Урок о пользе животных для человека

Тема: «Значение животных в жизни человека».
ПДО-ЛОХМАНОВА И. А.
Цель и задачи: познакомить учащихся с лечебными свойствами животных, с их ролью на войне, с Красной книгой, формировать бережное отношение к братьям меньшим, умение делать выводы, обобщать, анализировать;
развивать познавательный интерес, речь, память, внимание, мышление, кругозор;
воспитывать самостоятельность, коллективизм, аккуратность, прививать любовь и бережное отношение к окружающему миру, воспитывать чувство благодарности к животным, внесшим посильный вклад в сражениях человека.
Оборудование: аквариум,черепа,улитка.
Ход занятия.
Вступительное слово .
Звучит музыка «В мире животных».
“Все – все – все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь хищным покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется…
Все, все – все на свете
На свете нужны
И это все дети запомнить должны!”
Роль животных в жизни человека и человека в жизни животных, с которыми он сосуществует в течение многих веков, огромна. Комментируя данную тему, следует отметить, что люди оказываются причастными ко всякой живой сущности, соседствующей с ними. Необходимо соблюдать баланс в природе, не уничтожать бездумно тех, с кем мы соседствуем на протяжении веков.
Мир, состоящий из животных — это одна составляющая всей природной среды. Уберите одно звено — и цепь порвется, нарушится равновесие, последствия будут самыми печальными.
Педагог: читает рассказ Бианка «Как старик великое равновесие нарушил»
как старик ответил сове на её приветствие?
Что решила сделать сова?
Что мыши стали делать на луга?
Не стало шмелей и не стало?
От чего страдает корова?
Назовите экологическую цепочку, разорванную стариком.
2. Исследовательская работа.
Тема исследования: «Значение животных в жизни человека».
наблюдение, сбор информации из различных источников, анкетирование, опрос, интервью.
3. Сообщение о лечении с помощью животных.
Педагог
-Животные доставляют нам не только радость общения, но и являются прекрасными докторами.
-Дети, что вы знаете о животных докторах?
-Лечение с помощью животных одно из древнейших направлений в медицине – это анимотерапия. Анимотерапия – от латинского «анимал»- животное. В наше время анимотерапия получила большое признание .
Кошки самые распространённые «целители». Кошки способны избавить человека от боли. Мурлыканье и коготки иголочки благотворно воздействуют на переломы, уменьшают боли в суставах.
Лечение с помощью собак. Собака одна из первых стала не только другом, но и ещё лечащим врачом у человека. Хвостатые доктора помогут при: бессоннице, нервном напряжении, слюна собак заживляет раны.
Лечение с помощью дельфинов. Основой лечения является ультразвук, который издают эти животные. Ультразвуковые сигналы дельфинов снимают боль, успешно лечат ДЦП, психические травмы.
Лечение лошадьми
Человек давно дружит с этими животными. В последнее время лошадей стали применять для лечения ДЦП, при нарушении умственного развития и речи детей.
Лечение пиявками
Ценность представляет слюна пиявок. Пиявки лечат: сердечную недостаточность, астму, бронхиты, гастриты и др.
Лечение с помощью пчёл и продуктов их жизнедеятельности.
Человек использует для лечения: мёд, яд пчёл, воск, маточное молочко. С помощью ужаливания пчёл лечат многие болезни. Мёд лечит простуды,
успокаивает нервную систему, заживляет раны.
Общение с хомячками и Морскими свинками помогает неуверенным в себе людям, проходит замкнутость, неуверенность в себе, люди становятся более общительными.
Попугаи являются хорошими психотерапевтами. Наблюдать и слушать их чириканье можно бесконечно долго. Это благотворно влияет на нервную систему: человек успокаивается, отвлекается от неприятностей, улучшается настроение.
Лечение аквариумными рыбками. Наблюдение за рыбками поможет отвлечься и успокоиться. Кроме того, вода аквариума увлажняет воздух, делая его более полезным. Аквариумные рыбки крайне полезны людям при астме и частыми простудами.
-Можно сделать вывод: Животные доставляют нам не только радость общения, но и являются прекрасными докторами. Будьте добры к своим питомцам, они ещё не раз придут к вам на помощь, вылечат вас от разных болезней. Они любят нас без всяких условий и готовы отдать за нас жизнь.
4. Сообщение о животных на войне.
Звучит музыка о войне.
Педагог:
– Мы сейчас живём в мирное время, но в истории нашей страны было не мало воин, которые унесли жизни не только людей, но и животных, которые сыграли не малую роль на войне.
Животные на войне. У них не было выбора…
–Ребята знаете ли вы о животны на войне?
– Вот уже много тысяч лет длится дружба человека с животными. Они помогают нам в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и весьма тяжелых. Собака была первым животным, которая стала помогать человеку на войне. В течение многих тысячелетий собаки считались боевыми животными. Их обучали и тренировали как профессиональных солдат. Так, в СССР были созданы специальные отряды собак-смертников, которые должны были стать живыми минами. На спину псам крепили вьюк с тротилом и взрывателем. Штырь упирался в корпус танка, отклонялся и вырывал чеку, после чего следовал взрыв. Партизанские отряды тоже использовали хвостатых бойцов. Задача собаки заключалась в том, чтобы как можно ближе подобраться к вражескому зданию, затем оставить взрывчатку и спокойно вернуться к хозяину. Партизанские отряды тоже использовали хвостатых бойцов. Задача собаки заключалась в том, чтобы как можно ближе подобраться к вражескому зданию, затем оставить взрывчатку и спокойно вернуться к хозяину. Были и собаки-десантники, которые прыгали с парашютом и принимали участие в десятках операции.
В армии основной тягловой силой была лошадь. В составе Красной Армии на начало войны находилось более двух миллионов лошадей, но их все равно катастрофически не хватало. В армии основной тягловой силой была лошадь. В составе Красной Армии на начало войны находилось более двух миллионов лошадей, но их все равно катастрофически не хватало.
В сражениях в Крыму и на Северном Кавказе самые тяжелые грузы возили выносливые ослики. Белорусские и русские партизаны проявили находчивость – приручили лосей и использовали их для рейдов по тылам врага. В 20-м веке слоны использовались в качестве передвижных наблюдательных и командных пунктов , а также как тягловая сила. Голуби заслужили боевую славу доставкой почты. Голуби заслужили боевую славу доставкой почты.
Вывод: Вот уже много тысяч лет длится дружба человека с животными. Они помогают нам в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и весьма тяжелых.
5. Сообщение о домашних животных.
1) Знакомство с Живым уголком, созданным детьми.
2. улитка-ахатина.
Кормление должно происходить раз в день для молодых улиток, и раз в несколько дней для зрелых. Африканские улитки едят растительную пищу. Они любят листья салата, одуванчика, винограда, огурцы, яблоки. Также едят в домашних условиях шпинат, кукурузу, кабачки, манго, авокадо, бананы, дыню. Однако, некоторые из перечисленных продуктов улитка может есть, а от некоторых вовсе отказаться. Нельзя давать часто апельсины или виноград, арбуз с косточками. Некоторые питомцы едят морковь и капусту. Полезной углеводной пищей для моллюсков будет хлопья овсянки, отруби.
3.черепаха- красноухая. Африканская.
( едят мясо черепахи, а из панциря делают расчески.)
6. Интересные факты о животных
Чтобы яйцо страуса сварилось вкрутую, его надо кипятить не менее 40 минут.
У тигров не только полосатый мех, но и полосатая кожа..
У осьминога прямоугольный зрачок.
У жирафов самое большое сердце из всех наземных животных.
Крыса может обходиться без воды дольше, чем верблюд.
За сутки синица кормит своих птенцов 1000 раз.
Змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи.
Дельфины спят с одним открытым глазом.
У улитки около 25 000 зубов.
Сильных животных приручили для помощи в хозяйстве. Слона, осла и верблюда используют для переноса тяжелых вещей на дальние расстояния. Крупный рогатый скот помогает при вспахивании земель. Овец, коз и лам, песцов разводят ради меха и шерсти С животными связано много спортивных и развлекательных мероприятий. Животные-артисты и актеры кино, милые существа. Они дружелюбны, обучены, выполняют разные трюки и самое главное для зрителя — вызывают массу положительных эмоций.Фильмы о дружбе человека и животных всегда имели огромный успех. Лошади являются прекрасным транспортом. Лошади, единственные животные, принимающие участие в Олимпийских играх. Собаки выполняют самые разнообразные обязанности, помогая своим хозяевам. Собаки Цыган и Дезик первыми совершили полет в стратосферу. И конечно всем известные Лайка, Белка и Стрелка — эти знаменитости, побывавшие в космосе. В сельской местности они стерегут скот в стаде, ходят с хозяином на охоту, травят зверя. Ездовые собаки в упряжках перевозят людей и грузы. Есть собаки-водолазы и поводыри, помогающие незрячим ориентироваться в беспокойной обстановке города. Эти умные животные спасают людей, ищут взрывчатые вещества и наркотики, находят по следу преступников, охраняют государственную границу нашей Родины. Для исследовательских и учебных целей во всех научных лабораториях разводят многих животных. Это лягушки, голуби, крысы, золотистый хомячок, собаки, обезьяны. Животные лечат и делают людей добрее. Любовь к животным обогащает сердце и душу человека.
7. Красная книга.
Показ Красной книги животных нашей области, созданной учащимися класса.
Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек!
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет!
Ни к чему обижать бабочку на ветке,
Веселее в лесу от её расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами,
И поверьте, что жуки вас не тронут сами!
Если вам по душе красота земная,
Берегите её, устали не зная.
Педагог
– Люди должны беречь животных. Но, к сожалению, многих мы не уберегли и их стало очень мало на Земле. Чтобы как – то сохранить отдельные виды, их заносят в Красную книгу.
-Перед Вами Красная книга животных России .
Вывод: мясо животных используют в пищу, шерсть – для изготовления одежды.
8. Конкурс.
1 команда.
2 команда
3 команда
Задание1.
Собрать пазлы с изображением животных.
Задание2.
Разделить животных по видам.
9. Итог занятия.
Вывод: изучив различную литературу о животных, определив значение их для людей, проведя беседу и интервью, мы пришли к выводу, что животные играют огромную роль в жизни человека. Наша гипотеза подтвердилась.
Спасибо за внимание!!!
Творческая работа.
Изготовление открытки к 8му Марта.
Урок развития речи.
Тип урока: знакомство с новым материалом
Тема: Польза домашних животных.
Цель: расширить представления о домашних животных и их пользе; активизировать в речи глаголы «охраняет», «сторожит», «ловит», «даёт», «несёт» и др.
Задачи урока:
Образовательные: формировать умение называть домашних животных; расширить представления о значении животных в жизни людей (приносят пользу – сторожат дом, ловят мышей, дают продукты – молоко, мясо)
Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Предметные: Уметь выполнять упражнение – вставлять в текст пропущенные слова по смыслу; использовать глагольную лексику, отгадывать загадки; активизировать словарь по теме «Домашние животные».
Личностные: Уметь открывать для себя что-то новое, способность любить и ценить окружающий мир (домашних животных).
Метапредметные:
Регулятивные: умение понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; формулировать и удерживать учебную задачу; осуществлять контроль и коррекцию; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок, оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные: умение выполнять произвольное речевое высказывание в устной форме; осуществлять поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов); различать домашних животных.
Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование: презентация к уроку, картинки домашних животных, учебник.
Ход урока.
- Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок.
Мы урок начнем с разминки,
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись,
И друг другу улыбнулись.
1, 2, 3, 4, 5 –
Урок пора нам начинать.
(за экраном) Рита сядь, Марк сядь, Майсара сядь, Миша и Вова сядьте, Айдана сядь.
Учитель: Снимите аппараты. Наденьте наушники. Поставьте усиление. Хорошо меня слышите?
Учитель (У.) Рита, хорошо меня слышишь? Марк, хорошо меня слышишь? Айдана, хорошо меня слышишь? Миша и Вова, хорошо меня слышите?
Дети (Д.) Я слышу хорошо.
Слушайте внимательно. Хорошо говорите звуки.
Речевая зарядка.
У: какой дежурный звук?
Д: дежурный звук «с»
Са – собака, со – соль, су – сумка, сы – сыр, се – сено.
Собака лает. Корова ест сено.
Слушайте внимательно. Хорошо говорите звуки. Отвечайте полным ответом.
За экраном
У: Какое сегодня число? Какой месяц? Какой день недели? Кто дежурный? Айдана, спроси у Риты, кого нет в классе?
Д: В классе все ребята.
У: Миша, спроси у Вовы, какой будет урок?
Будет урок развития речи.
У: Давайте с вами вспомним критерии оценок:
Кто на уроке будет работать хорошо и не сделает ни одной ошибки, тот получит, какую оценку? «5».
Какую оценку поставим, если будет 1-2 ошибки? «4».
Кто сделает три или четыре ошибки получит какую оценку? «3»,
если будет больше четырех ошибок – оценка «2». Я надеюсь, что на уроке вы будете стараться.
За экраном
У: Поговорим о погоде.
Миша, спроси у Вовы, какое сегодня небо? (небо голубое)
Айдана, спроси у Риты, какой дует ветер? (холодный, слабый)
Вова, спроси у меня, какая температура воздуха? (-15 градусов)
Айдана, что можно сказать, как на улице, какая погода? (холодно, морозно, ясно) (на улице холодно, морозно, дует холодный ветер) Молодцы!
- Знакомство с темой и постановка цели урока
У: Какая сегодня тема урока, кто знает? Сейчас мы отгадаем загадки, и вы мне поможете назвать тему урока. Будьте внимательны. Хорошо говорите звуки. (Каждый ребенок читает по загадке, называет ответ и прикрепляет к доске картинку животного)
Презентация
Д: Дом сторожу, стадо пасу, громко лаю, чужих не пускаю. Кто это? (собака)
Д: Выгнул спину он дугой, замяукал. Кто такой? (кот)
Д: Ест траву, жуёт, молчит.
А потом полдня мычит:
– Мне погладите бока –
Дам парного молока! Кто это? (корова)
Д: Она кудахчет по утрам
Неся яйцо в подарок нам. Кто это? (курица)
Д: С людьми животное живёт.
Его стригут два раза в год.
Даёт нам шерсть, чтоб мы оделись,
В одежде шерстяной согрелись.
На лугу она пасётся.
Как то животное зовётся? (овечка)
Д: У меня большая грива,
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не побоится. Кто это? (лошадь)
У: Молодцы, ребята, верно, отгадали загадки. Как можно назвать, кто это?
Д: домашние животные.
У: Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?
Д: о домашних животных.
У: Ребята, какая тема нашего урока?
Д: Польза домашних животных.
У: Что такое польза, кто знает?
Д: Это как нам помогают домашние животные. Польза – это помощь.
У: Как вы думаете, какая цель урока?
Д: узнать какую пользу приносят нам домашние животные, как помогают человеку. (Будем говорить о домашних животных, и какую пользу приносят домашние животные).
У: Что будем делать на уроке для достижения цели?
Д: будем думать, отвечать на вопросы, составлять предложения.
ФИЗМИНУТКА
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем.
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
У: Мы вспомнили домашних животных, а теперь ответьте, какую приносят они нам пользу, как помогают?
- Работа над новым материалом.
Презентация по слайдам
Д: курица – несет яйца, корова – дает молоко, собака – сторожит дом, овца – дает шерсть, лошадь – перевозит груз, кошка – ловит мышей.
У: Откройте тетради. Запишите красиво число, классная работа и тему урока. Откройте учебники на странице 35, будем выполнять упражнение №3. Прочитайте задание.
На доске: (пишут дети)
- Рефлексия.
У: что делали на уроке?
Д: отгадывали загадки, читали предложения, составляли предложения, говорили о погоде, писали.
У: молодцы, ребята, мы с вами сегодня хорошо работали на уроке: думали, отвечали на вопросы, составляли предложения.
- Итог урока.
За экраном.
У: Как вы думаете, выполнили мы цель урока?
Д: да, мы узнали, какую пользу приносят домашние животные.
У: Кто на уроке работал хорошо?
Д: Хорошо отвечал ….
У: Какую оценку поставим …..
Д: поставим ….
У: Оценки «5» получил (а) … Оценки «4» получил (а) ….
Домашнее задание.
У: дома вы выполните упражнение № 4 на стр. 36 (пояснить, как делать)
Урок окончен. Спасибо за работу.
Шибитько Ольга Владимировна
Развитие устной речи на основе изучения
предметов и явлений окружающей действительности
Цель: Расширение представлений детей о
домашних животных (собаки).
Задачи:
- Обобщить представления детей о домашних
животных; - Познакомить с различными породами собак, с
историей приручения собаки человеком; - Закрепить представления о пользе, приносимой
людям; - Развивать устную речь, внимание, память.
- Воспитывать любовь к домашним животным, желание
заботиться о них.
Ход занятия
I. Организационный момент
Чтение стихотворения “Домашние животные”:
– Кони, кони, как живёте?
Кони, кони, что жуёте?
– Хорошо пока живём,
На лугу траву жуём.
– Козы, козы, как живёте?
Козы, козы, что клюёте?
– Хорошо пока живём,
Но, простите, не клюём,
А дерём мы поутру
С молодых осин кору.
– Как вы, кролики, живёте?
Что вы, кролики, дерёте?
– Хорошо пока живём,
Но, простите, не дерём,
А грызём мы ловко
Свежую морковку.
– Вы, котята, как живёте?
Что, котята, вы грызёте?
– Хорошо пока живём,
Но, простите, не грызём.
Пьём мы понемножку
Молоко из плошки.
II. Введение в тему.
Дефектолог: – О ком говорится в стихотворении?
(О животных)
– О каких животных? (Домашних животных)
К нам в гости пришло одно домашнее животное. Нам
нужно отгадать какое это животное.
Я верный человека друг.
Имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе.
Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков.
Пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой
в упряжке, снежною зимой.
Я в мире лучшая служака.
Кто я? Ты угадал –
(Собака)
– О ком эта загадка? Правильно, ребята! Сегодня
мы с вами поговорим о собаках, наших четвероногих
друзьях и помощниках.
И к нам в гости пришла собачка Клякса. Она будет
помогать нам на занятии. Мы покажем ей, как много
знаем про собак.
III. Основная часть.
1. История приручения собак
– В древние времена предки собак были частью
дикой природы, жили в лесу и охотились для своего
пропитания.
– А вы знаете, кто был предком собаки? (волк)
– В древние времена люди стали приручать волков.
Подумайте, с какой целью человек стал приручать
волков? (Охранять жилье, ходить на охоту.)
Вот дали собаке работу –
Жилье охранять и ходить на охоту.
Собака о дне не скучала вчерашнем
И стала хорошим животным домашним.
– Собаки почувствовали доброту людей, поверили
им и стали впоследствии верными, преданными
друзьями.
2. Беседа о пользе, приносимой людям
– Скажите, как собака помогает человеку в жизни?
(охраняет жилье и границу, находят преступников,
спасают людей из-под обломков и снежных лавин,
помогают на охоте, помогают пасти стадо). –
Молодцы, правильно!
3. Физминутка “Кто же это?”
Отгадайте, кто же это? Загибают по одному
пальцу на обеих
Уха два, а рожек нету. руках на каждое
выделенное слово.
Есть короткий толстый хвост,
Есть холодный черный нос,
Есть четыре сильных лапы,
Очень сильных, как у папы.
И еще хочу сказать:
Очень умные глаза.
Я бы угадать бы смог! Машут рукой.
Кто же это? Мой щенок! Пожимают плечами.
Прижимают руки
Н. Нищева к сердцу.
4. Беседа “Заботимся о собаке дома”
– Кому хотелось иметь дома собаку? Как бы ты её
назвал?
– Взяв домой маленькую собачку, надо о ней
заботиться, а не только с ней играть. Надо найти в
квартире определенное место, где она будет спать
и есть. С собакой необходимо гулять 2 раза в день
– утром и вечером, убирать в квартире за собакой.
Ходить в ветеринарную лечебницу и делать
прививки, чтобы она не заболела. Соблюдать режим,
вовремя кормить щенка. Воспитывать, обучать его,
чтобы он понимал ваши команды. И, конечно же,
соблюдать гигиену. После общения с собакой
обязательно мыть руки с мылом.
Просмотр иллюстраций с изображение различных
пород собак.
Наша собачка Клякса принесла фотографии. На них
изображены собаки разных пород. Давайте, мы с
вами их посмотрим и выясним, как они помогают
человеку.
– Первая фотография: посмотрите, на ней
изображена овчарка. Она – охраняет нашу границу, в
милиции – помогает находить преступников и
обезвреживать их. Как называется эта порода
собак?
– Теперь переходим ко второй фотографии. Это –
лайка. Она перевозит грузы и людей на холодном
севере. Как называется эта порода собак?
– На третьей фотографии изображена такса. Она
является хорошим помощником охотников. Как
называется эта порода собак?
– На четвертой фотографии изображен
Ньюфаундленд или Водолаз. Его специально обучают
помогать людям в спасении утопающих. Повторим,
это водолаз.
– И на последней фотографии, пятой, изображен
пудель – он прекрасный артист, выступает в цирке
и радует людей. Как называется эта порода собак?
– Замечательно!
IV. Рефлексия
– Кто был предком собаки?
– Какой породы собака вам больше всего
понравилась?
– Молодцы! Нашему гостю понравилось у нас, но ему
пора уходить домой и наше занятие заканчивается!
Давайте попрощаемся с собачкой Кляксой!