Уроки физкультуры в школе польза или вред
Содержание статьи:
- Есть ли польза
- В чём вред
- Почему физкультура в школе изменилась
Люди старшего поколения помнят, что уроки физкультуры посещали все ученики класса и по мере возможностей сдавали различные нормативы. При этом не имело значения, как ребята относись к этому уроку или личности физрука. Сегодня ситуация изменилась и многие школьники стараются получить справки, освобождающие их от занятий физкультурой.
В результате не стоит удивляться, что современные дети выглядят слабыми и неповоротливыми. Они много времени проводят за компьютером или планшетом, вместо того, чтобы вести активный образ жизни. Безусловно, из этого правила есть и исключение, причем много. Однако существующая сейчас тенденция должна настораживать. В этой связи вопрос, почему физкультура в школе приносит вред детям, становится актуальным.
Есть ли польза от школьных уроков физкультуры?
Безусловно, вина в том, что многие школьники освобождены от физкультуры полностью лежит на их родителях, которые и берут «липовые» справки. Зачастую причиной этого становится не опасение за здоровье ребенка, а например, успеваемость. Согласитесь, это совершенно неверный подход.
В то же время многие родители хорошо понимают, что ребенок должен быть активным. Другое дело, что иногда учителя требуют от ребят обязательной сдачи нормативов, причем максимально высоких. Не каждый ребенок на это способен, да и вопрос — необходимо ли это. Задача школьной физкультуры в первую очередь заключается в укреплении здоровья детей, а не в установлении рекордов. Для этого существуют спортивные секции, в которых тренера готовят будущих чемпионов.
Таким образом, болезненное состояние современных детей в первую очередь является виной самих родителей. Некоторые из них могут даже поощрять длительное пребывание отпрыска у компьютера или телевизора. Они уверены, что лучше пусть он находится дома, чем с ним что-то случиться на улице.
К сожалению, о здоровье многие люди начинают думать только в тот момент, когда становится уже поздно. Однако рассмотренная нами проблема не является единственной. Сегодня все чаще говорят о необходимости изменения школьной программы физического воспитания. Именно на этом аспекте и необходимо делать основной упор. Вопрос, почему физкультура в школе приносит вред детям, в принципе не должен возникать.
Учителям физкультуры в первую очередь необходимо обращать внимание не на выполнении конкретного норматива, а прогресс ребенка. Некоторые дети от природы флегматичны и вполне очевидно, что они не смогут, скажем, быстро бегать. Сегодня все уверены, что необходимо что-то предпринимать, и остается решить, что именно. Кто-то предлагает снизить нормативы, другие ратуют за увеличение количества часов физической культуры.
Последний вопрос весьма актуален с точки зрения взращивания здорового поколения. Все прекрасно понимают, что здоровье под воздействием физических нагрузок может укрепляться только в том случае, если они носят регулярный характер и умерены по показателю. Противники увеличения количество часов утверждают, что в редких школах сегодня есть хорошая база для этого шага.
Многие родители уверены, что физкультуру в школе стоит отменить, ведь ребенка можно отдать в спортивную секцию. Однако такая возможность все же есть не у всех и специалисты об этом постоянно напоминают. Они уверены, что только школьные занятия могут привить детям любовь к физическим упражнениям. Но на практике зачастую дети к этому не стремятся.
Физкультура в школе — в чём вред?
В этом разделе будет представлена информация, которая была получена в ходе опроса известных тренеров. Мы уже говорили, что сегодня многие понимают необходимость изменения школьной программы физкультуры. Возможно, мнение профессиональных тренеров поможет в решении вопроса, почему физкультура в школе приносит вред детям.
Отсутствие персональных шкафчиков для одежды и вещей
Сегодня урок физкультуры для детей является не способом эмоциональной разрядки, а необходимостью нести дополнительный пакет со спортивной формой. Причем таскать этот груз приходится весь учебный день, ведь не все живут около школы. Здесь сразу вспоминаются американские фильмы, в которых показаны индивидуальные шкафчики для каждого школьника. Нашим детям всё приходится носить с собой.
Одновременные уроки у нескольких классов
Зачастую в силу перегруженности школ расписание составляет таким образом, что двум или более классам приходится проводить урок физкультуры одновременно. Уследить за 40–50 детьми практически невозможно. Вполне очевидно, что пользы от таких занятий не будет никакой.
Отсутствие раздевалок
В некоторых школах под раздевалки отвадятся небольшие помещения, которые к тому же недостаточно проветриваются. В результате некоторые дети переодеваются в туалете. Согласитесь, такая ситуация просто недопустима.
Невозможно сходить в душ
Занятия физической культурой предполагают обильное потоотделение. После этого необходимо посетить душ, но в большинстве школ его просто нет или он не работает. Не будем забывать и о том, что обычной перемены просто может не хватить для принятия душа и полного приведения себя в порядок. Например, девочкам необходимо высушить длинные волосы, а для этого требуется время. Мальчишкам в этом плане проще. Снова вспоминаются американские киноленты.
Однообразие нормативов
Все одиннадцать лет обучения в школе дети сдают нормативы по одним и тем же видам спорта. Причем многие говорят о том, что они слишком усреднены и необходим дифференцированный подход к их определению.
Неграмотно составленное расписание
Согласитесь, после сдачи нормативов по кроссу сложно перестроить на контрольную по математике или другому предмету. Разгоряченный и немытый ребенок часто не может показать во время тестов по той же физике всё, на что способен. Заметим, что учителя редко идут в подобных ситуациях на встречу и контрольная после кросса не переносится.
Недостаток экипировки для занятий зимой
В зимнее время, если погода позволяет, уроки физкультуры следует проводить на свежем воздухе. Однако экипировки для этого во многих школах просто нет, и родители вынуждены приобретать лыжи, причем не один раз, ведь дети растут. Однако здесь есть и еще одна проблема. Допустим, родители купили своему ребенку зимний спортивный инвентарь. Согласитесь, носить с собой лыжи в школу дважды в неделю не вариант! Оставить же их в школе не представляет возможным, так как за личные вещи ни кто ответственности не несет.
Недостаток инвентаря
Проблема спортивного инвентаря крайне актуальна. Забудем на время о зимнем, но ведь зачастую не хватает баскетбольных мячей или матов! Проблемы с инвентарем характерны для многих школ, и этот вопрос необходимо адресовать высшим инстанциям, вплоть до руководства страны.
Третий урок физкультуры — необходимость или лишний
Когда было принято решение об увеличении количества часов для уроков физкультурой, треть занятия планировалось сделать специализированным. Например, девочки занимаются аэробикой. А мальчишки играют в футбол. На практике всё осталось без изменений — все уроки проводятся в одном ключе.
Низкая квалификация преподавателей
Многие проблемы связаны именно с этим вопросом. Преподаватель физкультуры должен заинтересовать детей и сделать свои уроки максимально интересными. Только в этом случае большинство вопросов, в том числе и почему физкультура в школе приносит вред детям, отпадут. Здесь хочется снова обратить внимание на американские школы. Уроки физкультуры в них значительно отличаются он наших. О популярности студенческого спорта в США даже можно не вспоминать. На игры баскетбольной студенческой лиги зачастую не многим меньше зрителей, чем на матчи НБА. Аналогичным образом ситуация обстоит и со школьными чемпионатами страны.
Почему физкультура в школе изменилась?
После нескольких летальных случаев на уроках школьной физкультуры, в уроки были внесены изменения. Сейчас все дети должны сдавать тест Руфье. По его результатам школьники распределяются по трем группам:
- Основная.
- Специализированная.
- Подготовительная.
Нормативы необходимо сдавать только тем ребятам, которые попали в основную группу. Те дети, которые оказались в подготовительной группе занимаются вместе с основной, но им не приходится сдавать нормативы. Преподаватель оценивает их в первую очередь по теоретическим знаниям.
А вот спецгруппа занимается отдельно по специально разработанной программе, которая соответствует их уровню физической подготовки. К сожалению, не в каждой школе есть практическая возможность для организации специализированных групп, и дети приходят на урок основной, помогая преподавателю с распределением инвентаря и в других организационных вопросах.
Мы уже отмечали, что в ходе реформы школьных уроков физкультуры было увеличено количество занятий (с двух до трех), а нормативы упростились. Например, ранее в пятом классе для получения оценки в 12 балов необходимо было выполнить 11 отжиманий, то сейчас всего шесть. Мы не хотим сказать, что это плохо, ведь прежние нормативы сдавали далеко не все ребята. Вполне очевидно, что сегодня сделать это стало проще.
Однако вопрос в другом — лишь около половины школьников по итогам теста попадают в основную группу. В то ж время мы говорили о решении некоторых родителей брать «липовые» справки, чтобы их ребенок не сдавал нормативы. Специалисты в области педиатрии уверены, что нельзя ограничивать активность детей искусственно. Если к этому есть предпосылки, то ситуация иная.
Беспокоиться о здоровье детей необходимо в том случае, если во время занятий у них часто возникает одышка и появляется слабость. В то же время сегодня медики отмечают тот факт, что здоровье молодого поколения ухудшается, необходимость грамотного распределения нагрузок становится очевидной.
Врачи уверены, что умеренный стресс необходим нашему организму. Только так человек способен развиваться эмоционально, физически и духовно. Дети должны находит время для физической активности, компьютерных игр, спорта и даже мелких шалостей. Представьте себе ребенка, который не посещает спортивную секцию и при этом не занимается физкультурой в школе.
В результате он лишается специфического общения, без которого сложно нормально развиваться. Спорт и состязания на протяжении всей человеческой истории были частью общества. У всех народов проводились различные соревнования, в которых определялись лучшие. Такая изоляция ребенка определенно негативно скажется на его психоэмоциональном развитии.
Больше о пользе и вреде физкультуры в школе, смотрите в следующем сюжете:
В последнее время часто говорят о необходимости индивидуального развития каждого российского школьника. В самых передовых регионах страны, и прежде всего в Москве, для этого уже созданы все условия.
Кому ставить «автомат»?
Так, например, в столице, как подтвердил глава городского Департамента образования Исаак Калина, сформировалась единая система общего, дополнительного, профессионального образования. Но вот парадокс: с одной стороны, ребята получили возможность, обучаясь в одной образовательной организации, одновременно посещать занятия и кружки в любых других, а с другой – единой системы взаимозачётов достигнутых там успехов до сих пор не сложилось. В итоге получается, что кандидат в мастера спорта по гимнастике вынужден наравне со своими неспортивными одноклассниками прыгать через козла на школьных уроках физкультуры.
«А мой сын с раннего детства очень хорошо рисует, поэтому мы с мужем решили отдать его в художественную школу, – рассказывает мама школьника из Новой Москвы Алина. – Туда он ходит после занятий, а с утра идёт на уроки в общеобразовательную школу. Его нагрузки в результате выше, чем у одноклассников, и на домашку, не говоря об отдыхе, остаётся меньше времени. Урок ИЗО он мог бы использовать, чтобы сделать домашнюю работу по другим предметам, а не сидеть над ней до полуночи. Да и перед ребятами он чувствует себя неловко – уж больно разительно отличаются их работы, хотя ничьей вины тут нет. Почему не зачесть «автоматом» школьное рисование тем, кто успешно занимается им в спецшколах?»
Аналогичным вопросом задаются и те мамы и папы, чьи дети после уроков ходят в музыкальные школы. Однако особенно наглядно бессмысленность подхода ко всем школьникам страны с единым образовательным шаблоном проявляется в области физического воспитания.
«Есть куча ребят, которые занимаются в спортивных школах. И вот получается, что, скажем, в субботу они защищают спортивную честь города на серьёзных соревнованиях, а накануне, в пятницу, на уроке школьной физкультуры их заставляют прыгать вприсядку и «сажают» ноги, – сетует многодетный папа Александр. – Надо засчитывать внеучебные достижения спортсменов в школе, вместо того чтобы зря гонять этих ребят на уроки физкультуры!»
Впрочем, изменение школьной программы физвоспитания должно коснуться не только школьных спортсменов, но и обычных ребят. Взять хотя бы лыжи. Все привыкли, что зимой в школе на них полагается ходить. Но хорошо, если рядом с домом или школой есть парк, где можно это сделать. А где вести лыжную подготовку, скажем, в Центральном округе Москвы?
Индивидуальный подход
Не пора ли признать, что как минимум в условиях Москвы давно пора засчитывать занятия в спецшколах как результат в школе общеобразовательной и соответственно пересматривать учебные планы. По большому счёту, именно это и является индивидуальной траекторией развития ребёнка.
«Разрешить всем засчитывать результаты давно пора, – не сомневается директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. – Ведь это вопрос здоровья детей и их безумной перегруженности: по факту у сегодняшних старшеклассников установился 20-часовой рабочий день, что не оставляет им времени на жизнь! Надо лишь учитывать, что школьная общеобразовательная программа носит целостный характер и в том числе нацелена на метапредметные результаты и личностное развитие ребёнка: скажем, на тех же уроках физвоспитания ребята учатся ещё и работать в команде. Поэтому при наличии общего разрешения нужно, чтобы в каждом конкретном случае решение принималось консенсусом родителей, педагогов и управляющего совета школы».
Сообщения о том, что очередной украинский школьник умер на уроке физкультуры, появляются с пугающей регулярностью.
Каждый подобный случай вызывает бурные обсуждения и дает повод родителям в очередной раз в сердцах заявить: уроки физкультуры в школе следует отменить! Почему же вместо пользы обязательные занятия спортом причиняют ребенку вред и даже приводят к трагическим последствиям?
“ОСВОБОЖДЕННЫХ” – ПОЛОВИНА КЛАССА!
Не могу сказать, что в школе физкультура была моим любимым предметом. Более того, добрая половина нашего класса терпеть не могла ни “физру”, ни физрука. И тем не менее весь класс два раза в неделю брал спортивную форму, переодевался и по мере сил и возможностей сдавал нормативы. На 30 человек в нашем классе не было ни единого освобожденного!
В современных школах картина принципиально иная – сейчас справки, освобождающие от физкультуры, имеет чуть ли не половина учеников. Неудивительно, что большинство нынешних детей и подростков – рыхлые, слабые, неповоротливые, а подняться в школе даже на четвертый этаж для них проблема.
Примечательно, что многие родители “организовывают” липовые справки своим детям вовсе не по состоянию здоровья или из соображений безопасности. Причины иногда называют такие, что просто нет слов!
– Дочка всегда была отличницей, единственная проблема – физкультура, – рассказывает мама девятиклассницы Людмилы. – Она у меня очень полная, ей трудно и бегать, и на скакалке прыгать, и приседать. А учительница физкультуры у нас принципиальная – ни в какую не желает идти Людочке навстречу. Поэтому мне проще было купить эту справку, так что дочка уже не ходит на физкультуру третий год и вполне может претендовать на медаль!
Еще более “весомая” причина оказалась у мамы пятиклассника Ильи.
– В младшей школе не было никаких проблем: спортивная форма хранилась в шкафчике, раз в 1-2 недели я забирала ее домой постирать, – рассказывает Ольга. – Однако в пятом классе началась кабинетная система, и ребенок вынужден таскать за собой дополнительный рюкзак с формой целый день! В гардероб рюкзак не принимают, в кабинете оставлять не разрешают. Я дважды поднимала этот вопрос на родительском собрании, а потом поняла: чем бороться по этому поводу со школьной администрацией – лучше взять справку и не ходить на “физру” вовсе!
Итог такого отношения печален. В классе дочери моей подруги в начале учебного года провели плановый медосмотр. Оказалось, что из 29 десятиклассников заниматься в основной группе могут всего… трое.
СДАТЬ НОРМАТИВ И УМЕРЕТЬ
Справедливости ради отмечу, что все же большинство родителей настроены не столь кардинально.
– Я – за зарядку или игры на свежем воздухе, – говорит мама двоих детей Елена. – Но я не могу согласиться с тем, что, несмотря на смерти на уроках физкультуры и изменение программы, во многих школах детей по-прежнему заставляют “ставить рекорды”, не обращая внимания на слабую подготовку и плохое самочувствие. Физкультура в школе должна укреплять, а не убивать, но учителю физкультуры просто невозможно объяснить, что ребенка нельзя оздоровить, заставляя выполнять невыполнимые для него нормативы!
Современные дети действительно очень болезненные и хрупкие, но это уже вопрос к нам, родителям: кто их такими сделал? Почему многие родители задумываются о здоровье детей, когда уже становится слишком поздно? Почему мы не проводим с ними время на свежем воздухе, не учим плавать и играть в бадминтон, а молчаливо соглашаемся с тем, что они с самого детства сутки напролет проводят перед телевизором и компьютером?
О том, что школьные уроки физкультуры становятся для детей все более опасными, заговорили в 2008-м, когда прямо на уроках один за другим погибли 7 школьников. Медики забили тревогу, а специалисты Минобразования принялись пересматривать учебные планы. В школах отменили кроссы и обязательный бег, снизили пороги нормативов по подтягиванию, отжиманию, прыжкам. Кроме того, теперь в начале каждого учебного года проводятся ежегодные медосмотры (которые – будем смотреть правде в глаза! – чаще всего чистая формальность).
ЧТО ДАЛЬШЕ?
О том, что принципы, на которых базируется школьная физкультура, неплохо было бы пересмотреть, родители знают не понаслышке.
– Физкультура вообще не должна оцениваться, и, по-моему, это очевидно! – считает Наталья, мама двух дочерей 16 и 13 лет. – Мои дочки совершенно разные. Старшая – флегматичная, медлительная и совсем не спортивная, для нее присесть 15 раз – уже подвиг. Младшая – наоборот: и бегает быстрее всех в классе, и прыгает как кузнечик, и отожмется без особых усилий 15-20 раз. И глядя на них, я понимаю, что это несправедливо: младшая совершенно не напрягаясь легко получает свои “12” просто в силу спортивного телосложения, в то время как старшая ценой неимоверных усилий едва-едва вытягивает оценку на “7”! Все же тут при оценивании нужно учитывать и физическое состояние ребенка, и его старания, и работу над собой, и даже минимальный прогресс!
В том, что “надо что-то делать”, сегодня убеждены не только родители, но и учителя, медики, чиновники. Нормативы постоянно снижаются, при этом уже с нового учебного года в начальной и старшей школе будет не два, а три урока физкультуры в неделю (подробнее – см. Компетентно), и это – не предел. В начале нынешнего учебного года министр образования и науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник заявил, что задача министерства – “сделать так, чтобы в соответствии с нашим новым образовательным стандартом каждый день от первого до одиннадцатого класса у нас обязательно был ежедневный урок физической культуры”.
Надо сказать, эти нововведения имеют как сторонников, так и противников.
Сторонники увеличения количества часов на “физру” говорят о том, что два урока в неделю – это рывковая нагрузка на организм, которая никакой пользы не приносит. Для того чтобы детское здоровье укреплялось, нагрузки должны быть регулярными.
Противники утверждают, что для внедрения нововведений в большинстве учебных заведений просто нет базы. Уже сегодня во многих школах одновременно переодеваются в крошечных раздевалках и занимаются в одном спортзале по 2-3 класса. А теперь нагрузка на спортивные помещения вырастет еще в полтора раза.
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НЕТ…
В последнее время от родителей все чаще приходится слышать, что физкультура в школе не нужна – гораздо лучше заниматься в спортивной секции, где имеются соответствующие условия. Кроме очевидного возражения по поводу того, что далеко не все школьники имеют возможность заниматься в секциях, есть еще один момент. Специалисты говорят, что такой подход нивелирует роль физкультуры в школе, которая, по идее, должна не только научить бегать и подтягиваться, но и прививать ученику азы физической культуры. Привыкнув с раннего детства не просто регулярно выполнять физические упражнения, а еще и получать от этого удовольствие и прилив бодрости, ребенок сохранит приобретенные навыки на всю жизнь. К сожалению, сегодня многие подростки отдают предпочтение сигаретно-пивному, а не спортивному досугу.
– Дело в том, что в стране физкультура как система отсутствует, и вместо этого идет массовая “футболизация” нации, – считает заслуженный учитель Украины, автор уникальных оздоровительных методик Станислав Трилис. – Что такое сегодняшний урок физкультуры в школе? Загоняют три класса в один спортивный зал, дают им мяч. Те, кто посильнее да понахальнее, лупят по мячу, остальные жмутся под стенкой. И это называется “физической культурой”!
Педагог убедился на собственном опыте: из любого больного ребенка можно не только через год сделать здорового, но и воспитать чемпиона (Станислав Трилис подготовил 140 чемпионов Украины. – Авт.). Но дело в том, что это никому не нужно, ведь работа учителя физкультуры – это каторжный труд, если им заниматься по-настоящему.
– На уроках нужно следить за правильным дыханием детей, периодически проверять пульс – кто сейчас этим занимается? В наших школах нет методики, нет соревнований, нет кружков по плаванию, легкой и тяжелой атлетике – нет ничего! И пересмотр нормативов – это не выход. Я никогда ни одного ребенка не заставлял тянуться за нормативами и рекордами, но мои ученики всегда выполняли любые требования, потому что работали по системе. Что касается снижения нормативов, то даже если утвердить, что, например, ребенок должен два километра не пробегать, а проползать, через несколько лет детское сердце перестанет выдерживать и ползанье. Так что нужно не гнать детей на выполнение норм, а учить их быть здоровыми.
КСТАТИ
Специалисты утверждают, что растущему организму требуется 10-12 часов двигательной активности в неделю, то есть ни два, ни три урока физкультуры школьника “не спасают”. Родителям, которые хотят, чтобы их дети росли здоровым и гармонично развивались, придется заинтересовать их спортивной секцией и добиться того, чтобы ребята занимались спортом вне школы.
ГЛАС НАРОДА
“Ребенок должен больше двигаться”
– Нагрузка в школе у детей сегодня очень большая – даже у малышей по пять уроков почти каждый день, – говорит Марианна, мама второклассника. – Ребенок физически не может высидеть столько времени на одном месте, ему просто необходимо движение! Поэтому уверена: раз уроков становится больше, должно быть больше и физкультуры! Я уже не говорю о том, что дети сегодня полдня проводят за партой, а полдня – за компьютером. Сейчас все эти сидяче-лежачие занятия стали очень доступными, и дети предпочитают их подвижным играм. У большинства даже прогулки на воздухе ограничиваются дорогой в школу и обратно, так пусть хоть на уроке подвигаются!
* * *
“Никакой пользы нет”
– Я бы вообще физкультуру в школе отменила, – заявляет Альбина, мама пятиклассника. – Условия для занятий спортом нет, плюс еще у нас физкультура стоит третьим уроком! Дети потные, всклокоченные, за короткую перемену едва успевают переодеться – а им тут же дают контрольную по математике! И потом целый час на собрании рассказывают, какие ребята несобранные и как они ее плохо написали.
Отдельный разговор – это школьный физрук, занятия с которым приносят ребенку не пользу, а вред. Я не знаю, сколько еще детей должно умереть на уроках физкультуры, чтобы учитель наконец уяснил: если ребенок на уроке говорит, что ему плохо, это не “отмазка”: ему действительно может быть плохо!
КОМПЕТЕНТНО
“Это не гонка за рекордами”
О том, что изменится с нового учебного года на уроках физкультуры, нам рассказал начальник отдела нормативного обеспечения и организационной работы Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины Сергей ДЯТЛЕНКО.
– Сергей Николаевич, с нового учебного года еженедельные три часа физкультуры ожидают всех школьников?
– В полной мере – учащихся начальной и старшей школы. С 1 сентября 2013 года нововведения коснутся пятиклассников, 2014-го – шестиклассников и так далее. Следует отметить, что изменился подход к сдаче нормативов – они упростились, и сегодня их сдача не является главным критерием итоговой оценки.
– Как давно нормативы менялись до этого?
– В начале 90-х годов. Вообще утверждение нормативов – хлопотная процедура, а сами нормативы довольно консервативны, поэтому их нельзя менять каждые 1-2 года.
– Медики не устают повторять, что сегодняшние дети имеют гораздо более слабое здоровье, чем их родители. Неудивительно, что они не в состоянии выполнить нормы, утвержденные 20 лет назад…
– Дети действительно стали более вялыми и неповоротливыми, однако причина ведь не в уроках физкультуры. Я вообще не думаю, что школьные нормативы могут негативно повлиять на здоровье ребенка. Главная причина – отсутствие спортивной базы в стране, недостаточное количество спортивных площадок, залов, катков. Другая причина кроется в пассивности родителей, которые держат собственных детей возле компьютеров, телевизоров и репетиторов, вместо того чтобы записывать их в спортивные секции.
– Не открою секрет, если скажу, что порой нормативы не в состоянии выполнить на “12” даже дети-спортсмены, не говоря уже об остальных…
– Хочу подчеркнуть, что выполнение нормативов оценивается не баллами, а по четырем уровням – “низкий”, “средний”, “достаточный” и “высокий”. И уже в границах уровня учитель выставляет оценку, учитывая технику выполнения норматива, знание теоретического материала и так далее.
Мы со своей стороны идем навстречу детям и рекомендуем при оценивании знаний по физической культуре учитывать личные достижения школьников в течение учебного года, степень их активности на уроках, привлечение учащихся к занятиям физической культурой во внеурочное время, участие в спортивных соревнованиях. На основе этих показателей учителя могут применять различные системы начисления бонусных баллов.
Например, если ученик выполнил зачетное упражнение на определенный уровень и при этом его личный результат улучшился по сравнению с предыдущим показателем, учитель может выставить оценку на 1-2 балла выше той, которая предусматривается учебными нормативами.
– То есть, как и прежде, все зависит от учителя. Если захочет – даст бонусные баллы, а не захочет – не даст?
– Но министерство не может установить нормы в таком виде: четыре раза в неделю посетил кружок – получил 4 бонусных балла! В этом случае пришлось бы контролировать все кружки и следить за тем, сколько ребенок занимался. Однако цель не в том, чтобы ребенок получил высокий балл, а в том, чтобы изменилось отношение к предмету!
Физическая культура – это не гонка за рекордами, чтобы ребенок пробежал быстрее, прыгнул выше и поднял тяжелее. Главная задача – обеспечить достаточную для конкретного возраста двигательную активность. А если эти занятия будут еще и в удовольствие – вдвойне хорошо!
А КАК У НИХ?
В американских школах физкультура – чуть ли не главный предмет. Это ежедневный урок, рекомендованный для учеников всех возрастов, правда, подход к предмету принципиально отличается от нашего. Американские дети в начале каждого учебного года сдают тесты по физподготовке, и по их результатам записываются в местную команду по какому-нибудь виду спорта – баскетбол, футбол, бейсбол и т. д. Если результаты на низком уровне, ребенок идет на общеукрепляющие занятия. И, естественно, никаких нормативов “на оценку”!
ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ
“Минус 5” за бег
Диана ГРИГОРЯН, 16 лет
– Думаю, что в том виде, в котором физкультура сегодня проходит в школе, она не нужна. Скажу исходя из своего опыта: единственное, что нам нужно сделать обязательно – это переодеться в спортивную форму. На самом уроке мальчики чаще всего играют в футбол, а девочки сидят на лавочках и наблюдают за ними, периодически получая мячом по голове. В общем, такое времяпровождение я бы не называла полезным для здоровья.
Когда я училась в восьмом классе, с моим одноклассником произошел неприятный случай: на уроке физкультуры он сломал ногу, и его тут же отвезли в больницу. Он некоторое время не ходил в школу, а потом пришел… со сломанной рукой. Объяснил, что в больнице неудачно упал с кровати. Но на этом история не закончилась. В этот же день у нас была физкультура, на которую он, естественно, даже не переодевался и весь урок просто скромно сидел в сторонке. Конечно, ему было скучно, поэтому, когда к нему случайно подкатился брошенный мальчишками мяч, он от всей души пнул его и снова сломал ногу. Звучит как анекдот, но не думаю, что ему и его родителям было очень смешно. По крайней мере в тот момент все они были убеждены: от физкультуры – одни неприятности!
Отдельный разговор – нормативы. Не спорю, они объективно отражают возможности учеников, но ведь сдать их совершенно нереально! Я несколько лет занималась спортом, но даже тогда не могла похвастаться, что по каждому из них могу получить “12”! Тем же, кто спортом занимался только на уроках физкультуры, положительная оценка даже и не снилась. Помню, как наш физрук на полном серьезе подбадривал мальчика, который бежал на длинную дистанцию: “Давай! Еще чуть-чуть! Молодец! Сейчас еще поднажмешь – и как раз на двоечку выходим!”
Еще хуже складывалась ситуация с бегом на более короткие дистанции. Как-то мы сдавали норматив, и за каждое отставание на 2 секунды физрук снимал 1 балл. Когда он объявил “заслуженные” нами оценки, все просто покатились от хохота – “минус 4”, “минус 5”, “минус 6”. Конечно, в журнал учитель поставил оценки выше нуля, но осадок, как говорится, остался.