В чем красота и польза устного народного творчества
Погорелова Любовь
Консультация для педагогов о пользе устного народного творчества для развития дошкольников
«Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии. Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также не внимание к содержанию речи малыша, отсутствие е активизации со стороны родителей – приводит проблемам в развитии речи детей. Педагог детского сада имеет больше возможностей для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее. Но жизнь в русле народной культуры не может быть навязана педагогу. Она может быть только результатом естественного выбора свободного человека, который видит именно в этом благо для детей и чувствует пульс родной культуры в себе самом. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребнка процесс приобщения и овладения языком своего народа. Ребнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его – пословицы, загадки, сказки – он не только слышит, но и повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для него содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в свом влиянии на ребнка. Необходимо, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, звучали эти драгоценные зрна. Только при этих условиях язык ребнка будет живым и ярким. Большое место отводится развитию диалогической речи посредством общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях.
Диалог рассматривается как вид речевого общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения. Именно через него люди вступают в общение с другими людьми.
Фольклор для детей – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для детей. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые примы, танец. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребнком эмоциональный контакт.Таким образом: устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.
Необходимо помнить,что отбор фольклорно-этнографического материала должен подчиняться необходимости решения двуединой задачи: -во-первых, показать самобытность и неповторимое своеобразие народной культуры в ее конкретных явлениях и научить понимать тот художественный язык, с помощью которого выражается смысл народных обрядов, сказок, хороводов, костюмов, утвари и пр. ;
-во-вторых, подготовить ребенка к дальнейшему освоению разных типов культуры как составных частей мирового культурно-исторического процесса.
Используемыйфольклорно-этнографический материал должен отвечать ряду требований:
1. Доступность для детского восприятия, соответствие интересам ребенка.
2. Социальная актуальность материала, его положительное воздействие на формирование социальных чувств детей.
3. Единство содержания и средств художественной выразительности, то есть формы произведения. Знакомить дошкольников с богатством культурного наследия народа необходимо в наиболее близких им формах, оживляющих педагогический процесс.
4. Возможность использованиядля гуманизации личности ребенка: воспринимая гуманные отношения на фольклорном материале, он попытается перенести их характер в собственные отношения с окружающим миром.
5. Большой потенциал развития детской речи. Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка раннего возраста трудно переоценить. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями,которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку, сопровождая ее движения чтением потешки. Правильный подбор потешки, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. С помощью народных песенок,потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя – помочь малышам в этом.
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге “От двух до пяти” говорил о том, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи». Кроме этого он отмечал, что «сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с темп из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки» В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка. Но эффективность их использования будет зависеть не только от того – понимает ли воспитатель какова роль фольклора, а и от того насколько хорошо он знает о средствах народной педагоги, о методах и приемах их использования.
Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше. Оно начинается с песенок, потешек, пестушек. В работе с малышами педагог широко использует малые фольклорные формы. Уместно прочитанные потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку, развивают интерес к культурно- гигиеническим навыкам. Воспитатель проводит и специальные занятия, знакомящие ребят с произведениями фольклора. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение «Каравай», «Гуси – лебеди», «Сорока-белобока» и т. д.). Знакомят детей и с первыми сказками («Курочка- Ряба», «Репка», «Колобок» и т. д.). Таким образом, использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту.
Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Главное, что должен учесть воспитатель при ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами, – необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действо.
При ознакомлении с малыми фольклорными жанрами воспитателю следует обратить внимание на следующее:
1. Можно использовать предметы народно-прикладного искусства и русские народные музыкальные инструменты.
2. Использование потешек, поговорок и т. д. только тогда обеспечивает систематический подход к ознакомлению с окружающим миром, когда их содержание ориентировано на человека, виды его деятельности и конкретные действия (умывание, одевание, танцы и т. д.). Они должны как можно чаще звучать в речи педагога.
3. Необходимо широко использовать наглядный материал (чем младше ребенок, тем чаще он используется: игрушки, картинки, пособия и т. п., с помощью которых создается развернутая картина действий и их результата. Показ может быть фрагментарным или полным. Инсценирование произведения с помощью наглядных средств помогает добиться наилучшего понимания содержания. Во время чтения произведения делают динамический акцент на фрагментах текста («масляна головушка» – приводят в движение именно эту часть игрушки и т. п.).
4.В ходе инсценирования и прослушивания текста следует поощрять и стимулировать действенное участие ребенка: позови петушка и т. д.
5.Эмоциональным изложением произведения нужно побуждать детей к познавательной деятельности: сюрпризность появления, интонационная выразительность речи. Нужно обратить внимание ребенка на то, что один и тот же персонаж может быть разным в разных произведениях.
6. Важно следить, чтобы ребенок не потерял нить понимания произведения в целом.
7. Обязательное правило – неоднократное полное прочтение произведения. Каждое повторение должно быть не менее увлекательным процессом, чем первое знакомство.
8. Повторение произведения в несколько измененной форме. Меньше внимания педагог должен уделить ознакомительной части и больше – возможности освоить, запомнить и воспроизвести текст.
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют фольклорные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Народные праздники всегда связаны с игрой, поэтому и в содержание праздников в детском саду включаются разнообразные народные подвижные игры, а разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Дети старшего дошкольного возраста поют русские народные лирические песни и частушки, демонстрируя, как в этих видах словесно-музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости. Ни один фольклорный праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах, исполнения под их аккомпанемент песен, плясок. Широко используются и сценки, кукольный театр по народным песенкам, потешкам, сказкам. Основным отличием народных драматических действ (игры, хороводы, сценки) является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Большое внимание должно быть уделено костюмировке, использованию декораций.
Таким образом, использование фольклора в процессе организации разных видов детской деятельности, применение различных методов ознакомления с устным народным творчеством русского и других народов вызывает устойчивый интерес к фольклору, способствует развитию речевой активности у детей дошкольного возраста.
Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира. Все это поможет ребенку не только освоить лучшие образцы устного народного творчества, но и обеспечить его личностное развитие уже с раннего возраста.
Устное народное творчество – это огромный пласт русской культуры, который формировался на протяжении нескольких веков. В произведениях, относящихся к фольклору, ярко отражены чувства людей, история страны, серьезные размышления о жизни. Основная часть сказаний имеет стихотворную форму, поэтому их легко запоминать и передавать потомкам.
Особенности русского фольклора
Если внимательно вчитаться в народные произведения, то не составит труда отметить тот факт, что в них заключено невероятно много: творчество людей, история Руси, веселье. Ведь не зря в переводе с английского языка слово «фольклор» означает «народная мудрость».
Слушая древние былины, сказки и песни, человек невольно начинает задумываться над серьезными вопросами: как бороться за счастье, каким образом улучшить собственную жизнь, что нужно высмеять или порицать.
Жанры устного народного творчества
Разновидности фольклора включают в себя: сказки, песни, загадки, поговорки. Иными словами, всё, что существовало на протяжении многих веков и передавалось от старшего поколения к младшему.
Порой рассказчики дополняли повествованием что-то от себя, корректируя образы или детали. Таким незаметным способом творчество совершенствовалось и оттачивалось до идеала.
Песни
Уникальный словесно-музыкальный жанр. Это небольшое лирическое или повествовательное, созданное исключительно для пения. Они классифицировались на несколько разновидностей: романтические, плясовые, обрядовые и исторические. В произведениях выражаются чувства и эмоции одного человека, который олицетворяет собой весь народ.
В них можно отыскать и любовные трагедии, семейные или бытовые события, размышления о жизни. В музыкальных произведениях часто применяют параллелизм. Это литературный прием, когда на природу переносят настроение лирического героя.
Исторические песни посвящены популярным личностям и событиям, например, покорение Ермаком Сибири или Полтавская битва со шведами.
Былины
Впервые данный термин появился в девятнадцатом веке. Ввел его русский археолог Иван Петрович Сахаров. Это устное народное творчество, выраженное в форме героической или эпической песни. Подобные сказания зародились в девятом столетии, с их помощью славяне выражали исторические события страны.
Главные персонажи былин – богатыри. Они являлись воплощением мужества, мощи и любви к Родине. Самые популярные герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко и т.д.
В основе сюжета – реальные события, дополненные фантазийным вымыслом. В былинах богатыри в гордом одиночестве легко справляются с ордой татар, Змеем Горынычем и прочей нечистью. В старинные времена данное творчество пользовалось невероятной популярностью.
Сказки
Их важно отличать от былин. Поскольку произведения полностью основаны на выдуманных событиях. Сказки могут иметь бытовой характер (люди изображены в повседневной жизни) или волшебный (с участием магических существ).
Главное отличие от других форм фольклора заключается в оптимистическом сюжете. Добро всегда побеждает зло.
Легенды
Еще одни произведения устного народного творчества. В основе сказаний лежат чудесные битвы, фантастические твари или невероятное волшебство. Причем слушатели воспринимают подобный рассказ как события, происходившие в реальной жизни. Существуют легенды о происхождении народностей, подвигах настоящих или вымышленных героев.
Загадки
Это иносказательное описание определенного предмета или события, которое основано на метаморфическом сходстве. Отличаются небольшим объемом, ритмической структурой, часто рифмованы.
Главное предназначение загадок – развитие сообразительности. Имеют разнообразное содержания и тематику. Об одном природном явлении или животном может быть большое количество вариантов. Причем каждая загадка характеризует объект с разных сторон.
Вернуться к оглавлению
Пословицы и поговорки
В первом случае речь идет о ритмическом и кратком высказывании. Чаще всего имеет двухчастную структуру, подкрепленную рифмами и ассонансами.
Поговорка является образным выражением, оценивающим некоторые жизненные события. В отличие от пословицы она не представляет собой цельное предложение. Это лишь кусочек определенного высказывания, которое является частью народного творчества.
Колыбельные песни
Относится к малым жанрам устного творчества. Славяне называли их байками. Наименование фольклора произошло от слова «баять» – «говорить». Старинное обозначение колыбельных звучит, как «шептать».
Подобное название «приклеилось» к ним неспроста. Самые древние произведения имеют прямое отношение к заговорной поэзии. Например, крестьяне, который боролись со сном, непрерывно твердили: «Дрёма, уйди от меня».
Пестушки и потешки
В центре сюжета маленький ребёнок. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить». Это коротенькие приговоры, с помощью которых в первые месяцы жизни малыша, близкие комментировали каждое его новое движение.
Пестушки плавно переходят в потешки. Забавные песенки, сопровождающие игры с крохой с пальчиками и ручками. Данное направление фольклора весьма разнообразно. Самые популярные потешки – «Ладушки» и «Сорока». Часто в них отражается нравоучение. Например, в «Сороке» птичка всех детей накормила кашей, кроме маленького лентяя (мизинчика).
Прибаутки
В первые года жизни крохи нянечки и мамы пели песенки, не связанные с забавами и играми. По содержанию напоминают зарифмованную сказку. Например, о петушке-золотом гребешке, который летал на Куликово поле за овсом.
Обычно в прибаутках отражается яркое событие либо стремительное действие, которое соответствует активной натуре малыша. Обладают сюжетом, но кроха в столь юном возрасте не может его запомнить, поэтому родители стараются ограничиться одним эпизодом.
Игровые приговоры и припевы
Используются для связи некоторых элементов игр или для ее начала. Иногда выполняют роль концовки, определяя последствия, которые неминуемо настигнут нарушителя правил.
Причем забавы имели невероятное сходство с повседневными занятиями крестьян: жатва, охота, посевная. Воспроизведение подобных дел в четкой последовательности с помощью частого повторения с малых лет прививало ребёнку уважением к традициям и порядку.
Небылицы
Сказочные истории небольшого объема с ярко выраженной юмористической составляющей. События преподносятся с необычной стороны. В произведениях описывают сюжеты, которые никогда не произойдут в реальной жизни.
Основное предназначение небылиц – произвести комический эффект, иными словами, рассмешить аудиторию, слегка пофантазировать и повеселиться.
Скороговорки
Коротенькая шуточная фраза, выстроенная на сочетании труднопроизносимых звуков. Были придуманы в древности, чтобы развлекать молодежь. В наши дни широко используется для коррекции дефектов речи.
Произведения из категории потешного жанра. Их нужно произносить очень быстро. Главная задача говорящего не споткнуться и без запинки произнести всю фразу. Скороговорки могут быть с рифмой или без неё.
Частушки
Народный юмор. Песни и пляски под простенькие и задорные стишки, которые придуманы на ходу. Состоят из четырех рифмованных строчек. Это уникальный вид русского фольклора. Подобные напевы чаще всего придумывала молодежь во время народных гуляний или домашних посиделок.
Как правило, их исполняют под гармонь или балалайку, иногда капельно. Веселые стишки приходятся по душе не только ребятне, но и взрослым. Они дарят заряд позитива и хорошего настроения.
Вернуться к оглавлению
Приметы
Русское устное народное творчество сложно представить без этого жанра. Он практически не изменился с древних времен, сохранив мудрость, которую заложили наши предки.
Зарождение примет объяснялось тесной связью людей с природой. Славяне чутко относились к любым изменениям в окружающей среде и находили тонкую связь между происходившими явлениями.
Постепенно наши предки облекли наблюдения в слова. Так и появились на Руси приметы, которые на протяжении веков несут знания предков. Основная часть высказываний затрагивает повседневную жизнь и дом.
Заклички
Одно из главных богатств русского фольклора. Это маленькие песенки, часто с юмористическим наклоном. Сопровождаются игровыми действиями. Сюжеты закличек разнообразны. Они могут затрагивать природные явления, животных, магических существ.
Считалки
Малый жанр словесного искусства. Зародился много веков назад, но до сих пор не потерял актуальности. Правда, в наши дни считалки используют крайне редко. Если только ребятня в процессе игр, да и то в исключительных случаях.
В давние времена к подобному творчеству часто обращались взрослые люди. Считалки помогали распределить трудовые обязанности. Ведь в старину многие направления деятельности несли в себе угрозу для жизни и здоровья. Поэтому браться по собственной воле за них люди не желали.
А считалки по-честному распределяли обязанности, чтобы никто не «обижался». Конечно, в современности, подобная «важная функция» считалок не нашла применение.
Заговор
Одно из удивительных направлений народного фольклора. Древний жанр отличается сложной структурой и продолжает существовать и в наше время. Сейчас функции заговора слегка изменились, но он по-прежнему выполняет роль «магического орудия». Его используют, чтобы помочь заговаривающему добиться желаемого.
Заключение
В устном народном творчестве отражены не менее яркие образы, чем в художественных произведениях. Своеобразные и точные рифмы, причудливые и красивые звучания, удивительные сюжеты – это сплетается в единое кружево, которое выражается в частушках, потешках, загадках. Подобные шедевры могли создать только великие мастера слова – славяне.
Из видеоролика вы узнаете интересные факты об одном из популярных жанров фольклора — прибаутках.
Вернуться к оглавлению