если мы хотим знать именно философию, не только историчесие особенности, а то непреходящее, что содержится в каждом учении, вечное. И это главное, а исторические условности — дело десятое.

И в ходе такого вдумчивого познания вечного содержания в кадом историческом философском учении, мы будем овладевать метод, которым это содержание постигается. А бесконечное содержание постигается только бесконечной формой. Мы поймем, что предел философии только в ней самой и никакого внешнего предела у нее нет.

Прочитать ещё 4 ответа

Источник

Содержание

Введение           3
1. В чем состоит роль философии в культуре? При ответе используйте известные Вам учения философов       4
2. Сравните употребление понятия «диалектика» в античной и
современной философии        6
3. Какие черты средневековой философии сохранили свою
актуальность сегодня?         7
4. Что означает высказывание Вольтера «Природа разумна,
разум естественен»?         9
5. Какие проблемы рассматривает философия науки?    10
Заключение           13
Список литературы         14

Введение

Философия – форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео – любовь и софия – мудрость).
До Платона и Аристотеля философское знание в основном совпадало с систематизацией так называемой житейской мудрости, т. е. повседневного жизненного опыта людей, выраженного в символической, художественно-образной форме.
Начиная с Платона и Аристотеля философия уже не удовлетворяется простой любовью к мудрости, а стремится стать развернутым, последовательным учением, опирающимся на надежный фундамент представлений не только о человеке, но и о мире, в котором осуществляется его жизнедеятельность.
Причем эта целостная картина бытия, на фоне которой только и можно понять своеобразие человека, все в большей степени начинает создаваться не в символической, художественно-образной манере, а, прежде всего в понятийных формах, логическими средствами.

1. В чем состоит роль философии в культуре? При ответе используйте известные Вам учения философов.

Роль философии в культуре определяется тем, что философия является рефлексией над основаниями культуры. «Философия извлекает культурные смыслы из социально-исторического контекста, очищает их от исторической конкретики и превращает в чистые логические конструкции – понятия, из которых начинает конструировать возможные идеальные миры» [11, c. 38]. Обоснование мысли о возможности различных вариантов ценностных, социальных, культурных и иных порядков, а следовательно, мысли об оценке наличного бытия не как единственно возможного и наилучшего является интеллектуальным завоеванием философии [10, c. 112].
Ответ на вопрос о роли философии в культуре тесно связан с определением сущности культуры. С точки зрения деятельностного подхода культуру можно определить как систему исторически развивающихся внебиологических программ человеческой деятельности. Культура в этом плане выступает как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, наукой, религией, моралью, современной индустрией и т. д. Культура передается от поколения к поколению по принципу множества социальных эстафет и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт.
Философия как «критическая наука об общеобязательных ценностях» (определение принадлежит немецкому философу В. Виндельбанду) в качестве объекта своего исследования имеет обладающие абсолютным значением оценки, «хотя бы они фактически не пользовались признанием или даже никем не признавались» [8, c. 197]. Философия выявляет принципы нормативного сознания как абсолютного мерила логической, этической и эстетической оценки, т. е., обозначает высшие точки культурного развития или основания культуры.
В то же время, как отмечал А. Швейцер, философия должна не только исследовать нормативное сознание, но и нести культурные ценности в качестве действенных идей в общественное мнение [12, c. 14]. По мнению А. Швейцера, именно этические ценности задают ориентиры всем сферам человеческой деятельности, культура носит этический характер, отсюда вытекает роль философии как «стража культуры». Этот «страж» должен своевременно предупреждать людей о кризисе этических ценностей, способных породить культурно-творческую деятельность: философия «должна была бы внушить людям, что им надлежит бороться за идеалы, на которых зиждется культура. Она должна была бы попытаться обосновать эти идеалы сами по себе, в их внутренней истинности… и поддержать их жизнеспособность» [12, c. 15].
По образному выражению К. Маркса, философия должна «не просто объяснять мир, а быть средством его изменения, причем к лучшему» [11, c. 244].
Аргументы в пользу того, что философия стоит над науками, исходят уже от Аристотеля и сводятся обычно к тому, что философия занимается более общими вещами, нежели конкретные науки. Аристотелевское понимание философии подразумевает, что мир организован строго иерархически и исчерпывающе описывается дедуктивной процедурой выведения более низких уровней из более высоких. Но если исходить из того, что различные уровни организации материального мира обладают собственными законами функционирования, то философия автоматически лишается статуса науки наук.
Цель ученого заключается в том, чтобы дать адекватную картину некоторой части действительности, показать, как она устроена и функционирует. Философские же вопросы относятся не к предмету конкретной науки, а к принципам получения и организации конкретного знания и его месту в системе знаний о мире. Другими словами, философия анализирует не действительность как таковую, а только то, как эта действительность представлена в человеческом знании.

Читайте также:  Евгений леонов трезвый подход о пользе алкоголя

2. Сравните употребление понятия «диалектика» в античной и современной философии.

Первым последовательным и выдающимся диалектиком был древнегреческий философ Гераклит Эфесский (540-480). До нас дошли большие фрагменты из его произведений, главным их которых была написанная в стихах поэма “О природе” (Peri Physeos). Не смотря на стихотворную форму, произведения Гераклита с огромным трудом читались его современниками. За сложность подымаемых проблем и трудность понимания излагаемых Гераклитом мыслей его прозвали Темным [3, c. 87].
Все существующее, учил он, постоянно изменяется, переходит из одного состояния в другое. “Все течет, все изменяется” (Panta Rei) – говорил он. – “Все есть обмен противоположностями”; “В одну реку нельзя войти дважды” (поскольку во второй раз и река стала другой и я не остался таким, каким был при первом заходе в реку).
Но в этом “Панта реи” Гераклит усматривал и момент устойчивости. Изменения в мире и во всех его составных частях, согласно учению выдающегося диалектика, происходят согласно Логосу – высшему и всеобщему закону. Задача философии при этом заключается в том, чтобы обнаружить в изучаемом предмете Логос и указать на него, говорить от его имени. Философ любил часто повторять: “Не мне, но Логосу внимая”; “Мудро будет признать, что все в мире едино; все есть обменом противоположностей”. “Борьба есть закон мира; она мать и распорядительница всех вещей”. Война – мать всех вещей и виновница всех [3, c. 98].
На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего – идей, движения мысли от низших понятий к высшим.
Диалектика означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика – это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов Древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы – стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

3. Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность сегодня?

Основные проблемы философии в это время имели неповторимый колорит: Сотворен ли мир Богом или существует от века? Постижима ли воля и намерения Бога и сотворенный им мир? Каково место человека в мире и какова роль его в истории сквозь спасения человеческой души? Как сочетаются свобода воли человека и божественная необходимость? Что есть общее, единоличное и отдельное в свете учения о «тринитарности» (триединстве, троице)? Если Бог есть истина, добро и красота, то откуда в мире зло и почему Творец его терпит? Как соотносятся истины откровения, выраженные в Библии, и истины человеческого разума?
Тем не менее, многие положения средневековой философии не потеряли свою актуальность и сегодня. Прежде всего, это своеобразный способ философствования, возникший задолго до утверждения классического феодализма и отошедший раньше, чем сошел с исторической сцены европейский феодализм. У каждой эпохи свой способ философствования, в том числе и у современной. Своеобразие данного способа философствования в средние века заключалось в его тесной связи с религией. Церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления. Содержание философской мысли приобретало религиозную «упаковку» (форму). Философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным аппаратом. Любая философская концепция, как правило, приводилась в соответствие с учением Церкви [9, c. 101].

Источник

«Я думаю, не найдётся двух философов, способных дать Вам один и тот же ответ. Мой собственный прозвучал бы так: философия представляет собой размышления о предметах (matters), точное знание о которых ещё невозможно. Правда, это только моё мнение.

Читайте также:  Польза и вред вакуумного аппаратного массажа

В чём состоит разница между наукой и философией?

Можно дать примерно следующий ответ: наука – это то, что мы знаем, а философия – то, чего мы не знаем. Это простое определение, объясняющее, почему с развитием знаний вопросы постоянно переходят из области философии в область науки. […]

– Какова польза от философии?

Я думаю, философия имеет две реальные области применения. Одна из них – поддержка размышлений о предметах, которые ещё не попали в сферу науки. В конце концов, наука охватывает лишь небольшую часть того, что интересует и должно интересовать человечество. Существует множество вещей, представляющих огромный интерес, о которых наука, во всяком случае в настоящий момент, знает мало, и мне бы не хотелось, чтобы человеческая фантазия была бы ограничена рамками известного сейчас. Я думаю, что одно из применений философии состоит в увеличении наших воображаемых конструкций о мире и доведении их до уровня гипотез. Но существует и другое назначение философии, на мой взгляд, не менее важное, которое помогает понять нам, что существует множество вещей, кажущихся известными, на самом деле неизвестны нам. С одной стороны, философия заставляет нас думать о вещах, о которых мы можем узнать, а с другой стороны, позволяет нам с достаточной скромностью осознавать, как много из того, что кажется знанием, таковым на самом деле не является.

– Не могли бы Вы проиллюстрировать на конкретных примерах некоторые гипотезы, которые подтвердились и имели важные последствия в будущем.

Да. Это довольно просто сделать, особенно на примере греческой философии. Греки впервые предложили целый ряд гипотез, оказавшихся впоследствии весьма ценными, но которые в то время не могли быть проверены. Возьмём, к примеру, атомистическую гипотезу. Демокрит придумал атомистическую гипотезу, согласно которой материя состоит из мельчайших атомов, и спустя более чем две тысячи лет оказалось, что это была правильная научная точка зрения, но в то время это было просто предположение. Или другой пример. Аристарх был первым человеком, предположившим, что Земля вращается вокруг Солнца, а не Солнце вокруг Земли, и что смена дня и ночи – это следствие вращения Земли. До эпохи Коперника, почти две тысячи лет, эта гипотеза была почти похоронена и забыта. Но возможно, что Коперник никогда бы не пришёл к этой мысли, если бы до этого к ней не пришел Аристарх. […]… философия не только служанка науки, так как существует целый ряд тем, с которыми наука не может иметь дело. Например, всё, что касается категории ценностей. Наука не скажет вам, что хорошо и что плохо, что хорошо или плохо само по себе, как цель, а не просто как средство. […]

– Вы бы назвали Маркса философом?

В известном смысле он, несомненно, был им, но давайте сразу оговоримся, что существует очень важное деление среди философов. Есть философы, считающие своим долгом поддерживать status quo, и есть другие, которые его нарушают. Маркс, конечно, принадлежит к последним. Что до меня, то я отвергаю оба эти подхода как не отвечающие истинному назначению философии. Я считаю, что дело философии не изменять мир, а познавать его, и это прямо противоположно тому, что говорил Маркс.

– А к какому типу философов принадлежите Вы?

Единственное определение, которое я сам себе когда-либо давал, – это логический атомист, но я не особенный любитель давать определения. Я их, скорее, избегаю.

Что это значит, логический атомист? Это значит, по моему мнению, что способом постигнуть суть любого изучаемого вами предмета является анализ. Вы можете анализировать до тех пор, пока не дойдёте до вещей, которые дальше уже не могут быть проанализированы, и они будут логическими атомами. Я называю их логическими атомами, потому что они не являются мельчайшими частицами материи. Они, если можно так выразиться, идеи, из которых создаётся предмет.

Каковы сейчас основные направления в философии?

Нужно различить направления в философии в англоязычных странах и в континентальной Европе. Они гораздо более независимы друг от друга, чем когда-то. Гораздо более. В англоговорящих странах, и особенно в Англии, существует новая философия, обязанная своим появлением, я полагаю, желанию найти для философии самостоятельную область. В этом, как я только что говорил, проявилось то, что философия просто – «неполная» наука, и существуют люди, которым такая точка зрения не нравится. Им хочется чтобы философия имела собственную сферу. Это привело к появлению лингвистической философии, для которой важен не ответ на вопрос, а достаточно точное представление его смысла. Сам я с такой точкой зрения не могу согласиться, но я могу её проиллюстрировать. Однажды я на велосипеде отправился в Винчестер и по дороге заблудился. Я зашёл в деревенский магазинчик и сказал: «Не могли бы Вы подсказать мне самый короткую дорогу в Винчестер?» Человек, которого я спросил, обратился к кому-то в задней комнате, кого я не мог видеть: «Джентльмен хотел бы узнать самый короткий путь в Винчестер». Голос в ответ: «Винчестер? – Да. – Дорогу в Винчестер? – Да. – Самую короткую? – Да. – Не знаю».

И так мне пришлось уйти, не получив никакого ответа. И это то, чем, согласно оксфордской школе, должна заниматься философия.

– То есть правильно формулировать вопрос, не заботясь об ответе?

Да. Давать ответы – это дело кого-то другого».

Бертран Рассел, Что такое философия? (интервью) / Искусство мыслить, М., «Дом интеллектуальной книги», 1999 г., с. 83-87.

Источник