Урок сочинение рассуждение о пользе чтения

Урок сочинение рассуждение о пользе чтения thumbnail

Конспект отражает структуру первого урока из двух, запланированных на написание сочинения-рассуждения. В ходе урока ученики анализируют публицистический текст В. Пьецуха с проблемной, языковой, композиционной и стилевой точек зрения, вспоминают структуру рассуждения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе

Сочинение-рассуждение публицистического характера о пользе чтения

Урок 1

Цели: 

  1. Используя разные приемы работы с текстом (комментирование, постановка проблемного вопроса, «медленное» чтение, дискуссия на основе прочитанного), создать условия для освоения учащимися публицистической статьи В. Пьецуха «О пользе чтения». Повторить отличительные особенности публицистического стиля, структуру текста-рассуждения. Сформулировать основные требования к сочинению-рассуждению публицистического характера.
  2. Развивать способность к рефлексивному оцениванию учащимися своей деятельности на уроке, умение оценить эффективность использования того или иного приема работы с текстом в зависимости от достигнутого результата.
  3. Создать предпосылки для рассуждения о пользе и необходимости чтения, активизируя воспитательный потенциал анализируемого текста.

Оборудование: раздаточный материал (рабочие листы с текстом В. Пьецуха для каждого ученика), презентация Power Point, аудиозапись композиции В. Высоцкого «С пожелтевших страниц», активное Интернет-подключение к сайту www.zoomby.ru для демонстрации фрагмента телепередачи «Путеводная звезда (Н. Цискаридзе, В. Пьецух, М. Кутузов)», 2007 г.

План урока

  1. Приветствие. Прослушивание песни В. Высоцкого. Предположения учащихся о теме и целях урока. (5 мин.)
  2. Знакомство с темой и целями урока. (1 мин.)
  3. Актуализация известного (повторение признаков публицистического стиля и структуры рассуждения). (2 мин.)
  4. Анонс текста Пьецуха и просмотр фрагмента телепередачи. (4 мин.)
  5. «Медленное» чтение анализируемого текста с возможностью обсуждения в парах. (10 минут)
  6. Обмен мнениями о том, что показалось непонятным или неправильным. (5 мин.)
  7. Анализ структуры текста, работа с микротемами (абзацами). Приметы публицистики. (12 мин.)
  8. Формулирование основных требований к сочинению-рассуждению публицистического стиля (4 мин.)
  9. Рефлексия деятельности на уроке. Домашнее задание. (2 мин.)

Ход урока

  1. Приветствие. Учитель предлагает начать урок с песни В. Высоцкого «С пожелтевших страниц», во время прослушивания которой ученики должны подумать о потенциальной теме и целях урока, а также предложить объяснение необходимости музыкальной композиции в начале урока. Предположения учащихся о теме и целях урока, о связи содержания песни с темой урока.
  2. Знакомство с темой и целями урока. Слайды 1-2
  3. Актуализация известного ученикам материала, необходимого для успешного написания сочинения (повторение признаков публицистического стиля и структуры рассуждения). Слайды 3-4.
  4. Анонс текста В. Пьецуха «О пользе чтения», взятого в качестве образцового по теме, и просмотр через Интернет фрагмента телепередачи «Путеводная звезда. Н.Цискаридзе, В.Пьецух, М. Кутузов» для формирования представления о личности нашего современника, лауреата премии «Триумф», писателя В. Пьецуха.
  5. Слайд 5. «Медленное» чтение анализируемого текста с обозначением непонятного и вызывающего затруднение материала, а также фиксированием признаков публицистического стиля. Возможность обсуждения в парах.
  6. Обмен мнениями о том, что показалось непонятным или неправильным.
  7. Анализ структуры текста (выделение тезиса, аргументов, вывода), работа с микротемами (абзацами): обозначение признаков публицистического стиля, способов аргументации, ключевых слов и образов, постановка проблемных вопросов. Слайды 6-14.
  8. Формулирование учащимися основных требований к сочинению-рассуждению публицистического стиля на основе прочитанного и проанализированного текста. Слайд 15.
  9. Рефлексия деятельности на уроке. Домашнее задание (Слайд 16): черновик сочинения «О пользе чтения».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

Инфоурок

Русский язык
›Презентации›Презентация по русскому языку на тему ” Сочинение-рассуждение о пользе чтения”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Второй абзац Между тем художественная литература насущна, как кислород. Это,

Описание слайда:

Второй абзац Между тем художественная литература насущна, как кислород. Это, конечно, не доля в «Бритиш петролеум», но если, не приведи господи, очередное поколение русских людей в полном составе сопьется с круга, все же литература донесет до потомства понятие о возвышенном, без которого человек — не то чтобы, не полностью человек. Второе: квалифицированный писатель вряд ли умнее квалифицированного читателя, но он видит насквозь и умеет формулировать, то есть он знает, как вылущить истину и выставить ее во всей шокирующей наготе; стало быть, кто умеет формулировать, тот крайне опасен для проходимцев и дураков. Третье: если вы сидите дома за книгой, то сосулька не свалится вам на голову, телевизор не взорвется, вас не застрелят по нечаянности в ходе бандитской разборки и не собьет пьяный мотоциклист. Одним словом, нужно внимать художественному слову, тогда, по крайней мере, вас не так просто будет загипнотизировать и надуть. mochulskaja: Вывод mochulskaja: Тезис mochulskaja: Аргумент 1 mochulskaja: Аргумент 2 mochulskaja: Аргумент 3

Читайте также:  Розовые помидоры в чем польза

2 слайд

Цели урока: провести анализ публицистического текста, отметить отличительные

Описание слайда:

Цели урока: провести анализ публицистического текста, отметить отличительные признаки стиля; повторить структуру рассуждения; оценить тематическое и стилевое соответствие тезиса, аргументов и вывода анализируемого текста; сформулировать основные требования к сочинению-рассуждению публицистического стиля.

3 слайд

Структура текста-рассуждения: 1. Тезис – утверждение, которое нужно доказать.

Описание слайда:

Структура текста-рассуждения: 1. Тезис – утверждение, которое нужно доказать. Почему? – потому что, так как. 2. Обоснования высказанной мысли: аргументы (доводы, доказательства и примеры). Что из этого следует? – поэтому , таким образом, итак, следовательно. 3. Вывод

4 слайд

Признаки публицистического стиля Сфера использования СМИ, публичная Основная

Описание слайда:

Признаки публицистического стиля Сфера использования СМИ, публичная Основная цель речи Сообщение и воздействие Характерные черты стиля Образность, эмоциональность, оценочность Жанры Очерк, статья, интервью, репортаж, выступление по радио,телевидению и т.п. Языковые средства Общественно-политическая,эмоционально-экспрессивная лексика, слова в переносном значении, восклицательные предложения, средства художественной выразительности

5 слайд

+ согласен, поддерживаю, интересная мысль - не согласен, готов поспорить ? не

Описание слайда:

+ согласен, поддерживаю, интересная мысль – не согласен, готов поспорить ? не понимаю или не до конца понимаю слово, мысль, образ

6 слайд

Вячеслав Пьецух О пользе чтения С некоторых пор у нас писатели не в чести? Од

Описание слайда:

Вячеслав Пьецух О пользе чтения С некоторых пор у нас писатели не в чести? Одно время их уважали, потом боялись, а нынешние хозяева жизни не то чтобы писателей презирают, а скорее относятся к ним до обидного снисходительно, как к неопасным шалопаям вроде филателистов или толкователей вещих снов. В чем тут дело, так сразу не разберешь: то ли публика резко поглупела, то ли изящная словесность сдала и, может быть, даже находится при последнем издыхании, однако же действительность такова, что в России теперь писатели не в чести. mochulskaja: Вступление mochulskaja: Вывод вступительной части

7 слайд

Третий абзац Вот, скажем, сейчас на глазах разворачивается общенациональная д

Описание слайда:

Третий абзац Вот, скажем, сейчас на глазах разворачивается общенациональная драма в связи с переводом, казалось бы, невещественных возможностей в плоскость, казалось бы, вещественного рубля. По российскому обыкновению, понять ничего нельзя. Вроде бы чего лучше: и государству расчетливее, и бабушке удобней, чтобы заместо льготы на телефонную связь с Гренландией можно было приобрести дополнительный батон докторской колбасы. Однако же в результате народ кровно обижен на правительство, правительство — на народ. mochulskaja: Аргумент 4 – развернутый

8 слайд

Четвертый абзац Одно дело, что наш человек прочно знает: у нас правительства

Описание слайда:

Четвертый абзац Одно дело, что наш человек прочно знает: у нас правительства в принципе благотворительностью не занимаются, так что в каждой реформе ищи подвох. Это наша родовая память нам подсказывает: если Борис Годунов ради упорядочения землепользования устроил нам Юрьев день, если прогрессивный соляной налог, введенный Алексеем I Тишайшим, вылился в страшный голод, если в 1861 году наших пращуров освободили от крепостной зависимости без земли, то от монетизации льгот точно добра не жди.

9 слайд

Пятый абзац Другое дело, что власть в России всегда исполняла свои функции аб

Описание слайда:

Пятый абзац Другое дело, что власть в России всегда исполняла свои функции абы как. Именно как дворники свои функции исполняют, медицина, крестьянство, но только еще хуже, потому что отечественная государственность умеет существовать, если рабочему человеку сравнительно ничего не платить или не платить решительно ничего.

10 слайд

Шестой абзац В том-то вся и штука, что наши власти предержащие всегда озорнич

Описание слайда:

Шестой абзац В том-то вся и штука, что наши власти предержащие всегда озорничали в надежде на долготерпение народа, в сладкой уверенности, что он безответный, двужильный и безропотно снесет самый дерзкий эксперимент. То есть верхи мало того что не уважали так называемые низы, они их не боялись, — вот в чем наша всемирно-историческая беда. Если бы король-солнце запретил во Франции носить бороды, Великая революция свершилась бы значительно раньше; и одним Кромвелем дело не обошлось бы, если бы англичанам устроили химизацию всей страны. А у нас то Юрьев день, то бороды режут, то ни с того ни с сего введут новое правописание — и ничего, относительно тишина.

Читайте также:  Статьи о пользе лекарственных растений

11 слайд

Седьмой абзац С монетизацией льгот дело, правда, не обошлось. Оно и понятно:

Описание слайда:

Седьмой абзац С монетизацией льгот дело, правда, не обошлось. Оно и понятно: всему есть предел, даже долготерпению народному, и слишком грех перед Богом обидеть наших стариков и старух, которые целую жизнь отработали на кабинетную идею, отъедались два раза в году, на большие праздники, и только при немцах узнали, что это за диковинка — шоколад. Но правительство обиделось на взбунтовавшееся старичье, и это тоже понятно, потому что в нем заседают люди сравнительно молодые, а молодежь нынче стоит на том же, на чем, собственно, и наши старики стояли: кто не работает, тот не ест.

12 слайд

Восьмой абзац Вот где собака зарыта: все мы в чем-то девочки и мальчики до гр

Описание слайда:

Восьмой абзац Вот где собака зарыта: все мы в чем-то девочки и мальчики до гробовой доски, а в чем-то старики и старухи с младых ногтей. Из-за этого возрастного сбоя, сильно влияющего на психику, мы, бывает, вульгарно расчетливы там, где нужно быть милосердными, и наивны тогда, когда нормальные люди опираются на расчет. У нас никому не придет в голову канканировать на Красной площади по поводу принятия очередной неработающей конституции, поскольку мы, в отличие от французов, народ мрачный, вообще серьезный, но ничего не стоит единодушно избрать в Думу забубенного уголовника, который только что не ест на завтрак грудных детей. Иначе говоря, это как раз наши старики и старухи по широте душевной выбрали себе монетизацию льгот, как в свое время накачали себе на шею малограмотного осетина, который так пошерстил страну, что понятие «порядочный человек» нынче без малого атавизм.

13 слайд

Девятый абзац Одним словом, нужно читать книги, тогда, по крайней мере, нас н

Описание слайда:

Девятый абзац Одним словом, нужно читать книги, тогда, по крайней мере, нас не так просто будет загипнотизировать и надуть. Понятно, что «Евгений Онегин» — это длинно и скучно, но хотя бы можно раскрыть на досуге сборник русских пословиц, которые вообще способствуют деятельности разума и души. Положим, откроешь его на 22-й странице, а там: «Какие сани, такие и сами», или: «Виноват волк, что корову съел, виновата и корова, что в лес забрела». mochulskaja: Вывод

14 слайд

Требования к сочинению-рассуждению публицистического характера трехчастная ст

Описание слайда:

Требования к сочинению-рассуждению публицистического характера трехчастная структура (тезис, аргументы, вывод); реализация цели публицистического стиля (сообщение и воздействие); образность, эмоциональность, оценочность речи.

15 слайд

Домашнее задание Написать черновик сочинения-рассуждения публицистического ст

Описание слайда:

Домашнее задание Написать черновик сочинения-рассуждения публицистического стиля «О пользе чтения»

16 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

17 слайд

«БРИТИШ ПЕТРОЛЕУМ» "БРИТИШ ПЕТРОЛЕУМ" (British Petroleum) - английская нефтян

Описание слайда:

«БРИТИШ ПЕТРОЛЕУМ» “БРИТИШ ПЕТРОЛЕУМ” (British Petroleum) – английская нефтяная компания. Основана в 1909 г. 38% акций принадлежит государству. Добывает нефть в США (Аляска) (ок. 60%) и в Северном море (ок. 40%); перерабатывает в 25 странах. Объем продаж 46,2 млрд. дол., чистая прибыль 2,2 млрд. дол., добыча нефти 77,5 млн. т, переработка 96,2 млн. т., число занятых 126 тыс. человек на кон. 1980-х гг.. Большой Энциклопедический словарь. 2000.

18 слайд

Урок сочинение рассуждение о пользе чтения

Выберите книгу со скидкой:

Урок сочинение рассуждение о пользе чтения

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Урок сочинение рассуждение о пользе чтения

Курс повышения квалификации

Урок сочинение рассуждение о пользе чтения

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

Урок сочинение рассуждение о пользе чтения

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

К учебнику:
«Русский язык», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. и др.

К уроку:
§ 2. Речь. Речевое общение

Номер материала:

ДБ-658704

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Методическая разработка урока.

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема урока: Сочинение-рассуждение о книге.

Количество часов: 2

Цель урока: формирование коммуникативно-речевых умений школьника.

Читайте также:  Опилки для малины польза и вред

Задачи урока: отработка умений

  1. формулировать тезис рассуждения;
  2. приводить  аргументы (доказательства);
  3. делать выводы.

Педагогическая технология: РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).

Технологический приём:  попс-формула.

Формы работы: фронтальная, парная.

П – позиция (тезис рассуждения)

О – объяснение (аргументы)

П – примеры (аргументы)

С – следствие (вывод)

Учебник   Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2009 г.

Ход урока.

П- ПОЗИЦИЯ (ТЕЗИС РАССУЖДЕНИЯ)..

 Книга – наш друг и советчик  (позиция должна быть сформулирована  ясно и кратко).

Работа над вступлением сочинения.

Учитель:

  Друг – это кто?

Учащиеся:

  1. Тот, кого мы любим.
  2. Тот, к кому прислушиваемся.
  3. Тот, у кого ищем совета.
  4. Кому доверяем.
  5. Тот, с чьим мнением считаемся.

Учитель:

   Что для нас сделает друг?

Учащиеся:

  1. Посочувствует, поможет выйти из трудного положения.
  2. Научит, подскажет, как решить возникшую проблему.
  3. Порадуется вместе с нами.
  4. Поделиться своими знаниями.
  5. Помечтает вместе с тобой.

Учитель:

     Можно ли книгу назвать другом? Найдём ответ в высказываниях  упр. № 343,344.

(работа в парах)

ТЕЗИС (№ 343 С.Михалков)

Антитезис (№ 344 И.А.Гончаров)

Авторы детских книг – самые большие ваши друзья.

Чтение – роскошь, дело, без которого легко  и обойтись можно, а книга – вещь, назначенная  для развлечения, от скуки и от нечего делать.

О – ОБЪЯСНЕНИЕ (АРГУМЕНТЫ).

    В объяснении должна быть ссылка на известных людей

     Запись высказываний известных деятелей культуры (комментированное письмо, повторение  изученных орфограмм и пунктограмм):

  1. Полюбите книги, и они, если вы захотите, могут перестроить  всю жизнь. (Н.Смирнов-Сокольский).
  2. Учёная литература спасает людей от невежества, а изящная от грубости и пошлости. (Н.Г.Чернышевский).
  3. Одни книги – это боеприпасы, другие – хлеб, третьи – засушенный цветок, и все они необходимы.  (Эренбург И.).
  4. Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать.  (французский просветитель Дидро).
  5. Я вспоминаю книги Островского и Толстого, Горького и Пушкина, Маяковского и Шолохова и говорю: «Спасибо вам, мои любимые писатели, первооткрыватели и учителя, наставники и товарищи!  Спасибо вам за всё: за вдохновение, за школу, за уроки жизни!» (Ю.Гагарин).
  6. Книги, как и друзей, надо избирать глубоко, по душевной склонности. Любимая книга никогда не изменит и вернётся именно в ту минуту, когда человек особенно нуждается в поддержке. (В.Г. Лидин).
  7. Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального  развития человека. (А.Т.Твардовский).
  8. Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру,  к человеку. (М.Горький).

Основная часть сочинения.

Учитель:

   Что же даёт книга?  Ответ ищем в записанных высказываниях и тексте упр. № 342

Учащиеся   (работа в парах):

  1. Открывает огромный,  прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников (№ 342)
  2. Позволяет глубже оценить свои поступки и поступки окружающих (№ 342)
  3. Помогает почувствовать всю прелесть русского языка (№ 342)
  4. Облегчит жизнь, поможет разобраться, научит (М.Горький)
  5. Не изменит, поддержит  в трудную минуту (В.Г.Лидин)
  6. Избавит от невежества (Н.Г.Чернышевский)
  7. Перестроит всю жизнь (Н.Смирнов-Сокольский)

П – ПРИМЕР (АРГУМЕНТЫ).

  Пример должен быть значимым для автора. В нём должна быть ссылка на личный опыт и мнение экспертов.

Учитель:

       Какие  книги ваши любимые? (общее рассуждение и примеры книг: названия и авторы). См. высказывание Ю.Гагарина.

       Как и когда эти книги помогли вам?  (Уроки жизни)

– В минуты грусти…..

– Заставили задуматься о……

– Научили……..

– Помогли разобраться в……..

– Дали знания о …….

С- СЛЕДСТВИЕ (ВЫВОД).

  Кратко повторена суть позиции «Книга – наш друг и советчик», подведён итог рассуждения (итак, таким образом, как видим…).

Учитель:

   Чьи мысли о книге совпадают с вашими? (примеры ответов: Дидро, И.Эренбург, А.Твардовский).

Самостоятельная работа над черновым вариантом сочинения.

Домашнее задание: сочинение- рассуждение о книге.

Источник