Упражнение польза и вред эмоций

Тренинг
Хозяин своих эмоций
Цель: приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями, научить контролировать свои эмоции.
Пожалуй, самое интересное в человеке, самое неизведанное и привлекательное – это эмоции. Невозможно полностью описать, какую большую роль они играют в нашей жизни, мы живём ими и живём ради них. Они заставляют нас к чем-то стремиться и добиваться.
При этом человечеки эмоции обладают тремя основными свойствами:
1. Физиологические изменения (мы краснеем, когда смущаемся или волнуемся, а наше сердце начинает биться сильнее).
2. Поведенческая реакция (желание убежать от опасности, обнять дорогого человека).
3. Субъективный опыт (мы выбираем те вещи или постуки, которые приносят опрелённое удовольствие).
Ещё Дарвин придавал большое значение эмоциям как одному из факторов эволюционного развития: эмоции помогают в борьбе за выживание. Мозг использует эмоции, чтобы подсказывать на более глубоком уровне держаться подальше от возможной опасности (страх), неподходящей пищи (отвращение), защиты своих ресурсов (гнев), а добывать хорошую еду (удовольствие). Вы и сами знаете, что никакое “важное” дело не идёт, если нет эмоций.
Вам знакомы ситуации, когда в ответ на чье-то слово, поступок
– сердце «выпрыгивает из груди», лицо «заливается краской»
– замирает или учащается дыхание
– слезы наворачиваются на глаза
– «комок застрял в горле»
– руки тянутся, чтоб схватить что-нибудь и швырнуть подальше…
Умом понимаешь: «Стоп. Что я делаю?». Но тело уже в плену эмоции…
Гнев, раздражение, тревога, страх, оцепенение, беспомощность, отвращение заставляют нас испытывать дискомфорт. От них мы устаем, выглядим «загнанным зверем».
Гнев – плохой советчик. Поэтому успокойтесь, уменьшите темп дыхания, медленно досчитайте до десяти и только потом стреляйте.
(анекдот)
Тест: “ВАШИ ЭМОЦИИ”.
Я предлагаю вам узнать о себе в рисуночном тесте “Ваши эмоции”.
Время работы 2 мин.
На этом листе вы видите четыре лица, вернее, четыре лицевых овала, лишенных всех внешних черт. Вам надлежит не просто нарисовать нос, глаза и губы этим лицам, но и выполнить конкретное задание. Первое лицо должно быть радостным, второе – грустным, третье – злым и четвертое – обиженным. То есть задача проста: четыре лица должны выражать четыре разных человеческих эмоции.
Ключ к тесту.
Напомним еще раз. ПЕРВОЕ ЛИЦО – радость, ВТОРОЕ ЛИЦО – грусть, ТРЕТЬЕ ЛИЦО – злость и ЧЕТВЕРТОЕ – обида.
Внимательно посмотрите, с помощью чего вы постарались передать ту или иную эмоцию на лицах, это очень важный момент. Те черты лица, на которые вы сделали упор, многое расскажут вам о нашем характере и ваших чувствах.
ПЕРВОЕ ЛИЦО, РАДОСТЬ – если вы сделали основной упор на УЛЫБКУ, сделав ее широкой и открытой, то это значит, что вы веселый и жизнерадостный человек, с удовольствием делитесь своей радостью с окружающими.
ВТОРОЕ ЛИЦО, ГРУСТЬ – если вы постарались передать грусть с помощью РТА С ОПУЩЕННЫМИ ВНИЗ УГОЛКАМИ, то это означает, что вы доверчивый и ранимый человек, вас легко обидеть, вы сопереживаете всем и стараетесь помочь тем, кто в этом нуждается.
ТРЕТЬЕ ЛИЦО, ЗЛОСТЬ – если вы сделали основной упор на НОС С РАЗДУТЫМИ НОЗДРЯМИ, то это значит, что вы прямой человек, последовательный в своих словах и поступках. Вы цените откровенность и предпочитаете действовать прямолинейно и открыто, презираете трусость и подлость.
ЧЕТВЕРТОЕ ЛИЦО, ОБИДА – если вы постарались передать обиду, сделан упор на ПЕЧАЛЬНЫЕ ГЛАЗА И БРОВИ ДОМИКОМ, то это говорит о вашей впечатлительности и непосредственности, вы верите в лучшее и надеетесь на светлое завтра. Вас легко обмануть, вы часто разочаровываетесь в людях и в жизни.
Вообще, при расшифровке этого теста следует учитывать следующее. ГЛАЗА – это ваша готовность получать информацию и перерабатывать ее. РЕСНИЦЫ – склонность к демонстративности, вызывающее поведение. БРОВИ – это способность к самостоятельному анализу ситуации и принятию решения. МИМИЧЕСКИЕ МОРЩИНЫ НА ЛБУ – склонность к размышлению. СКЛАДКА МЕЖДУ БРОВЕЙ – нерешительность, нежелание идти на риск. НОС – умение строить догадки и предположения, интуиция. РОТ – контакт с окружающим миром, средство выражения собственных мыслей и желаний. ПОДБОРОДОК – упрямство, неспособность признать свою ошибку и с достоинством принять свое поражение. УШИ – умение выслушать доводы других людей и принять их точку зрения. МОРЩИНЫ ВОЗЛЕ РТА – вечное недовольство, нежелание идти па компромисс, несогласие.
Вывод: Этот рисуночный тест дал возможность увидеть, насколько правильно вы передаете свое эмоциональное состояние, и показал основные черты вашего характера.
– По вашим ответам анкеты получается, что есть чувства, которые хотят испытывать практически все, но есть чувства, которых лучше бы не было. Особым нерасположением пользуются все негативные чувства: страх, обида, гнев, лень, и т. е, те эмоции, которые когда-нибудь мешали нам или другим людям в общении друг с другом.
Бывают ли абсолютно бесполезные чувства? Бывают ли чувства, не приносящие никакого вреда?
Давайте проведем самостоятельное исследование вреда и пользы эмоций на примере собственного опыта. Для исследования в группах я хочу предложить две эмоции: “ЛЮБОВЬ” и “ЛЕНЬ”, а наши уважаемые гости на выбор поработать еще и с такими эмоциями, как ЗЛОСТЬ, СТРАХ, РАДОСТЬ.
Упражнение моя эмоции
Нарисуйте эмоцию которая сейчас управляет вами.
Упражнение: “ПОЛЬЗА И ВРЕД ЭМОЦИЙ”.
Задание: Объединитесь, пожалуйста, в две группы. Каждая группа получает карточку, на которой записана эмоция. Вам необходимо записать, что хорошего и что плохого связано с заданной эмоцией. Первая группа рассматривает пользу и вред эмоции “ЛЮБОВИ”. Вторая группа рассматривает пользу и вред “ЛЕНИ”
Время работы 2- 3 мин.
Эмоция
Её польза
Её вред
ЛЮБОВЬ
ЛЕНЬ
– Испытываешь приятные чувства.
– Если любовь взаимна, то очень приятно её испытывать.
-Любовь помогает понимать чувства другого человека
– Из этого чувства можно испытывать много чувств: радость, веселье, нежность…
– Влюбленный не очень много думает о неприятностях.
– Насмешливость других.
– ревность и недоверие к тому кто любит.
– чувство неразделенной любви.
– Из–за любви к одному человеку можно забыть всех остальных.
– Любовь легко перерастает в ненависть.
Обсуждение. Зачитать выводы каждой группы.
Упражнение «Ромашка эмоций»: На листочках ромашки пишутся эмоции, каждый вытягивает и изображает свою эмоцию.
Ритуал прощания “Пожелания”
Передайте мяч (любой предмет) тому, кому хочется со словами: “Я желаю тебе…”
Рефлексия занятия.
Ощущения и впечатления о проделанной работе.
Что нового вы узнали о себе?
Ваши впечатления о занятии?
Деятельность психолога
Деятельность участников
- Вводная часть.
– Здравствуйте! Мы с вами встретились сегодня на тренинговом занятии, которое посвящено нашим чувствам и эмоциям.
1) Сбор ожиданий участников.
– Что вам было бы важно, интересно узнать в рамках этой темы?
2) Разминка «Найди плюсы и минусы».
– Я сейчас предложу вам ситуацию, а ваша задача – постараться найти в ней плюсы и минусы.
- Вы собирались поехать в гости к другу (подруге) и очень ждали этой встречи, но вдруг в последний момент все сорвалось.
- Вы давно мечтали о новой компьютерной игре и наконец родители купили вам ее.
– Какие сложности были у вас при выполнении этого упражнения?
– Удалось ли вам посмотреть на ситуацию, которая вас расстраивала, с положительной точки зрения и наоборот?
– Я хотела поделиться с вами одним высказыванием, которое мне очень нравится. «Все и вся стоят на вашей стороне, если вы решите так смотреть на вещи» (Х.Корнелиус)
- Основная часть.
3) Упражнение «Клубок чувств».
– А сейчас я предлагаю вам встать. У меня есть 2 клубка. Я сейчас держу в руках розовый клубок, часть ниточки наматываю себе на палец, называю какое-то очень приятное для меня чувство, которое мне очень нравится испытывать, и кидаю клубочек кому-то из вас. Тот, у кого, черный клубок, должен назвать какое-то самое негативное, неприятное для вас чувство, которое бы вы никогда не хотели испытывать, и тоже передать клубок следующему участнику и так до тех пор, пока у каждого не побывают оба клубочка.
– А теперь давайте положим то, что у нас получилось, на пол. На что это похоже?
4) Упражнение «Польза и вред эмоций»
– Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее упражнение и для этого разделиться на группы. У нас будет 3 группы по 4 человека. Постарайтесь выбрать себе в партнеры тех людей, с которыми вы общались меньше, чем с остальными. Найдите себе партнеров и организуйте свое пространство для обсуждений, а потом я расскажу, что мы будем делать дальше.
– Сейчас каждой команде я предложу по 3 эмоции. Ваша задача сформулировать пользу и вред каждой. Свои выводы оформите, пожалуйста, на отдельных листах в виде таблички.
Название эмоции | |
Ее польза | Ее вред |
– Давайте развесим то, что вы наработали в своих группах и обсудим, что же у нас получилось.
– Какие сложности были у вас при выполнении этого упражнения? Удалось ли вам поменять привычный угол зрения и увидеть в отрицательной эмоции ее пользу и наоборот?
– Посмотрите на наш ковер, который мы сделали в начале занятия. Там как будто все тесно переплетено – положительные, отрицательные чувства. Так же и в жизни – нельзя испытывать только положительные чувства, мы с вами сейчас разобрали, что отрицательные( или те, которые принято так называть) тоже нам для чего-то нужны, сигнализируют нам о чем-то важном (страх, например). Представьте себе, если бы мы еще раскрасили каждую эмоцию в свой цвет, то у нас бы получилась палитра жизни, ведь в жизни в природе не бывает только белого и черного, а рядом сосуществуют разные цвета и оттенки.
- Подведение итогов.
– Что для вас сегодня было самым важным, что вы положите в свою копилочку опыта и как вы это сможете использовать в жизни?
Формулируют свои ожидания
Записывают «плюсы» и «минусы»
Обсуждают
Называют одно позитивное чувство и одно негативное
Делятся на малые группы
Работают в группах и оформляют выводы
Обсуждают
Обсуждают
Çàíÿòèå ¹ 12. Ýìîöèè è ÷óâñòâà
Öåëü: àêòóàëèçàöèÿ îïûòà è çíàíèé, îòíîñÿùèõñÿ ê ýìîöèîíàëüíîé ñôåðå. Òðåíèðîâêà óìåíèÿ âûðàæàòü ñâîå ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå.
1. Ðèòóàë ïðèâåòñòâèÿ
2. Ïàëüöû
Äåòè îáðàçóþò êðóã. Êàæäûé ñæèìàåò ðóêó â êóëàê, è ïî êîìàíäå âåäóùåãî âñå «âûáðàñûâàþò» ïàëüöû. Ãðóïïà ñòðåìèòñÿ ê òîìó, ÷òîáû âñå ó÷àñòíèêè íåçàâèñèìî äðóã îò äðóãà «âûáðîñèëè» îäíî è òî æå ÷èñëî.
Ó÷àñòíèêàì çàïðåùåíî äîãîâàðèâàòüñÿ, ïåðåìèãèâàòüñÿ èëè ïûòàòüñÿ ñîãëàñîâàòü ñâîè äåéñòâèÿ äðóãèìè «íåçàêîííûìè» ñïîñîáàìè. Èãðà ïðîäîëæàåòñÿ äî òåõ ïîð, ïîêà íå äîñòèãíåò ñâîåé öåëè.
Àíàëèç.
Ìîæíî âûÿâèòü ëèäåðîâ (òåõ, êòî ïîñòîÿííî «âûáðàñûâàåò» ñâîå ÷èñëî ïàëüöåâ) è òåõ, êòî ïîä íèõ ïîäñòðàèâàåòñÿ. Âîçìîæíî ïîÿâëåíèå «íåãàòèâèñòà», óïîðíî ãíóùåãî ñâîþ ëèíèþ äàæå ïîñëå òîãî, êàê ìåæäó îñòàëüíûìè ó÷àñòíèêàìè óæå äîñòèãíóòî îïðåäåëåííîå ñîãëàñèå.
3. Ýìîöèè
Ýìîöèè (îò ëàòèíñêîãî emoveo ïîòðÿñàþ, âîëíóþ) îòðàæàþò îêðóæàþùèé ìèð â ôîðìå íåïîñðåäñòâåííîãî ïåðåæèâàíèÿ ÿâëåíèé è ñèòóàöèé, îáóñëîâëåííîãî òåì, íàñêîëüêî ïîñëåäíèå óäîâëåòâîðÿþò íàøè ðàçíîîáðàçíûå ïîòðåáíîñòè.
Ëþáàÿ íîâàÿ ñèòóàöèÿ, èíôîðìàöèÿ, êîòîðàÿ ñïîñîáñòâóåò óäîâëåòâîðåíèþ ïîòðåáíîñòåé (èëè ïîâûøàåò âåðîÿòíîñòü èõ óäîâëåòâîðåíèÿ), âûçûâàåò ïîëîæèòåëüíûå ýìîöèè, à èíôîðìàöèÿ, ñíèæàþùàÿ ýòó âåðîÿòíîñòü, íåèçáåæíî âûçûâàåò îòðèöàòåëüíûå ýìîöèè. Ïîýòîìó â îäíèõ ñëó÷àÿõ ìû âûáèðàåì òàêîå ïîâåäåíèå, êîòîðîå ïîìîãàåò óñèëèòü, ïîâòîðèòü ðàäîñòü, âîñõèùåíèå, èíòåðåñ; â äðóãèõ òàêîå, êîòîðîå îñëàáëÿåò èëè ïðåäîòâðàùàåò ñòðàõ, îãîð÷åíèå, ãíåâ. Òàê ýìîöèè ðåãóëèðóþò íàøå ïîâåäåíèå.
Èçìåíåíèå îáùåãî ýìîöèîíàëüíîãî ôîíà ìû íàçûâàåì íàñòðîåíèåì.
Âûñøåé ôîðìîé ðàçâèòèÿ ýìîöèé ÿâëÿþòñÿ ÷óâñòâà ïî îòíîøåíèþ ê ÷åìó-ëèáî, ê êîìó-ëèáî, ñâÿçàííîìó ñîîòâåòñòâåííî ñ âûñøèìè ïîòðåáíîñòÿìè ÷åëîâåêà. Îíè áîëåå ñëîæíû è ìîãóò áûòü äàæå ïðîòèâîðå÷èâûìè. ×óâñòâî ëþáâè ìîæåò âêëþ÷àòü â ñåáÿ ãîðäîñòü çà ëþáèìîãî ÷åëîâåêà è ðàäîñòü îò åãî óñïåõîâ â ñî÷åòàíèè ñ æàëîñòüþ ê íåìó, ñòðàõîì çà åãî æèçíü è îïàñåíèåì ïîòåðÿòü åãî ëþáîâü. Èíîãäà ëþäè ñ óäèâëåíèåì îáíàðóæèâàþò, ÷òî èíîãäà èñïûòûâàþò ãíåâ è íåíàâèñòü ïî îòíîøåíèþ ê ëþáèìîìó.
Ýìîöèîíàëüíûé îïûò ÷åëîâåêà îáîãàùàåòñÿ â ïðîöåññå ëè÷íîñòíîãî ðîñòà ÷åðåç ñîïåðåæèâàíèå, âîçíèêàþùåå ïðåæäå âñåãî â îáùåíèè ñ äðóãèìè ëþäüìè. Ýìîöèè è ÷óâñòâà âàæíåéøèé ðåãóëÿòîð ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåíèÿ.
4. «Èìåíà» ÷óâñòâ
Êàæäûé ïîäðîñòîê çàïèñûâàåò ñòîëüêî «èìåí» ÷óâñòâ, ñêîëüêî ñìîæåò. Ïîäðîñòîê, çàïèñàâøèé íàèáîëüøåå êîëè÷åñòâî, çà÷èòûâàåò, à ïñèõîëîã â ýòî âðåìÿ çàïèñûâàåò ñëîâà íà äîñêå. Çàòåì ïîäñ÷èòûâàåòñÿ êîëè÷åñòâî ñîâïàäåíèé ýòèõ ñëîâ è ñëîâ äðóãèõ äåòåé.
Àêòóàëèçèðóþòñÿ íàèáîëåå èçâåñòíûå (à çíà÷èò, ïðåäïîëîæèòåëüíî, íàèáîëåå èñïîëüçóåìûå) ýìîöèè è ýìîöèîíàëüíûå ñîñòîÿíèÿ, îáúÿñíÿåòñÿ ðàçíèöà ìåæäó ýìîöèåé è ýìîöèîíàëüíûì ñîñòîÿíèåì.
Äåòè çàíîñÿò â òàáëèöó ÷óâñòâà, êîòîðûå äëÿ íèõ õàðàêòåðíû, è òå ÷óâñòâà, êîòîðûå îíè èñïûòûâàþò ñåãîäíÿ.
 ïåðâîé êîëîíêå âûïèñûâàþòñÿ «èìåíà» ÷óâñòâ. Çàòåì âûáèðàåòñÿ ÿ÷åéêà, ñîîòâåòñòâóþùàÿ ìåñòó, ãäå ýòî ÷óâñòâî âîçíèêàåò (ìåñò ìîæåò áûòü íåñêîëüêî), â ÿ÷åéêàõ ïðîñòàâëÿþòñÿ êðåñòèêè.
 ïåðâîé ÷àñòè òàáëèöû çàïèñûâàþòñÿ ÷óâñòâà, êîòîðîå ÷àùå âñåãî èñïûòûâàëèñü çà ïîñëåäíèå ïîëãîäà, âî âòîðîé ÷óâñòâà, êîòîðûå ó÷àñòíèê èñïûòûâàë ñåãîäíÿ.
Ìîæíî ïî 510-áàëëüíîé ñèñòåìå îöåíèòü èíòåíñèâíîñòü ÷óâñòâà.
Äåòÿì ïðåäëàãàåòñÿ âûÿñíèòü, êàê îêðóæàþùèå ëþäè ïîíèìàþò íàøè ÷óâñòâà.
5. Çåðêàëî
Îäèí ÷åëîâåê ïîêàçûâàåò êàêóþ-ëèáî ãðèìàñó ñîñåäó. Òîò, â ñâîþ î÷åðåäü, «ïåðåäðàçíèâàåò» åãî êàê ìîæíî òî÷íåå è ïåðåäàåò äàëüøå ñâîåìó ñîñåäó. «Ãðèìàñà» ïåðåäàåòñÿ ïî êðóãó.
Óïðàæíåíèå çàêàí÷èâàåòñÿ, êîãäà ãðèìàñà âîçâðàùàåòñÿ ê ïåðâîìó ó÷àñòíèêó.
Òàêèì æå îáðàçîì «ïåðåäàþòñÿ» åùå íåñêîëüêî ýìîöèé.
Îáñóæäåíèå.
Êàêîâ ìåõàíèçì óçíàâàíèÿ ÷óâñòâà?
Êàêèå ìûøöû çàäåéñòâîâàíû?
×òî âû ÷óâñòâóåòå, êîãäà âèäèòå ìèìè÷åñêîå èçîáðàæåíèå ýìîöèè?
6. Ïèêòîãðàììà
Ñåé÷àñ ÿ ðàçäàì íåêîòîðûì èç âàñ êàðòî÷êè, íà êîòîðûõ îáîçíà÷åíû òå èëè èíûå ýìîöèîíàëüíûå ñîñòîÿíèÿ. Ïîëó÷èâøèå êàðòî÷êè ïðî÷èòàþò, ÷òî íà íèõ íàïèñàíî, íî òàê, ÷òîáû íàäïèñü íå âèäåëè äðóãèå ÷ëåíû ãðóïïû, è çàòåì ïî î÷åðåäè èçîáðàçÿò ýòî ñîñòîÿíèå. Ìû âñå áóäåì ñìîòðåòü è ïîñòàðàåìñÿ ïîíÿòü, êàêîå ñîñòîÿíèå èçîáðàæåíî.
7. Î ïîëüçå è âðåäå ýìîöèé
À. Îáñóæäåíèå.
Áûâàþò ëè áåñïîëåçíûå èëè ñòîïðîöåíòíî âðåäíûå ÷óâñòâà?
Áûâàþò ëè ÷óâñòâà, íå ïðèíîñÿùèå àáñîëþòíî íèêàêîãî âðåäà?
Á. Ó÷àñòíèêè ðàçáèâàþòñÿ íà ãðóïïû ïî 35 ÷åëîâåê, æåëàþùèå ìîãóò ðàáîòàòü è ïàðàìè, è â îäèíî÷êó, è çàïîëíÿþò òàáëèöó:
ß ïðåäëàãàþ äëÿ èññëåäîâàíèÿ äâà ÷óâñòâà: ëþáîâü è ëåíü. Åñëè ãðóïïà çàõî÷åò ïðîäîëæèòü ðàáîòó, âûáåðèòå ëþáîå òðåòüå ÷óâñòâî ïî ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ.
8. Ñêóëüïòîð ãëèíà
Âñå äåòè äåëÿòñÿ íà ïàðû. Êàæäàÿ ïàðà äîãîâàðèâàåòñÿ, êòî áóäåò «ñêóëüïòîðîì», à êòî «ãëèíîé». Êàæäûé «ñêóëüïòîð» äîëæåí çàäóìàòü êàêîå-òî ÷óâñòâî, çàïèñàòü åãî íà êàðòî÷êó, ñïðÿòàòü åå â êàðìàí è íèêîìó íå ïîêàçûâàòü.
Ïîñëå òîãî êàê íàçâàíèå ñêóëüïòóðû çàãàäàíî, «ñêóëüïòîð ðàçìèíàåò ãëèíó»: äåëàåò «ëåãêèé ìàññàæ», ÷òîáû èç ìÿãêîé, ïîäàòëèâîé ãëèíû âûëåïèòü çàäóìàííóþ ñêóëüïòóðó.
Çàòåì ñêóëüïòîð ñòàâèò ñòàòóþ â íóæíóþ ïîçó, ïðèäàåò åå ëèöó íóæíîå âûðàæåíèå è ïðîèçíîñèò ìàãè÷åñêóþ ôîðìóëó: «Øåäåâð çàêîí÷åí!» Îò «ñêóëüïòóðû» òðåáóåòñÿ òîëüêî îäíî: íàçâàòü ñåáÿ, ò. å. óêàçàòü, êàêîå ÷óâñòâî âûðàæàåòñÿ äàííîé ïîçîé è ìèìèêîé. Ïîëó÷èâ îò «ñêóëüïòóðû» îòâåò, «ñêóëüïòîð» äîñòàåò êàðòî÷êó ñ òàéíîé çàïèñüþ. Åñëè îòâåò ñîâïàäåò ñ çàìûñëîì, «ñêóëüïòóðà» îòïðàâèòñÿ íà âûñòàâêó øåäåâðîâ.
Ïîñòàìåíòàìè ñëóæàò ñòóëüÿ, à âîñõèùåííûìè çðèòåëÿìè ìîãóò áûòü âñå æåëàþùèå óãàäàòü íàçâàíèå ñêóëüïòóðû. Åñëè çðèòåëè òîæå óãàäûâàþò íàçâàíèå, àâòîð øåäåâðà ïîëó÷àåò çâàíèå «Ëó÷øèé âûðàçèòåëü ÷óâñòâ».
Êàæäûé ó÷àñòíèê äîëæåí ïîëó÷èòü âîçìîæíîñòü èñïûòàòü ñåáÿ êàê â ðîëè «ñêóëüïòîðà», òàê è â ðîëè «ãëèíû».
9. Äîìàøíåå çàäàíèå
Ïåðåä çåðêàëîì âûëåïèòü èç ñàìîãî ñåáÿ ñêóëüïòóðó ïîä íàçâàíèåì «Áîäðîñòü, óâåðåííîñòü, ñèëà, æèçíåðàäîñòíîñòü». Çàïîìíèòü ïîçó è ìèìèêó. «Íàäåâàòü è íîñèòü» ýòó ïîçó òðè ðàçà â äåíü.
10. Ðèòóàë ïðîùàíèÿ
Êàê ïåðåñòàòü çàâèñåòü îò ÷óæîãî ìíåíèÿ? Äà ïðîñòî ïåðåñòàíüòå îáðàùàòü íà îñòàëüíûõ âíèìàíèå!
Ñêàæèòå, âàì ýòè ñîâåòû åùå íå íàäîåëè?
Âîò åñòü ó âàñ ïðîáëåìà, âû èäåòå â èíòåðíåò, ïèøèòå «êàê ïåðåñòàòü çàâèñåòü îò ÷óæîãî ìíåíèÿ» è äóìàåòå «Íó óæ íà ýòîò âîïðîñ ïñèõîëîãèÿ ñìîãëà íàéòè îòâåò?»
È ÷òî æå ãîòîâû âàì ïðåäëîæèòü ðîññèéñêèå ïðîôåññèîàíàëû?
ß ñåáå âûïèñàë îòâåòû:
Íàäî âûðàáîòàòü ñâîå ñîáñòâåííîå ìíåíèå è ïåðåñòàòü ñî âñåìè ñîãëàøàòüñÿ.
Êîíöåíòðèðóéòå âíèìàíèå íà ñâîèõ ñîáñòâåííûõ öåííîñòÿõ, à íå íà öåííîñòÿõ äðóãèõ ëþäåé.
Ïðèíèìàéòå ñåáÿ òàêèì, êàêîé âû åñòü è áóäüòå íàñòîÿùåé âåðñèåé ñåáÿ.
Âû äîëæíû ïîíÿòü, ÷òî âû íå äåíåæêà, ÷òîáû âñåì íðàâèòüñÿ.
À ìîå ëþáèìîå “Âàì íàäî ïðîñòî ïåðåñòàòü îáðàùàòü âíèìàíèå íà ìíåíèå äðóãèõ!”.
Íåñìîòðÿ íà ñâîþ âîïÿùóþ î÷åâèäíîñòü, ñ ýòèìè ñîâåòàìè âðÿä ëè ìîæíî ïîñïîðèòü, è ìîæåò áûòü îíè äàæå ðàáîòàþò.
Ïî ÷åòâåðãàì, ñ äâóõ äî äâóõ ïÿòíàäöàòè.
Òîëüêî îñòàåòñÿ ãëàâíûé âîïðîñ:
ÊÝ À ÊÝ?
Êàê ìíå ïåðåñòàòü îáðàùàòü âíèìàíèå íà ìíåíèå äðóãèõ ëþäåé, åñëè ýòî ñàìîå âíèìàíèå, çàðàçà òàêàÿ, ïîñòîÿííî ñàìî îáðàùàåòñÿ?
 ýòîì ïîñòå íå áóäåò íèêàêèõ áàíàëüíîñòåé, î÷åâèäíîñòåé, ñîâåòîâ çà òðèñòà, è óðîêîâ çà ïÿòüñîò. Ñåãîäíÿ, âû ïîëó÷èòå íåñêîëüêî òåõíèê, êîòîðûå ïîìîãóò âàì ñïðàâèòüñÿ ñ çàâèñèìîñòüþ îò ÷óæîãî ìíåíèÿ. ×èñòàÿ, êàê ñëåçà äåïóòàòà, ïðàêòèêà.
Ê ñ÷àñòüþ, ÷èñòàÿ ïðàêòèêà íå ìîæåò îáîéòèñü áåç óâëåêàòåëüíîé òåîðèè.
Ïðåæäå âñåãî, îïðåäåëèìñÿ ñ òåðìèíàìè ÷òî òàêîå çàâèñèìîñòü îò ÷óæîãî ìíåíèÿ?
Ýòî ñîâîêóïíîñòü óáåæäåíèé, îùóùåíèé è ïðîãðàìì ïîâåäåíèÿ, ïðîÿâëÿþùàÿ ñåáÿ â ñèñòåìàòè÷åñêîì èãíîðèðîâàíèè è ïîäàâëåíèè ñîáñòâåííûõ æåëàíèé è ïîòðåáíîñòåé ðàäè ïîëó÷åíèÿ ïîëîæèòåëüíîé èëè èçáåãàíèÿ íåãàòèâíîé îöåíêè äðóãèìè ëþäüìè;
Òåïåðü ðàçáåðåì ïðèçíàêè ýòîãî îïðåäåëåíèÿ.
Óáåæäåíèÿ ýòî ïðåäñòàâëåíèÿ î òîì, êàê ðåàëüíîñòü óñòðîåíà (êàðòû) è êàê ìíå â ýòîé ðåàëüíîñòè äåéñòâîâàòü (ïðîãðàììû);
Êàêèå óáåæäåíèÿ ìîæíî îáíàðóæèòü ó ëþäåé, êîòîðûå çàâèñÿò îò ìíåíèÿ îêðóæàþùèõ?
ß ïîäãîòîâèë äëÿ âàñ ïðèìåðíûé ñïèñîê òîãî, ñ ÷åì ÿ ðàáîòàþ íà êîíñóëüòàöèÿõ:
Âòîðûì ïðèçíàêîì çàâèñèìîñòè ÿâëÿþòñÿ íåïðèÿòíûå îùóùåíèÿ, âîçíèêàþùèå â ñèòóàöèÿõ ïîòåíöèàëüíîãî îäîáðåíèÿ èëè íåîäîáðåíèÿ âàøèõ äåéñòâèé äðóãèìè ëþäüìè.
Ýòî ìîæåò áûòü ñòðàõ, óæàñ, ïàíèêà, ñòóïîð, ñòûä, âèíà, íàïðÿæåíèå è òàê äàëåå.
Êàê òîëüêî âû èñïûòûâàåòå ýòè îùóùåíèÿ, ó âàñ âêëþ÷àþòñÿ âûó÷åííûå ïðîãðàììû ïîâåäåíèÿ, òàêèå êàê: ñïðÿòàòüñÿ, óéòè, ñîâðàòü, çàèñêèâàòü, æàëîâàòüñÿ, áè÷åâàòü ñåáÿ è òàê äàëåå.
Ñëåäóþùèé âàæíûé ïðèçíàê çàâèñèìîñòè îò ÷óæîãî ìíåíèÿ ýòî íàëè÷èå ñîáñòâåííûõ æåëàíèé è ïîòðåáíîñòåé, êîòîðûå ñèñòåìàòè÷åñêè èãíîðèðóþòñÿ èëè ïîäàâëÿþòñÿ.
Ïðîáëåìà çàâèñèìîñòè âîçíèêàåò òîãäà, êîãäà åñòü âíóòðåííèé êîíôëèêò, ìåæäó ñâîèì è ÷óæèì. Ìåæäó ìîèìè æåëàíèÿìè è ÷óæèìè îöåíêàìè.
Åñëè áû íå áûëî ñâîåãî, òî íå áûëî áû íàïðÿæåíèÿ, íå áûëî áû âíóòðåííåãî êîíôëèêòà, íå áûëî áû è ïðîáëåìû. Ìû áû ïðîñòî âïèòûâàëè ÷óæîå, è ñëåïî äåëàëè òî, ÷òî íàì ãîâîðÿò.
Ñòàëî áûòü íå âàæíî, îñîçíàåòå ëè âû ñâîè æåëàíèÿ è ïîòðåáíîñòè, èëè íåò. Åñëè åñòü íàïðÿæåíèå çíà÷èò åñòü êîíôëèêò, åñëè åñòü êîíôëèêò çíà÷èò åñòü ìîå è ÷óæîå, êîòîðûå ìåæäó ñîáîé áîðþòñÿ.
Îòêóäà è êàê ôîðìèðóåòñÿ çàâèñèìîñòü îò ÷óæîãî ìíåíèÿ?
Êàê è áîëüøàÿ ÷àñòü ïñèõîëîãè÷åñêèõ ïðîáëåì îò íåâðîçîâ ðîäèòåëåé è èõ ïåäàãîãè÷åñêîé áåçãðàìîòíîñòè.
Ìîæíî âûäåëèòü íåñêîëüêî ôàêòîðîâ, êîòîðûå ìîãóò ïîâëèÿòü íà ðàçâèòèå çàâèñèìîñòè îò ÷óæîãî ìíåíèÿ:
Ïåðâûé ýòî äèêòàòóðà. Ðåáåíîê áåñïðàâíîå ñóùåñòâî, ó êîòîðîãî íåò ïðàâà íà ñîáñòâåííîå ìíåíèå. Âñå ÷òî õî÷åò ðåáåíîê ýòî õåðíÿ, è îí áóäåò äåëàòü òîëüêî òî, ÷òî õîòÿò ðîäèòåëè. Æåëàíèÿ è ïîòðåáíîñòè ðåáåíêà ïîëíîñòüþ èãíîðèðóþòñÿ, è ñòðàäàòü åìó ïî ýòîìó ïîâîäó çàïðåùåíî. Ïî÷åìó? Ïîòîìó ÷òî ÿ òàê ñêàçàëà, ðîò çàêðîé è ñèäè òèõî.
Âòîðîé èíâåñòèöèîííûé ïðîåêò. Ðåáåíîê íàäåæäà ðîäèòåëåé íà ðåàëèçàöèþ èõ íåðåàëèçîâàííûõ õîòåëîê. Ïîýòîìó ðåáåíîê äîëæåí ïðèëåæíî ó÷èòüñÿ, ðàäîâàòü ìàìó ñ ïàïîé, áûòü óäîáíûì è ïðèÿòíûì. Åãî ñîáñòâåííûå æåëàíèÿ è ïîòðåáíîñòè òàê æå èãíîðèðóþòñÿ, ïîñêîëüêó îí íåïðåìåííî äîëæåí äîñòè÷ü òîãî, ÷åãî íå äîñòèãëè ðîäèòåëè. Èëè ñòàòü óñïåøíûì, ïîòîìó ÷òî ðîäèòåëÿì íóæíû ðàçíîñ÷èêè ñòàêàíîâ ñ âîäîé.
Òðåòèé ãèïåðîïåêà. Ðåáåíîê ñàõàðíûé êóëåê áåç ðó÷åê è íîæåê, ïîýòîìó åãî íàäî âñÿ÷åñêè îáåðåãàòü è âñå çà íåãî äåëàòü, âêëþ÷àÿ ïîäòèðàíèå ïîïêè. Êàçàëîñü áû, ÷òî ó òàêèõ-òî ðîäèòåëåé âñå æåëàíèÿ è ïîòðåáíîñòè ðåáåíêà îñóùåñòâëÿþòñÿ? Ôèãóøêè, ëþáàÿ èíèöèàòèâíîñòü è ñàìîñòîÿòåëüíîñòü ðåáåíêà ïîäàâëÿåòñÿ, ëþáûå îïàñíûå è íåíàäåæíûå óâëå÷åíèÿ âûæèãàþòñÿ ñîâåòñêîé ñâàðêîé. Èòîã êàê â àíåêäîòå: Ìàìà, ÿ ïðîãîëîäàëñÿ? Íåò ñûíà, òû õî÷åøü â òóàëåò.
×åòâåðòûé áóäü êàê ìû, áóäü êàê âñå. Ìàìà ñ ïàïîé ñàìè äîâîëüíî çàâèñèìû îò ÷óæîãî ìíåíèÿ, íàïðèìåð áàáóøåê è äåäóøåê, è îíè ñîîòâåòñòâóþùèì îáðàçîì âîñïèòûâàþò ñâîèõ äåòåé. Âñå “ñòðàííîå, íåîáû÷íîå, íåïðèâû÷íîå” â æåëàíèÿõ è ïîòðåáíîñòÿõ ðåáåíêà îñóæäàåòñÿ ñî ñëîâàìè “À ÷òî ïîäóìàþò ëþäè?”.
Ïÿòûé íåïîñëåäîâàòåëüíîñòü. Ñëó÷àåòñÿ, êîãäà â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ ó÷àñòâóåò íåñêîëüêî ÷åëîâåê ñ ðàçíûìè ìîäåëÿìè âîñïèòàíèÿ. Íàïðèìåð äåòåé âîñïèòûâàåò ðîäèòåëè è áàáóøêè ñ äåäóøêàìè. Îäíè ðåáåíêó ðàçðåøàþò ÷òî-òî, äðóãèå ýòî æå ñàìîå çàïðåùàþò. Òî åñòü íàëè÷èå èëè îòñóòñòâèå êàêîãî-òî ïðàâèëà çàâèñèò îò ïðèõîòè âçðîñëûõ. Èç-çà ÷åãî ðåáåíîê âûíóæäåí ïîñòîÿííî ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ ê ÷óæèì õîòåëêàì, èãíîðèðóÿ ñâîè æåëàíèÿ è ïîòðåáíîñòè.
Çíà÷èò, ÷òî òàêîå ñêàçàë, îòêóäà áåðåòñÿ ñêàçàë, êàê ôîðìèðóåòñÿ ñêàçàë… Íó òîãäà, åñëè âû âñå îñîçíàëè, òîãäà èäèòå è íå ãðåøèòå. Íà ñåãîäíÿ âñå, äî âñòðå÷è â ñëåäóþùèõ…
Ëàäíî, âû æå âèäèòå, ÷òî âíèçó åùå ãîðà òåêñòà, êîãî ÿ òóò ïûòàþñü ðàçûãðàòü.
×òî èìåííî âû ñåãîäíÿ ñ âàìè áóäåì äåëàòü?
Ïðîáëåìà «çàâèñèìîñòè îò ÷óæîãî ìíåíèÿ» èìååò íåñêîëüêî ñâîèõ èçìåðåíèé:
Ïñèõîòåðàïèÿ ýòî êàê âîñõîæäåíèå íà ãîðó, çàéòè ìîæíî ñ ëþáîé ñòîðîíû, âåðøèíà âñåãäà îäíà. Ìû ñ âàìè çàéäåì ñî ñòîðîíû áóäóùåãî, òî åñòü íåãàòèâíûõ ïðîãíîçîâ è îæèäàíèé.
Âñÿêèé ðàç, êîãäà âû äóìàåòå î òîì, ÷òîáû äåëàòü òàê, êàê âàì õî÷åòñÿ, ó âàñ ìîæåò âîçíèêíóòü ñïåêòð ÷óâñòâ, òàêèõ êàê: ñòðàõ, òðåâîãà, ÷óâñòâî âèíû èëè ñòûäà, ÷óâñòâî áåñïîìîùíîñòè èëè ÷óâñòâî áåññìûñëåííîñòè.
Ïðîèñõîäèò ýòî ïîòîìó, ÷òî â âàøåé ãîëîâå, ÷àùå âñåãî íåîñîçíàííî, âîçíèêàåò ïðîãíîç: “Åñëè ÿ ïîïðîáóþ ñäåëàòü òî, ÷òî ÿ õî÷ó, òîãäà… áóäåò ïëîõî”.
Ñóùåñòâóþò ïÿòü âçàèìîñâÿçàííûõ èñòî÷íèêîâ äëÿ òàêèõ ïðîãíîçîâ:
Ñîáñòâåííûé íåãàòèâíûé íåïîñðåäñòâåííûé îïûò â ïðîøëîì (ïðîáîâàë ðàíüøå çíàêîìèòüñÿ – íå ïîëó÷èëîñü);
Ïîõîæèé îïûò (ïðîáîâàë ðàíüøå îáùàòüñÿ ñ íåçàêîìûìè ëþäüìè íà âå÷åðèíêàõ ïîëó÷àëîñü ïëîõî);
Íåãàòèâíûé îïûò äðóãèõ ëþäåé, êîòîðûå ïðîáîâàëè ñäåëàòü ýòî (âèäåë, êàê äðóãèå îáñèðàþòñÿ ñàì íå õî÷ó);
Ïðîãðàììèðîâàíèå áëèçêîãî îêðóæåíèÿ (åñëè òû ïîïðîáóåøü ñäåëàòü ýòî, ãîâîðèëà ìíå ìàìà, òî òû îáÿçàòåëüíî îáîñðåøüñÿ);
Èíòåãðèðîâàííîå ìíåíèå äðóãèõ ëþäåé (ÿ ñëûøàë, ÷òî åñëè òû ïîïðîáóåøü ñäåëàòü ýòî, òî îáÿçàòåëüíî îáîñðåøüñÿ);
Âñå ýòî ÿâëÿåòñÿ ôóíäàìåíòîì äëÿ ñîáñòâåííîãî ðåøåíèÿ ÿ òî÷íî çíàþ, ÷òî îáîñðóñü, ïîýòîìó ÿ íå áóäó ýòî äåëàòü.
Ïåðâûé ïðàêòè÷åñêèé áëîê ñáîð ìàòåðèàëà äëÿ ïðîðàáîòêè.
Àëãîðèòì:
1. Îçíàêîìüòåñü ñ òàáëèöåé óáåæäåíèé, êîòîðóþ ÿ ïðèâåë âûøå. Ññûëêà íà PDF
2. Ïî êàæäîìó èç óáåæäåíèé çàäàéòå ñåáå âîïðîñ: “Íàñêîëüêî ÿ âåðþ â ýòó èäåþ, èëè íàñêîëüêî îíà äëÿ ìåíÿ ïðàâäèâà?”. Îò íóëÿ äî ñòà ïðîöåíòîâ, ãäå íîëü íå âåðþ âîîáùå, à ñòî âåðþ ïîëíîñòüþ.
3. Ñîñòàâüòå ñïèñîê óáåæäåíèé, îò íàèáîëåå ïðàâäîïîäîáíîãî ê íàèìåíåå ïðàâäîïîäîáíîìó.
4. Ê êàæäîìó èç óáåæäåíèé çàäàéòå ñåðèþ ñëåäóþùèõ âîïðîñîâ:
Áûëè ëè ó ìåíÿ â æèçíè ñèòóàöèè, êîòîðûå ïîäòâåðæäàþò ýòî óòâåðæäåíèå?
Íàïðèìåð: “Ìîè ïîòðåáíîñòè è æåëàíèÿ íå âàæíû”. Åñòü ëè ó ìåíÿ îïûò, êîãäà ìîè ïîòðåáíîñòè è æåëàíèÿ îáåñöåíèâàëèñü, ïðèçíàâàëèñü íå âàæíûìè, íå ñóùåñòâåííûìè? Îò ìîèõ æåëàíèé è ïîòðåáíîñòåé îòìàõèâàëèñü èëè èõ îòêðûòî èãíîðèðîâàëè?
Êòî íèáóäü èç ìîåãî îêðóæåíèÿ (ñåìüÿ, äðóçüÿ, çíàêîìûå) ïîääåðæèâàåò ýòî óòâåðæäåíèå?
Òóò äâà âàðèàíòà:
Êòî-òî èç îêðóæåíèÿ ñ÷èòàåò, ÷òî ÂÀØÈ æåëàíèÿ è ïîòðåáíîñòè íå âàæíû. Íàïðèìåð âàì óæå òðèäöàòü ãîäî÷êîâ, à âàøà ìàìà äî ñèõ ïîð îòêàçûâàåò âàì â ïðàâå èìåòü ñîáñòâåííûå æåëàíèÿ è ïîòðåáíîñòè. Ñîâåòóåò âàì âñÿêóþ ÷åïóõó, êðèòèêóåò âàøè ðåøåíèÿ, âòîðãàåòñÿ â âàøå ëè÷íîå ïðîñòðàíñòâî è òàê äàëåå.
Êòî-òî èç îêðóæåíèÿ ñ÷èòàåò, ÷òî ÈÕ æåëàíèÿ è ïîòðåáíîñòè íå âàæíû. Íàïðèìåð âàø òîâàðèù íå ìîæåò ïîñëàòü â ïåøåå ýðîòè÷åñêîå ñâîèõ ðîäñòâåííè÷êîâ, êîòîðûå óæå öåëûé ìåñÿö ãîñòÿò â åãî êâàðòèðå íåäåëüêó.
Ïðèìåð çàïîëíåíèÿ:
Ãîòîâî, òåïåðü ó âàñ åñòü ìàòåðèàë äëÿ ðàáîòû.
Ïðèñòóïàåì ê îòðàáîòêå:
Òåõíèêà 1 “Çàæèâëåíèå ðàí”
1. Âûáåðè ïåðâóþ ñèòóàöèþ. Êðàòêî îïèøè åå êîãäà ïðîèçîøëà, êòî â íåé ó÷àâñòâîâàë è ÷òî ïðîèçîøëî.
2. Îïèøè ñâîè îùóùåíèÿ, êîãäà òû âñïîìèíàåøü ïðî ñâîé íåóäà÷íûé îïûò. Íåïðèÿòíî ëè îá ýòî âñïîìèíàòü?
3. Åñëè íåò, òî ïåðåõîäè ê ñëåäóþùåé ñèòóàöèè. Ìû èùåì íåïðèÿòíûå îùóùåíèÿ.
Åñëè äà òî êàê ìîæíî íàçâàòü ýòî îùóùåíèå? Ñòûä, âèíà, îáèäà, ðàçî÷àðîâàíèå, áåñïîìîùíîñòü, ïîäàâëåííîñòü èëè ÷òî-òî äðóãîå?
4.Îïèøè ýòè îùóùåíèÿ ïî ñëåäóþùèì êðèòåðèÿì:
ãäå îùóùàåòñÿ â òåëå? Ãîëîâà, øåÿ, ãðóäü, ñïèíà, æèâîò, ðóêè, íîãè?
êàêîå ïî ðàçìåðó?
÷òî-òî ñòàòè÷åñêîå, êàê áóäòî áû çàñòðÿëî íà îäíîì ìåñòå, èëè æå ïåðåìåùàåòñÿ?
ýòî ÷òî-òî ðàñøèðÿþùååñÿ, ñæèìàþùåå, äàâÿùèåå, òÿíóùåå èëè íå÷òî èíîå?
ïî òåìïåðàòóðå, ñêîðåå òåïëîå èëè õîëîäíîå?
ñêîëüêî ïðîöåíòîâ ýíåðãèè îòíèìàåò?
5. Íà ìàòåðèàëüíîì óðîâíå ýòî íåéðîííûå ñâÿçè, ôîðìèðóþùèå ñïåöèôè÷åñêèé ðèñóíîê íåðâíî-ìûøå÷íîãî íàïðÿæåíèÿ, âîçíèêàþùèé â îòâåò íà îïðåäåëåííîé âíåøíèé ðàçäðàæèòåëü.
Íà îáðàçîì óðîâíå âàñ ðàíèëè. Ñëîâîì, äåéñòâèåì, îòíîøåíèåì. È ýòà ðàíà åùå êàê áóäòî áû íå çàæèëà, è äî ñèõ ïîð áîëèò. È âñÿêèé ðàç, êîãäà âû òîëüêî äóìàåòå î òîì, ÷òîáû ñëåäîâàòü ñâîèì ñîáñòâåííûì æåëàíèÿì è ïîòðåáíîñòÿì, òåëî íàïîìèíàåò âàì îá ýòîé ðàíå íåïðèÿòíûìè îùóùåíèÿìè.
6. Òåëî õðàíèò ýòîò îïûò, ÷òîáû íå äîïóñòèòü ïîäîáíûõ ñèòóàöèé â áóäóùåì. È îíî áóäåò ïðîäîëæàòü âîñïðîèçâîäèòü ýòîò áîëåçíåííûé îïûò, ïîêà íå ïîëó÷èò èíîãî îïûòà. Èëè ïîêà âû íå ïðèìèòå ðåøåíèå íóæíî ëè âàì âîñïðîèçâîäèòü ýòîò îïûò?
7. Ïîñìîòðèòå íà ðàíó êàêîé åå îáðàç? Êàê îíî âàì ðèñóåòñÿ? ×èñòàÿ ðàíà èëè íàãíîèâøàÿñÿ? Ðàíà ïîâåðõíîñòíàÿ, ãëóáîêàÿ èëè ñêâîçíàÿ? Ðâàíàÿ, êîëîòàÿ, ðåçàíàÿ?
8. Ïðîñëåäóéòå ñâîèì ìûñëåííûì âçîðîì äî ñàìîé äàëüíåé òî÷êè ýòîé ðàíû. Åñòü ëè íà åå äíå êàêèå-íèáóäü îñêîëêè? Êàêàÿ-íèáóäü ãðÿçü, ãíîé, ìóñîð?
9. Òåïåðü ïðèìèòå ðåøåíèå ñîáèðàåòåñü ëè âû äàëüøå õîäèòü ñ ýòîé ðàíîé äàëüøå ïî æèçíè, èëè æå âñå òàêè õîòåëîñü áû âîññòàíîâèòñÿ? Âîïðîñ ìîæåò ïîêàçàòüñÿ ðèòîðè÷åñêèì, íî î÷åíü ÷àñòî íàëè÷èå êàêèõ-òî òðàâì íåñåò äëÿ íàñ âòîðè÷íûå âûãîäû. Ìû ìîæåì èñïîëüçîâàòü ñâîþ áîëü äëÿ ÷åãî-òî â ñâîåé æèçíè, íàïðèìåð äëÿ ñàìîîïðàâäàíèÿ.
10. Åñëè âû òâåðäî ðåøèëè èñöåëèòñÿ, è íèêàêèõ âòîðè÷íûõ âûãîä ó âàñ íåò òîãäà çàäàéòåñü âîïðîñîì ÷òî ñ ýòîé ðàíî ìîæíî áûëî áû ñäåëàòü?
11. Íàïðèìåð, ìîæíî áûëî äëÿ íà÷àëà åå î÷èñòèòü îò ãðÿçè, ãíîÿ è ìóñîðà. Îò âñåãî ÷åðíîãî, ñåðîãî è êîðè÷íåâîãî. Îò âñåãî äóðíî ïàõíóþùåãî, çàñòàðåëîãî, çàïëåñíåâåëîãî. Êàê èìåííî ýòî ìîæíî áûëî áû ñäåëàòü?
12. Êîãäà ïðèäóìàåòå ñâîé ñîáñòâåííûé ñïîñîá î÷èñòêè ðàíû ïîçâîëüòå åìó îñóùåñòâèòñÿ. Íàáëþäàéòå, êàê ïðîèñõîäèò î÷èùåíèå, èëè êàê îíî áû ïðîèñõîäèëî, åñëè áû âû ïîçâîëèëè ïðîöåññó îñóùåñòâèòñÿ.
13. Ïîñëå î÷èùåíèÿ ðàíû, ìîæíî ïîäóìàòü î ñïîñîáå çàæèâëåíèÿ. Çàøèòü, èëè ìîæåò ÷åì-íèáóäü ïîìàçàòü? Íàéäèòå ñâîé ñîáñòâåííûé ñïîñîá çàæèâëåíèÿ ðàíû è ïîçâîëüòå âàøåìó òåëó åãî îñóùåñòâèòü.
14. Ïîñëå òîãî, êàê ðàíà çàòÿíåòñÿ, ïðîâåðüòå âàøè îùóùåíèÿ. Êðèòåðèåì òîãî, ÷òî âû íå ïðîñòî ôàíòàçèðóåòå âñÿêîå, à çàíèìàåòåñü ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé ðàáîòîé áóäåò èçìåíåíèå îùóùåíèé. Åñëè ñòàëî ëåã÷å çíà÷èò âû âñå ñäåëàëè ïðàâèëüíî.
15. Âíîâü ïðîèãðàéòå òðàâìèðóþùóþ ñèòóàöèþ â ãîëîâå, îò íà÷àëà äî êîíöà. Êàê òåïåðü èçìåíèëèñü îùóùåíèÿ? Ïðîâåðüòå ðàíó íå îòêðûëàñü ëè îíà âíîâü? Åñëè îòêðûëàñü òî ïîâòîðèòå ïðîöåäóðó ïî èñöåëåíèþ âíîâü.
16. Êàê òîëüêî îò ýòîé ñèòóàöèè íå îñòàíåòñÿ íèêàêèõ ðàí, ïåðåõîäèòå ê ïðîðàáîòêå ñëåäóþùåé ñèòóàöèè èç ñïèñêà.
Òåõíèêà 2 “Îòñîåäèíåíèå îò àâòîðèòåòà”
1. Âûáåðèòå ÷åëîâåêà, îò ìíåíèÿ êîòîðîãî âû çàâèñèòå, èëè íåîäîáðåíèå êîòîðîãî âûçûâàåò ó âàñ íåïðèÿòíûå òåëåñíûå îùóùåíèÿ.
2. Ïðåäñòàâüòå îáðàç ýòîãî ÷åëîâåêà.
3. Êàê âàøå òåëî ðåàãèðóåò íà ýòó êàðòèíêó? Âîçíèêàåò ëè ãäå-íèáóäü íåïðèÿòíîå îùóùåíèå, è åñëè äà, òî ãäå? Åñëè íåò ïåðåõîäèòå ê ñëåäóþùåìó ÷åëîâåêó, ìû èùåì òåëåñíûé îòêëèê.
4. Îïèøèòå âîçíèêøåå íåïðèÿòíîå òåëåñíîå îùóùåíèå, âîçíèêàþùåå â îòâåò ýòîãî ÷åëîâåêà.
5. Çàäà÷à çàáðàòü ñâîå è îòäàòü ÷óæîå.
6. Ïðåäñòàâüòå, ÷òî îò âàøåãî îùóùåíèÿ ê êàðòèíêå òÿíåòñÿ ìàëåíüêàÿ íèòî÷êà. Íà êîíöå ýòîé íèòî÷êè íàõîäèòñÿ íå÷òî, ïðèíàäëåæàùåå âàì.
7. Ìûñëåííî ïîòÿíèòå çà ýòó íèòî÷êó, ïðåäñòàâëÿÿ, êàê íå÷òî ïðèíàäëåæàùåå âàì âîçâðàùàåòñÿ îáðàòíî â âàøå òåëî.
8. Íå÷òî ìîæåò âûãëÿäåòü êàê óãîäíî êàê ÷òî-òî êîíêðåòíîå, èëè ÷òî-òî àáñòðàêòíîå. Êàê ãàç, æèäêîñòü, æåëå èëè íå÷òî òâåðäîå. Êàê îáðàç ñàìîãî ñåáÿ, èëè êàê ïðîñòî íåÿñíîå ñâå÷åíèå.
9. Êàê òîëüêî âåðíåòñÿ, ðàçìåñòèòå ýòî íå÷òî â íàäëåæàùåå äëÿ íåãî ìåñòî.
Ïîñëå ýòîãî âíîâü ìûñëåííî ïîñìîòðèòå íà êàðòèíêó è ñïðîñèòå ñåáÿ: “À íåò ëè âî ìíå ÷åãî-òî, ÷òî ïðèíàäëåæèò ýòîìó îáðàçó? Êàêèå íèáóäü ìûñëè, èäåè, îïûò? Îùóùåíèÿ, îáðàçû, ìûñëè”?
10. Åñëè îáíàðóæèòå ÷òî-òî ÷óæåðîäíîå, òî çàäàéòå ñåáå âîïðîñ “Ýòî äëÿ ìåíÿ ïîëåçíî èëè íåò?”. Âñå ïîëåçíîå îñòàâëÿåòå, âñå áåñïîëåçíîå èëè îòêðîâåííî íåïðèÿòíîå ñî ñëîâàìè “Ìíå ÷óæîãî íå íàäî, ñâîåãî õâàòàåò” èçâëåêèòå èç ñåáÿ è âåðíèòå ýòîìó îáðàçó.
11. Êàê òîëüêî ïðîèçîéäåò îáìåí (âåðíóëè ñâîå è îòäàëè ÷óæîå), ïðîâåðüòå ñâîè îùóùåíèÿ.
Åñëè â òåëå âîçíèêíåò êàêîå-òî ñîïðîòèâëåíèå, çíà÷èò âû âûòàùèëè íå âñå èç ýòîé êàðòèíêè. Ïðîâåðüòå, ìîæåò áûòü âû íå çàáðàëè èëè íå îòäàëè åùå ÷òî-òî.
12. Êîãäà îáìåí áóäåò çàâåðøåí, ñêàæèòå ïðî ñåáÿ èëè âñëóõ ñëåäóþùóþ ôðàçó: “Ìíå àáñîëþòíî âñå ðàâíî, êàê òû êî ìíå îòíîñèøüñÿ”.
13. Ïðîâåðüòå îùóùåíèÿ. Åñëè âîçíèêàåò ñîïðîòèâëåíèå, êàê áóäòî áû ýòî ôðàçà íå ñîâñåì ïðàâäà, òî ãäå ýòî ñîïðîòèâëåíèå? Ãîëîâà, øåÿ, ãðóäü, ñïèíà, æèâîò, ðóêè, íîãè?
14. Îïèøèòå ýòî îùóùåíèå è ñïðîñèòå ñåáÿ: “Ýòî ìîå îòîçâàëîñü èëè ÷óæîå”?
15. Åñëè ÷óæîå òî íå ïîðà ëè ýòî îòïóñòèòü? Íàáëþäàéòå, êàê ýòî íå÷òî ðàñòâîðÿåòñÿ, âûòåêàåò, ñæèãàåòñÿ, èñïàðÿåòñÿ èëè èñ÷åçàåò ëþáûì äðóãèì ñïîñîáîì.
16. Åñëè ñâîå òî îöåíèòå ñòåïåíü ïîëåçíîñòè ýòîãî äëÿ âàøåé æèçíè. Îíî äëÿ ÷åãî-òî íóæíî, ÷åìó-òî ñëóæèò? Ïîìîãàåò ðåøàòü ïðîáëåìû, äîñòèãàòü öåëåé è ïîëó÷àòü óäîâëåòâîðåíèå â ïðîöåññå? Åñëè íåò òî ïîâòîðèòå ïðîöåäóðó èç ïóíêòà 15.
Åñëè âñå òàêè â ýòîì åñòü íå÷òî ïîëåçíîå, òî îïðåäåëèòå íà ñêîëüêî ïðîöåíòîâ? Äîïóñòèì ïîëåçíîãî òàì ïðîöåíòîâ 20, à áåñïîëåçíîãî 80. Áåñïîëåçíîå îòïóñêàåòå ïî ïóíêòó 15.
Îñòàâøååñÿ ïîëåçíîå âïèòûâàéòå è íàáëþäàéòå, êàê îíî ðàñïðåäåëÿåòñÿ ïî òåëó.
17. Êàê òîëüêî îòðàáîòàåò âñå âîçìîæíîå ñîïðîòèâëåíèå, è ôðàçà “Ìíå âñå ðàâíî, êàê òû êî ìíå îòíîñèøüñÿ” ïåðåñòàíåò îùóùàòüñÿ íåïðàâäîé, ïåðåõîäèòå ê îòðàáîòêå ñëåäóþùåé àâòîðèòåòíîé ôèãóðû.
Íà ñåãîäíÿ âñå, ïèøèòå â êîììåíòàðèÿõ ñâîè âîïðîñû è óòî÷íåíèÿ ïî ïðàêòè÷åñêîé è òåîðåòè÷åñêîé ÷àñòè. Óâèäèìñÿ â êîììåíòàðèÿõ è â ñëåäóþùèõ ïîñòàõ.
P.S. Îòêðûòà çàïèñü íà êîíñóëüòàöèè. Åñëè ó âàñ åñòü æåëàíèå èëè íåîáõîäèìîñòü ïîðàáîòàòü ìîæåòå ïèñàòü íà ïî÷òó psy.kuz@yandex.ru