Урок о пользе звукобуквенной зарядки 2 класс пнш

Методическая разработка урока русского языка
по теме: «О пользе звукобуквенной зарядки»
(УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Бугаенко Светлана Анатольевна
МОУ СОШ №4 г. Алексеевка
учитель начальных классов
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель урока:
– формирование умения выполнять звукобуквенный анализ слова;
– развивать фонематический слух и внимание;
– воспитание чувства взаимовыручки и взаимопомощи.
Планируемые результаты (предметные): научатся различать звуки на слух, выполнять звукобуквенный анализ слов.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу и находить пути ее решения;
познавательные – анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
коммуникативные – владеют навыком слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
личностные – осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Каким должно быть настроение, чтобы урок получился удачным? (хорошее, деловое)
– Я желаю вам до конца урока сохранять хорошее деловое настроение.
III. Работа над каллиграфией.
– Какие слова «спрятались»? (Звуки, буквы.) Сравните эти понятия. А что означает слово «зарядка»? (Письмо в тетрадях).
Наше правило: не надо быстро – надо правильно!
II. Изучение новых знаний и способов действий.
(Познавательные: извлекают необходимую информацию из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти; коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.)
– Звукобуквенная зарядка – это звуковые украшения. Стихи М. Дружининой обозначены знаком ш), а стихи М. Яснова – знаком (Я). На с. 3 учебника найдите эти условные обозначения.
Учащиеся читают диалог Миши и Анишит Йокоповны.
Какую зарядку мы будем делать на уроках русского языка?
– Прочитайте стихотворение М. Яснова. Обратите внимание на выделенное слово.
– Какое слово должно быть вместо него? (Шторами.) Произнесите слова «шторами» и «шпорами». (В слове «шторами» учащиеся отрывисто произносят звук [т], а в слове «шпорами» – звук [п].)
– Какими звуками они отличаются? Произнесите оба звука правильно. Спишите текст с подходящим словом.
Мало уметь писать, надо уметь думать.
Подберите проверочные слова к словам с подчеркнутыми буквами. (Окошко – окошечки; немножко – немножечко.) На какое правило данные слова? (Правописание парных согласных.)
Физкультминутка под музыку.
Прочитайте стихотворение М. Дружининой. Произнесите первое выделенное слово. (Вязы.) Какое слово должно быть вместо него? (Вазы.) Произнесите оба слова. Какими звуками различаются слова? (Вязы – [в’]; вазы – [в].) Эти слова пишутся по-разному, потому что они произносятся по-разному. Выберите верное высказывание в учебнике. (Другая буква обозначает то, что изменился один звук. Был звук [в’], а стал звук [в].)
– Что изменится, если мы будем хорошо различать звуки?
III. Словарная работа. (Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют пошаговый контроль действий.)
Словарные слова: завод, работа, лопата.
– Что такое завод? Кого называют рабочими? Какие рабочие профессии вы знаете? Кто такой кочегар, маляр?
Гимнастика для глаз
IV. Включение нового знания в систему знаний и развитие умений.
Работа в печатной тетради: задание 9.
[л]: лапа;[л’]: липа, лед;
[д]: дача, дом;[д’]: день;
[ф]: фара;[ф’]: финиш;
[й’у]: юла;[й’а]: яма.
– Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв: юла [й’ула], яма [й’ам]а. Найдите слова, в которых звуков меньше, чем букв. (День – ъ звука не обозначает, а показывает мягкость предыдущего согласного.)
V. Рефлексия. «Оживите слова». (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
Конспект урока русского языка во 2 классе
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Написание Ы после Ц в окончаниях слов – названий предметов»
Цель урока: на основе наблюдения за составом и звуковым строением слов с буквой Ц познакомить с правилом правописания окончания Ы после Ц в словах – названиях предметов во множественном числе.
Задачи урока:
· Научить писать слова с окончанием Ы после Ц в словах – названиях предметов во множественном числе;
· Расширять словарный запас;
· Формировать навыки грамотного письма;
· Развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, карточки с критериями оценки, индивидуальные доски, 2 черных и 2 зеленых маркера, карточки
со словами задания, учебник «Русский язык (часть 3), печатная тетрадь №2.
Ход урока:
Этапы урока
Содержание
1.Организованное начало урока.
Слайд №1
— Сейчас у нас урок русского языка.
2. Целеобразование.
— Какая главная задача стоит перед нами на уроках русского языка?
Слайд №2
— Какие орфограммы мы уже открыли и они нам теперь знакомы?
— Сегодня на уроке постараемся сделать новое открытие.
3. Критерии оценки.
— Обратимся к критериям, по которым мы сможем оценивать свою работу:
Карточки на доске
· Умение внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников
· Правильность выполнения заданий и ответов на поставленные вопросы
· Умение отвечать полным ответом
· Активность на уроке
· Аккуратность и грамотность выполнения письменных заданий
4. Звукобуквенная зарядка.
Слайд №3
— Прочитайте предложения:
Вол [ва]силий [в`ос] [вос] [вас].
[цы]рковой м_две[т`] едет на мото[цы]кле.
— Устная речь не может передать некоторые особенности письменной речи.
— Какие именно?
(Правописание заглавной буквы в имени и начале предложения, написание безударного гласного, написание мягкого знака – показателя мягкости согласного, правописание парных согласных)
— Запишите предложение по своему выбору и приготовьтесь объяснить все трудные написания слов.
— Кто хочет записать предложения на индивидуальной доске?
(Двое учеников записывают по одному выбранному предложению)
5. Орфографическая разминка.
— Проверим, как вы записали предложения.
— Кто допустил ошибки. Объясните, как можно проверить написание слов.
Слайд №4
Вол Василий вёз воз ваз.
Цирковой медведь едет на мотоцикле.
— Оцените ответы детей.
Слайд №5
— Анишит Йокоповна задает вам вопрос:
— Какую букву пишут после Ц в корне слова?
— Маша с вами согласилась, а Миша задал следующий вопрос:
— Но в слове цирковой звук [ы] неударный , почему же вы написали это слово с буквой И, а не с Ы?
— Что вы ответите Мише?
6. Физминутка.
— Представим, что вы артисты цирка.
(Упражнения выполняются по 3 – 4 раза)
1. Медведи танцуют («Пружинка»).
2. Силачи легко поднимают штангу.
3. Зайцы прыгают.
5. Актуализация знаний.
— Маша предлагает вам, используя правило написания букв И – Ы в корне слова после Ц, записать следующие слова в два столбика. Пишем под диктовку:
циркуль, цифра, цыплятки, цыпочки, цыганка, циркач
6. Актуализация знаний.
— Какие слова вы записали в столбик, где после буквы Ц в корне слова написана буква И?
— Какие слова вы записали в столбик, где после буквы Ц в корне слова написана буква Ы?
Слайд №6
Проверка по слайду
циркуль цыплятки
цифра цыганка
циркач цыпочки
— Какое правило помогло правильно распределить слова по столбикам?
— Почему же слово циркач записали в первый столбик?
7. Изучение нового материала.
— В корне слов после Ц пишется или И или Ы. А какую букву будем писать в окончании слов – названий предметов? Это предстоит нам сейчас узнать.
— На заседании клуба «Ключ и заря» Миша устно сочинил стихотворение.
Анишит Йокоповна про это стихотворение сказала, что смысла в нем немного, но в учебных целях использовать можно.
Прочитайте его на стр.20 в учебнике, а гости прочитают на слайде.
Слайд №7
Из Африки к нам возвратились сквор[цы].
В скворечниках снова запели жиль[цы].
Хотя никакие они не пев[цы].
Как жаль, что птен[цы] не едят огур[цы].
— Что общего у выделенных слов вы заметили?
— Какой звук произносим и слышим на конце этих слов?
— Миша не знает как записать слова – названия предметов во множественном числе, основа которых оканчивается на Ц.
— Какие окончания вы напишете?
— Откройте «Обратный словарь»: первый вариант на букву И (стр.142); второй вариант — на Ы (стр.147 – 148). Найдите слова, основа которых заканчивается на Ц.
— Обсудите в парах, что заметили?
— Какой вывод сделаете?
— Зачитайте эти слова?
Голубцы, ножницы, ресницы, шлёпанцы, щипцы, пяльцы.
— Значения каких слов вам непонятны?
— Откройте учебники на стр. 19. Прочитайте правило, которое дает нам помощница Анишит Йокоповны Летучая Мышь.
8. Закрепление изученного.
Слайд №10
— Подберите к словам – названиям предмета из Мишиного стихотворения слово – признак предмета и соедините стрелочкой эти словосочетания. У слов — названий предметов выделите окончания. Можете работать самостоятельно или в паре.
(Слова детям даны на карточках)
Слайд №8
Скворц_, жильц_, певц_, птенц__, огурц_.
желторотые, чёрные, зелёные, звонкоголосые, пернатые
— Проверим:
Слайд №9
Чёрные скворцы, пернатые жильцы. звонкоголосые певцы, желторотые птенцы, зелёные огурцы.
9. Закрепление изученного.
Слайд №10
— Выпишите из стихотворения Миши Иванова первое или второе предложение. Подчеркните в предложении основу и второстепенные члены. Стрелки с вопросом в словосочетании приветствуются.
— Проверим:
Слайд №11
Из Африки к нам возвратились скворцы.
В скворечниках снова запели жильцы.
10. Итог урока.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Слайд №12
— Что было непонятным, трудным?
— Как вы оцените работу класса сегодня на уроке?
— А как оцените свою работу?
11. Домашнее задание.
— Дома, пожалуйста, повторите правило написания букв Ы – И после Ц на стр.19 и выполните упр. 14 в учебнике или упр.17 в печатной тетради.
Слайд №13
— Спасибо за работу.
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по русскому языку на тему “Звуки и буквы”, 2 класс, ПНШ
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Перспективная начальная школа» 2 класс Презентация составлена по материалам ИНТЕРНЕТА Аксёновой В.Я.
2 слайд
Описание слайда:
7 сентября. Классная работа.
3 слайд
Описание слайда:
Д д Ду дл дуб дятел дерево На опушке вырос дуб.
4 слайд
Описание слайда:
Словарь: уч…ник, п…ртфель, з…вод, л…пата
5 слайд
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. В сарай привезли воз сухого клевера. Малыш вёз санки под гору. Петя нёс новый портфель. Ваня отморозил нос.
11 слайд
Описание слайда:
[а] [а] [э] [э] [у] [у] [о] [о]
12 слайд
13 слайд
Описание слайда:
Работа в тетради с.8 №9
14 слайд
15 слайд
16 слайд
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: Р.т.с. 7 , упр.8
19 слайд
Описание слайда:
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Интернет – ресурсы: https://www.look.com.ua/pic/201209/1024×768/look.com.ua-13886.jpg
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-338669
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Цели деятельности учителя: учить выполнять звукобуквен- ный анализ слова; развивать фонематический слух и внимание.
Планируемые результаты (предметные): научатся различать звуки на слух, выполнять звукобуквенный анализ слов.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу и находить пути ее решения; познавательные – анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; коммуникативные – владеют навыком слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; личностные – осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
– Какие слова «спрятались»? (Звуки, буквы.) Сравните эти понятия. А что означает слово «зарядка»?
II. Изучение нового материала. (Познавательные: извлекают необходимую информацию из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти; коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.)
– Звукобуквенная зарядка – это звуковые украшения. Стихи М. Дружининой обозначены знаком , а стихи М. Яснова – знаком (Я)- На с. 3 учебника найдите эти условные обозначения.
Учащиеся читают диалог Миши и Аиишит Йокоповны.
– Какую зарядку мы будем делать на уроках русского языка?
– Прочитайте стихотворение М. Яснова. Обратите внимание на выделенное слово. Какое слово должно быть вместо него? (Шторами.) Произнесите слова «шторами» и «шпорами». (В слове «шторами» учащиеся отрывисто произносят звук [т], а в слове «шпорами» – звук [п].) Какими звуками они отличаются? Произнесите оба звука правильно. Спишите текст с подходящим словом. Подберите проверочные слова к словам с подчеркнутыми буквами. (Окошко – окощечки; немножко – немножечко.) На какое правило данные слова? (Правописание парных согласных.)
– Прочитайте стихотворение М. Дружининой. Произнесите первое выделенное слово. (Вязы.) Какое слово должно быть вместо него? (Вазы.) Произнесите оба слова. Какими звуками различаются слова? (Вязы – [в’]; вазы – [в].) Эти слова пишутся по-разному, потому что они произносятся по-разному. Выберите верное высказывание в учебнике. (Другая буква обозначает то, что изменился один звук. Был звук [в’], а стал звук [в].)
– Что изменится, если мы будем хорошо различать звуки?
III. Словарная работа. (Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют пошаговый контроль действий.)
Работа в печатной тетради: задание 9.
[л]: лапа; [л’]: липа, лед;
[д]: дача, дом; [д’]: день;
[ф]: фара; [ф’]: финиш;
[й’у]: юла; [й’а]: яма.
– Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв: юла [й’ула], яма [й’ам]а. Найдите слова, в которых звуков меньше, чем букв. (День – ь звука не обозначает, а показывает мягкость предыдущего согласного.)
• Словарные слова: завод, работа, лопата.
– Что такое завод? Кого называют рабочими? Какие рабочие профессии вы знаете? Кто такой кочегар, маляр?
IV. Рефлексия. «Оживите слова». (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
– Буквы убежали из слов, верните их.
Он., б..в..ют р..зн.. ..: гл-.сн.. .., с..гл..сн.. .. Зв..нк.. .., глух.. .., в..т ..н.. к..к.. ..!
Мягк.. .., к..к в сл..в.. НЕС, Тверд…., к..к в сл..в.. Н..С.
– О чем говорится в стихотворении? Чем различаются слова нос и нес?
Урок 6
Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
КАКИЕ БЫВАЮТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели деятельности учителя: рассмотреть типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; учить читать предложения, соблюдая знаки препинания; закреплять умение употреблять знаки препинания в конце предложения.
Планируемые результаты (предметные): научатся различать типы предложений, определять границы предложений в соответствии с правилами пунктуации.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; коммуникативные – адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач; личностные – понимают важность изучения родного языка.
Сценарий урока
– Какое слово можно составить из данных слогов? (Предложения.) Что вы знаете о предложении?
II. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные – выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме о типах предложений; логические – осуществляют анализ речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте; регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.)
– Какие цели можно преследовать при общении? (Люди рассказывают что-то друг другу. Спрашивают о чем-то друг друга. Побуждают друг друга к каким-то действиям.) С опорой на рисунки в учебнике определите, какое из трех предложений повествовательное, какое – восклицательное, а какое – побудительное.
Формулирование вывода: цель, с которой люди общаются, соответствует цели предложения, которое звучит в речи (предложения «произносит» собачка, обращаясь к мальчику).
– Выполните задание 69 в тетради. Исходя из контекста, расставьте знаки препинания в предложениях, из которых состоит разговор Шарика и Печкина. Подчеркните в тексте побудительные предложения. (В конце побудительных предложений «Садись, охотник, подвезу» и «Бросайте вашу шапку» можно поставить как точку, так и восклицательный знак. Оба варианта признаются правильными.) Предложения различаются не только по цели, но и по интонации. Речевые примеры и дидактические картинки на с. 6 помогают вам понять, что любое (по цели высказывания) предложение, сказанное с особым чувством, становится восклицательным.
– Как оформляют на письме восклицательные предложения?
-В упражнении 1 определите границы предложений в коротком тексте и расставьте нужные знаки в конце каждого предложения. Охарактеризуйте все предложения по интонации и по цели высказывания.
– Выполняя упражнение 2, особенно внимательно отнеситесь к знакам препинания в конце предложения, произнесите предложения с нужной интонацией, с пониманием их цели.
III. Повтор и систематизация знаний. (Коммуникативные:
принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения; регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, сопоставляют выполненную работу с образцом, вносят необходимые коррективы в действия.)
– Дополните в каждую строчку слово и напишите предложение. (Слова для вставок: помидоры, капусты, гороха.)
На грядках краснеют спелые ….
Наливаются соком крупные кочаны ….
Лопаются стручки спелого ….
– Докажите, что написаны предложения. Как в устной речи отделяется одно предложение от другого? А как на письме? На какие правила встретились слова в предложениях?
– Из чего состоит наша речь?
– Сравните слова, написанные в левом и правом столбиках. Какая группа слов составляет предложение и почему?
Земля, человек, фабрики, В России люди строят фабри-
заводы, школы. ки, заводы, школы, больницы.
В процессе сопоставления отдельных слов и предложения делается вывод: предложение выражает законченную мысль.
– Спишите предложение из правого столбика. Как на письме показано начало и конец предложения? Подчеркните слова, обозначающие, о ком говорится в предложении и что говорится. (Главные члены.) Составьте предложение о том, что построено за последние годы в нашем городе (селе, поселке). Запишите предложение с комментированием, подчеркните главные члены.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 185.