Урок по теме польза сказок
Польза сказок в жизни детей.
К моему большому сожалению в нашей жизни мало места для сказки. В современном обществе, молодые родители говорят… «Мы, такие цивилизованные, интеллектуальные и прагматичные, не привыкли тратить время на «глупости»: малыш может заснуть без сказки – и слава Богу». А папа-мама за это время какое-то полезное дело сделают. А то, гляди, еще разбалуешь: сказочку, песенку…
Некоторые родители считают сказки обманом. А вот ученые доказали: чем дольше ребенок верит в волшебство и в Деда Мороза, тем оптимистичнее, жизнерадостнее остается настрой на всю жизнь.
И болеют оптимисты реже. Чем больше ребенок будет отождествлять себя с положительными героями, тем увереннее, смелее и решительнее научится противостоять злу в дальнейшей жизни. Наши «невежественные» бабушки, прабабушки были очень мудрыми. Жизнь сохранила вечные ценности и будет беречь их и впредь.
«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». В. А. Сухомлинский.
Сказки прошли испытания тысячелетиями. Это как театр, который не исчез с интернетом. Сказки – это целый детский морально-этический кодекс, веками создаваемый народом. Они учат различать добро и зло, любить, сопереживать.
«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи, на свете правды больше станет”. Это слова замечательной песенки из «Домовенка Кузи». Помните? Мы все родом из детства .И вряд ли среди нас найдется хоть один человек, который не слушал сказки. Все мы помним самые первые сказки про Репку, Теремок, Колобка и Курочку Рябу, помним сказки про Дюймовочку, Снежную Королеву и Кота в сапогах. Каждый из нас переживал за главного героя и мечтал о прекрасном принце или о золотой рыбке, волшебной палочке, исполняющей все желания. У каждого из нас была любимая сказка, которую мы просили прочесть 1000 раз, и каждый раз она открывалась для нас с новой стороны.
Что же такого полезного дают волшебные истории? В первую очередь, психологи и педагоги считают, что благодаря сказкам малыши погружаются в свой волшебный мир, представляют себя в роли персонажа, и таким образом начинают учиться на поступках героев. Естественно, став добрым в сказке, ребенок уже понимает разницу между добром и злом.
Если внимательно читать сказки, то можно заметить, что главный герой всегда проявляет активность, он храбр и всегда выходит победителем, он прилагает все усилия для разрешения проблемы. Сказки учат ребенка активно действовать, а не пасовать перед трудностями. Волшебные детские сказки учат ребенка, что добро всегда побеждает зло, и за черной полосой всегда будет белая. Она дарит ребенку новые ощущения и впечатления.
Еще один большой плюс в том, что чтение сказок – это момент, который укрепляет семью.
Детские психологи говорят о большой значимости сказки в детской жизни. При работе с детьми они часто используют приемы сказкотерапии, потому что сказка – это лучший инструмент для того, чтобы построить отношения с ребенком. Как для педагогов в детском саду, так и для родителей дома. Сказка может помочь малышам понять мир, а также избавиться от многих комплексов и страхов.
Психологи так же отмечают, что сказки полезны и для родителей. Когда папа и мама не рассказывают сказок детям, это свидетельствует об их собственных комплексах. Например, они боятся показаться смешными, ведь это несерьезно – рассказывать сказки. Или мешает обычная лень. Помните: мама, читая сказку ребенку, сама релаксирует, происходит коррекция ее комплексов. Ведь мы с годами запрещаем себе мечтать, ждать чуда. Сказка дает это ощущение. Поэтому она, как батарейка, заряжает изнутри.
Многие родители часто задают вопрос: с какого возраста лучше начинать читать сказки?
Ответ прост – можно с самого рождения. Конечно, ваш малыш еще не понимает смысла того, что вы ему рассказываете, но он уже чувствует эмоции и интонации, а ведь это так важно для грудничка. Очень понравится ребенку, если вы начнете читать сказку на ночь. Со временем юное создание привыкает к такому хорошему обычаю, и мирно будет засыпать под ваши слова.
Очень важно рассказывать детям правильные сказки и читать их правильно.
- Прежде всего не делайте этого на ходу. Выделите отдельное время для совместного чтения сказок, чтение сказок перед сном поможет ребёнку успокоиться и расслабиться.
- Если малыш просит почитать именно сейчас, то не отказывайте по возможности ему в этом. Ведь это желание может пропасть, и тогда родителям будет трудно прививать интерес к книге.
- Чтение не должно быть неразборчивым, читать нужно медленно, негромко, четко проговаривая все слова. Еще будет лучше, если вы будете читать в лицах, меняя голос в соответствии с персонажем, нагнетая голосом особенные моменты…
- Золотое правило – одна сказка за один раз – таким образом сказки не наскучат вашему ребёнку, да и вы не лишитесь своего голоса. Так ребенок сможет более глубоко понять ее смысл. Никогда не отказывайтесь читать любимую сказку ребенка, даже если это уже тысячный раз. Если ребенок постоянно просит перечитывать одну и туже сказку несколько дней, снова и снова – не отказывайтесь, значит ему это важно, значит в этой сказке он находит что-то невероятно ценное для себя.
- Обязательно задавайте вопросы после прочтения, помогите составить ребёнку правильное отношения к событиям из сказки – таким образом ваше чадо приобретает свой жизненный опыт, который в будущем может сыграть очень важную роль. Так же на следующий день можно нарисовать ,слепить героев, прочитанной сказки.
Итак, можно однозначно заключить, что польза сказок, несомненно, велика . При помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.
Так что же нужно читать детям?
Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова – простыми и понятными. Лучше всего, чтобы главными героями сказок были знакомые ребенку животные, дети или взрослые. Лучшим выбором сказок детям до 3 лет являются: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Зайкина избушка», «Лиса и Журавль», «Бычок – смоляной бочок». Эти сказки короткие, в них много повторений и за их сюжетом легко уследит даже малыш.
Ребенок взрослеет и на смену приходят более длинные и содержательные истории, например «Три поросёнка» , «Красная Шапочка», «Гуси-Лебеди», «Волк и семеро козлят» …
Стал постарше следует перейти на «Денискины рассказы» В. Драгунского, «Пеппи Длинный чулок» А. Линдгрен, «Мэри Поппинс» П. Трэверс …
Коллекция сказок очень велика: русские народные сказки, шведские ,датские, английские …
Авторские сказки :А.С. Пушкин, В.И. Даль, Максим Горький, Аркадий Гайдар, Г.-Х. Андерсен, Ш. Перро, Братья Гримм, Астрид Линдгрен, Джанни Родари …
Так же чтение сказок помогает при возникновении различных страхов и эмоциональных проблем у детей.
Слишком активных деток успокоят сказки «Колобок» и «Теремок». Для решения эмоциональных проблем нужны более сложные сказки – «Буратино», «Чиполлино»,«Карлсон». Детям, которые боятся прививок и уколов, прочтите «Отважный Флай» (Ворошнина Ю.), «Звездочет в поисках капризулей» (Ткач Л.), «Сказка о полезной прививке» ( Е.Казимирская ).
Если ребенок с появлением в семье братика (сестры) показывает свое негативное отношение к новому члену семьи ,то следует почитать «Гуси – лебеди».
Если боится темноты, поможет сказка о Питере Пене, «Краденое солнце»
Ребенок немного труслив, почитайте ему «Тараканище» К.И. Чуковский, если был уличен во лжи, подойдет произведение Л.Н.Толстого «Лгун» …
Намного интереснее придумывать сказки самим, вместе с ребенком – в зависимости от ситуации. Например, «Про Аню и ее вредную подружку», «Про Сашу и волшебника, раздающего подарки» и другие, которые покажутся Вам подходящими. Включите фантазию и у Вас все получится.
Нам, взрослым, нужно чаще вспоминать, что сказка и внутренний мир ребенка неотделимы, отвечать на его переживания сказкой, говорить с ним на языке фантазии и воображения.
Мораль важна, но еще важнее искренние эмоции, которые будет испытывать Ваш малыш. Не забывайте: сказка – это всегда волшебство. Самое страшное чудовище можно остановить добрым словом или поступком, можно просто пожалеть его, накормить и стать его другом – и все изменится! Не жалейте времени, вернитесь в детство, и Вы сами не заметите, что прошла усталость, заботы и проблемы отойдут на задний план и не будут уже казаться такими тяжелыми и неразрешимыми.
Желаю Вам и Вашим детям самых умных, добрых и полезных сказок – как и чудесного времени, проведенного с самым дорогим существом на свете – Вашим ребенком!
Конспекты уроков по русским народным сказкам
Тема: Сказка «Лиса и тетерев»
Цели:
– познакомить с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»;
– развивать умение анализировать, обобщать и делать собственные выводы;
– воспитывать любовь и интерес к произведениям устного народного творчества.
Оборудование: иллюстрации к сказке.
Литература: учебник «Литературное чтение», авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий , М.В. Голованова .
Ход урока.
I. Организационный момент
– Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
II. Проверка домашнего задания
– С какой сказкой познакомились на прошлом уроке?
– Назовите героев сказки.
– Проверим выразительное чтение сказки по ролям.
III. Изучение нового материала
1. Подготовка к первичному восприятию текста.
– Мы продолжаем с вами знакомиться с русскими народными сказками. Для чего нам нужны сказки?
(Со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости).
– Какие сказки о лисе вы знаете?
– Есть такая поговорка у русского народа: «Лисица семерых волков проведёт». Как вы понимаете эту пословицу? Объясните. (Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других).
– Сегодня познакомимся с русской народной сказкой, которая называется «Лиса и тетерев».
2. Словарная работа.
– Рассмотрим незнакомое слово.
Кабы – если бы.
3. Первичное чтение.
– Посмотрите на иллюстрацию и скажите, какая лиса? (показ иллюстрации)
– А кто такой тетерев?
– Посмотрите на иллюстрацию, это тетерев. Опишите, какой он? (показ иллюстрации)
– Я прочитаю сказку, а вы должны внимательно меня послушать и следить по тексту. (Учитель читает сказку).
4. Проверка первичного восприятия.
– Понравилась вам сказка?
– Кто из героев вам понравился? Чем?
– Кто не понравился? Почему?
– Какие слова вы подобрали бы для характеристики Тетерева? Лисы?
Физкультминутка.
– Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток. (присесть)
5. Первичное чтение и анализ.
– С какой интонацией мы должны читать слова лисы?
– А с какой интонацией мы будем читать слова тетерева?
-Читаем по ролям. (По времени 2 раза)
а) Беседа по содержанию сказки.
– Как приветствовали лиса и тетерев друг друга: весело, доброжелательно, ласково, притворно, грубо?
– Как просила лиса, чтобы тетерев спустился на землю.
– Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?
Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю?
– Найдите, как лиса называет тетерева.
– Найдите строки, говорящие о содержании указа, прочитайте.
– Как думаете, поверил тетерев, что такой указ появился?
– Зачем он сказал лисе о собаках? Прочитайте.
– Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего»
– Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего»
– Прочитайте, о чём думала лиса, когда начала говорить с тетеревом?
– О чем думала, когда убегала?
б) Работа с иллюстрацией.
– Рассмотрим иллюстрацию к сказке. Посмотрите на лоску. (показ иллюстрации)
– Выберите подходящие слова.
– Какой была лиса?
Доверчивая, легкомысленная, глупая, жестокая, хитрая, бесстрашная, беззаботная.
– А какой был тетерев? (умный, рассудительный, смышленый)
– Что помогает понять волшебные свойства сказки? (звери одеты в старинные русские костюмы – сарафан, кафтан)
– Какие слова сказки могут служить подписями к этому рисунку?
IV. Итог урока
– С какой сказкой познакомились на уроке?
– Чему нас учит сказка? (Не всегда можно доверять ласковым, льстивым словам. Сказка учит различать, где добро, а где зло, учит мудрости).
– Чему можно поучиться у тетерева? А у лисы?
V. Домашнее задание
-Читать сказку «Лиса и тетерев» по ролям.
– Подготовить рисунки к сказке
2. Тема: Сказка «Лиса и журавль»
Цели:
- познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль»;
- развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление делать добрые дела.
Оборудование: иллюстрации к сказке, карточки со словами.
Литература: учебник «Литературное чтение», авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий , М.В. Голованова .
Ход урока.
I. Организационный момент
– Прозвенел и смолк звонок, начинается урок!
II. Проверка домашнего задания
– С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
– Назовите героев этой сказки.
– Проверим выразительное чтение по ролям сказки «Лиса и теререв».
III. Изучение нового материала
1. Подготовка к первичному восприятию текста.
– Ребята, поднимите руку у кого много друзей.
– Часто ли вы ходите к ним в гости?
– А вы сами любите принимать гостей?
– Как вы считаете, случаен ли сегодня наш разговор о гостях?
– А сегодня мы прочитаем русскую народную сказку о том, какое гостеприимство оказала лиса своему гостю.
2. Словарная работа.
– Ребята, посмотрите на доску. Здесь вы видите карточки со словами, с которыми нам предстоит сейчас познакомиться.
(На доске висят карточки со словами: пир, потчевать, не обессудь, несолно хлебавши).
– Послушайте внимательно:
Пир – большой званый обед, а также вообще обильное угощение.
Потчевать – угощать.
Не обессудь – не отнесись строго, не осуди.
Несолоно хлебавши – ни с чем.
3. Первичное чтение.
– Я прочитаю сказку, а вы должны внимательно меня послушать. (Учитель читает сказку).
4. Проверка первичного восприятия.
– Понравилась вам сказка? Чем особенно?
– Какая эта сказка?
– Кто является главными героями? (лиса и журавль)
– Журавль это красивая птица (показ картинки). Опишите ее.
– Каков журавль в этой сказке?
– Посмотрите на следующую картинку и попробуйте описать лису. Какая она? (показ картинки)
– Скажите, хорошо или плохо поступает лиса? Почему? (Плохо, она хочет перехитрить журавля).
– Удалось ли хитрой лисе осуществить свой план? Почему? (Нет, потому что журавль оказался умнее).
Физкультминутка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом. (Ходьба на месте)
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают. (Взмахи руками)
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились. (Лёгкий бег, дети машут руками, кружатся)
5. Первичное чтение и анализ.
-Карандашом в тексте выделим их реплики. Перед словами автора ставим букву А, пред словами лисы-Л, перед словами журавля –ж. (несколько реплик выделяем вместе, далее дети доделывают самостоятельно).
-Для чего мы выделяли слова героев?
-Не забудьте об интонации, которой мы должны передавать слова героев. Как читаем за лису, журавля?
– Читаем по ролям. (По времени 2-3 раза)
а) Беседа по содержанию сказки.
– Какой фразой начинается сказка? Можно ли назвать лису и журавля друзьями? Почему?
– Какое угощение приготовила лиса журавлю?
– Получился ли званый пир? Почему?
– Почему лиса решила угостить журавля?
– Каким здесь показан журавль?
– О чем думала лиса?
– Что получилось с ее планом?
– Как вы объясните поведение журавля? (Он отомстил лисе, сделал так же, как и лиса ему).
– Почему распалась дружба лисы с журавлём? (Потому что лиса пожалела для журавля каши, и журавль ответил ей тем же).
– Найдите в тексте пословицу. Как вы ее понимаете?
– Почему лиса перестала дружить с журавлем?
– Была ли это настоящая дружба?
б) Работа с иллюстрацией.
– Сейчас я на доску вывешу картинки, которые мы должны развесить в правильном порядке.
На доске иллюстрации:
IV. Итог урока
– С какой сказкой познакомились на уроке?
– А какая пословица отражает главную мысль рассказа?
– Чему нас учит сказка? (Уметь дружить: не делать плохо другу, а только хорошее).
V. Домашнее задание
-Читать сказку «Лиса и журавль» по ролям.
3. Тема: «Каша из топора»
Цели:
– познакомить с одним из видов сказок – бытовой;
– развивать речь, пополнять словарный запас учащихся;
– воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Оборудование: иллюстрации к сказке.
Литература: учебник «Литературное чтение», авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий , М.В. Голованова .
Ход урока.
I. Организационный момент.
– Прозвенел звонок, начинается урок!
II. Проверка домашнего задания
– С какой сказкой познакомились на прошлом уроке?
– О чем она?
– Проверим чтение сказки по ролям.
III. Изучение нового материала
1. Подготовка к первичному восприятию текста.
– Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? (Волшебные, о животных, бытовые).
– О чём рассказывают бытовые сказки? (В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях).
– В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.
– Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Откройте учебники на странице 44, прочитайте название сказки. (Каша из топора).
– Можно ли по названию сказки определить главных героев? ( Можно предположить, что это будут деревенские жители: топор используют, чтобы рубить дрова, а дрова используют в деревне).
2. Словарная работа
– На доске записаны слова, которые нам не знакомы. Давайте прочитаем их.
На доске слова:
Служивый – солдат, военнослужащий.
Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.
Изба – деревянный, крестьянский дом.
Вдоволь – достаточно.
Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.
Чулан – помещение в доме, служило кладовой.
Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.
Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.
Коли – если бы.
Этакую – такую.
Смётка – смекалка.
3. Первичное чтение.
– Я прочитаю сказку, а вы должны внимательно слушать и следить по тексту.
2. Проверка первичного восприятия текста.
– Понравилась сказка? Чем понравилась?
– Удивило ли вас название сказки? О чём вы подумали, когда прочитали его?
– Зачем солдат постучал в избу?
– Кто там жил?
– Что попросил солдат у старухи?
– Как старуха отреагировала на просьбу солдата?
– Что придумал солдат?
– Что он сначала попросил у старухи?
– А потом?
– Что получилось у солдата сварить из топора?
– Какой показана старуха в сказке?
– Каким – солдат?
– Почему он так поступил?
Физкультминутка.
5. Первичное чтение и анализ.
Прочитаем сказку по цепочке, после по ролям.
– Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.
– И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.
а) Работа над пословицами (на доске).
– Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.
– Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?
А)Догадка и смекалка не хуже разума.
Б)Смётка дороже всего.
В)Глупый киснет, а умный всё промыслит. (Лучше всего по смыслу подходит вторая поговорка – смётка дороже всего).
– В сказке идёт речь не о том какой солдат умный, а о том, что смекалка помогает ему выжить в тяжёлых условиях, когда нет еды, одежды, денег и т.д.
б) Работа с иллюстрацией.
– А ещё эмоции можно изобразить на иллюстрации.
– Рассмотрим иллюстрацию на странице 45.
– Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации? (Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.)
– Объясните, почему именно эти строки выбрали? Какие эмоции можно увидеть? (Солдат пробует ложкой кашу. Руку отвёл в сторону, показывает как ему вкусно. Старуха стоит удивленная. Руки сложила под подбородком, рот открыла)
– Рассмотрите иллюстрации, которые висят на доске, мы должны расставить их в правильном порядке.
На доске следующие иллюстрации:
– Молодцы!
IV. Итог урока
– С какой новой сказкой познакомились на уроке?
– Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?
– Добился ли солдат своего? Что ему помогло?
– Прав ли солдат?
– Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?
V. Домашнее задание
– Подготовиться к чтению по ролям.