Уроки биологии польза и вред
Биологией называется наука, занимающаяся изучением жизни, форм и закономерностей развития всех живых организмов. на данный момент биология является целым комплексом научных дисциплин, которые занимаются изучением целых или отдельных живых систем. Данная наука очень важна для современного образования, потому что полезно знать все о поэтапном развитии организмов, чтобы материалистическое мировоззрение сформировалось гармонично.
Нужна ли детям биология?
Цели преподавания биологии в школах обозначены в перечне знаний и умений, которые отвечают всем правилам и требованиям государственного образовательного стандарта.
Каждый человек хочет быть здоровым. Но, сохранить собственное здоровье сложно без знаний элементарных законов биологии. К примеру, многие молодые люди прибегают к помощи различных диет, помогающих сбросить лишний вес. Эти самые диеты представлены в различных журналах.
Но эти люди даже не подозревают, что достаточно знать элементарные основы функционирования живых существ, помогающие сохранить свое здоровье. Зачастую, люди слепо верят прочитанному в журнале или газете и наносят огромный вред собственному организму. Так нужна ли эта наука детям?
Безусловно, нужна! Каждый человек должен правильно понимать окружающую природу и собственный организм.
Что развивает биология?
Главной целью биологической науки является формирование биологической культуры у человека. К задачам науки можно отнести следующее:
- развитие у учеников представлений о живых организмах, их взаимодействии с окружающей природой, о многообразии видов, обо всех закономерностях развития живы существ;
- понимание учащимися важности знаний о развитии живых существ их значении в человеческом мире.
Если процесс обучения в школе построен правильно, то у ребенка формируется любознательность и проявляется интерес к науке, он старается углубляться в нее во внеурочное время. Например, в качестве дополнительного образования на сегодняшний день люди пользуются интернет – курсами. Биологию, как и обществознание можно изучать по скайпу, например, в с сайтом Distance-teacher.ru/biologiya.
При правильной постановке преподавания этого предмета в школе, у детей формируется необходимое материалистическое мировоззрение, которое играет важную роль в современном обществе.
Среди всех естественнонаучных дисциплин именно этот предмет занимает одно из первых мест и не зря! Благодаря этой науке у современных детей формируется правильное понимание жизни, как главной ценности, которую необходимо беречь. Дети осознают, что землю и живые существа нужно охранять любыми средствами и методами.
На уроках преподаватели стараются заинтересовать школьников, подталкивая их к самообразованию, которое сейчас не так сложно реализовать. Существуют онлайн курсы и уроки обучения по скайпу.
Таким образом, можно сказать, что знания основ этой науки – важнейшая частица человеческих знаний. Без биологических знаний невозможно мыслить с экологической точки зрения, нельзя понять суть научных статей на природные тематики. Именно биологические знания считаются основополагающими начального этапа жизни и ее сохранности. Выживание целой системы живых существ, помогающих развитию человечества, возможно лишь в том случае, если каждый человек будет биологически просвещен.
Ильченко Татьяна Николаевна
МБОУ СОШ №4 г. Ленск РС(Я)
Учитель биологии 1 категория
Формирование здорового образа жизни на уроках биологии и во внеурочное время.
Самой большой ценностью каждого человека считается его здоровье. Нервные перегрузки, неблагополучная экологическая среда, природные катаклизмы, гиподинамия, вредные привычки (табакокурение, наркомания, алкоголизм) – все эти факторы ухудшают состояние здоровья подростка. Пропаганда здорового образа жизни является актуальной для формирования эколого-нравственных компонентов подрастающего поколения.
Моя задача состоит в обеспечение учащихся медико – гигиеническими знаниями. Необходимо создавать соответствующие мотивации и правильное отношение к здоровью. Важно не только передать детям полезные знания, но и научить их использовать свой потенциал в повседневной жизни.
Уроки по ЗОЖ приемлемы при изучении всех разделов биологии. Особенно это удаётся в 8 классе при изучении раздела «Человек». Мною составлена программа по ЗОЖ. Она включает основные темы по ЗОЖ и репродуктивному здоровью человека, л/б, пр/р. самонаблюдения, упражнения, полезные советы, основы первой медицинской помощи.
На уроке я использую различные виды технологий. Это – игровые технологии, технологии проблемного обучения, технологии коллективного способа обучения, разноуровневые. Успешной является технология проектной деятельности. В основном она носит исследовательский характер. В конце учебного года, был проведён заключительный урок по анатомии в 8 классе. Ребята работали над проектом «Наше здоровье – в наших руках». В данном проекте было выделено несколько подпроектов. Над каждым из них работала группа учащихся. Ребята собирали материал, проводили анкетирование, обрабатывали данные, анализировали, предлагали пути решения выявленных проблем. Так одна группа выдвинула 10 золотых правил здоровья, прокомментировав их. Другая группа ребят работала над проблемой, что является причиной заболевания мочевыделительной системы и мерами профилактики. Третья провела анкетирование, обработала результаты и сделала соответствующие выводы.
В ходе урока были заслушаны сообщения, которые сопровождались демонстрацией опыта, пр/р, оказанием первой медицинской помощи. По полученным результатам ребята делали вывод.
В заключении они выразили пожелание, что можно сделать для сохранения здоровья в нашей школе. Это – физкультминутки, зарядка для глаз, дыхательная гимнастика, употребление фиточая, разнообразие и улучшение пищи в школьной столовой.
После изучения раздела «Опорно-двигательная система» был проведён урок – конкурс по теме «Скелет» в форме КВН. Учащиеся показали хорошие знания на всех этапах, успешно справились с практической частью.
В рамках декады естественных наук, посвящённой здоровому образу жизни учащиеся составляли кроссворды, ребусы, выступали с проектами. В групповом проекте «Рациональное питание – залог здоровья» девочки рассмотрели все виды диет, сравнили их, отметили «+» и «-», провели анкетирование, сделали вывод. Оказалось, что 30% учащихся употребляют здоровую пищу.
На Научно-практической конференции (секция ЗОЖ)учащиеся выступили с темами: «Биологически-активные добавки», «Вредные привычки», «Кока-Кола: вред или польза» «Вред Фаст-фуда», « Правильное питание – залог здоровья», СПИД – социальная болезнь человечества».
Важное значение имеют: эмоциональный климат на уроке, создание ситуации успеха При подготовке к урокам я использую практикумы, где рассмотрены все виды деятельности на уроке. С применением различных технологий, с исследованиями на уроке, у ребят появилась заинтересованность, изменилось отношение к предмету. Стали чаще задавать вопросы: «Почему?» «Зачем?» «Для чего?». Повысилось качество знаний по предмету, пусть не на много, но это результат.
Работа по этой теме проводится и во внеурочной деятельности. В 5-ом классе (класс повышенного внимания- КРО) ребят мало, дети не простые, и чтобы как-то их заинтересовать, я взяла тему ЗОЖ + Экопрограмма: «Экология и мир человека». Цель этой программы: способствовать повышению своей окружающей среды через формирование новых привычек. Данная тема включала 8 занятий. Первое занятие – установочное. Это стартовая встреча. На этом занятие были проведены несколько экологических игр, одна из них «Две стороны медали». Цель игры: дать возможность учащимся выразить своё отношение к городу, в котором они живут. Обратить внимание учащихся на то, что некоторые негативные моменты в нашем городе создали мы сами. Ребятам были даны медали и было предложено на одной стороне написать: за что я люблю свой город, на другой, за что не люблю. Затем они озвучили то, что написано у каждого. После обобщения всех мнений ребята пришли к выводу, что на некоторые негативные моменты в нашем городе, каждый из нас может повлиять и изменить их к лучшему. Также была проведена игра «Экологический мастак», где ребята должны были оценить в баллах создавшуюся проблему по степени важности и сделать вывод, а как они могли бы разрешить создавшуюся ситуацию.
После рассмотрения каждой темы учащимся предлагалось взять на себя обязательство, которое каждый сможет легко и с интересом делать в течение недели – только тогда, это будет способствовать приобретению ими новой привычки.
8-ое, заключительное занятие, стало для меня обратной связью, чтобы понять, какие изменения в мировоззрении учащихся произошли после прохождения программы. А изменения были и в лучшую сторону. Это было видно из их анкет и диалога.
В конце учебного года было проведено мероприятие «Вот так мы живём». Был подведён итог работы – и ребята совместно с родителями представили фрагмент экологического сценария «Экология и мир человека».
По ЗОЖ был проведён классный час по СПИДу. При рассказе ребята делились той информацией, которую приготовили. Особенно их поразили пути передачи СПИДа, раздались реплики…
– Всё, с одной бутылки больше не пью.
– А причём тут бутылка? Ведь она чистая.
– Ты, что не соображаешь? У него во рту может быть рана. Можно заразиться через кровь.
В заключении был проведён конкурс рисунков «Мы против СПИДа».
Классный час «О вреде курения», заставил некоторых ребят задуматься. Другие слушали с улыбкой на лице.
В этом году были проведены классные часы о пользе окружающих нас растений.
Это: «Экологический капустник»,
«Лекарственные растения и их применения»;
«В огороде – саду, я лекарство найду»
«Цветы – волшебный дар природы»;
«Стоит лепёшка на одной ножке»;
«Осторожно! Ядовитые растения!»;
«Аптека вокруг нас».
Все классные часы проходили в игровой форме, звучали стихи, загадки, ребята разгадывали кроссворды. И все они отражали использование растений для здоровья человека. Эти классные часы мы связали с социальным проектом, который называется «Книга в подарок». Здесь можно увидеть высказывания учёных о природе, русские народные пословицы, кроссворды, викторины, рубрики: «Это интересно знать», «Самые, самые». Работа над проектом не завершена, будем его дорабатывать (пополнять, сделаем в цветном варианте).
Такие классные часы заставляют ребят пересмотреть своё отношение к природе и к самому себе. «+» несомненно есть, и если продолжать работать в том же направлении, то рано или поздно они осознают значимость ЗОЖ и отношения каждого к окружающей среде.
Эти вопросы поднимались и на родительских собраниях. Так собрание «Природа и дети» я начала словами К. Ушинского: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние, на развитие молодой души, что день, проведённый ребёнком посреди рощ и полей… стоит многих недель, проведённых на учебной скамье».
В конце собрания родители пришли к выводу, что важным в воспитании ребёнка является устойчивый и неподдельный интерес ко всему живому. Дети должны проявлять чувство морального и гражданского долга в отношение к природе.
УРОК ЗДОРОВЬЯ
«Пост: польза и вред».
Цель урока: расширение представлений обучающихся о пользе и вреде поста для
организма человека.
Задачи: – систематизировать знания о факторах воздействия на организм во время поста.
– сформировать знания о веществах наносящих вред и служащих для
исправления механизмов нарушающих работу организма во время поста.
– сформировать у обучающихся устойчивые навыки здорового образа жизни и
гигиены питания.
Оборудование: Свежие овощи и фрукты, грибы, фасоль, растительные масла, зелень, травяные сборы, орехи, семечки; таблички «польза и вред поста», раствор соляной кислоты, перчатки.
Ход урока.
Урок проводят ведущий и эксперты, которые комментируют ответы обучающихся. В ходе урока на доске выстраивается схема «Польза и вред поста».
Ведущий: Согласно православным традициям, в году 4 поста: Рождественский, Великий, Петров, и Успенский. Любой христианский пост предполагает полный отказ от животной пищи, однако тонкости существуют во время каждого. Великий пост – самый длительный и строгий. Несомненно, что каждый верующий человек с уверенностью скажет, что пост оказывает положительное влияние, как на дух, так и на тело. Однако в наше время передовых технологий и медицинских открытий врачи ведут споры о пользе и вреде постного питания на организм человека.
Сегодня мы с помощью экспертов в области биологии, истории и химии постараемся разобраться в этом вопросе. (Ведущий представляет экспертов). А для начала хочу пригласить ученика из аудитории, чтобы помочь отобрать таблички о пользе поста.
(Приглашается ученик для отбора карточек, которые он размещает на доске, по ходу эксперт в области биологии их комментирует).
Витамины – Во время поста основной пищей становятся овощи, фрукты, каши. В них содержатся витамины. Конечно же, весной их не очень много остается, но это неоспоримая польза для организма. В растительной пище содержится много разнообразных витаминов: А, В, Д, С, К и др., которые благотворно влияют на организм.
Минералы – Также в растительной пище содержится много минералов: железо, кальций, хром, цинк, селен, йод, фтор и др., роль каждого из которых для организма очень важна.
Пищевые волокна содержатся в овощах, фруктах, грибах, орехах. Пищевые волокна способны удерживать воду, т.е. разжижают пищу, улучшают её переваривание. Нормализуют обмен веществ, усиливают перистальтику кишечника, снижают содержание холестерина, создают иллюзию сытости.
Пектин есть в любых ягодах и фруктах, а также в овощах. Много пектина в яблоках, тыкве свекле. Пектины связывают вредные вещества и выводят их из организма, способствуют снижению уровня холестерина в крови, замедляют всасывание сахара. Также пектины являются пищей для бифидобактерий.
Свежий воздух благотворно влияет на сердечно – сосудистую систему, опорно-двигательный аппарат. Нахождение на свежем воздухе способствует повышению иммунитета, активизации работы мозга, нормализации артериального давления, нормализации сна.
Вода является основной частью жизни. Наш организм на 75% состоит из воды. Каждый человек для нормального протекания обменных процессов в организме должен выпивать свежей воды зо мл на кг веса. Вода сжигает жир, выводит токсины, снижает риск инфекционных заболеваний, регулирует температуру тела, улучшает общее самочувствие.
Ведущий: А что же нам скажет по поводу целесообразности поста эксперт в области истории?
Эксперт в области истории: Чередование постов с пирами, вероятно, благотворно для человеческого организма, устающего то однообразия. Для нас – аборигенов относительно высоких широт, ежегодно переживающих значительные сезонные климатические изменения – свойственно прибавлять в весе в холодное время года и терять – в теплое. Способность прибавлять в весе зимой может быть связана не только с меньшей подвижностью, но и с общей перестройкой обменных процессов, призванных сохранить наше здоровье. Однако достаточно стабильные условия городской жизни делают эту «физиологическую заботу» излишней. Ещё и потому в конце зимы нам полезно освободить свой организм от зимних излишков.
Ведущий: Я знаю, что эксперты хотят поделиться рецептами полезных салатов.
(Эксперт в области истории демонстрирует приготовление салата).
Рецепт: нашинковать на мелкой терке свежие свеклу, морковь, яблоко (лучше кислое). Смешать все ингредиенты, добавить растительное масло (любое). По желанию можно добавить зелень.
Эксперт в области истории: Данный салат полезен тем, что в нем используются сырые овощи, поэтому витамины и минералы сохраняются. Также овощи и фрукты содержат пектины, пищевые волокна.
(Эксперт в области биологии демонстрирует салат)
Рецепт: Взять квашеную капусту, добавить репчатый или зеленый лук. Заправить нерафинированным растительным маслом.
Эксперт в области биологии: В данном салате содержится много витаминов и пищевые волокна. В рационе питания славян квашеная капуста всегда стояла на почетном месте.
Эксперт в области химии: Хочется рассказать и о пользе травяных чаев во время поста. Травяные чаи оказывают лечебно – профилактическое действие, очищают организм от шлаков и дают ему мощную энергетическую подпитку. Чайный сбор может обладать общеукрепляющим эффектом. Травяные чаи содержат витамины, микроэлементы, органические кислоты, клетчатку, пектины. К тому же не содержат кофеина, поэтому рекомендуются к употреблению даже детям. Вот несколько рецептов полезных чаев:
Настой шиповника с медом. Залейте 6 ст. л. плодов шиповника 1 л. теплой воды. Оставьте на 15 мин. Затем прокипятите на небольшом огне 10 мин., добавьте 1ст. яблочного отвара и мед по вкусу. Процедите.
Чай из листьев черной смородины. Залейте 1 ст. л. измельченных листьев или побегов черной смородины 500 мл. кипятка. Настаивайте 15-20 мин.
Обратите внимание, что употреблять напитки нужно всегда между приёмами пищи, чтобы не разбавлять вырабатывающийся для переваривания пищи желудочный сок.
Эксперт в области биологии: Итак, польза постане оспорима. Во время поста организм и все его системы отдыхают от пищеварения и начинается интенсивное очищение от шлаков и токсинов.На фоне этого нормализуется микрофлора кишечника, улучшается состояние кожи. Часто при постном питании снижается уровень сахара и холестерина в крови, выводится лишняя жидкость. Благодаря этому и тому, что человек не переедает, вес начинает снижаться, что положительно влияет на сердечно – сосудистую и опорно – двигательную системы. В первые дни поста у человека могут возникать слабость, тошнота, головокружение. Этого не следует пугаться.
Ведущий: А теперь также поэтапно разберёмся, какие же «подводные камни» могут подстерегать организм человека во время поста и как их преодолеть. (Ведущий вызывает ученика, который отбирает и комментирует таблички о вреде поста. Дополняют ответы обучающегося эксперты. Таблички размещаются на доске.)
Эксперт в области биологии: Дефицит белка – Постное питание неполноценно: оно не может обеспечить человека всеми необходимыми веществами, прежде всего – аминокислотами. Находясь на таком питании на протяжении всего Великого поста, человек рискует заполучить всевозможные расстройства обмена, белковую дистрофию, дисбактериоз, половую слабость, усугубить атеросклероз. Организм, до этого получавший белок для строительства клеток, начнет поглощать собственные запасы. Такое самоедство сразу отразится на внешности. Резко ухудшится состояние волос, ногтей, кожи.
Ведущий: А как же восполнить недостаток белка? (вопрос обучающимся и комментарий эксперта.)
Эксперт в области биологии: Для восполнения недостатка белковой пищи во время поста рекомендуется употреблять грибы. Грибы в народе называют «лесным мясом». Свежие грибы содержат 2-5 % белка, а сушеные 16-25 %, также в них есть минеральные вещества и витамины. По составу аминокислот грибы ближе к овощам, чем к мясу. Также необходимо употреблять горох, фасоль, сою так, как в них тоже высокое содержание белка.
(Ведущий демонстрирует грибы и фасоль).
Дефицит жира и снижение калорийности взаимосвязанные проблемы. Жиры в нашем организме являются основным источником энергии. При их недостатке снижается калорийность питания, а это в свою очередь ведет к снижению иммунитета и возникновению различных заболеваний.
Ведущий: А ка же восполнить дефицит жира во время поста?
Эксперт в области биологии: Длявосполнения жиров в организме во время поста необходимо употреблять растительные жиры. Причем, они должны быть разнообразны: подсолнечное, оливковое, арахисовое, конопляное, льняное. Также много жира содержится в орехах и семечках. Поэтому они рекомендуются для употребления.
Эксперт в области химии: Свежие тепличные овощи весной таят в себе нитраты. В результате, желая разгрузить свой организм, люди отравляют его. К сожалению, по внешнему виду или какому-то специфическому запаху определить количество нитратов в овощах невозможно. Иногда можно заметить признаки перенасыщения нитратами, но только в том случае, если их доза зашкаливает. В свекле и морковке об огромном содержании нитратов говорит беловатая сердцевина, в арбузах — желтоватые прожилки. У огурцов, кабачков, картофеля о превышении нитратов могут говорить желтые пятна под кожурой, такие экземпляры есть не стоит. Что касается остальных овощей — тут можно пользоваться общей рекомендацией. Лучше купить овощи средних размеров, чем мелкие или крупные. Мелкий огурец, возможно, не дозрел, и овощ не смог переработать даже самую малость нитратов, крупные овощи — наоборот, перекормлены удобрениями, и доза нитратов в них будет выше.
Чтобы обезопасить себя нужно тщательно проваривать овощи, а если и есть сырыми, то только овощи с грядки, которые хранились с прошлого года, – свёклу, морковь, картошку.
Демонстрируется эксперимент «Определение нитратов в овощах»:
Пару капель раствора соляной кислоты (производственное название — дифениламин)
нанести на срез огурца. Если на срезе появится синий цвет – в продукте есть нитраты. Также можно определить содержание нитратов в капусте, редисе даже укропе.
Эксперт в области истории: неполноценное питание приводит к снижению физической активности. А они необходимы для нормальной жизнедеятельности организма. Неподвижность несет с собой разрушение. Если вы не тренируете свое тело, мускулы дряхлеют, в суставах откладываются соли, теряется гибкость и плавность движений. Бездеятельность и застой крови в тканях становятся причиной многих заболеваний. Пища, состоящая преимущественно из овощей и фруктов, – является нашим союзником в борьбе за долголетие, здоровье и молодость.
Гнев, страх, беспокойство (негативные эмоции) – «Все болезни от нервов» – утверждает китайская медицина. Негативные эмоции могут стать причиной физических заболеваний. Поэтому, воздержание от негативных эмоций, способствует их профилактике. Негативное влияние пост может оказать в том случае, если человек теряет его истинный смысл, а мысли сводятся только к еде. Важно помнить, что основной идеей поста является не физическое ограничение, а духовное очищение.
Ведущий: В целом, пост оказывает положительное влияние, как на организм человека, так и на его эмоциональное состояние. Но соблюдая пост, не забывайте о его истинном смысле, рассчитывайте силы и заботьтесь о своем здоровье.
Эксперт в области истории: Последняя подготовительная к Великому посту неделя в просторечии называется масленицей. В эту неделю уже не употребляются мясные продукты. Животный белок замещается молочным. Основным продуктом питания во время масленицы становятся блины.
Поэтому итогом нашего урока будет чаепитие с блинами.